06.03.2024

Анна Каренина, Лев Толстой - «"Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему".». Презентация на тему "«Анна Каренина» - сюжетные линии " Семья левиных в романе анна каренина


Льва Николаевича Толстого «Анна Каренина», задуманный автором как произведение, решающее вопросы семьи и брака, постепенно дополняется вопросами социальными, общественными, нравственными. Толстой показывает жизнь пореформенной России во всем ее многообразии. В его произведении представлены все классы и сословия. Новая действительность только начинающей «укладываться» капитализирующейся России вторгается в помещичий быт. На примере семьи Левина Толстой показывает невозможность сопротивления новым порядкам.

К ним можно приспособиться, их можно понять, но стоять на пути - не имеет смысла. Они сметут все старое, отжившее, мешающее их поступательному движению.

Константин Дмитриевич Левин - помещик, живет в деревне, ведет большое и сложное хозяйство. Родовой дом «был целым миром для Левина». Он с гордостью рассуждает об истинном аристократизме, патриотизме своих предков. Теперь же наступает период разорения «дворянских гнезд», и Левин понимает неизбежность этой драмы.

Константин Дмитриевич пытается понять тайну новых общественных отношений, свое место в этих новых условиях и правду жизни. Левин не оторванный от жизни мечтатель. Он трезво смотрит на жизнь, борется за счастье, стараясь найти душевное равновесие. В общении с простыми мужиками, в близости к природе, ее естественным законам Левин видит залог своего счастья и благополучия.

Его брак с Кити Щербацкой вполне счастливый, они понимают друг друга с полунамека, без слов. Но духовные запросы Левина не ограничиваются интересами семьи. Он внимательно вглядывается в окружающую жизнь, видит важность момента: «Но у нас теперь, когда все это переворотилось и только укладывается, вопрос о том, как уложатся эти условия, есть единственный важный вопрос в России». Примерным укладом для России Левин видит большую и дружную крестьянскую семью, которой до всего есть дело, где все производится самими ее членами. Левин понимает, что западные теории преобразований страны не годны для России. Надо учитывать ее специфику. В крестьянской стране надо заинтересовать работников в труде, тогда они поднимут государство.

Левин мучительно ищет правду жизни, старается обрести душевное равновесие. Близко общаясь с крестьянами, он проникся «мужицкой правдой жизни», бессознательной верой в Бога. Ойисание жизни Левина образует свою сюжетную линию в романе «Анна Каренина», но не вступает в противоречие с общим замыслом и композицией произведения. Душевные терзания Анны и поиски истины Левина - это взаимосвязанные стороны жизни России в пореформенную эпоху, раскрывающие кризис в судьбах людей и пути его преодоления. Анна сравнивает мужа с бездушным механизмом, называет его «злой машиной». Каренин все чувства проверяет нормами, установленными государством и церковью. Он страдает от измены жены, но как-то очень своеобразно, хочет «отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни».

Он живет умом, а не сердцем. Именно его рациональность подсказывает путь жестокого отмщения Анне. Алексей Александрович Каренин разлучает Анну с горячо любимым сыном Сережей. Героине приходится выбирать, и она делает «шаг» в сторону Вронского, но это гибельный путь, он ведет к пропасти.

Анна ничего не хотела менять в своей жизни, это рок все повернул. Она идет по уготованному ей пути, страдая и мучаясь. В единый узел противоречий сплелись любовь к оставленному сыну, страсть к Вронскому, протест против ложной морали общества. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хочет уйти от них.

Просто жить счастливо: любить и быть любимой. Но как недостижимо для нее простое человеческое счастье! Разговаривая с женой брата, Анна признается: «Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа - Сережу и Алексея. Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно...

» Анна с ужасом понимает, что для Вронского недостаточно одной страстной любви. Он человек «общества». Ему хочется быть полезным, добиваться чинов и видного положения.

Тихая же семейная жизнь не для него. Ради этого человека и его честолюбивых планов она пожертвовала всем: покоем, положением в обществе, сыном... Анна понимает, что сама себя загнала в тупик. Писатель еще в эпиграфе: «Мне отмщение и аз воздам» заявил, что его героиню судить не светским ханжам, а Творцу. В романе эта мысль не раз подтверждается. Старая тетка Анны говорит в разговоре с Долли: «Их будет судить Бог, а не мы».

Кознышев в разговоре с матерью Вронского утверждает: «Не нам судить, графиня». Таким образом Толстой противопоставил государственной и религиозной законности и светской морали, утверждавшим «зло, ложь и обман», мудрость библейского изречения, взятого для эпиграфа. Изначально автор хотел изобразить женщину, потерявшую себя, но не виноватую. Постепенно же роман вырос в широкое обличительное полотно, показывающее жизнь пореформенной России во всем ее многообразии. В романе представлены все слои общества, все классы и сословия в новых социально-экономических условиях, после отмены крепостного права. Говоря же об Анне Карениной, Толстой показал, что ее волнуют лишь сугубо личные проблемы: любовь, семья, брак. Не найдя достойного выхода из сложившейся ситуации, Анна решает уйти из жизни.

Она бросается под поезд, так как жизнь в теперешнем ее положении стала невыносимой. Сам того не желая, Толстой вынес суровый приговор обществу с его лживой ханжеской моралью, доведшей Анну до самоубийства.

В этом обществе нет места искренним чувствам, а лишь установленным правилам, которые можно обойти, но скрываясь, обманывая всех и себя. Искреннего, любящего человека общество отторгает, как инородное тело. Толстой осуждает такое общество и установленные им законы.

Кити

Екатерина Щербацкая – одна из героинь романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», красивая молодая княжна из благородной семьи, младшая сестра Дарьи (Долли) Облонской, впоследствии жена Константина Левина. Кити всего восемнадцать лет. Она только начала выходить в свет и пользуется немалым успехом. Многие юноши на московских балах уже были влюблены в нее, но два кавалера представлялись серьезными претендентами на руку девушки. Первый – потомственный дворянин Левин Константин, второй – представитель светской молодежи, граф Вронский. Кити нравилось ее положение в свете, ей льстило внимание.

В то время как она увлечена Вронским, в город приезжает небезразличный ей Левин и делает ей предложение. Кити отвечает отказом, в надежде получить признание от Вронского. Такой ход событий сильно ранит Левина и надолго отнимает у него душевное равновесие. Тот уезжает в свою деревню и с головой уходит в работу. Более умудренный в сердечных делах Стива Облонский советует сразу не опускать руки, а бороться за сердце девушки. Кити тем временем замечает, что Вронский увлечен вовсе не ею, а Анной Карениной. Эта новость повергает девушку в шок, отчего она серьезно заболевает. Родители Кити отправляют ее на лечение в Германию.

Оправившись, Кити понимает, что она хотела бы быть Левину женой. Они случайно встречаются в деревне у Облонских спустя несколько месяцев. Молодые объясняются друг с другом и на этот раз Кити отвечает согласием на предложение Константина. Первое время семейная жизнь кажется слишком тяжелой. Со временем они привыкают друг к другу. У пары помимо любви налаживается и прочная душевная связь. В быту Кити проявляет себя великолепной хозяйкой. По натуре она оказывается довольно великодушной и милосердной. Когда болеет брат Левина, она терпеливо ухаживает за ним и сопереживает. Впоследствии она становится и хорошей матерью. В образе Кити автор изобразил идеал женщины, каким его сам представлял. Она была одновременно красива, умела в хозяйственных вопросах и чиста душой.

Анна Каренина

Анна Каренина – главная героиня одноименного романа Л. Н. Толстого и одна из наиболее популярных женских образов в русской литературе. Анна молодая привлекательная женщина из высшего общества, жена известного чиновника А. А. Каренина, сестра Степана Облонского. Она не просто красива, а отличается особой изысканностью и грацией. По натуре она весела, добра и приятна в общении. В Анны есть восьмилетний сын Сережа, в котором она души не чает. Муж Анны гораздо старше нее. Хоть она никогда его не любила, но всегда уважала и хорошо относилась. Все меняется в жизни Анны после встречи с молодым графом Вронским. Он безоглядно влюбляется в нее и начинает преследовать в надежде на взаимность. В высшем свете Петербурга флирт и романы были привычным делом, даже среди замужних, но такая страсть не могла скрыться от любопытных глаз и уж тем более оставить кого-либо равнодушным.

Анна понимает, что эта связь роковая и принесет ей лишь неприятности. По этой причине изначально она старается держаться подальше от Вронского, но вскоре не выдерживает его натиска и подпадает под его чары. Вскоре о ее романе узнает весь свет, а вместе с тем и муж Анны – Алексей Александрович Каренин. Это известие выбивает его из колеи. Он не только разочаровывается во всех женщинах и в жизни целом, а теряет интерес к горячо любимой и успешной карьере. В сущности их с Анной почти ничего не связывает. Он человек холодный, рассудительный, в то время как она импульсивна, открыта и прямодушна. Она до последнего пытается сохранить брак, так как не представляет жизни без сына Сережи. Но чувство вины перед мужем, обществом и родными не дает ей покоя.

Каренина и Вронский начинают жить отдельной жизнью, вне общества. У них вскоре рождается дочка – Анна. Они много путешествуют, так как в Петербурге Каренина тяготится людскими пересудами и косыми взглядами. Вронский все также преданно ее любит и старается всячески подбадривать. Однако процесс душевного кризиса Карениной неизбежен. Ее честная, искренняя душа запутывается в лживых и фальшивых отношениях. В результате она становится глубоко несчастной и начинает в отсутствии Вронского употреблять морфий. Анну все чаще посещают кошмарные сны, ей кажется, что Алексей ее разлюбил, что он холоден с ней. Сам Вронский начинает себя также чувствовать ущемленным. Ему не хватает свободы, опостылели разговоры о любви. Скандалы и истерики становятся неотъемлемой частью их жизни. Не выдержав этих тягот и душевного разлада, в конце романа Анна бросается под поезд. Так и не сумев построить свое счастье за счет несчастья других и переступить через нравственные законы общества, она предпочла смерть.

Вронский

Алексей Вронский – один из главных персонажей романа А. Н. Толстого «Анна Каренина», граф, флигель-адъютант, представитель «золотой молодежи» Петербурга и завидный жених. Вронский богат, красив и образован. Он происходит из благородной семьи и имеет большие связи в свете. Несмотря на видимое почтительное отношение к матери, теплых чувств к ней не испытывает. Он человек не семейный и подвержен легким любовным связям. Его жизнь кардинально меняется после встречи с Анной Карениной, женой высокопоставленного петербургского чиновника. Любовь к ней полностью увлекает его, и он следует за ней по пятам в поисках взаимности. При этом он забывает о другой девушке, с которой легкомысленно флиртовал, о Кити Щербацкой. Сердце девушки было разбито, когда она поняла, что Вронского интересует только Анна. От отчаяния Кити даже слегла, а затем некоторое время лечилась за границей.

Появление Анны в жизни Вронского носит неизбежный роковой характер. Их первая встреча была ознаменована станционной трагедией: под поезд попал местный сторож. Анна сразу заметила в этом дурной знак. Однако Вронский, ослепленный ее красотой и изяществом, ничего не замечал. По словам автора в образе Вронского и его неожиданных появлениях есть что-то пугающее и настораживающее. По характеру он был довольно поверхностным и неглубоким человеком. При всей своей любви к Анне, он предпочитал не менять своего образа жизни. Также, встречался и выпивал с друзьями, любил азартные игры, отличался жаждой победы. Например, во время одних скачек в погоне за победой так загнал свою лошадь Фру-Фру, что та не выдержала и упала.

Были у Вронского и положительные черты. На фоне беспечности и несерьезности, ему были также присущи доброта, мужество и твердость характера. Ради любви к Анне, он пренебрег карьерой, друзьями, привычными делами и всем, что так его занимало до встречи с ней. Он понимал, что навлек на нее много бед и чувствовал себя виноватым. До конца он оставался честен с ней и уважителен. И даже, когда Каренина устраивала скандалы и истерики, он все переносил достойно и пытался изо всех сил утешать и поддерживать ее. Сама Анна так и не смогла перенести людских пересуд и светского осуждения своего поступка. В конце романа она бросилась под поезд. Это окончательно сломило и морально уничтожило Алексея Вронского. Он не смог более оставаться в Петербурге и решил добровольцем поехать на войну в Сербию, чтобы найти там свою гибель. Их с Анной совместную дочь он оставил на воспитание А. А. Каренину.

Каренин

Алексей Александрович Каренин – один из центральных персонажей романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина», муж главной героини, высокопоставленный государственный деятель. Каренин весьма влиятелен в светском обществе. Его уважают за честность, порядочность и рассудительность. Основные черты его характера – целеустремленность, трудолюбие, преобладание воли, упорядоченность в делах и чувствах. Его дни расписаны поминутно на неделю вперед. Работа занимает все его мысли и время. По отношению к жене и сыну он порой проявляет нарочитую пренебрежительность, за которой скрывает свои истинные чувства. На самом деле, он искренне любит свою семью и дорожит ею.

Все меняется, когда Каренин узнает о романе своей супруги Анны с Вронским. В этой ситуации проявляется его слабость – неумение проявлять чувства. Он слишком подвержен общепринятым нормам и привык жить «по расписанию». Он даже не борется за свою любовь, а просто пытается найти этой проблеме разумное решение. Вместо того чтобы удвоить свою любовь и нежность, проявить всю силу своего чувства к жене, он замыкается в себе и уходит с головой в работу. Будучи растерянным и не зная как поступить, Каренин решает оставить все как есть и лишь твердит Анне изо дня в день о приличиях.

Чувство прощения и бескорыстная любовь в нем просыпаются лишь, когда Анна находится в тяжелом состоянии после родов. Он понимает, как ей тяжело и искренне сочувствует ей. Он даже готов заботиться о ее дочери от Вронского, забыть обо всем случившемся и простить ее. Но этот порыв длится недолго. Когда Анна приходит в себя, она снова уходит от него. Здесь снова проявляется слабость Каренина, который по натуре не борец. В противовес ему молодой Вронский готов проявлять характер, создавать хоть и «проблемную», но семью, начинать заново карьеру.

И в конце романа выясняется, что Каренин все же слабый человек, скрывающий свою слабость за мундиром чиновника. С исчезновением Анны, его карьера остановилась, во всех домашних делах наступил застой, пока за них не взялась старая графиня Лидия Ивановна. Более того, Каренин оказывается человеком ведомым. Так, например, по настоянию Лидии Ивановны, он не дает развода жене. Окончательно утратив интерес к карьере, он начинает посещать тайный религиозный кружок. Несмотря ни на что, после смерти Анны и отъезда Вронского, он берет на себя обязательства по воспитанию их дочери.

Стива Облонский, характеристика

Стива Облонский, то есть Степан Аркадьевич – персонаж книги Льва Толстого «Анна Каренина». Он глава семьи Облонских, родной брат Анны Карениной. Стива женат на Долли, то есть Дарье Александровне, старшей сестре Кити Щербацкой. У них пятеро, а под конец романа уже шестеро детей.

Стива – добродушный, общительный, веселый человек. Он всегда, даже в невзгоды, чувствует себя чистым, здоровым и цветущим. Он не завидует, никогда не обижается, не ссорится ни с кем, но также не любит трудиться и напрягаться. На своей должности он без зазрения совести ленится, но поскольку никого не обижает и не от кого ничего не требует, то все подчиненные его любят.

Стиву вообще любят люди за компанейский нрав и всегда рады встрече с ним: «Ага! Стива! Облонский! Вот и он!» – почти всегда с радостною улыбкой»

Лев Толстой считает семью Облонских несчастливой. Этому есть свои причины. Стива обладает красивой наружностью и привлекательностью. Он интересуется женщинами, влюбчив и изменяет жене. Роман «Анна Каренина» и начинается с того, что измена Стивы всплывает и как громом поражает Долли. В самой измене он не раскаивается, а переживает только о том, что не сумел скрыть ее от жены, причинив ей боль.

Одновременно с увлечениями семейная жизнь остается для Степана Аркадьича очень ценной, он говорит о своей жене: «удивительная женщина». При этом он осознает, что она уже не так привлекательна, как раньше, измученная кучей детей и домашним хозяйством. Стива считает, что можно и быть снисходительнее к его изменам. Он любит проводить время с детьми, но, как отец, не задумывается о том, как проходит их воспитание. Этим занимается жена.

Стива быстро забывает неприятности, в конце романа он бурно и искренне переживает гибель сестры, но скоро «отходит». Стива незаменим, когда нужно посодействовать в разрешении чужого конфликта, у него легкий характер, он любит знакомить людей и часто выступает посредником в решении проблемы.

Семейные проблемы Стивы оттого, что он легкомысленен и не любит задумываться ни о чем. Он не умеет распоряжаться деньгами, оттого Долли постоянно сидит в долгах, экономит на всем и воспитывает детей с помощью родственников. Стива продолжает вести холостяцкий образ жизни, к которому привык до женитьбы, развлекаться, устраивать шалости, проводить много времени в компаниях. Это стоит денег, которых так недостает дома:

«Как не старался Степан Аркадьич помнить о том, что у него есть жена и дети, ничего не выходило…

«И Степан Аркадьич, которому было очень весело, послал Дарье Александровне телеграмму такого содержания: – «Неведовский выбран двенадцатью шарами. Поздравляю. Передай». Он продиктовал ее вслух, заметив: – «Надо их порадовать». Дарья же Александровна, получив депешу, только вздохнула о рубле за телеграмму…»

Никакого злого умысла в поступках Стивы, разумеется, нет, он любит радовать людей, просто не задумывается, насколько это уместно. Так на свадьбе Левина он рассказывает свояченице каламбур о разводе. Это светлый человек, в каком-то смысле сам большой ребенок, именно поэтому дети его очень любят.

Долли Облонская, характеристика

Долли Облонская, она же Дарья Александровна Облонская, персонаж романа «Анна Каренина». Она мать шестерых детей, жена Стивы Облонского, родного брата Анны. Долли вышла замуж по любви, но в ее семье нескончаемые проблемы.

Долли замучена безденежьем, заботами о детях, которые приходится нести ей одной. Она носит заплатанные кофточки, чтобы сэкономить, все силы отдает детям. Из-за вечных забот Долли потеряла свою привлекательность:

«Дарья Александровна, в кофточке и с пришпиленными на затылке косами уже редких, когда-то густых и прекрасных волоса с осунувшимся, худым лицом и большими, выдававшимися от худобы лица, испуганными глазами…»

Муж ее, Стива, очень добрый и компанейский, но безалаберный и легкомысленный человек. Долли не чувствует от него никакой поддержки в домашних заботах: «На Стиву, разумеется, нечего рассчитывать…»

К тому же супруг с легким сердцем позволяет себе измены:

«Он раскаивался только в том, что не умел лучше скрыть от жены… Ему даже казалось, что она, истощенная, состарившаяся, уже некрасивая женщина и ничем не замечательная, простая, только добрая мать семейства, по чувству справедливости должна быть снисходительна…»

Долли просто в ужасе от измен, она не может простить их. Она перестала уважать мужа, даже его веселый нрав периодически ее раздражает. Долли обвиняет его в том, что это он ее замучил:

«У меня моя молодость, красота взяты кем? Им и его детьми. Я отслужила ему…»

Супруги то ссорятся, то мирятся. Долли то страдает, что недостаточно любима как женщина, то обнаруживает в себе любовь к мужу. Он ценит то, что его любят дети, он по-прежнему ей мил, ее радует то, то Стива, несмотря на измены, считает семью святыней и продолжает любить ее, Долли, как спутницу жизни.

Долли воспитана очень наивной и невинной, она настоящая женщина: чувствительна, нежна, верна и преданна, очень заботлива о детях. У нее большое сердце, она искренне любит людей и предпочитает никого не осуждать. Именно Дарья Александровна первая приняла поступок Анны, ее уход от мужа. Также Долли умеет искренне, до слез, радоваться счастью других.

Стива говорит о жене:

«У нее есть дар предвидения. Она насквозь видит людей; но этого мало, – она знает, что будет, особенно по части браков»

Долли рождена, чтобы любить и верить в любовь, она мечтательна и романтична. На свадьбе Кити и Левина, Долли «возвращаясь мыслью к своей свадьбе, она взглядывала на сияющего Степана Аркадьича, забывала все настоящее и помнила только свою первую невинную любовь…»


Похожая информация.


Сиотанова Дарья

Работа написана ученицей 11 класса для школьной Научно-практической конференции.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение………………………………………………………………………….2

  1. Личностные отношения героев романа……………………………....4
  1. Семья Карениных……………………………………………………4
  2. Семья Левиных……………………………………………………...7
  3. Семья Облонских…………………………………………………....9
  1. Быт и положение в обществе………………………………………….11

2.1. Семья Карениных…………………………………………………….11

2.2. Семья Левиных…………………………………………………….…13

2.3. Семья Облонских…………………………………………………….14

Заключение……………………………………………………………………..15

Список использованной литературы……………………………………….16

Введение

Данная работа посвящена исследованию «идеала семьи» Л.Н. Толстого. Актуальность этой работы заключается в том, что в наше время «семейный вопрос» стоит очень остро. В романе рассматриваются как молодые семьи, так и пары, которые создавали свой союз на протяжении многих лет. Этот роман ценен не только как художественное произведение, но и как наставление всем людям, имеющим свою семью.

Цель данной работы – сравнить три семьи (Облонских, Карениных и Левиных) и найти «идеал семьи» по мнению Л.Н. Толстого.

Объектом исследования данной работы будет являться сам текст романа Льва Николаевича Толстого “Анна Каренина”, а также дневники и письма писателя.

В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие конкретные задачи:

1) Изучить быт каждой семьи;

2) Рассмотреть личностные отношения героев в семье;

3) Рассмотреть положение семей в обществе;

Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В работе будут использоваться следующие методы исследования:

1) сравнение, аналогия

2) умозаключение

3) сопоставление

Лев Николаевич Толстой один из самых значительных русских писателей и мыслителей. Участник обороны Севастополя, просветитель, публицист, в конце жизни основатель нового религиозно-нравственного учения - толстовства. В конце 50-х Л.Н. Толстой познакомился с Софьей Андреевной Берс, дочерью московского доктора из остзейских немцев. Ему шёл уже четвёртый десяток, Софье Андреевне было всего 17 лет. Ему казалось, что разница эта очень велика, его любовь была бы невзаимной, брак был бы несчастлив и рано или поздно молодая женщина полюбила бы другого, тоже молодого, как и сама она человека. Исходя из волновавшего его личного мотива, он пишет свой первый роман, “Семейное счастье”, в котором сюжет развивается именно по этому пути. В действительности роман Толстого разыгрался совершенно иначе. Три года вынесши в сердце своём страсть к Софье, Толстой осенью женился на ней, и на долю его выпала самая большая полнота семейного счастья, какая только бывает на земле. В лице своей жены он нашёл не только вернейшего и преданного друга, но и незаменимую помощницу во всех делах, практических и литературных. По семь раз она переписывала без конца им переделываемые, дополняемые и исправляемые произведения, причём своего рода стенограммы, то есть не окончательно договорённые мысли, не дописанные слова и обороты под её опытною в дешифрировании этого рода рукою часто получали ясное и определённое выражение. Для Толстого наступает самый светлый период его жизни - упоения личным счастьем, очень значительного благодаря практичности Софьи Андреевны, материального благосостояния, величайшего, легко дающегося напряжения литературного творчества и в связи с ним небывалой славы всероссийской, а затем и всемирной.

1. Личностные отношения героев романа

1.1 Семья Карениных

Анна Каренина – светская замужняя женщина, а также мать восьмилетнего сына. Анна занимает высокое положение в обществе благодаря своему мужу. Она живет, так же как и все из ее окружения, обычной светской жизнью. Но Анна отличается от остальных светских людей. Она не умеет лицемерить. Анна всегда чувствует фальшь окружающих отношений, и это чувство усиливается после встречи с Вронским.

Алексей Александрович Каренин – муж героини, высокопоставленный петербургский чиновник. Основные черты характера – рассудительность, обладает силой воли. В начале романа Алексей Александрович Каренин – преуспевающий чиновник, постоянно поднимающийся по службе и укрепляющий свое светское положение. Он очень влиятельный человек, уважаемый в обществе за порядочность, честность, справедливость и трудолюбие.

Семья Карениных в романе раскрывает следующий тип отношений. Героиня романа Долли вспоминает, что ей «не нравился самый дом их; что-то было фальшивое во всем складе их семейного быта». Для Алексея Александровича Каренина семья – это узаконенная форма отношений. Каренин понимает, что он бессилен, что «все против него и что его не допустят сделать то, что казалось ему теперь так естественно и хорошо, а заставят сделать то, что дурно, но им кажется должным». Мнение людей, традиции общества оказываются для него наиболее значимы, ведь человек этот живет разумом. Таким образом, семейная жизнь Анны приобретает более глубокий смысл. Речь идет уже о столкновении человеческой души.

Анна же сравнивает мужа с бездушным механизмом, называет его “злой машиной”. Каренин страдает от измены жены, но как-то очень своеобразно, хочет “отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни”. Теперь он со своей стороны жестко и непримиримо рвет внутренние узы, которые их соединяли: “Без чести, без сердца, без религии, испорченная женщина!.. Я ошибся, связав свою жизнь с нею... Мне нет дела до нее”. Он живет умом, а не сердцем. Его ненависть к Анне подсказывает ему путь жестокого отмщения ей. Алексей Александрович Каренин разлучает главную героиню с горячо любимым сыном Сережей. Анне приходится выбирать, и она делает “шаг” к Вронскому, но это очень узкий путь, он ведет к пропасти. Анна ничего не хочет менять в своей жизни, но она уже сделала этот “шаг”. Она идет по выбранному ею пути, страдая и мучаясь. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хочет уйти от них. Просто жить счастливо: любить и быть любимой

Каренин не “злая машина”, как в порыве отчаяния называет мужа Анна. Толстой показывает его искренность, человечность в сцене примирения с женой. Даже Вронский признает, что в минуту примирения Каренин был “на недосягаемой высоте”. Ведь отношения с Карениным до увлечения Вронским у нее были мягкие, ровные, уважительные, действительно семейные отношения, когда двое пытаются стать единым целым, живут переживаниями, радостями и горестями другого – такие отношения, о которых мечтает Вронский, и от чего Анна надрывно и резко отказывается: “Отчего ты, хвастаясь своей прямотой, не говоришь правду? – Я никогда не хвастаюсь и никогда не говорю неправду, - сказал он тихо, удерживая поднимавшийся в нем гнев. – Очень жаль, если ты не уважаешь... – Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь. А если ты не любишь меня, то лучше и честнее это сказать”. Отношения с Вронским постепенно накаляются. Анна ведет себя как ревнивая и страстная любовница, желающая удержать любимого мужчину при себе, владеть им полностью, до конца. Вронский в одиночку пытается наладить семейную жизнь, вести себя с Карениной как разумный, терпеливый муж, что Анну каждый раз выводит из себя: “в нежности его теперь она видела оттенок спокойствия, уверенности, которых не было прежде и которые раздражали ее”. Вронскому так и не удается наладить отношения с Анной. Он не знает как правильно повести себя с ней в этой ситуации.

Сам же автор осуждает Анну не за то, что она со всей смелостью сильного и прямого человека бросила вызов обществу, а за то, что она посмела ради личного чувства разрушить семью. Читая главы романа, посвященные Анне, мы видим, что причины ее поступков кроются не только в ее гордом характере, но и в том общественном давлении на героиню, которым связана женщина в обществе. “Законы” этого общества лишают Анну всякой самостоятельности. Вронский видел это и пытался помочь Карениной, но у него ничего не получалась. А беспомощность Вронского угнетала и злила Анну, но она тоже ничего не могла поделать. Ее личная жизнь рушилась, а с жизнью рушился и внутренний мир.

1.2 Семья Левиных

Идеальный пример семьи, которую пытается создать Вронский, – это семья Левина и Кити.

Константин Левин – помещик, живет в деревне, ведет большое хозяйство. Он стремится образовать жизнь, в основе которой будет любовь, он верит в личное счастье и в счастье всех людей, которые его окружают. Семья для Левина – самое глубокое проявление чувств, какое только возможно между людьми. Любовь всей его жизни, Кити, девушка, выбранная им, от которой зависит его судьба. Для Вронского Кити, еще не понявшая себя и свою любовь, всего лишь девушка, которой он вскружил голову. Он решается сделать предложение Кити Щербацкой, но получает отказ. Этот отказ глубоко ранил его. После долгих страданий и испытаний судьба вновь сводит его с Кити. В этот раз она приняла предложение от Константина и начала подготовку к свадьбе.

Константин Левин – воплощение самого Льва Николаевича Толстого. Сама фамилия, которую писатель произносил с ударением на букву «ё», указывает на связь с автором, на автобиографические истоки.

Кити Щербацкая – княжна, красивая молодая девушка из хорошей семьи, младшая сестра Долли Облонской. Она мила и хороша собой. Граф Вронский начинает ухаживать за девушкой, и она отвечает ему взаимностью. В это же время Константин Левин делает ей предложение, и она отказывается, не желая обидеть его, так как она не чувствует привязанности к нему. Вскоре Вронский уезжает, так и не сделав Кити предложение, которого она так долго ждала. После отъезда Вронского она чувствует себя брошенной и униженной. В связи с плохим самочувствием Кити и ее депрессией, родители решаются взять ее собой за границу, где она знакомится с воспитанницей госпожи Шталь, Варенькой. Благодаря Вареньке, Кити наполнилась духовной жизнью, стремилась помочь людям. Из заграницы Кити возвращается уже здоровой, но уже не такой веселой как прежде. Судьба вновь сводит ее с Левиным, на которого она взглянула по-новому. Левин снова делает ей предложение, и она соглашается. После свадьбы она становится счастливой женой, во всем поддерживающей мужа. Она проявляет себя великолепной хозяйкой, устраивая быт молодой семьи. Кити помогает своему любимому супругу ухаживать за больным братом до самой его смерти. После того как Кити родила первого ребенка, она стала ещё и заботливой матерью.

В образе Кити Щербацкой воплощены черты идеальной жены, представления самого писателя. Красивая, добродушная женщина, которая устраивает свой домашний очаг и оберегает его. Кити является самой счастливой героиней романа. У нее в жизни есть все, о чем мечтает каждая девушка, женщина. Образ Кити принадлежит к лучшим женским образам русской литературы. Кроткие правдивые глаза, в которых выражалась доброта ее души, придавали ей особенную обаятельность – за все это Константин полюбил свою жену. Исходя из этого, я могу сделать вывод, что семья Константина Левина и Кити является примером счастливой пары, людей, нашедших свою половинку, готовых в любую минуту прийти друг другу на помощь.

1.3 Семья Облонских

Степан Аркадьич (Стива) Облонский – родной брат Анны Карениной. Стива женат на Долли, то есть Дарье Александровне, старшей сестре Кити Щербацкой. У них пятеро детей. Облонский – очень добродушный, общительный, веселый человек. Он всегда чувствует себя здоровым и цветущим. Он не завидует, никогда не обижается, не ссорится ни с кем, но также не любит трудиться и напрягаться, поэтому часто ленится на работе. Стива обладает красивой внешностью. Он интересуется женщинами, влюбчив и изменяет жене. В своей измене он признается Доли, но не раскаивается, а переживает только о том, что не сумел скрыть ее от жены, причинил ей душевную боль. Долли дорога Стиве, но она уже не так привлекательна, как раньше, измученная кучей детей и домашним хозяйством. Он считает, что жена должна относиться к его изменам снисходительно. Он любит проводить время с детьми, но Долли уделяет им больше времени.

Дарья (Долли) Александровна Облонская – жена Стивы Облонского, родного брата Анны. Долли вышла замуж по любви, но в ее семье очень много проблем. Долли замучена безденежьем, заботами о детях, которые приходится нести ей одной. Она носит заплатанные кофточки, чтобы сэкономить, все силы отдает детям. Из-за вечных забот Долли потеряла свою привлекательность. Она стала не опрятна, на что муж стал обращать внимание и начал изменять ей. Долли просто в ужасе от измен, она не может простить их. Она перестала уважать мужа, даже его веселое настроение периодически начинает ее раздражать. Супруги то ссорятся, то мирятся. Но она чувствительна, нежна, верна и предана, она очень любит детей и заботится о них. Именно эти качества должны быть у настоящей женщины. У нее большое сердце, она искренне любит людей и предпочитает никого не осуждать, даже поступки мужа.

Семья Облонских не идеальна, но это люди, которые преодолевают препятствия, непонимание друг друга. Часто они наступают на те же грабли, но, насколько могут, стараются прощать друг друга, любить и растить детей вместе.

2. Быт и положение в обществе

2.1 Семья Карениных

Анна и Алексей Каренины прожили вместе восемь лет, но об их брачной жизни в романе сказано совсем мало. Например, неизвестно, как долго Анна была “губернаторшей” и когда она с мужем переехала в Петербург. Поселившись в столице, Анна свободно и легко вошла в высшее общество ее мужа. Ей был открыт доступ в три различных круга избранных лиц петербургского света, где, по словам автора, она “имела друзей и тесные связи”. Один состоял из высокопоставленных правительственных чиновников, тесно связанных по службе с Карениным. С гораздо большей охотой Анна появлялась в том круге, центром которого была графиня Лидия Ивановна. Туда Анна обычно приезжала в сопровождении своего мужа, который ценил графиню. Особенно же тесно Анна была связана с людьми “партии крокета” – с кругом княгини Бетси Тверской. В этот салон, объединявший сливки петербургского света, Анну ввела его хозяйка, княгиня Бетси, которая была дальней родственницей Анны, – женою ее двоюродного брата – и являлась Вронскому двоюродной сестрой. Анна часто посещала этот салон, который в дальнейшем стал местом ее встреч с Вронским. Анна, будучи замужем, предавалась обычным светским развлечениям и удовольствиям, для которых у нее было много свободного времени. Она не похожа на барышень и дам петербургского света тем, что отличалась скромностью своего поведения и супружеской верностью. Хотя и было заметно что-то “фальшивое во всем складе их семейного быта”, однако внешне быт Анны с Карениным выглядел вполне благополучным и очень спокойным.

Одним словом, до определенного времени Анна ничем и никак не выражала неудовлетворенность своей семейной жизнью с Карениным, своей судьбой и своим положением в светском обществе. Каренин далеко не идеальный муж, и он был ей не пара. Но все-таки не следует забывать, что жесткие суждения пришли Анне на ум уже после ее измены Каренину. После этого она потеряла все: семейную жизнь, высокое место в обществе, но приобрела любовь, которая перекрыла все потери.

2.2 Семья Левиных

В первые же дни своей семейной жизни Кити занялась хозяйством, “весело свивая свое будущее гнездо”. Левин мысленно упрекал ее в том, что “…у нее нет серьезных интересов. Ни интереса к моему делу, к хозяйству, ни к мужикам, ни к музыке, в которой она довольно сильна, ни к чтению. Она ничего не делает и совершенно удовлетворена”. Кити же защищала себя от упрёков мужа, ведь она готовилась к важному периоду своей жизни, когда “она будет в одно и то же время женой мужа, хозяйкой дома, будет носить, кормить и воспитывать детей”. После родов Кити, Левин, едва сдерживая слезы радости, стоял на коленях и целовал руку жены. В этот момент он был счастлив как никогда. После рождения младенца, Левин, несмотря на увещевания близких людей и удивление крестьянских мужиков, берёт в руки косу и работает наравне с ними. Он не боится физического труда, любит деревенскую жизнь, ответственно относится к своему хозяйству и считает каждую копейку. Таковой оказалась и хрупкая Кити. Она без отвращения ухаживает за умирающим братом Николаем, стойко вынося усталость и бессонные ночи. Жизнь Кити и Левина полноценна, поэтому им некогда скучать, незачем ездить в город на балы, не интересны светские сплетни и разные денежные забавы.

2.3 Семья Облонских

Семья Облонских постоянно переживает какие-то трудные жизненные ситуации. Долли, замученная хозяйством и детьми, погрязшая в быте, вечно беременная и рожающая, уже не представляет для мужа никакого интереса.

Сам же Стива порхает от одной “любви” к другой и чувствует, что жена знает о его похождениях и смотрит на них сквозь пальцы. Семейные дела и проблемы Стиву не заботят – ими, как и воспитанием детей, занимается только Долли. Заботы Стивы составляют организация хороших обедов для друзей и близких, содержание любовниц, ставки на скачках и прочие мелкие радости. Стива погряз в долгах настолько, что его жена с многочисленными детьми считает каждую копейку, выискивая товары подешевле, штопает одежду и ищет способы, как выплатить мелкие долги дровянику, рыбнику, башмачнику. Долли с детьми в деревне, в старом, гнилом доме с протекающей крышей, без еды и денег. Стива же, который живет в городе, в письмах на все жалобы жены обещает приехать при первой же возможности, прося прощение за все свои проступки. Не дождавшись помощи от мужа, Долли сама, как может, налаживает свой быт.

Семьи как таковой у Облонских нет, так как Стива все разрушил своими же руками. Долли из-за поведения мужа стала для детей и мамой, и папой. Она лишь хотела, чтобы ее дети росли и ни в чем не нуждались.

Заключение

«Идеальная семья», по мнению Л.Н. Толстого, - это семья, которая, основана на любви, прощении, доверии между супругами. Ведь именно родным людям мы привыкли, прежде всего, все прощать, терпеть от них обиды, забывать причиненное ими зло.

В первой главе говорится о личностных качествах героев, о том, какие отношения складываются между двумя людьми, которые создали семью. Мы узнаем об их личной жизни. Во второй главе говорится о положении героев в обществе, об их интересах и увлечениях.

Данное исследование помогло нам выявить «идеал семьи» для Льва Николаевича Толстого. Примером идеальной семьи в романе является семья Левиных, которая живет в душевной гармонии, в любви и верности. В данной работе были рассмотрены три модели семейных отношений. Тема данного исследования является актуальной, т.к. каждую из таких моделей мы можем встретить в современном обществе.

Роман Льва Николаевича Толстого помогает читателю понять, на чем должны быть основаны отношения, что должно являться приоритетом в семейной жизни. Л.Н. Толстой утверждал, что “род человеческий развивается только в семье”. Семья для человека есть основание для счастливой жизни. Она необходима каждому человеку. И примером этому являются Константин и Кити Левины.

Список использованной литературы:

1. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. - Репринт. воспроиз. изд. 1928 - 1958 гг. - М.: Изд. центр “Терра”, 1992. - Т. 18, 19, 20. Анна Каренина: роман.

2. Линков В.Л. Мир человека в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. - М.: Изд-во МГУ.

3. Бабаев Э.Г. “Анна Каренина” Л.Н. Толстого – “Роман широкого дыхания”. – В кн.: Бабаев Э.Г. Из истории русского романа XIX в. – М., 1984.

4. Толстой Л.Н. “Анна Каренина” М.,”Наука”,1970,1-4 том.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сиотанова Дарья, 11б класс

Сравнить три семьи (Облонских, Карениных и Левиных) и найти «идеал семьи» по мнению Л.Н. Толстого.

Изучить быт каждой семьи; Рассмотреть личностные отношения героев в семье; Рассмотреть положение семей в обществе.

Каренины? Левины? Облонские?

Идеал Не идеал Занимают хорошее положение в обществе. Измена Анны. Имеют устоявшиеся отношения. Для Алексея Александровича семья – лишь узаконенная форма отношений. Мнение света и традиции общества влияют на их отношения.

Идеал Не идеал Любовь. Начало отношений. Взаимопонимание между людьми. Долгие испытания и страдания от любви. Готовность прийти в трудную минуту на помощь.

Идеал Не идеал Умение забывать обиды. Измены Стива. Умение прощать друг друга. Нежелание Стивы вести дела.

Роман Льва Николаевича Толстого помогает читателю понять, на чем должны быть основаны отношения, что должно являться приоритетом в семейной жизни. Л.Н. Толстой утверждал, что “род человеческий развивается только в семье”. Семья для человека есть основание для счастливой жизни. Она необходима каждому человеку. И примером этому являются Константин и Кити Левины.

Анна Каренина

После окончания работы над романом «Война и мир» Лев Николаевич Толстой «увлекся» проблемами семьи и брака. Окружающая действительность того времени давала много материала о семейной жизни, и Толстой приступил к работе над новым романом «Анна Каренина».

Выдвинутая вначале тема семьи оказалась взаимосвязанной с общественными, философскими вопросами - произведение постепенно разрослось до крупного романа, в котором писатель отразил современную ему жизнь. Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно переплетается с миром зла. «Анна Каренина» - энциклопедический роман. Целая эпоха с её надеждами, страстями, тревогами. Настоящая жизнь для Толстого -- это страстное желание и умение человека жить жизнью всех людей, общей жизнью и каждой отдельной человеческой жизнью. Только такая жизнь для Анны Карениной и представляется настоящей.

Автор романа рисует свою героиню как замужнюю женщину, мать восьмилетнего сына, довольно прелестной и очаровательной. Анна Каренина замечательный образ цельной, непосредственной женщины, живущей чувством. В её движениях присутствует решительность и грация поражающая собою. Анна, человек сильный и жизнелюбивый. Она наделена самым ценным, с точки зрения Толстого, человеческим даром: даром общения, открытости для всех, понимания всех и сочувствования в буквальном смысле слова, то есть умения совместного чувствования с другими людьми. Это и создает поэтический мир Анны. В Анне Карениной воплощен образ человека, созданного для великой любви, но постигшего законы реальности, погубившей ее.

Анна произвела впечатление непохожей, на светскую даму или на мать восьмилетнего сына, но скорее походила на двадцатилетнюю девушку по гибкости движений, свежести и установившемуся на её лице оживлению, выбивавшемуся то в улыбку, то во взгляде, если бы не серьезное, иногда грустное выражение её глаз, которое поражало и притягивало Кити.

Она казалась многим, и даже самой себе хотела казаться, вполне счастливой, в действительности она была глубоко несчастна.

Тема одиночества в любви пронизывает весь роман. Ей также посвящена и вся история отношений Анны и Вронского. Любовь Анны и Вронского обречена в романе с самого начала и этому предшествует дурное предзнаменование - гибель сторожа под колесами поезда, прообраз гибели героини, гибели любви. Так уже само знакомство Анны с Вронским окрашено мыслью о смерти. И история любви оказывается историей смерти. Близость, установившуюся между Вронским и Анной, Толстой изображает как убийство.

С Вронским у нее связано представление о себе, как о любящей женщине, с Карениным -- как о безупречной матери их сына, и, о некогда верной жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой.

Встреча с Вронским решила судьбу Анны. Как не старалась Анна по возвращению домой, жить по прежнему, этому уже не дано было сбыться. Любовь к Вронскому заставила пересмотреть все её взгляды на свою супружескую жизнь: «…Я поняла, что не могу больше себя обманывать, что я живая, что я не виновата, что бог меня сделал такою, что мне нужно любить и жить». Неумение обманывать других людей, искренность и правдивость вовлекают ее в тяжелый конфликт с Алексеем Александровичем Карениным и светским обществом. Судьба Каренина - несомненно, трагична, и многое в ней заставляет жалеть его. Он страдает от измены жены, но как-то очень своеобразно. Он пытается «отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падение», и продолжает идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни. Он живет умом, а не сердцем. Его рациональность подсказывает путь жестокого отмщения Анне. Алексей Александрович Каренин разлучает Анну с горячо любимым ею сыном Сережей. В полубессознательном состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: -- «Я все та же... Но во мне есть другая, я ее боюсь -- она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся…» Героине приходится выбирать, и она делает свой выбор в сторону Вронского, но это губительный путь, который только сможет привести её к пропасти. Она идет по уготовленному ей пути, страдая и мучаясь. В единый узел противоречий сплелись любовь к любимому сыну, страсть к Вронскому, протест против нее светским обществом. Анна не в силах решить эти проблемы. Она хочет уйти от них. Она хочет жить счастливо: любить и быть любимой. Но для нее не достижимо простое человеческое счастье!

Вронский страстно полюбил Анну, это чувство заполнило всю его жизнь. Он защищает Анну перед светом, принимает на себя самые серьезные обязательства по отношению к любимой женщине. Во имя любви он жертвует военной карьерой: выходит в отставку и вопреки светским понятиям и нравам уезжает с Анной за границу. Чем больше Анна познает Вронского, тем сильнее она начинает его любить. Несмотря на полное осуществление того, чего он желал так долго, не был вполне счастлив… Попытки заняться политикой, книгами, живописью не дали результатов, и, в конце концов, уединенная жизнь в итальянском городе показалась ему скучной; было решено ехать в Россию.

Связь между Анной и Вронским прощалось ему, но не Анне. Дома и общества, в которых раньше она была желанной гостью, стали для нее закрытыми. Бывшие её знакомые отвернулись от нее. Лицемерно было все общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала честного, бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие, ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди судят Анну. Старая тетка Анны говорит Долли: «Их будет судить бог, а не мы». Сергей Иванович Кознышев, встретившись с матерью Вронского, в ответ на осуждение Анны говорит: “Не нам судить, графиня”.

Каренин не мог и не хотел понять, что делалось в душе Анны, так и Вронский был очень далек от этого. Любя Анну, он всегда забывал то, что составляло самую мучительную сторону его отношения к ней, - ее сына с его вопрошающим, противным, как ему казалось, взглядом. Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Она ради него и его честолюбивых планов пожертвовала всем: покоем, положением в обществе, сыном. Следовательно, привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь. Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну. Анна была с ним и потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще возникали недоразумения, конфликты, споры. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был прав, а Анна не права. При каждом отъезде Алексея Вронского, Анна Каренина терзалась в сомнения о его верности.

Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и другой. Разговаривая с Долли, Анна признается: «Ты пойми, что я люблю, кажется, равно, но обоих больше себя, два существа - Сережу и Алексея. Только эти два существа я люблю, и одно исключает другое. Я не могу их соединить, а это мне одно нужно. А если этого нет, то все равно. Все, все равно…» Судьба двух героинь как два противоположных варианта судьбы русских женщин. Одна смирилась и потому несчастлива, другая, напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива.

Она потеряла все, к чему стремилась и что обрела, окружающая действительность предстала пред ней во всем своем страшном безжалостном облике, заставив шагнуть на перрон вокзала. Своей смертью она хотела наказать Вронского за свои мучения, переживания, страдания: «Туда! - говорила она себе, глядя в тень вагона, на смешанный с углем песок, которым были засыпаны шпалы, - туда, на самую середину, и я накажу его и избавлюсь от всех и от себя».


Герои семейного романа
В 1877 году, заканчивая работу над романом, Толстой говорил Софье Андреевне: «... в «Анне Карениной» я люблю мысль семейную».
Эту фразу я видела во многих прочитанных мною критических статьях, эссе, рецензиях и других работах, посвященных «Анне Карениной». Практически все авторы разбирали и сравнивали 2 семьи, описанные в романе, – Карениных и Левиных. Позволю себе не согласиться с таким подходом. По сути, Толстой описал и подробно осветил жизнь 4-х семейных пар и каждого ее члена: 3 из них освящены узами брака – это семьи Облонских, Карениных и Левиных и внебрачный семейный союз, который сегодня называется «гражданским браком», - Карениной и Вронского. 4 супружеские пары – 4 вида семей.
Семья Облонских.
Стива
Обычно 34-летнего князя Степана Аркадьича Облонского (Стиву) видят добрым, простодушным, любвеобильным бодрячком, этаким неунывающим, славным эпикурейцем, любящим жизнь во всех ее проявлениях. И на первый взгляд, он, действительно, таков. Как я уже говорила, Толстой наградил Стиву собственной любвеобильностью. Жена Стивы, Долли, замученная хозяйством и детьми, погрязшая в быте, вечно беременная и рожающая, уже не представляет для мужа никакого интереса. Стива порхает от одной «любви» к другой, искренне веря, что жена знает о его похождениях и смотрит на них сквозь пальцы.

Известно, что и сам Л. Толстой имел многочисленные добрачные связи с многочисленными знакомыми барышнями, юными крестьянками, женской прислугой в доме и даже одной цыганкой. Во время супружества он также не соблюдал клятвы верности своей беременной или только что родившей жене, которая не могла делить с ним супружеское ложе (а у Толстых родилось 13 (!) детей, пять из которых умерли в детстве). В эти периоды Толстой увлекался очередной горничной или кухаркой, а то и посылал, по старой своей барской привычке, в деревню за солдаткой... Во всех этих отношениях не усматривается никакого серьезного чувства писателя к женщинам, лишь плотское влечение, из-за которого он вечно испытывал угрызения совести и с которым постоянно боролся. Всякий раз Лев Николаевич раскаивался, что опять «подпал чувственному соблазну». Но дух не мог устоять перед «искусом плоти».

Стива же, в отличие от своего прототипа, со своими влечениями не боролся, а, напротив, искал им всяческие оправдания. Минутное искреннее раскаяние сменялось очередным увлечением. Оправдывая своего героя (а быть может, частично и себя), Лев Толстой признаётся устами Стивы: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!»
Разумеется, что ни Софья Андреевна, ни ее литературный образ – Долли, не могли спокойно относиться к постоянным изменам супругов. Ссоры заканчивались истериками, любовь постепенно уходила из этих отношений.

Тон, которым Толстой описывает этого героя, с самого начала ироничен. По мере же продвижения романа, в нем явно прослеживаются саркастические нотки.
Облонский, как и все персонажи книги, показан со всех сторон: семейной, социальной, психологической. И постепенно с этого образа слетает налет игривости, и обнажается, в общем-то, неприятная сущность недалекого, поверхностного, достаточно пронырливого и эгоистичного человека.

Семейные дела и проблемы Стиву не заботят – ими, как и воспитанием детей, занимается только Долли. Хозяйственными вопросами Стива не утруждается – это тоже на плечах его жены. Заботы Стивы составляют организация хороших обедов для друзей и близких, содержание любовниц, ставки на скачках и прочие мелкие радости.

Стива Облонский придерживался либерального направления, как и многие из его круга. Кроме того, либерализм был «ближе к его образу жизни». «Либеральная партия говорила, что в России все дурно, и действительно, у Степана Аркадьича долгов было много, а денег решительно недоставало. Либеральная партия говорила, что брак есть отжившее учреждение и что необходимо перестроить его, и действительно, семейная жизнь доставляла мало удовольствия Степану Аркадьичу и принуждала его лгать и притворяться, что было так противно его натуре. Либеральная партия говорила, или, лучше, подразумевала, что религия есть только узда для варварской части населения, и действительно, Степан Аркадьич не мог вынести без боли в ногах даже короткого молебна и не мог понять, к чему все эти страшные и высокопарные слова о том свете, когда и на этом жить было бы очень весело» - великий Толстой актуален во все времена!

«Трудится» Стива в «одном из московских присутствий» в должности председателя с хорошим жалованьем. Это место он получил через своих многочисленных родственников и знакомых, т.е. «по блату». Делом своим занимается он с «совершенным равнодушием», не особенно утруждаясь. Но, несмотря на хорошее жалованье и "достаточное состояние жены", Стива погряз в долгах настолько, что его жена с многочисленными детьми, княгиня (!), считает каждую копейку, выискивая товары подешевле, штопает одежду и ищет способы, как выплатить мелкие долги дровянику, рыбнику, башмачнику…
Показательна одна сцена в романе – житье Долли с детьми в деревне, в старом, гнилом флигеле с протекающей крышей, без достаточного пропитания. Стива же, оставшийся в городе, в письмах на все жалобы жены обещал приехать при первой же возможности, прося прощение за свою нераспорядительность и не подготовку условий проживания. Не дождавшись помощи от мужа, Долли сама, как могла, налаживала свой быт. Муж ехал к ней долго…

Чтобы вылезти из долгов, Стива постепенно распродает женино наследство. Он задарма продает лес богатому купцу Рябинину, не отвлекаясь на «мелкие» подсчеты, не торгуясь, отмахиваясь от слов Левина: «У детей Рябинина будут средства к жизни и образованию, а у твоих, пожалуй, не будет!».
Какая судьба ждет детей разоряющегося Облонского, на что они будут жить в дальнейшем? Эти вопросы отца семейства мало интересуют.

Скорее всего, до полной распродажи имений Облонских осталось не так много времени. Жить многочисленное семейство будет только на жалованье Стивы, но, зная его мотовство, затянуть пояса придется еще туже. Средств к существованию своих детей в дальнейшем безалаберный глава семьи не оставит, и выросшие дети, вынужденные зарабатывать на жизнь своим трудом, вольются в слой городских разночинцев. Смогут ли они получить хорошее образование и протекции для получения денежных мест? Кто знает, кто знает, жизнь в пореформенной России менялась стремительно, при зарождении капитализма на сцену выходили люди нового типа, тесня дворян с насиженных мест.

Своим образом жизни Стива мне очень напоминает еще одного прожигателя жизни, демагога и бесплодного мечтателя, все свое состояние «проевшего на леденцах» - безответственного Гаева, героя чеховского «Вишневого сада». Вот уж Чехов на сарказм в отношении этого персонажа не поскупился, выпукло и ярко показав всю его деградацию и пошлость. По сути, Гаев – это типаж Стивы Облонского через 30 лет («Вишневый сад» был написан в 1903г.). Несомненно, Чехов прекрасно знал роман «Анна Каренина», уж очень некоторые персонажи и коллизии «Вишневого сада» напоминают и как бы продолжают некоторые линии «Анны Карениной».

После продажи вишневого сада Гаев устраивается служащим в банке, на что купец и предприниматель Лопахин с сомнением замечает: «только ведь не усидит, ленив очень...».
Почти разоренный Стива устроился получше: помимо имеющегося места начальника в московском присутствии, он выхлопатывает себе еще одну синекуру с очень хорошим доходом – место члена от комиссии соединенного агентства кредитно-взаимного баланса южно-железных дорог и банковых учреждений. Стиву не смущает то, что должность эта требовала от претендента больших знаний и деловитости, чего у Облонского никогда не было, он вовсе не мучается сознанием того, что хочет занять чужое место. Мало этого, Стиве отказывает в протекции Каренин, прямо заявив, что «…жалованье есть плата за товар, и оно должно подлежать закону требованья и предложенья. Если же … в директоры банков общества определяют с огромным жалованьем правоведов, гусаров, не имеющих никаких особенных специальных сведений, я заключаю, что жалованье назначается не по закону требования и предложения, а прямо по лицеприятию. И тут есть злоупотребление, важное само по себе и вредно отзывающееся на государственной службе …».
До этого разговора Стива, «потомок Рюрика, князь Облонский», униженно сидел два часа в приемной у «жида» – банкира-еврея, вместе с другими посетителями, чтобы и у этого банкира испросить протекцию, в которой Облонскому так же было отказано.
Но Стива не брезглив и неутомим: оббегав других родственников и знакомых, он все-таки выбил себе вожделенное теплое местечко.
Усидит ли? Ведь тоже ленив и мало образован, как и Гаев. Впрочем, пока у Стивы есть связи, они его выручают.

При таком супруге Долли безропотно несет свой крест: занимается хозяйством, растит детей; с тревогой глядя в будущее, пытается спасти от продажи остатки своего наследства. Безоглядная любовь к мужу проходит, сменяется трезвым взглядом и пониманием его безалаберности. И при этом… она продолжает рожать! После жуткой ссоры со Стивой из-за открывшейся его измены и последующего затем примирения Долли забеременела очередным, шестым по счету, ребенком. Высказывание Анны о своем нежелании больше иметь детей повергает Долли в ужас. Этого она понять просто не может, а посему семья Облонских будет с каждым годом увеличиваться.

Вот так неторопливо, по течению, идет жизнь вполне традиционной патриархальной семьи.

P.S . То, что Стива Облонский стремится занять теплое местечко именно в комиссии соединенного агентства кредитно-взаимного баланса южно-железных дорог и банковых учреждений и резкая отповедь Каренина по поводу «правоведов» и «гусаров» в «директорах банков» вовсе не случайно.
Историческая справка
Громадную роль в индустриальном развитии пореформенной России играли рост механизированного транспорта и в первую очередь создание сети железных дорог. Наличие дорог стимулировало развитие молодой российской промышленности. Правительство разработало широкую программу железнодорожного строительства, предусматривавшую, прежде всего, соединение хлебопроизводящих районов страны судоходными реками и портами Черного и Балтийского морей. Преследовалась цель создать благоприятные условия для предпринимательского помещичьего хозяйства. Также железные дороги должны были выполнять и важную стратегическую функцию - быструю доставку войск из центра к западным границам.

Еще в 1857 г. было создано Главное общество российских железных дорог, учредителями которого были крупные банкиры А. Л. Штиглиц, С. А. Френкель и др. Общество ставило задачей с помощью международного банковского капитала ускорить строительство железнодорожных веток. К 1862 г. им были построены стратегическая Петербургско-Варшавская дорога и Московско-Нижегородская, связывающая два главных торговых центра России.

В 1860-е гг. правительство учредило специальное акционерное общество, выдававшее концессии(1) на строительство железных дорог. Железнодорожные концессии утверждались лично императором.
Концессии на постройку и эксплуатацию железных дорог выдавались частным лицам и земствам. Кроме того, в частные руки передавались и железные дороги, построенные на средства казны.
Россия вступила в период активного железнодорожного предпринимательства и учреждения акционерных обществ («железнодорожная лихорадка», «концессионная горячка»). В этот период железнодорожного бума была создана сеть железных дорог, которая включала 4 основных узла: Московский, Прибалтийский, Азово-Черноморский и Западный. Было учреждено свыше полусотни обществ, благодаря которым протяженность железных дорог увеличилась в 5 раз.
К 1871 г. почти все железные дороги находились в частных руках.
К середине 70-х гг. XIX в. из 17,7 тысяч верст только 63 версты принадлежали казне, остальные – частным обществам.

Начало железнодорожному буму положила предпринимательская активность П.Г. фон Дервиза по строительству Рязанско-Козловской железной дороги. Это предприятие принесло Дервизу огромную прибыль. Его предпринимательский успех (по мнению современников, инспирированный правительством с целью раскручивания частного предпринимательства), дающий надежду быстрого обогащения, способствовал тому, что в железнодорожный бизнес ринулись представители дворянства, чиновничества, военных, купечества.

Именно в этот период в России появляется группа «железнодорожных королей». В их руках оказались главные железные дороги, коммерческие банки и промышленные предприятия. Им служили путейские и строительные инженеры, адвокаты, чиновники, журналисты. Эти «короли» имели серьезное влияние на общество и на правительство.
К числу «железнодорожных королей» относились П.Г. фон Дервиз, К.К. фон Мекк, С.С. Поляков, П.И. Губонин, В.А. Кокорев, И.С. Блиох, Л.Л. Кроненберг.

В период «концессионной лихорадки» правительство предоставляло концессионерам широкую свободу действий и льготные кредиты, выдавало им ссуды, субсидии, премии, разработало систему льготного страхования доходов по железнодорожным ценным бумагам. Казна гарантировала железнодорожным дельцам ежегодную 5-процентную прибыль.

Строительство железных дорог, так необходимых России, оказалось «золотым дном» для взяточников всех мастей. В мемуарной литературе есть множество свидетельств тому, что выдача концессий, продажа земель под железнодорожное строительство были напрямую сопряжены с вымогательством и взяточничеством.
Продажа земли по ценам значительно выше рыночных была важным источником дохода, как земских учреждений, так и представителей сановной аристократии. Разрешения на продажу выдавались высшими государственными сановниками и лицами, близкими к Александру II, за крупные взятки. Крупным владельцем акций на 7 млн. рублей нескольких железнодорожных обществ являлся и сам Александр II. По слухам, император также не гнушался взяток. Под влиянием министра двора графа Адлерберга Александр II утверждал передачу концессий на самых невыгодных для казны условиях.

Железнодорожные концессионеры очень быстро становились миллионерами с помощью массового расхищения государственных средств. По некоторым сведениям, 30–50% стоимости сооружения железных дорог составляли издержки по добыванию капитала, значительная часть этих издержек уходила на взятки.
По подсчетам исследователей, «фон Дервиз и К°» при реализации концессии Рязанско-Козловской железной дороги присвоили 49% основного капитала – 7,3 млн рублей. С.С. Поляков с помощью «верхов» добился подряда на строительство Козловско-Воронежской железной дороги длиной в 170 верст. Благодаря протекции графа И. М. Толстого стоимость каждой версты превысила реальную цену в 8,5 раз. На этом Поляков сколотил капитал, а граф И. М. Толстой за свое содействие получил крупный пакет акций.
Также строились железнодорожные ветки, не имевшие ни экономического, ни иного значения. И т.д. и т.п.

Железнодорожные «короли», тесно связанные с правительственным аппаратом и придворными кругами, строили быстро и много дешевле, чем казна, постоянно и грубо нарушали правила производства работ, не соблюдали технические условия, возводили дешевые деревянные мосты и укладывали рельсы, которые могли выдержать только легкие составы. Большинство железных дорог России не были оснащены необходимым для безопасного движения оборудованием, следствием чего были частые катастрофы. Скорость движения составов, как товарных, так и пассажирских, была много ниже расчетной.

В 1873 г. министр путей сообщения А. П. Бобринский (потомок Екатерины II и Г. Г. Орлова) так определил состояние железнодорожного дела в стране: «Существование многих наших железнодорожных обществ - мнимо; фирмы их - фальшивы; правления их - неправильны; акционеры их - подставные; акции их - не реализованы, а Министерство путей сообщения вынуждено оставаться безвластным свидетелем действий, прикрытых законными формами, но противных целям правительства, предприятия и казны». В канун русско-турецкой войны (1877-1878) военный министр Д. А. Милютин констатировал, что железные дороги страны находятся в кризисном состоянии и «при введении армии на военное положение они окажутся решительно несостоятельными и поставят государство и армию в весьма большие затруднения». Министр усматривал в этом «большую национальную опасность».

К концу 70-х гг. XIX в. железнодорожное хозяйство России оказалось в глубоком кризисе.
Несмотря на рост железнодорожной сети, железные дороги России слабо удовлетворяли экономические и военно-стратегические потребности страны. Из-за махинаций и продажности железнодорожных дельцов, дороги в техническом отношении были в неудовлетворительном состоянии и обходились государству чрезвычайно дорого (например, почти в 2 раза дороже, чем лучшие магистрали Германии). К 1880г. была построена железнодорожная сеть протяженностью 23 тыс. км, которая охватила около половины территории Европейской России, но эксплуатировалась она крайне небрежно, и ее долг казне превысил один миллиард рублей.

Финансовая несостоятельность частных фирм и неудовлетворительная эксплуатация ими железнодорожного хозяйства заставили правительство выкупить дороги в казну (за астрономическую для того времени сумму – 1150 млн рублей), провести реорганизацию и централизацию железнодорожной сети, решить проблему снабжения и бесперебойного функционирования железных дорог.
В 1880 г. императором был утвержден Общий Устав российских железных дорог, который упорядочил технико-эксплуатационные условия железнодорожного дела и поставил его под жесткий правительственный контроль. При Александре III в 1889 г. в Министерстве финансов был создан Департамент железнодорожных дел, среди функций которого был финансовый надзор за деятельностью всех частных железных дорог.

Таким образом, с 1880г. правительство вновь вернулась к казенной постройке железных дорог, а затем и к постепенному выкупу частных железных дорог: к 1895 г. 60% железнодорожной сети было уже в казенном ведении, и жесткий правительственный контроль был установлен над железными дорогами, остававшимися в частном владении. Мероприятия государства в 80–90-е гг. XIX в. не означали запрещения железнодорожного грюндерства(2) и деятельности акционерных обществ. В ходе выкупа в казну частных железных дорог выделились общества, на которые этот выкуп не распространялся. Они были укрупнены за счет поглощения мелких железных дорог.

О быстром росте железнодорожной сети в пореформенной России говорят следующие показатели: если к 1861 г. протяженность железных дорог составляла 1,5 тыс. верст, то к 1871 г. - свыше 11 тыс.; к 1881 г. - более 22 тыс., к 1891 г. - 30 тыс.; а к 1901 г. - уже 58 тыс. верст.
В конце 60-х - начале 70-х годов были введены в строй такие важные линии, как Москва - Курск, Курск - Киев, Курск - Харьков, Харьков - Одесса, Харьков - Ростов, Москва - Ярославль, Ярославль - Вологда, Москва - Тамбов, Тамбов - Саратов, Москва - Брест, Брест - Киев. Таким образом, в начале 70-х годов центр России был связан с северными, поволжскими черноземными губерниями, с портами Черного и Балтийского морей, а Москва превратилась в крупнейший железнодорожный узел страны.

В железнодорожном бизнесе ярко проявилась особенность российского предпринимательства – его зависимость от казенной поддержки. Это отличает российских предпринимателей от самодеятельных и предприимчивых западных бизнесменов. Однако следует принимать во внимание и тот факт, что в России, в отличие от стран Запада, был острый недостаток капиталов. Поэтому быстрое сооружение железных дорог на российских просторах было возможно только при государственной гарантии доходности вложенных в дело частных капиталов.
_________________________________________________________
(1) Концессия, концессионное соглашение - форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.
(2) Грюндерство (от нем. Gründer - основатель, учредитель) – «учредительская горячка», массовая лихорадочная организация промышленных, строительных и торговых акционерных обществ, банков, кредитных и страховых компаний.