06.05.2024

Что такое совесть определение кратко. Совесть: что это и зачем она нужна человеку


Нравственное богословие
  • свт.
  • преп.
  • свт.
  • прот. Евгений Горячев
  • свт.
  • схиархим.
  • игум.
  • прот.
  • Сокровищница духовной мудрости
  • Библейский словарь Геце
  • архим. Платон (Игумнов)
  • Алексей Леонов
  • Со́весть – способность человеческого к различению и , сознание добра и зла (св. Игнатий Брянчанинов), естественный закон, требующий от человеческого ума Богоугодной жизни (св. ).

    Совесть есть желательная или деятельная сила (способность) человеческого духа, указывающая человеку на добро и требующая его исполнения. Будучи тесно связана с разумом и чувством, совесть обладает практическим характером и может быть названа практическим сознанием (св. ). Если разум познает, а чувства ощущают, то совесть как деятельная сила, определяет вид деятельности духа по отношению к познаваемому разумом и ощущаемому чувствами предмету.

    В слове «совесть» корень «весть» вместе с частицей «со» указывает на «со-общение» и «со-действие». Человеческая совесть изначально действовала не одна. В человеке до грехопадения она действовала совместно с Самим , пребывающим в человеческой душе Своей . Через совесть человеческая душа принимала весть от Бога, поэтому совесть и называют гласом Божьим или гласом духа человеческого, просвещаемого Святым Духом Божьим . Правильное действие совести возможно только в тесном взаимодействии ее с Божественной благодатью Святого Духа. Такой была человеческая совесть до грехопадения. Однако после падения совесть подверглась влиянию страстей, и ее голос стал затихать в силу умаления действия Божественной благодати. Совесть как внутренний глас Божий постепенно превращалась во внешнюю совесть, то есть способность к действию ради временного, земного, преходящего интереса, а не во имя исполнения Божественной заповеди. Внешняя совесть привела к лицемерию, к оправданию человеческих грехов. Восстановление правильного действия совести возможно только под водительством Божественной благодати Святого Духа, достижимо только посредством живого соединения с Богом, открывающимся верою в Богочеловека Иисуса Христа.

    Совесть христианина своим источником имеет Бога. Автономизация совести, то есть присваивание себе абсолютного права самоопределения в нравственной сфере, по своей сути является грехом.

    Как услышать голос совести?

    Совесть проявляется в человеке в форме нравственного чувства. Намереваясь совершить, совершая и/или уже совершив какое-нибудь действие, предполагающее возможность его нравственной оценки, человек, в той или иной мере, внутренне ощущает, насколько это действие соответствует или .

    Правильность осознания человеком своих нравственных действий зависит от ряда факторов, в том числе: от фактора влияния среды, внутри которой он живет (обусловленной культурными, религиозными традициями, местными законами и т. п.), от фактора воспитания, самовоспитания, от индивидуального нравственного состояния.

    Под воздействием этих и некоторых других факторов голос совести, как выразитель естественного нравственного закона, может подавляться, приглушаться, искажаться. В этой связи то, что может представляться добром для представителей одних религиозных, социальных или этнических групп, представителями других может оцениваться как зло (например, кровная месть, половая распущенность, отношение к абортам и пр.).

    В отношении определения состояний совести в употребляются такие прилагательные, как «добрая» (), «чистая» (), «сожженная» (), «порочная» (), «оскверненная» () и др.

    Среди функций совести выделяют три основных. Как законодатель совесть указывает человеку на то, как он должен поступить в том или ином случае, чтобы этот поступок (замысел, действие и пр.) соответствовал установленному Богом . Как свидетель или судья совесть определяет, преступил ли человек это закон или нет, прав он или не прав. Наконец, функция мздовоздаятеля выражается в том, что в зависимости от того, нарушил ли человек требования нравственного закона или не нарушил, он испытывает либо угрызения и , либо и удовлетворение от совершенного действия.

    Свт. Игнатий Брянчанинов :
    «Совесть руководствовала человека до Закона письменного. Падшее человечество постепенно усваивало себе неправильный образ мыслей о Боге, о добре и зле: лжеименный разум сообщил свою неправильность совести. Письменный Закон соделался необходимостью для руководства к истинному Богопознанию и к Богоугодной деятельности. Учение Христово, запечатленное святым крещением, исцеляет совесть от лукавства, которым заразил ее грех. Возвращенное нам, правильное действие совести, поддерживается, возвышается последованием учению Христову».

    Ств. Феофан Затворник :
    «Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или
    неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей».

    Патриарх Кирилл:
    Мы чаще всего представляем Суд Божий таким, каким бывает суд человеческий. Но Божественный суд действует уже сейчас, ибо Господу было угодно включить суд в саму природу человека. Человек способен судить себя сам. По какому закону? Государственному? Нет, по закону своей совести. И мы знаем, что очень часто суд совести оказывается для нас самым грозным. Мне приходилось встречаться с преступниками, приговоренными к длительным срокам заключения. И когда в доверительном разговоре я спрашивал, что для них сейчас самое тяжелое, очень часто мне говорили: «Совесть. Не могу успокоиться. Уже и наказание позади, а совесть не отступает».
    Суд совести - это самый суровый и самый беспристрастный суд, это и есть суд Божий, потому что Господь вложил нравственное чувство в нашу природу. Человек - это единственное живое существо, которое способно само себя судить. И, наверное, Страшный Суд будет продолжением этого суда. По человеческой ограниченности мы многое забываем, из памяти уходят грехи и конфликты, и совесть успокаивается. А иногда совесть разрушается пороками, пьянством или просто привычкой совершать беззаконие. Но Страшный Божий Суд восполнит все несовершенство нашего собственного человеческого суда: плохую память, цинизм, небрежение, отступление от Божественных заповедей - все то, что не давало возможность нам самим справедливо осудить себя при жизни.
    Из слова в Неделю мясопустную после Литургии в Храме Христа Спасителя г. Москвы, 19 февраля 2017 года

    Понятие «совесть» появилось еще в древние времена, и многие философы пытались дать ему определение. Кто-то говорил, что это чувство, которое делает человека слабым, а кто-то, наоборот, утверждал, что это одно из сильнейших качеств хорошего человека. Особенно сложно было говорить о том, своими словами тем, кто некогда не испытывал подобного чувства. Попробуем разобраться, что же означает данное слово.

    Морально-этические нормы

    Большинство источников утверждает, что совесть - это необходимость придерживаться сформировавшихся в той среде, где вырос человек. Если же по каким-то причинам не получается выполнять определенные принципы, тогда индивидуум испытывает Что такое совесть, своими словами описывают и служащие в религиозной общине - раввины. Они считают, что это внутренний голос каждого человека, не дающий сойти с верного пути и оберегающий от совершения греха.

    Как возникает чувство

    Когда люди говорят о каком-либо понятии или событии, пытаются понять его суть, они обязательно обращаются к истокам. В данном случае также очень важно знать, как и когда впервые возникает чувство совести. В современной науке существуют две абсолютно противоположные теории, но при этом каждая из них очень интересна и актуальна. Приверженцы первой считают, что совесть человека - это чувство, которое имеет природный характер. Другие же уверены в том, что оно прививается с раннего детства.

    Обе теории имеют право на жизнь, поскольку, для того чтобы сформировалось данное чувство, необходимо наличие причинно-следственной связи. К примеру, когда в младенчестве эгоистические поступки, доставляющие неприятности, порицаются, а альтруистические, приносящие пользу, одобряются, у ребенка формируется причинно-следственная связь.

    Со временем порицание и одобрение возникает у человека само по себе. Так, теперь во взрослой жизни эгоистические поступки порицают уже не родители, а внутренний голос. Благодаря тому что такие ассоциации возникают еще с самого младенчества и прочно укореняются в мозгу человека, кажется, что это врождённое качество. Но, опять же, поскольку это чувство формируется в той среде, где вырос человек, его «понятие совести» может значительно отличаться от мнения на этот счет остальных.

    Попробуем объяснить, что такое совесть, своими словами на достаточно простом примере. Есть две семьи. В одной эгоизм не считается каким-то негативным качеством, а называется всего лишь «любовью к себе». Порицание в этой семье возникает, когда ребенок себя в чем-то ущемляет, родителям кажется, что он совсем не любит себя. Здесь ребенка «мучает совесть», к примеру, за то, что он вместо того, чтобы купить себе конфету, отдает эти деньги бедняку. Другая же семья - полная противоположность: точно такой же поступок не порицается, а одобряется.

    И у того, и у другого ребенка так или иначе присутствует чувство «совести», однако направлено оно в разные стороны. Следует понимать, что общепринятые моральные понятия совести все же будут на стороне ребенка из второй семьи.

    Альтруизм и эгоизм

    Несмотря на то что среда, в которой растет человек, имеет на него очень большое влияние, не всегда определенные качества возникают благодаря ей. Бывает так, что принципы, по которым живет семья, совсем не совпадают с сущностью их ребенка. Альтруист может вырасти в абсолютно аморальной семье, поэтому он негативно относится к их образу жизни и во что бы то ни стало хочет быть другим. Ему стыдно за те поступки, которые совершают его родители, а если он сам совершает подобное, то его мучает совесть. Ч. Дарвин называл такое проявление природным альтруизмом.

    Если ситуация совершенно противоположная, то можно говорить о природном эгоизме. Многие ученые и философы считают, что это чувство в разной мере присуще каждому. Степень порицания эгоизма с раннего детства, скорей всего, и определяет то, насколько совестливым вырастет человек. Западные науки считают, что дети рождаются с равной степенью альтруизма и эгоизма, преобладает то качество, которое большего всего одобряют.

    Анализ совести

    Для того чтобы проанализировать это понятие, необходимо сознание свободы и греховности. Математическим языком можно сказать, что совесть человека - это разность между теми поступками, которые допустимы, и теми, которые невозможны по каким-либо соображениям. Довольно часто проявление этого чувства связано именно с верой. Совесть - это некий внутренний надзиратель, который контролирует моральность поступков. Для верующих людей в первую очередь аморальными будут считаться те, которые противоречат их заповедям.

    Как правило, честь и совесть всегда отождествляются с друг другом. К примеру, немецкий мыслитель И. Кант называет данное чувство законом, живущим в каждом человеке и определяющим его достоинство. А. Гольбах говорил, что совесть - это внутренний судья. Только это чувство ответственности точно свидетельствует, насколько поступки человека заслуживают порицания или одобрения.

    Свобода совести

    С начала зарождения рассматриваемого понятия было огромное количество различных толкований данного слова, однако все они основывались на общих моральных принципах (честь, достоинство, альтруизм, доброта), объясняя, что такое совесть. Значение этого слова и его основные принципы описывал в своих работах практически каждый мыслитель и философ.

    В 19-м столетии постепенно стало появляться такое понятие, как свобода совести. Это дало определенный толчок к нравственной демократичности. Понятие совести стало для каждого чем-то сугубо личным. Та среда, в которой растет человек, стала для него определяющей. Соответственно, если человек хочет, чтобы его семья жила по определенным морально-этическим нормам, их нужно соблюдать и прививать. То, что считается неправильным и аморальным, нужно порицать, хорошее же необходимо одобрять.

    Дети и совесть

    Для того чтобы разобраться, на каких принципах растет ребенок, можно попросить его написать небольшое рассуждение на тему «Совесть и я». Из текста будет абсолютно понятно, в каких моментах воспитанию нужно уделять больше внимания. Более того, совесть может приводить и к определенным психическим проблемам. Когда у ребенка или взрослого не получается делать что-либо «по совести», его начинает терзать чувство вины. Такие частые состояния могут приводить даже к суицидам. Детям нужно объяснять, что такое совесть, своими словами, учить, как поступать, чтобы не было угрызений совести, и рассказывать, о том, что бывают ситуации, когда нет возможности поступить так или иначе.

    способность человека к осуществлению морального контроля и нравственной самооценки, внутренний голос, предписывающий ему нормы долженствования и запреты. С точки зрения З. Фрейда, совесть – это внутреннее восприятие недопустимости проявления имеющихся у человека желаний.

    Представления З. Фрейда о совести содержались в таких его работах, как «Я и Оно» (1923), «Недовольство культурой» (1930). Он не считал совесть чем-то изначальным в человеке. Ее возникновение он связывал с психосексуальным развитием ребенка. Маленький ребенок аморален. В нем нет внутренних тормозов против стремления к удовлетворению желаний. Роль моральной цензуры выполняют родители, поощряющие или наказывающие ребенка. Впоследствии внешнее сдерживание со стороны родителей, воспитателей и авторитетов перемещается внутрь человека. Их место занимает особая инстанция, которую З. Фрейд назвал «Сверх-Я». Это Сверх-Я как раз и является совестью человека, олицетворяющей собой внутренние запреты и нормы долженствования.

    Будучи олицетворением совести, Сверх-Я сосредоточивает в себе все моральные ограничения в человеке. В понимании З. Фрейда Сверх-Я, совесть не только вбирает в себя авторитет родителей, но и становится носителем традиций, всех сохранившихся в культуре ценностей (в этом смысле З. Фрейд признавал ту часть психологической истины, которая содержалась в утверждении, что совесть божественного происхождения правда, при этом он отмечал, что в отношении совести Бог поработал недостаточно, поскольку большинство людей получили ее в довольно скромных размерах).

    Согласно З. Фрейду, совесть осуществляет надзор и суд над действиями и помыслами человека. Она выступает в качестве цензора, предъявляя к человеческому Я жесткие требования. На первой ступени развития совесть была первопричиной отказа от влечений. Затем на второй ступени развития каждый отказ от влечения становился источником совести. При этом происходило усиление строгости и нетерпимости совести. В результате соответствующего развития совесть приобрела такую карающую функцию и стала столь агрессивной, что постоянно довлеет над человеком, вызывая у него страх (страх перед собственной совестью).

    По словам З. Фрейда, на второй ступени развития у совести обнаруживается своеобразная черта, которая была ей чужда на первой ступени развития, а именно «чем добродетельнее человек, тем суровее и подозрительнее делается совесть». Пока дела идут у него хорошо, совесть человека не особенно притязательна. Но стоит случиться несчастью, совесть со всей силой обрушивается на человека. Несчастья как бы укрепляют власть совести над человеком, который уходит в себя, превозносит притязания своей совести, признает свою греховность.

    Укоры совести порождают чувство вины. Постепенно сознание виновности становится уделом человека. Страх перед собственной совестью обостряет чувство вины, которое возникает даже несмотря на отказ человека от удовлетворения своих влечений. Так, по мнению З. Фрейда, угроза внешнего несчастья, связанная с утратой любви и наказанием со стороны внешнего авторитета, превращается во внутреннее несчастье, обусловленное напряженным сознанием виновности.

    Все это означает, что понимание совести в психоанализе исходит из признания ее двойственности. С одной стороны, совесть выступает в качестве добродетельного начала в человеке, способствующего его моральному самоконтролю и нравственной самооценке, а с другой стороны, ее суровость и агрессивность порождают в человеке страх и обостряют у него чувство вины, что может привести к психическому расстройству.

    Внутренний конфликт между стремлением к удовлетворению влечений человека и сдерживающими их предписаниями совести является той питательной почвой, на которой произрастают неврозы. Отсюда особое внимание психоаналитиков к осмыслению истоков формирования и природы совести с целью лучшего понимания причин возникновения невротических заболеваний и их успешного лечения.

    Проблема совести рассматривалась в работах Э. Фромма (1900–1980). В книге «Человек для себя» (1947) он провел различие между авторитарной совестью и гуманистической совестью. Авторитарная совесть – это голос интериоризованного внешнего авторитета (родители, церковь, государство, общественное мнение), которому человек стремится угодить и чьего неудовольствия он страшится. Предписания этой совести определяются не ценностными суждениями самого человека, а повелениями и запретами, которые заданы авторитетами. Заданные извне нормы становятся нормами совести не потому, что они хороши, а потому, что они даны авторитетом. По сути дела, авторитарная совесть – это то, что было описано З. Фрейдом в качестве Сверх-Я.

    Рассматривая природу авторитарной совести, Э. Фромм выделил чистую совесть и виноватую совесть. «Чистая совесть – это сознание, что авторитет (внешний и интеризованный) доволен тобой; виноватая совесть – это сознание, что он тобой недоволен». Чистая совесть порождает чувство благополучности и безопасности, виноватая совесть – страх и ненадежность. Парадокс, по мнению Э. Фромма, состоит в том, что чистая совесть – это порождение чувства покорности, зависимости, бессилия, греховности, а виноватая совесть – результат чувства силы, независимости, плодотворности, гордости. Парадокс и в том, что виноватая совесть оказывается основой для чистой совести, в то время как последняя должна порождать чувство вины.

    В отличие от авторитарной совести гуманистическая совесть – это собственный, независимый от внешних санкций и поощрений голос человека. Данная совесть является реакцией всей личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового. По словам Э. Фромма, гуманистическая совесть – это «наша реакция на самих себя», «голос нашего подлинного Я, требующего от нас жить плодотворно, развиваться полно и гармонически – то есть стать тем, чем мы потенциально являемся». Поступки, мысли и чувства, способствующие раскрытию личности, рождают чувство подлинности, свойственное гуманистической чистой совести, а поступки, мысли и чувства, губительные для личности, рождают чувства беспокойства и дискомфорта, свойственные виноватой совести.

    Э. Фромм считал, что в реальной жизни каждый человек обладает двумя видами совести – авторитарной и гуманистической. При психоаналитической терапии важно распознать силу каждой из них и их взаимоотношение в пациенте. Так, часто бывает, что чувство вины воспринимается сознанием как проявление авторитарной совести, в то время как в динамике его возникновение связано с гуманистической совестью, а авторитарная совесть является рационализацией гуманистической совести. «На уровне сознания человек может считать себя виновным за то, что авторитеты недовольны им, в то время как бессознательно он чувствует себя виновным за то, что живет, не оправдывая собственных надежд». Одна из задач психоаналитической терапии как раз и состоит в том, чтобы дать возможность пациенту различить в себе действенность обоих типов совести, понять, что безнравственное поведение может восприниматься, с авторитарной точки зрения, как «долг», прислушаться к голосу гуманистической совести, составляющей суть морального опыта жизни.

    Совесть

    высшее нравственное чувство человека, основанное на индивидуально принятой системе норм морали, нарушение которых эти человеком или другими людьми вызывает у него специфические переживания, называемые угрызениями совести. Такие переживания Включают в себя чувство стыда, грусть о содеянном, Желание изменить, исправить случившееся. Совесть - один из признаков высокого уровня личностного развития человека. Утрата совести ведет к психологической деградации человека.

    СОВЕСТЬ

    способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

    Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - например, угрызений совести.

    Согласно З. Фрейду, совесть - внутреннее восприятие недопустимости определенных желаний, с акцентированием того, что эта недопустимость несомненна и не нуждается в доказательствах. Может быть понята как особая психическая инстанция, имеющая назначением обеспечить нарциссическое удовлетворение, исходящее от Сверх-Я, и с целью этого беспрерывно наблюдающая за действительным Я и сравнивающая его с идеалом.

    СОВЕСТЬ

    Обоснованный набор интериоризованных моральных принципов который позволяет оценивать правильность и неправильность совершаемых или наблюдаемых действий. Исторически, теистическая точка зрения приравнивала совесть к голосу Бога, и, следовательно, считали ее врожденной. Согласно современной точке зрения, запреты и обязательства, определяемые совестью, являются приобретенными; фактически Фрейдовские характеристики суперэго были попыткой объяснить происхождение, развитие и способ функционирования совести. См. моральное развитие.

    Совесть

    способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний (например, "угрызений С."). Л.А. Карпенко

    СОВЕСТЬ

    высшая форма способности личности к моральному самоконтролю, сторона ее самосознания. В отличие от мотива (чувства долга), С. включает и самооценку уже совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом. С. обязует человека своими действиями не просто заслужить уважение к себе (не унижать себя), но и отдавать себя служению определенным ценностям, др. людям, обществу, человечеству. С., кроме того, предполагает способность индивида критически относиться равно к своим и чужим мнениям в соответствии с объективными потребностями общества, а также ответственность человека не только за собственные действия, но и за все то, что происходит вокруг него. С. – общественно воспитуемая способность человека. Она определяется мерой его исторического развития, а также его социальной позицией в тех объективных условиях, в которые он поставлен. С. может проявляться как в рациональной форме осознания нравственного значения своих действий, так и в комплексе эмоциональных переживаний («угрызения С.»). Воспитание в каждом человеке С. – одна из наиболее важных сторон формирования личности. С. – один из основных, хотя и скрытых факторов, влияющих на возникновение и протекание большинства конфликтов. Особую роль С. играет в содержании и динамике внутриличностных конфликтов. С. выступает ядром нравственности. Поведение совестливого человека в конфликтах, как правило, конструктивно, бессовестного – деструктивно. «Без С. в человеке нет ничего, что возвышало бы его над животным, кроме печального преимущества блуждать без какого-нибудь руководства от заблуждения к заблуждению» (Ж. Ж. Руссо). Напр., проблемы с С. у многих отечественных лидеров выступают первоисточником целого ряда социальных конфликтов. «С. царствует, но не управляет» – считалось в прошлом веке. В XXI в. С., судя по всему, уже и не царствует. Воспитание С. в каждом человеке – важнейшее условие профилактики и конструктивного завершения большинства конфликтов.

    ПЛАН
    1. Вступление.
    2. Определение совести.
    3. Природа совести и ее обучение.
    4. Проявление совести в качестве…
    а) …советника;
    б) …GPS-навигатора;
    в) …прокурора или судьи.
    5. Современное проявление совести.
    6. Заключение.
    7. Список литературы.

    ВСТУПЛЕНИЕ
    «Совести у тебя нет!» « Бессовестный!» — Такое можно услышать, например, от родителей, которые не довольны поведением своих детей или преподавателей, которым приходиться иметь дело с несерьезным отношением студентов к какому-либо заданию. Скорее всего, каждый из нас тоже не раз использовал подобные выражения по разным причинам: испытывая чувства негодования, стараясь вызвать чувства стыда у оппонента, а может быть есть и такие, кто использовал эти слова, подражая другим. Как бы то ни было, понятие совести достаточно часто встречается в повседневной жизни.

    Люди независимо от происхождения, возраста и социального положения широко используют это понятие. Но если их спросить, что такое совесть, немногие смогут сходу дать определение, хотя все кивнут в знак согласия, что понимают значение.

    На протяжении веков люди приложили много усилий, чтобы сделать это. Сейчас у нас есть достаточно трудов, докладов, диссертаций на эту тему. Они часто не похожи друг на друга, потому что основаны на разных теориях происхождения совести, а также изложены через призму собственного понимания. Теперь к ним добавится и моя работа. Я буду говорить о разных определениях совести, о двух основных теориях её происхождении, о видах ее проявления, а также о том, какие есть возможности её обучать. Постараюсь быть объективной в своих рассуждениях.

    Определение совести
    Определений совести, боюсь, почти столько же, сколько и работ на эту тему. И в нашем случае это не усложняет задачу, а помогает расширить свои познания её действующего механизма. К тому же богатство русского языка позволяет передавать мысль образными выражениями, которые надолго оседают в памяти. Однако перечислять все определения совести не есть моя цель. Хочу привести буквально несколько из них:

    1) «СОВЕСТЬ, чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». (Толковый словарь под редакцией C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой);
    2) «СОВЕСТЬ, понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение.

    Совесть — выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков». (Современный толковый словарь).
    Выше перечислены определения, которые встречаются в толковых словарях русского языка. Они достаточно сложные, как по мне. А если капнуть глубже, например, посмотреть, что говорится в древних книгах о совести?

    Я взяла Библию. Там древнегреческое слово, переведенное как «совесть», имеет значение «знание самого себя». А идея всей книги говорит о том, что совесть – это отличительная черта человека. Никто из других созданий, ни животные, ни, тем более, растения не обладают способностью оценить свои поступки, посмотреть на себя со стороны. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что первые люди Адам и Ева, согрешив, испытали стыд – одно из проявлений совести (Бытие 3:7,8).

    В продолжение этой мысли хочется сказать, что совесть – это то, что помогает человеку оставаться человеком. Если у людей перестает работать совесть, согласно физическим законам вселенной, в которой мы живем, автоматически включаются другой стимулятор взаимодействия с окружающими: инстинкт самосохранения, ставящий нас на один уровень с животными.

    Итак, если прийти к общему знаменателю, совесть – это внутренний голос или чувство, которым руководствуется человек, принимая решения или анализируя свои поступки. Она имеет огромную силу в физическом отношении, хотя сама по себе не является чем-то материальным. Именно поэтому совесть может содействовать безмерной радости и, в то же время, сильно мучить нас.

    Природа совести и ее обучение
    Мнения философов, психологов и писателей по поводу происхождения совести разделились. Одни говорят, что это закон, изначально данный нам от рождения. Другие утверждают, что совесть – приобретенное чувство, сформированное под влиянием социума. Последние, как правило, считают, что угрызение совести – это колебания между мнением «толпы» и собственными желаниями.

    Возьмем теорию об искусственном происхождении совести . К примеру, Максим Горький был уверен, что это чувство, приобретённое исключительно благодаря взаимодействию с обществом, а также присуще только слабым людям, а следование внутреннему голосу – удел людей, не имеющих силы воли. Он говорил так: «Совесть – это сила, непобедимая лишь для слабых духом, сильные же быстро овладевают ею и порабощают её своим желанием». Примерно так же описал совесть, как приобретенное чувство, и Лев Толстой, хотя его произведения говорят об обратном. Он писал: «Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом». Однако, переслушав абсолютно все аргументы в пользу этого мнения, возникает вполне закономерный вопрос: почему поступки детей, выросших в одинаковых условиях, в одной семье, бывают настолько разными в нравственном отношении?

    Согласно же теории естественного происхождении, как мы говорили выше, совесть – отличительная черта людей. Поэтому сложно себе представить, чтобы животные делились последней едой друг с другом или, тем более, жертвовали своей жизнью ради другого, чего не скажешь про людей. В истории достаточно случаев, когда человек вопреки своим желаниям действовал во благо другим, даже тогда, когда для этого нужно было умереть. Такие поступки свидетельствуют о слабости, нехватки силы воли или же о врожденном внутреннем побуждении поступать правильно? Каждый имеет право решить для себя сам.

    Кроме того, здесь стоит упомянуть, что в мудрейшей книги, Библии, есть конкретный ответ на вопрос о происхождении совести. Он находится в письме к Римлянам. Там говорится так: «Всякий раз, когда люди из других народов, у которых нет закона, сами себе закон, по природе делают законное, они, хотя и не имеют закона, сами себе закон. Они показывают, что суть закона написана у них в сердцах, между тем, как их совесть свидетельствует вместе с ними и в своих мыслях они обвиняют себя или оправдывают» (Римлянам 2:14,15). Здесь выражения «по природе делают законное» и «написана у них на сердцах» указывают на то, что способность поступать гуманно, а также внутреннее понимание того, что есть добро и зло есть «написанным», другими словами врождённым.

    Однако вопрос остается: почему совесть, как уже врожденная черта, имеет разное проявление у отдельных людей? Почему в одной и тоже ситуации, одни чувствуют угрызения совести, а другие – нет? Если подойти к решению этого вопроса от обратного, и лишь на минуту представить, что все люди, без исключения, поступают по шаблону хорошо-плохо, то картина рисуется не очень приятная. Сразу понятно, что при таком раскладе, нас окружало бы общество не людей, а роботов. К счастью, на самом деле это не так. Ведь даже если взять близнецов и поставить рядом, мы обнаружим, что привычки, поведение, манера общения очень разные, потому что нет двух одинаковых людей. А происходит так, потому что все мы рождаемся талантливыми интересными личностями и, в меру своих сил, развиваем свои таланты, работаем над ними. Потом в соответствии с обстоятельствами, в которых оказываемся, реализовываем их проявления. Но сравнить совесть с талантом нельзя. Хотя, чтобы заставить её реагировать, нужно тоже хорошо поработать, всё же она не есть генетически обусловленной особенностью человека. И если таланты у людей самые разные: у одного хорошо получается петь, у другого — танцевать, у третьего — рисовать и так далее, то совестью наделен каждый в одинаковый степени, потому что, еще раз повторюсь, она не обусловлена генетически, как, например, умение петь обусловлено уровнем развития голосовых связок, слуха и дыхательных путей человека.

    Совесть можно сравнить с ходьбой. В какой-то мере эта способность человека также обусловлена генетически, но, в отличие от таланта, умением ходить наделены все люди, за исключением несчастных случаев. И, хочется сказать, что в процессе ходьбы задействуется столько механизмов нашего организма, что её тоже можно было бы причислить к талантам, но нет, ведь все здоровые люди могут ходить. Это способность запрограммирована изначально, и реализовывается походу формирования и роста ребенка, примерно в годовалом возрасте. Ни родители, ни первые воспитатели детского сада не учат этому, и никак не могут повлиять на процесс. Ребенок пойдет именно тогда, когда нужно будет этому произойти. На первый взгляд может показаться, что тут больше нечего сказать, но нет. Ведь ходить можно по-разному! Можно идти ровно с высоко поднятой головой, можно идти отрывистыми шагами, можно громко шаркать ногами, или идти, не глядя, и врезаться в прохожих. Вот на этот факт уже могут повлиять и родители, и воспитатели, но до определенного возраста. Очень быстро наступит момент, когда только сам обладатель походки начнет выбирать, что будет её формировать. И в первую очередь, влияние оказывает окружение человека.

    Точно также обстоит дело и с совестью, она дана всем в одинаковой мере, но в то же время, подобно походке, является очень индивидуальной, ведь по походке можно узнать человека даже за несколько десятков метров. А также нельзя забывать, что совесть поддается обучению. Вспомним Маугли, героя «Книги Джунглей» и его походку, именно ‘общество’ повлияло на её необыкновенность. То же самое происходит и с совестью, окружение её формирует. А мы участвуем лишь в том случае, если сами выбираем общество, в котором проводим большую часть времени, а не общество выбирает нас. Кроме того, стоит помнить о том, что каждый из нас является ячейкой того самого общества, и нужно заниматься не только поиском подходящего окружения, а и становится достойным его человеком, человеком с крепко устоявшимися, хорошо аргументированными, личными принципами.

    Еще немаловажно, что совесть нужно тренировать. Что если перестать ходить? Атрофируются мышцы. А что если не прислушиваться к совести? Она перестанет выполнять свою роль.

    Три роли совести
    Кстати, о роли совести. Общепринятые выражения, такие как «совесть не позволяет» или «совесть мучает, терзает» говорят о том, что проявление совести мы можем чувствовать как до принятия решения, так и после. Я хочу выделить три роли совести.

    Первая роль та, которая проявляется до принятия какого-либо решения. Здесь совесть можно назвать нашим психологом или советчиком, потому что она помогает мысленно проиграть несколько возможных вариантов развития событий, посмотреть наперед, чем это все может закончиться и как это согласуется с нашими устоявшимися взглядами на жизнь. Более того, проводя такой анализ, можно даже определить, что мы будем чувствовать, если поступим так или иначе. К примеру, рассмотрим такую ситуацию. Едет девушка, сидя в автобусе, а рядом стоит пожилая женщина лет 70. Первое побуждение было уступить женщине место, но потом она пооглядывалась и увидела, что через проход сидит в наушниках парень. Он играет на телефоне, не поднимая глаз. Она стала думать, что по всем правилам этикета – он должен уступить бабушке место. И решила продолжить читать свою книгу. Но совесть не перестала рассуждать с ней. Девушка не смогла сосредоточиться, и стала думать: что если бы завтра-послезавтра ехала её бабушка? Она бы не захотела, чтобы человек, сидящий на ее месте, так поступила. И не важно, что по правилам этикета парень должен встать, ведь у бабушки варикоз, ей нельзя и больно долго стоять. Было несколько вариантов поступить, и девушка прислушалась к совету своего ‘наставника’.

    Еще одна роль совести, эта роль надежного, мудрого спутника, с которым не страшно куда-либо идти. Ее еще можно сравнить с GPS-навигатор ом, так как хорошо обученная совесть всегда вовремя подскажет правильный путь и самое оптимальное решение. От первого случая эта функция совести отличается тем, что она сама срабатывает без дополнительных обращений за советом. В путешествии бывает настолько хорошо в кругу друзей, что мы забываем перепроверять в правильном ли направлении движемся, но тут фраза навигатора «через 30 метров поворот направо» не только указывает куда ехать, а и напоминает о том, что пора включить мыслительные способности, пересмотреть маршрут и убедиться, что все в порядке. Точно также бывает и с совестью. В одном случае, будучи чем-то увлеченным, мы можем почувствовать конкретное её указание остановится и пересмотреть свои взгляды на какой-то из вопросов. В другом случае, нам может быстро прийти в голову определенное решение вопроса, пересмотрев которое уже в более свободной обстановке и задействуя разум, мы понимаем, что оно было самым правильным. Это не чудотворное проявления совести, а результат нашего обучения. Также как понадобится несколько программ и много усилий, чтобы создать GPS-навигатор, нам нужно будет хорошо потрудиться, чтобы обучить свою совесть. Тогда она будет правильно и вовремя реагировать, особенно если нам удается защищать её от «вирусов», которые могут исходить от людей с плохо или неправильно ‘запрограммированной’ совестью.

    Последняя же роль , о которой я хочу сказать, наиболее распространённая. Чаще всего совесть дает о себе знать, когда человек уже совершил какой-то поступок. Например, в Библии мы можем читать о таком проявление совести Давида, когда он еще не был царем. Обстоятельства в определенный период складывались так, что он был несправедливо преследуем царем Саулом и вынужден был скрываться от него. Вскоре Давиду представилась возможность поступить непочтительно, проявить неуважение к царю, и он воспользовался её. Почувствовал ли он облегчение? Напротив, в Писаниях говорится: «сердце Давида стало терзать его» (1 Самуила 24:1-5), потому что в древнем Израиле неуважение к царю приравнивалось к неуважению к установленному Богом порядку. Хотя мы не находим в повествовании слово совесть, то что там описывается, наверняка, указывает на её проявление.

    Уверенна, что у каждого из нас есть живые примеры терзаний совести. И в такие минуты хочется назвать её судьёй или прокурором. Она беспощадно указывает нам на наши промахи, и находит конкретные этому доказательства до тех пор, пока кто-то не сдастся, человек или его совесть. Поэтому очень часто она побуждает не только пересмотреть нравственные мерила человека, а признать свою ошибку и сделать все возможное, чтобы исправить её последствия. Кроме того, когда мы помним чувство дискомфорта, который причинил тот или иной наш поступок, уже меньше вероятности того, что мы совершим его снова. Этот опыт сохраняет целостность нашей личности и эмоциональное здоровье.

    Современное проявление совести
    Если затронуть вопрос эмоционального здоровья людей в целом, — состояние ухудшается. Некоторые объясняют это социально-экономическими проблемами. В какой-то мере это так, но 50-80 лет назад условия жизни не были легче, однако по результатам исследований в этой области, люди себя чувствовали намного лучше. Конечно причин много, но одна из главных причин, на мой взгляд, это специфическое проявление совести у людей в наши дни.

    К сожалению, все чаще их жизненным кредо становятся такие выражения: «Не украдешь – не проживешь» или «Наглость – второе счастье». Такой подход к решению насущных вопросов подразумевает, что постоянно нужно спорить или идти на компромисс со своей совестью, а иногда и полностью её заглушить. Конечно, люди с таким отношением могут быть более успешны, например, в бизнесе, но в плане эмоционального равновесия — никогда не выиграют, потому что для этого нужно жить в мире своей совестью, иначе подсознание человека рано или поздно потребует объяснений.

    Самое печальное во всем этом, что подвергается опасности в таком случае и эмоциональное состояние окружающих людей, у которых происходит, так сказать, разрыв шаблонов. Интересно, что такой процесс в современном обществе был задолго предсказан в книге Библия, на которую я так часто ссылаюсь в этой работе. Там говорится так: «Из-за роста беззакония во многих охладеет любовь» (Матфея 24:12). Эти слова были высказаны Иисусом, когда он говорил о событиях, которые повлекут за собой начало правления Божьего правительства. О его приходе многие просят, произнося в молитве “Отче Наш” слова: «Пусть придет твое царство. Пусть твоя воля будет и на земле, как на небе» (Матфея 6:10).

    Как бы то ни было, кто-то может утверждать, что по-другому в нашем мире нельзя. Годы идут, и нравственные нормы меняются. Но вопрос о том, кто устанавливает нравственные нормы для нашей совести остаётся. Выше говорилось, что установление этих самых норм и есть обучение нашей совести или её формирование. Воспитанием совести каждый занимается сам.

    Сегодняшние нормы морали, конечно, усложняют задачу. Все меньше людей поступают по совести, но это не значит, что для совести больше не осталось в мире места. Я стараюсь сама и лично знакома с достаточным количеством людей, которые живут по совести, не уступая общепринятому взгляду на этот вопрос. И хочу сказать, что это нелегко, иногда такие люди чувствуют дискомфорт в современном обществе, но, в конечном итоге, они выигрывают. А выигрывают, потому что для по-настоящему счастливой жизни, помимо удовлетворения материальных потребностей, нужно не забывать об эмоциональных и духовных. Вопрос о последних двух даже не будет стоять без наличия хорошо обученной совести и опыта правильного её использования.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Пришло время подвести итоги. В процессе своего исследование я пришла к выводу, что совесть – это внутреннее чувство, определяющее моральные ценности и принципы для человека. Иногда мы называем её внутренним голосом, потому что ее сигналы могут быть настолько ‘громкими’, что способны заглушить все остальные имеющиеся чувства вместе взятые. Совесть работает как с мыслительными способностями, рассуждая с нами, так и с нашим, образно говоря, сердцем, помогая на эмоциональном уровне прочувствовать последствия принятых решений. Поэтому я её сравнила в докладе с советчиком, который может помочь просчитать, а затем ощутить, что будет с нашими моральными устоями или душевным покоем. Затем я провела параллель с GPS-навигатором, так как иногда хватает первых звоночков совести, чтобы вовремя остановится и не наделать фатальных ошибок. И наконец, назвала ее судьей, потому что после осознания, что совершен неправильный поступок, угрызения совести мучительны до такой степени, что мы, бывает, выдумываем себе наказание, чтобы хоть как-то реабилитироваться в своих же глазах.

    Относительно происхождения и формирования совести можно выделить два важных момента: первый, она была вложена изначально, подобно умению ходить, а второй, она формируется человеком и его окружением.

    Кроме того, как и любой другой механизм, совесть приходит в негодность, если её не тренировать. Грустно было говорить о проявлении совести в наши дни. Люди всё чаще и чаще заглушаю голос совести. Положительное здесь то, что никто не сможет повлиять на нормы морали, присущи нашей совести, если мы сами этого не захотим. Поэтому у всех нас есть возможность формировать и правильно использовать свою совесть, и, как следствие, ощущать душевный покой и уверенность в себе.

    Список литературы:
    1. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (А-Я), — Москва, «Азъ», 1992.
    2. Т.Ф Ефремова. Большой современный толковый словарь русского языка в 3 томах, 2006.
    3. Сохраняйте себя в Божьей любви, — Brooklyn, New York, U.S.A., «Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. », 2008, — 224.
    4. Священное Писание — Перевод нового мира, — Brooklyn, New York, U.S.A., «Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. », 2007, — 1788.

    У большинства людей есть некий внутренний цензор, который помогает различать положительные и негативные аспекты в жизни. Важно научиться прислушиваться к голосу внутри себя и следовать его советам, и тогда он будет служить проводником в счастливое будущее.

    Что значит совесть?

    Есть несколько определений такого понятия: так, совесть считают способностью самостоятельно выявлять собственные обязанности по самоконтролю и оценивать совершенные поступки. Психологи, объясняя, что такое совесть своими словами, дают такое определение: это внутреннее качество, которое дает шанс понять, насколько хорошо личность осознает собственную ответственность за совершенный поступок.

    Чтобы определить, что такое совесть, необходимо отметить тот факт, что она делится на два вида. К первому относятся действия, которые человек совершает, имея определенную нравственную подоплеку. Второй вид подразумевает эмоции, которые испытывает индивид в результате совершения определенных поступков, например, . Есть люди, которые даже после совершения плохих вещей совсем не переживают и в такой ситуации говорят о том, что внутренний голос спит.

    Что такое совесть по Фрейду?

    Известный психолог считает, что у каждого человека есть суперэго, которое состоит из совести и эго-идеала. Первая развивается в результате родительского воспитания и применения разных наказаний. Совесть по Фрейду включает в себя способность к самокритике, наличие определенных моральных запретов и появление чувства вины. Что касается второй оставляющей – эго-идеала, то он возникает в результате одобрения и положительной оценки действий. Фрейд считает, что суперэго полностью сформировалось, когда контроль родителей сменился самоконтролем.

    Виды совести

    Возможно, многих удивит тот факт, но существует несколько видов этого внутреннего качества. Первый тип – личная совесть, которая является узконаправленной. С ее помощью человек определяет, что такое хорошо, а что плохо. Следующее понятие совести коллективной охватывает интересы и действия тех, кто не подвергается воздействию личного типа. Она имеет ограничения, поскольку касается исключительно людей, входящих в конкретную группу. Третий тип – духовная совесть не учитывает ограничений вышерассмотренных типов.

    Для чего нужна совесть?

    Многие хотя бы раз в жизни задавались этим вопросом, так вот, если бы не было внутреннего голоса, то человек бы не различал, какие поступки являются хорошими, а какие плохими. Без внутреннего контроля для правильной жизни пришлось бы иметь помощника, который бы направлял, давал советы и помогал делать правильные выводы. Еще один важный момент, касающийся того, зачем нужна совесть – она помогает человеку разобраться в жизни, получить правильный ориентир и осознать себя. Стоит сказать о том, что ее нельзя отделить от морали и нравственности.


    Что значит – жить по совести?

    К сожалению, но не все люди могут похвастаться, что они живут по правилам, забывая об этом качестве и предавая тем самым себя. Благодаря этому внутреннему качеству человек совершает те или иные действия, понимая, что хорошо, а что плохо, а еще знает такие понятия, как справедливость и нравственность. Человек, живущий по убеждениям совести, способен жить по правде и в любви. Для него неприемлемыми являются такие качества, как обман, предательство, неискренность и так далее.

    Если жить по правилам, значит, нужно прислушиваться к собственной душе, которая позволит выбрать верное направление в жизни. В таком случае человек не будет совершать действий, за которые впоследствии он будет чувствовать стыд и вину. Чтобы понять, что такое чистая совесть, стоит отметить, что в современном мире найти людей с такой чертой непросто, поскольку в жизни встречается много ситуаций и соблазнов, когда просто переступить черту. На формирование этого качества непосредственно влияет воспитание родителей и близкое окружение, с которого ребенок может взять пример.

    Почему люди поступают не по совести?

    Назвать современную жизнь простой, нельзя, поскольку практически ежедневно человек встречается с разными соблазнами и проблемами. Хоть многие и знают, как поступать по совести, иногда люди переходят грань. Причина, почему пропала совесть, имеет причинно-следственную природу. В большинстве случаев человек переступает собственные убеждения, чтобы удовлетворить свои амбиции. Еще толкнуть на это могут корыстные цели, желание не выделяться из толпы, защититься от нападений окружающих и так далее.

    Что такое спокойная совесть?

    Когда человек живет по правилам, осознает праведность выполнения собственных обязанностей и никому не вредит своими действиями, то говорят о таком понятии, как «спокойная» или «чистая» совесть. В таком случае индивид не чувствует или не знает за собой никаких плохих поступков. Если человек выбирает жить по совести, то он должен всегда учитывать не только собственное положение, но и мнение, и состояние окружающих. Психологи считают, что уверенность в чистоте своей совести является лицемерием или же указывает на слепоту по отношению к собственным ошибкам.


    Что такое нечистая совесть?

    Полная противоположность предыдущему определению, поскольку нечистая совесть представляет собой неприятное чувство, возникшее в результате совершения плохого поступка, что становится причиной плохого настроения и переживаний. Нечистая совесть очень близка к такому понятию, как чувство вины, и ее человек ощущает на уровне эмоций, например, в виде страха, беспокойства и другого дискомфорта. В результате человек переживает и мучается от разных вопросов внутри себя, а прислушиваясь к внутреннему голосу, происходит компенсация негативных последствий.

    Что такое муки совести?

    Совершая плохие поступки, человек начинает переживать по поводу того, что он навредил окружающим. Муки совести – чувство дискомфорта, которое появляется из-за того, что люди часто выставляют к себе завышенные требования, которые не соответствуют их сущности. Правильные внутренние качества воспитываются еще в детстве, когда родители хвалят за хорошее, а за плохое – ругают. В результате в человеке на всю жизнь остается некий страх быть наказанным за совершенные нечистые поступки и в такой ситуации говорят о том, что мучает совесть.

    Есть еще одна версия, согласно которой совесть является неким инструментом, который проводит измерение истинной меры вещей. За правильные решения человек получает удовлетворение, а за плохие его мучает чувство вины. Считается, что если люди совсем не испытывают такого дискомфорта, то это . Ученые пока не смогли определить, из-за чего может отсутствовать чувство стыда и вины, так есть мнение, что всему виной неправильное воспитание или факторы биологического порядка.

    Что делать, если мучает совесть?

    Сложно встретить человека, который бы смог подтвердить, что он никогда не совершал плохих поступков в разрез своим убеждениям. Чувство вины может портить настроение, не давать наслаждаться жизнью, развиваться и так далее. Встречаются случаи, когда взрослый человек стал более принципиальным в случае морали и тогда начинают в памяти всплывать ошибки прошлого и тогда проблем с собственной душой не избежать. Есть несколько советов, что нужно делать, если замучила совесть.


    Как развивать в человеке совесть?

    Родители непременно должны задумываться над тем, как воспитать хорошего человека, который будет знать, что такое совесть, и как ей правильно пользоваться. Есть много стилей воспитания и если говорить о крайностях, то это жесткость и полное вседозволенность. Процесс формирования важных внутренних качеств основан на полном доверии к родителям. Большое значение имеет стадия объяснения, когда взрослые доносят до ребенка, почему что-то можно делать, а что-то нельзя.

    Если, как развить совесть, интересует взрослых людей, то здесь принцип действия немного отличается. Для начала необходимо задуматься и проанализировать, какие решения являются хорошими, а какие плохие. Стоит определить их причину и последствия. Чтобы понять, что такое совесть и как развить в себе это качество, психологи рекомендует ежедневно совершать хотя бы один положительный поступок, за который важно обязательно себя похвалить.

    Заведите себе правило – прежде, чем давать обещание, хорошенько обдумайте, получиться ли его выполнить. Чтобы не мучило чувство вины, важно сдерживать данное слово. Специалисты советуют учиться отказывать людям, которые предлагают сделать что-то противоречащее существующим убеждениям. Действовать по совести, это не значит делать все только для окружающих, забывая о собственных жизненных принципах и приоритетах. Поступая по правде, можно рассчитывать на получение результата, который удовлетворит всех участников.