02.05.2024

Индианаполис и акулы. Найдены останки крейсера «Индианаполис». Он перевез атомную бомбу «Малыш Крейсер реальная история


В США скоро выйдет кино про известный эпизод с потоплением японской подводной лодкой тяжелого крейсера "Индианаполис" в самом конце 2-й мировой войны, в результате чего погибло почти 900 моряков.
"Индианаполис" был известен тем, что перевозил элементы ядерных бомб для бомбардировок Японии.

Судя по трейлеру, в котором фактически пересказали весь сюжет, фильм будет так себе, плюс еще и графика со спецэффектами весьма бюджетная, да и на выспренный пафос заголовков без смеха смотреть невозможно.
В реальности эта история более интересная.

Гибель крейсера "Индианаполис".

В токийской тюрьме Сугамо, где содержались после капитуляции Японии военные преступники, в один из декабрьских дней 1945 года распахнулись двери камеры перед капитаном 3 ранга Мотицура Хасимото. Открылись не для того, чтобы узник обрел свободу... Нет, конечно. Два американца с нашивками сержантов, отрывисто скомандовали: «На выход! Быстро, быстро!»
За воротами тюрьмы они бесцеремонно втолкнули Хасимото в джип, который сразу же набрал скорость. Оглядываясь по сторонам, Хасимото пытался определить, куда его везут. На сносном английском он поинтересовался у конвоиров, но они сделали вид, что не поняли его. Никаких объяснений, никаких ответов на вопросы. В какой-то момент Хасимото подумал, что его везут в Иокогаму, где в те дни шел судебный процесс над офицерами и генералами императорской армии и флота. Но джип, покинув разрушенные кварталы столицы, доставил узника по узкой извилистой дороге на военный аэродром Ацуги, находившийся в нескольких километрах от Токио.
В транспортном самолете, куда Хасимото препроводили и сдали под расписку пилотам, с ним тоже никто не обмолвился и словом. Только на Гавайях, где машина приземлилась на дозаправку, из случайно услышанного разговора Хасимото смог узнать, что его этапируют в Вашингтон по решению военного трибунала, который слушает дело бывшего командира тяжелого крейсера «Индианаполис», и что ему отведена роль главного свидетеля на процессе.

Милях в двадцати от Сан-Франциско находится остров Map. С весны 1945 года, на здешней судоверфи ремонтировался тяжелый крейсер «Индианаполис», которым командовал Чарльз Батлер Маквей. Этот доблестный моряк участвовал во многих значительных операциях и сражениях на море. Например, у острова Мидуэй, в заливе Лейте, при захвате островов Гуам, Сайпан и Тиниан. В бою за Окинаву находившийся под его командованием крейсер «Индианаполис» подвергся атакам камикадзэ. Один смертник спикировал прямо на палубу. Команде удалось потушить возникший после взрыва пожар и спасти крейсер, однако дальше участвовать в операции «Индианаполис» не мог. Крейсер ушел в Сан-Франциско для ремонта.
Спустя два месяца, когда кpeйcep уже вышел из дока, корабль посетили генерал Лесли Гровс, руководитель «Манхэттенского проекта», и контр-адмирал Уильям Парнелл. В каюте командира «Индианаполиса» они рассказали Маквею о цели своего визита: корабль должен принять специальный груз и доставить его... Куда — не сказали. Передали Маквею секретный пакет от начальника штаба при Верховном главнокомандующем Вооруженными Силами США адмирала Уильяма Д. Леги. В верхнем углу пакета было два красных штампа: «Совершенно секретно» и «Вскрыть в море». Главное, что уяснил Маквей: специальный груз дороже крейсера и даже жизни его экипажа, поэтому за ним — глаз да глаз.
В наши дни трудно найти очевидцев упомянутых событий, свидетельствовать могут только архивные документы, даже в мемуарах американских адмиралов полным-полно расхождений и неточностей. Лишь одно не вызывает сомнений: в июле 1945 года тяжелому крейсepy «Индианаполис» было приказано взять на борт компоненты атомных бомб и доставить этот груз на остров Тиниан, входящий в Марианский архипелаг. По одним сведениям, «начинок» было для двух бомб, по другим — для трех. По каким-то причинам ящики не могли находиться вместе, их разделили, разместив в разных помещениях корабля. В командирском салоне — металлический цилиндр, в котором содержалось около или более ста килограммов урана, в самолетном ангаре «Индианаполиса» — детонаторы бомб. Каждый причастный к этому делу получил кодовое имя. Например, генерал Лесли Гровс, представлялся Релиф, другой пассажир — капитан 1 ранга Уильям Пэрсонс, участвовавший в создании бомбы, именовался Юджа. Сама операция по доставке специального груза на остров Тиниан называлась «Бронкс Шипментс».

Ровно в 8 часов утра 16 июля 1945 года крейсер снялся с якоря, миновал бухту Золотой Рог и взял курс в открытый океан, а спустя 10 дней приблизился к острову Тиниан. Была лунная ночь. Волны бились о борт, пенились, рассыпали причудливые брызги и с шипением уносились к белевшему вдали песчаному берегу. Близко к берегу подходить было нельзя, пришлось отдать якорь в пяти кабельтовых от причальной стенки. С рассветом к «Индианаполису» подошла самоходная баржа с представителями командования островного гарнизона. Ветер уже ослабел, и волны стали значительно меньше, но еще перекатывались в порт через мол.
На палубе толпились армейские, авиационные и флотские офицеры, переговариваясь вполголоса. Капитан Маквей заметил, что Юджа (Уильям Пэрсонс) чувствовал себя среди них как в своей тарелке, подойдя поближе, он расслышал кем-то брошенную фразу: «Груз ждут специалисты в Пещере адмирала Какута. Это имя кое о чем говорило командиру крейсера. Ровно год назад «Индианаполис» поддерживал артиллерийским огнем штурмовые отряды, высадившиеся на Тиниан. Руководил обороной острова контр-адмирал Какудзи Какута, командующий военно-воздушными силами Марианских островов. Захваченный десантниками японский солдат рассказал, что командный пункт адмирала Какута находится в хорошо замаскированной пещере на окраине города Тиниан. Военнопленный вызвался проводить морских пехотинцев. В спешке при попытке войти в пещеру двое десантников подорвались на минах. Тогда было принято решение взорвать вход в пещеру и замуровать ее защитников. После взрыва в окутанной клубами едкого дыма пещере некоторое время раздавались одиночные выстрелы, затем все стихло. Видимо, контр-адмирал Какута погиб вместе со своей командой. На следующий день гарнизон острова Тиниан прекратил сопротивление...

Этот эпизод запомнился Чарльзу Маквею. Теперь же он без труда смог догадаться, что в пещере будут собирать новое оружие. Надо полагать, оно ускорит темпы борьбы с Японией.
Тем временем матросы боцманской команды закончили работу, перенесли тщательно упакованные ящики на баржу, на которой уже застучали дизели, все говорило о том, что самоходка вот-вот увезет островное начальство и многочисленную охрану из офицеров. С изысканной вежливостью притронувшись к козырьку фуражки, капитан 1 ранга Пэрсонс поблагодарил капитана Маквея за доставку специального груза, а когда баржа отходила от борта, крикнул: «Желаю удачи, сэр!»
«Индианаполис» еще пару часов оставался на открытом рейде острова Тиниан в ожидании дальнейших указаний из штаба главкома Тихоокеанским флотом. Ближе к полудню пришла шифрограмма: «Следовать на Гуам». Это не так далеко. От Гуама начинается судоходная линия до Лейте, по которой ходят конвойные и эскортные корабли американцев. И, разумеется, эта акватория была излюбленным районом охоты японских подводников. Маквей рассчитывал, что на Гуаме его крейсер задержится и ему удастся провести ряд тренировок и учений экипажа, который нуждался в боевой «обкатке»: команда на треть состояла из новичков. Но надежды на стоянку на Гуаме не оправдались. «Индианаполису» приказали немедленно выйти в море.

Японская подлодка «I-58» уже десятый день находилась на судоходной линии Гуам — Лейте. Командовал ею опытный подводник — капитан 3 ранга Мотицура Хасимото. Родился он 14 ноября 1909 года в Киото, окончил престижное военно-морское училище на острове Этадзима, что недалеко от Хиросимы. Когда Япония начала войну на Азиатском континенте, младший лейтенант Хасимото только приступил к службе в должности минного офицера на подводных лодках. Участвовал в атаке на Перл-Харбор. После этой операции Хасимото в порядке поощрения был послан на курсы командного состава, по окончании которых, в июле 1942 года, ему доверили субмарину «PO-31», приписанную к базе Йокосука. Подлодка была не первой молодости, да и роль ей была отведена сугубо вспомогательная — доставлять провиант, горючее в канистрах, боеприпасы на острова Гуадалканал, Бугенвиль и Новую Гвинею. Все задания Хасимото выполнял четко и в срок. Со стороны начальства это не осталось незамеченным. В феврале 1943 года Хасимото приступил к обязанностям командира субмарины «I-158», которая в это время оснащалась радиолокационной аппаратурой. По сути дела, на лодке Хасимото проводился эксперимент — изучение работы радиолокатора в различных условиях плавания, ибо до той поры японские субмарины воевали «вслепую». В сентябре 1943-го, спустя полгода, Хасимото уже командовал другой лодкой — «РО-44». На ней он действовал в районе Соломоновых островов как охотник за американскими транспортами. В мае 1944 г. пришел приказ откомандировать капитан-лейтенанта Хасимото в Йокосуку, где строилась по новому проекту лодка «I-58». На его командирскую долю выпала ответственная работа — провести достройку и переоборудование лодки под носитель человеко-торпед «Кайтэн».
«Кайтэн» (дословно — «Переворачивающий небо») — так называли миниатюрные подводные лодки, рассчитанные всего на 1 человека. Длина мини-субмарины не превышала 15 метров, диаметр — 1,5 метра, но она несла на себе до 1,5 тонны взрывчатки. Моряки-смертники направляли это грозное оружие против вражеских кораблей. Производить «Кайтэны» в Японии стали с лета 1944 года, когда стало очевидно, что только самоотверженность летчиков-камикадзэ и моряков-смертников может отсрочить момент военного поражения страны. (Всего же до конца войны было произведено около 440 «Кайтэнов». Их образцы и по сей день хранятся в музеях при токийском храме Ясукуни и на острове Этадзима.)
Субмарину «I-58» командование включило в отряд «Конго». Впоследствии Хасимото вспоминал: «Нас, окончивших военно-морское училище по курсу подводного плавания, было 15 человек. Но к этому времени большинство офицеров, составлявших некогда наш класс, погибло в боях. Из 15 человек осталось в живых всего 5. По странному совпадению, все они оказались командирами лодок, входящих в отряд «Конго». Лодки из отряда «Конго» выпустили в общей сложности 14 «Кайтэнов» по кораблям противника.

«I-58» покинула Курэ 18 июля 1945 года, имея на борту шесть человеко-торпед «Кайтэн». Правда, две пришлось послать (одну за другой) на вражеский танкер-нефтевоз. Судно потонуло сразу же. Хасимото сообщил своей команде, что почин сделан: «Всех благодарю!» В этих же водах командир лодки рассчитывал встретить большой конвой, но 29 июля в 23 часа акустики обнаружили одиночную цель. Хасимото приказал всплыть в надводное положение. Сам на мостик не поднялся, доверив наблюдение за горизонтом штурману и сигнальщику.
Первым цель обнаружил штурман. Дальнейшее наблюдение за приближением чужого корабля Хасимото уже вел через окуляры перископа. Несмотря на то, что противник был еще на большом расстоянии, командир распорядился приготовить торпедные аппараты. Соответствующая команда была дана и экипажам «Кайтэнов». Установив курс и скорость цели, командир начал сближение...
Когда взрыв потряс крейсер «Индианаполис», Маквей воскликнул: «Боже! В нас снова врезался камикадзэ!» На этот раз Чарльз Маквей ошибался. В этом районе японские самолеты уже не были хозяевами неба, крейсер могла подстеречь и торпедировать только подводная лодка.
...Люди барахтались в воде, отчаянно размахивали руками. Захлебываясь и задыхаясь, корчась в страшных судорогах, они встречали свою смерть... Кто-то выхватил капитана Маквея из воды и швырнул вовнутрь плотика к ногам тесно прижавшихся друг к другу, обезумевших матросов-первогодков. Чарльз Маквей так и не узнал подчиненного, которому был обязан своим спасением. Только на седьмые сутки их сняли с плотика. Седьмые сутки — это 6 августа 1945 года. В тот день над океаном, над местом гибели «Индианаполиса», пролетел бомбардировщик «В-29» («Энола Гей»), несший на своем борту атомную смерть, ласково называвшуюся «Малыш» и предназначенную для японского города Хиросима.
Плотики все еще покачивались на мертвой океанской зыби. Страдальцы взывали о помощи. Из экипажа «Индианаполиса» погибло 883 человека, причем половина из них ушла в пучину моря вместе с кораблем, а остальные не вынесли жажды и скончались, не дождавшись помощи.

Спасенные моряки на Гуаме. Как действовала субмарина «I-58»? Над этим вопросом ломают головы иностранные военные историки, в том числе и российские. Большинство склоняется к тому, что в борт американского крейсера врезался «Кайтэн». Так, в серьезном труде «Подводные лодки иностранных флотов во второй мировой войне» сказано:
«Крейсер «Индианаполис» (США).
Потоплен человекоуправляемыми торпедами».
В другом источнике:
«Подводная лодка «I-58» потопила человеко-торпедами американский крейсер «Индианаполис».

Известно, что у вашингтонских судей был рапорт некоего Гарри Барка, в котором говорилось, что он, морской офицер, обследуя трофейные японские субмарины, услышал в ноябре 1945 года рассказ инженера-механика «I-58», участвовавшего в последнем боевом походе, что по крейсеру «Индианаполис» были пущены «Кайтэны» и что это был один из тех случаев, когда это оружие было успешно применено.
В Вашингтоне считали, что чрезвычайно важным свидетелем в деле прояснения тайны гибели крейсера может стать бывший командир «I-58» военнопленный Мотицура Хасимото. Родственники погибших на крейсере моряков требовали сурово наказать капитана Чарльза Б. Маквея как главного виновника произошедшей трагедии, а военнопленного японца Хасимото перевести в разряд военных преступников.
У Мотицура Хасимото не было адвоката, показания он давал через переводчика. Ранее уже говорилось, что он знал английский, но не в такой степени, чтобы отвечать на замысловатые вопросы судей. Наступил такой момент, когда Хасимото показалось, что судьи ему не верят, даже поставили под сомнение чертеж маневрирования и атаки «I-58», сделанный им собственноручно. Хасимото не хотел «потерять лицо», поэтому продолжал настаивать на своем. Но суду было ясно: в действиях Хасимото при атаке на крейсер многое не стыковалось, возникали странные неувязки в хронометраже выпуска обычных торпед и взрыва на «Индианаполисе».
Суд военного трибунала признал капитана Чарльза Батлера Маквея виновным «в преступной халатности» и приговорил его к разжалованию с увольнением из рядов Военно-морского флота. Позднее приговор был пересмотрен. Министр ВМС Дж. Форрестол вернул Маквея на службу, назначив начальником штаба командующего 8-м военно-морским районом в Новом Орлеане. Спустя четыре года Маквей был отправлен в отставку в чине контр-адмирала, поселился у себя на ферме. Вел уединенный холостяцкий образ жизни. 6 ноября 1968 года Чарльз Батлер Маквей покончил с собой — застрелился. Он стал 884-й жертвой в экипаже «Индианаполиса», перевозившего специальный груз на остров Тиниан.

Маршрут и место гибели крейсера "Индианаполис". А как сложилась судьба капитана 3 ранга Мотицура Хасимото?
После возвращения из Вашингтона в 1946 году Хасимото некоторое время продолжал находиться в тюрьме, затем был переведен в лагерь военнопленных, прошел у американцев фильтрацию. Снова, разумеется, были допросы. Не было отбоя от журналистов, которым хотелось знать, применял Хасимото «Кайтэны» против «Индианаполиса» или нет?
Освободившись из лагеря, бывший подводник стал капитаном торгового флота, ходил на судне почти тем же маршрутом, что и на субмаринах «I-24», «PO-31», «I-158», «РО-44», «I-58»: Южно-Китайское море, Филиппины, Марианские и Каролинские острова, случалось заходить на Гавайи и в Сан-Франциско...
Уйдя по выслуге лет на пенсию, Мотицура Хасимото принял монашество в одном из храмов в Киото, а затем написал книгу «Потопленные», в которой продолжал придерживаться версии, что против «Индианаполиса» он применил обычные торпеды.
Мотицура Хасимото скончался в возрасте 59 лет, в один год (1968) с Чарльзом Б. Маквеем. Так, по-видимому, было угодно судьбе.

Представляю вниманию коллег свою вторую завершенную модель надводного корабля. Это модель американского тяжелого крейсера времен ВМВ "Индианаполис" от Академии.

Прототип:

Тяжелый крейсер ВМС США Indianapolis (CA-35) принадлежит к типу Portland (2 единицы). Крейсер стал печально известным после своей гибели с большим количеством жертв 29 июля 1945 года в результате торпедной атаки японской подлодки I-58.
Водоизмещение: стандартное 11180 т, полное 15002 т (на 1945 год). Длина - 185,9 м, Ширина - 20,1 м., Осадка 6,4 м.
Силовая установка:
4 вала, 4 ТЗА Парсонс, 8 котлов Уайт-Форстер. Суммарная мощность - 107000 л.с. Скорость - 32,5 уз. Дальность плавания - 8700миль/15 уз.
Вооружение: (на момент гибели)
9 (3х3) 203мм орудий, длиной 55 калибров, 8 (8х1) 127мм орудий, длиной 25 калибров, 24 (6х4) 40мм ЗУ «Бофорс», 16 (8х2) 20мм ЗУ «Эрликон»
1 катапульта, 3 гидросамолета SC-1 Seahawk
Экипаж - 100 офицеров и 1092 нижних чина (на 1945 год).

Заложен 31 марта 1930 года на верфи New York Shipbuilding Company г. Кемдэн. Спущен на воду 7 ноября 1931 года, и 15 ноября 1932 года передан флоту. Цена корабля составила 11 миллионов долларов в ценах 1932 года.
«Индианаполис» изначально строился как флагманский корабль Разведывательных сил флота. Основную часть карьеры он и пребывал в этом качестве. Не буду утомлять подробностями его насыщенной службы. Отмечу основные моменты его карьеры.
До войны крейсер трижды выступал в роли «президентской яхты» в 1933, 1933 и 1936 годах. Всю войну он провел в составе Тихоокеанского флота США. За это время несколько раз проходил ремонты и модернизации. Вплоть до операции по захвату Окинавы судьба хранила крейсер, он счастливо избегал боевых повреждений. Ранним утром 31 марта 1945 года крейсер получил серьезные повреждения в результате атаки камикадзе. Вот для наглядности схема повреждений:

Более детальный отчет о повреждения по ссылке:USS Indianapolis damage report
16-26 июля 1945 сразу после завершения ремонта и модернизации крейсер успешно выполнил задачу по доставке компонентов атомных бомб из Сан-Франциско на атолл Тиниан. Во время межбазового перехода на Лейте 28 июля 1945 крейсер был потоплен 2 торпедами с японской ПЛ I-58. Из 1199 человек выжил только 321, проведя в воде 4 суток. Непосредственно от взрывов торпед погибло примерно 300 моряков, остальные стали жертвами переохлаждения, жажды и акул. Причиной такого количества жертв стала расслабленность службы оповещения о движении кораблей. Сигнал бедствия приняли три станции, но по разным причинам не придали ему должного значения.
За годы войны крейсер заслужил 10 боевых звезд .

Модель

Модель строилась по состоянию на момент гибели. Основа всего - набор пластика от «Академии». При не самом передовом членении корпуса «верх+низ» сам набор более копийный чем конкурентный набор от «Трумпетера». Также использовал наборы дополнений от Понтоса и по мелочи.

Пластик отличного качества: не слоится, в меру мягкий. Были незначительные утяжины в районе форштевня на обеих половинках корпуса.

Стыкуемость деталей очень хорошая, особых проблем кроме половинок корпуса не припомню. При сборке корпуса в местах, где начинается имитация бронепояса, были ступеньки, место не очень удобное для обработки.

На корпусе с помощью автогрунтовки были сымитированы листы обшивки, результатом пока я не совсем доволен, надо набивать руку.

Теперь о переделках:

Набор не лишен недостатков по матчасти. Самый заметный «косяк» это кронштейны гребных валов: дан один одинарный, должно быть два: один двойной и один одинарный, исправил с помощью пластика. Заодно заменил пластиковые валы на металлические.

Форма и размер лопастей гребных винтов, родные меньше диаметром и кромка у них не круглая , а немного затупленная. Ну и пришлось стачивать сами лопасти до более-менее масштабной толщины.
Исходник:

Доработка:

Якорные клюзы, вернее взаиморасположение бортовых и палубных клюзов в пластике неверное, если оставить как есть, то шток якоря буде торчать вперед, что слишком революционно.

Надо их раздвигать, но тут я ошибся и передвинул палубные (назад), а надо было двигать бортовые (вперед).

Коллега pnk66 помог разобраться в данном вопросе, но было уже поздно, как-то неожиданно быстро я переделал клюзы на палубе.

Понтос предлагает использовать травленую палубу, дано очень много сегментов, надо сказать что это вызвало у меня трудности - нормально приклеить стальное травление к пластику у меня толком не получилось, постоянно приходилось проклеивать края. Вот что понравилось так это травленые трафареты для нанесения «антислипа», очень удобная штука.

Помыкавшись с травлеными палубами я решил отказаться от деревянной самоклейки на полубак, тем более там было окрашенное дерево.
Гидросамолеты пришлось доработать, родные очень упрощены. Понтос дает только травленые винты. Из тонкого пластик сделал юбку вокруг двигателя, снизу попытался сделать воздухозаборник, из фольги-самоклейки изобразил жалюзи. Видимую часть двигателя сымитировал из проволоки . Срезал пластик, изображающий фонарь, сделал углубление для имитации кокпита, и накрыл сверху травленым переплетом. Декали с номерами подобрал от набора для «железнодорожников». Антенные растяжки из нити для бисероплетения.

Изкоробочные «бофорсы» и «эрликоны», выглядят очень брутально, Понтос предлагает их полностью заменить, что вполне оправданно. Единственное замечание - точеные стволы этих систем у Понтоса разнятся только формой, калибр одинаковый.
Вот составил такую своеобразную таблицу, видно что стволы от Master Model вне конкуренции, а Вояджер совсем жесткое УГ.

Использовал мастеровские стволы. Перед установкой я их зачернил, чтобы избежать окраски. В процессе сборки я рановато приклеил бофорсы на модель , чем обрек себя на постоянный их ремонт и поиски оторванных стволов.
Остальные доработки были уже по мелочи, родные прожекторы заменил на смоляные от «Арсенала», параваны от «Нортстара», абсолютно голый ходовой мостик наполнил приборами и стульчиками в соответствии по чертежу.

Отдельное спасибо Понтосу за точеные детали рангоута и травленое радарное хозяйство, в сборе это даже жалко красить

По фотографиям добавил сигнальные прожекторы, громкоговорители. Такелаж также выполнял согласно фото. Флаги - декаль, переведенная на фольгу.
Красил акрилом . Для нижней части корпуса краска была намешана на глаз, нижняя часть борта GSI H54 Navy Blue, верхняя часть борта и надстройки GSI H53Gray, палуба Tamiya XF-50 Field Blue. Сделал небольшую смывку и чуть добавил потеков.
Стройка с перерывами длилась один год. Долго конечно, но и жизнь не дает расслабляться и другие проекты отвлекали…
Корабль упорно не желал фотографироваться, в ходе первой попытки я не успел его даже начать снимать, как на него рухнула плохо закрепленная лампа, во время второй пострадал леер у форштевня, упрямый попался.

Использованные наборы дополнений:

  • Pontos 35017F1 и Pontos 35017F1 Advaced Plus, (в принципе есть объединяющий их набор 37017F1, но я его не нашел, пришлось брать «россыпью»).
  • L"Arsenal АС 35077 «Navigation bridge equipment» там даны три вида приборов (target director, torpedo director, pelorus)
  • L"Arsenal АС 35065 - 36in. searchlight и АС 35074 - 24in. searchlight, АС 35064 12in. signal lamps.
  • NorthStar NSA350094 USN Medium paravane for U.S. Navy cruiser
  • Точеные стволы эрликонов и бофорсов от Master Model

Ну и фото законченной работы:








За всю историю военно-морских сил США. Незадолго до окончания войны американский крейсер "Индианаполис" был торпедирован и потоплен японской подводной лодкой. Две торпеды, выпущенные субмариной, унесли жизни более девятисот моряков.

Добровольцы на военном флоте

После того кошмара, который японская авиация устроила 7 декабря 1941 года на американской военно-морской базе Перл-Харлбор, Соединённые штаты оказались втянутыми в кровавую бойню Второй мировой войны. Среди стран-союзников им отводилась важная роль в ведении боевых действий на море, и тысячи американских парней, воодушевлённых потоком патриотических речей, хлынувших на них из радиоприёмников и со страниц газет, записывались добровольцами на флот.

Особый повод для гордости был у тех, чьим местом службы оказался крейсер USS Indianapolis, и это неслучайно. Боевой корабль, спущенный на воду 15 ноября 1932 года, успел войти в число наиболее известных и престижных судов. Ему неизменно отдавал предпочтение в своих морских путешествиях президент Теодор Рузвельт. Пересекая океан на его борту, он совершал визиты доброй воли. Палуба крейсера помнила также многих членов королевских семейств и лидеров мировой политики.

Корабль и его капитан

Крейсер даже своими размерами соответствовал столь исключительному положению. Достаточно сказать, что на палубе можно было без труда разместить два футбольных поля. Общая длина составляла 186 м, а водоизмещение равнялось 12775 т. На этом гиганте несли службу 1269 человек. Главную ударную силу составляли три носовых орудия калибром 203 мм. Кроме того, в его арсенал входило большое количество бортовых орудий и несколько зенитных установок.

Были у него и достойные капитаны, умевшие точно и в срок выполнить любой приказ верховного командования, чем сумели создать кораблю добрую репутацию. Последним из них стал назначенный 18 декабря 1944 года Чарльз Батлер МакВей - молодой и блестяще зарекомендовавший себя офицер. Трудно было предположить, что именно ему уготовано судьбой вести крейсер "Индианаполис" в его последний поход.

Накануне завершения войны

В результате активных боевых действий весной 1944 года корабли американского флота находились лишь в нескольких милях от побережья Японии. Для решающего наступления им требовалось овладеть идеальным плацдармом - островом Окинава. Сознание близкого конца войны и скорой победы поднимало боевой дух моряков и удваивало силы.

В то же время их противники оказались в крайне сложном положении. У японцев не только была уничтожена большая часть флота и израсходованы боеприпасы, но подходил к концу весь имевшийся резерв живой силы. В этой критической обстановке их командованием было принято решение ввести в бой камикадзе - лётчиков-смертников, фанатиков, готовых отдать свои жизни за императора.

Годом ранее отряд японских самолётов, начинённых взрывчаткой и пилотируемых добровольными самоубийцами, атаковал американские боевые корабли во время сражения за Филиппины. Тогда и в последующие несколько месяцев более двух тысяч самолётов-снарядов совершили боевые вылеты, нанеся флоту США ощутимый урон. Ввиду сложившейся обстановки, император отдал приказ вновь применить это оружие.

Атака смертников

Как свидетельствуют документы, крейсер "Индианаполис" подвергся атаке смертников ранним утром 31 марта. Отразить её было крайне сложно, ведь остановить камикадзе можно было, только расстреляв самолет в воздухе, а это удавалось далеко не всегда.

Уже через несколько минут после начала боя один из самолётов, спикировав из нависших над морем облаков, врезался в носовую часть крейсера. Последовавший затем взрыв унёс жизни девяти моряков, а причинённые им повреждения вынудили командование снять корабль с боевого дежурства и направить для ремонта в доки Сан-Франциско. Но, несмотря ни на что, настроение у всех было приподнятое, ведь шёл последний год войны - 1945.

Крейсер "Индианаполис" выполняет секретный приказ

Как рассказывали потом выжившие участники тех событий, большинство членов экипажа корабля было уверено, что война для них закончена и капитуляция Японии будет подписана ещё до окончания ремонта. Но судьба распорядилась иначе. В начале июля, когда ещё шли боевые действия, капитан получил приказ, на основании которого крейсер "Индианаполис" должен был взять на борт особо секретный груз и доставить его в указанный пункт назначения.

Вскоре на корабль были подняты два контейнера, к которым незамедлительно приставили вооружённую охрану. В те дни никто из моряков не знал, что содержит в себе этот загадочный груз, а большинству из них так и не суждено было это узнать. Но успевший завершить ремонт крейсер, согласно приказу, вышел в море и взял курс на Гавайи. Он шёл с предельной скоростью тридцать четыре узла, весь путь покрыл за трое суток.

Перевозчики атомной смерти

Достигнув цели путешествия, капитан МакВей получил радиограмму следовать дальше к находившимся на расстоянии двух тысяч миль на запад. Конечным же пунктом назначения оказался входящий в их число остров Тиниан. Там с соблюдением максимальных предосторожностей контейнеры были сняты с палубы и доставлены на берег.

Теперь уже ни для кого не секрет, что в них находились урановые сердечники для атомных бомб, одна из которых через десять дней была сброшена на Хиросиму, и её взрыв, уничтоживший по самым скромным подсчётам сто шестьдесят тысяч человек, заставил содрогнуться мир. Но тогда этого ещё никто не знал, и человечество не представляло себе всех последствий Это была ещё военная тайна.

Гибели крейсера "Индианаполис" предшествовало распоряжение, полученное капитаном сразу после выгрузки контейнеров. Ему предписывалось следовать в западную часть Тихого океана к острову Гуам, а затем на Филиппины. Война заканчивалась, и очередной приказ был воспринят экипажем "Индианополиса" как приглашение к морской прогулке, не таящей в себе никакой опасности.

Ошибка капитана МакВея

Доки Сан-Франциско крейсер "Индианаполис" покинул 16 июля, и в тот же день от пирса японской морской базы неслышно отошла субмарина, значившаяся под номером I-58. Её капитан Мочитсура Хашимото был опытным подводником, который проплавал всю войну и привык смотреть в лицо смерти. В этот раз он вывел свой корабль на охоту за американцами, которых предчувствие скорой победы часто лишало элементарной осторожности.

Согласно установленным правилам, в зоне военных действий надводные суда, чтобы не быть обнаруженными подлодками противника, должны двигаться зигзагами. Именно так и водил свои корабли всю войну капитан МакВей, но царившая вокруг эйфория победы сыграла с ним злую шутку. Поскольку не было никаких сведений о присутствии в этом районе субмарин противника, он пренебрёг обычной предосторожностью. Это преступное легкомыслие стало впоследствии кошмаром, преследовавшим его до конца жизни.

Морской охотник

Тем временем эхолоты японской субмарины уловили звук, издаваемый винтами крейсера, и об этом было незамедлительно доложено командиру. Мочитсура Хашимото приказал подготовить торпеды к бою и следовать за судном, выбирая наилучший момент для атаки. Для экипажа крейсера этот поход представлял собой обычную служебную рутину, и никто даже не подозревал, что их корабль преследуется вражеской подлодкой. Это позволило японцам скрытно следовать за американцами ещё несколько миль.

Наконец, когда расстояние позволяло произвести боевой пуск с достаточной уверенностью в попадании, японская субмарина выпустила по крейсеру две торпеды. Через минуту Хашимото сквозь окуляры перископа увидел взметнувшийся к небу фонтан воды. Это свидетельствовало о том, что одна из них достигла цели. Выполнив боевую задачу, подлодка скрылась в глубинах океана так же незаметно, как и появилась.

Катастрофа

Да, действительно, на беду моряков это было прямое попадание. Взрыв, произошедший в районе машинного отделения, уничтожил всю находившуюся в нём команду. В образовавшуюся пробоину хлынула вода, и, несмотря на свои огромные размеры, тяжелый крейсер "Индианаполис" стал крениться на правый бок. В данной ситуации катастрофа была неизбежна, и капитан МакВей отдал приказ экипажу покинуть корабль.

Атака субмарины, ставшая для всех полной неожиданностью, взрыв и последовавшая за ним роковая команда стали причинами паники и хаоса, охватившими гибнущее судно. Тысяча двести членов экипажа одновременно искали спасения, на ходу надевая спасательные жилеты и бросаясь в воду. Удивительно, но оказалось, что аварийных плав-средств на всех не хватает - их количество не соответствовало численности экипажа. По этой причине большинство моряков в ожидании помощи было обречено на длительное пребывание в воде.

Начало четырёхдневного кошмара

Оказавшись среди огромного масляного пятна, расплывшегося вокруг подбитого крейсера, они стали свидетелями того, как погибал корабль, ещё недавно считавшийся красой и гордостью американского флота. У них на глазах крейсер медленно опрокинулся набок, носовая часть полностью ушла под воду, отчего корма задралась вверх, и, наконец, всё судно, как бы исчерпав последние силы в борьбе с океаном, провалилось в глубину.

В этот день для девятисот моряков, выживших после торпедной атаки японской субмарины и оказавшихся посреди океана без шлюпок, без питьевой воды и продуктов питания, начала разворачиваться настоящая трагедия. Многие находились в шоковом состоянии. Со всех сторон доносились крики о помощи, но оказать её было некому. Чтобы как-то подбодрить команду, капитан пытался уверить всех, что они находятся на одном из главных морских путей и, несомненно, скоро будут обнаружены.

Однако всё складывалось иначе. Так как взрывом была повреждена корабельная радиостанция и не удалось вовремя послать сигнал бедствия, командование флота даже не подозревало о произошедшем. На острове Гуам, куда следовал крейсер, его отсутствие объяснили возможным изменением курса и не стали поднимать тревогу. В результате прошло четыре дня, прежде чем терпящие бедствие были случайно замечены американским бомбардировщиком, совершавшим в этом районе патрульный полёт.

Смерть среди акул

Но дожили до этого дня лишь немногие. Кроме жажды, голода и переохлаждения, моряков подстерегала в открытом океане ещё одна страшная опасность - акулы. Вначале на поверхности воды появилось несколько одиночных плавников, затем их число увеличилось, и вскоре всё пространство вокруг моряков буквально кишело ими. Среди людей началась паника. Никто не знал, что предпринять и как можно защититься от этих безжалостных океанских хищников.

А акулы всё теснее сжимались кольцом вокруг своих жертв. Они то выныривали, высоко вздымая над поверхностью свои открытые пасти, то вновь уходили в глубину. Внезапно, перекрывая шум волн, раздался пронзительный человеческий крик, и вода окрасилась кровью. Это послужило сигналом для остальных акул. Они стали хватать беспомощных людей и ещё живых увлекать в глубину.

Продолжение трагедии

Адское пиршество то прекращалось, то возобновлялось в течение трёх дней. Из девятисот моряков, оказавшихся в воде после трагедии, произошедшей с крейсером ВМФ США "Индианаполис", едва ли не половина оказалась жертвой акул.

Но вскоре к этой опасности прибавилась ещё одна. Дело в том, что спасательные жилеты, благодаря которым моряки продолжали держаться на воде, были рассчитаны на трое суток. Исчерпав свой ресурс, они пропитывались водой и теряли плавучесть. Таким образом, гибель становилась неотвратимой.

Прибытие спасателей

Лишь 2 августа, то есть на четвёртый день трагедии те немногие, кто ещё оставался в живых, услышали над головами звук самолёта. Обнаруживший их пилот немедленно сообщил в штаб, и с этого момента началась спасательная операция. До подхода основных судов к месту, где произошла катастрофа крейсера "Индианаполис", прибыл гидросамолёт и, совершив рискованную посадку среди пенящихся волн, стал своеобразной пристанью для всех, кому удалось выжить.

Вскоре к месту трагедии подошли два корабля - эсминец USS Bassett и госпитальное судно USS Tranquility, которое доставило спасшихся в Гуам, где им была оказана медицинская помощь. Из 1189 человек, находившихся на борту, выжило лишь 316. Остальным морякам крушение крейсера "Индианаполис" стоило жизни. До конца войны оставалось только 17 дней.

Вердикт, вынесенный трибуналом

Трагедия крейсера "Индианаполис" вызвала широкий резонанс среди американской и мировой общественности. Едва пережив ужасы войны, люди требовали незамедлительно найти и наказать виновных случившегося. Министерство обороны требовало предать суду капитана МакВея, инкриминируя ему преступную халатность, в результате которой судно не совершило предписанное в подобных случаях движение зигзагом и стало лёгкой добычей вражеской субмарины.

По решению трибунала, состоявшегося 19 декабря 1945 года, капитан крейсера "Индианаполис" был понижен в воинском звании, но тюрьмы избежал. Любопытно, что свидетелем по делу был приглашён бывший командир японский подлодки Мочитсура Хашимото, тот самый, который отправил на дно злополучный крейсер. Война закончилась, и прежние враги теперь вместе решали важные юридические вопросы.

Личная трагедия капитана

Вердикт, вынесенный трибуналом, стал поводом для многочисленных споров. На всех уровнях раздавались голоса, обвинявшие командование флота в желании свалить вину за гибель крейсера "Индианополис" на одного МакВея и тем самым избежать ложившиеся на них доли ответственности. Закончилось, однако, тем, что через несколько месяцев адмирал флота Честер Нимиц личным указом восстановил его в прежнем звании, а ещё через четыре года тихо и без шума отправил на пенсию.

Однако именно ему в конечном итоге суждено было стать ещё одной жертвой, к которой привела гибель крейсера "Индианаполис". История его смерти стала сама по себе трагедией. Известно, что на протяжении последующих лет МакВей регулярно получал письма от членов семей моряков, в гибели которых его обвиняли. Несмотря на то что официально он был освобождён от ответственности, многие считали его главным виновником случившегося. Очевидно, этим обвинениям вторил и голос его совести. Не сумев преодолеть нравственных мучений, в 1968 году капитан МакВей застрелился.

История крейсера "Индианаполис" вновь стала темой обсуждений в 2000 году, когда конгресс США вынес резолюцию, на основании которой с МакВея полностью снимались все предъявленные ранее обвинения. Этот документ утвердил своей подписью президент Америки затем была внесена соответствующая запись в личное дело капитана, хранившееся в архиве военно-морского флота.

В городе Индианополис, чьё имя носил погибший крейсер, в его честь создан мемориал. Раз в два года 30 июля в день, когда японская торпеда положила конец боевому пути корабля, к памятнику съезжаются все выжившие участники событий тех дней, чтобы ещё раз разделить боль общей потери. Но время неумолимо, и с каждым годом их становится всё меньше.

«Это самая важная тайна, сохранение которой в течение всей второй мировой войны являлось предметом наибольших забот».
Адмирал флота США Уильям Д. Леги

Летние ночи над океаном в тропиках особенно темны, и лунный свет только подчёркивает густоту и вязкость этой тьмы. Тяжелый крейсер ВМС США "Индианаполис" — того самого, который доставил бомбу для Хиросимы на Тиниан, рассекал влажный мрак ночи с 29 на 30 июля 1945 года, неся на борту 1200 человек экипажа. Большинство из них спали, бодрствовали только вахтенные. Да и чего мог опасаться мощный американский военный корабль в этих давно очищенных от японцев водах?

Тяжелый крейсер Индианаполис был заложен 30 марта 1930 года. Корабль был спущен на воду 7 ноября 1931 года и введен в строй 15 ноября 1932 года. Полное водоизмещение корабля 12755 тонн, 185,93 м — длина, 20,12 м — ширина, 6,4 м — осадка. Крейсер развивал скорость до 32,5 узлов при мощности турбин 107000 лс. Вооружение корабля состояло из девяти 203-мм орудий в трех башнях, восьми 127-мм орудий и 28 зенитных автоматов разных калибров. На корабле были две катапульты и четыре самолета. Экипаж корабля в 1945 году был 1199 человек.

Крейсер Индианаполис принимал активное участие в войне с Японией. Вечером 20 февраля 1942 года крейсер принял свой первый бой, когда соединение американских кораблей было атаковано восемнадцатью японскими бомбардировщиками. В этом бою истребителями с авианосца и зенитным огнем с кораблей охранения было сбито шестнадцать японских самолетов, а позднее два гидросамолета следивших за американскими кораблями. 10 марта 1942 года 11-е оперативнок соелинение, в которое входил Индианаполис, атаковало японские базы на Новой Гвинее. Им удалось нанести тяжелые повреждения японским боевым и транспортным кораблям. После этого боя крейсер проэскортировал конвой до Австралии и встал на ремонт и модернизацию.

С 7 августа 1942 года крейсер принимал участие в операциях у Алеутских островов. В январе 1943 года Индианаполис уничтожил артиллерийским огнем транспорт Акагане-Мару груженый боеприпасами. Пройдя ремонт на острове Мар, крейсер вернулся в Перл-Харбор, где стал флагманским кораблем командующего 5-м флотом вице-адмирала Раймонда Спрюэнса. 10 ноября 1943 года Индианаполис принял участие в операции по вторжению на острова Джильберта. 19 ноября Индианаполис в составе отряда крейсеров бомбардировал атолл Тарава и остров Макин. 31 января 1944 года крейсер участвовал в обстреле островов атолла Кваджелейн. В течении марта — апреля Индианаполис участвовал в атаках на Западные Каролины. В июне крейсер принял активное участие во вторжении на Марианские острова. Пройдя очередной ремонт на верфи ВМС острова Мар, 14 февраля 1945 года крейсер вошел в состав соединения быстроходных авианосцев вице-адмирала Марка Митчера. С19 февраля соединение обеспечивало прикрытие высадки десанта на остров Иво-Дзима. 14 марта 1945 года Индианаполис принял участие в захвате острова Окинава. 31 марта сигнальщики крейсера заметили японский истребитель, который начал почти отвесное пикирование на мостик крейсера. Зенитным огнем самолет был поврежден, но японский летчик-самоубийца с высоты восемь метров сбросил бомбу и врезался в кормовую часть верхней палубы. Бомба пробив все палубы крейсера и днище, взорвалась, повредив в нескольких местах днище корабля. Несколько отсеков были заполнены, 9 моряков погибли. Индианаполис своим ходом дошел до верфи на острове Мар. Завершив ремонт, крейсер получил приказ доставить на остров Тиниан компоненты атомных бомб...

После сокрушительных поражений сорок четвёртого года — у Марианских островов и на Филиппинах — японский императорский флот, некогда наводивший ужас на весь Тихий океан, просто перестал быть. Подавляющая часть его боевых единиц лежала на дне, а несколько уцелевших крупных кораблей самолёты с авианосцев 5-го флота добили прямо в гавани военно-морской базы Курэ.

Краса и гордость Японии, символ её морской мощи и всей нации, — великолепный "Ямато", самый могучий из всех созданных человечеством линейных кораблей, — был потоплен авиацией адмирала Марка Митчера 7 апреля 1945 года во время последнего похода линкора к берегам Окинавы. "Ямато" не спасли ни необычайно толстая броня, ни конструктивные особенности, делавшие корабль очень труднопотопляемым, ни двести зенитных стволов, превращавших небо над линкором в сплошную огненную завесу.

Что же касается японских ВВС, то их никто уже не принимал всерьёз. Ветераны, разгромившие Пёрл-Харбор, погибли у Мидуэя и у Соломоновых островов; а неоперившиеся лётчики-новички становились лёгкой добычей для куда более опытных и гораздо лучше обученных пилотов многочисленных американских истребителей. Война неумолимо катилась к своему победоносному для Америки завершению.

Оставались, правда, лётчики-камикадзе, бестрепетно таранившие корабли, но сквозь воздушные боевые патрули и плотный зенитный огонь к цели пробивались единицы, так что воздействие этого оружия было, скорее, чисто психологическим. Один такой смертник врезался в палубу "Индианополиса" во время боев за Окинаву, ну и что особенного? Возник пожар (который быстро потушили), кое-что было разрушено или повреждено... и всё.

Не обошлось без жертв, но экипаж отнесся к этому с равнодушием закалённых солдат — ведь крейсер в результате этой атаки отправился на ремонт в Сан-Франциско, где простоял два месяца вдали от войны. Куда приятнее пить виски на берегу, чем ожидать, когда тебе на голову свалится следующий сумасшедший японец. Война вот-вот кончится — а погибать под занавес вдвойне обидно.

Можно было также напороться на какую-нибудь шалую субмарину противника, — по данным разведки, какое-то количество этих морских волков-одиночек всё ещё рыскало в водах Тихого океана в поисках незащищённых объектов для атаки — но для быстроходного боевого корабля вероятность такой встречи очень мала (гораздо меньше, чем риск угодить под колёса автомобиля при переходе улицы в Нью-Йорке).

Впрочем, подобные мысли мало кого занимали на борту "Индианаполиса" — пусть голова от этих проблем болит у того, кому такая хвороба по штату положена. У капитана Маквея, например.

Командир крейсера кэптен Чарльз Батлер Маквей в свои сорок шесть был опытным моряком, вполне заслуженно оказавшимся на командном мостике тяжёлого крейсера. Он встретил войну с Японией в звании коммандера, будучи старшим помощником крейсера "Кливленд", участвовал во многих боях, в том числе в захвате островов Гуам, Сайпан и Тиниан и в крупнейшем в истории войн на море сражении в заливе Лейте; заслужил "Серебряную Звезду". И в эту ночь, несмотря на поздний час, — одиннадцать вечера — он не спал. В отличие от большинства своих подчинённых, Маквей знал гораздо больше любого из них, и знание это отнюдь не добавляло ему спокойствия.

Всё началось в Сан-Франциско. Ремонт корабля на верфи острова Мар, что милях в двадцати от города, приближался к концу, когда Маквея неожиданно вызвали в штаб Калифорнийской военно-морской базы. Полученный приказ был кратким: "Корабль к походу изготовить". И следом поступило распоряжение перейти на другую верфь, Хантер-Пойнтс, и ждать прибытия высокопоставленных гостей из Вашингтона. Вскоре на крейсере появились генерал Лесли Гровс, руководитель секретного "Манхэттенского проекта" (а в чём суть этого самого проекта, Маквей, естественно, не имел ни малейшего представления), и контр-адмирал Уильям Парнелл.

Высокопоставленные лица сжато изложили капитану суть дела: крейсер должен принять на борт спецгруз с сопровождающими и доставить его в целости и сохранности по назначению. Куда — не сказали, это командир должен был узнать из вручённого ему пакета от начальника штаба при верховном главнокомандующем вооружёнными силами США адмирала Уильяма Д. Леги. Пакет украшали два внушительных красных штампа: "Совершенно секретно" и "Вскрыть в море". О характере груза капитана также не проинформировали, Парнелл так и сказал: "Ни командиру, ни, тем более, его подчинённым знать об этом не положено". Но старый моряк чутьём понял: этот чёртов специальный груз дороже самого крейсера и даже жизней всего его экипажа.

Часть груза разместили в ангаре для гидросамолёта, а другую часть — вероятно, наиболее важную (в упаковке, напоминающей внушительных размеров коробку для женских шляпок), — в командирском салоне. Молчаливые офицеры-сопровождающие расположились там же. Заметив у них эмблемы химических войск, Чарльз Маквей подумал с брезгливостью настоящего солдата, привыкшего к честным методам ведения боя: "Вот уж не ожидал, что мы докатимся до бактериологической войны!". Однако вслух он ничего не сказал — многолетняя служба на флоте научила его в соответствующих ситуациях уметь держать язык за зубами. Но вся эта история не понравилась капитану с самого начала — было в ней что-то слишком зловещее...

Экипаж и пассажиры (на борту "Индианаполиса" возвращались на Гавайи армейские и флотские офицеры) проявили живейшее любопытство в связи с загадочной "шляпной коробкой". Однако любые попытки разузнать хоть что-нибудь у безмолвных часовых потерпели полный крах.

В 08.00 16 июля 1945 года тяжёлый крейсер "Индианаполис" снялся с якоря, миновал Золотые Ворота и вышел в Тихий океан. Корабль взял курс на Пёрл-Харбор, куда и прибыл благополучно через трое с половиной суток — почти всё время следуя полным ходом.

Стоянка на Оаху была недолгой — всего несколько часов. Крейсер отдал левый якорь и, подработав машинами, ткнулся кормой в причал. Пассажиры покинули борт, а корабль торопливо принял топливо и провизию и всего через шесть часов после прибытия покинул Жемчужную Гавань.

К острову Тиниан в Марианском архипелаге "Индианаполис" прибыл ночью 26 июля. Луна, вставшая над океаном, заливала своим мертвенно-призрачным светом бесконечно катящиеся к песчаному берегу вереницы волн, украшенных белыми плюмажами гребней. Первобытная красота этого зрелища совсем не приводила кэптена Маквея в восторг: из-за волн и глубин близко к берегу не подойти, а тут ещё эта проклятая луна висит над головами, как огромная осветительная ракета, превращая все корабли на рейде острова в идеальные мишени для ночных торпедоносцев. Авиация США полностью господствовала в небе над Марианами, но Маквей уже достаточно изучил отчаянность самураев и их склонность к авантюрным выходкам.

Но всё обошлось. С рассветом к борту "Индианаполиса" подошла самоходная баржа с шишками из командования местного гарнизона — на острове располагалась авиабаза, откуда "сверхкрепости" Б-29 летали бомбить метрополию Японской империи. От спецгруза освободились быстро — его и было-то всего ничего: несколько ящиков да пресловутая "шляпная коробка". Люди работали проворно и слаженно, подстёгиваемые строгим приказом и неосознанным желанием поскорее избавиться от этого загадочного барахла вместе с его угрюмыми, не отвечающими на шутки сопровождающими.

Кэптен Маквей наблюдал за выгрузкой со смешанными чувствами: чёткое выполнение приказа радовало сердце старого служаки, но к ощущению исполненного долга примешивалось и ещё кое-что, непонятное и тревожащее. Командир вдруг поймал себя на мысли, что он дорого бы дал за то, чтобы никогда не видеть в глаза эту дурацкую "шляпную коробку"...

На барже застучал дизель, боцманская команда убрала швартовы. Руководивший выгрузкой кэптен Пэрсонс (он же "Юджа" — у всех сопровождающих были клички, словно у чикагских гангстеров) вежливо коснулся козырька своей фуражки и крикнул Маквею с отходящей самоходки: "Благодарю за работу, капитан! Желаю удачи!".

Тяжёлый крейсер ещё несколько часов стоял на открытом рейде Тиниана в ожидании дальнейших распоряжений из штаба командующего Тихоокеанским флотом. И ближе к полудню распоряжение поступило: "Следовать на Гуам".
А дальше — дальше началось что-то малопонятное. Кэптен Маквей вполне разумно предположил, что его корабль задержится на Гуаме: чуть ли не треть из экипажа "Индианаполиса" составляли салаги-новобранцы, не видевшие толком моря (не говоря уже о том, чтобы понюхать пороху!), и для них безотлагательно требовалось провести полный цикл боевой подготовки.

Да и, собственно говоря, куда и зачем отправлять боевой корабль такого класса в настоящее время? С кем воевать? Где противник, который может оказаться достойной мишенью для восьмидюймовых пушек тяжёлого крейсера? Позднее, быть может, когда начнётся давно запланированная операция "Айсберг", — вторжение на острова собственно Японии — о которой поговаривают в штабах (и не только в штабах), тогда да. Крейсеру уже приходилось оказывать огневую поддержку десанту — с этой работой его командир хорошо знаком. Но сейчас? Зачем гонять корабль из одной точки океана — с Марианских островов на Филиппины — в другую, жечь топливо, если пребывание крейсера в любом тихоокеанском районе равнозначимо с военной точки зрения?

Однако оказалось, что логика старшего морского начальника района коммодора Джеймса Картера несколько отличается от логики кэптена Чарльза Маквея. Картер безапелляционно заявил командиру крейсера, что океан, дескать, достаточно просторен, и учиться можно где угодно. Ссылки Маквея на то, что уже во время перехода "Индианаполиса" из Сан-Франциско в Пёрл-Харбор выяснилось неготовность его команды к решению серьёзных боевых задач, не произвели на коммодора ровным счётом никакого впечатления. "Начальник всегда прав!" — этот афоризм справедлив везде.

Последнее слово осталось за Картером, и командир крейсера молча взял под козырёк. Тем не менее, у Маквея сложилось впечатление, что его корабль стремятся как можно скорее выпихнуть куда угодно, избавиться от него, словно на мачте "Индианаполиса" развевался жёлтый карантинный флаг — как над зачумлённым судном.

Более того, кэптен не получил никакой информации о наличии или отсутствии подлодок противника в районе следования корабля, для эскорта не нашлось хотя бы парочки фрегатов или эсминцев, а в заливе Лейте (куда было приказано отправиться крейсеру) его совсем не ждали и даже не знали, что он вообще к ним направился.

И вот "Индианополис" вспарывает тёмную поверхность ночного океана, оставляя за кормой белопенный, светящийся во тьме бурунный след. Лаг торопливо отсчитывает милю за милей, словно корабль убегает от того, что он сделал — пусть даже не по своей воле...

Японская подлодка «I-58» уже десятый день находилась на судоходной линии Гуам — Лейте. Командовал ею опытный подводник — капитан 3 ранга Мотицура Хасимото. Родился он 14 ноября 1909 года в Киото, окончил престижное военно-морское училище на острове Этадзима, что недалеко от Хиросимы. Когда Япония начала войну на Азиатском континенте, младший лейтенант Хасимото только приступил к службе в должности минного офицера на подводных лодках. Участвовал в атаке на Перл-Харбор. После этой операции Хасимото в порядке поощрения был послан на курсы командного состава, по окончании которых, в июле 1942 года, ему доверили субмарину «PO-31», приписанную к базе Йокосука. Подлодка была не первой молодости, да и роль ей была отведена сугубо вспомогательная — доставлять провиант, горючее в канистрах, боеприпасы на острова Гуадалканал, Бугенвиль и Новую Гвинею. Все задания Хасимото выполнял четко и в срок. Со стороны начальства это не осталось незамеченным. В феврале 1943 года Хасимото приступил к обязанностям командира субмарины «I-158», которая в это время оснащалась радиолокационной аппаратурой. По сути дела, на лодке Хасимото проводился эксперимент — изучение работы радиолокатора в различных условиях плавания, ибо до той поры японские субмарины воевали «вслепую». В сентябре 1943-го, спустя полгода, Хасимото уже командовал другой лодкой — «РО-44». На ней он действовал в районе Соломоновых островов как охотник за американскими транспортами. В мае 1944 г. пришел приказ откомандировать капитан-лейтенанта Хасимото в Йокосуку, где строилась по новому проекту лодка «I-58». На его командирскую долю выпала ответственная работа — провести достройку и переоборудование лодки под носитель человеко-торпед «Кайтэн».

«Кайтэн» (дословно — «Переворачивающий небо») — так называли миниатюрные подводные лодки, рассчитанные всего на 1 человека. Длина мини-субмарины не превышала 15 метров, диаметр — 1,5 метра, но она несла на себе до 1,5 тонны взрывчатки. Моряки-смертники направляли это грозное оружие против вражеских кораблей. Производить «Кайтэны» в Японии стали с лета 1944 года, когда стало очевидно, что только самоотверженность летчиков-камикадзэ и моряков-смертников может отсрочить момент военного поражения страны. (Всего же до конца войны было произведено около 440 «Кайтэнов». Их образцы и по сей день хранятся в музеях при токийском храме Ясукуни и на острове Этадзима.)

Субмарину «I-58» командование включило в отряд «Конго». Впоследствии Хасимото вспоминал: «Нас, окончивших военно-морское училище по курсу подводного плавания, было 15 человек. Но к этому времени большинство офицеров, составлявших некогда наш класс, погибло в боях. Из 15 человек осталось в живых всего 5. По странному совпадению, все они оказались командирами лодок, входящих в отряд «Конго». Лодки из отряда «Конго» выпустили в общей сложности 14 «Кайтэнов» по кораблям противника.

Но именно из-за этих проклятых гидросамолётов янки "И-58" несколько дней назад упустила прекрасную возможность атаковать обнаруженную крупную быстроходную цель, следовавшую куда-то на запад, к Тиниану. Спасибо радиометристам — они засекли патрульную "летающую лодку" вовремя, "И-58" ушла на спасительную глубину. Однако в подводном положении преследовать противника оказалось невозможно, — скорости не хватало — и Хасимото с сожалением отказался от торпедной атаки. Ещё в большей степени расстроились рвавшиеся в бой водители человекоуправляемых торпед "Кайтен", горевшие желанием как можно скорее отдать жизнь за обожаемого Тенно — императора.

На борту "И-58" "Кайтенов" было шесть. Торпеды эти — морской аналог лётчиков-камикадзе — скорее походили на миниатюрные подводные лодки, чем на торпеды в привычном смысле этого слова. В торпедные аппараты они не влезали, а крепились прямо на палубе субмарины. Непосредственно перед атакой — когда такое решение принималось — водители через специальные переходные люки забирались внутрь своих мини-лодок, задраивались изнутри, отцеплялись от лодки-носителя, запускали работавший на перекиси водорода двигатель и отправлялись навстречу ими самими выбранной судьбе. Взрывчатки человекоторпеда несла втрое больше (по сравнению с обычной японской торпедой "Длинная пика"), и поэтому повреждения, наносимые ею подводной части атакуемого корабля, предполагались гораздо более значительными.

И похоже, что так оно и было на самом деле. Удача улыбнулась японскому подводнику не далее как вчера: "И-58" нанесла удар двумя "Кайтенами" (их выпустили одну за другой) по одиночному крупному танкеру. Атакованное судно затонуло так стремительно, словно у него разом вырвали всё днище; и Хасимото поздравил свой экипаж с первым боевым успехом.

Командир "И-58" отнюдь не обольщался, он прекрасно понимал, что война проиграна, и что никакие его усилия уже не спасут Японию от неминуемого поражения. Но настоящий самурай гонит от себя прочь подобные ослабляющие дух мысли: есть долг воина, который надлежит исполнять с честью, не допуская при этом никаких недостойных колебаний.

Однако самолёт — слишком опасный противник для подводной лодки, практический недосягаемый для ответного удара. От него можно только спрятаться...

Когда несколько дней спустя та же надводная цель появилась на экране радара "И-58", никаких помех для успешной атаки не было...

В 23.00 29 июля поступил доклад гидроакустика: зафиксирован шум винтов цели, двигающейся встречным курсом. Командир скомандовал всплытие.

Первым вражеский корабль — визуально — обнаружил штурман, и тут же пришёл доклад о появлении отметки на экране радара. Поднявшись на верхний ходовой мостик, Хасимото убедился лично: да, на горизонте чёрная точка; да, она приближается.

"И-58" снова нырнула — совсем ни к чему, чтобы радиолокатор американцев тоже обнаружил лодку. Скорость хода у цели приличная, и противник легко сможет уклониться. А если враг их не заметит, то встреча неизбежна — курс корабля ведёт прямо на субмарину.

Командир следил через окуляр перископа, как точка увеличивается и превращается в силуэт. Да, крупный корабль — очень крупный! Высота мачт (с двадцати кабельтовых это уже можно определить) более тридцати метров, а это значит, что перед ним либо большой крейсер, либо даже линкор. Заманчивая добыча!

Вариантов атаки два: либо разрядить в американца носовые аппараты шеститорпедным веером, либо использовать "Кайтены". Корабль движется со скоростью не менее двадцати узлов, значит, — с учётом ошибок при расчёте залпа — можно надеяться на попадание одной-двух, максимум трёх торпед. На борту "И-58" не было самонаводящихся акустических торпед — такое оружие слишком поздно появилось у императорского японского флота. Хватит ли пары "Длинных пик" для того, чтобы сломать хребет тяжёлому крейсеру?

"Кайтен" с его мощным зарядом надёжнее, да и система человеконаведения не менее — если не более — эффективна, чем хитроумная техника. Кроме того, водители "Кайтенов", спеша погибнуть с честью, вели себя чересчур экспансивно, нервируя своим пылом остальной экипаж. Настоящий подводник должен быть хладнокровен и спокоен, ибо малейшая ошибка одного может привести к тому, что лодка превратится в один просторный стальной гроб для всех. Поэтому Хасимото не прочь был поскорее избавиться от смертников.

Оторвавшись от перископа, командир "И-58" бросил короткую фразу: "Водителям "пять" и "шесть" занять свои места!". У морских камикадзе — "Кайтенов" — не было имён, их заменяли порядковые номера.

Когда перевитая огнём и дымом вода взметнулась над бортом "Индианаполиса", Чарльз Маквей подумал, что в крейсер снова угодил камикадзе. Командир корабля ошибся..

Самолёт и "Кайтен" несли примерно одинаковое количество взрывчатого вещества, но воздействие подводного взрыва было гораздо более мощным. Крейсер сразу осел, содрогаясь под бешеным напором врывающегося в громадную пробоину моря (ближайшие к точке попадания водонепроницаемые переборки перекосились и лопнули). Больше половины его экипажа — те, кто находились в машинном отделении или спали в кубриках, — погибло сразу же. Но как выяснилось позже, участь их была ещё не самой худшей.

В воде оказались более пятисот человек, в том числе и раненые. В воду попала кровь, а что может быть лучшей приманкой для акул? И акулы появились, и кружили вокруг находящихся в воде моряков, методично выхватывая свои жертвы. А помощь всё не приходила...

Пока на Гуаме (где, как уже упоминалось, крейсер вовсе не ждали) узнали, что "Индианаполис" не прибыл по назначению, пока отправили на поиски корабли и самолёты, пока нашли и подбирали уцелевших...

Из 1199 человек, находившихся на крейсере в момент атаки "И-58", спасли 316. Погибли 883 человека. Сколько от зубов акул — неизвестно, но 88 трупов, подобранных с воды, были изувечены хищницами, а у многих выживших остались следы укусов.

"Индианополис" был последним крупным американским военным кораблём, потопленным в войне на Тихом океане, и очень многое в обстоятельствах гибели крейсера осталось загадочным. А наиболее интересно следующее: если бы случайно отклонившаяся (из-за неисправности навигационной аппаратуры) от обычного маршрута патрулирования "каталина" не загнала под воду "И-58", то "Индианаполис" имел все шансы оказаться на дне несколькими днями раньше, то есть тогда, когда на его борту находились компоненты двух (или даже трёх) атомных бомб. Тех самых, что были сброшены на японские города.

Кэптен Чарльз Батлер Маквей уцелел при гибели своего корабля. Выжил только для того, чтобы попасть под суд по обвинению "в преступной халатности, повлекшей за собой гибель большого числа людей". Его разжаловали и выгнали с флота, но позднее министр ВМС вернул его на службу, назначив командующим 8-м военно-морским районом в Новом Орлеане. С этого поста он и ушёл в отставку четырьмя годами позже в звании контр-адмирала. Маквей вёл на своей ферме холостяцкий образ жизни вплоть до 6 ноября 1968 года, когда старый моряк покончил жизнь самоубийством — застрелился. Почему? Считал ли он себя причастным к трагедии Хиросимы и Нагасаки и виновным в гибели почти девяти сотен людей из экипажа "Индианаполиса"?

Командира "И-58" Мотицуро Хасимото, оказавшегося к концу войны военнопленным, тоже судили американцы. Судьи пытались добиться от японского подводника ответа на вопрос: "Как же всё-таки был потоплен "Индианаполис"?". Точнее, чем он был потоплен — обычными торпедами или "Кайтенами"? От ответа зависело очень многое: если Хасимото применил "Длинные пики", то Маквей виновен в гибели своего корабля, а вот если в ход пошли человекоторпеды... Тогда почему-то обвинение в халатности с Маквея снималось, зато сам Хасимото автоматически переходил в разряд военных преступников. Понятно, что такая перспектива японцу совсем не улыбалась, и он упорно отстаивал версию потопления американского крейсера обычными торпедами. В конце концов судьи оставили упрямого самурая в покое.

В сорок шестом он вернулся в Японию, прошёл фильтрацию и успешно выстоял под напором журналистов, желавших знать правду о ночи с 29 на 30 июля 1945 года. Бывший подводник стал капитаном торгового флота, а уйдя на пенсию — бонзой в одном из синтоистских храмов Киото. Командир "И-58" написал книгу "Потопленные", повествующую о судьбе японских подводников, и умер в 1968-м, — в один год с бывшим командиром "Индианаполиса" — так и не рассказав всё о гибели этого корабля.


Источник NNM.RU

«Индианаполис» в 1944 году

U.S. National Park

Поисковая экспедиция, организованная сооснователем Microsoft Полом Алленом, 18 августа 2017 года обнаружила в Тихом океане останки американского тяжелого крейсера «Индианаполис» типа «Портленд». Обломки корабля находятся в Филиппинском море на глубине 5,5 тысячи метров. Более точное их местоположение в сообщении экспедиции не указывается.

В качестве подтверждения своей находки экспедиция опубликовала фотографии фрагмента борта найденного корабля с номером 35, а также крышки ящика с запчастями с написанными на ней именем корабля и типом деталей. Крейсер «Индианаполис» в составе ВМС США имел бортовой номер CA-35. На странице экспедиции также опубликованы фотографии якоря и рынды «Индианаполиса».

Американский крейсер был построен в ноябре 1931 года. Полное водоизмещение корабля составляло 12,8 тысячи тонн при длине 185,9 метра и ширине 20,1 метра. Крейсер мог развивать скорость до 32,5 узла, а дальность его хода составляла около десяти тысяч морских миль. На борту крейсера служили 1197 человек.

С момента постройки «Индианаполис» прошел модернизацию, в ходе которой было заменено его вооружение. В окончательном варианте крейсер получил три трехствольных артиллерийских установки калибра 203 миллиметра, восемь зенитных орудий калибра 130 миллиметров, шесть зенитных пушек калибра 40 миллиметров и 19 зенитных орудий калибра 20 миллиметров. Корабль нес три гидросамолета.

До бомбардировки японцами Перл-Харбора 7 декабря 1941 года занимался океанским патрулированием, а с 1942 года уже отвечал за поиск японских кораблей в Тихом океане. За время участия во Второй мировой войне «Индианаполис» принял участие в нескольких военных операциях, включая атаку на японскую базу в Новой Гвинее и нанесение ударов по японским позициям на атолле Кваджалейн.

В общей сложности за участие в военных кампаниях в Азиатско-Тихоокеанском регионе крейсер получил десять боевых звезд. Так называются дополнительные знаки отличия в вооруженных силах США и выдаются в качестве дополнительных знаков награды за повторные награждения медалями или лентами за службу или участие в кампаниях.

26 июля 1945 года крейсер «Индианаполис» доставил на военную базу США на острове Тиниан в архипелаге Мариинские острова детали для атомной бомбы «Малыш». Этот боеприпас мощностью, по разным оценкам от 13 до 18 килотонн, был сброшен на японскую Хиросиму 6 августа 1945 года. Подробнее об атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки можно почитать .

Спустя четыре дня после доставки бомбы на Тиниан, 30 июля 1945 года, «Индианаполис» встретился с японской подводной лодкой I-58 типа B, которая торпедировала его. В результате полученных повреждений «Индианаполис» затонул всего за 12 минут, успев послать сигнал бедствия. В этот момент на кораблей находились 1196 человек.

Люди, пережившие торпедную атаку, находились в воде еще четверо суток, прежде, чем их подобрали американские корабли. По разным оценкам, от переохлаждения, обезвоживания и нападений акул за четыре дня погибли от 60 до 80 человек. Спасателям удалось поднять из воды только 321 моряка, из которых выжили 316. До наших дней дожили 22 бывших члена экипажа «Индианаполиса».

Потопление «Индианаполиса» стало крупнейшей в истории ВМС США массовой гибелью моряков. Крейсер также стал последним крупным американским кораблем, потерянным ВМС США во Второй мировой войне. Вскоре после атомных бомбардировок 6 и 9 августа 1945 года Япония капитулировала, фактически положив конец Второй мировой войне (акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года).

Василий Сычёв