13.03.2024

Легенды о сергее радонежском. Где у россии сердце, или как рассказать детям про сергия радонежского. В каких российских храмах можно молиться Сергию Радонежскому



Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский

Это было давным-давно, в XIV веке.Тогда еще на свете не было ни тебя, ни твоих родителей, ни их родителей, ни даже их бабушек и дедушек - все они родились позже, намного позже. И вот в те давние времена в одном селе, недалеко от города Ростова Великого, в прекрасный майский день под пение птиц за окном родился мальчик Варфоломей. У него было два брата - Степан и Петя. Все трое были хорошими и послушными сыновьями боярина Кирилла и жены его Марии. А Варфоломей был лучше всех: скромный, тихий и услужливый, старался всем помочь в чем-нибудь.

Да вот беда: не дается мальчику учеба в школе. Память хорошая, а буквы запомнить не может. Учитель его наказывал, ребята над ним посмеивались, а наш Варфоломейка
горевал и горько плакал.

Матушка, тятенька, - говорил он, - заберите меня из школы. Лучше я по дому работать буду. Все равно у меня ничего не получается!

Но родители хоть и жалели сына, но из школы не забирали. Что было делать?Оставалось одно: молиться, просить Бога о помощи.

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею

И вот однажды летом, когда Варфоломей пас коней в лесу, он вдруг увидел на поляне старенького монаха с длинной белой бородой. Он ласково подозвал к себе мальчика,
и Варфоломей, сам не зная почему, рассказал старцу о своей беде. А потом позвал:

Пойдем к нам, дедушка, отдохнете и пообедаете, тятя с матушкой рады будут.

После обеда старец велел Варфоломею взять книгу и читать.

Теперь умеешь. Читай!

Варфоломей и сам не понимал, как это у него выходит, но он... читал! И скоро стал лучшим учеником в школе.



Михаил Нестеров. Христос, благословляющий отрока Варфоломея

Шли годы. Семья переселилась поближе к Москве, в село Радонеж. Когда родители умерли, Варфоломей вместе со старшим братом Степаном удалились в леса, чтобы жить там уединенно, по-монашески. Они нашли среди лесов большой, поросший густым лесом холм Маковец, срубили себе избушку и рядом маленькую церквушку. Назвали церковь Троицкой - в честь Троицы, то есть Бога нашего, христианского. Из этой маленькой деревянной церковки и вырастет со временем знаменитый монастырь - Троице-Сергиева лавра.



Михаил Нестеров. Отрок Варфоломей. 1889 г

Трудно было братьям жить в дремучем лесу - страшно и голодно. Кругом рыщут дикие звери, волки воют, зимой снега до самой крыши заметают избушку. Брат Степан не вынес трудной голодной жизни в лесу. Он простился с Варфоломеем и ушел в Москву, в большой теплый монастырь. Варфоломей остался один-одинешенек. Только изредка летом (зимой-то не пройти!) брат Петр пробирался к нему через лесные чащобы с большими котомками хлеба. Варфоломей сушил этот хлеб, а потом всю зиму питался размоченными сухарями.


Нестеров Михаил - Юность преподобного Сергия Радонежского. 1892-1897

Долго ли, коротко ли, появился у нашего отшельника товарищ. Однажды вышел он из избушки и видит: ходит вокруг нее большой медведь. Доброта у Варфоломея была сильнее страха. Вынес из избушки хлеб и положил на пенек. Медведь съел хлеб и ушел. Но с тех пор повадился приходить за угощением. И Варфоломей всегда по-братски делился со своим косолапым другом. Иногда, правда, и сухарей не было, и тогда оба друга оставались голодными. Зверь тяжело вздыхал, но не обижался. Он будто все понимал. Ведь когда хлеба оставалось так мало, что и делить-то нечего, тогда последний кусок шел Мишке. Монах может и потерпеть, а Миша монахом не был.


Преподобный Сергий Радонежский. Явление Пресвятой Богородицы

Прошло время. Варфоломею минуло 23 года. Он выдержал все трудности и теперь точно знал, что сможет быть монахом. Он попросил знакомого игумена, то есть начальника соседнего монастыря, постричь его в монахи. Это значит - посвятить свою жизнь Богу, молиться за Русь-матушку и за всех русских людей.

Начиная новую жизнь, не похожую на жизнь остальных людей, постриженник и имя получает новое. Так Варфоломей стал Сергием. С этим именем он потом и вошел в историю как великий русский святой - Сергий из Радонежа. Сергии Радонежский.

Постепенно монах Сергий так привык и полюбил свое одинокое житье в лесу, что, когда к нему потянулись, прознав о нем люди, это даже огорчало его.



Николай Рерих. Сергий - строитель. 1925

Собралось двенадцать человек. И стали они жить по-братски. Братья построили себе двенадцать таких же? как у Сергия, домиков-келий, поставили большой забор вокруг для защиты от зверей - вот и получился монастырь. А какой монастырь без игумена? Стали братья Сергия просить стать их игуменом. Не хотел Сергий становиться начальником монастыря, не для того он уходил когда-то в глушь, но что делать? Согласился. Монаху не положено быть упрямым.

Пришел как-то в монастырь один богомольный крестьянин, чтобы посмотреть на знаменитого Сергия, игумена монастыря. Идет он по монастырю, ишет игумена и видит: в огороде какой-то бедно одетый монашек усердно трудится - копает грядку.


М. Нестеров. Труды преподобного Сергия
большой размер

- Скажи, отец, где мне найти игумена монастыря Сергия?

Монашек ничего не ответил, вышел к гостю, поклонился и говорит:

Ты, добрый человек, чай, устал с дороги и проголодался. Пойдем, я тебя накормлю.

Тот пошел за монахом, но сам дорогой все высматривал, не появится ли откуда сам игумен Сергий. Тут послышался конский топот. Это князь с боярами пожаловал в монастырь, как часто это делал. Спрыгнул князь с коня и склонился пред Сергием. Вот тут-то крестьянин и догадался, что этот бедный, смиренный монах и есть сам Сергий. Он бросился к его ногам:

Виноват, батюшка, не признал!

Сергий ласково поднял его, обнял и успокоил.

Вот такой был Сергий: став игуменом, оставался тихим, кротким, работящим. И одежонка на нем была прежняя: старенькая, вся в заплатах. Он себя не выделял и между людьми не делал разницы. И простого крестьянина, и знатного князя привечал и любил одинаково. А за это и его все любили и почитали.


Преподобный Сергий Радонежский

Многие годы Русь жила под гнетом монголо-татар. Они жгли города и села, грабили и убивали людей. Русские княжества обязаны были платить татарским ханам дань - отдавать им золото, меха и другие наши богатства.

Помните басню Крылова про лебедя, рака и щуку: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет? Вот и в князьях русских не было тогда согласия. Они часто воевали друг с другом! А потому и становились каждый по отдельности легкой добычей для завоевателей.


С. Чикунчиков. Воскрешение отрока Сергием Радонежским

В это тяжелое время Сергий помогал князьям помириться между собой и, признав над собой власть московского князя, объединиться вокруг московской земли. А когда кроткими уговорами не удавалось делу помочь, он мог и твердость проявить. Приказал, например, в Нижнем Новгороде закрыть все храмы за непокорство. Что было делать нижегородскому князю Борису? Как жить без богослужения? Пришлось покориться воле святого - к вящей пользе для Руси-матушки.

Московский князь Димитрий решил освободить Русь от татарского ига - дать решительный бой врагу на поле Куликовом. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами. Ведь бой предстоял страшный - татарский предводитель Мамай собрал огромное войско и хвастался:

Я разорю землю Русскую, погублю всех князей российских, и не будет Руси. Все заговорят тут по-татарски!


С. Ефошкин. Преподобный Сергий. По Руси

Со слезами говорил князь Димитрий Сергию:

Старче Божий, силен Мамай, а у нас войска мало. Что делать?

Сергий отслужил в церкви большую службу, окропил святой водой князя и его дружину, а потом сказал:

Пойди, господине, на врагов поганых с Богом, и Господь тебе поможет.




Алексей Кившенко. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского

А еще Сергий дал князю двух своих монахов-силачей, бывших воинов - Пересвета и Ослябю.

Димитрий встретился с войском Мамая на берегу Дона. (За эту победную битву у Дона он и будет потом прозван на веки вечные Димитрием Донским). Когда увидел князь, какое огромное войско у татар, он сначала, честно сказать, растерялся. Но тут к нему прибыл гонец от Сергия. Тот снова укрепил его дух словами, которые привез гонец:

Иди смело, князь, Бог тебе поможет!

Тогда дал клич великий князь Димитрий во все княжества русские. Опустела Святая Русь, и мужчины, и юноши - все пошли на пале Куликово.

И приказал тогда Димитрий своему войску переправиться на правый берег Дона, а мосты разрушить, чтобы пути для отступления не было. Или умрем, или победим!



Сергей Ефошкин. Перед битвой. Воин-схимонах Александр Пересвет

Вот подошло войско татарское, и было оно в четыре раза больше русского. Вышел вперед татарский богатырь Челубей. Был он так велик ростом, что если бы опустил
ноги с коня своего, то конь проскочил бы у него между ног.

Татары и говорят:

Кто хочет сразиться с нашим великаном?

Все молчат: страшно! И вышел тогда богатырь-монах Пересвет, посланный Сергием. Он был в монашеской одежде, а в руках держал тяжелое копье. С ним и ринулся на врага. Удар был страшный, и оба богатыря упали замертво.

И началась страшная, жестокая битва. Погибло великое множество воинов. И даже конь под князем Димитрием пал в бою. Но Русь одолела-таки врага.


М. Авилов. Поединок на Куликовом поле
большой размер

Слава о Сергии Радонежском разнеслась по всей Руси. На холме Маковец разрастался и хорошел созданный Сергием Троицкий монастырь. Стали называть его Троице-Сергиевым, а потом еще и лаврой, то есть очень большим и важным монастырем.


Н. Пучков. Свято-Троице-Сергиева лавра

В монастыре жил монах-иконописец Андрей Рублев. Воспитанный Святым Сергием, он стал самым лучшим и самым известным художником, пишущим иконы. Он и написал
знаменитую на весь мир икону «Троица", которой посвящен монастырь. Сам Андрей говорил, что он написал свою икону так, чтобы люди, глядя на единство Святой Троицы, побеждали в себе злобу и ненависть, разделяющие людей. И, правда, когда смотришь на икону, тишина и мир входят в душу.



А. Рублев. Троица

Посмотри: три ангела склонились друг к другу. На иконе - сама мечта людей о безмятежном согласии, о дружеском понимании, о единстве. Перед ангелами - стол, на столе - чаша с жертвой. Центральный ангел благословляет чашу.

Как можно изобразить Самого Бога? Да еще показать, что он един в трех лицах, неразделимых, как неразделимы цвета радуги? Вот и получается, что Бога можно показать только в образе этих трех ангелов, которые равны между собой и едины, как равны между собой Отец, Сын и Дух Святой - три лица Бога-Троицы.

Ну а поскольку Андрей Рублев был еще и очень хорошим монахом, вел святую жизнь, то все иконы у него выходили чудотворными. Это значит, молясь перед этой иконой, можно выпросить у Бога чудо. Только просить надо о чем-то добром, хорошем.



И. Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев

Вот и закончился наш рассказ о великом русском святом - преподобном Сергии Радонежском. Вырастешь - узнаешь о нем много другого, важного и интересного. А пока откроем тебе секрет: Святой Сергий - покровитель школьников. Ему молятся об успехах в учебе, и он помогает. Догадываешься почему?

Урок посвящен книге Наталии Владимировны Скоробогатько из серии Рассказы по истории «История о великом святом. Сергий Радонежский».



Икона «Преподобный Сергий Радонежский»

СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 году (по другим - в 1319 году). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 года родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково - Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 году иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был ее вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 года), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла: в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея, Сергий ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя - в 1356 году, нижегородского - в 1365 году, рязанского Олега и других), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получил от него благословение. Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (см.). Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 году скрепить духовное завещание, узаконивавшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 году, 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 году он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси. См. "Преподобный Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины" ("Христианское Чтение", 1892, ¦ 9 - 10); "Жизнь и труды преподобного Сергия Радонежского" ("Странник", 1892, ¦ 9); А. Г-в "О значении преподобного Сергия Радонежского в истории русского монашества" ("Чтения в Обществе Любителей Духовного Просвещения", 1892, ¦ 9); Е. Голубинский "Преподобный Сергий Радонежский и созданная им лавра" (Сергиевский Посад, 1892); "Жизнь и чудеса преподобного Сергия Радонежского" (Москва, 1897, 5-е издание); В. Эйнгорн "О значении преподобного Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории" (Москва, 1899, 2-е издание). В. Р-в.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий Радонежский (1314 - 1392), игумен, преподобный. Память 5 июля, 25 …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    преподобный (1321-1391 гг.) русский святой, подвижник, основатель монастырей и преобразователь русского монашества, выдающийся общественный деятель. Уроженец Ростова; после смерти родителей …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    Радонежский (до принятия монашества - Варфоломей Кириллович) (около 1321, близ Ростова Великого, - 25.9.1391, Троице-Сергиев монастырь, ныне Загорск Московской области.), …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (в мире Варфоломей)- св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители его, …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (в Мире Варфоломей) ? св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (ок. 1321-91) основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    С`ергий …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Орфографическом словаре:
    с`ергий …
  • СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ
    (ок. 1321-91), основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Инициатор введения общежитийного устава в русских монастырях. Активно поддерживал объединительную и национально-освободительную политику …
  • СЕРГИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Сергий Радонежский (в мире Варфоломей)- св., преподобный, величайшийподвижник земли русской, преобразователь монашества в сев. Руси.Происходил из знатного рода; родители его, …
  • СЕРГИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867-1944) патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и с 1937 …
  • СЕРГИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (до пострижения в монахи в 1890 - Иван Николаевич Страгородский) , патриарх Московский и всея Руси. …
  • СЕРГИЙ ПЕЧОРСК. в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    препод. печорский XIII века; называется "послушливым". Мощи его в Антониевой пещере. Память 7 …
  • СЕРГИЙ ШЕЛОНИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    инок Соловецкого монастыря, замечательный начетчик и писатель XVII в. О жизни его до монашества ничего не известно; первое сведение о …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Платон Анемподистович — певец-бас (1826—1873). Пел в Петербурге (1863) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были Сусанин ("Жизнь за …
  • СЕРГИЙ в Современном энциклопедическом словаре:
  • СЕРГИЙ в Энциклопедическом словарике:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867 - 1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и …
  • СЕРГИЙ
    С́ЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ (ок. 1321-91), церк. и гос. деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева мон., в к-ром ввёл общежитийный устав. Стремился распространить …
  • СЕРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ЕРГИЙ (в миру Ив. Ник. Страгородский) (1867-1944), патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 зам. …
  • СЕРГИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    С́ЕРГИЙ, патриарх Константинопольский в 610-638. Был близок к имп. Ираклию, в отсутствие к-рого управлял империей. С целью примирения с монофиситами …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Платон Анемподистович) ? певец-бас (1826?1873). Пел в Петербурге (1863) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были Сусанин ("Жизнь за …
  • СЕРГИЙ в словаре Синонимов русского языка.
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    р`адон`ежский (от Р`адон`еж); но: С`ергий …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    радонежский (от Радонеж); но: Сергий …
  • РАДОНЕЖСКИЙ в Орфографическом словаре:
    р`адон`ежский (от р`адон`еж); но: с`ергий …
  • СЕРГИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Страгородский Иван Николаевич) (1867-1944) , патриарх Московский и всея Руси с 1943. С 1917 митрополит, с 1925 заместитель и с …
  • СЕРГИЙ I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий I (+ 638), патриарх Константинопольский. Происходил из монофизитской сирийской семьи, но, кажется, учителя …
  • СЕРГИЙ (ТИХОМИРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Тихомиров) (1871 - 1945), митрополит Токийский. В миру Тихомиров Георгий Алексеевич, родился …
  • СЕРГИЙ (СТРАГОРОДСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо.
  • СЕРГИЙ (ОЗЕРОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Озеров) (ок. 1867 - не ранее 1937), архимандрит. В миру Павел Озеров, родился …
  • СЕРГИЙ (ЛАРИН) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Ларин) (1908 - 1967), архиепископ Ярославский и Ростовский. В миру Ларин Сергей …
  • СЕРГИЙ (ГУСЬКОВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Гуськов) (1875 - 1930), иеромонах, преподобномученик (местночтимый святой Казанской епархии). Память 14 …
  • СЕРГИЙ (ВОСКРЕСЕНСКИЙ), МИТРОПОЛИТ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергий (Воскресенский) (1897 - 1944), митрополит Виленский и Литовский, экзарх Латвии и Эстонии …
  • НИКОН РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Никон Радонежский (+ 1426), игумен, преподобный. Ближайший ученик и преемник преподобного Сергея Радонежского …
  • НИКИТА РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Никита Костромской ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • МИХЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Михей Радонежский (+ 1385), преподобный. Память 6 мая. Был одним из первых учеников …
  • ДИОНИСИЙ РАДОНЕЖСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Дионисий Радонежский (ок. 1570 - 1633), преподобный. Память 12 мая, в Соборе Тверских …
  • СЕРГИЙ (В МИРУ СИМОН ПЕТРОВИЧ ЮРШЕВ)
    Сергий (в миру Симон Петрович Юршев) - выдающийся деятель на пользу единоверия, сын московского купца, ревностного раскольника. Оставшись сиротой, Юршев …
  • РАДОНЕЖСКИЙ ПЛАТОН АНЕМПОДИСТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Радонежский (Платон Анемподистович) - певец-бас (1826 - 1873). Пел в Петербурге (1763) и Москве. В его репертуаре лучшими ролями были …
  • АНТОНИЙ (В МИРУ АЛЕКСАНДР РАДОНЕЖСКИЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Антоний (в миру Александр Радонежский, 1808 - 1872) - епископ оренбургский. Напечатал: "Иисус Христос на Голгофе, или Седмь слов на …
  • ИСИХАЗМ в Новейшем философском словаре:
    (греч. hesychia - спокойствие и тишина) - мистическая традиция богосозерцания в православной церкви, религиозная практика, представляющая собой совокупность интроспекции молитвенного …
  • ИСИХАЗМ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    (греч. безмолвничество) мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение …
  • ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Свято-Троицкая Сергиева Лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Адрес: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад …
  • СТЕФАН МАХРИЩСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан Махрищский (+ 1406), игумен, преподобный. Память 14 июля. Родом из Киева …
  • СОБОР ТВЕРСКИХ СВЯТЫХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор Тверских Святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Тверской земли. Празднуется в 1-ю …

Сергий Радонежский краткая биография для детей и взрослых изложена в этой статье.

Сергий Радонежский краткая биография

Сергий Радонежский - иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).

П реподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в благочестивой и знатной боярской семье. При рождении в биографии Сергия Радонежского было получено имя Варфоломей. Отставая в обучении от своих сверстников, Сергий в стал изучать Священное писание.

Примерно в 1328 году семья Варфоломея перебралась в город Радонеж, название которого после пострига отрока в монахи прочно закрепилось в его имени – Сергий из Радонежа, Сергий Радонежский. Монашеская жизнь преподобного Сергия началась в 1337 году, когда вместе с братом Стефаном, иноком хотьковского Покровского монастыря, они поселились в лесу на холме Маковец и построили небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Это событие считается датой основания Троице-Сергиева монастыря

Затем он стал игуменом, принял имя Сергий. Через несколько лет в этом месте образовался процветающий храм Сергия Радонежского. Даже патриарх восхвалял жизнь монастыря, названного Троице-Сергиевым. Вскоре преподобный Сергий Радонежский стал высокоуважаемым в кругах всех князей: он благословлял их перед битвами, примерял между собой.

Скончался великий игумен 25 сентября 1392 года . За свою жизнь Сергей Радонежский основал несколько монастырей, обителей кроме Троице-Сергиевого: Борисоглебский, Благовещенский, Старо-Голутвинский, Георгиевский, Андронникова и Симонова, Высотский.

Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.

Место и время рождения

Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, — это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать — Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.

Детство и первые чудеса

В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.


Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Первые подвиги

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.

Переселение в Радонеж

Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его — яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.

Монашеская жизнь

Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом.

А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.

Служение Отечеству

Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и значимой для всей России даты. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны — в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси.

Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину — дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Монастыри святого

Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. Особенно больших торжеств по этому случаю стоит ожидать в основанных им храмах и обителях. Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри:

Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области;

Высоцкий монастырь в городе Серпухове;

Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области;

Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения

Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо – научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного

Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Почитание преподобного

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого.

За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) — день Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

Храмы в честь преподобного

Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.

Изображения преподобного

Стоит вспомнить также множество икон, созданных в честь святого. Самое древнее его изображение – это шитый покров, выполненный в XV веке. Сейчас он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Одна из самых известных работ Андрея Рублева – «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Сергий Радонежский. Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого.

Преподобный Радонежский, основатель Троице-Сергиева монастыря. Ни в житии С., ни в других источниках нет точного указания на год рождения преподобного, и историки, по различным соображениям, колеблются между 1313, 1314, 1318, 1319 и 1322-м гг. Наиболее вероятным представляется 1314 г. Мирское имя С. было Варфоломей. Отец его, Кирилл, был боярин Ростовских удельных князей, "един от славных в нарочитых бояр, богатством многим изобилуя"; он имел, по словам жизнеописателя С., "житие велико в Ростовьстей области", т. е. владел более или менее значительными вотчинами и угодьями. Кроме Варфоломея, у Кирилла было еще два сына, старший - Стефан и младший - Петр. Годы детства и юности Варфоломея, до двадцатилетнего возраста, протекли под родительским кровом и, по рассказу жития, были ознаменованы рядом чудесных событий. Принадлежа к высшему, боярскому кругу общества, Варфоломей рос, однако, в простой, деревенской обстановке, в усадьбе своего отца. Так, явление чудесного старца, предсказавшего Варфоломею славу великого подвижника, произошло в поле, куда он был послан отцом искать лошадей. Семи лет Варфоломей вместе с братьями отдан был в ученье грамоте одному из тех учителей, духовных или мирян, которые в те времена учили детей у себя на дому т. е. содержали частные школы грамоты. Ученье сначала не давалось мальчику; "было это, по словам жизнеописателя, по смотрению Божию, дабы дитя получило разум не от людей, но от Бога" С ранних же, детских лет стала развиваться у Варфоломея наклонность к тихой, созерцательной, молитвенной жизни, к чему располагал и благочестивый строй домашней жизни. Уже двенадцатилетним мальчиком он вступил на путь подвижничества, которого не возбраняли ему благочестивые родители: соблюдал строго посты, предавался молитве в храме и дома, усердно изучал священные книги.

Когда Варфоломею исполнилось 15 лет, в жизни всей его семьи произошла крутая перемена. Ростовское княжество, после получения великого княжения московским князем Иваном Даниловичем Калитой, приведено было в зависимость от Москвы; подчинение это сопровождалось со стороны московских властей террористическими мерами, постигавшими прежде всего лучших ростовских граждан и бояр, обвиняемых в изменнических замыслах. Спасаясь от насилий московских наместников, многие жители Ростова покидали родину. В эту же тяжелую для всего Ростова пору политического бедствия на боярина Кирилла обрушилось еще личное несчастие: некогда "богатством многим изобилуя", он "на старость обнища и оскуде"; его разорили частые поездки с князем в орду и приемы татарских послов, дани и выходы, хлебные недороды, набеги татарских ратей, особенно опустошение татарами в 1328 г. Тверской области в наказание за восстание тверичей во главе с князем Александром Михайловичем. В этом году пострадало не одно Тверское княжество; по словам летописца, "бысть тогда всей Русской земле велия тягость и томление и кровопролитие от татар". По примеру многих своих сограждан, боярин Кирилл со всей семьей покинул Ростов и поселился в городе Радонеже, уделе младшего сына Ивана Калиты, Андрея. В юноше Варфоломее бедствия, постигшие его родину и семью, еще более укрепили отвращение от суеты и превратностей мира и стремление к иноческому идеалу. Давно уже инок в душе и по жизни, он через несколько лет по переселении в Радонеж, достигнув двадцатилетнего возраста, решился постричься в монахи. Со стороны родителей, проникнутых теми же идеалами, он не встретил возражения. Они просили только обождать их смерти: братья Стефан и Петр жили отдельно своими семьями, и Варфоломей был единственной опорой своих родителей в годы болезненной старости и скудости. Недолго пришлось ему ждать. Через два-три года он похоронил отца и мать, постригшихся перед смертью в Хотьковом монастыре близ Радонежа, где уже монашествовал овдовевший старший их сын, Стефан. Идеалом Варфоломея была древнейшая и совершеннейшая форма иночества - пустынножительство. Между тем русские монастыри того времени поддерживали постоянные и тесные связи с миром, от суеты которого желал уйти юный подвижник. Варфоломей уговорил брата Стефана разделить с ним подвиг пустынножительства. В окрестностях Хотькова монастыря, в дремучем лесу братья избрали место, называвшееся Маковцем или Маковской горой, на реке Консере или Коншуре (по актам XVI-XVII вв.), Кончюре - в настоящее время. "Здесь, - говорит проф. Голубинский, - пустыня была настоящая и суровая; кругом на большое расстояние во все стороны дремучий лес; в лесу - ни единого жилища человеческого и ни единой человеческой стези, так что нельзя было видеть лица и нельзя было слышать голоса человеческого, а можно было видеть и слышать только зверей и птиц". Братья срубили келью и малую церквицу, освященную, по просьбе их к митрополиту Феогносту, во имя Св. Троицы. Стефан не перенес тяжелого искуса пустынножительства и скоро ушел в Москву, в Богоявленский монастырь, но Варфоломей остался тверд и, расставшись с братом, постригся в монахи у некоего игумена Митрофана, настоятеля одного из окрестных приходов, и принял имя Сергия в честь мученика, память которого празднуется 7 октября. В это время Варфоломею было 23 года. После пострижения, совершенного в присутствии "некоторых людей", быть может родных и знакомых из Радонежа, молодой инок остался "един в пустыни безмолвствовати и единствовати" и провел в полном уединении около двух лет. Это было для него тяжелое время самоиспытания. Подобно многим другим подвижникам древней Руси, С. перенес нравственную борьбу, олицетворяемую в агиографии борьбой с темной силой демонских наваждений и козней.

Двухлетнее уединение С. не укрыло его от мира. Слух о новом подвижнике скоро распространился, и к С. стали приходить монахи, желавшие разделить с ним подвиг пустынножительства. Скоро собралось двенадцать человек братии, и кругом церкви сгруппировались тринадцать келий, обнесенных тыном "не зело пространнейшим". Так возникла знаменитая Троицкая обитель. Сначала никто из братии не имел священнического сана, и для совершения литургии приглашались священники или иеромонахи из окрестных приходов. Наконец, пришел к С. игумен Митрофан, постригавший его в монахи. По избранию С. и его сподвижников он стал первым игуменом и священником новоустроенного монастыря, но через год умер. Тогда по настоятельному желанию братии сам С. решился стать во главе монастыря и епископом Волынским Афанасием, приезжавшим в Москву в отсутствие митрополита, был возведен в сан священника и игумена. Теперь для С., уже закаленного в борьбе с самим собой в годы одиночества, началась пора иных трудов и испытаний - по устроению нового центра религиозно-нравственного просвещения. Трудна и исполнена всяких лишений была жизнь первых иноков Троицкой обители. Немногие обладали достаточной силой духа, и число братии некоторое время не превышало 13 человек с игуменом. Не принося с собой из мира никакого имущества, троицкие иноки должны были добывать себе пропитание тяжелым трудом, пример которого подавал сам неутомимый игумен, обладавший большой физической силой и необходимыми в сельском быту знаниями, между прочим знанием плотничьего мастерства. По словам жития С., около келий "различные сеяхуся семена", т. е. разведен был огород и, может быть, небольшая пашня. Но трудолюбие иноков не всегда обеспечивало им кусок хлеба, и иногда им случалось голодать по несколько дней пока приношение какого-нибудь христолюбца не выручало их из беды. Но С. строго запрещал братии ходить за милостыней и позволял принимать лишь то подаяние, которое приносилось в монастырь самими благочестивыми людьми. Весь обиход монастыря был скуден до нищеты. Иной простец богомолец, привлекаемый в Троицкий монастырь славою его игумена, простодушно создавал в своем воображении образ величественного старца, "окруженного отроками предстоящими и слугами скорорищущими и множеством служащих и честь воздающих"; но, войдя в ограду монастыря где было "все скудостно, все нищетно, все сиротинско" и встретив смиренного монаха, в изодранном и "пелесоватом" рубище копающего гряды, не хотел верить, что это и есть знаменитый С. Нищета препятствовала даже совершению церковных служб; иногда приходилось откладывать литургию по неимению вина и просфор; на утренних и вечерних службах храм освещался березовой или сосновой лучиной, богослужебные книги писались "на берестех", церковные сосуды были выточены из простого дерева, облачения шились из грубой крашенины. Немало трудов и огорчений пришлось положить С. также на то, чтобы воспитать в братии ту силу духа, которою проникнут был он сам и без которой нельзя было делить с ним подвиг пустынножительства. Кротость и незлобие были отличительными чертами характера С., и для нравственного воздействия на малодушных он пользовался только двумя средствами: кротким увещанием и личным своим примером во всяком иноческом подвиге. Подвергая желающих постричься в его монастыре долгому и строгому искусу, он неусыпно следил за жизнью своих иноков и особенно старался не допускать их до физической и духовной праздности.

Неизвестно, как долго пребывал Троицкий монастырь в состоянии первоначальной скудости и нищеты. По мере того как росла слава монастыря и его великого игумена, милостыня и подаяния, сначала только спасавшие братию от голода, стали сменятся крупными вкладами и пожертвованиями. По обычаю, крепко укоренившемуся в древнерусском обществе, обращение к монастырю, как посреднику в деле душевного спасения, за молитвой и поминовением всегда сопровождалось большими или малыми денежными и земельными вкладами. Первым крупным жертвователем явился архимандрит Симон из Смоленской области, человек богатый и пользовавшийся почетом. Но он променял его на честь быть учеником троицкого игумена, и поселившись в его монастыре, вручил ему свое немалое богатство. На средства, принесенные Симоном, С. поставил новый, более обширный деревянный храм и расположил вокруг него кельи правильным четырехугольником. Затем, мало-помалу, стала заселяться и лесная глушь, непосредственно окружавшая монастырь. В окрестностях вырастали постепенно починки и деревни, вырубался лес, расчищались пашни и луга. Заселение края пошло еще быстрее, когда дорога из Москвы в северные города близко придвинулась к монастырю. Если в первые годы существования обители в нее приходили лишь редкие избранники, уходившие из мира и искавшие душевного спасения в подвиге пустынножительства, то спустя лет 10 она стала духовным центром для мирского населения как окрестного края, так и отдаленных областей Руси. В монастыре постоянно сменялись многочисленные богомольцы - миряне. Метко и образно охарактеризовал нравственное воздействие Сергиева монастыря на окружавший его мир проф. Ключевский: "мир приходил к монастырю с пытливым взглядом, каким он привык смотреть на монашество, и если его не встречали здесь словами прииди и виждь , то потому, что такой зазыв был противен Сергиевой дисциплине. Мир смотрел на чин жизни в монастыре преп. Сергия, и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства научали его самым простым правилам, которыми крепко людское христианское общежитие". Из монастыря мир "уходил ободренный и освеженный, подобно тому, как мутная волна, прибиваясь к прибрежной скале, отлагает от себя примесь, захваченную в неопрятном месте, и бежит далее светлой и прозрачной струей". Вместе с тем наступило для монастыря время материального довольства и изобилия. "И начаша, - говорит житие С., - посещати и учащати в монастырь, приносяще многообразная и многоразличная потребования, им же несть числа". Источники не дают прямого ответа на вопрос, владел ли Троицкий монастырь при жизни С. вотчинами и принимал ли он земельные вклады. Известно только, что незадолго до смерти С., когда он уже сложил с себя игуменство, один галичский боярин Семен Федорович подарил монастырю половину варницы и половину соляного колодезя у Соли Галицкой (Акты Юридические, I, № 63). "Начал приобретать вотчины в монастырь, - говорит проф. Голубинский, - непосредственный преемник и личный ученик Сергия, преподобный Никон, и нельзя думать, чтобы этот поступал вопреки воле и завещанию своего учителя... Но, принимая за вероятнейшее, что при самом преподобном Сергии монастырь не имел еще недвижимых имений или вотчин, со всею вероятностью должно думать, что монастырь имел при нем собственное хлебопашество, именно - что преподобным Сергием заведены были кругом монастыря пахотные поля, которые и обрабатывались отчасти самими монахами, отчасти наемными крестьянами, отчасти же крестьянами, которые хотели поработать на монастырь Бога ради".

Пока С. подвизался в глухой пустыне вдали от мира, в обществе немногих избранников, порядок жизни его обители определялся строгим единством идеалов и помыслов братии и безусловным преклонением перед нравственным авторитетом игумена. Но когда мир плотною стеной окружил прославленный монастырь и установил с ним постоянные и близкие сношения, когда умножилось число монашествующих, тогда в монастырь должны были проникать влияния и элементы, нарушавшие прежнюю простоту и гармонию строгой подвижнической жизни. Подобно всем другим русским монастырям того времени, Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену, сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу; эта свобода располагать собою, приобретать имущество и распоряжаться им была источником многих зол и нестроений в монастырях древней Руси и несомненным признаком упадка монашеской жизни. Между тем в XI-XII вв. на Руси существовала другая, более совершенная и древняя форма монастырского устройства, введенная преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, - "общежитие", по примеру христианской общины апостольских времен. Но постепенно в русских монастырях утвердилось "особножительство", и преподобному С. принадлежит заслуга восстановления в монастырях северной Руси "общежительства". Жизнеописатель С. рассказывает, что около 1372 г. к С. пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему параманд, схиму и патриаршую грамоту: восхваляя С. за добродетельную жизнь, патриарх убеждал его ввести в своем монастыре "общее житие". Московский митрополит Алексий, которому С. сообщил о послании патриарха, со своей стороны благословил его на введение общежительства. Сопоставляя этот рассказ с другими фактами и свидетельствами источников, проф. Голубинский несколько иначе изображает эпизод введения общежития в Троицком монастыре: "Необходимо думать, - говорит он, - что преподобный Сергий ввел в своем монастыре общежитие не потому, чтобы это присоветовал ему патриарх, а потому что он сам хотел этого и что хотел этого вместе с ним святой митрополит Алексей, и что они - Сергий и Алексей - лишь прибегли к авторитету патриарха, дабы придать своему начинанию большую твердость. Необходимо предполагать, что патриарх написал преподобному Сергию послание по просьбе святого Алексея, обращенной к нему этим последним во время бытности в Константинополе для посвящения в митрополиты, бытности целогодичной в 1353-1354 гг.". Согласно с уставом общежительства в монастыре устроены были новые помещения: трапеза, хлебопекарня, амбары, кладовые, разные мастерские, в которых сосредоточивался хозяйственный обиход монастырской жизни. Из среды старейшей братии избраны были должностные лица, помощники игумена: келарь, духовник, экклесиарх, пономарь, канонарх. В богослужение введен был устав иерусалимский (обители преп. Саввы освященного), отличавшийся большею торжественностью сравнительно с уставом Студийским. Остальная братия в свободное от богослужение время должна была заниматься по кельям каким-нибудь рукоделием по назначению игумена. Одним из келейных послушаний было "списание книжное" и переплет рукописей. Сам С. подавал пример трудолюбия: шил одежду и обувь для братии, пек просфоры, катал свечи и вообще не гнушался никакой черной работой. Поддерживая и устрояя свою обитель первоначально пожертвованиями и милостыней христолюбцев-мирян, С. установил обычай странноприимства и благотворительности, когда его монастырь достиг материального благосостояния. По выражению жизнеописателя, "бе рука его простерта к требующим, яко река многоводна и тиха струями". И своим преемникам С. завещал хранить "без роптания" заповедь странноприимства.

Введение общежительства было для С. источником больших трудов и огорчений, которые даже побудили его однажды оставить монастырь и снова предпринять подвиг пустынножительства. Некоторые монахи не желали подчиниться общежительному уставу и ушли из монастыря. Ко времени этой смуты в Троицком монастыре, вызванной введением общежительства, историки относят послание вселенского патриарха к С., осудившего обычный мирской образ жизни русских монахов и увещевавшего братию монастыря во всем повиноваться игумену. Но особенно тяжело было для С. недоброжелательное отношение к нему старшего брата Стефана, вернувшегося в Троицкий монастырь. Покинув С. в пустыне, Стефан ушел в Москву и поселился в Богоявленском монастыре, где встретил Алексия, будущего митрополита. За свою строгую жизнь Стефан был избран игуменом Богоявленского монастыря и приобрел расположение вел. князя Семена Ивановича, который сделал его своим духовником. Но через неколько лет Стефан отказался от своего почетного положения в Москве и снова пришел к младшему брату, чтобы стать иноком его обители. Вместе с собой он привел 12-летнего сына Иоанна, постриженного С. с именем Феодора, впоследствии основателя Московского Симонова монастыря и архиепископа Ростовского. Стефан был человек властолюбивый и хотел первенствовать в монастыре; некоторые монаха, недовольные С. за введение общежительства, сочувствовали ему. Однажды, во время вечерни, Стефан, рассердившись на канонарха, громко сказал: "кто здесь игумен? не я ли первый сел на этом месте?" - и "ина некая изрек, их же не лепо бе". Слова Стефана были услышаны С., служившим в алтаре, и глубоко потрясли его. Окончив вечерню, он, ни сказав никому ни слова, ушел из монастыря за 30 верст, к своему другу Стефану, игумену Махрищского монастыря. Взяв здесь одного монаха, он стал искать места для построения новой обители и остановился, наконец, на берегу реки Киржачи, в 40-50 верстах от монастыря Троицкого. Здесь он решил снова начать подвиг пустынножительства, сознавая, что для борьбы против зла, которое овладело Троицким монастырем, бессильно слово кроткого увещания; другого же средства борьбы С. не знал. Встревоженная внезапным исчезновением игумена, братия Троицкого монастыря скоро отыскала его новую обитель, и некоторые монахи, нелицемерно преданные С., тотчас же переселились к нему. Вместе с ними он, с благословения митрополита Алексия и на средства своих почитателей, выстроил церковь во вмя Благовещения Богородицы, окружил ее кельями и скоро устроил новый монастырь, получивший название Киржачского Благовещенского. Между тем смута в Троицком монастыре улеглась, и братия, чувствуя свою виновность, усердно просила С. вернуться на игуменство в свой стаpый монастырь. Сам митрополит послал к нему двух архимандритов, увещевая исполнить просьбу братии и обещая извести из монастыря строптивых монахов. Незлобивый С. склонился на эти просьбы и увещания и вернулся в Троицкий монастырь, оставив на Киржаче ученика своего Романа.

С первых лет пустынной жизни С. о нем далеко прошла молва, как о великом подвижнике. С течением времени за ним утвердилась слава чудотворца и прозорливца. По словам жизнеописателя, "слава же и слышание о нем пронесеся повсюду; вси имеяху его, яко единого от пророк". Современники уже при жизни называли его "преподобным" и "святым"; в летописном известии о болезни, постигшей его в 1375 г., говорится: "того же лета болезнь бысть тяжка преподобному игумену, Сергею святому". В жизнеописании С. собраны предания о многих совершенных им чудесах и знамениях, которые свидетельствовали перед братией о благодати, почивающей на их игумене, а для него самого являлись моментами наивысшего духовного удовлетворения и просветления. Таковы предания - о видении множества "птиц зело красных", символизировавших будущее обилие иноков в монастыре, о сослужении ангела С. во время литургии, о посещении его Божиею Матерью. Великий духовный авторитет Троицкого игумена открывал ему путь к высшему церковному сану в России, к кафедре митрополита. Митрополит Алексий, близко знавший С., однажды пригласил его к себе и предложил ему в подарок митрополичий параманд с золотым крестом. Не угадывая сразу намерения митрополита, С. уклонился от подарка: "прости меня, владыко, от юности моей не был золотоносцем, тем более хочу пребывать в нищете в лета старости". Тогда Алексий объяснил, что этот подарок есть "знак обручения святительскому сану" и что он желает видеть С. своим преемником; "знаю достоверно, - говорил митрополит, - что все, от великодержавного до последнего человека, тебя пожелают иметь своим пастырем. Теперь заблаговременно ты почтен будешь саном епископа, а после исхода моего и престол мой восприимешь". Но С. на все увещания отвечал решительным отказом и говорил, что лучше снова удалится в безвестную пустыню, чем примет непосильное бремя власти. Когда митрополит Алексий 12 февраля 1378 г. скончался, вел. князь и многие знатные люди, по известию Степенной книги, снова безуспешно обращались к С. с увещанием принять святительский жезл. Из числа кандидатов на митрополичью кафедру С. поддерживал Киприана, который после долгой церковной смуты сделался митрополитом в 1390 г. Но С. не мог ограничить свои труды на пользу церкви тесной оградой Троицкого монастыря. По просьбам князей, митрополита, частных лиц, он основал еще несколько монастырей, вводя в них строгие порядки общежительства и ставя игуменами своих избранных учеников. Так, по поручению вел. князя Димитрия Ивановича он построил два монастыря Дубенских перед Куликовской битвой и после нее, Московский Симонов, Коломенский-Голутвин, по поручению князя Серпуховского Владимира Андреевича - Серпуховский Высоцкий, совместно с митрополитом Алексием - Московский Андроников; наконец по благословению С. построены монастыри: Борисоглебский Устьинский в Ростовской области и Георгиевская пустынь на Клязьме. Многочисленные ученики С. по его примеру строили монастыри вдали от городов, в пустынных местах и неизменно вводили в них устав общежительства. Всего С. с его непосредственными учениками основано от 30 до 40 монастырей, которые в свою очередь стали рассадниками монашества и опорными пунктами колонизации и хозяйственной культуры пустынных дебрей северного Поволжья. Таким образом преподобный С. является отцом северно-русского монашества. В известии Воскресенской летописи о преставлении С. говорится, что он "бе начальник и учитель всем монастырем, иже на Руси".

Своим нравственным авторитетом С. послужил также политическим успехам Московского государства в княжение вел. князя Димитрия Ивановича Донского. В это время Московское государство, оканчивая тяжкую борьбу за существование, впервые вступало на путь широких национальных предприятий, и московский князь из вотчинника превращался в национального государя, вождя северной Руси в борьбе за политическую независимость. В это же время совершался перелом и в национальном самосознании. Поколения, возраставшие под свежими воспоминаниями первых времен татарского ига, угнетаемые мыслью о кончине мира, о погибели Русской земли, сменялись новыми, приносившими более бодрости и уверенности в себе, дерзавшими на открытую борьбу с врагом, перед которым трепетали старые поколения. Мысль русского человека, размышлявшего о судьбах своей родины, снова окрылялась горделивым сознанием, что Русская земля есть золото, искушаемое в горниле бедствий, что бедствия, переживаемые ею, являются доказательством особенного попечения Божия, потому что тернистый и тесный путь к спасению есть путь только избранников божиих. Нравственное обаяние личности преподобного С. было одною из движущих сил в этом процессе национального самосознания, отражавшемся в политических судьбах Руси. "Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна. Так думали тогда все на Руси, и это мнение разделял православный Восток, подобно тому цареградскому епископу, который, по рассказу Сергиева жизнеописателя, приехав в Москву и слыша всюду толки о великом русском подвижнике, с удивлением восклицал: “како может в сих странах таков светильник явитися ?”" (проф. Ключевский). Важнейшее по своим нравственным последствиям событие XIV века, Куликовская победа 1380 г., приписывалась современниками молитвам С. Перед выступлением из Москвы, 18 августа, вел. князь приехал в Троицкий монастырь с боярами и воеводами испросить благословение игумена. Отслужив напутственный молебен и упросив вел. князя разделить братскую трапезу, С. вдохнул в него мужество предсказанием победы, хотя ценою тяжелых потерь. По просьбе Димитрия он дал ему двух монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которые в миру были боярами и людьми опытными в военном деле. Оставляя монастырь, вел. князь дал обет построить монастырь во имя Богородицы, если одолеет врага. В самый день сражения, 8 сентября, С. прислал вел. князю в благословение Богородичную просфору и грамоту, конец которой сохранен одной летописью: "чтобы ты, господине, таки пошел, а поможет ти Бог и Троица". После победы вел. князь не замедлил явиться в Троицкий монастырь и щедро одарил его; во исполнение же обета, при помощи С., построил Успенский Дубенский монастырь. В 1382 г. русская земля подверглась новому бедствию, нашествию Тохтамыша. На этот раз вел. князь Димитрий не решился отразить врага вооруженною рукою и, покинув Москву, ушел на север. Услышав о разорении Москвы, С. с братией удалился в Тверь; но монастырь его остался невредим. Несколько раз московский государь пользовался нравственным авторитетом С. в спорах со своими соседями, удельными князьями. В 1365 г. С. был послан вел. князем и митрополитом Алексием в Нижний Новгород мирить суздальских князей Димитрия и Бориса Константиновичей; при этом митрополит, бывший главным советником юного вел. князя, уполномочил С. прибегнуть к крайней мере - закрыть в Нижнем Новгороде церкви. Но в конце концов пришлось все-таки смирять строптивого Бориса Константиновича силою оружия. В другой раз, в 1385 г., С. послан был с мирными предложениями к Рязанскому князю Олегу Ивановичу, самому гордому и непокорливому врагу Москвы. "Преподобный игумен Сергий, - рассказывает летопись, - старец чудный, тихими и кроткими словесы и речьми и благоуветливыми глаголы, благодатию, данною ему от Св. Духа, беседовал с ним (князем Олегом) о пользе душевной и о мире и о любви; князь же великий Олег преложи свирепство свое на кротость и утишись и укротись и умились вельми душею, устыдебося так свята мужа и взял с великим князем Дмитрием Ивановичем вечный мир и любовь в род и род". Этот рассказ характеризует С., как защитника политических интересов московского государя; бесхитростный и незлобивый старец, чуждый политических интересов, брался за исполнение трудных дипломатических поручений только потому, что на распри князей смотрел, как на явления, противные христианской нравственности, и своим духовным авторитетом умел заменять дипломатические аргументы нравственными поучениями. С. принимал также близкое участие в делах семейной жизни вел. князя Димитрия Ивановича и удельного князя Владимира Андреевича, во владениях которого находился Троицкий монастырь. У обоих князей он крестил нескольких сыновей и был свидетелем при составлении духовного завещания вел. князя Димитрия Ивановича.

С. достиг глубокой старости. За шесть месяцев до кончины он передал игуменство ученику своему Никону, а сам предался совершенному безмолвию. Кончина его последовала, после продолжительной болезни 25 сентября 6900 г. от с. м., т. е. в 1391 г., если считать по сентябрьскому летоисчислению, или в 1392 г. - если по мартовскому. Неизвестность, когда именно старое мартовское летоисчисление было заменено сентябрьским, служит причиною разногласия историков в вопросе о годе смерти преподобного С. Известно только, что летоисчисление изменено около времени его кончины. С. просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище. Но с разрешения митрополита Киприана его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 г., совершилось открытие мощей С., в присутствии крестного сына преподобного князя Галицкого Юрия Дмитриевича. Тогда же было установлено местное празднование его памяти в монастыре 25 сентября. В 1448 или 1449 году С. был причислен митрополитом Ионою к лику всероссийских святых. В 1463 г. поставлена первая известная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в Новгороде, на владычном дворе. 25 сентября 1892 г. по всей России торжественно праздновалось пятисотлетие дня его кончины.

Житие преподобного Сергия написано спустя 26 лет после его кончины учеником его, Епифанием премудрым. Но этот первоначальный труд, встречающийся в списках ХVІ - XVII в., был мало распространен: его вытеснили позднейшие переделки, составленные официальным церковным биографом XV в. - ученым сербом Пахомием Логофетом, который редактировал сочинение Епифания, дополнил его сказанием "о проявлении мощей преподобного и о последующих чудесах" до 1450 г. и составил кратную редакцию жития для чтения в церкви и трапезе. Обширное похвальное слово Сергия обыкновенно усвояется в списках Епифанию, но некоторые критики и его приписывают перу Пахомия. Проложное сокращение жития Сергию также предположительно усвояется Пахомию. Наконец, в сокращенном виде житие Сергия вошло в летописные сборники, Софийский Временник, Никоновскую летопись. - Издания житий и литература: "Службы и жития и о чудесах списания преподобных отец наших Сергия Радонежского чудотворца и ученика его преподобного отца и чудотворца Никона". Напечатано в 1646 г. по повелению царя Алексея Михайловича троицким келарем Симоном Азарьиным. - Его же "Книга о новоявленных чудесах преподобного Сергия", изд. С. Ф. Платоновым в "Памятниках древней письменности", LXX, 1888. - Предисловие Симона Азарьина к сказанию о новоявленных чудесах преп. Сергия, "Временн. Общ. Ист. и Древн. росс.", X. - "Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца", 1853. Изд. Лаврой со списка ХVІ в., иллюстрированного золотом и красками. - "Великия Минеи-Четии митрополита Макария", изд. Археограф. Комиссии, 1883 г., сентябрь, вып. 3-й. - "Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и похвальное слово ему, написанное учеником его Епифанием в XV в.". Изд. арх. Леонид в "Памятниках древней письменности", 1885 г., по троицким спискам XVI в. - Житие, составленное имп. Екатериной II, изд. Бартеневым в "Памятниках древней письменности", LXIX, 1887. - Житие, составленное митрополитом московским Филаретом, изд. вместе со Словами и речами, произнесенными во время управления московской епархией, 2 изд., 1835 и 1848. - Арх. Филарет (Гумилевский), "Русские святые", сентябрь. - А. Н. Муравьев, "Жития святых Российской церкви", сентябрь. - Арх. Никон, "Житие и подвиги преп. Сергия", 3 издания, 1885, 1891, 1898. - Е. Голубинский, "Преп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра", 1892. - П. Пономарев, "Краткая история и описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры", 1 изд. в 1782. - А. В. Горский, "Историческое описание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры". - С. К. Смирнов, "Церковно-исторический месяцеслов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры". - В. О. Ключевский, "Значение преп. Сергия для русского народа и государства" в Богословском Вестнике, 1892, ноябрь, и в Троицком Цветке, № 9, под заглавием "Благодатный воспитатель русского народного духа". - Его же, "Древнерусские жития святых как исторический источник", стр. 88 и сл. - Е. Голубинский, "Речь о значении преп. Сергия в истории нашего монашества" в Богословском Вестнике, 1892, ноябрь. - Его же ответ критику журнала Странник в Богословском Вестнике, 1873, октябрь и ноябрь. - Н. П. Барсуков, "Источники русской агиографии". - Общие труды по истории русской церкви и государства.

С. P-ский.

{Половцов}

(в миру Варфоломей) - св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Сев. Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился С. в 1314 г. (по другим - в 1319 г.). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Свящ. Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители С., доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в гор. Радонеже (54 вер. от Москвы). После их смерти С. отправился в Хотьково-Покровский м-рь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу р. Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы. Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, С. принял в 1337 г. иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и С. был ее вторым игуменом {первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава С. дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея С. ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, С. "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (напр., ростовского князя - в 1356 г., нижегородского - в 1365 г., рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к С., чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, С. предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (см.). Приблизившись к Дону, Димитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от С. ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям. После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 г., 25 сентября, С. скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева м-ря, С. основал еще несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскую и др.), а его ученики учредили до 40 м-рей, преимущественно в Северной Руси.