03.03.2024

Возврат обеспечения при неисполнении контракта фз 44. Основания для удержания обеспечения контракта. Проверка необходимости предоставления обеспечения исполнения контракта


  • Понедельник, 15 Август 2016 08:32
  • Опубликовано в Авторские статьи
  • Прочитано 15530 раз

Обеспечению исполнения контрактов посвящена статья 96 44-ФЗ. Так, частью 2 данной статьи установлено, что Заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) в проекте контракта при осуществлении закупки в случаях, предусмотренных параграфом 3 главы 3 (если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей), пунктами 2, 3, 7, 9, 10 части 2 статьи 83, пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 4 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 -34, 40, 41, 44, 45 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона.


В статье закона указывается возможные способы такого обеспечения это денежные средства или , причем право выбора за Участником закупок. Также отображается здесь размер и порядок его предоставления Участником.

Однако понятие, что есть такое обеспечение исполнения контракта, в законе отсутствует…
Одной из главных основ контрактной системы является Гражданский кодекс, в котором нет нормы об обеспечении контрактов. По смыслу слова «обеспечение» можно сделать вывод, что речь идет в законе о безопасности и защите Заказчика от неисполнения контракта победителем закупки. Т.е. в случае не исполнения контракта обеспечение исполнения контракта не возвращается исполнителю (если было сделано в денежном выражении).

Так же, Законом предусмотрена обязанность Заказчика включать в контракты обязательное условие об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключение просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнением), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом. В данном нормативном правовом акте приведена формула расчета пеней, согласно которой расчет производится от установленных в контракте дат начала и окончания исполнения обязательств. Данное условие начисления пеней обязывает Заказчика устанавливать в контракте эти даты. Но как показывает практика, за частую, в контрактах вместо твердых сроков прописываются следующие формулировки: «контракт считается заключенным со следующего дня после его подписания сторонами», «обязательства по контракту должны быть выполнены не позднее четырех месяцев со дня его заключения», «срок действие контракта до 31.12.20…г.». В контрактах с такими формулировками так же указывается и вышеизложенная ответственность сторон. Но, в случае нарушения исполнения контракта подрядчиком (исполнителем, поставщиком), применить ответственность в виде пеней по таким контрактам практически не возможно.

Рассмотрим ситуацию на примере контракта на оказание услуг подряда на выполнение подрядных и изыскательных работ. Типичные нарушения в таких контрактах: Контракт не содержит конкретный срок исполнения работ. Так срок выполнение работ обозначается следующим образом: «В течение 4 (четырех) месяцев, начиная со дня, следующего за днем вступления муниципального Контракта в силу». В «соседнем» пункте контракта указано: «настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания надлежаще уполномоченными на то представителями Сторон и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту, но не позднее 31.12.2015г.». В соответствии с ч.1 ст. 766 ГК РФ муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Статьей 103 Федерального закона о контрактной системе от 05.04.2013г. №44-ФЗ установлена обязательная регистрация контрактов, заключенных по результатам конкурентных способов закупок, в государственном реестре контрактов. В данном реестре наряду с остальной информацией указываются так же конкретные даты начала и окончание исполнения обязательств сторон. На основании данного, формулировка срока выполнения обязательств Подрядчиком, изложенная в контракте противоречит законодательству.

П.7.3 р.7 контракта содержит следующую формулировку: «Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательств». В связи с тем, что в контракте не обозначены даты исполнения обязательств Подрядчиком, применения данной формулировки в случае приведения к ответственности становится не возможным.

В данном примере срок окончания исполнения сторонами обязательств является 31.12.2015г. Не возврат обеспечения исполнения контракта в случае не исполнения обязательств, по условиям возможно применить только по окончании действия контракта т.е. после 31.12.2015 г.

Порядок возврата обеспечения исполнения контракта законом о контрактной системе также не урегулирован… Статьей 34 44-ФЗ установлена только обязанность указания в контрактах сроков возврата обеспечения. Это упущение в законе позволяет Заказчикам в контрактах устанавливать обязанность поставщикам (подрядчикам, исполнителям) письменно обратится о возврате обеспечения, а так же Заказчик устанавливает в контракте самостоятельный порядок взыскания штрафов и пеней, заключающийся в уменьшении суммы возврата обеспечения исполнения контракта на суммы пеней (и) или штрафов.

Мнения экспертов по удержанию из обеспечения исполнения контракта сумм штрафов (и) или пеней разделилось на «за» и «против». С одной стороны условия контракта согласовываются сторонами по средством его двухстороннего подписания.

С другой стороны обеспечения исполнения контракта, исходя из смысла 44-ФЗ возвращается в полном объеме после добросовестного исполнения обязательств или удерживается (не возвращается) в случае не исполнения или не надлежащего исполнения обязательств. К тому же, в соответствии с ч. 7 ст. 96 44-ФЗ в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта. К какой из сторон вы склоняетесь, решайте сами, но надо сделать предостережение…

А именно, если вы в условиях контракта указали о списании штрафов и пеней с обеспечения исполнения контракта, а размер обеспечения не может покрыть полностью сумму штрафа и пеней и при этом иного способа оплаты штрафов и пеней вашим контрактом не предусмотрено то получается в таком случае вы должны посчитать просрочку исполнения обязательств не полностью за все дни просрочки… Какой же выход из неурегулированной законом о контрактной системе ситуации?

Есть такое народное выражение: «Мухи отдельно, котлеты отдельно». В переводе на нашу тему, легче и для всех понятней устанавливать в контрактах порядок взыскания штрафов и пеней в соответствии с гражданским законодательством, не привязываясь к сумме обеспечения исполнения контракта, и отдельно устанавливать сроки и порядок возврата обеспечения исполнения контракта.

Государственные закупки – это в подавляющем большинстве случаев процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту. Нередко для того, чтобы получить тот или иной контракт, потенциальные исполнители идут на существенное снижение цен на сами контракты, а также предоставляют заказчику лучшие условия для исполнения контракта. Однако подобные действия нередко приводят к тому, что контракт по факту исполняется с нарушениями или не исполняется вовсе.

Именно по этой причине на государственном уровне было принято решение о необходимости создания гарантирующего инструмента, который сможет обезопасить государственного заказчика от возможных потерь при ненадлежащем исполнении контракта выигравшим исполнителем. Таким инструментом стало обеспечение исполнения контракта. Что это за гарантирующий инструмент, каким образом рассчитывается и как может использоваться?

Понятие обеспечения исполнения контракта

Гарантия того, что контракт будет исполнен в полном объеме, необходима для того, чтобы государственный заказчик не пострадал от действий недобросовестных исполнителей. В качестве такой гарантии рассматривается обеспечение исполнения контракта. Данный вид гарантии для предусмотрен статьей 96 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок».

Заказчик устанавливает требование о необходимости наличия обеспечения исполнения контракта для всех процедур, которые проводятся в электронной форме. Обязательное требование о наличии обеспечения исполнения контракта формируется в документации к , проводимым путем электронного конкурса или аукциона.

В том случае, если электронная закупка проводится для того, чтобы выбрать исполнителя государственного контракта из числа субъектов , требование о наличии обеспечения исполнения контракта может не устанавливаться. Такое же правило действует для тех случаев, когда речь идет о социально ориентированных некоммерческих организациях, которые выполняют работы, оказывают услуги или поставляют товары для исполнения государственных контрактов.

При этом сам исполнитель решает, какого рода он будет предоставлять такое обеспечение – в виде перечисления денежных средств на счет государственного заказчика или в виде банковской гарантии , которая также должна предоставляться в строгом соответствии с положениями статьи 45 «О контрактной системе».

Правила расчета

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается на основании того, какой является начальная максимальная цена контракта, указанная в документации по проведении той или иной закупки.

Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше пятидесяти миллионов рублей включительно, то размер обеспечения исполнения контракта должен находиться в диапазоне от пяти до тридцати процентов от НМЦК. Если НМЦК больше пятидесяти миллионов рублей, то размер обеспечения находится в диапазоне от десяти до тридцати процентов от НМЦК.

При этом для тех контрактов, по которым заказчик перечисляет аванс, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше установленной суммы аванса. Но если аванс более тридцати процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в равном виде по отношению к внесенному авансу.

Так, для контрактов, НМЦК которых менее пятнадцати миллионов, размер обеспечения контракта будет установлен в виде доплаты дополнительных пятидесяти процентов от ранее установленного размера обеспечения. Если НМЦК более пятнадцати миллионов рублей, то контракт может быть заключен только после того, как исполнитель предоставит обеспечение в том размере, который указан в документации к закупке, а также подтвердит свою добросовестность одним из предусмотренных в статье 37 Федерального закона №44-ФЗ способом.

Уменьшенный и увеличенный размер

Как уже говорилось выше, заказчик в некоторых случаях может потребовать от потенциального исполнителя по контракту предоставить увеличенный размер обеспечения исполнения контракта. Это требование используется в качестве и предусмотрено статьей 37 указанного нормативного акта.

Предоставление увеличенного размера используется в тех случаях, когда требуется получить дополнительную гарантию того, что исполнитель в полном объеме реализует свою часть обязательств по контракту.

Однако, кроме увеличенного объема обеспечения, есть случаи, когда исполнитель вправе предоставить уменьшенный объем. Используется такое право исполнителя только в тех случаях, когда речь идет о выполнении части обязательств по взятому контракту. В том случае, если поставщик выполнил часть взятых на себя обязательств по контракту, он вправе написать заявление на имя руководителя государственного заказчика с целью возврата обеспечения. После того как обеспечение ему будет возвращено, он обязан перечислить объем обеспечения исполнения контракта в размере, пропорционально равном оставшемуся к выполнению объему обязательств. Данное право исполнителя в отношении внесенного обеспечения контракта предусмотрено частью 7 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе».

Возможность такой замены внесенного ранее обеспечения на практике ограничивается теми случаями, когда исполнитель все свои обязательства реализует добросовестно, без нарушений ранее установленных договоренностей.

Такое право исполнители контрактов используют чаще всего в тех случаях, когда речь идет о контрактах, которые по своему сроку являются достаточно длительными и превышают один финансовый год, так как такая возможность для таких длительных контрактов позволяет высвободить часть средств, внесенных в качестве обеспечения, и направить их на заключение других государственных контрактов нередко с тем же государственным или заказчиком, что и ранее заключенный с уменьшенным обеспечением контракт.

Удержание обеспечения

Так как обеспечение исполнения контракта – это гарантия того, что победитель закупочной процедуры сможет выполнить взятые на себя , в некоторых случаях внесенные денежные средства могут удерживаться заказчиком. На сегодняшний день в рамках действующего законодательства не указываются случаи, когда заказчик вправе удержать внесенное обеспечение.

Однако в настоящее время сложилась правоприменительная практика, в соответствии с которой обеспечение исполнения контракта удерживается полностью или частично в тех случаях, когда победитель процедуры государственной или муниципальной закупки не выполняет в полном объеме возложенные на него обязательства. При этом в заключаемом контракте должны быть указаны все возможные штрафные санкции, которые могут быть применены к .

Как правило, обращение взыскания на всю сумму внесенного обеспечения исполнения контракта используется только в тех случаях, когда исполнитель государственного контракта не сообщил заказчику о том, что не сможет выполнить своевременно взятые обязательства, и путем заключения специального дополнительного соглашения не были изменены сроки исполнения такого контракта.

В остальных случаях обращение взыскания на внесенное обеспечение должно покрывать лишь часть такой суммы. Сама сумма взыскания рассчитывается на основании специальных формул расчета неустойки.

Процедура предоставления обеспечения

Обеспечение исполнения контракта, независимо от того, в каком виде оно предоставляется, является основанием для заключения контракта с победителем процедуры определения потенциального исполнителя по государственному контракту. На основании частей 3-5 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе» существуют определенные правила предоставления такого вида гарантий исполнения контракта.

Контракт будет заключен только после того, как потенциальный исполнитель предоставит обеспечение в одной из разрешенных законом форм.

При этом если речь идет о банковской гарантии, она по своему сроку должна превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц с момента полного прекращения действия такого контракта. Если речь идет о предоставлении денежных средств, то потенциальный исполнитель должен понимать, что внесенные средства в качестве обеспечения будут заблокированы на счету заказчика до момента полного исполнения всех обязательств по контракту.

Внести обеспечение исполнения контракта победитель процедуры должен в срок не более пяти дней с момента получения извещения о признании его победителем (извещение направляется сразу после подписания протоколов подведения полных итогов проведенной процедуры).

Если в указанный срок победитель не предоставил никакого вида обеспечения исполнения контракта, то заказчик признает его уклонившимся от заключения контракта и предоставляет сведения о своем контрагенте в Федеральную антимонопольную службу для внесения такого контрагента в РНП.

Возврат обеспечения по контракту

По правилам действующего в сфере государственных и муниципальных закупок законодательства заказчик обязан в полном объеме вернуть средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта после того, как будут подписаны итоговые документы, подтверждающие факт выполнения всех обязательств , которые были возложены на исполнителя по такому контракту.

Максимальный срок, в течение которого государственный заказчик обязан вернуть полученные средства, не должен превышать пяти дней с момента признания контракта полностью исполненным и перечисления денежных средств в качестве оплаты по такому исполнению.

В том случае, если заказчик не перечисляет средства вовремя, исполнитель вправе подать жалобу на действия заказчика в ФАС, а в случае отказа в рассмотрении – обратиться с иском в суд в соответствии с действующими правилами подачи таких исковых заявлений.

В том случае, если речь идет о возвращении обеспечения для получения уменьшенного объема обеспечения при частичном исполнении контракта, также срок перечисления денежных средств или возврата банковской гарантии составляет не более пяти дней с момента получения соответствующего письма от исполнителя по контракту.

Если речь идет о частичном перечислении денежных средств, то требование о возврате полученного ранее обеспечения должно быть оформлено в виде заказного письма с уведомлением о вручении, исполненного на официальном бланке организации.

В том случае, если заказчик отказывается от выполнения требования о возвращении обеспечения взамен на получение уменьшенного размера, следует получить обоснование причины такого отказа. Однако действия по удержанию внесенного обеспечения в случае, если исполнитель добросовестно реализует взятые на себя обязательства, являются незаконными и могут быть обжалованы в предусмотренном законом порядке.

Обеспечение исполнения контракта – это специальная гарантия, предусмотренная Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок», которая подразумевает возможности государственного или муниципального заказчика снизить свои финансовые и фактические риски, которые могут быть им понесены в случае, если по каким-то причинам победитель процедуры определения исполнителя по тому или иному контракту нарушит свои обязательства. При этом право на установление требования об обеспечении исполнения контракта дано непосредственно заказчику в рамках определения требований к участникам той или иной закупки.


В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. 7. В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта. 8.

Статья 96. обеспечение исполнения контракта

Ситуация Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника? В законодательстве о контрактной системе отсутствуют нормы, обязывающие участника закупки вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта лично. Если такая обязанность не установлена заказчиком в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.
Имеется пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.2016 N 09АП-52950/2015 по делу N А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 N 04-02/2548).

Если срок возврата ОИК значительно превышает срок контракта, а ОИК внесено в виде денежных средств, то исполнителю не выгодно что его деньги долго будут заморожены. В данном случае целесообразней заменить денежные средства банковской гарантией.

Заказчик вправе инициировать расторжение контракта, если докажет, что поставщик ненадлежащим образом исполняет свои обязательства, и если такая возможность прописана в контракте. В этом случае ОИК поставщику не вернется. Если обеспечением служила банковская гарантия, то банк выплатит оговоренную сумму заказчику и взыщет эти средства с исполнителя (а если это невозможно, то – с поручителей).


Если заказчик долгое время не возвращает ОИК после оговоренного срока, то необходимо направить ему письменное требование, после чего придется обратиться в суд.

Обеспечение исполнения контракта по 44-фз

Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 04.06.2014 N 140-ФЗ, от 01.12.2014 N 416-ФЗ, от 13.07.2015 N 227-ФЗ, от 30.12.2015 N 469-ФЗ, от 02.06.2016 N 167-ФЗ, от 03.07.2016 N 320-ФЗ, от 03.07.2016 N 365-ФЗ, от 26.07.2017 N 198-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 2.1. Утратил силу с 1 января 2017 года. — Федеральный закон от 29.12.2015 N 390-ФЗ.


(см. текст в предыдущей редакции) 3.

Внимание

Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.

Обеспечение исполнения контракта

Важно

Если их больше, то 75% всех контрактов должны быть исполнены без нарушений, неустоек, штрафных санкций, пени и т.д. При этом стоимость хотя бы одного из выполненных контрактов должна быть не менее 20% от стоимости контракта, на который подана заявка.Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ представлен в таблице: Стоимость контракта Размер обеспечения Не более 50 млн.


рублей 5% - 30%, но не менее суммы аванса Более 50 млн. рублей 10% - 30%, но не менее суммы аванса В результате торгов стоимость сниженане менее чем на 25% 1,5 х ОИК (сумму указанную в контракте), но не менее суммы аванса Пример 1. Стоимость контракта 60 000 000 рублей с авансом 5 000 000 рублей.
Сумма ОИК может быть от 6 000 000 до 18 000 000 рублей. Пример 2. Контракт на сумму 60 000 000 рублей с авансом 15 000 000 рублей. Требование ОИК может быть от 15 000 000 до 18 000 000 рублей. Пример 3.

Обеспечение исполнения контракта гупом

Однако нужно помнить, что перед подписанием придется внести обеспечение исполнения контракта (ОИК). Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ (ст. 96) заказчик обязан требовать при любой закупке.

Имеются исключения:

  • Если исполнитель имеет статус казенного учреждения, такое требование не выставляется.
  • Закупки, относящиеся к оборонной сфере, обычно регламентируются законом 275-ФЗ от 29.12.2012 «О государственном оборонном заказе», при этом данный закон будет иметь приоритет.
  • Если закупки осуществляются у единственного исполнителя и предусмотрены пунктами 4, 5, 8, 9, 10, 13, 15, 17, 20-23, 26-28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то заказчик имеет право требовать его, но не обязан это делать.

Во всех остальных случаях на заказчике лежит обязанность установить ОИК.

Статья 96 44-фз — обеспечение исполнения контракта

В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. 7.

Порядок возврата обеспечения исполнения контракта по 44-фз

Поставщик вправе сам выбирать способ, которым он перечислит обеспечение. Расчет суммы обеспечения Размер обеспечения исполнения договора определяется, исходя из НМЦК.

Согласно части 6 статьи 96 44-ФЗ он не может превышать 30% от стартовой цены. Определить диапазон объема обеспечения можно по таблице. Стартовая цена договора Сумма обеспечения До 50 миллионов рублей от 5% до 30% от НМЦК. При этом сумма обеспечения не может быть меньше перечисленного заказчиком аванса.

Свыше 50 миллионов рублей от 10% до 30% от НМЦК, но не менее суммы предоставленного аванса. В пределах вышеописанных диапазонов заказчик имеет возможность самостоятельно определять сумму обеспечения.

Приведем пример: Стартовая стоимость договора составляла 60 миллионов рублей. Заказчик предусмотрел внесение авансового платежа в размере 5 миллионов рублей.

Порядок и сроки возврата обеспечения исполнения контракта по 44 фз

В ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

8. Положения настоящего Федерального закона об обеспечении исполнения контракта не применяются в случае: КонсультантПлюс: примечание. С 1 июля 2018 года Федеральным законом от 31.12.2017 N 504-ФЗ в пункт 1 части 8 статьи 96 вносятся изменения. См. текст в будущей редакции.

Порядок обеспечение исполнения контракта по 44 ap

Компания-исполнитель выполнила обязательства на 100 000, после чего контракт был расторгнут, и сумма невыполненных работ составила — 900 000. Из них 300 000 были выданы авансом, соответственно, из этих средств необходимо вычесть 100 000 за принятые заказчиком работы. Итого: заказчик вправе по договору в качестве компенсации за потерю авансового платежа оставить на своем счете 200 000 рублей, а 100 000 — вернуть подрядчику. Если же в договоре такого пункта не предусмотрено, заказчик обязан вернуть всю сумму платежа, а затем взыскивать потерянные средства в досудебном или судебном порядке. Резюмируя: Вопрос с возвратом гарантий по обеспечению контракта весьма непрост с юридической точки зрения и требует уточнения в каждом конкретном случае.

Порядок обеспечение исполнения контракта по 44 фз

Получается, что сумма обеспечения может быть установлена в пределах от 6 до 18 миллионов рублей. Увеличение размера обеспечения контракта Если в результате проведенного электронного аукциона итоговая цена контракта упала больше чем на 25%, то размер обеспечения увеличивается в полтора раза. Такие меры носят антидемпинговый характер. Они устанавливаются статьей 37 44-ФЗ. При начальной сумме контракта не превышающей 15 миллионов рублей поставщик получает возможность не увеличивать размер обеспечения. Для этого он обязан доказать свою добросовестность. Для этого достаточно предоставить выписку из реестра контрактов. В ней должно присутствовать не менее трех контрактов, которые поставщик исполнил без нарушений. Если контрактов значительно больше трех, то 75% и более из них должны быть исполнены без претензий со стороны заказчиков.

Срок обеспечение исполнения контракта по 44 фз

Что нужно знать представителям малого бизнеса, собирающимся стать исполнителями контрактов по 44-ФЗ Подавая заявку, внимательно знакомьтесь с документацией и предоставьте требуемый пакет документов. Если заявка содержала ошибку, то нельзя подавать новую, это повлечет за собой исключение из участия в конкурсе. Исправляйте свою неверную заявку внесением изменений. При подписании документов нужно помнить о том, что стоимость заказа, сроки, условия, размер ОИК – величины не изменяемые. Определенная сложность для представителей малого бизнеса состоит в поиске банка, который предоставит гарантию. Это процесс не быстрый, и если не получилось сразу найти нужный банк, разумно ОИК внести деньгами, а позже заменить их банковской гарантией.

При заключении сделки и подписании контракта любой исполнитель демонстрирует заинтересованность в выполнении работ, оказании услуг или поставках продукции. На деле, этот интерес может быть фиктивным, а главной целью могут являться финансовые средства заказчика. Чтобы стимулировать исполнителей добросовестно выполнять свои обязанности и существует специальный страховой механизм для бенифециаров.

Он осуществляется в виде предоставления заказчику залога или . Примечательно, что процедура практически во всех случаях за редким исключением является обязательной для исполнителей. Иными словами заказчики получают доступ к активам фирмы-принципала, если при выполнении контракта что-то пойдёт не так. При этом исполнитель будет только наблюдать, как он теряет денежные средства. Конечно, в такой ситуации бенефициары могут воспользоваться своим привилегированным положением и требовать невыполнимые задачи.

Удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ как механизм защиты от недобросовестного исполнения контракта

Чтобы этого не происходило: все условия, при которых происходит чётко оговариваются и закрепляются юридически. Заказчик имеет право потребовать свою страховку, если:

  • Работы не выполнены в срок
  • Услуги оказаны некачественно (оценка качества прописывается в соответствующем соглашении)
  • Продукция бракованная или не отвечает установленным требованиям.

Чтобы в данной ситуации избежать долгих судебных разбирательств, прений и штрафных санкций, которые могут затянуться на годы — бенефециар просто может в одностороннем порядке осуществить удержание обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ . Если исполнитель лично предоставил страховые деньги, то они просто списываются в бюджет. Если же гарантом выступило банковское учреждение, то ему направляется соответствующее уведомление, которое банк обязан выполнить. В данной ситуации финансовое заведение не имеет право отказать в выплате компенсации заказчику. Так или иначе, банкиры впоследствии возместят свой ущерб и, возможно даже больше заработают. К примеру, просто заберут залоговое имущество у исполнителя.
Фактически, проигравшей стороной в данной ситуации будет только принципал, который не только не заработает на выполнении контракта, но лишиться серьезной суммы денежных средств, а также будет внесён в чёрный список недобросовестных поставщиков. Именно поэтому, каждый исполнитель сегодня всегда заинтересован в качественном выполнении сделки. В случае, если вам требуется помощь в организации предоставления обеспечения заказчику в виде гарантии, вы можете всегда

В теории обеспечение исполнения контракта, предоставляемое участником при его заключении, является гарантией добросовестного и своевременного исполнения поставщиком взятых на себя обязательств. В противном случае, если контракт не будет исполнен, денежные средства попросту не будут возвращены.

Именно так рассуждает подавляющее большинство заказчиков до тех пор, пока не столкнутся с подобной ситуацией на практике.

Обеспечение исполнения контракта с точки зрения Закона № 44-ФЗ

Законодательством о контрактной системе предусмотрены случаи закупок, когда заказчик обязан и когда имеет право требовать обеспечение исполнения контракта. При этом, в соответствии с частью 27 Закона № , в тех случаях, когда имеется это условие, контракт в обязательном порядке должен содержать информацию о сроках возврата обеспечения.

Кроме того, контракт должен содержать сведения о штрафных санкциях при неисполнении или недобросовестном исполнении сторонами взятых на себя обязательств.

В теории полный возврат денег, перечисленных в счет обеспечения исполнения, осуществляется после полного выполнения требований контракта. Однако, ни в законодательстве о контрактной системе, ни в Гражданском Кодексе РФ нет положений, в которых бы говорилось о том, что неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком условий контракта - это неоспоримое основание для полного удержания заказчиком обеспечения исполнения контракта.

Удержание обеспечения исполнения при одностороннем расторжении контракта

Согласно части 8 Закона № 44-ФЗ, размер обеспечения, порядок его предоставления и требования устанавливаются заказчиком в извещении о закупке. Следовательно, и вопрос об удержании обеспечения должен решаться на стадии формирования извещения путем включения в него и в проект контракта соответствующей информации.

Подавляющее большинство заключаемых заказчиками контрактов, удовлетворяя требованиям Закона № 44-ФЗ, содержат лишь информацию о способах предоставления и сроках возврата обеспечения. С точки зрения судебной практики, отсутствие в тексте контракта условий и причин его удержания может послужить причиной для того, чтобы суд счел невозврат обеспечения неправомерным.

Последствия удержания обеспечения исполнения при одностороннем расторжении контракта

Согласно положениям Гражданского Кодекса, прекращение основного обязательства влечет за собой прекращение обеспечивающих его обязательств. Расторгнув контракт в одностороннем порядке, заказчик прекратил контрактные обязательства, не предъявив поставщику требований о возмещении каких-либо материальных потерь (неустоек, пеней, штрафов) в период действия договорных отношений. При этом заказчик уверен, что он вправе удержать обеспечение исполнения контракта.

На деле же, основываясь на вышесказанном, у заказчика нет оснований удерживать денежные средства участника, несмотря на то, что тот фактически не исполнил контракт. Более того, согласно Гражданскому Кодексу РФ, незаконно удерживаемые денежные средства образуют неосновательное обогащение заказчика, соответственно он обязан возместить поставщику все доходы, которые тот мог бы получить, используя эти средства.

Кроме того, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за использование чужих средств.

Выводы

Судебное рассмотрение споров, возникших в рамках контрактной системы, не ограничивается нормами одного лишь Закона № 44-ФЗ, в то время, как заказчики зачастую не выходят за узкие рамки законодательства о госзакупках. Чтобы максимально обезопасить себя, заказчику нужно проработать и включить в извещение, документацию о закупке и проект контракта не только информацию о сроках возврата, но и о причинах удержания обеспечения исполнения контракта.