20.04.2024

Что говорят при входе в храм. Что нельзя делать в православном храме. Взаимодействие с духовенством


Вопросы и ответы, часто задаваемые начинающими христианами.

35 коротких часто задаваемых вопроса начинающих христиан о храме, свечах, записках и т.д.

1. Как человек должен готовиться к посещению храма?

К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). Затем вычитай одну главу из Евангелия, одну из Апостола и одну кафизму из Псалтири или один псалом, если мало времени. При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Как должен быть одет человек, решивший идти в церковь?

Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

3. Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?

По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

4. Можно ли входить в храм с сумками?

Если есть необходимость, можно. Только когда верующий подходит к Причастию, сумку надо отставить в сторону, так как во время Причащения руки крестообразно складываются на груди.

5. Сколько поклонов надо класть перед входом в храм и как вести себя в храме?

Перед входом в храм, предварительно перекрестившись, поклонись трижды, смотря на образ Спасителя, и молись к первому поклону:
Боже, буди милостив мне, грешному.
Ко второму поклону:
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя.
К третьему:
Без числа согреших, Господи, прости мя.
Затем проделай то же самое, войдя в двери храма, поклонись на обе стороны, сказав про себя:
Простите меня, братья и сестры, встань благоговейно на одном месте, никого не толкая, и внимай словам молитвы.
Если человек пришел в храм впервые, то ему надо осмотреться, заметить, что делают более опытные верующие, куда направлены их взоры, в каких местах Богослужения и каким образом они накладывают на себя крестное знамение и совершают поклоны.
Недопустимо во время богослужения вести себя будто в театре или музее, то есть, задрав голову, рассматривать иконы и священнослужителей.
Во время молитвы стоять надо благоговейно, с покаянным чувством, слегка опустив плечи и голову, как стоят провинившиеся перед царем.
Если не понимаешь слов молитвы, то произноси про себя с сокрушением сердца Иисусову молитву:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную).
Крестное знамение и поклоны старайся совершать со всеми одновременно. Помни, что Церковь - это земное Небо. Молясь Творцу своему, не помышляй ничего земного, но только воздыхай и молись о грехах своих.

6. Сколько времени надо находиться на службе?

Службу надо отстоять от начала до конца. Служба - это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

7. Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?

На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

8. Что важно в поклонах и молитве?

Помни, что не в словах и поклонах дело, а в возношении ума и сердца к Богу. Можно все молитвы проговорить и все означенные поклоны положить, а о Боге совсем не вспомнить. И, следовательно, не молясь - исполнить молитвенное правило. Такая молитва - грех перед Богом.

9. Как правильно целовать иконы?

Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых - руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя - во власины.

10. Что символизирует поставленная перед образом свеча?

Свеча, как и просфора, - это бескровная жертва. Огонь свечи символизирует вечность. В древности, в ветхозаветной Церкви, человек, приходящий к Богу, приносил ему в жертву внутренний жир и шерсть закланного (убитого) животного, которые возлагались на жертвенник всесожжения. Теперь же, приходя в храм, мы приносим в жертву не животное, а символически заменяющую его свечу (лучше восковую).

11. Имеет ли значение, какого размера свечи ставишь перед образом?

Все зависит не от размера свечи, а от искренности твоего сердца и твоих возможностей. Конечно, если обеспеченный человек ставит дешёвые свечи, то это говорит о его скупости. Но если человек беден, а сердце его горит любовью к Богу и состраданием к ближнему, то его благоговейное стояние и горячая молитва угоднее Богу, чем самая дорогая свеча, поставленная с холодным сердцем.

12. Кому и сколько свечей надо ставить?

В первую очередь ставится свеча к Празднику или чтимой храмовой иконе, затем к мощам святого, если таковые имеются в храме, а уже потом за здравие или за упокой.
За умерших свечи ставят на канун у Распятия, мысленно произнося:
Помяни, Господи, усопшего раба Твоего (имя) и прости его согрешения, вольные и невольные, и даруй ему Царствие Небесное.
О здравии или в какой нужде обычно свечи ставят Спасителю, Божией Матери, святому великомученику и целителю Пантелеймону, а также тем святым, коим Господь даровал особую благодать исцелять болезни и подавать помощь в различных нуждах.
Поставив свечку перед избранным тобой угодником Божиим, мысленно произнеси:
Святый Угодниче Божий (имя), моли Бога обо мне, грешном (ой) (или имя, за кого просишь).
Затем надо подойти и приложиться к иконе.
Надо помнить: чтобы молитвы достигли успеха, молиться святым угодникам Божиим надо с верою в силу их ходатайства перед Богом, со словами, идущими от сердца.
Если ставишь свечу к образу Всех святых, обрати ум свой ко всему сонму святых и всему воинству Небесному и молись:
Вси святии, молите Бога о нас.
Все святые о нас всегда Бога молят. Он же Один всех милует, а к просьбам святых Своих всегда снисходителен бывает.

13. Какие молитвы надо творить перед образами Спасителя, Божией Матери и Животворящего Креста?

Перед образом Спасителя моли про себя:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного (ную) или Без числа согреших, Господи, помилуй мя.
Перед иконой Божией Матери произноси кратко:
Пресвятая Богородице, спаси нас.
Перед образом Животворящего Креста Христова твори такую молитву:
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим.
И после этого поклонись Честному Кресту. И если стоишь перед образом Христа Спасителя нашего или Богородицы, или святых Божиих со смирением и теплою верою - то получишь то, что просишь.
Ибо где образ, там и благодать первообразная.

14. Почему именно у Распятия принято ставить свечи за упокой?

Крест с Распятием стоит на кануне, то есть на столе для поминания усопших. Христос взял на Себя грехи всего мира, грех первородный - Адамов грех - и через Свою смерть, через Кровь, которая пролилась безвинно на кресте (поскольку Христос не имел греха), примирил мир с Богом Отцом. Помимо этого, Христос - это мост между бытием и небытием. Можно увидеть на кануне, кроме догорающих свечей, еще и еду. Это очень давняя христианская традиция. В глубокой древности были так называемые агапии - трапезы любви, когда христиане, которые приходили на богослужение, после его окончания все вместе потребляли то, что приносили с собой.

15. С какой целью и какие продукты можно положить на канун?

Обычно на канун кладут хлеб, печенье, сахар, все то, что не противоречит посту (так как может быть и постный день). Также можно пожертвовать на канун лампадное масло, кагор, который потом пойдет для причастия верующих. Всё это приносится и оставляется с той же целью, с какой ставится на канун свеча - помянуть своих умерших родственников, знакомых, друзей, еще не прославленных подвижников благочестия.
С этой же целью подается и записочка о поминовении.
Следует твёрдо помнить, что приношение должно идти от чистого сердца и искреннего желания принести жертву Богу за упокой души поминаемого человека и должно быть добыто от своего труда, а не похищено или приобретено обманом или иным лукавством.

16. Какое самое важное поминовение для усопших?

Самое важное - поминовение усопших на проскомидии, ибо вынутые из просфоры частицы погружаются в Кровь Христову и очищаются сею великою жертвою.

17. Как подать записку о поминовении на проскомидии? Можно ли на проскомидии поминать болящих?

До начала богослужения, надо подойти к свечному прилавку, взять лист бумаги и написать следующим образом:

Об упокоении

Андрея
Марии
Николая

Заказная

Таким образом оформленная записка будет подана на проскомидию.

О здравии

Б. Андрея
мл. Николая
Нины

Заказная

Таким же образом подаётся записка о здравии, в том числе и болящих.

Записку можно подать с вечера, указав дату, на которую предполагается поминовение.
Сверху записки не забудь нарисовать восьмиконечный крест, а внизу желательно приписать: «и всех православных христиан». Если хочешь помянуть духовное лицо, то его имя ставится первым.

18. Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?

Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли - всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

19. Для чего совершается поминовение усопших?

Все дело в том, что покойники сами за себя молиться не могут. За них это должен сделать кто-то другой из живущих ныне. Таким образом, души людей, покаявшихся перед смертью, но не успевших принести плоды покаяния, могут получить освобождение только по ходатайству за них перед Господом от живущих родственников или друзей и в силу молитв Церкви.
Святые Отцы и учители Церкви согласно признают возможность для грешников освобождения от мучений и благотворное значение в этом отношении молитв и милостыни, особенно церковных молитв, и преимущественно бескровной жертвы, то есть поминовения на Литургии (проскомидии).
«Когда весь народ и Священный Собор, - вопрошает св. Иоанн Златоуст, - стоят с простертыми к небу руками и когда предлежит страшная жертва, как не умилостивим мы Бога, молясь за них (умерших)? Но это о тех только, которые в вере умерли» (Св. Иоанн Златоуст. Беседа на посл. к Флп. 3, 4).

20. Можно ли вписать в поминальную записку имя самоубийцы или некрещеного?

Нельзя, так как лица, лишенные христианского погребения, обыкновенно лишаются и молитв церковных.

21. Как нужно себя вести при каждении?

При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю - это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

22. Какой момент считается окончанием утреннего богослужения?

Окончанием, или завершением, утреннего богослужения является выход священника с Крестом. Такой момент называется отпустом. Во время отпуста верующие подходят к Кресту, целуют его и священническую руку, держащую Крест, как его подножие. Отойдя, нужно поклониться иерею. Кресту же помолиться:
Верую, Господи, и поклоняюсь Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на Нем соделал ecu спасение посреде Земли.

23. Что нужно знать об употреблении просфоры и святой воды?

По окончании Божественной литургии, придя домой, приготовь на чистой скатерти трапезу из просфоры и святой воды.
Перед употреблением трапезы сотвори молитву:
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
Просфору принимают над тарелкой или чистым листом бумаги, чтобы крошки святые не упали на пол и не были попираемы, ибо просфора - хлеб святой Небесный. И принимать его надо со страхом Божиим и смирением.

24. Как празднуются праздники Господни и святых Его?

Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию верующие заказывают благодарственные молебны в честь Праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются.

25. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?

Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка.
В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные.
На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают.

26. В чем состоит таинство покаяния и как готовиться к исповеди?

Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе (Мф. 18, 18). И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам - пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый, верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их.
В этом и состоит суть таинства покаяния.
Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Он ждёт и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждёт живительной влаги.
Представьте себе на минуту человека, по смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения». Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести (не только крупные, но и многие мелкие), тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное; то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека - неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, то есть обратились к св. таинству покаяния и этим бы избавились от всех тех мук, которые ожидают после Страшного Суда Божия всякого грешника, не очистившегося здесь, в этой жизни.
Практически все таинство покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедоваться. Затем он делает краткое напоминание о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося и о том, что он стоит перед Самим Господом, и священник - лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося.
Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову или на колени (последнее не обязательно), и начинают исповедоваться. Полезно при этом составить приблизительный план для себя - какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открывать их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них. (Сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях.) При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться некоторым чувством стыда, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его - исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься; на душе священника только радость о покаявшемся. Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему.

27. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах?

Ответ на этот вопрос дается в очерке на Евангельскую тему - «Блудный сын».
«...Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Сын же сказал ему: «Отче! я согрешил против неба и перед тобою и уже не достоин называться сыном твоим». А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться!» (Лк. 15, 20-23.)
Кончается пир в доме благого, милосердного отца. Затихают звуки ликования, расходятся званые гости. Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира, еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца.
За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре - осуждение, почти негодование.
Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее, тяжелое прошлое...
Что он может сказать брату своему в оправдание?
Разве его негодование не справедливо? Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно...
И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души...
Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом.
«Брат... Прости меня... Не я устроил этот пир... И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня... Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники... Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания. Но выслушай меня и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца...
Что прикрывает теперь эта новая одежда?
Вот, посмотри, следы этих страшных (душевных) ран. Ты видишь: на моем теле не было здорового места; здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны (Ис. 1, 6).
Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия отца, но еще мучительно болят при прикосновении и, мне кажется, будут болеть всегда...
Они будут постоянно напоминать мне о том роковом дне, когда я с черствой душой, полной самомнения и горделивой уверенности в себе, порвал с отцом, потребовав свою часть имения, и ушел в ту ужасную страну безверия и греха...
Как счастлив ты, брат, что у тебя нет воспоминаний о ней, что не знаешь того смрада и тления, того зла и греха, которые царят там. Ты не испытал духовного голода и не познал вкуса тех рожков, которые в той стране надо красть у свиней.
Вот ты сохранил свои силы и здоровье. А у меня их уже нет... Только остатки их я принес обратно в дом отца. И это сейчас разрывает мое сердце.
Для кого я работал? Кому я служил? А ведь все силы можно было бы отдать для служения отцу...
Ты видишь этот драгоценный перстень на моей грешной, уже слабой руке. Но что бы я не отдал за то, чтобы на этих руках не было следов той грязной работы, которую они выполняли в стране греха, за сознание, что они всегда работали только для отца...
Ах, брат! Ты всегда живешь во свете и не будешь никогда знать горечи тьмы. Ты не знаешь тех дел, которые там совершаются. Ты не встречался близко с теми, с кем там приходится иметь дело, ты не касался той грязи, которой не могут избежать живущие там.
Ты не знаешь, брат, горечи сожалений: на что ушли силы моей юности? Чему посвящены дни моей молодости? Кто вернет мне их? О, если бы жизнь можно было начать сначала!
Не завидуй же, брат, этой новой одежде милосердия отца, без нее были бы нестерпимы муки воспоминаний и бесплодных сожалений...
И тебе ли завидовать мне? Ведь ты богат богатством, которого, может быть, не замечаешь, и счастлив счастьем, которого, возможно, не чувствуешь. Ты ведь не знаешь, что такое невозвратимая утеря, сознание растраченного богатства и загубленных талантов. О, если бы все это было возможно вернуть и вновь принести отцу!
Но имение и таланты выдаются лишь один раз на всю жизнь, и сил уже не воротишь, а время ушло безвозвратно...
Не удивляйся же, брат, милосердию отца, его снисхождению к блудному сыну, его стремлению прикрыть жалкое рубище грешной души новой одеждой, его объятиям и поцелуям, оживляющим опустошенную грехом душу.
Сейчас пир окончен. Завтра я вновь приступлю к работе и буду трудиться в отчем доме рядом с тобой. Ты, как старший и беспорочный, будешь господствовать и руководить мною. Мне же подобает работа подначальная. Мне ее и надо. Эти опозоренные руки не заслуживают иной.
Эта новая одежда, эта обувь и этот перстень также снимутся до времени: в них неприлично будет исполнять мне чёрную работу.
Днем мы будем работать вместе, затем ты можешь со спокойным сердцем и чистою совестью отдыхать и веселиться со своими друзьями. А я?..
Куда я уйду от моих воспоминаний, от сожалений о растраченном богатстве, загубленной юности, потерянных силах, рассыпанных талантах, запачканных одеждах, о вчерашнем оскорблении и отвержении отца, от мыслей об ушедших в вечность и навсегда утерянных возможностях?..»

28. Что означает Причащение Святых Таин Тела и Крови Христовых?

Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53).
Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем
(Ин. 6, 56).
Этими словами Господь указал на совершенную необходимость для всех христиан участия в таинстве Евхаристии. Самое таинство было установлено Господом на Тайной вечери.
«...Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И взял чашу и, благодарив, подал им и сказал: Пейте из нея все, ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов » (Мф. 26, 26-28).
Как учит Святая Церковь, христианин, принимая св. Причастие, таинственно соединяется с Христом, ибо в каждой частице раздробленного Агнца содержится Весь Христос.
Неизмеримо значение таинства Евхаристии, постижение которого превосходит наш разум.
Оно зажигает в нас Христову любовь, возносит к Богу сердце, зарождает в нем добродетели, сдерживает нападение на нас темной силы, дарует силу против искушений, оживляет душу и тело, исцеляет их, дает им силу, возвращает добродетели - восстанавливает в нас ту чистоту души, которая была у первородного Адама до грехопадения.
В размышлениях о Божественной литургии еп. Серафима Звездинского имеется описание видения одного старца-подвижника, ярко характеризующее значение для христианина Причащения Св. Таин. Подвижник видел «...огненное море, волны которого вздымались и бурлили, представляя из себя страшное зрелище. На противоположном берегу стоял прекрасный сад. Оттуда доносилось пение птиц, разливалось благоухание цветов.
Подвижник слышит голос: «Перейди через это море ». Но перейти не было возможности. Долго стоял он в раздумье, как перейти, и слышит снова голос: «Возьми два крыла, которые дала Божественная Евхаристия: одно крыло - Божественная Плоть Христова, второе крыло - Животворящая Кровь Его. Без них, как бы ни велик был подвиг, достигнуть Царствия Небесного нельзя ».
Как пишет о. Валентин Свенцицкий: «Евхаристия - это основа того реального единства, которое чаем во всеобщем Воскресении, ибо и в преосуществлении Даров и в нашем Причащении залог нашего спасения и Воскресения не только духовного, но и телесного».
Старец Парфений Киевский однажды в благоговейном чувстве пламенной любви к Господу долго повторял в себе молитву: «Господи Иисусе, живи во мне и дай мне в Тебе жити», - и услышал тихий, сладкий голос: Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем.
Итак, если покаяние очищает нас от скверны нашей души, то Причастие Тела и Крови Господних напояет нас благодатью и преграждает возвращение в нашу душу лукавого духа, изгнанного покаянием.
Но следует твердо запомнить, что, как бы ни было для нас необходимо Причастие Тела и Крови Христовых, не должно к нему приступать без предварительного очищения себя исповедью.
Апостол Павел пишет: «Кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
Да испытывает же себя человек и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей .
Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11, 27-30).

29. Сколько раз в году нужно причащаться?

Преподобный Серафим Саровский заповедовал Дивеевским сестрам:
«Неопустительно исповедоваться и приобщаться во все посты и, кроме того, двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше - не мучая себя мыслию, что недостойна, и не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой приобщением Святых Христовых Таин.
Благодать, даруемая приобщением, так велика, что как бы недостоин и как бы ни грешен был человек, но лишь в смиренном только сознании великой греховности своей приступит к Господу, искупающему всех нас, хотя бы от головы до ног покрытых язвами грехов, то будет очищаться благодатью Христовой, все более и более светлеть, совсем просветлеет и спасется».
Очень хорошо причащаться и в дни своих именин и в дни рождения, а супругам - в день их бракосочетания.

30. Что такое соборование?

Как бы тщательно мы ни старались запоминать и записывать свои грехи, может случиться, что существенная часть их не будет сказана на исповеди, некоторые будут забыты, а некоторые просто не осознаны и не замечены, в силу нашей духовной слепоты.
В этом случае Церковь приходит на помощь кающемуся с таинством Елеосвящения, или, как его часто называют, «соборования». Это таинство основано на указании апостола Иакова - главы первой Иерусалимской Церкви:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит больного, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5, 14-15).
Таким образом, в таинстве Елеосвящения прощаются нам грехи, не сказанные на исповеди по незнанию или же по забывчивости. А поскольку болезни есть следствие нашего греховного состояния, то освобождение от греха часто ведет и к исцелению тела.
В настоящее время, Великим постом, все ревнующие о спасении христиане принимают участие сразу в трех таинствах: исповеди, Елеосвящения и Причащения Святых Таин.
Тем же христианам, которые по какой-либо причине не смогли принять участия в таинстве Елеосвящения, Оптинскими старцами Варсонофием и Иоанном дается такой совет:
«Какого заимодавца можешь найти вернее Бога, знающего и то, чего не было?
Итак, возложи на Него счет забытых тобою прегрешений и скажи Ему:
«Владыко, поскольку и забыть свои согрешения есть грех, то я во всем согрешил Тебе Единому Сердцеведу. Ты и прости меня за все по Твоему человеколюбию, ибо там-то и проявляется великолепие славы Твоей, когда Ты не воздаешь грешникам по грехам, ибо Ты препрославлен вовеки. Аминь».

31. Как часто следует посещать храм?

В обязанности христианина входит посещение храма в субботние и воскресные дни и обязательно в праздники.
Установление и соблюдение праздников необходимо для нашего спасения, они учат нас истинной христианской вере, возбуждают и питают в нас, в наших сердцах любовь, благоговение и покорность Богу. Но в церковь ходят также и для отправления треб, обрядов, для того, чтобы просто помолиться, когда позволяют время и возможности.

32. Что означает для верующего посещение храма?

Каждое посещение храма для христианина - это праздник, если человек действительно верующий. По учению Церкви, при посещении храма Божия происходит особое благословение и успех во всех добрых начинаниях христианина. Поэтому и следует сделать так, чтобы в этот момент был мир в душе и порядок в одежде. Ведь мы не просто идем в церковь. Смирив себя, свою душу и сердце, мы приходим к Христу. Именно к Христу, дающему нам в отношении нас благо, которое мы должны заслужить своим поведением и внутренним расположением.

33. Какие богослужения ежедневно совершаются в Церкви?

Во имя Пресвятой Троицы - Отца и Сына и Святаго Духа - Святая Православная Христианская Церковь ежедневно совершает в храмах Божиих вечерние, утренние и дневные богослужения, по примеру святого Псалмопевца, свидетельствующего о себе: «Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он (Господь) услышит голос мой» (Пс. 54, 17-18). Каждое из этих трех богослужений слагается, в свою очередь, из трех частей: вечернее богослужение - оно состоит из Девятого часа, Вечерни и Повечерия; утреннее - из Полунощницы, Утрени и Первого часа; дневное - из Третьего часа, Шестого часа и Божественной литургии. Таким образом, из вечернего, утреннего и дневного богослужений Церковных образуются девять служб: Девятый час, Вечерня, Повечерие, Полунощница, Утреня, Первый час, Третий час, Шестой час и Божественная литургия, подобно тому, как, по учению святого Дионисия Ареопагита, из трех чинов Ангельских образуются девять ликов, день и ночь славословящих Господа.

34. Что такое пост?

Пост - это не только некоторые изменения в составе пищи, то есть отказ от скоромной пищи, но, главным образом, покаяние, воздержание телесное и духовное, очищение сердца через усиленную молитву.
Преподобный Варсонуфий Великий говорит:
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста (если ты немощен телом)».
О том же говорит и св. Иоанн Златоуст:
«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его. Не одни уста должны поститься - нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и ноги, и все наше тело».
Как пишет о. Александр Ельчанинов: «В общежитиях существует коренное непонимание поста. Важен не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания - пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов - через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу.
Пост не есть голод . Голодает и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте изолированном в нашем обычном смысле, то есть как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями. Пост равен утончению. Нормальный зоологически благополучный человек недоступен влияниям внешних сил. Пост расшатывает это физическое благополучие человека, и тогда он делается доступнее воздействиям иного мира, идет духовное его наполнение».
По словам еп. Германа, «пост есть сугубое воздержание, чтобы восстановить утраченное равновесие между телом и духом, чтобы вернуть нашему духу его главенство над телом и его страстями».

35. Какие молитвы совершаются перед и после вкушения пищи?

Молитвы перед вкушением пищи:
Отче наш, Иже ecu на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила ecu душ наших.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй. Благослови.

Молитвы после вкушения пищи:
Благодарим Тя, Христе Боже наш, о насытил ecu нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия, но яко посреде учеников Твоих пришел ecu, Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй. Господи, помилуй. Господи, помилуй.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

36. Для чего нужна смерть тела?

Как пишет митрополит Антоний Блюм: «В мире, который грех человеческий сделал чудовищным, смерть является единственным выходом.
Если бы наш мир греха был зафиксирован как неизменный и вечный, это был бы ад. Смерть - единственное, что позволяет земле вместе со страданием вырваться из этого ада».
Епископ Аркадий Лубянский говорит: «Смерть для многих есть средство спасения от духовной гибели. Так, например, дети, умирающие в раннем возрасте, не знают греха.
Смерть сокращает сумму общего зла на земле. Что представляла бы из себя жизнь, если бы вечно существовали убийцы - Каины, предатели Господа - Иуды, люди-звери - Нероны и другие?»
Поэтому смерть тела не «нелепа», как про нее говорят люди мира, а необходима и целесообразна.

Там же можно найти много Православной литературы, видео, аудиокниги.

Первое Православное радио в ФМ диапозоне!

Можете слушать в автомобиле, на даче, везде где у вас нет доступа к Православной литературе или другим материалам.

_________________________________

http://ofld.ru - Благотворительный Фонд «Лучик Детства» - это добрые и великодушные люди, объединившиеся вместе ради помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации! Фонд поддерживает детей из 125 социальных учреждений 8 областей России, в том числе и малюток из 16 домов ребенка. А это дети-сироты из Челябинской, Свердловской, Курганской, Оренбургской и Самарской областей, а также дети Пермского Края, Республики Башкортостан и Удмуртской Республики. Основной задачей при этом остается обеспечение всем необходимым детей из домов ребенка, где находятся самые маленькие наши подопечные – детки в возрасте от 1 месяца и до 4 лет.

Статья расскажет вам о том, какие правила существуют в церкви и как правильно вести себя в храме.

Церковь – мир особый, где существуют свои правила и порядки. Именно поэтому, люди посещающие церковь и храм, должны придерживаться строгих норм поведения. Это пугает тех, кто ранее не посещал церковь или посещал редко. Тем не менее, ходить в нее нужно и потому следует ознакомиться с основными нюансами православного храма, будь то предпраздничные или обычные дни.

ВАЖНО: Если вы посещаете храм Божий в праздничное время, вам следует знать, что по такому случаю в церковь следует приходить намного раньше, чем начинается служба. Время службы, как правило, пишется на дверях церкви, чтобы каждый знал.

Мужчина и женщина должны посещать в чистой и опрятной одежде. Она не должна быть дорогой и изысканной, но ее аккуратность – это знак уважения Господу и Его дому (церковь, храм).
Мужчине следует одеть рубаху и брюки, что могли бы закрывать его руки и ноги (желательно).
Поэтому откажитесь от футболок с коротким рукавом, маек и шорт .
Так же в церковь не следует надевать одежду слишком яркую или с вызывающими яркими рисунками, надписями, дырами, разрезами.

  • Покрывать голову мужчине не стоит, наоборот, нужно снять любую панаму, кепку, шапку или шляпу.

Женщинам в церковь следует надевать скромную одежду, которая закрыла бы фигуру и не обтягивала ее. Обязательно следует скрыть грудь и плечи, закрыть длинной юбкой ноги (самая короткая юбка должна быть не выше колен).

  • Самое главное, что нужно надеть женщинам – платок на голову .

Дело в том, что покрытая женская голова в храме – знак уважения Господу, ведь он хозяин своего дома и потому, входя в церковь, нужно повиноваться его правилам.

ВАЖНО: Женщинам нельзя посещать церковь в период менструации и в то время, когда после родов еще выделяется кровь. Подобное нарушение покажет ваше неуважение Господу и осквернит церковь.

Перед тем как вы подойдете к храму, вам следует :

  • Стать перед его главным входом, посмотреть на крест (он должен располагаться на дверях или вратах) и перекреститься три раза, каждый раз кланяясь.

Это своеобразное приветствие с Господом и знак того, что вы православный человек.

  • После того, как вы одолеете входные двери, вы не сразу попадаете в церковь, а в притвор – особое место в виде небольшого коридора. Тут следует еще раз перекреститься трижды и только потом зайти в сам церковный зал.

Где лучше стоять в церкви?

Значение православного человека – прославлять Господа. Именно поэтому он ходит в церковь и в молитвенном общении рассказывает Богу о своих проблемах, успехах, сомнениях и страхах, чтобы найти единственно важное решение и помощь.
Если вы пришли в храм заранее (минут за 15 до начала службы) вам следует поставить свечи или написать специальные записки для богослужения.

Занять в церкви можно абсолютно любое удобное место, которое вам нравится в зале. Существует только одно главное правило для соблюдения (оно соблюдается не всегда и не везде) – во время службы женщинам следует стать слева, а мужчинам – справа.
Если вы обнаруживаете достаточное количество свободного места в зале, важно не стать там, где есть главный проход.

ВАЖНО: Помните, занятое вами место, должно быть только вашим до конца службы. Ходить по церкви, менять свое место — нельзя. Так же нельзя громко приветствовать знакомых и близких, разговаривать с ними, отвлекать других присутствующих от молитв.

Занять в храме так же можно и сидячее место. В церкви всегда есть специальные лавочки, но нужны они лишь для тех, кто не может по состоянию здоровья или плохому самочувствию стоять долгое время (больные люди, люди с отсутствующими или поврежденными нижними конечностями, маленькие дети и возрастные люди). Сидеть на лавах следует скромно, не расставляя и не закидывая ноги.

В любом случае старайтесь вести себя в церкви сдержанно , не засовывая в карманы руки, на кладя их за спину и не складывая на груди.

Стоять в храме нужно потому, что таким образом вы предстаете перед Богом, открывая свое сердце и душу. Так же можно считать, что вертикальное положение тела, возвышает человеческое предназначение.



Как вести себя в церкви и храме на службе, что делать, как креститься?

Как уже говорилось, если в церкви проходит служение, приходит в храм следует заранее. Любой православный праздник или важный день (как, к примеру, воскресенье) требует от православного человека опрятности и аккуратности. Следует подобрать скромную, но красивую одежду: чистую, выглаженную, светлую. Так же следует причесаться и умыться. Женщинам не следует накладывать густой слой косметики, откажитесь от нее вовсе или используйте совсем в минимальных количествах.

Скромная одежда требует скромного поведения . Будьте так же приветливы, радостны и счастливы от посещения церкви.

Креститься следует перед входом в церковь, в притворе и перед образами .

  • Если вы на службе, слушайте молитвы и смотрите за священнослужителями. Креститесь каждый раз, когда кто-то из них начинает креститься , даже если вы не можете четко разобрать слов.

ВАЖНО: Православный человек всегда креститься, складывая все пальцы правой руки в горсть. Коснитесь пальцами лба, затем живота и только потом правого и левого плеча. Таким образом вы «рисуете» на себе крест Господа, благословляя и очищая себя.



Как вести себя в церкви и храме на исповеди?

Исповедь – особое церковное таинство, во время которого православный человек старается «открыть свое сердце и душу» перед священнослужителем и попросить прощения у Господа за свои грехи. Люди, которые ни разу не исповедовались перед Богом, всегда волнуются от незнания того, как себя нужно вести, что говорить и какие задавать вопросы.

Многие служители церкви называют это таинство «второе крещение», ведь во время покаяния душа человека очищается .

«Очищать душу» следует тогда, когда вы чувствуете к этому желание. Человеческое естество считается слабым и из-за немощи, люди совершают грехи даже после покаяния, что отдаляет их от Бога.

Покаяние и исповедь – это необходимость для спасения человеческой души. Важно усвоить для себя, что только искреннее признание грехов, позволит вам избавиться от них, скинув с души «камень». Рассказывая о своей жизни батюшке, вспоминайте все с малых лет.

Известно, что только те люди, что признаются во всех своих согрешениях, могут попасть в Рай.

  • В то время как каетесь, не бойтесь казаться смешными, потерянными и ни в коем случае не стыдитесь своих слов.
  • Если вы кого-то обижали, обязательно попросите у этих людей прощения до или после исповеди. Простите и своих обидчиков.

Исповедоваться лучше вечером, чтобы на утреннем служении не чувствовать тягость своих грехов .
Если вы идете на покаяние первый раз, предупредите об этом священнослужителя, чтобы тот направил вас и не дал вам расстроиться в важный момент.



Как вести себя в церкви и храме на отпевании?

Отпевание – обязательная процедура для православного человека, которая производится только священнослужителем. Делается это дома или в церкви (по желанию и возможностям семьи). Смысл отпевания заключается в том, что батюшка читает молитвы (которые так же мелодичны, как и песни), зажигает специальную лампу, которая излучает дым. Это все нужно лишь для того, чтобы очистить душу перед тем, как она покинет тело и улетит на небеса к Богу.

Те, кто сталкивается с отпеванием впервые, часто чувствуют себя неловко. Бояться этого процесса не стоит, ведь отпевание – хорошая процессия, облегчающая страдания души .

  • В то время, как священнослужитель читает молебные слова, старайтесь внимательно их слушать и понимать. Родным принято стоять вокруг гроба с усопшим и держать в руках зажженную поминальную свечу.

ВАЖНО: Если вы не относите себя к православным, имеете другую веры или просто убеждены в том, что его не существует, просто стойте на процессии, не привлекая к себе внимания ни поведением, ни словами, ни лицом. Ваше спокойное поведение – дань уважения всем присутствующим, кто потерял близкого человека.

Как вести себя в церкви и храме на соборовании?

Соборование — это особое таинство, имеющее важное значение для верующих людей. Цель данной процессии – исцеление от любых недугов и душевных травм. В чем-то это таинство можно сравнить с исповедованием батюшке, ведь оно так же отпускает человеку его грехи. Но в отличие от покаяния, соборование проводят несколько священников.

Соборование может проходить в храме или же на дому (в том случае, если прихожане не имеют возможности из-за болезни добраться в церковь).

Соборование – это не отпевание души и не последние мольбы умирающего человека .
Да, очень часто его проводят, как последнюю надежду выздороветь. Тем не менее, соборование призвано дарить верующему силы и надежду в будущее .

Ритуал, проводящийся в храме, имеет три основные части:

  • Молитвенное пение
  • Освящение
  • Помазание

ВАЖНО: Сначала вся церковь должна молиться и креститься. После этого каждый верующий причащается, ставит семь свечей и батюшка готовится к освящению. Только потом происходит помазание соборующихся.



Как вести себя в церкви и храме на литургии?

Литургия – процессия, во время которой происходит общение верующего со Святым Духом. Во время литургии происходит множество песнопений и чтение молитв. Данный ритуал отличается своей важностью для церкви и длительностью, во время которой следует долго стоять, много молиться и креститься.

Кроме всего, приходя на литургию, вам следует обязательно надеть скромную и чистую одежду, как дань уважения Господу. Во время процессии следует читать вслух множество молитв, к примеру «символ веры», если вы их не знаете наизусть – возьмите с собой молитвослов.

Как вести себя в церкви и храме на панихиде?

Панихида (чтение молитв по усопшим) проводится после литургии. Отдавать записки с именами для молитвенного поминания следует еще до начала литургии.

  • На панихиде ни в коем случае нельзя шуметь и с кем-то громко разговаривать, а тем более смеяться и привлекать к себе внимание. Следует полностью осознавать серьезность и трагичность данной процессии, чтобы не суметь как-то омрачить и оскорбить присутствующих.

Если вы очень эмоциональны, постарайтесь ни с кем не ссориться на панихиде, никого не толкать и не размахивать руками. Все, что сопутствует панихиде (обсуждение умерших или их помины), следует отложить на тот момент, когда вы покинете церковь.

  • Во время и после панихиды можно зажечь свечи перед ликами святых и прочитать им молитвы.


Как вести себя в церкви и храме на причастии?

Причастие – это значимая процессия для православного человека, во время которой он приобщается к Телу Христа, вкушая священный хлеб (его плоть) и выпитая священное вино (его кровь). Причастие – всегда добровольное и осознанное решение каждого верующего.

Причастие требует определенных моментов:

  • Соблюдение духовного и физического поста
  • Соблюдение молитвенного режима: утром и вечером
  • Регулярное чтение духовно литературы
  • Посещение церкви
  • Исповедание

ВАЖНО: Если вы присутствуете на причастие, вам следует полностью осознавать важность этого таинства и ни в коем случае не привлекать к себе внимание. Займите свое место в церкви, искренне молитесь и креститесь каждый раз, когда это делает батюшка.

Как вести себя в церкви и храме на венчании?

Венчание – признание Богом брачного союза мужчины и женщины. На венчание принято приходить с чистой душой и сердцем, как самим молодоженом, так и присутствующим гостям. Для этого повода важно надеть чистую, светлую и опрятную одежду, женщинам покрыть голову.

  • Вся процессия происходит под руководством батюшки и потому на венчании принято внимательно слушать его слова и следить за его действиями, повторяя молитвы и перекрещиваясь в нужный момент.

Старайтесь не привлекать к себе внимание и не нарушать тишину в храме, нельзя смеяться и разговаривать, если у вас наворачиваются слезы, просто молча их вытирайте, но не впадайте в истерику.



Родительская суббота: как вести себя в храме?

Родительская суббота необходима для того, чтобы каждый верующий православный человек мог помянуть усопших близких и заказать о них панихиду.

  • Перед началом действия следует передать записку с именами умерших друзей и родных и только после этого поставить за них свечи на панихидный столик.

Прослушайте все песнопения батюшки и прочитайте вместе с ним молитвы. В память о тех людях, что ушли из жизни, можно так же подать милостыню тем, кто просит около церкви. Так же хороши пожертвования церкви и продукты, которые можно принести с собой перед процессией в храм (они оставляются на специальном столе возле панихидного столика).

Как правильно нужно выходить из церкви?

Выходить из церкви следует, отдавая долю чести и уважения Господу так же, как вы это делали при входе в нее.

  • Выйдя из церковного зала, поклонитесь ему и перекреститесь трижды . То же самое проделайте, когда вы выйдете за входные двери.

Видео: «Как вести себя в храме?»

Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова осеняют себя крестным знамением. Войдя в храм, следует остановиться близ дверей, но не мешая другим входящим, и сотворить три поклона с молитвами:

«Боже, милостив буди мне, грешному», – поклон.
«Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя», – поклон.
«Создавый мя, Господи, прости мя!» – поклон.

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим», «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи, помилуй! (трижды.) Благослови. Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас».

После этого по обычаю, поклонясь на обе стороны прежде вошедшим людям и сотворив три поясных поклона с молитвой Иисусовой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного», – подают записки, прикладываются к иконам, ставят свечи и становятся на службу с благоговением и страхом Божиим.

По отпусте (окончании) службы читают те же молитвы, что и при входе в церковь, с такими же поклонами и отпустом. Приходить в храм следует за 10–15 минут до начала богослужения. Этого времени бывает обычно достаточно, чтобы подать записки, отдать пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам.

Азы православия

При виде нищих вспоминайте прежде всего о том, что Христос Господь наш и святые отцы учат и, можно сказать, просят нас, чтобы мы подавали бедным. Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого.

Азы православия

Возжигание свечей в храме – это часть службы, это приношение жертвы Богу. И как нельзя нарушать благочиние в храме недостойным, беспокойным поведением, так нельзя создавать беспорядок, передавая через весь храм во время службы свою свечу или, еще хуже, протискиваясь к подсвечнику, чтобы поставить ее самому.

Россия – страна православная, и люди в ней – преимущественно такие же. Номинально. Многие когда-то были крещены, многие верят в Бога, но... до церкви доходят, к сожалению, не все. Кому-то мешает недостаток веры, кому-то – совершенно естественный страх сделать что-то не то в храме и быть подвергнутым осуждению всевидящих и всезнающих бабушек. Между тем, именно в церкви человек может соприкоснуться с истинным пониманием небесного и земного мироустройства, пообщаться с Богом, очистить свою душу от грехов, получить помощь для себя и близких, попробовать хотя бы на один шаг стать ближе к Раю.

Как одеться в церковь?
Двери православных храмов открыты для всех. Придти в них может любой человек, в том числе и тот, который не знает, как правильно вести себя в церкви. Главное, просто придти. Всему остальному можно научиться в процессе. Разве что правильно одеться придётся заранее. Мужчины должны быть в храме в брюках и без головных уборов, женщины – в платьях или юбках и платках.

Основной принцип выбора одежды для посещения храма заключается в том, чтобы выглядеть не вызывающе. Женщины должны отдавать предпочтение свободной одежде, закрывающей ноги и руки. В качестве головного убора желательно использовать платки (светлые – в праздничные дни, тёмные – в дни поста) и только в крайнем случае – шапки. Мужчины должны обратить внимание на то, чтобы их брюки и рубашки не были слишком обтягивающими и откровенными. Шорты, даже в летнюю жару, в храме не приветствуются. Зимой женщины могут позволить себе придти в храм в брюках, при условии, что их верхняя одежда доходит хотя бы до уровня колен. Последнее является исключением и допускается не во всех храмах.

Как вести себя во время богослужений?
Научиться правильно вести себя в православной церкви можно по окружающим вас прихожанам. Обычно в каждом храме есть своя постоянная паства, которая приходит туда регулярно и знает все нюансы проходящих богослужений. Расписание служб, как правило, вывешивается в притворе – месте, располагающемся между уличными и внутренними дверями храма. В крупных храмах богослужения проходят каждый день утром и вечером. В праздничные дни проводится две утренние службы – одна ранняя, одна обычная. На неделе также могут быть ранние утренние службы. Любая воскресная служба, в том числе и в дни поста, считается праздничной и проходит особенно торжественно. Во время совершения богослужений нельзя разговаривать друг с другом, пользоваться мобильным телефоном и совершать любые громкие и отвлекающие других людей от молитвы действия. Помните: во время церковной службы с Богом общается не только священник, но и каждый прихожанин, одним из которых являетесь и вы. Соблюдать тишину в храме необходимо и в часы, когда богослужения не проводятся, поскольку люди приходят пообщаться с Богом в любое время.

Как и когда креститься и кланяться?
Для того, чтобы осенить себя крестным знамением, необходимо сложить вместе большой, указательный и средний палец правой руки так, чтобы они соприкасались друг с другом подушечками. Три пальца являются символом Троицы: Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа. Оставшиеся два пальца прижимаются к ладони. Они символизируют собой двойное естество Иисуса Христа – Божественное и Человеческое. Правую руку со сложенными пальцами в начале нужно поднести ко лбу, затем к животу, потом к правому и в конце – к левому плечу.

После осенения крестным знамением совершается поклон. Его глубина во многом зависит от физических возможностей человека, но предполагается, что поклон должен быть поясным. Земной поклон отличается от поясного тем, что совершается, стоя на коленях с обязательным касанием лбом пола. Земные поклоны кладутся в особо важных случаях. Узнать о том, когда их нужно делать, можно, оглянувшись вокруг. Если основная часть прихожан во время службы падает ниц, значит, и вам лучше сделать то же самое. Старым и больным людям земные поклоны разрешается не делать.

Крестное знамение совершается один раз перед входом в храм, три раза при входе, один раз при подходе к любой иконе, три раза при выходе из храма и один раз на улице перед храмом. Во время службы креститься можно вслед за священником и остальными прихожанами. Если вы по каким-то причинам испытываете неловкость, не можете уследить за происходящим или сильно погружаетесь в молитву, то не нужно волноваться из-за того, что все осенили себя крестным знамением, а вы – нет. Многие люди в храме крестятся чисто интуитивно, ощущая, что именно сейчас им нужна помощь Господа.

Что можно делать в храме?
Научиться правильно вести себя в церкви внешне – не сложно, но гораздо важнее освоить внутреннюю подоплёку духовного вопроса. Первое, что нужно сделать при входе в храм, это подойти и поклониться центральной иконе. Подходя к иконе, в начале необходимо перекреститься, затем поклониться, потом приложиться к ней губами и лбом. Через поцелуй православные выражают свою любовь и почитание того, кто изображён на иконе; прикосновение лбом делают в надежде на обретение высшей мудрости и благодати. Таким образом можно прикладываться ко всем иконам, находящимся в храме.

Свечи, которые ставятся перед иконами, лучше всего покупать в свечном ящике. Всё, что продаётся внутри храма, - освящено и угодно Богу. Свечи, купленные с рук на улице, в православных храмах не приветствуются. Для того, чтобы свеча стояла ровно, необходимо в начале зажечь её от другой свечи, затем расплавить нижний кончик и быстро поставить свечку на выбранное место. Трогать чужие свечи, поправлять их, если они гнутся под действием пламени, или зажигать их, если они погасли, - можно. Тушить чужие свечи и выбрасывать их в специальную посуду – нельзя. Для этого в храме есть специальные люди. Со своей свечой можно делать всё, что угодно, - даже потушить на середине молитвы и унести домой. Наиболее действенную силу имеют свечи, горящие во время совершения богослужений.

Подать записки «о здравии» и «о упокоении» для прочтения их священником можно только в отношении крещёных людей. Обычно записка составляется лично, иногда её могут написать за вас в свечном ящике. При составлении записки нужно обязательно написать её цель и поставить изображение православного креста.

Во время службы желательно не бродить по храму туда-сюда. Выходить из храма на улицу, чтобы «подышать свежим воздухом», тоже не желательно. Это можно делать, только если вам стало плохо. При пересечении центральной линии храма нужно один раз перекреститься. Ходить за центральными иконами (основной и центральными иконами пределов) – нельзя. Их нужно обходить спереди. Поворачиваться спиной к алтарю можно только в самом крайнем случае. При каждении (когда священник обходит храм с дымящимся кадилом) необходимо встать во внутренний круг – в противном случае вы окажетесь за пределами наиболее действенных в отношении каждого православного молитв.

Иногда происходит так, что душа человека тянется в храм, но многие не знакомы с азами православия, не знают, как вести себя в церкви. Но храм Божий открыт для всех.

Православному христианину, прежде всего, необходимо именно желание веры и осознание того, что человек получает через веру: непреложные истинные и совершенные блага духовного общения с Богом и жизнь вечную. Сущность молитвы — наполнение ума и сердца высшим, дающим Богопознание.

Кроме личной молитвы, всем православным необходима молитва в Храме за Богослужением.

Как правильно вести себя в православной церкви

Новичку, только начинающему свой духовный путь, следует чувствовать себя свободно, следить за поведением других людей и делать также. Чтобы по незнанию не нарушить мир в душе других молящихся людей и не осквернить величие святого места, необходимо знать и соблюдать определенные правила для нахождения церкви.

Вот некоторые основные моменты:

  1. Если приближается священник, например, во время каждения ладаном, нельзя стоять у него на пути, а нужно отойти в сторону.
  2. Не следует вести себя как в музее, откровенно рассматривать окружающих. Как правило, принято стоять, слегка склонив голову.
  3. Находясь в маленькой церкви, в соборе или в монастыре, всегда нужно вести себя с благоговением.
  4. Если вы хотите присутствовать на церковной службе , то приходить желательно до начала служения за несколько минут.
  5. Нельзя входить в алтарь, а также поворачиваться к алтарю спиной.
  6. Если есть желание подпевать в молитве, то делать это нужно тихим голосом, следя за тем, не отвлекает ли ваше пение рядом стоящих людей.
  7. Сидеть в храме разрешается — при болезни или же при большом утомлении, то есть в немощи. Не допускается сидеть нога на ногу.
  8. Во время коленнопреклонённых молитв, которые случаются на разных службах, следует молиться вместе со всеми прихожанами. В этот момент и священнослужители в алтаре, и прихожане становятся на колени и соединяются в единой молитве (священник читает вслух специальные молитвы).
  9. Нельзя, если вы находитесь на территории храма, курить, а также брать с собой животных или птиц.
  10. Если идет чтение Евангелия, песнопения «Херувимской» или Евхаристический канон , следует просто стоять на месте и слушать. Не стоит ходить, разговаривать, также ставить в это время свечи.
  11. От замечаний ближним нужно воздерживаться, чтобы не вызывать у них смущения, или говорить тихим и доброжелательным голосом. Желательно оставаться на месте до конца службы, уйти можно, если есть необходимость или плохое самочувствие.

Для начинающих знакомиться с православием, бывает важно, в какой последовательности и к каким иконам подходить в церкви. В этом случае не существует строгого правила. Чаще всего, сначала стараются подойти к иконе, находящейся на аналое посредине храма. Это икона того святого, чей праздник отмечается в этот день.

Возле нее дважды крестятся и прикладываются губами и лбом, и снова крестятся. Затем подходят к иконам Спасителя, Богородицы и тем святым, к которым есть просьба или потянулась душа.

Как правильно ходить в церковь

Верующие христиане ходят в церковь каждое воскресенье - такова заповедь Божия.

Если вы идете на утреннюю службу, не принято перед этим сытно завтракать. Сытый желудок отдаляет от молитвенного настроя, потому многие христиане не завтракают перед походом в церковь.

Если же вы собираетесь исповедоваться и причащаться, то ни завтракать, ни пить воду, ни курить или принимать лекарство - нельзя. Святыня принимается на пустой желудок.

Как правильно заходить в церковь и что говорить при входе

Входить нужно со смирением и кротостью в сердце, чтобы вынести из храма оправдание, подобно евангельскому мытарю.

Входя в храм, следует трижды перекреститься поклониться в пояс. С каждый разом нужно повторять про себя слова Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную (грешного)».

Правила поведения для церкви

Для женщин:

  1. Представительницы женского пола, от маленьких девочек до пожилых женщин, ходят в храм Божий с покрытой головой - это благочестивая традиция. Для этого используется платок, шаль или накидка, в зимнее время некоторые стоят в шапках - это не запрещено, но будет жарко. Не рекомендуется носить широкополые шляпы, так как это будет мешать окружающим.
  2. Одежда выбирается неброская, чистая, при этом руки, плечи и грудь не оголяются даже летом (особенно строго в этом отношении в монастырях).
  3. Если женщина входит в брюках, можно перед входом обвязаться длинным платком, они обычно висят за входной дверью и предназначены для всех желающих.
  4. Губная помада должна быть стерта, чтобы не оставить следов, прикладываясь к иконам и кресту. Собираясь идти в церковь, не стоит наносить яркий макияж, это будет выглядеть неуместно.

Для детей:

  1. Если вы привели в храм ребенка, то за ним нужно следить. Желательно еще дома объяснить ему, что в церкви нельзя бегать и шалить.
  2. Если ребёнок расплакался, его надо попытаться успокоить или выйти с ним на улицу, чтобы не мешать службе и прихожанам.
  3. Если вы хотите причастить ребенка, то нужно учитывать, что выстоять всю службу ему может быть трудно, и поэтому можно выходить с ним на улицу или приходить позже, ближе к причастию, чтобы ребенок не устал и не начал капризничать. Как правило, все приводят детей на Херувимскую Песнь - около 11 часов.

Для мужчин:

  1. Мужчины, входя в храм, снимают головные уборы. Кроме того, они не должны быть в шортах или спортивных костюмах. Мы идем на встречу с Господом, это праздник души, и поэтому в старину, отправляясь в церковь, одевали самую праздничную одежду.
  2. На исповедь, причастие, елеопомазание (совершается на вечернем богослужении) - мужчины, мальчики и женщины с младенцами мужского пола подходят первыми. Это давняя традиция и во многих храмах её стараются соблюдать.

Церковный этикет поведения в храме

Не допускается в храме вести себя громко и шумно, ходить, засунув руки в карманы, жевать, мешать другим верующим во время их молитвы. При встрече со знакомыми можно приветствовать друг друга православным поцелуем, а разговоры отложить до выхода из храма.

Приходя в церковь, мы всегда желаем приобщиться к христианскому обряду и принести малую жертву - свечу. Конкретного порядка, куда нужно ставить свечи, не существует. Можно поставить свечу к иконе того Святого, кому вы хотите помолиться.

Если вы подошли к подсвечнику и не находите свободного места, не нужно тушить чужие свечи, для этого есть специальные служащие. Нужно немного подождать, когда освободится место.

Если вы увидели, что ваша свеча ещё не догорела, а она уже потушена церковным служителем, не стоит смущаться. Ваша жертва принята Богом. Не следует слушать различные суеверия. Свеча являет собой символическое значение.

Как надо молиться в церкви

Для всех верующих очень важна молитва в церкви. Поскольку она общая, то такая молитва сильнее и чище домашней. Когда службу проводит священник, то следует внимательно вслушиваться в слова молитвы, как бы пропуская их через сердце.

Бывает, что мысль рассеивается, и внимание теряется. Можно коротко попросить у Бога в молитве сил, терпения и понимания. Если вас отвлекают другие прихожане своими действиями, постарайтесь, не причиняя беспокойства другим, перейти на другое место в храме.

Но, как правило, верующие приходят до начала службы, успевают поставить свечи и поздороваться с прихожанами, сходить на исповедь и занять место как можно ближе к алтарю. Таким образом, все опаздывающие или просто заходящие не будут вас беспокоить - к тому времени они до вас просто не доберутся из-за толпы прихожан.

Заключение

Любому верующему следует знать церковные уставы, и понимать, что происходит во время службы. В церковных лавках продают книги «Божественная литургия» — в ней объясняются основные моменты, молитвы и действия священников за Литургией . Такую книгу рекомендуется иметь каждому христианину.

Для тех, кто идет к Богу с чистым сердцем, стремится к познанию, все постепенно открывается. Главное, это стремление и духовное горение, наша любовь к Богу и своим ближним.