11.09.2024

Ленинский план монументальной пропаганды. Искусство первых революционных лет. объекты монументальной пропаганды, установленные в рамках реализации плана


1. К. Марксу и Ф. Энгельсу. Пл. Революции. 1918.

В.И.Ленин произносит речь на открытии памятника К.Марксу и Ф.Энгельсу. Москва, 7 ноября 1918 года.

Памятник Марксу и Энгельсу, открытый 7 ноября 1918 года на площади Революции, оказался в числе самых неудачных и вскоре был снят. Работа скульптора С. Мезенцева представляла собой композицию из двух полуфигур на очень высоком постаменте, напоминавшем трибуну. Не отличавшиеся портретным сходством, рыхлые по форме, непропорциональные, пластически не связанные между собой скульптуры вызвали массу нареканий. Да и в целом композиция - громоздкая, пропорционально несовершенная, плохо читаемая с любой точки зрения, кроме фронтальной, не удовлетворяла даже самым непритязательным требованиям

2. Павшим за мир и братство народов. Красная пл. 1918. (Мемориальная доска).

В.И.Ленин, Я.М.Свердлов, В.А.Аванесов, Н.И.Подвойский, Г.И.Окулова и М.Ф.Владимирский перед открытой мемориальной доской в память павших за мир и братство народов 7 ноября 1918 года.

Самая известная из мемориальных досок тех лет - "Павшим в борьбе за мир и братство народов", исполненная скульптором С. Т. Коненковым, была открыта 7 ноября 1918 года на стене Сенатской башни Кремля и посвящена памяти павших борцов октябрьской революции.
На создание этой работы Московский Совет объявил открытый конкурс, в результате которого победу одержал проект Коненкова.
Барельеф, составленный из 49 кусков подкрашенного цемента, представлял собой изображение крылатого Гения Победы с красным знаменем в правой руке и зеленой пальмовой ветвью (символом бессмертия) - в левой. У ног его, перевитые траурной лентой, разбросаны поломанные сабли и ружья; за плечами - восходящее солнце, лучи которого составлены из слов "Октябрьская 1917 Революция".
Несмотря на недолговечность материала и на то немаловажное политическое обстоятельство, что Ленина ее художественная концепция не вполне удовлетворяла, доска находилась на своем месте до 1948 года. Cейчас она хранится в фондах Музея Современной истории России

В первые годы советской власти появились следующие надписи и рельефы:

на фасаде здания Городской думы старый герб Москвы (Георгий Победоносец, побивающий дракона) был заменен рельефом работы Г. Алексеева с изображением полуфигур рабочего и крестьянина; на торцовой стене его была установлена памятная доска с надписью: "Религия - опиум для народа", на фронтоне - медальон с текстом: "Революция - вихрь, отбрасывающий назад всех, ему сопротивляющихся";

на стене Исторического музея появилась доска с назидательной надписью: "Уважение к древности есть несомненно один из признаков истинного просвещения" (архитектор С. Чернышев);

на колонне Большого театра - доска в виде флага со словами Н. Г. Чернышевского: "Творите будущее, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее, сколько можно перенести" (не сохранилась);

на здании Малого театра - барельеф с изображением Геракла, побеждающего разъяренного быка, и надпись: "В борьбе обретешь ты право свое" (не сохранились);

на доме № 25 по Тверскому бульвару - доска с профильным портретом А. И. Герцена и датами, отмечающими 50-летие со дня его смерти (1870-1920) (скульптор Н. А. Андреев).

3. Обелиск Свободы (Обелиск Конституции РСФСР). Советская пл. 1918.

Сооруженный по проекту архитектора Д. П. Осипова и открытый ко дню первой октябрьской годовщины монумент Советской Конституции представлял собой трехгранный обелиск, основание которого имело небольшой балкон, украшенный советской символикой.
Все это грандиозное сооружение покоилось на высоком подиуме в виде грота, оформленного декоративными деталями в стиле классицизма.
В 1920 году в композицию обелиска была включена предусмотренная проектом статуя Свободы, которая придала памятнику новый, глубоко символический образный смысл. В ней скульптор Н. А. Андреев стремился воплотить не только пафос победившей революции, но и наивную веру своего поколения в торжество идеи Свободы в самом широком ее понимании.
Обелиск Советской Конституции, названный вскоре Обелиском Свободы, был разобран в 1939 году в связи с реконструкцией Советской площади.

4. Революционным мыслителям. Александровский сад. 1918.

Обелиск-монумент, посвященный 300-летию царствования дома Романовых, был установлен в Александровском саду в 1914-м году. Автор проекта - архитектор С.А. Власьев. Памятник представляет собой невысокую стелу из белого мрамора, купол которой увенчан позолоченным двуглавым орлом. Стены монумента украшали высеченные на них фамилии всех правящих членов царской семьи Романовых.
В 1918-м году по плану Монументальной пропаганды обелиск кардинально меняет внешний облик и название. Фамилии царей стёсаны, вместо них появляются фамилии революционных мыслителей, двуглавый орёл - символ самодержавия демонтирован, а сам памятник обретает название «Революционным мыслителям и деятелям борьбы за освобождение трудящихся». (выполнил работы архитектор Н.А. Всеволжский).
Список из девятнадцати фамилий помещен на фасадной плоскости четырехгранного обелиска - Маркс, Энгельс, Ли-бкнехт, Лассаль, Бебель, Кампанелла, Мелье, Уинстлей, Мор, Сен-Симон, Вальян, Фурье, Жорес, Прудон, Бакунин, Чернышевский, Лавров, Михайловский, Плеханов; кубический постамент украшен, в центре рельефного орнамента в венке вырублено: "РСФСР" и ниже - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!".
В 1966-м году, в связи с возведением монумента Могилы Неизвестного солдата, памятник перенесен от входа в Александровский сад на площадку у грота «Руины» и Средней Арсенальной башни.

5. Мысль. Цветной бульвар. 1918.

На фотографии на заднем плане памятник Ф. М. Достоевскому.

Гранитная статуя "Мысль" выполнена С. Д. Меркуровым в 1913 году. С 1956 года стоит на могиле автора на Новодевичьем кладбище.

6. К. Марксу. Садовая-Триумфальная ул. 1918— 1919.

7. К. Марксу. (Ульяновская ул.). 1918—1919.

8. А. Н. Радищеву. Триумфальная (Маяковского) пл. 1918.

Первым памятником монументальной пропаганды в Москве принято считать гипсовый бюст Александра Николаевича, Радищева, ныне хранящийся в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры им. А. В. Щусева. Погрудный портрет великого русского просветителя, основоположника революционного направления русской общественной мысли, "прорицателя вольности" был выполнен Л. В. Шервудом в двух вариантах, установленных одновременно в Москве и Петрограде.
Открытие памятника Радищеву в Москве состоялось 6 октября 1918 года на Триумфальной площади. Гипсовый бюст был установлен на постаменте, сколоченном из сосновых досок с вырезанной по фасаду надписью: "Радищев".
В отличие от петроградского, вскоре погибшего во время бури, московский памятник Радищеву простоял около 20 лет. Лишь в начале 1930-х годов в связи с реконструкцией площади он был разобран, а бюст передан на хранение в Музей Революции СССР, откуда он позднее поступил в фонды Литературного музея, а в конце 1940-х годов- в Музей архитектуры.

9. Робеспьеру. Александровский сад. 1918.

Бетонный памятник Робеспьеру (фигура в рост) работы Б. Ю. Сандомирской, установленный на площадке у грота в Александровском саду 3 ноября 1918 года, был взорван контрреволюционерами в ту же ночь.

10. А. В. Кольцову. Театральная (Свердлова) пл. 1918.
скульптор С. Сырейщиков

С. А. Есенин читает стихи на открытии памятника А. В. Кольцову. 1918, ноябрь, 3. Москва

11. И. С. Никитину. Театральная (Свердлова) лл. 1918.
скульптор А. Блажиевич

12. Т. Г. Шевченко. Рождественский бульвар. 1918.

Статуя Т. Г. Шевченко работы С. М. Волнухина была установлена на Рождественском бульваре близ Трубной площади 3 ноября 1918 года. Сильный по психологической выразительности образ Кобзаря, задуманный скульптором, в художественном отношении проиграл, оказавшись частью вялой жанровой композиции, выполненной с торопливой небрежностью. Гипсовый памятник просуществовал очень недолго. В 1920 году С. М. Волнухину была предоставлена возможность перевести памятник в долговечный материал, однако художник не смог ею воспользоваться. Тяжело заболев и жестоко страдая от голода и холода, он покинул Москву и в 1921 году скончался в Геленджике.

13. И. П. Каляеву. Перед Александровским садом. 1918.
cкульптор Б. Лавров

14. С. Н. Халтурину. Миусская пл. 1918.
Cкульптор С. Алешин

15. С. Л. Перовской. Миусская пл. 1918.
Cкульптор С. Алешин

16. Ф. М. Достоевскому. Цветной бульвар. 1918.

Гранитная статуя Ф. М.Достоевского была выполнена С. Д. Меркуровым в 1914 году по заказу миллионера Шарова. По легенде моделью для статуи Достоевского был Александр Вертинский.Мировая война помешала тогда реализовать проект памятника, задуманный скульптором. После опубликования 2 августа 1918 года списка лиц, которым намечалось поставить памятники в Москве, где, в частности, значилось и имя Достоевского, Меркуров предложил Моссовету уже готовую гранитную фигуру. Специальная комиссия, возглавлявшаяся А. В. Луначарским, одобрила работу Меркурова, и 7 ноября 1918 года на Цветном бульваре, недалеко от Трубной площади, состоялось торжественное открытие памятника. Это был первый большой успех Меркурова при новой власти.
В 1936 году в связи с реконструкцией бульвара памятник был перенесен на новое место - во двор одного из флигелей бывшей Мариинской больницы, где родился писатель (улица Достоевского, 2). С 1928 года здесь размещается Музей - квартира Ф. М. Достоевского.

17. М. Е. Салтыкову-Щедрину. Серпуховская (Добрынинская) пл. 1918.

18. Ж. Жоресу. Новинский бульвар. (Чайковского ул.). 1918.
скульптор С. И. Страж

19. Г. Гейне. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

20. Э. Верхарну. Екатерининский сквер (Страстной бульвар). 1918.

21. М. А. Бакунину. Тургеневская пл. 1919.

Модель памятника М. А. Бакунину

Памятник М. А. Бакунину, установлен в июне 1919 года у Мясницких ворот. Работа, выполненная скульптором Б. Д. Королевым в кубофутуристическом ключе, представляла собой хаотическое нагромождение геометрических форм, что, по мысли автора, должно было символизировать философию анархизма. Сооруженный из цемента памятник долгое время был закрыт досками - власти оттягивали открытие, не решаясь представить это весьма сомнительное произведение взорам москвичей. После открытия газеты запестрели статьями о "взбесившейся фигуре". Примечателен тот факт, что памятник не был принят даже самими анархистами, которые открыто выразили протест против такого "скульптурного издевательства" над своим идейным вождем. Моссовет постановил памятник снять

22. «Степан Разин с ватагой». Красная пл. 1919.

Фрагмент сульптурной группы "Степан Разин со своею дружиной", установленной в Москве на Красной площади 1 мая 1919 года

За выполнение скульптурного изображения Разина для установки в Москве на Красной площади взялся Сергей Тимофеевич Конёнков. Он создал необычную монументально-декоративную композицию «Степан Разин с ватагой».
Эта композиция включала вырезанные из дерева статую вождя Крестьянской войны, головы пяти разинских сподвижников и полулежащую фигуру персидской княжны, отлитую из цемента, которую, как поётся в известной песне, Стенька Разин бросил в «набежавшую волну». Работа заняла около двух лет и была завершена в 1919 году.
Открытие памятника было приурочено к первомайскому празднику 1919 года. Скульптурную композицию разместили Красной площади, на Лобном месте, с которого был оглашен 6 июня 1671 года смертный приговор Степану Разину.
Скульптурная группа «Степан Разин с ватагой» простояла на Красной площади всего 25 дней. Из-за недостаточных размеров она совершенно терялась на фоне кремлевских башен, Покровского собора, массивного здания ГУМа и потому была перенесена для демонстрации в один из музеев. Позже её перевезли в Ленинград и поместили на вечное хранение в экспозицию Русского музея.

23. Ж.-Ж. Дантону. Пл. Революции. 1919.

Н. А. Андреев создает колоссальную голову Ж. Ж. Дантона, которая 2 февраля 1919 года была установлена на площади Революции. Лейтмотивом образа, безусловно, послужила идея преемственности духа Великой французской революции. Но, безупречное с идеологической точки зрения, это произведение оказалось не просто неудачным, но антихудожественным. Обработанная жесткими "рублеными" плоскостями, почти квадратная голова напоминала маску чудовищного механического монстра. Вскоре по постановлению Моссовета памятник был снят.

24. Ж.-П. Марату. Симонова слобода. 1919.

25. А. И. Герцену. Перед Университетом. 1922.

26. Н. П. Огареву. Перед Университетом. 1922.

27. К. А. Тимирязеву. Никитские ворота. 1923.

Последние 3 памятника сохранилиь на своих первоначальных местах и по ним много общеизвестной информации.

Буду рад любым исправления и дополнениям!


90 лет тому назад, в марте 1918 года, В.И.Ленин обратил пристальное внимание на книгу итальянского мыслителя Т.Кампанеллы "Город солнца", где утверждалась мысль о пропаганде социалистических идей с помощью монументов и надписей на стенах зданий. Ленину, всегда творчески воспринимавшему мысли и идеи своих предшественников, эта книга итальянского философа-утописта показалась чрезвычайно актуальной. Ильич понимал важность монументальной пропаганды в России, где 80 процентов населения не знало грамоты. Видя памятники лучшим людям Земли, человек естественно заинтересуется их делами и начнет осваивать грамоту. Так сама жизнь продиктовала необходимость этого плана, утвержденного в апреле того же 1918 года Совнаркомом.

По плану были сняты многие памятники сильным мира сего, о которых столь гневно, задолго до Маяковского, говорил Л.Н.Толстой. Справедливости ради отметим, что снимали, в основном, действительно громоздкие и малохудожественные истуканы; по ним до сих пор льют слезы "истинные патриоты".

По инициативе Ленина образовали комиссию из работников Наркомпроса и Наркомата имуществ, которая подготовила список из 69 имен деятелей революционного движения, науки и культуры; им надлежало поставить памятники в обеих столицах. В списке стояли действительно достойнейшие имена: Маркс и Радищев, Герцен и Бакунин, Мусоргский и Скрябин, Рублев и Гарибальди, Гейне и Добролюбов, Рентген и Шевченко, Желябов и Перовская, Разин и Робеспьер...Ленин предусматривал установку в дальнейшем и других монументов. Знаменательны его слова: "Было бы величайшей ошибкой и худшей ошибкой, которую может сделать марксист, думать. что многомиллионные народные (особенно крестьянские и ремесленные) массы, осужденные всем современным обществом на темноту, невежество и предрассудки, могут выбраться из этой темноты только по прямой чисто марксистского просвещения". Именно поэтому атеист Ленин считал важным поставить памятник Андрею Рублеву.

7 ноября 1918 года на Спасской башне Кремля была установлена мемориальная доска в честь павших героев Октября (из белого цемента) - барельефное изображение женщины со знаменем. Открывали этот первый памятник В.И.Ленин и автор, скульптор С.Т Коненков. В кадре кинохроники - прекрасное лицо Сергея Есенина, кантата которого торжественно звучала на площади:

Впоследствии памятная стена, воспетая Маяковским, была демонтирована, реставрирована автором, а ныне она скрыта от глаз людских в запасниках Русского музея (как, впрочем, и все произведения советского искусства). Такова же судьба еще одного творения Коненкова - памятника Степану Разину в Москве, на открытии которого выступал Ленин.

Лучшие ваятели создавали те многочисленные, но, к сожалению, сделанные из непрочных материалов (гражданская война!) памятники. Большая часть из них не сохранилась. В Ленинграде остался памятник Некрасову на Литейном проспекте у дома №37; в фондах Русского музея находится памятник-бюст Ф.Лассалю. Возвышаются на своих местах памятники Г.В.Плеханову, М.Володарскому и Рентгену. И, наконец, стоит мемориал на Марсовом поле. В 1927 году скульптор А.Т.Матвеев создал свой шедевр - группу "Октябрь", через 40 лет установленную у БКЗ "Октябрьский". А разве не естественным продолжением ленинского плана стали лучшие памятники Ленинграда последующих десятилетий? А что общего у них с нынешними, в основном, нелепыми и чуждыми духу города истуканами? Читатели легко ответят на эти вопросы.

В список были включены не только имена революционеров и крупных общественных деятелей, но и великих деятелей русской и зарубежной культуры (поэтов, философов, ученых, художников, композиторов, актеров) - всего 70 имен. Кроме памятников отдельным лицам, план монументальной пропаганды предполагал также установку монументальных аллегорических композиций. Четкой границы завершения работ над проектами монументальной пропаганды не существует. Как отмечается в Большой Советской энциклопедии, «в широком смысле вся история советского монументального искусства представляет собой продолжение ленинского плана монументальной пропаганды».

Для осуществления «плана» были привлечены известные скульпторы Москвы, Петрограда и других городов. Тем самым был дан мощный стимул к развитию скульптуры. Важно отметить, что государственный заказ на монументальную скульптуру сыграл важную роль в определении магистрального направления советской скульптуры: преобладание городских монументов, общественная значимость как руководящий критерий при выборе тематики, патриотизм, эмоциональная сдержанность, героическое содержание, обобщенность и идеализация образов, порой излишний пафос, грандиозность масштабов и замыслов.

Об оптимистическом настрое среди скульпторов в связи с планом «монументальной пропаганды» свидетельствуют воспоминания старейшего русского скульптора Л. Шервуда : «… Я был не только обрадован, но и изумлен тем, что, несмотря на громадные материальные лишения, которые мы тогда испытывали, молодому советскому государству понадобилась скульптура, потребность в которой всегда связывалась с избытком средств индивидуального заказчика или общественной организации. Теперь, конечно, для нас понятно, что ленинский план „монументальной пропаганды“ был органически связан с великим делом культурной революции, с колоссальной перестройкой человеческого сознания, которую сделали возможной великие дни Октября».

В условиях экономического кризиса, вызванного проводимой большевиками политики военного коммунизма , для полноценной реализации «плана» не хватало материальных ресурсов. Приходилось идти на компромиссы и ухищрения: использовать недолговечные материалы (гипс , бетон , дерево). Поэтому первые памятники создавались как временные, и предполагалось лучшие из них впоследствии перевести в «вечные» материалы. Для того, чтобы придать бетонной скульптуре благородный вид, скульптор Н. А. Андреев добавлял мраморную крошку в качестве заполнителя для бетонной смеси. Бетон с мраморной крошкой внешне был очень похожим на камень, так что немногие могли их отличить, но как скульптурный материал он всё же оставался трудным для обработки и очень непрочным. Финансовые трудности не останавливали процесс выработки и установления городских монументов. Ленин лично занимался вопросами финансирования проектов, так как «монументальная пропаганда», как отметил Шервуд, была одним из важнейших мероприятий в деле культурной революции. С упрочением хозяйственного положения Советской России в 1922 году появляются памятники из прочных материалов, сохраняющихся длительное время. Первые пореволюционные бронзовые памятники в Москве датируются 1924 годом .

В проектах, выполненных по плану «монументальной пропаганды», принимали участие скульпторы и архитекторы ставшие впоследствии известными мастерами советского искусства: Сергей Конёнков , Вера Мухина , Карл Зале , Александр Матвеев , Эрнест Шталберг , Сергей Меркуров , Иван Шадр , Лев Руднев , Теодор Залькалнс и другие.

Также необходимо помнить об ограничивающих свойствах таких трудных для обработки материалов, как бетон, которые скульпторы весьма успешно преодолевали. И если эстетическая оценка памятников, воздвигнутых по плану «монументальной пропаганды», может быть дискуссионной, то колоссальное историческое значение плана «монументальной пропаганды» для развития советской скульптурной школы бесспорно. О выдающейся роли монументальной пропаганды для советской скульптуры писала Вера Мухина:

Работа по плану монументальной пропаганды была тем зерном, из которого проросла вся советская скульптура. Перед искусством раскрылись невиданные перспективы, оно обогатилось новыми целями. Задача, поставленная Лениным, была важна и необходима не только для народных масс, но и для нас, художников…".

Для развития скульптуры важна была также активная деятельность печатных органов по популяризации скульптурных памятников и монументов, особенно в первое время монументальной пропаганды. Открытие какого-либо памятника всегда сопровождалось рядом мероприятий по подготовке граждан к восприятию нового памятника: публиковались статьи под рубриками «Кому пролетариат ставит памятники», «Тени забытых предков» и пр.

К первой годовщине Октябрьской революции 7 ноября 1918 года на улицах и площадях Москвы было открыто 12 монументов. Наиболее значимым среди них был обелиск, посвященный первой советской конституции , через полгода дополненный статуей свободы . По мнению некоторых исследователей, монумент Советской Конституции - одно «из лучших произведений ленинского плана монументальной пропаганды» . Однако кирпичный обелиск с бетонной статуей быстро обветшал, простояв всего лишь около 20 лет; в 1941 году его снесли при расчистке площади.

За время с 1918 по 1921 год Москва получила более 25 памятников, Петроград - свыше 15.

В настоящее время монументальная пропаганда ассоциируется прежде всего со скульптурными памятниками, однако перспектива развития монументальной пропаганды не ограничивалась средствами изобразительного искусства, подразумевая широкий синтез всех искусств, включая литературу, театр и музыку (например, в организации массовых зрелищ).

О ленинском плане монументальной пропаганды

Идея плана монументальной пропаганды принадлежала лично Ленину, заимствовавшему ее из утопии Т. Кампанеллы "Город Солнца". Основные задачи плана были сформулированы в декрете Совнаркома "О памятниках республики" (принят 12 апреля 1918 года). Список имен исторических деятелей, в честь которых предполагалось устроить монументы в городах России был утвержден Совнаркомом 30 июля 1918 года.

В рамках ленинского плана монументальной пропаганды в Петрограде в 1918-1920 годах было установлено около 20 скульптур.

Памятник А. Н. Радищеву (1918 г., скульп. Л. В. Шервуд)

Открыт 22 сентября 1918 года. Находился в символическом проломе ограды сквера Зимнего дворца со стороны набережной.

Из речи Луначарского (в пересказе "Петроградской правды")

Радищев принадлежит нам. Прочь от него руки, правые с.-р. и меньшевики! Это был революционер во весь рост, не знавший компромиссов с крепостниками и тиранами. И ему первый дар русской революции.

Довожу до сведения коменданта, что сего числа во время моего дежурства в 5 часов утра, памятник, поставленный на углу у бывшего Зимнего дворца товарищу Радищеву, упал и разбился.1

Памятник Ф. Лассалю (1918 г., скульп. В. А. Синайский)

Открыт 6 октября 1918 г. к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у здания Городской думы на Невском проспекте. Снят в 1938 году.

Памятник Н. А. Добролюбову (1918 г., скульп. К. Ф. Зале)

Открыт 27 октября 1918 г. к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у Тучкова моста до 1924 г.

Памятник К. Марксу (1918 г., скульп. А. Т. Матвеев)

Открыт к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у Смольного института.

Памятник "Красногвардеец" (1918 г., скульп. В. Л. Симонов)

Открыт к первой годовщине октябрьского переворота. Находился у лютеранской церкви Св. Екатерины на Большом проспекте В.О. Существовал до 1923 года.

Памятник Н. Г. Чернышевскому (1918 г.)

Памятник Г. Гейне (1918 г., скульп. В. А. Синайский)

Памятник Т. Г. Шевченко (1918 г., скульп. Я. Тильберг)

Находился возле мечети. Существовал до 1926 года.

В Петрограде состоялось торжественное открытие памятника украинскому народному поэту Тарасу Шевченко. Это – первый в России памятник Шевченко.

Памятник С. Перовской (1918 г., скульп. О Гризелли)

Открыт 29 декабря 1918 года. Находился на Знаменской улице. Снят по постановлению Петросовета от 8 апреля 1919 года.

А. В. Луначарский об открытии памятника:

Некоторые прямо шарахнулись в сторону, а З. Лилина на самых высоких тонах потребовала, чтобы памятник был немедленно снят.1

Памятник А. И. Герцену (1919 г., скульп. Л. В. Шервуд)

Памятник Огюсту Бланки (1919 г.)

Памятник Дж. Гарибальди (1919 г., скульп. К. Зале)

Памятник Борцам революции (1919 г., арх. Л. В. Руднев)

Скульптура "Великому Металлисту" (1920 г., скульп. М. Ф. Блох)

Находилась у Дворца труда.

Скульптура "Освобожденный труд" (1920 г., скульп. М. Ф. Блох)

В. М. Ходасевич:

Первые ряды уже вступали на площадь и, окончательно ошеломленные, останавливались перед скульптурой непристойно белого, гипсового, мускулистого "Пролетария" и медленно обходили его вокруг. Начались такие высказывания, что хоть я и помню их, но неловко это написать, хотя многое было даже остроумно.1

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://fragments.spb.ru/


из лекции 5 -
О "ЗАВЕТАХ", "СОВЕТАХ" ИЛЬИЧА И СОВРЕМЕННОСТИ

Владимир Ильич Ленин не зря признан гением. Добра или зла мы сейчас обсуждать не будем. Но ему удалось и создать политическую партию практически на "полупустом" месте, и сделать ее идеи и деятельность понятными и привлекательными для многих граждан России (и не только дореволюционной). Не случайно считается Ленин и одним из основоположников теории советской агитации и пропаганды – в работах Ильича мы найдем немало интересных мыслей, которые могут быть полезны и современному политику.

Многотомное собрание сочинений В.И.Ленина содержит множество как серьезных теоретических работ, так и произведений, имеющих прикладной характер, среди которых есть и труды, посвященные вопросам организации агитационно-пропагандистской работы РСДРП. В первую очередь, следует назвать статьи «С чего начать», «Партийная организация и партийная литература» и «Что делать». Стоит ли с ними знакомиться современному российскому политику? Разумеется стоит. И стоит поразмыслить и над ленинским планом создания партии. Но тупо копировать ленинский опыт, конечно, не следует.

В чем заключаются и в какой степени «заветы» Ленина применимы сейчас?

Напомню, что Владимир Ильич начинал создавать партию фактически с нуля.

Ленинская "модель" партии .

В конце ХIХ века в России существовало несколько десятков рабочих кружков, которые надо было не только объединить, но и привлечь к идеям марксизма (а позже и большевизма) значительную часть рабочих и крестьян. Ленин очень большое внимание уделял тому, что мы сейчас могли бы назвать словом «моделирование» или «проектирование» партии.
«Ленинская модель» сводилась к тому, что партия большевиков – это небольшая группа профессиональных революционеров, которая опирается на определенные классы или слои, определяя их как свою опору или союзников. При этом кто является союзником, а кто является "временным попутчиком" партия определяла в зависимости от политической ситуации. Историки знают, какие дебаты велись в РСДРП по поводу пункта в уставе партии определяющим, кто может быть членом РСДРП.
Еще одна особенность - Ленин действовал в условиях подполья, нелегально.
Замечу, что большинство партий, претендовавших на места в первом и последующих российских парламентах созданы были преимущественно в связи с тем, что царь объявил выборы в I Государственную Думу. То есть только рождение парламента стало толчком к объединению в рядах партий помещиков, буржуазию, средний класс, дворянство. А если бы царь не назначил выборы в госдуму, то вполне вероятно так и была бы одна партия в России. Ну, может, две.

А теперь – некоторые "заветы" и "советы" Ленина.

Первой задачей партийного строительства Ленин поставил создание общерусской политической газеты.

При этом он определил специфику этой газеты – она должна быть не только агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором.

И еще одна особенность агитационной деятельности российских социал-демократов (но не последняя) в том, что Ленин обращал особое внимание на «обличения» в партийной прессе.

Вот, что писал сам Ильич в работе "С чего начать?" :

Исходным пунктом деятельности, первым практическим шагом к созданию желаемой организации, наконец, основной нитью, держась которой мы могли бы неуклонно развивать, углублять и расширять эту организацию, - должна быть постановка общерусской политической газеты. Нам нужна прежде всего газета, - без нее невозможно то систематическое ведение принципиально выдержанной и всесторонней пропаганды и агитации, которое составляет постоянную и главную задачу социал-демократии вообще и особенно насущную задачу настоящего момента, когда интерес к политике, к вопросам социализма пробужден в наиболее широких слоях населения... Вряд ли будет преувеличением сказать, что степень частоты и регулярности выхода (и распространения) газеты может служить наиболее точным мерилом того, насколько солидно поставлена у нас эта самая первоначальная и самая насущная отрасль нашей деятельности. Далее, нам нужна именно общерусская газета. Если мы не сумеем и пока мы не сумеем объединить наше воздействие на народ... посредством печатного слова, - будет утопией мысль об объединении других, более сложных, трудных, но зато и более решительных способов воздействия. ...Наконец, нам нужна непременно политическая газета. Без политического органа немыслимо... движение, заслуживающее названия политического. Без него абсолютно неисполнима наша задача - сконцентрировать все элементы политического недовольства и протеста. Мы сделали первый шаг, мы пробудили в рабочем классе страсть "экономических", фабричных обличений. Мы должны сделать следующий шаг: пробудить во всех сколько-нибудь сознательных слоях народа страсть политических обличений... У людей, способных и готовых обличать, нет трибуны, с которой они могли бы говорить, - нет аудитории, страстно слушающей и ободряющей ораторов. ...И мы обязаны создать трибуну для всенародного обличения царского правительства; - такой трибуной должна быть социал-демократическая газета.

Роль газеты не ограничивается, однако, одним распространением идей, одним политическим воспитанием и привлечением политических союзников. Газета - не только коллективный пропагандист и коллективный агитатор, но также и коллективный организатор... При помощи газеты и в связи с ней сама собой будет складываться постоянная организация, занятая... регулярной общей работой, приучающей своих членов внимательно следить за политическими событиями, оценивать их значение и их влияние на разные слои населения, вырабатывать целесообразные способы воздействия на эти события со стороны революционной партии... И если мы соединим свои силы на ведении общей газеты, то такая работа подготовит и выдвинет не только наиболее умелых пропагандистов, но и наиболее искусных организаторов, наиболее талантливых политических вождей партии, способных в нужную минуту дать лозунг к решительному бою и руководить им.

Если говорить о сегодняшнем дне, то какие из российских партий имеют свой печатный орган? Таковых немного - «Единая Россия» да ЛДПР.
Несколько номеров выпустила «Справедливая Россия», предвыборные газеты появляются, конечно, у многих, но проходят выборы и… тишина.

Какие политические партии имеют свой телевизионный канал или радиостанцию? Какие выпускают листовки не во время, а между выборами?

И вот вопрос: если у партии нет своего теле-радио канала, своего печатного органа и она не имеет полноценного доступа к эфиру или прессе, как она распространяет информацию о своих взглядах?

Конечно, следует сказать, что во времена Ленина не было ни только телевидения и радио, но и интернета. А у каждой нашей партии есть свой сайт. Но как наши партии используют интернет?! Ой-ой-ой. (Примечание - "Ой-ой-ой" - это значит, что они плохо используют возможности интернета. Даже отвратительно, если подумать о тех задачах, которые они собираются решать. Но об этом позже).

И приходится сказать: Так, уважаемые господа политики, добиться успехов в распространении своих взглядов, позиций, завоевать сторонников у вас не получится! А значит, не получится и добиться успеха на выборах. А потом от вас отвернутся и спонсоры с пожертвователями.
И кончитесь вы как цивилизованные политические партии

Конечно, многие журналисты выступают в качестве ретрансляторов тех или иных политических идей и оценок, то есть и выражают и несут в массы позиции определенных политических партий. Но для читателя они выражают не чью-либо партийную позицию, а их собственную. И поэтому являются более авторитетными и уважаемыми аудиторией, чем сами политики. Но впрочем о политическом мастерстве журналистов и журналистском мастерстве политиков тоже не сейчас.

Сейчас чуть ли не каждый второй так называемый оппозиционер жалуется, что ему не дают слова на телевидении.

А вот Владимиру Ильичу слова в царской прессе тоже не давали, но ведь ухитрялся как-то действовать! Печатал газету за границей, ввозил в Россию тайно с курьерами.

А нынешним политикам ведь разрешено и не из-за границы, а в России агитировать, так нет же… То ли не хотят, то ли не умеют.

Партия большевиков в период подготовки первой русской революции работала гораздо активнее. Если вы заглянете в соответствующий раздел Агитклуба (заглянуть сюда или сюда), то увидите, с какой частотой появлялись листовки и прокламации большевиков во время первой русской революции. Именно поэтому они и смогли революцию возглавить.

КА-А-АНЕШНО, тогда была другая обстановка.

Конечно, был царский самодержавный гнет, полиция, жесточайшее угнетение рабочих, нищета среди крестьян и т.д. и т.п. и, как говорится, революционная ситуация созревала и без большевиков.

Но разве пошли бы за большевиками люди, если бы они не занимались агитацией и пропагандой?

И не только пропагандой своих взглядов занимались большевистские «Пролетарий» и «Правда», но и разоблачали взгляды меньшевиков и прочих оппортунистов. И как разоблачали!

Где взять деньги , спросит современный начинающий политик.

Тут к опыту большевистской партии следует отнестись критически, но творчески.

История с получением Лениным денег от германского правительства на подготовку революции, хотя и выглядит красиво, однако у многих серьезных историков вызывает сомнения. Но поскольку нашим партиям получать деньги из-за границы запрещено законодательством, об этом мы и рассуждать не будем.

Категорически следует отвергнуть опыт большевиков и особенно эсеров, которые на революционные нужды деньги «экспроприировали», то есть попросту грабили «буржуев». (К последнему, кстати, в своей большевистской юности приложил руку и Иосиф Виссарионович Сталин).

Так где же взять деньги?

Как и у любой нормальной политической партии есть, во-первых, членские взносы, а во-вторых – богатые (или просто обеспеченные люди), которые готовы оказать материальную помощь делу, которое они считают правильным.
И есть еще один ресурс. Партия может сама заработать денег! Как? На этот вопрос мне не хотелось бы отвечать конкретно и подробно (надо же что-то и для консультаций с семинарами оставить), поэтому ограничусь циничным намеком: партия может заработать денег общественно полезным трудом! И не обязательно при этом вагоны разгружать.

Не секрет, что большевикам помогали материально и Максим Горький, и Савва Морозов. И многие из творческой интеллигенции к ним относились не так уж и плохо. Потому что гораздо хуже у них было отношение к царскому режиму.

Другое дело, что одно отношение было ДО октябрьской революции, другое - ПОСЛЕ. Максим Горький, например, в 1905 году в РСДРП вступил, а в 1917 году из нее вышел (не стал проходить перерегистрацию).
Может ли российская интеллигенция поддержать наши партии? Конечно, может. И не только интеллигенция! Вы посмотрите какие творческие певцов, артистов, футболистов, наконец в кандидатских списках некоторых партий! И нет сомнения, что делают они это бескорыстно (в отличие от съемок в рекламе). Во всяком случае хочется в это верить. А какое количество наших звезд участвует в предвыборных мероприятиях! Значит могут поддержать политиков, если захотят!

Правда о бескорыстности наших звезд болтают разное... Но об этом тоже в другой раз.

Но во всяком случае, если у партии есть идеи и они толковые, то найти финансовую поддержку она сможет.

Разумеется, не следует торговать местами в партийных списках и пытаться посредством каких-либо ухищрений (гранты, общественные фонды и т.п.) тащить деньги для своей партии из государственного бюджета. Это просто неблагородно. Как партия, которая заботится о благе народа смеет примазываться к общенародному бюджету?! Слава богу, такого у нас в стране нет. Или мы просто не знаем об этом.

Другое дело - эффективность использования средств. Но это уже другая тема.

А возвращаясь к заветам Ленина, следует заметить еще одно – не надо считать каждое высказывание Владимира Ильича методической рекомендацией. Ситуация в России в 1905, 1912, 1916 годах была различной. И поэтому Ленин уделял в своих работах большое внимание ТАКТИКЕ действий. И его высказывания по тактике надо считать именно такими, тактическими, а не формулировками каких-то основополагающих принципов.

И подходить к ним следует ТВОРЧЕСКИ, какие-то беря на вооружение, какие-то отвергая.

Вот, например, «обличения» , о важности и необходимости которых пишет Ленин в работе «Что делать».

Современный политик должен серьезно подумать, надо ли ему что-то или кого-то обличать и каким образом.

Посмотрите какую-либо из передач Караулова или почитайте какую-либо из книг того же Хинштейна – что это обличения, разоблачения или нападки? Или вообще клевета? Или просто литературное творчество? (примечание - фамилии Караулова и Хинштейна взяты просто для примера, поскольку их выступления ярки и остры в отличие от многих других)

Посмотрите или послушайте чье-либо «критическое» выступление (хоть депутата, хоть премьера, хоть президента, хоть губернатора):

Что подвергается критике – «отдельные недостатки» (как было принято писать в совсем недавние советские времена) или же стиль и принципы деятельности органов власти?

Критикуются отдельные нерадивые чиновники или общая организация дел в государственном управлении?

В советские времена «разоблачениями» отдельных лиц занимался «Крокодил» и многочисленные фельетонисты, которые говорили, например, о том, что у отдельных работников проявляется «личная нескромность». Правда, конкретные фамилии этих работников в советской критике звучали не часто.

На телевидении занимался «обличениями» (разумеется, это слово мы употребляем в данном случае с иронией) Сергей Михалков (автор многих детских стихотворений, басен, а также текста гимна СССР), который был главным редактором сатирического тележурнала «Фитиль». Обличались в «Фитиле» директор фабрики, который выпускал немодные пальто или бракованные телевизоры, дворник, который плохо подметал улицу и т.п. «негативные явления» и «нерадивые работники».

Насколько подвергались контролю и цензуре критические материалы в советские времена говорить, думается, нет необходимости.

В годы перестройки газеты и журналы получили «глоток свободы» и занимались «обличениями» недавнего прошлого и немного перестроечного «настоящего» (некоторые публикации вы найдете в Агитклубе в разделе о перестройке – ) .

Сейчас занимаются "обличениями" многие. И в прессе, и на телевидении.
Но каков эффект? В советские времена даже на дозированную критику в прессе критикуемые были обязаны реагировать. А какой резонанс в обществе имела эта критика! А как сейчас?

Если критика несправедливости не вызывает отклика, значит либо проводится она неумело, либо общество настолько безразлично стало, что ничем кроме развлекательных передач его не проймешь. Ну разве что курсом доллара.

Впрочем, оценить падение социальной чувствительности, вы можете по себе лично. Вызывает ли у вас что-либо неприятие? Негодование? Гнев? Или вам все «до лампочки»? А если не все, то что вам не нравится? Что возмущает? Чем вы недовольны?

Если вы не можете ответить, то хороший агитатор или пропагандист из вас не получится. Потому что занятия агитацией и пропагандой требуют эмоций, чувств, нервов, боли. Причем искренних.

Особенно это важно для политика.

Он может заблуждаться, ошибаться, но если у него есть принципы, убеждения, взгляды, желание их отстаивать, убеждать других людей в его правоте, то он сможет добиться успеха.

Если же у политика есть одно искреннее желание - занять должность повыше да поденежнее, то он тоже будет убеждать людей (конечно, в том, что он заботится об их благе, о благе страны, а совсем не о своем), но… некоторые, а то и многие люди это раскусят.

Конечно, остаются возможности манипулировать, принуждать, запугивать людей и т.д. (а во время избирательной кампании даже и голоса подтасовать), но это к цивилизованной политике отношения не имеет.

Но может быть ленинская идея об «обличениях» неактуальна в принципе? В конце концов, Россия в 1907-м и Россия в 2007-м годах – это как говорят в Одессе «две большие разницы».

Может быть сейчас нашим политикам следует не «обличать», «разоблачать», «критиковать» и т.п., а напротив – «консолидироваться», искать способы «конструктивного взаимодействия», стремиться к «консенсусу», забыть о политических разногласиях и сообща, дружно, в едином порыве…

Вот например, тезис об «антинародной политике властей». Это антинародность свойственна всем решениям властей или отдельным? Проявляется она только в решениях президента и Государственной думы или же «антинародными» являются и многие решения местных властей?

Решения Лужкова, например, они антинародные? А решения Совета Федерации?

В общем, перечитайте Владимира Ильича и возьмите кое-что на вооружение.

БАНАЛЬНЫЕ ВЫВОДЫ.

Политическая партия должна «определиться». Со своими идеями, идеологией, союзниками и противниками, взглядами и позициями. И не просто определиться, но и сформулировать их.

Политическая партия должна активно заниматься агитацией и пропагандой своих взглядов, и не только во время избирательной кампании.

Политическая партия должна «позиционировать себя», четко и недвусмысленно показывая свои отличия от других партий, демонстрируя свои преимущества и критикуя, разоблачая и обличая недостатки, пороки и заблуждения других политических сил.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ .

Ленин был ведь не только великий теоретик, но и практик неплохой.
И он понимал значение агитации и пропаганды не только для партии, стремящейся к изменению власти, но и для партии, находящейся у власти.

Кстати, после революции в числе первых декретов советской власти были и декреты о закрытии оппозиционной прессы и создании ВЧК. А Сталин (благодаря усилиям ГПУ-НКВД) возможность «обличений» фактически свел к нулю.

А о взглядах самого Владимира Ильича на агитацию и пропаганду вас лучше всего узнать из работ самого Ленина. И оцените, кстати, его публицистическое мастерство.