13.04.2024

Произношение имен прилагательных в речи. Ударение в именах прилагательных. VI. Определение домашнего задания


В целом, в русском языке существует тенденция к переносу ударения на конец прилагательного.

Например, в XIX веке ударение в прилагательном английский падало на первый слог. В «Евгении Онегине» А.С. Пушкин, давая характеристику Онегину, писал: «Недуг, которому причину Давно бы отыскать пора, Подобный а́нглийскому сплину, Короче: русская хандра Им овладела понемногу» . Сейчас мы произносим это прилагательное с ударением в середине слова - англи́йский костюм .

Конечно, как и в других частях речи, эта тенденция проявляется очень непоследовательно. Поэтому необходимо учитывать целую систему факторов.

1. Полные прилагательные, образованные от существительных с помощью суффиксов -н-, -ск-, -овск-, -чат- , обычно имеют ударение на том же слоге, что и существительные:

ку́хня - ку́хонный (!), отхо́д - отхо́дный, перехо́д - перехо́дный, пу́рпур - пу́рпурный и пурпу́рный, уста́в - уста́вный (!), факси́миле - факси́мильный (!), экспе́рт - экспе́ртный (!), а́вгуст - а́вгустовский (форма августо́вский допустима, но всё же нежелательна), ева́нгелие - ева́нгельский, зна́харь - зна́харский, о́трок - о́троческий, Украи́на - украи́нский (!), гу́бка - гу́бчатый, коро́бка - коро́бчатый, ско́ба - ско́бчатый.

    В то же время возможны и отклонения от этой модели.

    Обратите внимание

    Запомните, как правильно произносить следующие прилагательные: козырно́й (ко́зырь ), ло́мберный стол, мишу́рный (от мишура́ ), мозаи́чный (от моза́ика ), синусоида́льный (от синусо́ида ), скабрёзный, стенопи́сный (от сте́нопись ), мизе́рный (допустимо - ми́зерный - от ми́зер ).

    Кроме того, следует учесть, что суффикс -чат- чаще всего является безударным (ру́бчатый, ла́пчатый, стре́льчатый, иго́льчатый, жело́бчатый ), но в ряде прилагательных ударение падает именно на суффикс (брусча́тый, внуча́тый, крупча́тый, зубча́тый , но в сложных словах - мелкозу́бчатый, двузу́бчатый ).

2. Прилагательное с окончанием -ой всегда имеет ударение на последнем слоге:

бортово́й, валово́й (!), первоочередно́й, ножево́й, объездно́й, спиртово́й (!), супово́й.

3. Прилагательные с суффиксом -ов- , -ев- , образованные от двусложных существительных, обычно сохраняют ударение на том же слоге, что и существительные:

бо́мба - бо́мбовый, ве́реск - ве́ресковый (!), гру́ша - гру́шевый (допустимо - грушо́вый ), джи́нсы - джи́нсовый и джинсо́вый, и́ва - и́вовый, ма́нго - ма́нговый, ми́нус - ми́нусовый (допустимо - минусо́вый ), моде́рн - моде́рновый (в речи молодежи распространена форма модерно́вый , но она не является нормативной), пи́ки - пи́ковый, пи́хта - пи́хтовый, сли́ва - сли́вовый (!).

Обратите внимание на разное ударение в однокоренных прилагательных (вишнёвый, лаврови́шневый ).

    Но действие общей тенденции может приводить к переносу ударения на суффикс или окончание прилагательного. Особенно много колебаний наблюдается при образовании прилагательных от односложных существительных с помощью суффиксов -ов- , -ев- .

    Ср.: сохранение ударения на первом слоге: ге́рбовый, ма́ршевый ; перенос ударения на суффикс или окончание: пухо́вый, басо́вый, тигро́вый, мохово́й, валово́й, ножево́й, супово́й, спиртово́й.

    В ряде случаев ударение зависит от значения прилагательного и от сочетаемости.

Ср.: семейство ла́вровых - лавро́вый лист; языково́й барьер - языко́вая колбаса, временны́е категории - вре́менные трудности, домо́вая книга - в доме живёт домово́й.

4. В прилагательных с суффиксом -ист- действует следующая тенденция.

    Если в существительном ударение падает на первый слог, то в прилагательном суффикс -и́ст- будет ударным: ба́рхат - бархати́стый .

    Если в существительном ударение падает на второй слог, то в прилагательном ударение сохраняется на том же слоге: боло́то - боло́тистый.

    Вместе с тем и здесь возможны отклонения от действия этой тенденции. Так, равноправны варианты прилагательного, образованного от существительного му́скул - му́скулистый и мускули́стый . Среди вариантов, образованных от существительного са́хар , вариант са́харистый является основным, но допустим и вариант сахари́стый .

5. Ударение в формах сравнительной степени (с суффиксом -ее ) и превосходной степени (с суффиксом -айш-/-ейш- ) определяется по форме краткого прилагательного женского рода.

    Если ударение падает на окончание -а́ , то суффиксы сравнительной и превосходной степени будут ударными (длинна́ - длинне́е, длинне́йший ).

    Если же ударение в краткой форме прилагательного падает на основу, то ударение на том же слоге сохраняется и в формах сравнительной и превосходной степеней:

торопли́ва - торопли́вее; зно́йна - зно́йнее; удо́бна - удо́бнее; краси́ва - краси́вее, краси́вейший.

Обратите особое внимание на последние формы, поскольку при их произношении очень часто допускаются ошибки. Произношение красиве́е и красиве́йший свидетельствует о низкой речевой культуре человека, хотя эти формы нередко звучат с экрана телевизора!).

6. Для односложных и двусложных кратких прилагательных наиболее типичной является следующая модель: окончание является ударным лишь в форме женского рода, в остальных формах ударение падает на основу:

бо́йкий - бо́ек, бойка́, бо́йко, бо́йки; правый - прав, права́, пра́во, пра́вы.

    По этой модели образуются краткие формы прилагательных:

    бойкий, гибкий, гладкий, голый, громкий, дешёвый, дикий, дорогой, жалкий, жаркий, жёсткий, живой, жидкий, звонкий, краткий, меткий, молодой, мощный, нагой, общий (принадлежащий всем), правый (справедливый; содержащий правду), робкий, серый, славный, сладкий, слепой, странный, сырой, сытый, целый, чуткий, юный, юркий и др.

    Обратите внимание на то, что формы типа правы́ не только не являются нормативными, но и свидетельствуют о низкой речевой культуре человека!

    Однако на краткие формы оказывает очень сильное влияние общая тенденция к переносу ударения на окончание прилагательного. Наиболее активно этот процесс захватывает формы множественного числа. Так, в последние десять-пятнадцать лет у целой группы кратких прилагательных, подчинявшихся указанной модели, наряду с основным вариантом - ударением на основе (глу́пы ), допустимой признается форма с ударным окончанием (глупы́ ):

    весёлый, глупый, глухой, гордый (высокомерный ), горький, грубый, кислый, косой, крепкий, кривой, ловкий, мелкий, мёртвый (неживой ), мягкий, плохой, редкий, резкий, слабый, старый, строгий, сухой, тихий, яркий и др.

    Обратите внимание на то, что, хотя формы с ударным окончанием (веселы́) и даются словарями как допустимые, они всё же являются нежелательными, поскольку свидетельствуют о более низкой речевой культуре человека!

    Как равноправные воспринимаются сейчас варианты с ударением на окончании и на основе в форме множественного числа (бедны́ и бе́дны ) у целого ряда прилагательных:

    бедный, близкий, бледный, важный, верный, вкусный, влажный, вредный, голодный, грустный, грязный, густой, длинный, добрый, дружный, жадный, жёлтый, жирный, зелёный, короткий, круглый, крупный, крутой, милый, мокрый, мрачный, нежный, низкий, новый, плотный, полный (исчерпывающий ), прочный, прямой, пустой, ровный, седой, скромный, скупой, скучный, сложный, смелый, солёный, сочный, спелый, страшный, твёрдый, тесный, толстый, тонкий, точный, трудный, тупой, холодный, храбрый, худой, честный, чистый, узкий, ясный.

    Наконец, у некоторых кратких прилагательных во множественном числе форма с ударным окончанием может становиться основным нормативным вариантом (просты́ ), тогда как форма с ударением на основе (про́сты ) фиксируется как допустимая и/или устаревающая, устаревшая, например: видный (видимый, различимый), гордый (в значении испытывающий гордость), нужный, простой, сильный.

    Процесс переноса ударения с основы на окончание может распространяться на формы не только множественного, но и единственного числа, прежде всего - среднего рода. В речи достаточно частотными являются ненормативные (!) формы:

    бледно́, важно́, видно́, грязно́, длинно́ и др. Такое произношение недопустимо в литературной речи!

    Вместе с тем у некоторых прилагательных ударное окончание в среднем роде становится либо равноправным вариантом наряду с безударным, либо основным или единственным нормативным вариантом. Как правило, у этих прилагательных ударным является и окончание во множественном числе:

    белый - бел, бела́, бело́ и бе́ло, белы́ и бе́лы; больной - бо́лен, больна́, больно́, больны́; великий - вели́к, велика́, велико́, велики́; высокий - высо́к, высока́, высо́ко (допустимо - высоко́ ), высоки́ и высо́ки; глубокий - глубо́к, глубока́, глубо́ко (допустимо - глубоко́ ), глубоки́ и глубо́ки; горячий - горя́ч, горяча́, горячо́, горячи́; далёкий - далёк, далека́, далёко (допустимо - далеко́ ), далеки́ и далёки; красный - кра́сен, красна́, красно́ и кра́сно, красны́ и кра́сны; малый - мал, мала́, мало́, малы́; мёртвый (лишённый жизненности, бесплодный) - мёртв, мертва́, мертво́ (допустимо - мёртво ), мертвы́ (допустимо - мёртвы ); общий (не конкретный, схематичный) - общ, обща́, общо́, о́бщи (допустимо - общи́ ); острый - остёр остр ), остра́, остро́ (допустимо в значении «не тупой» - о́стро ), остры́ (допустимо в значении «не тупой» - о́стры ); пёстрый - пёстр, пестра́, пестро́ и пёстро, пестры́ и пёстры; равный - ра́вен, равна́, равно́, равны́; свежий - свеж, свежа́, свежо́, свежи́ и све́жи; светлый - светл, светла́, светло́, светлы́; тёплый - тёпел, тепла́, тепло́, теплы́; тяжёлый - тяжёл, тяжела́, тяжело́, тяжелы́; умный - умён, умна́, умно́, умны́; хитрый - хитёр, хитра́, хитро́ (допустимо - хи́тро ), хитры́ (допустимо - хи́тры ); чёрный - чёрен, черна́, черно́, черны́; широкий - широ́к, широка́, широ́ко (допустимо - широко́ ), широки́ и широ́ки .

    Обратите внимание

    Далеко не все односложные и двусложные краткие прилагательные имеют подвижное ударение! Так, ударение на основе сохраняют все формы кратких прилагательных: алчный (а́лчен, а́лчна, а́лчно, а́лчны ), вечный, вздорный, жёлчный, знойный, косный, мирный, опасный, спорный, срочный, удобный, хищный .

    У некоторых кратких прилагательных могут наблюдаться колебания в форме женского рода, то есть ударение во всех формах сохраняется на основе, но в форме женского рода (как и у прилагательных типа боек, прав ) возможно сосуществование двух литературных вариантов - с ударным и с безударным окончанием:

    бурный - бу́рен, бурна́ и бу́рна, бу́рно, бу́рны; властный - вла́стен, властна́ и вла́стна, вла́стно, вла́стны; модный - мо́ден, модна́ и мо́дна, мо́дно, мо́дны.

Русский язык – очень богатый. Немалую роль в этом играет такая часть речи как прилагательное, которое указывает на характерный признак предмета. В этой статье вы узнаете, что обозначает прилагательное, на какие вопросы отвечает и как определяется в предложении.

Что такое имя прилагательное как часть речи?

Имя прилагательное в русском языке – это самостоятельная часть речи, указывающая на признак (качество, свойство) предмета, выраженного существительным или местоимением. Начальной формой прилагательного является форма единственного числа мужского рода в именительном падеже (светлый, холодный, зелен, добр) .

В предложениях прилагательные, как правило, выступают в роли определения, но могут употребляться и в качестве сказуемого (либо в составе именного сказуемого).

Имя прилагательное как часть речи изучается в 4-6 классах.

На какие вопросы отвечает прилагательное?

Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой (Какая? Какое?), Чей? (Чья? Чье?) и Каков? , а также их производные формы, в зависимости от того, в форме какого падежа, рода и числа употребляется слово (например: выпал снег (какой?) белый , найти нору (чью?) лисью ).

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Что обозначают прилагательные?

В русском языке основной ролью прилагательных в речи является определение предметов (лиц, явлений, состояний). По значению прилагательные принято разделять на три разряда:

  • Качественные – указывают на конкретные качества предметов (вес, величину, возраст, цвет, внешний вид, внутренние характеристики), имеют степени сравнения.

    Примеры конкретных имен прилагательных : тяжелый, красный, трудолюбивый, милый, моложе, красивейший.

  • Относительные – обозначают признаки, выражающие отношения одного предмета к другому (материал, местность, назначение, время).

    Примеры относительных прилагательных : английский, приволжский, прошлогодний, еженедельный, игральный .

  • Притяжательные – указывают на признак предмета по его принадлежности определенному лицу либо животному (отвечают на вопросы Чей? Чья? Чье? ).

    Примеры притяжательных прилагательных: мамин, рыбачий, отцов, заячий, соболий .

Какие бывают прилагательные?

В русском языке прилагательные представлены двумя рядами форм:

  • Полные – прилагательные, изменяющиеся по родам, числам и падежам, в предложении выступают в роли определения (крепкая, ореховое, долгий) .
  • Краткие – прилагательные, которые изменяются по числам и родам, в предложении употребляются в качестве сказуемого (стар, надежны, беззаботна) .

Морфологические признаки прилагательных

Имена прилагательные имеют постоянные (неизменяемые) и непостоянные (изменяемые) морфологические признаки .

К постоянным грамматическим категориям прилагательных относятся:

  • Разряд по значению (качественные, притяжательные, относительные);
  • Степень сравнения (положительная, сравнительная и превосходная);
  • Полная либо краткая форма.

Непостоянными морфологически признаками прилагательных являются:

  • Число;
  • Падеж.

Как определить прилагательное?

Чтобы определить прилагательное в устной или письменной речи, поставьте к слову вопросы данной части речи (Какой? Чей? , Каков? и их производные), а также выясните наличие у слова основных грамматических и синтаксических признаков имен прилагательных (разряд по значению, степень сравнения, склоняемость по родам, числам и падежам и др.).

Конспект урока. русский язык. 6 класс.

Тема: Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы.

Тип урока: урок закрепления знаний

Вид урока: Урок - практикум.

Образовательная технология : личностно – ориентированная с использованием компьютерных технологий .

Цели урока: 1) углубить представление учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и тренировать умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи; 2) тренировать умение использовать несклоняемые имена существительные в составе словосочетаний прил. + сущ. ; 3) совершенствовать умение проводить лексический анализ существительных с помощью толкового словаря с целью их правильного использования в собственной речи; 4) воспитывать бережное отношение к слову, пробудить интерес к самостоятельным лингвистическим исследованиям; 5) совершенствование умения находить в текстах имена существительные, отличать их от других частей речи;

Задачи: 1) систематизировать знания об имени существительном, полученные на уроках русского языка; 2) продолжить развивать навыки правильного произношения и написания имен существительных, развитие орфографической зоркости; 3) воспитывать познавательную активность

Ход урока

1. Организация класса к уроку. Сообщение темы и цели.

Работа над эпиграфом и высказыванием.

« Существительное – дирижёр грамматического оркестра» В. Ветвицкий (слайд 1)

Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Слово учителя. Учёные установили, что имя существительное – самая многочисленная часть речи по количеству слов. Около 40% всех слов в русском языке – имена существительные.

Послушайте несколько строк из стихотворения А.Фета, которое состоит почти из одних имён существительных. Л. Толстой писал: «В нём нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина».(слайд 2)

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья.

Серебро и колыханье

Сонного ручья.

Свет ночной, Ночные тени,

Тени без конца.

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

Ребята,какую картину вы представили? (Тишина. Лунная ночь. Слышится пение соловья).

Посчитайте, сколько существительных в этом стихотворении?(14)

А сколько всего слов? (22)

Чем примечательно это стихотворение? (Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имён существительных).

Почему в этом стихотворении так много существительных? Что рисует автор? (картины)

Сделаем вывод (помощью существительных можно «нарисовать» картину природы, портрет и т.д.)

Какие цели мы поставим на этом уроке?

2. Наблюдение над языковым материалом . Фронтальный опрос.

Что такое имя существительное?

На какие группы делятся существительные?

Какие грамматические признаки существительного есть?

Какие существительные относятся к общему роду?

3. Орфоэпическая разминка (слайд 3)

Какой раздел науки о русском языке называют орфоэпией? Давайте вспомним слова, при произношении которых могут возникнуть подобные трудности:

тостер, дельфин, депо, миксер, сканер, принтер, пантера, прачечная, яичница, горчичник, прочность;

4. Работа с учебником по актуализации знаний.

упр228 (слайд 4)

Расставьте правильно ударение, проверка по цепочке, начиная с 1 ряда

Что получится, если изменить место ударения в словах второго столбика? Как называются такие слова? (Омографы).

Тема нашего сегодняшнего урока - Правильное произношение имен существительных в речи. Грамматические нормы. (слайд 5)

Давайте уточним, что означает в лингвистическом плане слово «нормы». Если кто-то из вас забыл, вы можете подсмотреть это в толковом словарике. Как вы понимаете словосочетание грамматические нормы? (Образец словоизменения существительных, общие правила для изменения сущ. по падежам и числам).

Да, однако есть существительные, которые не изменяются. У них даже окончания нет. Прослушайте стихотворение-шутку и определите, какие это слова:

Как-то рано поутру

С другом сели мы в метру

И поехали метре

Фильм смотреть о кенгуре.

Вот сидим мы с ним в кине

Без пальта и без кашне,

А вернее, я и ты

Без кашны и без пальты.

Любит кины детвора,

Если в кинах кенгура,

Ходит – бродит по шоссу,

Носит в сумке шимпанзу.

Кенгуру в кафу зашёл,

Занял там свободный стол

И сидит за доминой

С шимпанзой и какадой.

Вдруг огромный обезьян

Стал играть на фортепьян.

Тут и взрослый, сняв пенсню,

Хохотал на всю киню.

Интересное кино.

Жаль, что кончилось оно.

В гардероб пора бежать -

Будут польта выдавать.

Какие это слова? (кенгуру, такси,кино и др).

Как называются такие слова? (Несклоняемые имена существительные).

Как с помощью текста мы с можем определить их род? Давайте попросим подсказки у нашего учебника. Посмотрим, какое задание нам предлагает упражнение 230. Не забудьте при выполнении упражнения обратиться к материалам третьей части учебника. (слайд 6)

Слова бюро, депо, жюри, такси, интервью, кафе, метро, пальто, пианино, радио, такси, кофе, тире, шоссе проецируются на интерактивную доску и проговариваются сначала учителем, затем – всем классом, затем отдельными учениками.

Какое из слов является лингвистическим термином? (тире). Вспомните правило об употреблении тире в предложениях

А теперь проверьте правильность своих ответов (слайд 7)

Мы познакомились с правилом согласования неизменяемых существительных с прилагательными, вспомнили пунктуационное правило.

5. Синтаксическая пятиминутка. самостоятельная работа по парам

Составить в паре предложения с тире

1 ряд - Между подлежащим и сказуемым

2 ряд- В предложениях с обобщающими словами при однородных членах

3 ряд- В предложениях с прямой речью.

Проверка составленных предложений

6. Работа с учебником по актуализации знаний.

упр. 233 Читаем задание. Записываем слова в две колонки, как предложено в упражнении. Проверяем себя по словарю «Говорите правильно».

После самостоятельной работы детей – самопроверка учащихся (слайд 8)

Давайте прочитаем эти слова с числительными, выполнив задание 3.

7. Повторение. Словарный диктант.

Вставьте пропущенные буквы (слайд 9)

1 группа (1 вариант)

Хвост..к, песоч..к, на бумаг.., груз..ик, р..стение, (не)друг, (не)правда, а лож..,

пул..мёт, ш..пот, на площад..,ц..пленок.

2 группа (2 вариант)

Без..нтересный, из-за туч.., нога в стрем..н.., отр..сль, огонеч..к, (не)серьёзность, (не)былица, перевоз...ик, на лезви.., ш..рох, ц..ганёнок.

8 Итоги урока. Рефлексия

Письмо шестиклассника актеру Е. Евстигнееву (слайд 10)

Известному актеру МХАТа Евстигнееву показали письмо шестиклассника: « Я мечтаю снимаца в кино в роле Штирлеца или Дортаньяна как Мехаил Баярский»

Евстигнеева спросили:

Как вы думаете, он сможет стать артистом?

На это письмо мне тоже хочется ответить письменно.

Он берет ручку и пишет всего одно слово:

НИКАДА!

Почему так ответил Евстигнеев?

Подведение итогов урока

Что о существительном нам удалось вспомнить?

Что повторили на уроке? Какие правила?

- Что нового узнали?

Оценивание

Домашнее задание (слайд 11) упр 240, п.24

Конспект урока русского языка

Тема: «Произношение и употребление имен прилагательных в речи»

Цели и задачи:

-углубление представления о роли прилагательных в речи;

-отработка умения правильного написания не с прилагательными, гласных в окончаниях, суффиксах прилагательных; сложных прилагательных;

-определение синтаксической функции прилагательных разных форм в предложении и правильное их употребление;

- отработка умения правильно употреблять прилагательные в речи, уметь находить их в тексте

- отработка произношения прилагательных

Ход урока:

    Оргмомент. Здравствуйте. Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

    Определение темы урока.

На доске записана дата. Тему урока учитель предлагает учащимся определить самостоятельно.

Откройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите сегодняшнюю дату.

Учащийся задаёт вопрос:

Светлана Николаевна, а тема у нас сегодня какая?

Учитель:

А вот тему урока вы сегодня определите сами, но только чуть позже. А пока оставьте одну строчку и выполните, пожалуйста, следующее задание.

На проекторе - небольшой текст с пропущенными орфограммами. Учащиеся переписывают его в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и объясняя правила написания. Отвечают представители команд под номером 1 .Находят прилагательные, подчеркивают их . Представители под номером3 озвучивают ответ.

Учитель:

Теперь посмотрите на карточки с утверждениями, прочитайте их. Возьмите половину альбомного листа. Начертите 2 столбика. Озаглавьте правый «До» , левый- «После» . В правом напишите номера утверждений и согласны вы с ними или нет. (Эй ар гайд даётся 15 сек ) .

Сейчас я предлагаю вам еще раз прочитать текст, который вы записали в тетрадь. Попробуйте убрать из него все прилагательные. Что получится? В левый столбик запишите изменилось ли ваше мнение после повторного прочтения. Обсудите ответ в команде (Синглраунд робин - однократное обсуждение в кругу; дается 15 сек ) Отвечают представители команд под номером 4.

А теперь попробуйте определить тему урока (обсуждение в кругувсей командой Финк-райт-раунд-робин, дается 2 минуты). Ответ обсудите в команде.

Дети записывают свои ответы, обсуждают в команде. Листы с ответами вывешиваются на доске.Учительозвучивает тему.

Молодцы! Справились с задачей. Запишите тему урока в тетрадь.

III . Работа по теме урока.

Откройте, пожалуйста, учебники на странице 109, выполните упражнение 242 письменно (время выполнения 5минут). Отвечают учащиеся под номером 2.

Теперь приступим к выполнению творческого задания. Запишите прилагательное СВЕЖИЙ на половину альбомного листа, составьте с ним все возможные словосочетания, потом прочертите линию после вашего последнего ответа. Время выполнения задания 15 секунд . Дети пишут.

Возьмите эти листочки, ручки и начните двигаться по кругу. Ваша задача- записать как можно больше идей одноклассников. Дается 2 минуты (Стёзе класс- добавление новых идей к своему списку ) . Учитель опрашивает выборочно.

Садитесь. Проверим значение этого прилагательного по «Толковому словарю» С.Ожегова.

На экране проектора учащиеся читают значение слова.

Что нового вы можете добавить в свой список? (дети дают ответы) Сейчас попробуйте записать как можно больше синонимов к этим словосочетаниям, составьте с ними 2-3 предложения (дается 3минуты) .

Учащиеся зачитывают свои ответы.

Молодцы! Запишите, пожалуйста, домашнее задание упр.247. Обобщим изученное на уроке:

1) Какова роль прилагательных в речи?

2) Что позволяет избежать речевых ошибок при использовании прилагательных в тексте? (наличие синонимов, антонимов).

Спасибо. Можете быть свободны.

Тезисы:

    Имена прилагательные делают речь образной, красочной

    Имена прилагательные называют признак предмета

    Без использования имен прилагательных невозможно дать точное описание предмета

    Некоторые имена прилагательные (эпитеты) используются как средство художественной выразительности

    Имена прилагательные имеют полную и краткую форму

    Имена прилагательные в краткой форме в предложении являются сказуемым

    Имена прилагательные в предложении всегда являются определением

    Имена прилагательные делятся только на 2 разряда: качественные и относительные

Приложение

Задание1. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор орфограмм .

Задание 2 . Подчеркните все прилагательные как члены предложения. Определите их разряд.

Утро. Выглядываю в окно и (не) узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! Над глубок…ми, свеж…ми снегами, завалившими чащу елей,- син…е, огромное и уд…вительно нежное небо. Такие яркие, радос(?)ные краски бывают у нас только по утрам в январ(?)ские м…розы. И особенно х…р…ши они сегодня над свеж…м снегом и з…леным бором. Со(?)нце ещё за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на в…ршинах сосен, на их пышных з…леных венцах, уже играет з…лотистый солнеч(?)ный свет. И сосны зам…рли под глубоким небом. (И.А Бунин)

РОДИОНОВА АННА ПАВЛОВНА

учитель русского языка и литературы

школы №1 ЕМР

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

УРОК 1

ТЕМА: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

План урока

1.Вступление

    Основная часть

А) имя прилагательное как часть речи;

Б) разряды прилагательных;

В) степени сравнения качественных прилагательных;

Г) образование форм степеней сравнения прилагательных;

Д) краткие формы качественных прилагательных;

Е)относительные прилагательные;

Ж) как различить качественные и относительные прилагательные?

З) склонение качественных и относительных прилагательных;

И) суффиксальный способ образования имён прилагательных;

К) притяжательные прилагательные;

Л) правописание прилагательных;

М) морфологический разбор имени прилагательного;

н) произношение имён прилагательных;

О) употребление имён прилагательных в речи.

3. Заключение

Определение имени прилагательного

1. Имя прилагательное - часть речи, обознача­ющая признак предмета и выражающая это зна­чение в грамматических категориях рода, числа, падежа. Имена прилагательные отвечают на воп­росы какой? каков? чей?

2. Каждое прилагательное относится к одному из разрядов, то есть является качественным, относительным или притяжательным.

3. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

4. Прилагательные характеризуются наличием падежных окончаний.

5. В предложении прилагательные бывают обычно согласованными определениями или именными частями составных именных сказуемых.

Таблица №1

Разряды прилагательных

Что обозначают

Примеры

Качественные

Признак (качество) предмета, который бывает в большей или меньшей степени

Круглый, огромный, красный, прочный, вкусный, тяжёлый

Относительные

Признак, выражающий отношение предмета к чему-либо

Утренняя (заря), приморский (край), деревянный (дом)

Притяжательные

Принадлежность предмета какому-либо лицу или животному

Отцов (костюм),

лисий (хвост)

Степени сравнения качественных прилагательных

Качественные прилагательные могут образовывать степени сравнения: сравнительную и превосходную.

1. Прилагательное в сравнительной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется более или менее, чем у другого.

2. Прилагательное в превосходной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется в боль­шей мере, чем у всех других предметов.

3. Каждая из степеней сравнения имеет две формы - простую и составную.

Примеры:

Наш дом выше вашего.

Наш дом самый высокий.

Выше (простая сравнительная ). Более высокий (сос­тавная сравнительная ).

Высочайший (простая превосходная ). Самый высокий (составная превосходная ).

Таблица №2

Образование форм степеней сравнения прилагательных

Форма

Способ образования

Пример

Изменение

Простая срав­нительная степень*

Суффиксы: -ей, -ее -е** -ше**

Сильн-ей, сильн-ее Выш-е Тонь-ше

Неизменяе­мая форма

Составная

сравнительная

степень

Более/менее + прилагательное в положительной форме***

Более высокий. Менее высокий. Более высок.

По числам,

родами

падежам

Простая пре­восходная степень

Суффиксы: -ейш--айш

Главн-ейш-ий

Высоч-айш-ий

По числам, родам

и паде­жам

Составная

превосходная

степень

1)Прилагательное
в простой сравни­
тельной степени +
всего/всех

2)самый/наиболее

/наименее +прилагательное в
положительной
форме

1) Выше всех.
Лучше всего

2) Самый

высо­кий, наиболее
высокий, наиме­нее высокий

1 Неизменяе­мая форма

2) По числам, родам

и паде­жам

Примечания:

* От прилагательных хороший, плохой, маленький формы простой сравнительной степени образуются с помощью новой основы: лучше, хуже, меньше.

** При прибавлении суффиксов -е и -ше может происходить усечение основы и чередование согласных в основе: высо­кий - выше (усечение основы на суффикс -ок- и чередова­ние с//ш), тонкий - тоньше (усечение основы).

***В положительной форме - то есть не в форме одной из степеней сравнения (новый, высокий и т.д.).

Краткие формы качественных прилагательных

Качественные прилагательные могут образовывать крат­кие формы.

1. Краткие прилагательные изменяются по числам, а в единственном числе и по родам, но не склоняются .

2. Краткие прилагательные в предложении являются именными частями составных именных сказуемых.

3. Только краткую форму имеют прилагательные рад, горазд, люб, должен.

Относительные прилагательные

Относительными называются прилагательные, которые выражают признак через отношение к чему-либо, а имен­но:

1) ко времени (сегодняшний, утренний);

2) к месту (псковский, здешний);

3) к материалу (полотняный, алюминиевый);

4) к лицу (читательский, человеческий);

5) к действию (молотильный, писчий);

6) к назначению предмета (книжный, письменный).


Как различить качественные и относительные прилагательные?

Признаки качественных прилагательных

    Непроизводная основа трудн-ый;

    Образование форм степеней труднее;

    Образование краткой формы труден;

    Образование форм качественной оценки трудненький

    Образование форм качественной

Оценки путём повтора трудный-трудный

    Образование от прилагательного наречия на –о трудно

    Образование от прилагательного существительного

С суффиксом отвлечённого понятия трудность

    Наличие антонимов лёгкий

    Возможность присоединения приставки не- нетрудный

При изменении значения относительное прилагательное может перейти в качественное. В этом случае оно при­обретет хотя бы один из признаков качественного при­лагательного.

Примеры: Туманное объяснение. (Довольно туманное объяснение.)

Склонение качественных и относительных прилагательных

1. Качественные и относительные прилагательные в полной форме изменяются по падежам, числам и родам. Показателем формы прилагательного является его падежное окончание.

2. Падеж, число и род прилагательного определяется формой существительного, к которому данное прилага­тельное относится.

И.п. новый (дом) новая (книга) новое (задание) новые (ученики)

Р.п. нового дома новой книги нового здания новых учеников

Д.п. новому дому новой книге новому зданию новым ученикам

В.п. новый дом новой книге новому зданию новых учеников

Т.п. новым домом новой книгой новым зданием новыми учениками

П.п. о новом доме о новой книге о новом здании о новых учениках

Таблица №3

Суффиксальный способ образования имён прилагательных

Разряд

Суффикс

Разряд

Суффикс

Качественные

Ав(ый)

Ив(ый)

Ат(ый)

Чив(ый)

Оват(ый)

(-еват-)

Аст(ый)

Ист(ый)

Н(ый)

Относительные

Ск(ий)

Ов(ый)

Ан(ый)

(-ян-)

Н(ый)

Притяжательные прилагательные

Притяжательные прилагательные обозначают признак по принадлежности лицу или животному.

Притяжательные прилагательные образуются при помощи суффиксов:

1) -ов-, -ин-;

2) -ий (j). i

Примеры: отц-ов -0. Пап-ин -0. Лис-ий -0. Лис- i -эго.

Примечание.

На письме в формах косвенных падежей суффикса i "не видно", так как гласной буквой после разделительного Ь обозначается [j] - суффикс притяжательного прилагатель­ного, и первый гласный звук окончания.

Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и в ед.ч. по родам.

При склонении притяжательные прилагательные с суффиксом -ий в формах именительного падежа всех чисел и родов принимают такие же окончания, как краткие прилагательные, а в остальных - как полные.

При склонении притяжательные прилагательные с суффиксами -ов-, -ин- в формах некоторых падежей принимают окончания, свойственные существительным.

Примеры:

Лисий-0. Лись-а. Лись-е. Лись-и (И.п.). Лись-эго. Лись-эй. Лись-их (Р.п.).

Отцов-0 пиджак-0. Отцов-а куртк-а. Отцов-у куртк-у. (окончания, как у существительных). Отцов-ым пиджак-ом. Об отцов-ом пиджак-е (окончания, как у прилагательных).

Правописание прилагательных

Буквы Н и НН в именах прилагательных, образованных от имён существительных

1. В суффиксе -ин- имён прилагательных всегда пи­шется одна буква н: воробьиное перышко (принадле­жит воробью).

2. В суффиксе -ан- (-ян-) тоже пишется одна буква н: серебряная ложка (ложка из серебра), ледяной шарик (шарик изо льда).

Исключения : оловянн ый, деревянн ый, стеклянн ый.

Помимо основного значения («сделанный из...»), суффикс -ан- (-ян-) имеет и другие значения, напри­мер «предназначенный для...»: дровяной склад (склад для хранения дров).

Прилагательные с суффиксами -ин-, -ан- (-ян-) нередко употребляются в переносном значении: пе­тушиный характер, серебряный голос.

3. В суффиксах имён прилагательных -онн-, -енн- пишутся две буквы н: революция - револю­ционный, утро - утренний.

Исключение : ветреный (день, человек). Если есть приставка, то однокоренное слово пишется с нн: безветренный, подветренная (сто­рона).

Запомни!


Рассуждай так : серебр..ая ложка - сделанная из серебра, зна­чит, пишем -ан- (-ян-): серебряная. Внутр..ий распорядок - нет значения «сделанный из...», зна­чит, пишем суффикс -енн-: внутренний распоря­док.

III. Две буквы н в именах прилагательных пи­шутся также в том случае, когда прилагательное об­разовано с помощью суффикса -н- и корень оканчива­ется на букву н: туманный (туман + н(ый), длинный (длин(а) + н(ый).

Правописание сложных прилагательных

Слитно пишутся:

1.Сложные прилагательные, образованные от слож­ных существительных, которые пишутся слитно: шлакоблочный (шлакоблок).

2.Прилагательные, представляющие сложносокращен­ные слова: культмассовый.

3.Прилагательные, одна из частей которых отдельно не употребляется: всеядный, быстротечный.

4.Сложные прилагательные, образованные от подчи­нительных словосочетаний, составленных по способу со­гласования, управления, примыкания:

новогреческий (новый греческий), паровозоремонтный (ремонт паровозов), быстрорежущий (быстро резать). Исключение: всемирно-исторический.

Пишутся через дефис:

1. Сложные прилагательные, образованные от суще­ствительных, пишущихся через дефис: Орехово-Зуево - орехово-зуевский.

2. Обозначающие цвет или вкус с оттенком: бледно-синий, горько-соленый.

3. Объединяющие однородные понятия: журнально-газетное издательство (журналы + газеты).

4. Сложные прилагательные, образованные от сочини­тельных сочетаний слов, если между компонентами мож­но вставить сочинительные союзы и, но, не только... но и: финансово-экономический отдел.

Морфологический разбор имени прилагательного

Морфологический разбор имени прилагательного производится в следующем порядке.

1. Часть речи, начальная форма (И.п. ед.ч. м.р.).

2. Постоянные признаки: разряд по значению.

3. Непостоянные признаки: для качественного - полная или краткая форма, степень сравнения; падеж, число, род (в ед.ч.).

4. Синтаксическая функция.
Например:

К новому дому был пристроен деревянный сарай.

К новому (дому) - прилагательное, начальная форма

Новый.

Постоянные признаки - качественное

Непостоянные признаки - в полной форме,

(положительная форма), в Д.п., ед.ч., м.р.

Деревянный (сарай) - прилагательное, начальная

форма - деревянный.

Постоянные признаки - относительное.

Непостоянные признаки - И.п., ед.ч., м.р.

Синтаксическая функция - согласованное определение.

Примечание.

* Допускается пропускать пункт о степени сравнения, если качественное прилагательное не стоит ни в одной степени сравнения.

Произношение имён прилагательных

1. В современном русском языке есть немало полных имён прилагательных с неустойчивым ударением. Го­ворят, например, кружковО й и кружкО вый, мУ ску­листый и мускулИ стый. Учёные установили, что с течением времени нередко побеждает ударение, кото­рое стоит ближе к концу слова. Так, в XIX веке говори­ли: днЕ вный, громО вый. В наше время единственно верным считается произношение дневнО й, громовО ой. В то же время остаётся группа прилагательных, где место ударения нельзя выбирать, оно строго закрепле­но: кУ хонный (нельзя: «кухО нный»), кедрО вый (не рек.: «кЕ дровый»), знА чимый (нельзя: «значИ мый»)...

Чтобы не ошибиться, необходимо почаще открывать ор­фоэпический словарь.

2. В некоторых кратких прилагательных мужского, среднего рода и во множественном числе ударение ос­таётся на том же слоге, что и в полной форме, но пе­ремещается на окончание -а в форме женского рода: крА ткий - крА ток, крА тко, крА тки, но: крат­кА ; цЕ лый - цел, цЕ ло, цЕ лы, но: целА .

Неустойчивое ударение наблюдается в некоторых кратких прилагательных множественного числа, где возможно ударение как на основе, так и на оконча­нии: бЕ дный - бЕ ден, беднА , бЕ дно, бЕ дны и бед­нЫ ; вА жный - вА жен, важнА , вА жно, вА жны и важнЫ ; вЕ рный - вЕ рен, вернА , вЕ рно, вЕ рны и вернЫ .

3.Следует правильно произносить прилагательные в краткой форме:

глУ пый - глуп, глупА , глУ по, глУ пы; дО брый - добр, добрА , дО бро, дО брЫ , зелёный - зЕ лен, зеле­нА , зЕ лено, зЕ лены; прав - права, прА во, прА вы; пустой - пуст, пустА , пУ сто, пустЫ ; рЕ зкий - рЕ зок, резкА , рЕ зко, рЕ зки.

4
. Одни прилагательные при образовании сравни­тельной степени сохраняют место ударения на том же слоге, что и в начальной форме: красИ вый - красИ ­вее, грО мкий - грО мче, дО лгий - дО льше. В дру­гих прилагательных ударение переходит на суффикс сравнительной степени: сильный - сильнЕ е, блЕ д­ный - бледнЕ е, вЕ рный - вернЕ е.

Употребление имён прилагательных в речи

1. Различные признаки предмета нам помогает называть имя прилагательное, которое является спут­ником существительного: дом - деревянный, каменный; одноэтажный, трёхэтажный; зелё­ный, розовый; маленький, большой; красивый, тёплый, холодный, длинный, старый, ветхий, уютный, просторный, любимый, отчий...

2. В русском языке слов этой части речи очень много. Учёные уста­новили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после существительных и глаголов. А самыми часто упот­ребляющимися являются прилагательные большой, новый, старший, великий, последний, молодой, хороший, важный, русский, главный, чёрный, бе­лый и некоторые другие.

3. Употребление имён прилагательных придаёт ре­чи выразительность. Не случайно, например, в худо­жественном описании природы, внешности человека, интерьера почти каждое четвёртое слово - это прила­гательное. Слова этой части речи помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, передать настроение автора. Особую выразительность художественной ре­чи придают прилагательные-эпитеты, употреблённые в переносном значении: море - бирюзовое, спокой­ное, изумрудное, весёлое, капризное, ласковое и т. п.

4. В художественных текстах часто используются прилагательные-синонимы, прилагательные-антони­мы, что помогает добиться выразительности и образ­ности речи.

5. Употребляются прилагательные и в составе фразео­логизмов (обещать златые горы, маменькин сы­нок, жить на широкую ногу, ни жив ни мёртв и др.).

Запомни!

1. Некоторые имена прилагательные в русском языке с течением времени перешли в разряд существи­тельных, так как уже не обозначают признак, а назы­вают предмет: часовой, столовая, ванная, заку­сочная, жаркое, пирожное, парикмахерская, кладовая, прачечная [ш], вселенная, запятая, набережная, мостовая и др . Такие существитель­ные могут образовывать словосочетания по схеме «прил. + сущ.»: новая столовая, удобная кладо­вая, старая набережная, лишняя запятая, вкусное пирожное и т. п.

2. Многие слова в современном русском языке упот­ребляются и как существительные, и как прилага­тельные: больной, слепой, родной, знакомый и др. Так, в предложении Больной выздоравливал слово больной - существительное. А в предложении Боль­ной мальчик выздоравливал это же слово - имя прилагательное (мальчик - какой? больной).

3. При образовании составной формы сравни­тельной степени после слов более или менее нельзя употреблять прилагательное в простой сравнитель­ной степени: Другой цветок был более красивым. Неправильно : «был более красивее».

4. Прилагательные в сравнительной степени, об­разованные при помощи приставки по- чаще упот­ребляются в разговорной речи: побыстрее, получ­ше, погромче.

5. Превосходная степень указывает на то, что из всех предметов в данном признак проявляется в наибольшей степени, например: Это был милейший человек. Наш попутчик выглядел грустнее всех.

6. У прилагательных с суффиксами -ск-, -я-, -ое-, -ист-, -лив- простая форма превосходной степени не образуется: больной, озорной, изменчивый, иг­ристый, кривоватый.

7. Относительные прилагательные обозначают признак постоянный, не изменяющийся по степе­ни своего проявления; признак, указывающий на материал, из которого сделан предмет, на отноше­ние к месту, времени, назначению: стеклянная ваза; городской житель; летний отдых; грузовой транспорт.

8. Притяжательные прилагательные обознача­ют признак, указывающий на принадлежность предмета, и отвечают на вопрос: чей! Например: бабушкина шаль, медвежья берлога.

9. Прилагательные всех трёх разрядов могут упот­ребляться в переносном значении, и при этом воз­можен переход прилагательных из одного разряда в другой: золотое кольцо - золотой характер; си­реневый куст - сиреневое платье; волчья пасть - волчья шуба, волчий взгляд; чёрное пальто - чёр­ное золото.

10. Число, род, падеж имён прилагательных зависят от имени существительного, к которому они относятся.

11. Безударные окончания прилагательных проверяются по вопросу: в осеннюю (какую?) пору; с лучшим (каким?) другом.

12. Винительный падеж притяжательных прилага­тельных мужского рода единственного и множе­ственного числа совпадает по форме с именитель­ным, если прилагательное относится к неодушев­ленным существительным (Мы снова ели вкус­ный бабушкин, пирог. Я всегда вспоминаю ма­мины нежные песни), и с родительным, если от­носится к одушевленным существительным (Дети с нетерпением ждали дедушкиных фронтовых друзей).

13. Фамилии людей (Семёнов, Егоров, Никитин), образованные от имён существительных собствен­ных Семён, Егор, Никита при помощи суффик­сов -ов, -ин, склоняются как притяжательные при­лагательные: Семёнову, Никитину, Егорову; Се­мёновым, Никитиным, Егоровым.

14. Названия городов (Иваново, Одинцово, Камы­шин), населённых пунктов в мужском и среднем роде на -ов, -ев склоняются во всех падежах как притяжательные прилагательные с этими суффик­сами, но в творительном падеже они имеют окон­чания существительных -ом (под Ивановом, под Камышином).

Контрольные вопросы к уроку

    Что обозначает имя прилагательное и какими грамматическими категориями оно характеризуется?

    Когда употребляются притяжательные прилагательные?

    Чем отличаются качественные прилагательные от относительных?

    В чём заключаются особенности произношения прилагательных в краткой форме?

    Как изменяются имена прилагательные?

    Каковы особенности употребления прилагательных в речи?

    Каковы особенности правописания сложных прилагательных?

ЗАДАНИЯ К УРОКУ НА ТЕМУ: «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ»

Задание 1

В каких словосочетаниях относительные прилагательные перешли в качествен­ные?

1. а) металлический лист, б) металлический голос.

2. а) золотой характер, б) золотой перстень.

3. а) стальной стержень, б) стальной взгляд.

4. а) железная болванка, б) железная воля.

5. а) ватное одеяло, б) ватные ноги.

6. а) весенняя погода, б) весеннее настроение.

Задание 2

Образуйте притяжательные прилагатель­ные от данных существительных. По­ставьте их в формы ед.ч. м.р. и ж.р.

Баран, белка, бык, Вера, волк, заяц, корова, кошка, лиса, лягушка, мама, мать, Миша, овца, Олег, отец, папа, рыба, сестра, Таня, человек.

Найдите суффиксы во всех записанных формах.

Задание 3

Выполните тест. Укажитете слова, которые пишутся слитно:

1) красно...синий 6) добро...желательный

2) вагоно...строительный 7) машинно...счетная

3) ранне...весенний 8) ильфо...петровский стиль

4) густо...серый 9) северо-восточный

5) умильно...слащавый 10) горно...климатический

Задание 4

    Выполните анализ текста.

(1) Детям уделялось всё, что было похуже и не могло ис­пользоваться взрослыми "господами". (2) Даже в богатых помещичьих домах под спальни детей отводились самые темные и невзрачные комнаты. (3) Форточек в комнатах не было. (4) Спертый воздух очищался только топкой печей. (5) Духота в детских стояла ужасная; всех маленьких детей старались поместить в одной-двух комнатках, и тут же, вместе с ними, на лежанках, сундуках или просто на по­лу, подостлав себе что попало из хлама, пристраивались на ночь мамки, няньки и горничные. (Е.Водовозова)

    Определите разряды всех прилагательных.

    Найдите прилагательные, стоящие в формах степеней сравнения. Определите, в каких именно формах они стоят.

    Определите падеж, число и род прилагательных во втором предложении.

    Какие существительные текста склоняются, как прилагательные?

    Какой частью речи является слово топкой в (4) предложении?

Задание 5

Определите разряд прилагательных:

1. деревянная (походка) 21. классный (пловец)

2. чужой 22. рыжий

3. чуждый 23. пушкинская (квартира)

4. ситцевый (платок) 24. классная (комната)

5. (город) вязовый 25. босой

6. крокодиловы (слезы) 26. в пушкинском (стиле)

7. человеческие (слабости) 27. куриный

8. стальная (проволока) 28. волчий (аппетит)

9. детские (забавы) 29. отцовский (дом)

10. голый 30. (брат проявил) отцовскую

11. прокрустово (ложе) (заботливость)

12. хромой 31. недавний

13. детское (время) 32. университетский (товарищ)

14. дочерняя (комната) 33. одинаковый

15. театральный (жест) 34. клеверные (поля)

16. волчий (хвост) 35. угловатый

17. внимательный 36. допотопное (животное)

18. дочернино (платье) 37. вязовая (кора)

19. театральный (сезон) 38. дочерняя (фирма)

20. допотопная (мораль)

Задание 6

Найдите формы степеней сравнения и степеней качества у следующих прилагательных:

1. превеликий 7. самый строгий

2. беловатый 8. красненький

3. чудеснее 9. всего дороже

4. здоровенный 10. наиболее выгодный

5. менее интересный 11. тоньше

6.расчудесный 12. полнёхонек

Задание 7

Каким образом образуются степени сравнения у следую­щих прилагательных:

1. умный 4. дружеский 7. выдающийся

2. босой 5. выгодный 8. колкий

3. дикий 6. страдальческий 9. скорбный

10. живой 17. сдержанный 23.аналогичный
(не умерший) 18. мертвый 24. гордый

11. живой 19. глухой (неясный 25.янтарный (цвет)

(подвижный) или заглохший) 26. могучий

12. немой 20. глухой 27. непонятный

13. сладкий (лишенный слуха) 28. злачный

14. деловой 21. гнедой 29. полый

15. мятый 22. комический 30. одинаковый

16. кофейный (цвет)

Варианты ответа: а) только суффиксальным (синтетическим)

Б) с помощью служебных слов (аналитическим)

В) и суффиксальным, и с помощью служебных
слов (синтетическим и аналитическим)

Г) не образует сравнительной степени

Задание 8

Найдите качественные прилагательные, которым не прису­щи какие-либо грамматические признаки, характерные для это­го разряда прилагательных. Выберите правильный вариант:

1. зверский 6. мини 11. косой

2. красивый 7. трагический 12. старый

3. товарищеский 8. больной (человек) 13. кровный

4. стройный 9. добрый 14. холодный

5. новый 10. вкусный

Задание 9

А. От данных основ образуйте прилагательные со всеми возможными суффиксами.

1. лес- 4. груб-

2. син- 5. широк (ч-)

3. свет-

Б. Полученные прилагательные классифицируйте по раз­рядам. Отметьте прилагательные, обозначающие степень ка­чества.

Задание 10

Какие формы (полные, краткие) можно образовать от сле­дующих прилагательных?

1. ручной 16. горазд

2. видный 17. вороной

3. боевой 18. богатый

4. темный 19. ледяной (тон)

5. готовый 20. строгий

6. рад 21. праздничный

7. белый 22. вековой

8 властный 23. послушный

9. длинный 24. младший

10. цветной (не белый) 25. искренний

11. прозрачный 26. отсталый

12. правый 27. излишний

13. фальшивые (деньги) 28. маленький

14. фальшивые (слова) 29. ханжеский

15. холостой (мужчина) 30. острый

Варианты ответа:

А) имеет и полную, и краткую форму,

Совпадающие по значению

Б) имеет и полную, и краткую форму,

Не совпадающие по значению

В) имеет только полную форму

Г) имеет только краткую форму

Задание 11

Найдите ошибки в образовании форм сравнительной сте­пени:

1. звончее 6. слаже

2. красивее 7. менее интереснее

3. более лучший 8. прочней

4. хлеще 9. более уверенный

5. благороднее

Задание 12

Определите синтаксическую роль кратких прилагатель­ных. Выберите правильный вариант ответа:

1. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених.

2. Широка страна моя родная.

3. Весенний день горяч и золот.

4. Она надела туфли на босу ногу.

5. Присутствующие были молчаливы, сдержанны.

Варианты ответа:

А) 1. сказуемое, 2. сказуемое, 3. сказуемое, 4. определение, 5. сказуемое

Б) 1. сказуемое, 2. сказуемое, 3. сказуемое, 4.сказуемое, 5. сказуемое

В) 1. согласованное определение, 2. сказуемое, 3. сказуемое,

4. согласованное определение, 5.сказуемое

Задание 13

Определите синтаксическую роль прилагательного в фор­ме сравнительной степени. Выберите правильный вариант ответа:

1. Нева шире Москва-реки.

2. Потребность в более оперативной информации остро чувствовалась.

3. Парень, вдвое сильнее, поднял этот тяжелый багаж.

4. Борода, намного темнее волос, оттеняла кожу лица.

5. Он теперь спокойнее, чем прежде.

6. Они нарвали красивейших цветов.

Варианты ответа:

А) 1. сказуемое, 2. согласованное определение, 3. несогласованное
определение, 4. несогласованное определение, 5. сказуемое,

Б) 1. сказуемое, 2. согласованное определение, 3. несогласованное
определение, 4. согласованное определение, 5. сказуемое,

6. согласованное определение

В) 1. несогласованное определение, 2. согласованное определение,
3. несогласованное определение, 4. несогласованное определение,
5. сказуемое, 6. согласованное определение

Задание 14

Какой вариант падежной формы предпочтителен?

1. Дорога вела мимо мамина домика.

2. Дорога вела мимо маминого домика.

3. Вижу сестрину подругу.

4. Вижу подругу сестры.

5. Подошел к мужнину столу.

6. Подошел к мужниному столу.

Задание 15

Определите способ образования следующих прилагательных:

1. ходкий 7. кисловатый

2. безошибочный 8. настольный

3. костлявый 9. безграмотный

4. пепельно-серый 10. жизнерадостный

5. небезызвестный 11. потусторонний

6. дикорастущий 12. болеутоляющий

Задание 16

Расставьте ударение в следующих словах:

1. дешев 6. вредна 11. близка 16. крепко

2. бела 7. вредно 12. далека 17. зелено

3. бледна 8. гола 13. красивее 18. смешон(а)

4. верна 9. голо 14. красна 19. умно

5. верно 10. глубока 15. мало 20. желчна

Задание 17

Какие части речи перешли в прилагательные?

1. поношенное платье

2. несклоняемые существительные

3. приподнятое настроение

4. выдающийся ученый

5. Он был первым учеником в классе.

6. Преподаватель он никакой: говорить не умеет.

Задание 18

Сделайте морфологический анализ прилагательных в сле­дующих примерах: лисьей шубой, рассказать о самом значи­тельном событии, некрасовский дом, шары прозрачны по схеме:

начальная форма;

разряд (качественное, относительное, притяжательное);

если качественное: значение степени (положительная, сравнительная, превосходная), полная или краткая форма;

род, числе, падеж.

Глоссарий

Выражение

Определение

Имя прилагательное

Часть речи, обознача­ющая признак предмета и выражающая это зна­чение в грамматических категориях рода, числа, падежа

Качественные

Показывают признак (качество) предмета, который бывает в большей или меньшей степени

Относительные

Показывают признак, выражающий отношение предмета к чему-либо

Превосходная степень

Прилагательное в превосходной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется в боль­шей мере, чем у всех других предметов. Различают простую и сложную превосходную степень.

Притяжательные

Показывают принадлежность предмета какому-либо лицу или животному

Простая сравнительная степень

Образуется при помощи суффиксов –е, -ее, -ей, -ше от основы прилагательного

Простая превосходная степень

Образуется при помощи суффиксов –ейш, -айш

Разряд

В соответствии с лексическим значением и морфологическими признаками имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные, притяжательные

Склонение (прилагательного)

Изменение прилагательных по падежам

Сложная сравнительная степень

Образуется в результате прибавления слов «более», «менее» к исходной форме прилагательного

Сложная превосходная степень

Образуется в результате прибавления слов «самый», «наиболее», «наимение»

Сравнительная степень

Прилагательное в сравнительной степени обозначает, что признак у данного предмета проявляется более или менее, чем у другого. Различают простую и сложную сравнительную степень.

Степени сравнения

Качественные прилагательные имеют формы, обозначающие признаки, присущие в разной степени различным предметам. Данные формы называются степенями сравнения

Субстантивация

Переход прилагательных в существительные

Суффикс

Значимая часть слова, расположенная после корня или после другого суффикса и служащая для образования однокоренных слов и форм данного слова.

Суффиксальный способ

Образование нового слова путём присоединения суффикса

Дополнительная литература к уроку

    Ващенко,Е.Д. Русский язык и культура речи: учебное пособие/Е.Д.Ващенко. – Изд.4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 349 с.

    Глазков,А.В., Островская,М.Д. Русский язык: теория + практика. Серия «Как сдать экзамен»/ А.В.Глазков, Островская М.Д. – М.: «Лист», 1998. – 336 с.

    Педчак,Е.П. Русский язык. Серия «Единый Госэкзамен»/ Е.П.Педчак. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 320 с.

    Разумовская, М.М.,Львова,С.И.,Капинос,В.И.,Львов,В.В. Русский язык. 6 кл.: учеб.для общеобразоват.учреждений/ М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос, В.В Львов; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 10-е изд., испр. – М.:Дрофа, 2007. – 269 с.

    Розенталь, Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/ Д.Э.Розенталь. – Челябинск: Юж.-Урал. КН. изд-во., 1994. – 368 с.

    Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, М.А.Теленкова. – М.: Междунар. Отношения, 1994. – 560 с.

    Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б.Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. – М.: Махаон, 2005. – 256 с.

    Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б.Русский язык на отлично на отлично. Правила и упражнения/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб.– М.: Махаон, 2006. – 272 с.

    Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б.Русский язык. Справочник школьника. Орфография и пунктуация/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. – М.: Махаон, 2005. – 280 с.

    Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б.Русский язык. Готовимся без репетитора. Упражнения и комментарии/ Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. – М.: Махаон, 2006. – 250 с.

    Штейнберг,Л.Я. 1000 вопросов и ответов. Русский язык: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы/ Л.Я.Штейнберг. – 2-е изд., испр.- М.: Книжный дом «Университет», 2000. – 224 с.

    Савко,И.Э. Весь школьный курс русского языка: Пособие для учащ. ст. кл. и абитуриентов/И.Э.Савко. – 3-е изд., исправленное и дополненное. – Мн.: Современный литератор, 2002. – 768 с.