22.04.2024

Что такое пацифисты определение. Кто такой пацифист? Это миротворец, участник движения за мир во всем мире. Определение и концепция пацифизма


по : (сказано в 1987 г.) -" вера в то, что мир - это благо и к нему надо стремиться. Пацифизм обычно проявляется в виде двух предрассудков. 1) Согласно первому, достичь мира можно, разоружив миролюбивые народы. 2) Согласно второму, война должна быть осуждена с моральной точки зрения. К сожалению, как свидетельствует опыт, разоружение миролюбивых народов приводит к тому, что их порабощают другие, воинствующие народы, которые, в свою очередь, начинают воевать с себе подобными хищниками.

В основе пацифизма лежит сентиментальное прекраснодушие: как было бы чудесно, если бы можно было избежать войны, ведь война - вещь уродливая и страшная. При таком подходе эстетической оценкой подменяется оценка нравственная, при этом забывают, что нередко некрасивые вещи служат доброй цели. Пацифизм вполне может быть отнесен к разряду предрассудков, хотя некоторым его сторонникам не откажешь в благородстве; впрочем, благородных людей среди пацифистов немного, пацифизм очень часто используется захватчиками с целью морального разоружения будущих жертв".

Продолжая мысль Бохеньского, отметим, что в современном мире, когда на планете действует большое количество самых различных сил и когда "мощь человеческого гения" позволяет дать в руки дикарям, обладающим пещерным менталитетом, самое современное оружие и средства массового уничтожения, нет простых решений сложных проблем.

Ассоциативный блок.

Пацифист - человек, добивающийся того, чтобы “за его приятное в нашем мире существование отдали свою жизнь другие люди”.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Пацифизм

Восходящий к лат. слову pax ("мир") термин, крый обозначает самые разные взгляды на войну. Так, сторонники одного из крайних подходов называют пацифистом всякого, кто желает мира, однако такое желание могут разделять и те, кто ведет войну, и те, кто отказывается принимать в ней участие. Сторонники противоположной крайности называют пацифизмом отказ от проявления силы и принуждения в какой бы то ни было форме. Промежуточная точка зрения иногда отличает непротивление (отказ от насилия в любой форме) от пацифизма (отказ от участия в войне, но признание возможности использовать ненасильственное давление). Нам представляется целесообразным соотносить слово "пацифизм" с той частью спектра, края включает, по крайней мере, отказ от участия в войне.

История. Пацифизм представляет собой один из трех возможных подходов Церкви к войне и в нек-ром смысле существовал на протяжении всей истории христианской Церкви. Лишь начиная с IV в. он уступил место теории "справедливой войны" и идее "крестового похода" (военные действия,обусловленные святой целью). Ранняя христианская Церковь была пацифистской о солдатаххристианах в римской армии до 17080 гг. н.э. ничего не известно. В последующую эпоху появились и христиане в армии, и авторы, не разделяющие пацифистской позиции, напр., Тертуллиан. Некрые христианские писатели санкционировали исполнение полицейских функций и военной службы при том условии, что пролитие крови и убийства недопустимы. При императоре Константине, крый отождествлял интересы империи с интересами христианства, солдатыхристиане стали повсеместным явлением. При императоре Феодосии II только христиан принимали на военную службу. Когда перед римской цивилизацией (а значит, и неотделимого от нее христианства) возникла угроза вторжения варваров, Августин выдвинул идею, восходящую к римской стоической философии и впервые сформулированную в христианском духе Амвросием, края получила название теории "справедливой войны". Эта теория не защищала войну, а определяла условия, при крых христианин мог в ней участвовать; сама же она определялась как печальная необходимость, без крой невозможно сохранить цивилизацию, а значит и христианство. Со времен Августина теорию "справедливой войны " в той или иной форме разделяли основные христианские традиции.

В Средние века из еще одной попытки ограничить условия ведения войны родилась идея " крестового похода ". Понятия "мира Божьего" и "перемирия Божьего" ограничивали время боевых действий и запрещали участие в них клириков. Внедряя эти ограничения, Церковь сама пришла к мысли об использовании военной силы ради святой цели, для установления мира. Такая концепция привела к Крестовым походам попыткам освободить Святую землю от мусульман. Папа Урбан II призвал к Первому крестовому походу в 1095 г; с тех пор "крестовый поход", в его религиозной и светской версии, стал частью церковной традиции.

В период Средневековья пацифизм исповедовали сектантские группы. Отказывались проходить военную службу вальденсы и францисканцытерциарии. Пацифистами были катары. Движение гуситов разделилось одна часть, возглавляемая слепым военачальником Яном Жижкой, отстаивала идею крестовых походов, другая, под руководством Петра Хельчицкого, выражала пацифистские взгляды.

В период Ренессанса и Реформации практическое воплощение получили все три подхода. Ренессансный гуманизм развивал пацифистский дух, наиболее ярко проявившийся у Эразма. Гуманистический пацифизм обращался к таким философским и теологическим принципам, как человечность, братство всех людей детей Божьих, способность разумных индивидов управлять собой и своим положением на рациональной основе.

Все протестантские церкви, за исключением анабаптистов, признавали доставшуюся им в наследие концепцию "справедливой войны". Лютер говорил о двух царствах Божьем и человеческом. Хотя он отвергал идею крестовых походов, уважение к государству, учрежденному Богом для обеспечения порядка и наказания зла в земном царстве, сделало его решительным защитником "справедливой войны". Реформаты, в свою очередь, взяли на вооружение концепцию крестовых походов, видя в государстве не только хранителя порядка, но также и инструмент насаждения истинной религии, Цвингли умер в ходе религиозной войны, Кальвин допускал бунт против несправедливого правителя, Беза отстаивал не только право, но и обязанность христиан восставать против тирании. Слова К-ром веля о Божьем благословении, к-рое получила резня католиков при Дрогхеде, иллюстрируют идею крестового похода в английском иуританстве.

Наряду с религиозными войнами XVI и XVIIвв., развивались пацифистские традиции, крые в основном сохраняли неприятие войны. Пацифизм укреплялся как центральная идея анабаптистов, крые не только отвергли меч войны, но и отказались от участия в политической жизни. Хотя представления анабаптистов о двух царствах очень близки лютеровским, они отвергали всякую возможность для христиан применять меч власти в земном царстве. Когда Александр Мак в 1708 г. организовал Церковь братьев, анабаптизм, в диалектическом сочетании с пиетизмом, стал ее главной движущей силой. Квакеры, появившиеся в сер. XVII в., отличали Царство Божье от царства земного; в то же время они не совсем потеряли надежду на мир и включались в политическую борьбу, правда не участвуя в боевых действиях. В ненасильственной политической активности квакеров по достижению мира и справедливости важную роль играло обращение к индивидуальному человеческому сознанию. Т.о., анабаптисты (непосредственные предшественники меннонитов) в наибольшей степени уклонялись от участия в жизни государства, а квакеры принимали в ней участие. Церковь братьев занимала промежуточную позицию.

Все войны в Сев. Америке столкновения пуритан с индейцами, Гражданекая и мировые войны получили обоснование в религиозной и секулярной версиях теории "справедливой войны" и идеи "крестового похода". Напр., Первая мировая война, края собиралась "сделать мир безопасным для демократии", представляла собой секулярный крестовый поход. На протяжении всей своей североамериканской истории меннониты, Братья и квакеры последовательно, хотя порой и несколько неуклюже, свидетельствовали против войны и отказывались в ней участвовать. В XX в. их стали называть "исторически мирными" церквями.

В XIX в. появился целый ряд национальных и международных пацифистских обществ. В начале Первой мировой войны, в 1915 г., было основано Братство примирения международная и межденоминационная религиозная пацифистская организация. Сегодня она продолжает действовать как межрелигиозная организация борьбы за мир. Между двумя мировыми войнами, как реакция на ужасы Первой мировой войны и подогреваемая оптимистической верой в человеческий разум, увидела свет новая волна пацифистского движения и внутри, и вне церквей. Впопытках установить мир использовались и политические средства (создание Лиги Наций), и ненасильственное давление, напр. деятельность Ганди, требовавшего вывода британских войск из Индии. В кон. 1960х гг., когда возрастала угроза ядерного холокоста и люди все больше понимали, что военное решение не поможет уладить конфликты, опять проявился общественный интерес к пацифистской деятельности. Помимо "исторически мирных" церквей, деноминации, крые раньше признавали идеи "справедливойвойны" и "крестовогопохода", заявили о пацифистских взглядах в рамках своих традиций. В пример можно привести Пастырскую конституцию "О Церкви в современном мире" Второго Ватиканского собора, где впервые пацифизм оказался совместимым с католическим учением, и Декларацию Объединенной пресвитерианской церкви(США) "Миротворчество. Призыв верующего ".

Интеллектуальный базис пацифизма. Пацифизм охватывает многие формы неприятия войны и опирается на целый ряд философских, теологических и библейских источников, не всегда только христианских.

Пацифистские убеждения могут проистекать из различных прагматических и утилитарных соображений. Осознание тотально разрушительного характера современной войны и невозможности с ее помощью разрешить конфликт приводит к выводу, что в интересах человечества следует избегать ее на всех уровнях от каждого отдельного человека до всего человеческого рода. Особенный вес таким аргументам в последнее время придалаугрозаядерной войны, вследствие чего они получили название "ядерного пацифизма ".

За этими аргументами скрываются различные побудительные мотивы. Пацифизм может служить логическим расширением категорического императива: война недопустима, исходя из убеждений в уникальности и священности человеческой жизни, убеждений, основанных на интуиции, логике либо божественном откровении. Некрые считают, что кротость пацифистов может не только прервать цепь насилия, способного породить новые, более жестокие действия, но и воздействует на сознание врага, крый становится другом.

Пацифизм отражение и итог целого ряда социальнополитических стратегий. Многие считают, что политические меры (переговоры о запрещении ядерных вооружений, укрепление международного сотрудничества) гораздо более эффективны для достижения мира, чем война. Ненасильственные методы способны не только помешать взрыву насилия, но и послужить более справедливому устройству общества даже вопреки его воле; в пример можно привести деятельность Ганди и движение Mapтина Лютера Кингамл., крый добивался равных прав для черного населения.

Преобладая в ранней Церкви, пацифизм целиком укладывается в христианскую традицию и имеет особую теологическую и библейскую основу. Пацифисты опираются на авторитет Библии, используют Декалог и Нагорную проповедь. Боговоплощение и священническое служение Христа делают его учение авторитетным и обязательным для последователей. Пацифизм находит питательную почву и в более общих библейских предписаниях, таких, как призыв раскрыть всем людям Божью любовь и свидетельствовать о Царстве Божьем на земле.

Примеры Иисуса и ранней Церкви также служат источником христианского пацифизма. Боговоплощение Иисуса предполагает, что действия Христа отражают Божью волю. Подражание Христу и подчинение приказу "следуй за мной" требует пацифизма от христиан, как последователей Христа. Следование за Иисусом предполагает, что вместе с Ним они претерпят страдания во имя Царства Божьего, не оказывая сопротивления насилием. Начиная с поколения, к-рое непосредственно возглавлял Иисус, Церковь I в. демонстрирует верность Его пацифистскому примеру.

Идеи пацифизма находят поддержку и в главных теологических положениях христианства. Прежде всего, жизнь священный дар Божий, и никто не имеет права отнимать ее. Божественный источник жизни ведет напрямую к братству всех людей, к установленной Богом жизненной цели для детей Божьих. Еели каждый человек в реальности или в потенции дитя Божье, то никакой христианин не вправе отнять у него жизнь. Подобным же образом присутствие Царства Божьего на земле соединяет всех людей под сенью Божьего закона и запрещает насилие по отношению к кому бы то ни было.

J.D. Weaver (пер. Ю.Т.) Библиография: R.H. Bainton, ChristianAttitudes Toward War and Peace; P. Brock, Pacifism in the United States; R. G. Clouse, ed., War: Four Christian Views; J.G. Davies, Christians, Politics and Violent Revolution; V. Eller, War and Peace from Genesis to Revelation; J. Ellul, Violence Reflections from a Christian Perspective; J. Ferguson, The Politics of Love; E. Guinan, ed., Peace and Nonviolence; G.F. Hershberger, War, Peace, andNonresistance; A.F. Holmes, ed., War and Christian Ethics; J.M. Hornus, It Is Not LawfulforMetoFight;}. Lassere, War and the Gospel; M.C. Lind, Yahweh Is a Warrior; G.H.C. Macgregor, The NT Basis of Pacifism; R. McSorley, NT Basis of Peace Making; P. Mayer, ed.. The Pacifist Conscience; W. R. Miller, NonViolence:A Christian Interpretation; G. Nuttali, Christian Pacifism in History; C.G. Rutenber, The Dagger and the Cross; G. Sharp, Exploring Nonviolent A Itematives and The Politics of Nonviolent Action; R.J. Sider, Christ and Violence; R. K. Ullman, Between God and History; A. Weinberg and L. Weinberg, eds., Instead of Violence; J. C. Wenger, Pacifism and Biblical Nonresistance; J. H. Yoder, Nevertheless: Varieties of Religious Pacifism, The Original Revolution, and The Politics of Jesus.

Отличное определение

Неполное определение ↓

На вопрос о том, кто такой пацифист, коротко можно ответить - приверженец пацифизма, движения, которое является реалией скорее отрицательной, чем положительной. «Непротивление злу насилием» никогда, в силу своей бесхребетности, не могло стать идеологией какого-нибудь государства. Но случись обратное, по утверждению Роберта Аумана, лауреата Нобелевской премии, такая страна стала бы играть по правилам агрессора. То есть, существует добро и зло, и невозможно не принимать конкретно чью либо сторону.

Ни вашим, ни нашим

Сам термин «пацифист» происходит от латинских слов pax (мир) и facio (делать). Но пацифист не делает мир, он ничего не делает, он в лучшем случае лежит с плакатом на асфальте или разглагольствует в парламенте. А очень часто под видом борьбы с любым насилием способствует подавлению освободительного движения. Кто такой пацифист? Это тот, кого не любят все. Примером может служить приведенная ниже карикатура

Месть пацифисту

Можно привести еще один пример несуразности пацифизма. Ярым сторонником этого движения был немецкий писатель Эрих Мария Ремарк. Его сестре в 1943 году за неосторожное высказывание отрубили голову на гильотине (это в 1943 голу, в Германии), а счет за услуги палача, 127 рейсхмарок и 18 пфенингов, выслали автору «Триумфальной арки». Трудно представить себе, что в момент получения циничного привета из фашистской Германии Ремарк оставался пацифистом. Сестренка была младшей.

Абстрактность идеи

Официальная идеология пацифизма - осуждение аморальности насилия, противление ему мирными средствами, осуждение всякой войны. Безусловно, среди пацифистов есть убежденные порядочные люди, но в основном это движение напоминает хорошо прикормленную «партию зеленых», которых держат для показательных выступлений сторонников мира и здоровой экологии. Кто такой пацифист? Сторонник всепрощающего терпения, готовый переносить причиняемую ему душевную и физическую боль, чтобы устыдить, остановить или, что вообще из области фантастики, обратить в свою веру злодея. Примеры этому есть, но в основном художественные. Сама по себе теория «ударят по одной щеке - подставь другую» не вяжется с человеческим достоинством. Она ни с чем не вяжется, кроме садомазохизма.

Служить неохота

Есть еще одна выгода от пацифизма - в простонародье это называется «косить от армии». Этим занимались со времен раннего христианства. Иустин Мученик, живший во II веке нашей эры, был ярым пацифистом. Но пацифизм как организованное движение появился в Европе после Наполеоновских войн. При Советской власти о пацифизме говорили мало. И на вопрос: «Кто такой пацифист?» - большинство осведомленных ответило бы: «Предатель». Самым известным пацифистом в нашей стране всегда был пастор Шлаг, гениально сыгранный Ростиславом Пляттом.

Недостижимая цель

В чистом абстрактном виде идея пацифизма прекрасна - убивать плохо. Значение слова пацифист объясняется тоже замечательно - человек, посвятивший себя предотвращению войн и насилия на земле. Методы же достижения поставленной цели не выдерживают никакой критики.

Пацифистом был Лев Толстой. Насмотревшись на ужасы Крымской войны, а он участвовал в обороне Севастополя, потом, на старости лет великий писатель склонялся к мысли, что войны не нужны человечеству. А кто, кроме милитаристов утверждает обратное?

Истинный противник милитариста

Убеждения представителей обоих этих направлений не совсем антагонистичны. Кто такой пацифист и милитарист? О пацифисте уже сказано выше, а милитарист - это сторонник войны, военной мощи, устрашения и подавления всякого сопротивления своей идее. И слово militaris, или «военный» ясно и доступно объясняет сущность этого явления. Антагонистом милитаристу можно считать только антимилитариста, а никак не пацифиста. И это как нельзя лучше подтверждается символикой пацифизма и антимилитаризма. Это значит - «добро должно быть с кулаками», в прямом смысле этой фразы. В этом свете значение слова пацифист носит пораженческий характер.

Бессилие пацифизма

Можно бороться против войны мирными средствами в том, и только в том случае, когда она носит гипотетический характер, а когда она стоит в полном смысле на пороге дома - надо как пастор Шлаг, становиться на лыжи и - вперед, на действенную борьбу с фашизмом. В наше время, когда локальные войны идут непрерывно, хороши все способы борьбы с ними, лишь бы они были действенными. Но плакатами войну не остановишь. В этой связи - кто такие пацифисты? (фото помогут ответить на данный вопрос).

Глядя на них, хочется сказать «бездельники», опять таки, «косящие» от армии.

Умозрительность идеи

Есть очень много достойных представителей этого движения, среди них встречаются и люди, обладающие определенными возможностями, но среди милитаристов таких людей гораздо больше. И им надо адекватно противостоять, а идеи пацифизма, в лучшем значении этого слова, надо приветствовать, и только. Можно цитировать классиков-пацифистов. Например, Марк Аврелий говаривал, что лучшим отмщением злу является безответность. Вообще-то он был единоличным императором, против которого только безумный бы осмелился применять зло, да и прожил бы он потом не очень долго. Сам же Марк Аврелий перед самой смертью вел очень активные и успешные войны. Так что пацифизм его носил чисто кабинетный характер. Человек, интересы которого затронуты, скорее воин, а не пацифист. Значение термина, как было указано выше, непризнание любого насилия. В большинстве случаев при столкновении с реальным злом, причиняемым ему лично, пацифист перестает быть таковым.

0 В жизни каждого подростка наступает момент, когда он должен стать частью, какой-либо субкультуры . Сегодня мир устроен так, что в одиночку выживать гораздо труднее, чем в обществе себе подобных. В этой статье мы поговорим об личностях, которые называют себя Пацифистами , что значит, вы можете прочесть немного ниже.
Однако, прежде чем вы продолжите, мне бы хотелось посоветовать вам ознакомиться с ещё парочкой толковых публикаций по рандомной тематике . Например, кого называют словом Дикая , что такое Некондиция , перевод Ман туро дуст медорам , что значит Rare и т. п.
Итак, продолжим, что значит Пацифист ? Этот термин был заимствован из латинского языка "pacificus ", слово состоит из двух частей "pax" и "facio", первую часть можно перевести, как "мир", а вторую, как "делаю". Вроде как "писмейкер", но это уже другая история.

Пацифист - это человек, который является противником насилия и военных действий, так же может употребляться в смысле отказа от выполнения воинского долга


Пацифизм - это идеология сопротивления насилию и войне ради её исчезновения


Пример :

Любой пацифист, не признаёт насилия над личностью, будь он хоть панком , хоть хиппи.

Нужно понимать, что не каждый хиппи, является пацифистом, и не все пацифисты обязательно должны быть хиппи.

В нашем институте, кого только не было, и рейверы , и хиппи, и рэперы , и даже всякие там пацифисты собственной персоной...

В молодёжной среде множество неформалов, и одним из подобных сообществ являются пацифисты.

Разве не странно, что идеи пацифизма выкристаллизовались в самом страшном террористическом государстве всех времён и народов - Пиндостане , или как его ещё называют, Четвёртом рейхе? Некоторые пацифисты, попав на военную службу, с увлечением расстреливают женщин и детей из крупнокалиберных пулемётов, а другие пацифисты, отстранёно наблюдают, как ракеты с их БПЛА поражают похоронные или свадебные процессии.

Вообще, активный толчок развитию пацифизма дала война во Вьетнаме, когда на воинскую службу брали всех, кто не смог убежать в Канаду. Подростки не хотели становиться пушечным мясом, поэтому стали проводить демонстрации, и называть себя "Пацифистами ". В это же время был популяризован символ пацифизма (руна Альгиз ), круг и вписанные в него расходящиеся линии. Он был принят официально в 1958 году. Именно данную символику все пацифисты изображают на своих шмотках, тату и флагах.

На самом деле, пацифизм , не приводит ни к чему хорошему, ведь если ты отрицаешь насилие, то не факт, что твой сосед придерживается той же политики. Именно поэтому государственная система крайне негативно относиться к этому движению.

В наше время, пацифисты - это участники бесполезных митингов и шествий, одетые в настолько разноцветные шмотки, что порой их путают с гей-парадами.

Считается, что колыбелью пацифизма является Буддизм, а человека, который впервые высказался за прекращение насилия и войн, звали Сиддхартха Гаутама . Прошло время, и эту эстафету подхватили христиане, которые на словах подставляли свои щёки под удары кулаком.
Хотя позже, последователи Иисуса опомнились, и тоже принялись за уничтожение неверных, с их точки зрения. Речь идёт о нескольких священных войнах, которые проходили в 16 - 17 веках. Как мы знаем, войны, всегда порождают вспышку антивоенных движений, и тот раз не был исключением. Такие известные личности, как Джордж Фокс, Гребель, Марпек, Эразм Ротердамский, Монтескье выступали за мирное разрешение религиозных конфликтов.

Чем больше войн происходит в мире, тем чаще можно услышать слово «пацифист». Но не все знают, кто такие пацифисты .

В широком смысле слова, пацифист - это человек, который выступает против войны в любом ее проявлении, и всегда находится только на стороне мира.

Если обратиться к словарям и точным определениям терминов, то это будет выглядеть так.

Пацифист - человек, который придерживается идей пацифизма.

Пацифизм (от лат. pacificus - миротворческий, от pax - мир и facio - делаю) - это идеология, главным приоритетом которой является сопротивление насилию, ради его полного исчезновения.

Несложно догадаться, что пацифисты яро осуждают любую войну, считая недопустимыми даже сами формулировки: «священная война», «освободительная» и т.п.

Среди многих известных деятелей прошлого и настоящего, были как убежденные сторонники пацифизма, так и его не менее убежденные противники.

Само собой разумеется, что у такого движения, как пацифизм, есть свой собственный символ. Он называется «Пацифик» (англ. pacific «мирный») и был специально разработан дизайнером Джеральдом Холтомом в 1958 году. Интересен факт, что он полностью идентичен варианту эмблемы 3-й танковой дивизии вермахта, которая в годы Второй мировой войны была символом смерти.

Любопытно, о чем думали организаторы, когда провозглашали символ «Пацифик» именно в таком виде?

Как и любая другая идея, пацифизм имеет множество положительных и отрицательных сторон. В нашем несовершенном мире не существует совершенных философских систем или идей, поэтому пацифисты не являются исключением.

С одной стороны, любое убийство - есть всегда непоправимая трагедия, а с другой - что делать человеку, на семью или Родину которого нападает враг, желающий ему смерти? Поэтому все выглядит далеко не однозначно.

Любознательному читателю будет интересно: антоним к слову пацифизм - милитаризм, что значит с латинского «военный».

С давних времен пацифисты ведут спор со своими противниками - милитаристами, а история не останавливается на одной конкретной идее. Как вы знаете, любая война заканчивается миром. Но может ли существовать мир без войны? На этот вопрос человечество еще не ответило.

Именно поэтому идеи пацифизма во многом считаются утопическими, которые попросту не могут быть осуществлены в нашем мире.

Известные пацифисты

Ниже приводим несколько выдающихся пацифистов, чьи фамилии известны во всем мире.

Боб Марли

Джон Леннон

Альфред Нобель

Махатма Ганди

Джим Керри

Мохаммед Али

Эрих Мария Ремарк

Ульф Экберг

Майкл Джексон

Чиччолина

ПАЦИФИЗМ - идео-ло-гия, по-ли-ти-ка и об-ще-ст-вен-ное дви-же-ние, вы-сту-паю-щие про-тив войн и лю-бо-го ро-да на-си-лия.

Тер-ми-ны «Пацифизм» и «па-ци-фист» (сто-рон-ник Пацифизм) сфор-му-ли-ро-ва-ны в 1901 году груп-пой уча-ст-ни-ков 10-го Все-об-ще-го кон-грес-са ми-ра в Глаз-го и пред-ло-же-ны пре-зи-ден-том Ли-ги ми-ра и сво-бо-ды Э. Ар-но (1864-1921 годы) для обо-зна-че-ния дви-же-ния бор-цов за мир. Идео-ло-гия Пацифизма из-ло-же-на Ар-но в трак-та-те «Код ми-ра» (1901 год).

Пацифизм ос-но-ван на убе-ж-де-нии, что убий-ст-во че-ло-ве-ка че-ло-ве-ком, как и в це-лом на-си-лие в от-но-ше-ни-ях ме-ж-ду людь-ми, есть на-ру-ше-ние ми-ро-во-го по-ряд-ка, зло, пусть да-же и вы-ну-ж-ден-ное. Ис-то-ри-че-ски это убе-ж-де-ние по пре-иму-ще-ст-ву бы-ло свя-за-но с ре-лигиозным соз-на-ни-ем че-ло-ве-ка. Прин-цип от-ка-за от при-чи-не-ния вре-да все-му жи-во-му (ахим-са) ши-ро-ко пред-став-лен в инд. «прак-ти-че-ской фи-ло-со-фии», он по-лу-чил раз-ви-тие у ад-жи-ви-ков, в буд-диз-ме , джай-низ-ме и других. В хри-сти-ан-ском по-ни-ма-нии при-чи-на на-си-лия в ми-ре за-клю-ча-ет-ся в от-па-де-нии че-ло-ве-ка от Бо-га, на-ру-ше-нии Его во-ли и тем са-мым в раз-ру-ше-нии из-на-чаль-но-го по-ряд-ка от-но-ше-ний Бо-га, че-ло-ве-ка и ми-ра. Объ-ек-тив-ный ха-рак-тер пре-бы-ва-ния ми-ра в ис-ка-жён-ном со-стоя-нии де-ла-ет не-воз-мож-ным пол-ное из-бав-ле-ние от на-си-лия до мо-мен-та окон-чательного вос-со-еди-не-ния тво-ре-ния с Бо-гом. Вме-сте с тем на субъ-ект-ном уров-не пре-одо-ле-ние на-си-лия по-ла-га-ет-ся воз-мож-ным и да-же обя-за-тель-ным. Эпо-ха Вет-хо-го За-ве-та бы-ла да-ле-ка от идеа-ла мир-но-го со-су-ще-ст-во-ва-ния как на-ро-дов, так и отдельных лю-дей, тем не ме-нее, на-ря-ду с прин-ци-пом ог-ра-ни-че-ния мес-ти «око за око, зуб за зуб» (Левит 24:19-20), бы-ла да-на за-по-ведь «не убий» (Исход 20:13). Вет-хо-за-вет-ное про-ро-че-ст-во о вре-ме-нах, «ко-гда не под-ни-мет на-род на на-род ме-ча» (Исход 2:4), от-но-сит-ся к пер-спек-ти-ве за пре-де-ла-ми ис-то-рического вре-ме-ни. Но-вый За-вет ис-пол-нен при-зы-ва люб-ви к вра-гам (Матфей 5:43-48, Лука 6:27-28) и Бо-жия бла-го-сло-ве-ния ми-ро-твор-цам (Матфей 5:9). Да-же в ус-ло-ви-ях объ-ек-тив-но су-ще-ст-вую-ще-го на-си-лия в об-ще-ст-ве, по хри-стиа-нскому учению, не сле-дует воз-да-вать «злом за зло», по воз-мож-но-сти быть «в ми-ре со все-ми людь-ми» (Римляне 12:17-18). По-сле-до-ва-тель-ный и бес-ком-про-мисс-ный Пацифизм ха-рак-те-рен для не-ко-то-рых ере-тических дви-же-ний и хри-сти-ан-ских на-прав-ле-ний: ка-та-ры, ад-вен-ти-сты седь-мо-го дня, швей-цар-ские бра-тья, мо-рав-ские бра-тья, гут-тер-ское брат-ст-во, ква-ке-ры, мен-но-ни-ты, ду-хо-бор-цы , мо-ло-ка-не, пя-ти-де-сят-ни-ки, тол-стов-цы и другие.

Фи-лософское ос-мыс-ле-ние Пацифизма име-ет свои ис-то-ки в уче-нии древне-греческих на-тур-фи-ло-со-фов о кос-мо-се как ми-ро-вом по-ряд-ке, гар-мо-нии и рав-но-ве-сии. Пи-фа-гор учил жить в со-гла-сии, тво-рить доб-ро вра-гам, не уби-вать не-вин-ных жи-вот-ных, не на-но-сить вре-да рас-те-ни-ям. Со-стоя-ние ми-ра в Римской им-пе-рии вос-пе-вал Вер-ги-лий. В сто-ической тра-ди-ции идеи Пацифизма раз-ви-ва-ли Ци-це-рон, Се-не-ка, Марк Ав-ре-лий , в позд-ней ан-тич-но-сти - Мак-ро-бий, Бо-эций. В сред-ние ве-ка на па-ци-фи-ст-ские тео-рии оп-ре-де-ляю-щее влия-ние ока-зы-ва-ло хри-сти-ан-ст-во. В эпо-ху Про-све-ще-ния раз-ра-ба-ты-ва-лась идея «веч-но-го ми-ра» (М. де Бетюн Сюл-ли, Ш. Сен-Пьер, Ж.Ж. Рус-со) - сое-ди-не-ние всех ев-ропейских го-су-дар-ств, вклю-чая Рос-сию, в еди-ный со-юз. Сре-ди мыс-ли-те-лей Но-во-го и Но-вей-ше-го вре-ме-ни, раз-ви-вав-ших идеи Пацифизма, - Эразм Рот-тер-дам-ский, Ф. Пас-си, Л.Н. Тол-стой , Б. фон Зут-нер, Ма-хат-ма Ган-ди, М.Л. Кинг. Осо-бой по-пу-ляр-но-стью идеи Пацифизма поль-зо-ва-лись по-сле 1-й ми-ро-вой вой-ны, 1920-е годы из-вест-ны как «эра па-ци-физ-ма» (соз-да-ние Ли-ги На-ций, Кел-ло-га - Бриа-на пакт 1928 года, дви-же-ние за все-об-щее ра-зо-ру-же-ние и тому подобное). Государственные и по-ли-тические дея-те-ли (А. Бри-ан, П. Пен-ле-ве во Фран-ции, Р. Се-сил, О.Чем-бер-лен в Ве-ли-ко-бри-та-нии, Ф.Кел-лог, У. Бо-ра в США и другие) ак-тив-но ис-поль-зо-ва-ли па-ци-фи-ст-скую ри-то-ри-ку для оп-рав-да-ния сво-их дей-ст-вий на ме-ж-ду-народной аре-не (дик-то-ва-лись пре-ж-де все-го ин-те-ре-са-ми их собственных го-су-дарств). В западно- ев-ропейских стра-нах 1920-1930-х годов апел-ля-ция к па-ци-фи-ст-ским на-строе-ни-ям на-се-ле-ния бы-ла важ-ным фак-то-ром и при про-ве-де-нии внутренней по-ли-ти-ки, для ус-пе-ха на вы-бо-рах в пред-ста-вительные ор-га-ны вла-сти.

В Рос-сии в конце XIX - начала XX веков тео-ре-тическую ба-зу Пацифизма раз-ра-ба-ты-ва-ли юри-сты и со-цио-ло-ги М.А. Эн-гель-гардт («Веч-ный мир и ра-зо-ру-же-ние», 1899 год), Ф.Ф. Мар-тенс («Со-вре-мен-ное ме-ж-ду-на-род-ное пра-во ци-ви-ли-зо-ван-ных на-ро-дов», тома 1-2, 1882-1883 годы), Л.А. Ка-ма-ров-ский («Глав-ные мо-мен-ты идеи ми-ра в ис-то-рии», 1895 год), М.А. Тау-бе («Прин-ци-пы ми-ра и пра-ва в ме-ж-ду-на-род-ных столк-но-ве-ни-ях сред-них ве-ков», 1899 год), князь В.В. Те-ни-шев («Веч-ный мир и ме-ж-ду-на-род-ный тре-тей-ский суд», 1909 год) и другие. Российский Пацифизм по-лу-чил государственную под-держ-ку в фор-ме ини-ции-ро-ван-ной Рос-си-ей Ме-ж-ду-народной кон-фе-рен-ции по во-про-су ог-ра-ни-че-ния воо-ру-же-ний и уч-ре-ж-де-ния ме-ж-ду-народного ар-бит-ра-жа (1899 год) . В раз-ви-тие этой ини-циа-ти-вы на Га-аг-ских кон-фе-рен-ци-ях ми-ра 1899 и 1907 годов бы-ли при-ня-ты ме-ж-ду-народные кон-вен-ции о за-ко-нах и обы-ча-ях вой-ны, став-шие не-отъ-ем-ле-мой ча-стью норм ме-ж-ду-народного гу-ма-ни-тар-но-го пра-ва. В начале XX века Пацифизм при-нял в Рос-сии фор-му ан-ти-во-ен-но-го дви-же-ния, он имел об-щественную под-держ-ку пре-ж-де все-го в ин-тел-ли-гент-ских кру-гах. Соз-да-ны Санкт-Пе-тербургское и Московское общества ми-ра, Ки-ев-ское общество дру-зей ми-ра (все в 1909 году) и другие. Впер-вые де-ле-га-ция па-ци-фи-стов из Рос-сии при-ня-ла официальное уча-стие в 18-м Все-об-щем кон-грес-се ми-ра в Сток-голь-ме (1910 год), гла-ва российской де-ле-га-ции Па-вел Д. Дол-го-ру-ков был из-бран ви-це-пре-зи-ден-том кон-грес-са. В по-сле-дую-щий ис-то-рический пе-ри-од до 1990-х годов российский Пацифизм как дви-же-ние не имел дос-та-точ-ных по-ли-тических ус-ло-вий для не-за-ви-си-мо-го раз-ви-тия, ус-ту-пил ме-сто дви-же-нию сто-рон-ни-ков ми-ра, на-прав-ляв-ше-му-ся партийной и госсударственной вла-стью.

В современном ми-ре по-ня-тие «Пацифизм» ис-поль-зу-ет-ся для обо-зна-че-ния ми-ро-воз-зренческой и нрав-ственной по-зи-ции, идео-ло-гии об-щественного дви-же-ния. В ка-че-ст-ве ми-ро-воз-зренческой по-зи-ции Пацифизм мо-жет не ог-ра-ни-чи-вать-ся ан-ти-во-ен-ной ус-та-нов-кой, но пред-став-лять различные док-три-ны не-на-си-лия, пас-сив-но-го со-про-тив-ле-ния, мо-раль-но-го со-вер-шен-ст-во-ва-ния, нрав-ст-вен-ной чис-то-ты. В ка-че-ст-ве нравственной по-зи-ции Пацифизм оз-на-ча-ет ин-ди-ви-ду-аль-ный от-каз от на-си-лия и со-уча-стия в нём, в ча-ст-но-сти от-каз от служ-бы в ар-мии и от то-го, что-бы брать в ру-ки ору-жие. В ро-ли идео-ло-гии Пацифизм обос-но-вы-ва-ет не-об-хо-ди-мость и воз-мож-ность ус-та-нов-ле-ния все-об-ще-го ми-ра, ис-поль-зуя взаи-мо-свя-зан-ные прин-ци-пы: аб-со-лют-ной не-до-пус-ти-мо-сти вой-ны, аб-со-лют-но-го за-пре-та на-си-лия или при-ме-не-ния си-лы и аб-со-лют-ной не-при-ем-ле-мо-сти убий-ст-ва. Как об-щественное дви-же-ние Пацифизм пред-по-ла-га-ет ши-ро-кую про-па-ган-ду ми-ро-творческих идей и цен-но-стей, про-ве-де-ние ма-ни-фе-ста-ций в за-щи-ту ми-ра, осу-ж-де-ние гон-ки воо-ру-же-ний, при-зыв к сни-же-нию во-енной ак-тив-но-сти го-су-дарств, ра-то-ва-ние за мир-ное уре-гу-ли-ро-ва-ние ме-ж-ду-народных и внут-ри-го-су-дарственных кон-флик-тов, осуж-де-ние тер-ро-риз-ма меж-ду-на-род-но-го. К совркмкнным па-ци-фи-ст-ским ор-га-ни-за-ци-ям от-но-сят-ся: Ме-ж-ду-народное бю-ро ми-ра (ос-но-ва-но в 1891-1892 годы), Все-мир-ный со-вет ми-ра (1949-1950 годы), Па-гу-ош-ское дви-же-ние, Ме-ж-ду-народная кри-зис-ная груп-па (ос-но-ва-на в 1995 году) и другие. Они тес-но взаи-мо-дей-ст-ву-ют с ме-ж-ду-народными и меж-пра-ви-тельственными ор-га-ни-за-ция-ми [