06.04.2024

Разбор сказки "гуси-лебеди". Сакральный смысл Русских народных сказок. Гуси-лебеди Анализ фольклорной сказки гуси лебеди


Гуси-лебеди

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди , подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.


Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
- Съешь моего ржаного пирожка - скажу.
- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше - стоит яблоня.

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка - скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.
- У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
- Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
- Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
- Гуси-лебеди ! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди .
- Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
— Яблоня, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
- Печка, матушка, спрячь меня!
— Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.

Гуси-лебеди


Сказочные белоснежные птицы из светлых Небесных миров, вестники и служители богов славянских. Помогают тому, кто делает благое дело и тому, кто их хорошо об этом попросит. Иногда служат Бабе Яге, потому что она знает их язык и умеет с ними общаться.
Во многих народных сказках древнейший помощник человека — птица. Наши предки Славяне поклонялись Небесным птицам и говорили, что после смерти душа человека превращается в такую птицу или улетает на ней в другое царство (иной мир) — Ирий Небесный.


В Древнем Риме, когда умирал император, отпускали на волю орла, чтобы он унёс его душу на Небо, в верхний мир.
У многих славянских Богов есть свои крылатые помощники: у Рода — белый сокол (покровитель Руси), у Перуна — орёл (покровитель витязей), у Макоши — уточка (покровительница семейного очага и благополучия), у Велеса — вещая птица Гамаюн.


До сих пор белая птица — образ мира на земле, образ чистой человеческой Души, образ чистой Любви и Верности. Один из самых прекрасных образов русских сказок — Царевна-Лебедь, одно из красивейших обращений к девушке — Лебедь Белая, Лебёдушка.


«Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках». («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

Источник «Сказочный словарь»

Сакральный смысл сказки.

В сказке «Гуси-лебеди » заложен замечательный смысл — нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Вообще, во многих сказках герой идет по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же. Здесь важно усвоить одну важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твое добро необязательно вернется к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться. И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, — помогать людям нужно просто так.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ (игра)

В игре участвуют от 5 до 40 человек.
Описание.
На одной стороне площадки (зала) проводят линию, отделяющую «гусятник», на другой стороне - линию, за которой находится «пастбище». Из играющих выбирают «пастуха» и «волка». Остальные - «гуси» и «лебеди». Они становятся в ряд в «гусятнике». «Пастух» располагается сбоку от «гусей», «волк» - посередине площадки. «Пастух» говорит: —Гуси-лебеди , гулять, пока волка не видать!

Все «гуси» и «лебеди» «летят на пастбище», подражая птицам. Как только «пастух» скажет громко:
«Гуси-лебеди , домой, серый волк за горой!», они убегают с «пастбища» в «гусятник», а «волк» ловит их до линии их «гусятника». Пойманных подсчитывают и отпускают в их «стадо» или они идут в «логово волка» и остаются там до его замены. Играют с одним «волком» 2-3 раза, затем выбирают нового «волка» и «пастуха» из непойманных. В заключение отмечаются лучшие «гуси» (ни разу не пойманные «волком») и лучший «волк» (сумевший поймать больше «гусей»). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси».

Правила.
«Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «гусятник» только после слов, сказанных «пастухом». Кто убежит раньше, тот считается пойманным.
«Волк» может ловить только после слов «под горой» и только до линии «гусятника». Дети любят в этой игре вести разговор между «пастухом» и «гусями»: после слов «серый волк за горой» «гуси» спрашивают:
- А что он там делает?
«Пастух» отвечает: «Гусей щиплет!»
- Каких?
- Серых да белых.
После последних слов «гуси» бегут домой в «гусятник».

Эту игру можно усложнить, введя в нее второго «волка», установив на пути передвижения «гусей» и «лебедей» препятствия в виде скамеек («дорога»), по которым надо пробежать или перепрыгнуть.
Водящий имеет право ловить убегающих только до линии «дома»; игрок, осаленный за линией, не считается пойманным.


Петрикова Маргарита, 8 класс

Анализ русской народной сказки "Гуси - лебеди". Можно использовать на уроке литературы

Скачать:

Предварительный просмотр:

РУССКАЯ ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА

КАК ОТРАЖЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО МИФА

(Выступление на школьном Дне Науки

Ученицы 8 класса Петриковой Маргариты. Учитель – Матсапаева Е.В.)

Человек с самых древних времён пытался осмыслить окружающий его мир, ответить на многочисленные вопросы

  1. о происхождении солнца и месяца, неба и звёзд, земли с её многочисленными реками и горами,
  2. о смене дня и ночи, времен года,
  3. о жизни и смерти,
  4. о происхождении животных и человека.

Пытаясь объяснить всё происходящее, человек создал мифы

О происхождении Вселенной,

О животном и растительном мире,

О происхождении человека,

О загробной жизни,

О добывании огня, происхождении ремёсел.

Таким образом, можно сделать вывод: миф – это произведение народной фантазии, объясняющее устройство мира, явления природы, смысл и причины происходящих событий (смена времён года, дня и ночи; стихийные бедствия; явления природы; смерть и т.д.)

Но наше представление о мифах чаще всего сводится к античным мифам, к богам и героям Древней Греции и Древнего Рима. Это можно объяснить тем, что именно об античных мифах сохранились высокохудожественные литературные памятники, наиболее известные самому широкому кругу читателей.

Эпоху Возрождения (15-16 вв.) можно назвать эпохой второго рождения и распространения мифов в Европе: оживился интерес к античности, проникают первые сведения о мифах арабов и американских индейцах.

Итак, наиболее известные мифы – мифы античного мира.

Но у наших предков - древних славян – тоже были свои, славянские мифы. Славяне, пытаясь понять и объяснить окружающий мир, олицетворяли его, представляя силы природы в виде живых существ – защитников(берегинь) и врагов(врагинь). В нашем языке до сих пор сохранились такие сочетания, как солнце встало, село, зашло, спряталось; ветер дует, ревёт, рвёт. Все эти выражения, как и сотни тысяч им подобных, мы можем назвать следами мифологических представлений славян. К сожалению, славянские мифы не дошли до нас, но многочисленные следы их остались в фольклоре, в большей степени – в волшебных сказках. Многие сотни лет шло превращение мифов в сказку.

Сказки пришли к нам из глубокой древности, и рассказывали их нищие странники, калики перехожие, отставные солдаты – словом, те, кто скитался по белу свету и передавал из уст в уста мудрость народную, складывающуюся веками.

Из этого можно сделать вывод: волшебная сказка – это переосмысленный миф, повествующий о том, как можно избежать неотвратимого действия враждебных сил природы, если человек уже очутился в положении невольного нарушителя.

Волшебная сказка «Гуси-лебеди» известна с детства. Эту сказку знаем наизусть. Но вряд ли догадываемся, какую сокровенную тайну хранит она! Как близка она к славянскому мифу, сколько мудрости народной пронесла она через века!

Хотелось бы несколько слов сказать об Александре Николаевиче Афанасьеве, историке и фольклористе, издателе «Народных русских сказок». Афанасьев А. Н. (1826-1871) – исследователь мифологии, автор многочисленных сочинений, в которых разъяснял и сопоставлял предания, обычаи, мифы наших предков. Окончив юридический факультет Московского университета, он принят на службу в Главный Московский архив министерства иностранных дел, что даёт ему возможность заниматься исследованием истории, права, литературы, народной поэзии, изданием произведений фольклора. Наиболее известными научными трудами исследователя являются «Древо жизни» и «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов».

Эта сказка начинается со слов: была «Жили старичок со старушкою; у них дочка да сынок маленький» (Так же начинаются многие народные сказки) Вы не замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети». Но как дети могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до 7-8 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.

Но вновь обратимся к сказке «Гуси-лебеди». Поехали старик со старухою на работу, а дочке наказывают, чтобы братца берегла. И за то привезут ей и булочку, и платьице справят. То есть, сказав эти слова, старики создали некий запрет. (Учёные считают, что вся жизнь первобытного человека была ограничена множеством запретов. Без разрешения нельзя было есть ту или иную пищу, пить те или иные отвары, покидать в одиночку становище, охотиться на то или иное животное. Нарушишь запрет – и придут в действие невидимые, злые, могучие силы.) Девочка не послушала совета старших, нарушила запрет - она оставила братца играть на травке под окошком, а сама побежала на улицу. «Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках…Кликала, заливалась слезами, причитывала, что худо будет от отца и матери, - братец не откликнулся…Девочка угадала, что гуси-лебеди унесли её братца, бросилась их догонять.»

Рассмотрим подробнее сказочный образ «гуси-лебеди».В славянской мифологии водоплавающие птицы: гуси, утки, лебеди – были особо почитаемы, так как именно на них пересекает Океан-море Даждьбог – бог Солнца. Вообще, птица принималась некогда за общепонятый поэтический образ, под которым представлялись ветры, облака, молнии и солнечный свет. Как отмечает Афанасьев А. Н. :«В мифических сказаниях и в народной поэзии птицы являются услужливыми вестниками богов». В данной сказке они служат Бабе-Яге – единственному божеству. Гусь в фольклоре предстает в образе болтливого, по-матерински заботливого, несколько глуповатого существа. А лебедь – противоречивый символ: света и смерти, преображения и меланхолии. То есть, гуси-лебеди – это поэтический образ, созданный фантазией человека.

Бросилась девочка за братцем – то есть, героиня сказки отправляется в путь, где она встретится с печкой, яблоней, молочной речкой с кисельными берегами. Печка – это символ домашнего очага . Яблоня - символ земли-матушки, символ плодородия. Символ жизни и достатка – молочная речка с кисельными берегами . И можно предположить, что все они не являются чужими, несущими зло девочке и её братцу, ведь все они предметы ЕЁ мира. Всё это не несет девочке зла! И действительно, что предлагают печка, яблоня и речка в обмен на информацию, куда полетели гуси-лебеди?

  1. Съесть ржаного пирожка
  2. Съесть лесного яблока
  3. Съесть простого киселька с молоком.

Разве это испытания? Непосильная работа для девочки? Нет! Но как она ведёт себя? Она не ест ни пирожок, ни яблочко, ни кисель:

О, у моего батюшки пшеничного не едят.

О, у моего батюшки и садовые не едятся.

О, у моего батюшки и сливочки не едятся.

Однажды, уже нарушив запрет, она боится повторения, ведь неизвестно, какое ещё испытание может выпасть на её долю. Постоянно она говорит: «О, у моего батюшки…» - тем самым она даёт понять, что не совсем доверяет этим волшебным предметам: они находятся вне ЕЁ дома. А значит, к ним надо относиться осторожно, какими бы ласковыми они не казались.

А почему для печки, яблони и речки с кисельными берегами так важно, чтобы она съела их дары? Это опять же традиция древних народов, в том числе и славян – тем самым она как бы становится их рода-племени. (Этот обряд сохранился до сих пор – мы встречаем гостей дорогих хлебом-солью.)

Не помогли девочке ни печка, ни яблоня, ни речка! Кто же указал ей дорожку? ЁЖИК. И при этом ни о чем её не просит. Почему? В славянской мифологии ёж – символ прикосновения, а свернутый в колючий шар, он представляет собой аналогию с солнечными лучами. То есть, теперь девочка прикоснулась к другому миру.

«Видит: стоит избушка на курьих ножках, стоит-поворачивается. В избушке сидит Баба-Яга». Образ такой таинственной и страшной избушки на курьих ножках, находящейся в самой глуши дремучего леса, пришёл в народную сказку из древности. В глухой, непроходимой чаще, скрытые от посторонних глаз, стояли в первобытные времена эти странные избушки. Они были как бы ключом в загробный мир. Каждый мальчик, прежде чем стать воином или охотником, должен был пройти через такую избушку, чтобы получить тугой лук и тяжёлое копьё из рук давно умерших предков. А попасть к ним можно было, только пройдя через такую избушку. Поэтому герои сказок даже не пытаются обойти её! Дверь в избушку повернута к лесу, то есть вход в жилище смерти находится со стороны смерти. Попасть в жилище Бабы-Яги непросто: надо знать заветные слова: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом». Не каждый человек, по мнению древних, имел право войти в загробный мир и побеседовать с предками – это мог сделать только посвящённый. Только тот, кто, ответив на все вопросы старцев, смог показать свою зрелость, имел право войти в избушку и получить покровительство прародительницы, покровительницы рода и владычицы судеб живых. Поэтому девочка и не заходит в избушку: подкралась она к окошку, ухватила брата и бегом бежать.

А гуси-лебеди за нею в погоню летят. Просит девочка речку спрятать её с братцем:

Речка-матушка, спрячь меня!

Съешь моего киселика!

Съела киселька - спрятала их речка. Но только гуси-лебеди воротились, летят навстречу.

Яблонь, яблонь-матушка, спрячь меня!

Съешь мое лесное яблочко!

Съела девочка яблочка яблоко - спрятала их яблоня.

Но гуси-лебеди вновь налетели, крыльями бьют.

Сударыня печка, спрячь меня!

Съешь моего ржаного пирожка!

Покружили гуси-лебеди над печкой и улетели.

Почему же теперь речка, яблоня и печка помогают девочке? Изменилось обращение её к ним: теперь она говорит:

речка-матушка,

яблонь-матушка,

сударыня-печка ,

Что показывает не только уважение, но и её признание, что все они – ЕЁ мир. И потому на обратном пути девочка взяла дары речки, яблони и печки. Легко было войти на сторону неизведанного, а вот выйти – сложно.

Интересно ещё одно наблюдение: когда девочка бежит в лес, «СТОИТ молочная речка, кисельные берега», а когда возвращается с братцем – «БЕЖИТ молочная речка, кисельные берега». Бегущие воды реки – это жизнь, жизнь, побеждающая смерть.

Благополучно вернулись дети домой. С момента нарушения девочкой запрета старших до её возвращения домой с братцем прошёл день. Но за это время она очень изменилась – она повзрослела, на что указывает и слово «девушка» в конце сказки.

Путь, который прошла девочка, можно разделить на несколько этапов:

  1. наложение запрета - некий оберег от беды, мудрость старцев;
  2. нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
  3. следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
  4. путь испытаний и встречи в пути;
  5. применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
  6. возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.

Итак, на примере сказки «Гуси-лебеди» мы проследили отражение славянского мифа с волшебной сказкой. И связь эта неслучайная, так как сказка – это миф, оторванный от магии.

И становятся понятны слова: «СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!

Наложение запрета - некий оберег от беды, мудрость старцев;

  1. Нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
  1. Следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
  1. Путь испытаний и встречи в пути;
  1. Применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
  1. Возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.

Анализ сказки «Гуси лебеди» - тема, идея, чему учит сказка «Гуси-лебеди»

«Гуси лебеди» анализ сказки

Тема : В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

Идея : Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

Чему учит сказка «Гуси-лебеди»?

Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей.

Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу - такая тематика красной нитью проходят через всю сказку. Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия, чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель - и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.

Герои «Гуси-лебеди»:

  • Братец
  • Сестрица
  • Печка, речка и яблонька - чудесные помощники
  • Баба Яга .
  • Гуси-Лебеди

Особенности композиции сказки «Гуси-лебеди»:

  • Начало сказки традиционное : Зачин (Жили – были….)
  • Экспозиция (наказ родителей)
  • Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
  • Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
  • Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)

Сказка очень динамичная , в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться : «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира : Печка сказала ; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала .

Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.

Практическое задание-анализ поэтических произведений 19 века

Анализ "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях" Пушкина А.С.

Сказка Пушкина, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, свойственную всему творчеству поэта, является глубокой по смыслу и сложной по психологической насыщенности. Юной царевне автор противопоставляет злую мачеху.
Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней. Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.
Совсем иной предстает перед нами царица-мачеха. Она тоже красавица, но «гневлива», и ревнива, и завистлива.
Мысль о том, что красота внешняя - ничто без красты внутренней, пронизывает всю сказку. Молодую царевну многие любили. Возникает вопрос, почему же они не спасли ее. Да потому, что только королевич Елисей любил ее по-настоящему, искренне и преданно.
Действительно, обратимся к сказке. Правдивое зеркальце невольно выдавало царевну. Один раз пожалевшая девушку Чернавка тоже оказалась способной на предательство. А доброта и сердечность лесных братьев были лишены настоящей глубины.
Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая ее от вечного сна.
Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение.
Злая царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. Поэтому и в зеркальце она нуждается постоянно. Умирает цари-ца-мачеха от зависти и тоски. Так Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность зла.

Анализ произведения устного народного творчества

Литературно-художественный анализ русской народной сказки

«Гуси- лебеди»

1. «Гуси-лебеди» русская народная сказка – волшебная.

2. Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.

3. Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.

4. Характеристика главных героев:

В этой сказке есть положительный герой сестрица и отрицательный герой Баба-Яга.

Сестрица: Любит своего брата:

Ахнула, кинулась туда-сюда - нету! Она его кликала- Братец не откликается.

Стала плакать, да слезами горю не поможешь.

Храбрая: Выбежала в чистое поле; метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; девочка угадала, что они унесли ее братца, бросилась их догонять.

Умеет исправлять свои ошибки –Сама виновата, сама и найти братца должна.

Баба-Яга: Злая

В избушке сидит баба-яга, морда жилиная, нога глиняная;

Кликнула она Гусей-лебедей: - скорей гуси – лебеди, летите в погоню!

5. Художественное своеобразие произведения:

Особенности композиции:

o Традиционное начало сказки: Зачин (Жили – были… .)

o Экспозиция (наказ родителей)

o Завязка (похищение брата Гусями – лебедями, девочка отправилась на поиски брата)

o Кульминация (нашла брата у Бабы-Яги)

o Сказка заканчивается традиционно: Развязка (побег из избушки и возращение домой). -А она прибежала домой, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли.

Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.

В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира:

Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.

В сказке используются закон троекратного повторения: три испытания три раза погоня гусей- лебедей . Характеристика языка: Красочный, эмоциональный, выразительный. Например: Гуси-лебеди давно себе дурную славу нажили, много шкодили и маленьких детей крадывали; «Яблонь, яблонь, скажи, куда гуси полетели? » Сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками.

6. Выводы:

Сказка учит детей любить свой родной край, своих родных, близких. Учит исполнять обещания, верить в добро и в добрых людей, помогает в формировании нравственных ценностей.

3. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.

2) Художественный метод.

Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.

3) Выбор жанра традиции.

Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.

4) Основная тема.

Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

5) Смысл названия.

Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.

6) Лирический сюжет и его движение. : Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

«Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…»

А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…».

Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:

«Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?»

8) Основные настроения. Тональность стихотворения.

Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями . Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки.

9) Ритм, размер.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

10) Рифмовка, характер рифмы.

Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.

11) Лексика. Языковые средства выразительности.

Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».

Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».

Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.

Метафора: «луна желтела».

Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».

Сравнение: «Луна, как бледное пятно».

12) Поэтический синтаксис.

«И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»

Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».

13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).

14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.

Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

4. Анализ циклов Б. Житкова: Рассказы о животных, морские истории, о смелых людях, рассказы о технике» (ПО ВЫБОРУ)

Рассказы о животных- это цикл коротких историй отношений человека, где автор описывает различные невыдуманные случаи спасения людей животными,их преданности,крепкой и не менее крепкой привязанности. Тонкая наблюдательность,знание повадок представителей животного мира,умение рассказать о сложном простым и понятным языком – отличают рассказы Житкова. «Рассказы о животных» ярко отражают весь богатый и искренний внутренний мир автора, его принципы и моральные идеалы, будь то уважение к чужому труду в рассказе « про слона» или сила и меткость русского языка в рассказе «Мангуста».

5. Чтение-рассматривание книги Б.С.Житкова «Что я видел».

Рассказы Житкова из цикла «Что я видел» - сборник коротких житейских историй для детей дошкольного возраста. Рассказы дают ответы на многие детские вопросы, направлены на любознательных «почемучек». Дети узнают всё о том, как работает железная дорога, метро и аэропорт, сходят в зоосад и познакомятся со многими животными и их повадками, научатся общаться со сверстниками. Что я видел - настоящая энциклопедия жизни для малышей.

6.Анализ произведений поэтов 20-30-х г.г. XX века (В.В.Маяковского,С.Я.Маршака,).

Взяла Маршака «Глупый мышонок»

«Сказка о глупом мышонке» и «Сказка об умном мышонке» Маршак.

В основе сказки лежит бытовой факт, хорошо знакомый ребенку – мыши бояться кошек – но перевернутый: мышонок выбирает в няньки именно своего природного, исконного врага. То, что этот факт элементарный, бытовой – очень важно, ведь, как отмечал К. Чуковский, для восприятия подобных «игровых стихов», стихов-перевертышей, «ребенку необходимо твердое знание истинного положения вещей». Поэтому «фантастика сказок Маршака – преимущественно в гиперболе бытовых положений», и поэтому трехлетнему даже не читателю, а еще слушателю легко догадаться какова истинная судьба мышонка, о котором сказано в заключительной строфе сказки. Именно бытовая, сама собой разумеющаяся основа этой коллизии и вызывает ее однозначное, самое распространенное толкование: выразительное многоточие скрывает в себе гибель глупого героя в зубастой пасти хитрой кошки.

Поэт в данном произведении использовал традиции фольклорной сказки о животных. Действительно, характеры героев, совершенная кумулятивная композиция, юмор - все это в сказке Маршака прямо перекликается с народной сказкой о животных, которая, можно кстати вспомнить, давно уже стала специфической детской.

Недоговоренность финала в «Сказке о глупом мышонке» - не ребус, который должен разгадать маленький читатель, а проявление интуиции поэта, почувствовавшего невозможность прямо сказать о смерти героя, потому что он умереть не может. А это значит, что сказка еще не окончена. Маршак окончил ее почти тридцать лет спустя. Очевидно, в сознании поэта все эти годы жило нечто, что заставило его вернуться к одному из своих ранних произведений и договорить все до конца, вывести на поверхность то, что ранее уже имелось, но лежало в глубине текста и порой оказывалось в сознании читателей (и критики) оставленным без внимания. В 1955 году появилась «Сказка об умном мышонке» («Юность», 1955, № 2). Она-прямое продолжение «Сказки о глупом мышонке» и начинается там, где кончается эта последняя:

Унесла мышонка кошка

И поет: - Не бойся, крошка.

Поиграем час-другой

В кошки-мышки, дорогой!

Мышонок соглашается, обыгрывает кошку и убегает от нее. Далее следует целая серия встреч с животными, но уже не домашними, а опасными, лесными-хорьком, ежом, совой-и все они предлагают мышонку игру, ставкой в которой служит его жизнь. И от всех умный мышонок умудряется убежать.

Безусловно, эта сказка, хоть и являет собой законченное целое, не самостоятельна: она продолжает первую, развивает то, что было уже задано в характере кошки из «Сказки о глупом мышонке». То, что ранее было задано, теперь подробно показывается: герой попадает в мир веселой опасности, опасной игры, населенный «двойниками» кошки - лесными животными, и выходит из встречи с ним победителем.

Вот теперь сказка окончилась:

То-то рада мышка-мать!

Ну мышонка обнимать.

А сестренки и братишки

С ним играют в мышки-мышки.

Анализируя эти две сказки, можно прийти к выводу о том, что в них прослеживается композиция волшебной народной сказки, идет аналогия с ней. «Глупый», а затем «умный» мышонок проявляется постепенно перед читателями в этих качествах примерно так же, как и типичный герой волшебной сказки-Иван-дурак. (Речь может идти именно о постепенном проявлении образа-герой, так сказать, медленно «снимает маску»,-но не о его развитии). Содержание этих образов, безусловно, различно, но принцип проявления тот же самый. Ведь в первой части («Сказке о глупом мышонке») показывается, что мышонок глупый, то во второй части поэмы Маршака характеристика героя как умного очевидна и не случайно вынесена в заглавие второй части. Точно так же в волшебной сказке герой-Иван-дурак-сначала кажется глупым, хотя он меньше всего может быть так назван, а в конце сказки ум, доброта и благородство его всем очевидны.

Маршак в своей сказке формирует программу, точнее, даже программу программы первичных, элементарных нравственных и предсоциальных реакций (выборов) маленького читателя, программу того, что можно назвать этическим (эстетическим в данном случае) отношением к действительности. Эта программа и создает ту первичную сетку образов-представлений и мысленных «выборов» у читателя, которая в дальнейшем может сколь угодно много и долго усложняться и конкретизироваться. За маленьким сказочным миром Маршака стоит большой реальный мир, ибо, как говорил сам поэт, «у сказки есть счастливая возможность... сочетать самые крупные вещи с самыми маленькими, преодолевая непреодолимые препятствия».

Сказка «Гуси-лебеди» - одна из любимых многими детьми и сегодня. Эта сказка, как и многие другие, учит нас быть добрее, мудрее и никогда не забывать о своих родных и близких. Итак, давайте-ка разберемся с тем, чему же конкретно учит нас эта замечательная сказка. Во-первых, сказка «Гуси-лебеди» учит детей любить своих братьев и сестер, ценить их и никогда не оставлять в беде. Во-вторых, сказка учит малышей творить добрые дела.

Важно хотя бы вспомнить ситуацию, когда яблонька попросила девочку скушать яблочко или печь съесть пирожок. Девочка не убежала, несмотря на то, что спешила, а помогла им и в ответ на доброе дело получила подсказки о том, где может находиться ее братик. Если Вы знаете еще какие-то поучительные уроки из сказки или просто хотите рассказать о своих впечатлениях о сказке «Гуси-лебеди» , пишите в комментариях.

Гуси-лебеди

Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:

- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...

Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- У моего батюшки и садовые не едятся... Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.
- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

- У моего батюшки и сливочки не едятся... Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
- Здравствуй, бабушка!




Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:



- Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
- Пряду, бабушка... Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.

Баба-яга закричала:





Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...


Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:





Гуси-лебеди

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.
- Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда - нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава о том что, они маленьких детей уносили.


Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела - стоит печь.

- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Печка ей отвечает:
- Съешь моего ржаного пирожка - скажу.
- Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся…
Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше - стоит яблоня.

- Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего лесного яблочка - скажу.
- У моего батюшки и садовые не едятся… Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

- Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?
- Поешь моего простого киселька с молочком - скажу.
- У моего батюшки и сливочки не едятся… Долго она бегала по полям, по лесам. День клонился к вечеру, делать нечего - надо идти домой. Вдруг видит - стоит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

В избушке старая баба-яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками. Девочка вошла в избушку:
- Здравствуй, бабушка!
- Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?
- Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.
- Садись покуда кудель прясть. Баба-яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет - вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:
- Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.


Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:
- Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:
- Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.
Девочка взяла братца и побежала. А баба-яга подойдет к окошку и спрашивает:
- Девица, прядешь ли?
Мышка ей отвечает:
- Пряду, бабушка… Баба-яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого.
Баба-яга закричала:
- Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..
Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит - летят гуси-лебеди.
- Речка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего простого киселька.
Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка с братцем опять побежали. А гуси-лебеди воротились навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня…
- Яблоня, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего лесного яблочка. Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо. Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидали ее, загоготали - налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:
- Печка, матушка, спрячь меня!
- Поешь моего ржаного пирожка.
Девочка скорее - пирожок в рот, а сама с братцем в печь, села в устьице.
Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к бабе-яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.
А тут и отец с матерью пришли.

Гуси-лебеди



Сказочные белоснежные птицы из светлых Небесных миров, вестники и служители богов славянских. Помогают тому, кто делает благое дело и тому, кто их хорошо об этом попросит. Иногда служат Бабе Яге, потому что она знает их язык и умеет с ними общаться.
Во многих народных сказках древнейший помощник человека - птица. Наши предки Славяне поклонялись Небесным птицам и говорили, что после смерти душа человека превращается в такую птицу или улетает на ней в другое царство (иной мир) - Ирий Небесный.



В Древнем Риме, когда умирал император, отпускали на волю орла, чтобы он унёс его душу на Небо, в верхний мир.
У многих славянских Богов есть свои крылатые помощники: у Рода - белый сокол (покровитель Руси), у Перуна - орёл (покровитель витязей), у Макоши - уточка (покровительница семейного очага и благополучия), у Велеса - вещая птица Гамаюн.



До сих пор белая птица - образ мира на земле, образ чистой человеческой Души, образ чистой Любви и Верности. Один из самых прекрасных образов русских сказок - Царевна-Лебедь, одно из красивейших обращений к девушке - Лебедь Белая, Лебёдушка.


«Старшие ушли, а дочка забыла, что ей приказали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках». («Гуси-лебеди», русская народная сказка)

Источник «Сказочный словарь»

Сакральный смысл сказки.

В сказке «Гуси-лебеди » заложен замечательный смысл - нужно помогать другим, и тогда добро вернется добром. Вообще, во многих сказках герой идет по дорогам, спасает зверушек, а потом ему все отвечают тем же. Здесь важно усвоить одну важную информацию: в мире есть отсроченное добро. Это значит, твое добро необязательно вернется к тебе сию минуту, быть может, тебе помогут через много лет, когда ты будешь в том нуждаться. И, самое главное, не стоит ждать, что тебе отплатят добром, - помогать людям нужно просто так.


ГУСИ-ЛЕБЕДИ (игра)

В игре участвуют от 5 до 40 человек.
Описание.
На одной стороне площадки (зала) проводят линию, отделяющую «гусятник», на другой стороне - линию, за которой находится «пастбище». Из играющих выбирают «пастуха» и «волка». Остальные - «гуси» и «лебеди». Они становятся в ряд в «гусятнике». «Пастух» располагается сбоку от «гусей», «волк» - посередине площадки. «Пастух» говорит: -Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!

Все «гуси» и «лебеди» «летят на пастбище», подражая птицам. Как только «пастух» скажет громко:
«Гуси-лебеди, домой, серый волк за горой!», они убегают с «пастбища» в «гусятник», а «волк» ловит их до линии их «гусятника». Пойманных подсчитывают и отпускают в их «стадо» или они идут в «логово волка» и остаются там до его замены. Играют с одним «волком» 2-3 раза, затем выбирают нового «волка» и «пастуха» из непойманных. В заключение отмечаются лучшие «гуси» (ни разу не пойманные «волком») и лучший «волк» (сумевший поймать больше «гусей»). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все «гуси».

Правила.
«Гусям» разрешается выбегать и возвращаться в «гусятник» только после слов, сказанных «пастухом». Кто убежит раньше, тот считается пойманным.
«Волк» может ловить только после слов «под горой» и только до линии «гусятника». Дети любят в этой игре вести разговор между «пастухом» и «гусями»: после слов «серый волк за горой» «гуси» спрашивают:
- А что он там делает?
«Пастух» отвечает: «Гусей щиплет!»
- Каких?
- Серых да белых.
После последних слов «гуси» бегут домой в «гусятник».

Эту игру можно усложнить, введя в нее второго «волка», установив на пути передвижения «гусей» и «лебедей» препятствия в виде скамеек («дорога»), по которым надо пробежать или перепрыгнуть.
Водящий имеет право ловить убегающих только до линии «дома»; игрок, осаленный за линией, не считается пойманным.


Тема: Русская народная сказка «Гуси-лебеди»

Цели уроков: уметь анализировать сказки, выбирать нужный от­рывок для чтения и пересказа; рисовать словесный портрет.

Ход урока

I . Организационный момент и сообщение целей урока

II . Введение в тему. Подготовка к первичному восприятию

- Ребята, какие сказки вы знаете?

- Откройте учебник «Литературное чтение». Найдите раздел «Устное народное творчество» и прочитайте название сказок. Кто автор прочитанных вами сказок?

- Отгадайте, из какой это сказки:

1) «С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь».

2) «Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка, мышка-норушка...»

3) «Жили-были два мышонка Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко».

Что сказочное в этих сказках?

III . Пересказ сказки. Первичное восприятие

Сегодня я расскажу новую русскую народную сказку «Гуси- лебеди». Героиня этой сказки оказалась в беде. Как это про­изошло, кто ей помог - обо всем этом мы узнаем, внимательно прослушав сказку. Я буду рассказывать сказку с помощью кар­ тинок, а вы постарайтесь подумать над следующими вопросами (вопросы записаны на доске):

- С какими чудесными предметами встречается героиня сказки?

1 .По ходу рассказа проводится словарная работа.

Попытаемся объяснить значение слов:

кудель - пучок льна, приготовленный для пряжи; веретено - приспособление для ручного прядения, стер­жень для навивания нити; устьице - выходное отверстие печи.

2. Проверка первичного восприятия.

- Понравилась ли вам сказка?

- Что понравилось в сказке?

- Что понравилось более всего?

- С какими чудесными предметами встречается девочка?

- Кто помог девочке спасти братца?

- На эти вопросы мы ответим после того как прочитаем сказку?

IV . Анализ сказки

Первая ступень анализа:

1. Работа над осмыслением сюжета, чтение сказки по.

1) Начало действия (завязка).

2) Развитие действия.

3) Переломный момент (главное действие).

4) Самый острый момент в развитии действия (кульминация).

5) Конец действия (развязка).

2. Самостоятельное чтение - поиск по частям.
Вторая ступень анализа:

3. Проверка самостоятельной работы, работа над углублени­ ем практического представления о сказке, о жанре.

Найдите и прочитайте выражения, которые встречаются
в сказке:

а) Жили-были мужик да баба - зачин.

б) Сказочные слова и выражения: Чистое поле, темный лес,
день клонится к вечеру, избушка на курьих ножках, старая Баба-Яга, серебряные яблочки, девица, яблоня-матушка, печка-
матушка.

4. Работа над словом «гуси-лебеди»:

- Почему сказка так называется?

- Что за птицы «гуси-лебеди»?

5. Словесное рисование:

- Как же выглядят в сказке слуги Бабы-Яги, волшебные «гуси-лебеди»?

- Какие чувства испытываете вы, глядя на эту волшебную стаю?

V . Актуализация знаний

Выборочное чтение с наглядным комментированием и от­веты на вопросы.

- Кто помогает девочке спасти братца, прочитайте.

- Как сестра догадалась, кто унес братца?

- Прочитайте, о чем девочку просили печка, яблоня, речка. Как она им ответила?

- Почему ни печка, ни речка, ни яблонька в первый раз не по­ могли девочке?

- Прочитайте те отрывки, где говорится о том, как чудесные предметы выручили детей.

- А почему в этот раз они помогли девочке?

- Почему не сразу помогли ей?

- Как изменилось поведение девочки при второй встрече?

VI . Выборочный пересказ, близкий к тексту

1. Представьте себя на месте девочки.

2. Что она могла чувствовать на пороге избушки?

3. Как вела себя девочка в избушке?

VII . Подведение итога работы над сказкой

- Почему произошло несчастье? Кто виноват в случившемся?

- Когда и почему девочка меняется к лучшему?

Домашнее задание

Подготовить пересказ сказки, рисунок к отрывку, по выбору.

Сказка «Гуси – Лебеди» относится к устному народному творчеству. Вид – волшебная
сказка. В этой сказке происходят следующие чудеса: есть чудесные помощники,
выручающие из беды ­ это печка, яблоня, молочная речка, кисельные берега (в сказке они
обладают речью), баба – яга, мышка, гуси – лебеди, избушка на курьих ножках.
Сказка очень динамична, в ней много глаголов движения, передающих внезапные и быстрые
действия. Например, о гусях­лебедях говорится: «налетели», «подхватили», «унесли»,
«метнулись», «пропали». Они передают также всю остроту ситуации.
Сказка привлекает занимательным сюжетом, даёт пример помощи в беде, пример
торжества добра над злом. Но она ещё и поучительна: хочешь, чтобы к тебе хорошо

Эта сказка начинается со слов: была «Жили старичок со старушкою; у них
дочка да сынок маленький» (Так же начинаются многие народные сказки) Вы не
замечаете ничего странного в этих словах? «Старичок со старушкою и дети». Но как дети
могли оказаться у стариков? Пришло это из славянской мифологии. Дети росли в семье до
7­8 лет, потом их отдавали старцам набираться жизненного опыта. Старики и старухи
знали очень много: они помнили мифы племени, могли предсказать будущее, понимали
природу. После обрядов посвящения дети уже не нуждались в родительской опеке. Тогда
только старик со старухой (вожди племени) властвовали над ними.

Я поделила сказку на следующие эпизоды:
1. Наказ родителей.
2. Кража братика.
3. Обнаружила пропажу брата.
4. Узнала, кто похитил брата.
5. Беседа с печкой.
6. Беседа с яблоней.
7. Беседа с молочной рекой.
8. Встреча с избушкой.
9.
10. Помощь сестрицы.
11. Помощь сестрице от молочной реки.
12. Помощь сестрице от яблоне.
13. Помощь сестрице от печки.
14. Возвращения домой.
Самым захватывающим моментом в сказке была встреча с бабой ягой, ведь у каждого
разыгрывается мышления.
Помощь мышке.
Меня сказка привлекла занимательным сюжетом, он даёт пример помощи в беде, пример
торжества добра над злом, а так же ещё и поучает нас: хочешь, чтобы к тебе хорошо
относились, умей сам уважать других.
Я бы хотела выделить положительных и отрицательных героев.
Положительные герои:
мышка – она помогла сестрички пряла кудель, спасла от смерти.

печка – она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
яблоня ­ она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
молочная река ­ она помогла сестрички, спасла от гусей – лебедей.
сестрица – девочка смелая, отважная, не послушная.
братик – хороший, милый мальчик, послушный.
старуха – мудрая.
старик – мудрый.
Отрицательные герои:
баба – яга – злая, хитрая, страшная.
гуси ­ лебеди – злые, помощники бабе – яги.
В этой сказке я сопереживала сестрице, ведь изначально она не послушала родителей и
оставила своего братика одного, а когда увидела что братца нету она испугалась, она
сопереживала за братца и осознала свои ошибки. Сестрица поняла что добром отвечает на
добро.
Наложение запрета ­ некий оберег от беды, мудрость старцев;
Нарушение запрета – отсутствие чувства страха;
Следствие этого нарушения – беда, действие злых сил;
Путь испытаний и встречи в пути;
Применение магических действий – стремление найти друзей, помощников;
Возвращение к благополучию – приобретение жизненного опыта.




Сказка Гуси-лебеди – мудрая поучительная история, которая показывает детям истину: чтобы рассчитывать на помощь и понимание других людей, нужно научиться самому делать добро. Рекомендуем для онлайн прочтения с детьми.

Сказка Гуси-лебеди читать

Кто автор сказки Гуси-лебеди

Сказка Гуси-лебеди – фольклорное произведение. Обработана она исследователем фольклора А. Афанасьевым. Входит в его сборник «Народные русские сказки».

Загулялась с подружками девочка, забыла, что ей велели за младшим братиком присматривать. Тем временем гуси-лебеди налетели, подхватили братца и унесли к злой Яге. Побежала девочка братца из беды вызволять. По пути ей встретились речка, яблонька и печка, но не помогли девочке, потому что была неприветлива с ними. Нашла она братца у Бабы-Яги, схватила и убежала. Гуси-лебеди за ней пустились в погоню. Трижды просила девочка о помощи: у речки, яблоньки и печки. В этот раз девочка была приветливой, и ей в помощи не отказали. Так удалось ей с братцем домой прибежать. Читать сказку можно онлайн на нашем сайте.

Анализ сказки Гуси-лебеди

В сказке Гуси-лебеди раскрывается тема добра и благодарности. Героиня должна была усвоить несколько жизненных уроков, главный из которых – что посеешь, то и пожнешь. Это и есть главная мысль сказки. Чему учит сказка Гуси-лебеди? Она помогает детям усвоить правильные линии поведения, учит ответственности и доброжелательности.