23.03.2024

Какая птица принимает участие в распространении. Зоохория. Вопросы для закрепления


Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трех примеров.

Ответ

1) Растительноядные птицы являются консументами первого порядка, насекомоядные и хищные птицы являются консументами второго или третьего порядка.
2) Распроятраняют семена растений.
3) Регулируют численность насекомых.
4) Удобряют почву.

Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трех примеров.

Ответ

1) Теплокровность позволяет птицам сохранять постоянную температуру тела независимо от условий внешней среды.
2) Четырехкамерное сердце и двойное дыхание обеспечивает организм большим количеством кислорода, достаточным для поддержания очень быстрого обмена веществ.
3) Перья позволяют птицам сохранять тепло и летать.

Какие сходные ароморфозы произошли независимо у птиц и млекопитающих?

Ответ

1) Теплокровность позволяет сохранять постоянную температуру тела независимо от условий внешней среды.
2) Четырехкамерное сердце обеспечивает органы тела артериальной кровью.
3) Хорошее развитие головного мозга позволяет приспосабливаться к условиям за счет изменения поведения.

В чем проявляется приспособленность птиц к неблагоприятным условиям зимы в средней полосе России?
=В чем проявляется приспособленность птиц к сезонным изменениям в природе средней полосы России?

Ответ

Перелетные птицы улетают на юг, кочующие птицы откочевывают южнее. Оседлые птицы используют другие виды кормов и приобретают более густое оперение.

Почему в средней полосе России весной насекомоядные птицы прилетают значительно позже, чем растительноядные?

Ответ

Ранней весной еще нет насекомых, насекомоядным птицам нечем питаться.

Многие виды птиц улетают на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Укажите не менее 3-х факторов, которые являются причиной перелётов птиц.

Ответ

1) Зимой в северных районах уменьшается количество пищи (растений, насекомых и т.п.)
2) Зимой уменьшается количество местообитаний (листва деревьев опадает, почву засыпает снегом, водоемы замерзают).
3) Зимой холодно, теплокровному организму нужно затрачивать очень много энергии на поддержание температуры тела.

Многие птицы в период размножения живут парами, а зимой образуют стаи. Объясните, с чем связано временное объединение птиц в стаи.

Ответ

Птицам, живущим в стае, легче ориентироваться в пространстве, защищаться от врагов и добывать себе корм.

Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их.
1. К чертам, отличающих птиц от пресмыкающихся, можно отнести прогрессивное развитие органов зрения, слуха, координации движений.
2. У птиц несколько хуже, чем у пресмыкающихся, развита терморегуляция.
3. Четырёхкамерное сердце птиц имеет неполную перегородку в желудочке.
4. К приспособлениям птиц к полёту можно отнести: обтекаемую форму тела, крылья, заполненные плотным веществом кости, наличие газообмена и в лёгких, и воздушных мешках.

Ответ

2. У птиц терморегуляция развита лучше, чем у пресмыкающихся: птицы имеют постоянную температуру тела.
3. Четырехкамерное сердце птиц имеет полную перегородку в желудочке.
4. Кости птиц полые (заполнены воздухом). В воздушных мешках газообмен не происходит.

Какие приспособления к полёту возникают в строении скелета птиц?

Какие только животные не принимают участия в распространении семян и плодов! К их числу относятся даже моллюски (по некоторым данным участвующие в распространении плодов адоксы - Adoxa moschatellina) и дождевые черви. На роль последних впервые указал Ч. Дарвин. Предполагают, что дождевые черви играют, в частности, роль в распространении мелких семян сапрофитных орхидных. Но из беспозвоночных животных наибольшую роль в распространении семян и плодов играют муравьи. Роль муравьев в распространении семян и плодов столь велика, что существует даже специальный термин "мирмекохория" (от греч. myrmex - муравей). Переходя к позвоночным, нужно упомянуть роль рыб в распространении диаспор некоторых водных и прибрежных растений, но об ихтиохории (от греч. ichthys - рыба) данных мало. Интересны наблюдения бразильского ботаника Г. Готтенберга (1978) о распространении семян и плодов некоторых тропических деревьев рыбами в бассейне реки Мадейры (приток Амазонки). Он указывает 16 видов растений, семена и плоды которых распространяются в половодье рыбами. К их числу относятся некоторые анноновые, мускатниковые, тутовые, сапотовые, хризобалановые, бурзеровые, симирубовые и одна пальма. Более достоверны данные, относящиеся к пресмыкающимся. Диаспоры, распространяемые рептилиями, имеют окраску (чаще оранжево-красную) и запах. На Галапагосских островах черепахи играют определенную роль в распространении плодов некоторых кактусовых, а в умеренной флоре плоды земляники, как предполагают, первоначально могли распространяться черепахами.

Распространение диаспор посредством рептилий носит название заурохории (от греч. sauros - ящерица). Но несравненно большую роль в распространении семян и плодов играют птицы. Это явление носит название орнитохории (от греч. ornis - птица). Диаспоры, распространяемые птицами, характеризуются следующими особенностями: они имеют привлекательную для птиц съедобную часть (саркотеста многих семян, сочный мезокарпий костянок и пр.), различные приспособления, исключающие поедание незрелых семян и плодов (отсутствие в незрелом состоянии яркой окраски, кислый или горький вкус, твердая консистенция), твердый эндокарпий, защищающий содержимое семени от переваривания, сигнализирующую окраску зрелых диаспор, отсутствие запаха (хотя наличие запаха само по себе не отпугивает птиц). Значительную роль в распространении семян и плодов, особенно в тропических странах, играют также различные млекопитающие. Как и в случае орнитохории, семена и плоды, распространяемые млекопитающими, характеризуются съедобной частью, защитным приспособлением и сигнализирующей окраской, но, в отличие от птиц, для млекопитающих большую роль играет привлекательный запах (в отличие от птиц у большинства млекопитающих обоняние развито лучше, чем зрение). Распространение диаспор животными может осуществляться тремя различными способами. Вероятно, древнейшим из них была эндозоохория (от греч. endon - внутри), которая характеризуется тем, что семена или плоды целиком поедаются, а семена, их содержимое или эндокарпий с заключенными внутри семенами проходят через пищеварительный тракт и выбрасываются неповрежденными вместе с экскрементами. Но часто животные не поедают диаспоры сразу же, а утаскивают их в гнезда или складывают где-либо в запас. При этом часть семян и плодов теряется в пути или остается почему-либо неиспользованной. Такое растаскивание диаспор животными называется синзоохорией (от греч. syn - вместе). Наконец, во многих случаях животные могут пассивно переносить семена и плоды, случайно прилипшие или прицепившиеся к поверхности их тела. Эту разновидность зоохории называют эпизоохорией (от греч. epi - на, над, сверху).

Эндозоохория. К эндозоохорным диаспорам относятся семена с сочной и окрашенной саркотестой или с хорошо развитым ариллусом, многочисленные сочные плоды (костянки, ягоды и пр.), а также сочные соплодия, как соплодия видов фикуса, например, соплодия инжира. Основными агентами эндозоохории являются птицы и млекопитающие, но таковыми могут быть и другие животные, в частности черепахи. Исключительно велика в этом роль птиц. Многие плоды, неприятные нам на вкус или даже ядовитые, вполне привлекательны для птиц. Правда, у большинства птиц пища переваривается очень быстро и дефекация наступает обычно не позднее, чем через 3 ч после приема пищи (лишь в одном отмеченном в литературе случае она наблюдалась через 7 1 / 2 ч). Кроме того, далекие перелеты птицы совершают с пустым или почти пустым желудком. Однако наблюдения показывают, что имеется также немало исключений. Так, в желудке голубя, убитого недалеко от Нью-Йорка, были найдены зеленые зерновки риса, который мог произрастать не ближе чем на расстоянии 700 или 800 миль. Как указывает известный американский ботаник Шервин Карлквист в книге "Островная жизнь" (1965), этот факт противоречит предположению, что птицы всегда летят с пустым желудком. По мнению Карлквиста, существует вероятность того, что, хотя большая часть съеденных семян быстро проходит через пищеварительный тракт, некоторые остаются в нем более длительное время. Далее, если птицы летят с почти пустым желудком, вероятно, что чем меньше в нем пищи, тем дольше она сохраняется. Нужно учесть также очень большую скорость полета многих птиц (особенно высокую при попутном ветре), что позволяет им за короткое время пролетать сотни километров. Ряд чисто ботанических фактов доказывает, что птицы, в частности голуби, сыграли большую роль в распространении отдельных видов растений на далекие расстояния.

Общеизвестна эндозоохорная роль грызунов и различных хищных млекопитающих, охотно поедающих сочные плоды. В помете медведя находили обильные всходы рябины и некоторых других растений с сочными плодами. В тропических странах большую роль в эндозоохорном распространении диаспор играют рукокрылые, обезьяны и многие другие млекопитающие. При этом рукокрылые подобно птицам могут распространять диаспоры на очень далекие расстояния. Особенно значительна роль рукокрылых в распространении диаспор пальм, анноновых, тутовых, хризобалановых, сапотовых, анакардиевых.

Синзоохория. Основными агентами активного растаскивания диаспор являются птицы, грызуны и муравьи. Грызуны и птицы растаскивают плоды преимущественно древесных растений (деревьев и кустарников), хотя они могут разносить любые плоды, в том числе и сочные. Собственно синзоохорные плоды - это сухие плоды или плоды с засыхающим в зрелости и раскрывающимся мезокарпием, как у грецкого ореха и миндаля, а также семена с сухой и очень прочной кожурой. Они богаты питательными веществами, что служит приманкой для животных, а их твердые покровы (околоплодники, эндокарпий или семенная кожура) обеспечивают их сохранность в гнездах и кладовых. Из многочисленных птиц, участвующих в синзоохории, достаточно назвать ореховку и сойку. Последняя играет большую роль в распространении дуба. Из грызунов можно назвать белку и бурундука, а также различных мышей.

Особенно велика синзоохорная роль муравьев (мирмекохория). Многие муравьи уносят в гнезда самый разнообразный растительный материал, включая диаспоры, сортируют его, откладывают съедобные части и после ферментации их поедают. Такие муравьи мало способствуют распространению семян и плодов. Другие муравьи собирают только специализированные мирмекохорные диаспоры, обычно с прочными и гладкими покровами, но в то же время снабженными особыми придатками из паренхимных клеток, богатых маслами. Эти придатки, называемые элайосомами (от греч. elaion - масло и soma - тело) или масляными тельцами, чаще всего бывают на семенах, как у видов зимовника, чистотела, звездчатки, песчанки, первоцвета, фиалки, молочая, пролески двулистной (Scilla bifolia) и видов подснежника (Galanthus), или на плодах, как у видов перелески (Hepatica), ветреницы, лютика, незабудки, яснотки, василька и близких родов и др. Но иногда они могут образовываться и в других местах, например у основания колоска, как у видов перловника (Melica). Поэтому ясно, что по морфологической природе элайосомы очень разнообразны (имеют разное происхождение), но во всех случаях они служат приманкой для муравьев.

Мирмекохорные растения умеренной зоны северного полушария являются обычно травами, большей частью со слабыми, поникающими или даже лежачими стеблями, что облегчает доступ муравьев к семенам и плодам. Кроме того, плоды и семена обычно созревают в конце весны и в начале лета, когда муравьи особенно активны в добывании пищи. Как указывает Р. Е. Левина (1967), наиболее богаты мирмекохорами нижние ярусы широколиственных лесов. Так, по ее данным, из числа характерных видов травяного покрова ельников-зеленомошников мирмекохоры составляют 12% (из 34 видов), а в дубравах - 46% (из 24 видов). Среди мирмекохоров леса - разные виды фиалок, марьянники, копытень, ветреницы, хохлатки, медуницы, кислица, пролески и др. Мирмекохорные виды встречаются также на лугах и в степях, но здесь их меньше, чем в лесах.

Мирмекохоры нередки также в полупустынной зоне. Большой интерес представляет мирмекохория в псаммофитных формациях Араратской котловины. Для псаммофильной растительности с господством ахиллеи тонколистной (Achillea temiifolia) очень характерно большое число муравейников. Местами муравейники занимают в совокупности очень большую площадь, превышающую по размерам окружающие участки ахиллейной формации. Жилища муравьев (в данном случае муравья-жнеца - Messor barbarus) сделаны под землей и не имеют насыпи на поверхности почвы. Поверхность муравейника имеет округлую форму (иногда несколько метров в диаметре) и отличается характерной растительностью, отдельные микрогруппировки которой расположены несколькими концентрическими кольцами. Некоторые растения, произрастающие на муравейниках, являются настоящими мирмекохорами. Особенно бросается в глаза очень красивый молочай Маршалла (Euphorbia marschalliana), на семенах которого можно видеть специальные придатки, привлекающие муравьев. Такие же придатки имеются на семянках сложноцветного олигохета (Oligochoeta divaricata). В семенах губоцветного зизифора (Ziziphora tenuior), а также некоторых других растений ясно различимы элайосомы. Затаскивая семена и плоды этих мирмекохоров в гнезда, муравьи часть из них роняют на поверхности жилища и тем самым способствуют их произрастанию здесь. Но тем не менее ксерофитные формации по числу мирмекохоров сильно уступают широколиственным лесам.

Среди мирмекохорных растений северного полушария имеются также немногочисленные древесные формы - кустарники или небольшие деревца. Это виды дендромекона (Dendromecon, сем. маковых), кроссосомы (Crossosoma, сем. кроссосомовых), кротона (Croton, сем. молочайных), улекса (Ulex, сем. бобовых), ракитника (Cytisus, сем. бобовых), истода (Polygala, сем. истодовых) и розмарина (Rosmarinus, сем. губоцветных) - растения средиземноморского маквиса и гарриги, калифорнийского чапараля и североамериканских пустынь. Совершенно очевидно, что семена и плоды этих древесных растений менее доступны муравьям, чем диаспоры низких приземистых трав. Поэтому они характеризуются так называемой диплохорией (от греч. diplos - двойной), т. е. двойным способом распространения: если не удалась мирмекохория, то в запасе есть и другие способы распространения диаспор. Кроме того, элайосомы этих растений довольно твердые.

Как показали исследования норвежского ботаника Рольфа Берга (1975), наибольшее число мирмекохоров сосредоточено в Австралии (в Австралии около 1500 видов, в то время как во всех остальных странах известно лишь около 300 видов). Австралийские мирмекохоры во многом отличаются от мирмекохоров северного полушария. Это обычно древесные растения (кустарники), большей частью с твердыми, крепкими элайосомами, произрастающие, как правило, в сухих местообитаниях. У них отсутствуют многие дополнительные мирмекохорные приспособления, столь характерные для северных мирмекохоров, и в то же время очень обычна диплохория. У подавляющего большинства австралийских мирмекохоров функционирующей диаспорой является семя. По размерам семена варьируют от очень мелких, как у некоторых представителей семейства крушиновых, до очень крупных, как у некоторых бобовых (Ноvea rosmarinifolia и виды Hardenbergia) и молочайных (Ricinocarpos и Homalanthus). Большая часть семян имеет твердую кожуру с гладкой темноокрашенной поверхностью. Элайосомы почти всегда представляют собой белые или светлоокрашенные придатки на диаспоре. В большинстве случаев элайосомы относительно сухие и твердые и при высыхании обычно сохраняют форму и размер, что особенно хорошо выражено у молочайных и бобовых. Однако у оперкулярии (Opercularia, сем. мареновых) и цезии (Caesia, сем. лилейных) и в меньшей степени у гиббертии (Hibbertia, сем. диллениевых) элайосомы при высыхании быстро и полностью опадают.

Одной из причин широкого распространения мирмекохории в Австралии является исключительное богатство фауны муравьев. Но, вероятно, были и другие, чисто исторические причины. Так или иначе, такое богатство и разнообразие мирмекохоров дает основание Р. Бергу делать вывод, что в южном полушарии должен был быть свой центр происхождения мирмекохории, притом центр гораздо более важный, чем в северном полушарии.

По сравнению с орнитохорией, а тем более заурохорией, мирмекохория исторически представляет собой относительно более новое явление. В отличие от орнитохории при мирмекохории диаспоры распространяются на небольшие расстояния. По наблюдениям шведского ботаника Р. Сернандера (1906, 1927), впервые начавшего широкое изучение мирмекохории, муравьи разносят диаспоры обычно в пределах 10 м и только в относительно редких случаях могут их унести на расстояние нескольких десятков метров (иногда до 70 м). Но это обстоятельство с лихвой компенсируется тем огромным количеством диаспор, которые растаскивают неисчислимые полчища муравьев. По подсчетам того же Р. Сернандера, в лесах Швеции одна колония рыжего лесного муравья может перенести за один сезон свыше 36 000 диаспор. По наблюдениям Р. Е. Левиной, у лесных мирмекохоров уносится свыше 80%, а иногда и более 90% опавших диаспор. Эти и другие наблюдения показывают, что мирмекохория обеспечивает массовое распространение диаспор и тем самым весьма эффективно способствует расселению вида.

Мирмекохория в различных ее формах представляет большой биологический интерес и все еще очень недостаточно изучена. Это один из тех вопросов биологии, где открываются широкие возможности для самостоятельных исследований начинающих натуралистов.

Эпизоохория. Диаспоры очень многих видов снабжены различного рода прицепками или выделяют клейкие вещества и благодаря этому могут прикрепляться к различным частям тела животного и таким образом распространяться иногда на довольно далекие расстояния. Виды тропического и субтропического рода пизония (Pisonia), относящегося к семейству никтагиновых, характеризуются очень клейкими плодами, которые могут прилепляться даже к перьям птиц. Благодаря этому виды пизонии широко расселились по островам Тихого океана. Плоды пизоний настолько клейкие, что иногда они могут так густо покрыть тело птиц и даже рептилий, что приведет к их гибели. В умеренной флоре клейкие диаспоры известны у плюмбаго европейского (Plumbago europaea,. сем. плюмбаговых), линией северной (Linnaea borealis), видов шалфея, некоторых сложноцветных.

Гораздо чаще встречаются цепкие диаспоры, снабженные различного рода прицепками. Это целые плоды или отдельные плодики (мерикарпии), плоды, окруженные околоцветником или внецветковыми частями, или даже целые соплодия. Но как это ни удивительно, семян с прицепками не бывает. Цепкие диаспоры известны у самых различных семейств.

Чаще всего цепкие диаспоры цепляются к телу проходящих мимо животных и отрываются тем самым от материнского растения. Классические примеры - плоды различных зонтичных и бурачниковых, плоды дурнишника, череды и лопуха, относящихся к семейству сложноцветных. Такие плоды могут распространяться на очень большие расстояния. Наибольшую роль в распространении цепляющихся диаспор играют млекопитающие животные и человек.

Однако эпизоохорным путем могут переноситься также диаспоры, не имеющие никаких приспособлений для прикрепления к телу животного. Хорошо известно, что многие семена н плоды могут распространяться вместе с прилипающим к телу животного илом, комочками сырой почвы и пр. Такой способ может играть очень большую роль в распространении семян и плодов многих растений, особенно болотных и прибрежных, часто пристающих к телу водоплавающих и болотных птиц.

http://refree.ru/ какой лучше заказать музыкальный коллектив.

Природа очень настойчива в стремлении помочь растениям распространить свои семена. Она придумала и воплотила в жизнь огромное количество приспособлений, позволяющих появляться новым росткам на огромных расстояниях от материнского растения. Так, например, легкие семена одуванчика снабжены парашютиками, позволяющими им перелетать по ветру, а семена чертополоха прочно цепляются за одежду человека и шерсть животных маленькими колючками-крючочками. А кто может помочь дубу?

Как выглядит желудь?

Дуб - мощное и сильное дерево. У него массивный ствол и могучая крона. Немудрено, что и его семена не отличаются легкостью. Сеятель дуба должен иметь достаточно сил, чтобы поднять и перенести тяжелый и гладкий плод.

Желудь имеет кожистый околоплодник и твердый плюсок (шапочку). Это односемянный плод, образованный из сросшихся упрощенных соцветий дуба. Плоды каштана и бука тоже являются желудями, но в шапочке желудя дуба всегда только один плод, а у бука и каштана плюсок может содержать несколько плодов.

Птица, питающаяся желудями

В лесу живет небольшая птичка с ярким оперением. Называется она сойка. Эта птица - сеятель дуба. По размерам птичка не больше голубя. У нее короткие крылья и сильный клюв. Птичке тяжело преодолевать большие расстояния, но в кронах деревьев она чувствует себя вполне уверенно и способна перемещаться по веткам достаточно быстро.

Чаще всего сойки поселяются в лиственных лесах, где растет множество дубов. Основа рациона птиц - растительная пища, но птенцов они выкармливают насекомыми, да и взрослые сойки не отказываются от животного корма полностью. Но любимое лакомство пернатых непосед - желуди. Птицы раскалывают плотную оболочку клювом, а когда наедаются, начинают растаскивать в укромные места. Готовясь к зиме, сойка может сделать до четырех килограммов запасов, в разных тайниках. Многие тайники забываются, и желуди, спрятанные в хвойной подстилке, прорастают. Именно поэтому люди считают, что сойка - сеятель дуба. Благодаря маленькой запасливой птичке молодая дубовая поросль появляется в разных местах. Это помогает сохранить величественные деревья.

«Пади туда – не знаю куда…»

Урок биологии в 6-м классе с использованием ИКТ по теме: «Распространение плодов и семян» (программа В.В. Пасечника)

Оборудование: компьютер, слайдовая презентация, коллекции плодов и семян, раздаточный материал.

Ход урока

Учитель. Добрый день, ребята! Наш сегодняшний урок мы начнем с прослушивания звуковых посланий. Подумайте, что объединяет эти звуки?

(Звучат шум ветра, журчание ручья, пение птиц, ружейные выстрелы и т.п. )

Какое отношение к изучаемой нами теме ботаники они имеют?
Чем, на ваш взгляд, можно дополнить этот звуковой ряд?

(Ребята высказывают свои предположения, учитель должен подвести их к формулированию задач урока .)

Что же мы должны будем узнать? Что вас заинтересовало?

(Совместная формулировка вопросов, определяющих задачи урока, запись вопросов в тетрадь .)

Зачем растения распространяют плоды?
Какие приспособления позволяют им это сделать?
Кто помогает растениям в этой «работе»?
Как некоторые «помощники» находят растения?
Какое практическое значение имеют эти знания?

Как обычно, на уроке у вас есть возможность получить оценку за разные виды деятельности. Правильные ответы с места оцениваются плюсом на полях тетради, за 5 плюсов вы получаете оценку «отлично». Отдельно оценивается работа на уроке по заданиям, которые вы должны будете письменно выполнить в тетради.

Для всех растений чрезвычайно важно, чтобы созревшие семена оказались на расстоянии от родительского растения и там проросли. Для этого имеется немало веских причин.

Как вы думаете, почему необходимо, чтобы большинство семян оказались как можно дальше от материнского растения?

(После обсуждения демонстрируется слайд презентации, где указаны причины, объясняющие необходимость распространения растений:

– на небольшой территории не возникает внутривидовая конкуренция;
– облегчается перекрестное опыление;
– растения осваивают новые территории;
– обогащается видовое разнообразие растительных сообществ - фитоценозов. )

Публикация статьи произведена при поддержке KremlinStore – интернет-магазина, представляющего лучшие на сегодняшний день мобильные устройства и потрясающий выбор аксессуаров к ним. Ваш iPhone 5 ожидают экстремальные нагрузки? Вы хотите, чтобы он отражал вашу неординарную индивидуальность? Или подчеркивал ваши деловые и профессиональные качества? Ответ на этот вопрос один – приобретите чехлы для iPhone 5 . Стильный и строгий кожаный – для офиса, противоударный – для активной жизни, забавный – для отдыха. Разнообразие представленных моделей чехлов для iPhone 5 вас приятно удивит – силиконовые, пластиковые, со стразами, премиум-модели, бамперы.

Семенные растения господствуют на Земле во многом и потому, что имеют разнообразные способы распространения семян и плодов. Правда, при этом часть семян гибнет, попав в неподходящие условия. Потому и называется наш урок «Пади туда – не знаю куда…».

Переноситься могут отдельные семена (такие растения обычно имеют вскрывающиеся плоды), плоды, соплодия, отдельные части растения и даже целые растения.

Переносимые части растения называются диаспорами (от греч. diaspeiro – рассеиваю, распространяю).

(В течение урока учащиеся записывают термины с расшифровкой в словарь в конце тетради. Термины, не предусмотренные школьной программой, рекомендуется записывать только ученикам, увлекающимся биологией, т.к. они встречаются в заданиях олимпиад .)

Немногие растения распространяют свои семена самостоятельно, у большинства есть многочисленные «помощники». В зависимости от того, каким образом происходит распространение семян и плодов, различают автохорию и аллохорию.

Хория – часть сложных слов, обозначающая распространение (от греч. choreo – иду вперед, двигаюсь, продвигаюсь, распространяюсь).

Познакомимся с основными способами распространения диаспор растений.

Автохория (от греч. autos – сам, choreo – продвигаюсь) представляет собой распространение семян и плодов самим растением без участия каких-либо внешних факторов.

В наиболее простом варианте автохорию можно наблюдать при опадании созревших плодов (например, грецкого ореха или дуба) под действием силы тяжести – барохория (от греч. baros – тяжесть).

В каких еще словах вы встречали этот корень?

(Предположительные ответы: барометр, изобары. Ученики, давшие правильные ответы, ставят плюсы на полях тетради. )

Узнайте барохорное растение, назовите его диаспоры.

Сидели до поры на ветках
Детишки-голыши в беретках.
В срок с веток детки повскакали,
Свои беретки растеряли.

(Желуди дуба. )

Барохория встречается среди растений с тяжелыми плодами и семенами, однако у многих из них упавшие плоды впоследствии разносятся животными или водой, т.е. автохория сочетается с другими типами распространения.

Семена некоторых растений после созревания разбрасываются за счет внутренних сил натяжения, давления в живых или мертвых клетках. Такие растения называют баллистами : это герань болотная, чина, фиалка и др. У недотроги семена разлетаются, когда с силой скручиваются створки созревшей коробочки.

Сообщение ученика. Растение бешеный огурец можно назвать настоящим бомбардиром! Его плод стреляет по принципу работы пистолета-распылителя. Сам плод напоминает продолговатую сливу и имеет очень прочные стенки. При отделении зрелого плода от плодоножки в месте отрыва образуется отверстие, через которое выбрасывается смесь из клейкого сока и семян. Это вызвано тем, что содержимое плода находится под давлением 6 атм.

Дальность стрельбы бешеного огурца исключительно высока: 12 м – обычное дело. А скорость полета семян достигает почти 10 м/с! Если плод случайно сбивается проходящим мимо животным, то семена вместе со слизью попадают на его шерсть, прилипают, а когда подсохнут, постепенно отпадают (т.е. в этом случае возможно, комбинированное распространение семян). Так же распространяет семена другой представитель семейства тыквенных – циклантера взрывающаяся.

Учитель. У кислицы клетки наружного слоя семенной кожуры содержат много сахаров, из-за чего к моменту созревания они сильно обводняются и набухают. Когда тургорное давление становится чрезмерным, наружный слой кожуры с силой разрывается и выбрасывает семена из коробочки на расстояние 1–1,5 м. Дальше семена кислицы растаскивают муравьи.

У других баллист семена разбрасываются из-за возросшего напряжения в мертвых клетках плода. Например, когда зрелый боб раскрывается, его створки быстро скручиваются, отбрасывая семена. Летом в жаркий солнечный день около кустов желтой акации можно услышать легкое потрескивание – это растрескиваются и разбрасывают семена созревшие бобы. Разбрасывают свои семена также плоды гороха и фасоли. Поэтому плоды этих растений собирают до их полного высыхания, иначе они выбросят семена и урожай погибнет.

Бобы растения баухинии пурпурной, высыхая, разбрасывают семена на расстояние до 15 м!

Вывод (здесь и далее можно предложить учащимся формулировать выводы самостоятельно в процессе обсуждения, с проставлением плюсов на полях тетради): у растений-баллист имеются приспособления для разбрасываются семян за счет внутренних сил натяжения, сил внутреннего давления в живых или мертвых клетках.

Автохоры умеют не только стрелять, но и ползать. Ползучие диаспоры имеют щетинки, которые способны поглощать водяной пар из атмосферного воздуха (такое свойство называется гигроскопичностью), в результате этого щетинки изменяют свою форму и, отталкиваясь от земли, передвигают семя на некоторое расстояние. Щетинки то высыхают, то набухают вновь, и семена могут отодвинуться от родительского растения на довольно большое расстояние. Так распространяются, например, семена ковыля и овса.

А теперь перейдем к изучению другой группы способов распространения семян и плодов, которое осуществляется «помощниками растений».

Аллохория (от греч. alios – другой, choreo – отхожу, продвигаюсь) представляет собой распространение семян и плодов какими-то внешними силами.

Обычно плоды или семена аллохорных растений имеют какие-либо приспособления, помогающие им распространяться. Чтобы отправиться в путешествие за чужой счет, нужно привлечь «транспортное средство» или прикрепиться к нему и постараться не погибнуть во время нередко дальнего странствия. Полагают, что именно из-за приспособления к конкретному типу переноса возникло такое богатое разнообразие особенностей строения различных плодов.

(Ученики начинают составлять схему «Способы распространения семян и плодов» с примерами растений и заполнять таблицу «Особенности строения плодов и семян, приспособленных для распространения разными способами». )

Таблица. Особенности строения плодов и семян, приспособленных для распространения разными способами

Распространение семян и плодов животными называется зоохорией (от греч. zoon – животное, choreo – отхожу, продвигаюсь).

Многие сочные плоды охотно поедают птицы. В поисках пищи птицы обычно ориентируются на внешний вид и вкус поедаемых плодов и семян, поэтому распространяемые ими диаспоры должны быть ярко окрашенными и вкусными (с точки зрения птиц, конечно). И вот что интересно – до созревания плоды и семена имеют зеленую окраску и содержат много кислот и горечей, что отпугивает птиц. А вот запах для птиц не имеет никакого значения – обоняние у них играет меньшую роль при поиске пищи, чем зрение. Остается добавить, что перенос семян и плодов птицами называется орнитохорией (от греч. ornis – птица).

При прохождении по пищеварительному тракту птиц семена не перевариваются и сохраняют жизнеспособность. Поэтому, выйдя с пометом, они оказываются не только на значительном расстоянии от родительского растения, но и находятся в окружении питательных органических веществ (самого помета), которые обогащают почву вокруг семени и способствуют его прорастанию и дальнейшему развитию. В помете ворон и галок, например, находят совершенно целые косточки костянок.

Такой способ распространения семян животными называется эндозоохорией (от греч. endon – внутри).

Учитель. Наибольшее значение для эндозоохоров имеют птицы. Их дальние перелеты и очень быстрое перемещение позволяет диаспорам оказаться на расстоянии в несколько сотен километров от родительского растения.

У определенных растений семена вообще не могут прорасти без предварительного прохождения через пищеварительный тракт птиц, где они подвергаются воздействию пищеварительных ферментов, размягчающих покровы семени. Так, семена некоторых растений после истребления человеком нелетающей птицы дронта на протяжении нескольких столетий не давали проростков. Однако когда эти семена скормили гусям, а потом посадили в почву, они проросли!

Кроме птиц, эндозоохорные диаспоры могут разносить млекопитающие. Чаще всего это различные обезьяны, грызуны и рукокрылые. Семена многих злаков без повреждений проходят через пищеварительную систему копытных, а всхожесть у них при этом даже повышается. В эндозоохории могут принимать участие и хищники: например, спелые арбузы при возможности включают в свой рацион лисы и шакалы, медведи охотно кормятся на ягодниках, и т.д.

Как вы думаете, какими органами чувств, в отличие от птиц, руководствуются звери в поисках пищи?

(Предположительные ответы: в отличие от птиц, звери в поисках пищи в большей степени ориентируются на обоняние, чем на зрение, поэтому семена и плоды, которые они поедают, обычно имеют сильный аромат, привлекающий распространителей. Правильные ответы отмечаются плюсами на полях тетради. )

Значительно меньшую роль в распространении семян и плодов путем эндозоохории играют другие животные, однако их также следует назвать. Это, например, некоторые черепахи – заурохория .

Вывод : эндозоохорные растения имеют сочные плоды или соплодия с яркой окраской, чтобы быть хорошо заметными, или с сильным ароматом, чтобы привлекать животных с большого расстояния, особенно в темное время суток. Также семена обладают прочной оболочкой, предохраняющей их от переваривания. Благодаря оболочке семена проходят через пищеварительную систему целыми и невредимыми.

Очень часто животные не поедают сразу семена или плоды, а уносят их и складывают про запас, особенно в период изобилия пищи. Когда, например, белки едят семена, они никогда не съедают их все. Потерянных семян вполне достаточно, чтобы растения расселились. Часто животные уносят шишки далеко от того места, где их собирают. Про некоторые свои кладовые они и вовсе забывают, кроме того, владелец может попросту погибнуть прежде, чем успеет ими воспользоваться. В таких случаях семена через некоторое время прорастут, причем часто на значительном расстоянии от родительских растений.

Такой способ распространения диаспор получил название синзоохории (от. греч. syn – вместе).

Запасы делают многие птицы (например, сойка, ореховка и др.) и грызуны (мыши, белки, бурундуки, хомяки и др.). Причем количество запасенной пищи может быть весьма значительным.

Какими должны быть плоды и семена, чтобы выдержать долгое хранение?

(Предположительные ответы: как правило, синзоохорные плоды сухие, что обеспечивает их способность к долгому хранению (понятно, что сочные плоды животным запасать невыгодно, поскольку сочная мякоть быстро сгниет и плод потеряет для распространителя пищевую ценность), и богаты питательными веществами. Правильные ответы отмечаются плюсами на полях тетради. )

Сообщение ученика. В распространении семян и плодов большую роль играют муравьи. Это явление называется мирмекохория (от греч. myrmex – муравей). Многие муравьи приносят в свое жилище семена и плоды различных растений. Одни из них впоследствии поедаются целиком и поэтому не могут прорасти, однако другие растения выработали особые приспособления для распространения своих семян муравьями. На таких семенах есть специальные выросты с питательным и вкусным маслом – элайосомы (от греч. elaion – масло, soma – тело). Муравьи съедают не все семя, а только эти питательные выросты. Ими растения «рассчитываются» с муравьями за услуги по распространению семян.

Такие семена имеют первоцвет, подснежник, фиалка, молочай, хохлатка, копытень, чистотел, иван-да-марья, гусиный лук, перелеска, звездчатка, ясменник и др.

Учитель. Наиболее часто мирмекохоры произрастают в нижних ярусах широколиственных лесов. Например, среди травянистых растений дубрав относительная доля таких растений составляет 46%.

Почти всегда муравьи переносят семена раннецветущих растений, плоды которых созревают не позже середины лета. Ближе к осени муравьи перестают собирать семена.

Муравьи не могут унести крупные семена, поэтому диаспоры мирмекохоров обычно невелики, кроме того, в отличие от птиц или даже грызунов, муравьи перемещают семена относительно недалеко (обычно не далее 10 м от родительского растения, редко дальше), однако они уносят почти все опавшие диаспоры, что практически гарантирует их распространение.

Вывод : растения, чьи плоды и семена распространяют муравьи, обычно имеют мелкие семена с особыми питательными выростами. Это в основном травы.

При распространении плодов и семян отношения между растениями и животными, как правило, взаимовыгодные, по принципу ты – мне, я – тебе.

Как называются такие отношения? Приведите известные вам примеры отношений такого рода в природе.

(.)

В старших классах мы узнаем, что такой тип симбиотических отношений в экологии называют мутуализмом.

Далеко не всегда животные переносят съедобные семена и плоды, довольно часто им приходится распространять диаспоры, которые они сами не едят, причем делают это отнюдь не по собственной воле. Многие виды цветковых растений выработали приспособления, благодаря которым их диаспоры способны прикрепляться к телу проходящего мимо животного, а оно переносит их на значительные расстояния.

Такой способ распространения получил название эпизоохории (от греч. epi – на, над, сверху).

Сообщение ученика. Способы прикрепления диаспор весьма разнообразны. Чаще всего для этого используются различные прицепки, которые образуются на отдельных плодиках, плодах или целых соплодиях, но никогда на семенах. У репейника шипиками-прицепками снабжена целая корзинка, несущая десятки плодов. Так распространяются плоды всем известных лопуха и череды. Плод череды несет зазубренные шипы.

Учитель. У других растений плоды или семена выделяют клейкие вещества, с помощью которых диаспоры приклеиваются к телу животного. Очень клейкие плоды имеет тропическое растение пизония. Если его плодов приклеивается слишком много, то зверь или птица оказываются настолько скованными в движениях, что могут из-за этого даже погибнуть. Можно также вспомнить семена бешеного огурца, которые выбрасываются из плода, окруженные клейкой слизью, и прилипают к телу оказавшегося рядом животного

Эпизоохория наиболее характерна для растений самого нижнего, травянистого, яруса. На высоких деревьях плодов с прицепками не встретишь.

Вывод : эпизоохорные растения имеют приспособления – липучки или прицепки на плодах.

А теперь взгляните на коллекции семян, переносимых ветром, лежащие у вас на партах. Эти объекты не имеют ни яркой окраски, ни сильного аромата, ни цепких крючочков. Кто же ими заинтересуется? Что за странные помощники у них? А вот вам словесный портрет-подсказка:

Хоть бескрылый, а летает,
Безголовый, а свистит,
Хоть безрукий, но, бывает,
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает –
Так порою он сердит!
Только что он был везде –
Миг – и нет его нигде.

Распространение семян и плодов ветром называют анемохорией (от греч. anemos – ветер).

У некоторых растений семена очень мелкие и легкие, как пыль. Поэтому, когда они высыпаются из плодов, их могут переносить даже слабые потоки воздуха. Например, семя орхидеи можно рассмотреть только под микроскопом. Много орхидей встречается в дождевых тропических лесах. Их мелкие семена заносятся воздушными потоками в кроны деревьев. На ветвях они и прорастают.

Весной или в начале лета в еловом лесу можно найти засохшие прошлогодние побеги грушанки с плодами коробочками. Коробочки вскрываются узкими продольными щелями. Если щелкнуть по упругому стеблю, то из щелей высыпятся очень мелкие, как пылинки, семена, и их струйкой отнесет в сторону даже слабым потоком воздуха.

Семена мака высыпаются из отверстий в созревших коробочках. Если растение при этом еще и раскачивается ветром, то дальность распространения семян заметно увеличивается (например, у мака снотворного семена в ветреную погоду могут разлетаться на расстояние до 15 м).

Рассмотрите изображения семян и назовите их приспособления к распространению ветром.

(Правильные ответы отмечаются плюсами на полях тетради .)

Если семена относительно крупные, то у них образуются плоские выросты-крылья или различного рода «оперение». Крылатые семена имеют вяз, береза, граб, ольха, хмель и др. Плоское крыло позволяет семени планировать в полете, а благодаря смещенному центру тяжести семя крутится в воздухе и совершает поступательное движение, что позволяет ему улететь на некоторое расстояние от родительского растения, даже если ветра нет вообще.

У семян других растений бывают выросты в виде хохолка из тонких волосков, крылышка или крыловидной окраины вокруг семени. Хохолок из волосков есть у семян ивы, иван-чая, осины, тополя. Вспомните «тополиную метель» в начале лета.

У ели, сосны, лиственницы на семенах есть крылышки. Одни плоды ветер несет по воздуху, другие гонит по воде, по земле или по снежному насту. Зимой над снежным покровом возвышаются засохшие прошлогодние побеги пижмы, тысячелистника, полыней. Их довольно мелкие плоды осыпаются, и ветер гонит их по снежному насту.

На самом деле анемохорно могут распространяться семена и плоды всех растений, т.к. очень сильный ветер способен перенести и тяжелые диаспоры. Однако в этом случае говорить о приспособлении растения к анемохории, конечно, нельзя.

А вот жизненная форма перекати-поле свойственная травянистым растениям степей и пустынь, приобретающим во время цветения шарообразную кустистую форму, – именно приспособление к анемохории. В этом случае в качестве диаспоры выступает целое растение, которое после созревания семян высыхает и отрывается от корня. Ветер легко гонит такие высохшие кусты, которые, перекатываясь, рассеивают свои семена. К перекати-полю относятся клоповник, василек раскидистый и целый ряд других растений.

Вывод : ветром могут распространяться приспособленные для этого диаспоры – очень мелкие и легкие семена, семена и плоды с крылышками, волосками или же форма перекати-поле.

Распространение семян водой называется гидрохорией (от греч. hydro – вода).

Сообщение ученика. Этот способ присущ в основном водным растениям – кувшинкам, кубышкам, частухе, стрелолисту. Семена или плоды, которые переносятся таким способом, должны обладать двумя качествами: защитой семени от порчи водой и плавучестью. Ткань таких плодов позволяет им оставаться на плаву до нескольких месяцев, а гладкая плотная кожура защищает семена от намокания. Нередко такие семена похожи на надувной матрац. Семя кувшинки, например, окружено особым, похожим на мешок покровом, наполненным воздухом.

Учитель. У разных растений диаспоры способны держаться на воде не одинаково долго. Дольше всего способны находиться в соленой воде без потери всхожести семян плоды некоторых пальм (например, кокосовых) – до нескольких лет. Это свойство позволяет пальмам заселять отдаленные острова.

Вообще гидрохория широко распространена в природе: реки, ручьи, паводковые воды переносят семена и плоды многих растений, причем зачастую на большие расстояния.

Водой распространяются плоды и семена не только водных, но и некоторых наземных растений. Ольха часто растет по берегам рек. Ее плоды, попадая в воду, не тонут и течение уносит их далеко от материнских растений.

Вывод : гидрохоры – водные растения, семена которых не разрушаются водой, легко плавают и долгое время сохраняют жизнеспособность.

В наше время очень важное значение имеет антропохория (от греч. antropos – человек) – распространение семян и плодов человеком.

Роль человека в качестве распространителя диаспор растений проявляется весьма разнообразно. Во-первых, человек способен распространять семена и плоды всеми способами, которые были описаны выше для зоохории (поедая съедобные диаспоры, перенося их на своей одежде, и т.д.). Во-вторых, человек вольно или невольно распространяет растения, когда путешествует, пересылает почту и товары, производит передислокацию войск и т.д. В-третьих, человек часто осознанно распространяет семена, прежде всего в соответствии со своими хозяйственными нуждами или для внедрения новых растений в уже имеющиеся фитоценозы.

Очевидно, в доисторический период роль человека как распространителя диаспор мало чем отличалась от роли животных или птиц. Но по мере становления цивилизации участие человека в распространении растений становилось все более выраженным. Переход от собирательства к оседлому образу жизни сопровождался культивированием вблизи жилища полезных для человека растений. Миграция населения, военные походы, путешествия также способствовали переносу семян и плодов на новые территории. Открытие и освоение новых территорий человеком сопровождалось взаимным обогащением местной флоры. После открытия Америки Колумбом в Старый Свет были перевезены неизвестные доселе растения: томаты, картофель, кукуруза и, к сожалению, табак. Все эти растения, а также много других пришлись по вкусу европейцам и к настоящему времени широко распространились. Вместе с культурными растениями в Европу попали такие сорняки, как мелколепестник канадский, ромашка пахучая и др., а из Европы в Америку – пырей, василек, куколь и др. Однако далеко не всегда искусственная интродукция человеком новых видов оказывается полезной для местных видов, гораздо чаще это приводит к нарушению связей в сообществах. Например, перенесенный на новые территории водяной гиацинт настолько размножился, что полностью вытеснил из водоемов местные виды растений, нарушив тем самым трофические связи, и даже сделал водоемы несудоходными.

Плоды и семена некоторых растений прилипают или прицепляются к мешкам или тюкам с грузом и попадают в вагоны, в трюмы кораблей, в автомобили и самолеты. При разгрузке семена попадают на землю, прорастают, и выросшие из них растения часто находят на новых территориях хорошие условия для жизни. Так из Европы в Америку в свое время был завезен подорожник – обычное растение тропинок и дорог. Коренные жители Америки – индейцы – назвали подорожник «следом белого человека», т.к. его появление – результат передвижения по континенту белых людей.

А теперь вспомните вопрос, прозвучавший в начале урока: чем, на ваш взгляд, можно дополнить этот звуковой ряд?

(Предположительные ответы: отсутствует звук, который ассоциируется с передвижением человека, например любого транспортного средства. )

Как вы думаете, почему вопрос о способах распространения семян так заинтересовал людей? Какое практическое значение могут иметь эти знания?

Человек для пользы дела подглядывает за всем, что его окружает. У природы есть чему поучиться: принципы и механизмы жизнедеятельности растений и животных могут пригодиться в строительстве и архитектуре, создании приборов. Этим занимается сравнительно молодая наука бионика.

Попробуйте установить, какие способы распространения растений подтолкнули человечество к следующим изобретениям: пропеллер, вентилятор, застежка-липучка?

(Предположительные ответы: анемохория, зоо хория. Правильные ответы отмечаются плюсами на полях тетради. )

Если учесть, что среди растений выделяется группа сорных со своими характерными способами распространения, то знание этих способов просто необходимо всем садоводам и огородникам. Для чего?

(Правильные ответы отмечаются плюсами на полях тетради. )

А теперь закрепим то, что вы узнали на уроке. Выберите из предложенных ниже вопросов один, учитывая, что их «стоимость» неодинакова.

Вопросы для закрепления

Вопросы репродуктивного характера (оцениваются как 1/2 +)

1. Что за диво: плод плюется,
Целым в руки не дается?

О каком способе распространения семян говорится в загадке? Назовите это растение.

2. Выбери правильный ответ. Семена некоторых голосеменных и покрытосеменных растений распространяются животными, так как они:

а) очень мелкие и легкие;
б) имеют парашютики или крылышки;
в) содержат питательные вещества, которыми питаются животные.

3. Рассмотрите на рисунке плоды и семена, определите способ их распространения. Ответ обоснуйте.

4. Решите головоломку.

Впишите слова, обозначающие способы распространения плодов и семян, так, чтобы буква «О» у них была общей.

Вопросы на применение полученных знаний в новой обстановке (оцениваются +)

1. Определите способ распространения семян у следующих растений:

– череда трехраздельная;
– одуванчик лекарственный;
– горох полевой;
– кувшинка белая.

2. Плодами вишни лакомятся воробьи и галки. Галка проглатывает вишню целиком, а воробей склевывает мякоть. Какая из птиц является распространителем семян?

3. На открытых пространствах, где пожары полностью уничтожают растительные сообщества, су-
ществовавшие ранее, первыми поселяются определенные виды растений. Подумайте, какой у них может быть способ распространения семян. Ответ обоснуйте. Приведите примеры.
(Это растения, семена которых распространяются ветром. Из травянистых, например, иван-чай. Из деревьев – береза, осина, ива, сосна, ель. )

4. Перечислите способы распространения следующих растений, назовите распространителей.

Вопросы, для ответа на которые требуются дополнительные знания (оцениваются ++)

1. Этот цветок называют слоновым или цветком носорогов. Что это за растение и откуда такое странное название?

2. Плоды шиповника охотно едят мыши и дрозды. Кто из них играет роль распространителя семян?

(Дрозд, т.к. мышь зубами разгрызает семена и этим губит их, а дрозд глотает целиком. )

3. Укажи растение, которое в перечне является «третьим лишним». Ответ обоснуй.

Ель, рябина, кувшинка.

(Вопрос не имеет однозначного ответа, т.к. классификация может производиться по нескольким признакам (цветковые и голосеменные растения, жизненная форма, среда обитания и т.д.). Учителю следует отметить при ответах учащихся те, которые непосредственно связаны с темой урока. )

4. С Галапагосских островов в Калифорнийский университет привезли семена местных помидоров, однако вырастить из них растения не удавалось, пока семенами не накормили гигантских черепах, привезенных с этих же островов. Предложите объяснение этому явлению.

Олимпиадные вопросы

1. Из каких органов растений и частей цветка могут быть образованы крылатые приспособления плодов и семян различных растений?

2. Очень многие растения имеют плоды с мякотью – мясистой сахаристой тканью. А вот происхождение этой мякоти может быть различно. Из чего образуют привлекательную для птиц, человека и других распространителей мякоть различные растения?

3. У некоторых растений цветочные стрелки и стебли, несущие цветки, после отцветания сильно растут. Что это дает растениям? Приведите как можно больше версий.

4. Какими преимуществами и недостатками обладают мелкие и крупные семена?

5. Какую пользу могут получать растения от животных, которые их едят?

Загадки и пословицы

Животный мир является одним из самых главных компонентов природной среды. Без него невозможно существование нашей планеты


Изучаемые вопросы, потребуют для ответа сведений, не только полученных на данном занятии, но и материал уроков ботаники и зоологии. Материал можно использовать для изучения "Окружающего мир" в начальной школе.

Актуальность занятия:

Живая природа планеты представлена царством растений, цар-ством животных, царством грибов и царством бактерий (микроорганизмов). Царство животных объединяет в сегодняшней жизни Земли около 1,5 млн. видов.

Вместе с растениями и другими организмами животные участвуют в переме-щениях химических веществ и элементов, в их круговороте в природе и обеспечивают таким образом ее единство. Роль животных в жизни планеты чрезвычайно

Тип учебного занятия: изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Основные понятия

Нектароядные птицы. Насекомые-опылители. Расселение растений

Рассматриваемые вопросы

1.Какие животные участвуют в опылении растений?

2.Как растения приспособлены к опылению животными?

3.Почему кедровку и сойку считают распространителями семян деревьев?

1.Роль животных в опылении растений

Важную роль играют животные как опылители растений. Их связь с опы-лением основывается на том, что животные используют в пищу нектар и пыльцу цветков. Желающих полакомиться вкусными и питательными дарами растений много. В поисках нектара цветки посещают нектароядные птицы: попугаи, нек тарницы, колибри, цветочницы, медососы. Подсчитано, что более 2000 видов тропических птиц участвуют в опылении.

Для добывания нектара у них есть своеобразные приспособления. Тропи-ческая птичка — колибри — мельчайшая среди птиц (рис. 2). Ее тело имеет дли-ну 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходит длину тела. Этим длин-ным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследст-вии оставит на другом цветущем растении. Помимо птиц растения опыляют и некоторые нектароядные летучие мыши — листоносы. Масса землеройковид-ного листоноса всего 5-10 г. Как и колибри, листонос зависает у цветка в трепе-щущем полете и высасывает нектар длинным языком.

Рис. 2. Колибри у цветка Рис. 3. Соцветие и насекомые-опылители (бабочка, пчела, шмель, муха)

И все же особенно важную роль в опылении растений играют насекомые- опылители, принадлежащие к трем отрядам — перепончатокрылым (пчелы, шме-ли), двукрылым (мухи), чешуекрылым (бабочки) (рис. 3). Опыляют растения и жуки. Тело насекомого обильно опушено мелкими волосками, и пыльца на них задерживается. Летая с цветка на цветок, насекомые эту пыльцу переносят. А пче-лы даже имеют на задних лапках корзиночки, куда счищают пыльцу и несут ее в улей, чтобы накормить матку и развивающихся личинок.

Известно, что многие бобовые растения опыляются шмелями. В прошлом веке в Австралию был завезен луговой клевер, но из-за отсутствия опылителей — шмелей — он не приносил семян. Для семенного размножения этого растения по-требовалось ввезти шмелей — его опылителей.

Считают, что в эволюции растительности на Земле именно насекомые ока-зали влияние на возникновение и формирование покрытосеменных растений. В настоящее время насекомые опыляют большинство цветковых растений.

2.Роль животных в распространении растений

Животные способствуют и расселению растений. Споры мхов и папоротни-ков на своем теле переносят насекомые. Семена растений с поверхности в глубь почвы перемещают жуки-навозники. Липкие и колючие плоды и семена цепляют- ся за ноги животных, шерсть, оперение и переносятся на значительные расстоя-ния. Расселению растений на новые территории способствуют птицы и млекопи-тающие, запасающие плоды и семена на зиму.

В нашей стране большую роль в распространении кедровой сосны играет птица кедровка. Возобновление сосны на гарях происходит исключительно с помощью этой птицы. В распространении могучего дуба принимает участие другая лесная птица — сойка. В кладовых сойки находили до 4 кг желудей. Часть их птица выкапывает и съедает, а часть остается в почве и прорастает. Пряча орешки и желуди в почву, запасая их для себя впрок, птицы становятся «сеяльщиками» новых лесов. Кладовые из семян хвойных создают такие грызу-ны, как белки, бурундуки (рис. 4).


Распространители семян : 1 — кедровка; 2 — сойка; 3 — бурундук; 4 — белка

Многие сочные плоды с удовольствием едят разные животные. Семена не перевариваясь проходят через пищеварительный тракт и прорастают в новом месте, будучи выброшенными с экскрементами. Распространению лесных ягодни-ков способствуют многие лесные грызуны.

Источники информации: Экология животных. Пособие для учащихся7класс общеобразовательной школы В.Г. Бабенко; Д.В. Богомолов; и др. 2002.-128с.ил.