20.04.2024

Тургенев иван сергеевич - цитаты, афоризмы, высказывания, фразы. Цитаты тургенева из лучших произведений Крылатые фразы тургенева


210 лет назад, 1 апреля 1809 года, родился НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (фамилия при рождении Яновский) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголь-Яновских. ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ПИСАТЕЛЯ: Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки. Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см). Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков - козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!» Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими. Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором. Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком. Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения. История родной Украины была для него одним из любимых исследований и увлечений. Именно эти исследования подвинули его на написание эпической повести «Тарас Бульба». Она была первый раз опубликована в сборнике «Миргород» в 1835 году один экземпляр этого журнала Гоголь лично вручил в руки господину Уварову - министру народного просвещения, для того, чтобы тот преподнес его императору Николаю I. В этом же сборнике было напечатано самое невероятное и мистическое из всех гоголевских произведений - повесть «Вий». Сам писатель утверждал, что «Вий» является народным преданием, которое он, якобы, слышал и записал, не изменив в нем ни одного слова. Но вот, что интересно, ни литературоведы, ни историки, ни фольклористы, ни исследователи никогда и нигде ни разу не смогли найти ни устных, ни, тем более, письменных упоминаний о народных легендах или сказках, которые бы хоть отдаленно напоминали сюжет «Вия». Все это дает повод считать повесть исключительно плодом фантазии великого мистификатора и писателя. Исследователи жизни и творчества Гоголя склоняются к мысли, что само имя «Вий» представляет собой вольную сборную от названия хозяина пекла «железного Ния», который являлся божеством в украинской мифологии и слово «вия», которое в переводе с украинского означает «веко». Ни современники, ни потомки так и не могут объяснить того, что происходило с Гоголем в последние годы его жизни. Считается, что когда в 1839 году Гоголь посещал Рим, он заразился малярией. Несмотря на то, что со временем болезнь все-таки отступила, ее последствия стали для писателя фатальными. Ни сколько муки физические, сколько осложнения, вызывавшие у Гоголя припадки, обмороки, но главное, видения, делали его выздоровление сложным и длительным. Осенью 1850 года, будучи в Одессе, Николай Васильевич почувствовал облегчение. Современники вспоминают, что к нему вернулась обычная живость и бодрость. Он вернулся в Москву и казался совершенно здоровым и веселым. Гоголь зачитывал друзьям отдельные фрагменты из второго тома «Мертвых душ» и радовался, как ребенок, видя восторг и слыша смех слушателей. Но как только он поставил точку под вторым томом, ему показалось, что на него обрушилась пустота и обреченность. Он ощутил страх смерти, такой, каким когда-то страдал его отец. Что случилось в ночь на 12 февраля 1852 года, доподлинно не знает никто. Биографы, совместными титаническими усилиями пытались буквально по минутам восстановить события той ночи, но совершенно точно известно только то, что до трех часов ночи Гоголь истово молился. Потом он взял свой портфель, достал из него какие-то листы бумаги, а все, что в нем осталось, велел немедленно сжечь. После чего перекрестился и, вернувшись в постель, неудержимо рыдал до утра. Традиционно принято считать, что в ту ночь Гоголь сжег второй том «Мертвых душ», но некоторые биографы и историки, уверенны в том, что это далеко от истины, которую уже вряд ли, кто-то узнает. Современные специалисты в области психиатрии проанализировали тысячи документов и пришли к совершенно определенному выводу о том, что никакого психического расстройства у Гоголя не было и в помине. Возможно, он страдал депрессией, и если бы к нему было применено правильное лечение, великий писатель прожил бы намного дольше.

И.С. Тургенев, как известно, вероятно, всем нашим читательницам, знакомым с «Записками охотника», с «Рудиным», с «Затишьем», с «Муму», с «Асею», - истинный художник, и художник преимущественно русский… Действующие лица повестей и рассказов Тургенева живут одною жизнью с своим автором <…>. В понимании вещей, в складе ума представляемых личностей есть такие оригинальные черты, такие неуловимые, но характеристичные частности, которые вырабатывает только русская жизнь, которые может оценить и подметить только человек, сжившийся с этою жизнью, одаренный тем же национальным складом ума, перечувствовавший на себе интересы и стремления, волновавшие русское общество, и притом перечувствовавший их так, как чувствует и воспринимает их русский человек. Знание русской жизни, и притом знание не книжное, а опытное, вынесенное из действительности, очищенное и осмысленное силою таланта и размышления, оказывается во всех произведениях Тургенева….

Писарев Д.И. Дворянское гнездо. Роман И.С. Тургенева// Рассвет, 1859.

Прежде всего у Тургенева выдается ярко отношение его богатой поэтической личности к природе, тонкое понимание ее красот, понимание человека развитого, не утратившее, однако, - что особенно редко и дорого - свежести непосредственного чувства, - делают его одним из высоких описательных поэтов везде <…>. Эта поэзия не ловит в природе ярких оттенков, крупных явлений: напротив, она как будто с умыслом избегает их и… следит природу в тонких, неуловимых ее явлениях, с <…> каким-то суеверным обожанием. Это - поэзия <…> страны чернозема, потового труда земледельца <…>. Это - поэзия особенной полосы, местности, ее живой голос.

А. Григорьев. И.С. Тургенев и его деятельность. По поводу романа «Дворянское гнездо»// Современник, 1859.

Он (Тургенев ) быстро угадывал новые потребности, новые идеи, вносимые в общественное сознание, и в своих произведениях неизменно обращал… внимание на вопрос <…>, уже смутно начинавший волновать общество <…>. Этому чутью автора к живым струнам общества, этому уменью тотчас отозваться на всякую благородную мысль и честное чувство, только еще начинающие проникать в сознание лучших людей, мы приписываем значительную долю того успеха, которым постоянно пользовался г. Тургенев в русской публике <…>. Не бурная, порывистая сила, а напротив - мягкость и какая-то поэтическая умеренность служат характеристическим чертами его таланта.

Добролюбов Н.А. Когда же придет настоящий день?// Современник, 1860.

По силе своего поэтического таланта Тургенев не уступает никому из ныне живущих писателей Европы <…>, и чем глубже вчитываешься в его сочинения, тем больше поражаешься его дарованию и мастерству <…>. Нация, которая <…> породила такого писателя - и не его одного, - поистине может оправдать любые надежды.

Шмидт Ю. Иван Тургенев// Немецкие ежегодники, 1868. С. 461.

Тургенев, которым Франция столь справедливо восхищается и которого она так любит. Он столь поэтичен…

В своих описаниях природы Тургенев создает впечатление жаркой, пышущей зноем России, полнящейся жужжанием тяжелых, сытых пчел.

Альфонс Доде. Заметки о жизни.

Это великий поэт и достойный представитель царствования Освободителя <…>. Иностранцы слишком много дали перевеса меланхолии в художественных образах Тургенева, и сквозь этот тоскливый туман пессимистически смотрят на Россию, которую первые узнали из Тургенева. Русские - это гости на пиру всемирной истории, на всесветной ярмарке, поместившись в самой середине между Западом и Востоком, между Европой и Азией, - и это сбило западных читателей Тургенева с толку <…>. Иностранцы, наблюдая за меланхолией Тургенева и относя ее на счет вялости, косности и тысячелетней спячки русского народа <…>, останавливаются на том, как у Тургенева «хорошо умирают русские люди» и <…> указывают на его «Живые мощи». Скорбная девушка, но просветленная душою, умирает хорошо, но именно потому, что она верует, и потому отдает свою ясную душу Господу Богу, как мученица первых веков христианства <…>. Это не пессимизм, которым иностранцы называют скорбную думу Тургенева о России. Пессимизм, бездушная и безнадежная скорбь не могли бы дать ни содержания, ни вдохновения такому поэту, который полюбился всему цивилизованному миру.

Боже мой! Что за роскошь «Отцы и дети»! Просто хоть караул кричи. Болезнь Базарова сделана так сильно, что я ослабел, и было такое чувство, как будто я заразился от него. А конец Базарова? А старички? Это черт знает как сделано. Просто гениально.

А.П. Чехов

Тургенев <…> связывал все крупные свои произведения с важными и даже жгучими темами своей бурной эпохи; эта связь была <…> неизбежна для писателя чуткой совести и просвещенной мысли - тем и другим Тургенев обладал в высокой степени <…>. Больше же всего он был художником-поэтом <…>. Несмотря на то, что Тургенев создал целый мир самых разнообразных фигур, ярких и полных жизни, изобразил несколько крупных моментов нашего культурного развития и дал мастерские картинки старого быта, - все-таки его главная область - не широкие очерки общественных настроений и не быт, а интимная психология, и обширная картина целой эпохи, данная в его произведениях, слагается из отдельных этюдов и миниатюр, выбранных и исполненных с необычайным мастерством и чуткостью

Грузинский А.Е. Иван Сергеевич Тургенев// История русской литературы ХIХ века/ Под ред. Д.Н. Овсянико-Куликовского, 1910. Ч. 3. С. 279.

Великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев существенно повлиял на развитие русской литературы. Его творчество известно во всём мире, а цитаты из величайших произведений полны глубокого смысла и актуальности во все времена.

Детство и юношество

День рождения Иван Сергеевич Тургенев, будущий российский писатель, отмечал 28 октября (9 ноября), начиная с 1818 года. Родом из дворянской семьи, он с самого детства не был обделён ни вниманием, ни финансовыми средствами.

В 1827 году семья переехала в Москву, где Иван Сергеевич получил прекрасное базовое образование. Получать высшее образование будущий писатель отправился в Петербург и Германию. Любовь к литературе маленькому Ивану внушила мать. Она часто цитировала произведения М. Лермонтова, А. Пушкина, Н. Гоголя. У него также был собственный камердинер, развивавший тягу к чтению. Матушка поддерживала любимого отпрыска и финансово, вплоть до 1940 года, пока между ними не вспыхнул конфликт и ей не надоело выполнять запросы неблагодарного сына.

Становление Ивана Сергеевича как писателя

Окончив в 1841 году Берлинский университет, Тургенев становится перед выбором касательно того, чем заниматься в дальнейшем. Первоначально в планах Ивана Сергеевича было преподавательство, но по воле случая ему удается опубликовать свою поэму «Параша». С этого момента цель в жизни была определена.

Писательство поглотило молодого человека с головой. Первые попытки писать поэтические произведения были уже на третьем году обучения в университете. Тургенев активно писал стихи и даже несколько раз печатал свои произведения в журнале. Теперь это превратилось в основное занятие. Цитаты Тургенева часто используют в своих эпиграфах и другие писатели.

Современники подчеркивали внешнее несоответствие Ивана Сергеевича с его внутренним миром и высоким тембром голоса. Этот полон противоречий, которые всё же замечательно сочетались. Несмотря на своё дворянское происхождение, он был ярым противником крепостного права. Возможно, это и послужило причинами того, что в основу большинства положен быт деревенских семей.

Через свои произведения писатель отображает все социальные изменения своего времени:

  • Быт и культуру обычных селян.
  • Стремление жителей деревни развивать кругозор и приравняться к горожанам.
  • Возвышение идеала человеческой личности в период отмены крепостного права.
  • Изменение роли женщины в обществе.

Личная жизнь у Ивана Сергеевича складывалась не так удачно, как литературная. В молодости статный красавец имел несколько романов. Он даже чуть было не женился на белошвейке Авдотье, от которой у него появилась незаконнорождённая дочь. Но мать писателя воспротивилась браку и разлучила возлюбленных.

В 1845 году у писателя появляется муза в образе певицы Полины Виардо, которая была замужем за французом Луи Виардо. Из-за этой дружбы начинаются разногласия с матерью, вплоть до того, что она перестает поддерживать сына финансово. Для богатого человека, каким его считали, любившего всегда выглядеть с иголочки, это достаточно сложное испытание. Но вопреки всему, он с семьёй Виардо уезжает во Францию.

Литературные особенности произведений И. С. Тургенева

Писатель часто обращается к пейзажности. Он любит описывать деревенскую природу, насыщая её яркими красками и оживляя в воображении читателей.

«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием» - цитата Тургенева из рассказа «Бежин луг».

Писатель отлично справлялся и с женскими образами. Например, полюбившаяся всем читателям Ася. Тургенев часто в своих произведениях использует прототипы девушек, к которым питал какие-либо чувства. Простота, скромность и душевность - отличительная черта тургеневских героинь. Этим он и заслуживает любовь своих читателей.

Цитаты Тургенева

Иван Сергеевич сделал большой вклад в развитие российской литературы. Ниже представлены несколько цитат из самых известных произведений писателя.

Цитаты из повести Ивана Тургенева «Ася» наполнены прекрасным чувством.

«У счастья нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее - и то не день, а мгновенье».

Не менее глубокомысленные цитаты Тургенева из «Муму».

« Один мне судья: сам господь Бог, и больше никого. Тот один знает, каков я человек на сем свете суть и точно ли даром хлеб ем».

Но наибольшей популярностью пользуются цитаты Тургенева о любви.

«Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит».

Сердцем выбрала. Такое удивительное было ощущение. Увидела его имя и аж потеплело на сердце, о подобном ещё говорят - "захолонуло", как будто я за ним соскучилась)) Поражена до сих пор) С радостью его цитаты и принесла. Сейчас и сама буду читать)) Благодарю всех)

Иван Сергеевич Тургенев, (1818-1883), писатель

Тайны человеческой жизни велики, а любовь - самая недоступная из этих тайн.

Кто сказал, что одна истина действительна? Ложь так же живуча, как и истина, если не более.

Верить в себя даже эгоист не может; верить можно только в то, что вне нас и над нами.

В любви одно лицо - раб, а другое - властелин, и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь - цепь, и самая тяжелая.

Характер людской разве меняется? Каким в колыбельку, таким и в могилку.

Да ведь известное дело: от плохого к хорошему никогда не идешь через лучшее, а всегда через худшее, - и яд в медицине бывает полезен.

Несчастие людей одиноких и робких - от самолюбия робких - состоит именно в том, что они, имея глаза и даже растаращив их, ничего не видят или видят все в ложном свете, словно сквозь окрашенные очки.

Видно, наши недостатки растут на одной почве с нашими достоинствами, и трудно вырвать одни, пощадив другие.

Жизнь только того не обманет, кто не размышляет о ней и, ничего от нее не требуя, принимает спокойно ее немногие дары и спокойно пользуется ими.

Непонятыми остаются только те люди, которые либо еще сами не знают, чего хотят, либо не стоят того, чтобы их понимали.

Счастие каждого человека основано на несчастии другого… Даже его выгода и удобство требуют, как статуя - пьедестала, невыгоды и неудобств других.

Русский человек любит потчевать - коли нечем иным, так своими знакомыми.

Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей.

Красоте не нужно бесконечно жить, чтобы быть вечной, - ей довольно одного мгновенья.

Хороша русская удаль, да немногим она к лицу.

Любовь на всякий возраст имеет свои страданья.

Но природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет.

Ничего не может быть хуже и обиднее слишком поздно пришедшего счастья.

Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!..

нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Вот она: ты — молодость; я — старость.

Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два — не было четыре».

Вы еще не знаете, есть ли у вас талант? Дайте ему время вызреть; а если его даже не окажется, разве человеку необходим именно поэтический талант, чтобы жить и действовать?

Да, справедливо сказал кто-то про самоубийц: пока они не исполнят своего намерения — никто им не верит; а исполнят — никто о них не пожалеет.

Добро по указу — не добро.

Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку — чувство меры.

Если бы с молодостью уходило одно хорошее — то остальные возрасты человеческой жизни показались бы до того невыносимы, что всякий индивидуум перерезывал бы себе горло на 32-м году. Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего.

Если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, — никогда не придется начинать.

Если стремление происходит из источника чистого, оно все-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великую.

Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают.

Жалок тот, кто живет без идеала!

Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.

Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать.

Кто пожил, да не сделался снисходительным к другим, тот сам не заслуживает снисхождения.

Кто стремится к высокой цели, уже не должен думать о себе.

Любовь и Голод — цель их одна: нужно, чтобы жизнь не прекращалась, собственная и чужая — все та же, всеобщая жизнь.

Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Музыка — это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.

Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.

О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево доставшейся добродетели — ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!

О молодость! Молодость!… Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что все сделаешь.

Охота… сближает нас с природой, приучает нас к терпению, а иногда и к хладнокровию перед опасностью.

Порицать, бранить имеет право только тот, кто любит.

Природа… будит в нас потребность любви…

Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, вдвойне горе тому, кто действительно без нее обходится.

Скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием.

Слово «завтра» придумано для людей нерешительных и для детей.

Смешного бояться — правды не любить.

Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться!

Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа — ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.

Спорь с человеком ума слабейшего; спорь не из желания победы — но ты можешь быть ему полезным.

Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… Но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.

Старая штука смерть, а каждому внове.

Счастье — как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.

Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.

У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть настоящее, — и то не день, а мгновение.

Учение — не только свет, по народной пословице, — оно также и свобода. Ничто так не освобождает человека, как знание…

Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

Хочешь ты ее узнать, эту тяжкую вину, которую ты не в силах понять, которую я растолковать тебе не в силах?

Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие — архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.

Человек все в состоянии понять — и как трепещет эфир, и что на солнце происходит, а как другой человек может иначе сморкаться, чем он сам сморкается, это он понять не в состоянии.

Человеку всегда как-то совестно и неловко становится, когда он много наговорит сам.

Чрезмерная гордость — вывеска ничтожной души.


Иван Сергеевич Тургенев - родился 9 ноября 1818 года в городе Орле, Российская империя. Русский писатель, поэт, переводчик, член-корреспондент Петербургской АН. Автор книг - «Записки охотника», «Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети», «Провинциалка», «Муму», «Новь» и др. Умер 3 сентября 1883 года в Буживале под Парижем.

Афоризмы, цитаты, высказывания, фразы - Тургенев Иван Сергеевич

  • Добро по указу - не добро.
  • Горе сердцу, не любившему смолоду!
  • Старая штука смерть, а каждому внове.
  • Исключения только подтверждают правила.
  • Не ревнует тот, у кого нет хоть бы капли надежды.
  • Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
  • Нет ничего тягостнее сознания только что сделанной глупости.
  • Слово "завтра" придумано для людей нерешительных и для детей.
  • Да, поди попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!
  • Счастье - как здоровье: когда его не замечаешь, значит, оно есть.
  • Когда переведутся донкихоты, пускай закроется книга Истории. В ней нечего будет читать.
  • Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.
  • Древние греки недаром говорили, что последний и высший дар богов человеку - чувство меры.
  • Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
  • Настоящий человек, тот, о котором думать нечего, а которого надобно слушаться или ненавидеть.
  • Всякая молитва сводится на следующее: «Великий Боже, сделай, чтобы дважды два – не было четыре».
  • Человек без самолюбия ничтожен. Самолюбие - архимедов рычаг, которым землю с места можно сдвинуть.
  • У нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга.
  • Наши недостатки растут на одной почве с нашими достоинствами, и трудно вырвать одни, пощадив другие.
  • Жизнь – это красноватая искорка в мрачном и немом океане Вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.
  • О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести состоит не в возможности все сделать, а в возможности думать, что все сделаешь.
  • У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем, у него есть только настоящее, - и то не день, а мгновение.
  • Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо - отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.
  • Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые сами не живут и другим жить не дают. Женщины большей частью принадлежат к третьему разряду.
  • Если бы с молодостью уходило одно хорошее - то остальные возрасты человеческой жизни показались бы до того невыносимы, что всякий индивидуум перерезывал бе себе горло на тридцать втором году. Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними; а все-таки лучше этих волн нет ничего.
  • Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
  • Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит, но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! Ни славы ни выгоды ты не добудешь... Но отчего иногда не позабавиться!