12.03.2024

Выдающийся ум мыслить как шерлок холмс полностью. Метод Шерлока: как развить наблюдательность, дедукцию и гибкость мышления. Внимание к деталям



Мария Конникова

Выдающийся ум: мыслить как Шерлок Холмс

Забавно, но книга Марии Конниковой, увлекательная и местами провокационная, и правда заставляет задуматься о том, как мы думаем.

Это на редкость полезная книга, основанная на достижениях современной психологии и полная примеров из современной жизни. Она поможет вам найти общий язык с вашим внутренним Холмсом и провести с ним вместе не один час в уютном кресле у камина, наблюдая и делая выводы.

Новая книга Марии Конниковой отнюдь не «элементарна»: это актуальное и глубокомысленное исследование человеческого разума, дополненное примерами из жизни и профессиональной деятельности Шерлока Холмса. Сам Холмс мог бы гордиться, если бы стал автором такого замечательного труда!

Publishers Weekly

Яркая, талантливая новая книга Марии Конниковой – не что иное, как учебник по пробуждению сознания, руководство по избавлению от подсознательных предубеждений, от привычки отвлекаться, от неразберихи наших повседневных мыслей. Даже те читатели, которые не считают Холмса своим кумиром, обнаружат, что книга стимулирует, увлекает и самое главное – приносит пользу.

Посвящается Джефу

Выбор объектов внимания – возможность уделять внимание одним и пренебрегать другими – занимает во внутренних проявлениях жизни такое же место, как выбор действий – во внешних. И в том и в другом случае человек несет ответственность за свой выбор и вынужден мириться с его последствиями. Как говорил Ортега-и-Гассет, «скажи мне, чему ты уделяешь внимание, и я скажу тебе, кто ты».

У. Х. Оден

Вступление

Когда я была маленькой, перед сном папа обычно читал нам рассказы о Шерлоке Холмсе. Мой брат, пользуясь случаем, немедленно засыпал в своем углу дивана, но все мы, остальные, ловили каждое слово. Помню большое кожаное кресло, в котором сидел папа, одной рукой держа книгу перед собой, помню, как пляшущее в камине пламя отражалось в стеклах его очков в черной оправе. Помню, как он то повышал, то понижал голос, нагнетая напряжение перед каждым поворотом сюжета, и вот наконец – долгожданная разгадка, когда все вдруг обретало смысл, а я качала головой, совсем как доктор Ватсон, и думала: «Ну конечно! Как же все просто теперь, когда он все объяснил!» Помню запах трубки, которую папа так часто курил, – как сладкий дым грубоватой табачной смеси оседает в складках кожаного кресла, помню ночные очертания за шторами и застекленной дверью. Трубка у папы была, разумеется, чуть-чуть изогнутая – точь-в-точь как у Холмса. Помню и финальный звук захлопнутой книги, когда страницы вновь соединялись под малиновыми крышками переплета, а папа объявлял: «На сегодня все». И мы расходились: просить, умолять и строить жалобные гримасы было бесполезно – наверх и в постель.

И еще одна деталь врезалась мне тогда в память – так глубоко, что сидела в ней, не давая мне покоя, даже спустя много лет, когда остальные истории поблекли, слились с размытым фоном и приключения Холмса и его преданного биографа забылись все до единого. Эта деталь – ступеньки.

Ступеньки дома 221В на Бейкер-стрит. Сколько их было? Холмс спросил об этом Ватсона в «Скандале в Богемии», и этот его вопрос навсегда засел у меня в голове. Холмс и Ватсон рядом в креслах, сыщик объясняет доктору, чем отличается умение просто смотреть от умения замечать. Ватсон озадачен. А потом все вдруг становится совершенно ясно.

«– Когда я слушаю ваши рассуждения, – заметил Ватсон, – все кажется мне до смешного простым – настолько, что я и сам догадался бы без труда, но в каждом отдельном случае я пребываю в растерянности до тех пор, пока вы не объясните ход своих мыслей. Тем не менее я убежден, что мой глаз зоркостью не уступает вашему.

– Вот именно, – ответил Холмс, закуривая папиросу и откидываясь на спинку кресла. – Вы видите, но не замечаете. Разница очевидна. К примеру, вы часто видите ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату.

– Да, часто.

– Сколько раз вы уже видели их?

– Несколько сотен.

– И сколько же там ступенек?

– Ступенек?.. Не знаю.

– Именно! Вы не заметили. Хотя видели их. О том и речь. А мне известно, что ступенек там семнадцать, потому что я и видел их, и замечал».

Меня потряс этот диалог, услышанный однажды вечером при свете камина, когда в воздухе витал трубочный дым. Я судорожно попыталась вспомнить, сколько ступенек в нашем доме (я понятия не имела), сколько их ведет к нашей входной двери (опять нет ответа), а сколько – вниз, в цокольный этаж (десять? Двадцать? Я не сумела назвать даже приблизительную цифру). Еще долго потом я старалась считать ступеньки на всех лестницах, какие мне попадались, и запоминать полученные результаты – на случай, если кто-нибудь потребует у меня отчета. Холмс гордился бы мной.

Май 16, 2017

Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс Мария Конникова

(Пока оценок нет)

Название: Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс
Автор: Мария Конникова
Год: 2003
Жанр: Зарубежная прикладная и научно-популярная литература, Зарубежная психология, Общая психология, Самосовершенствование

О книге «Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс» Мария Конникова

Мария Конникова является довольно известным американским психологом и писателем. Ее произведения пользуются большой популярностью, как в профессиональной среде, так и среди обычных читателей. Семья Марии была вынуждена эмигрировать в США, когда девочке было всего лишь четыре года. Она всегда была очень старательной и ответственной — именно эти качества и помогли ей успешно окончить университет в Гарварде. Она много времени уделяла изучению психологии и творческого письма. Через несколько лет она смогла получить докторскую степень в Колумбийском университете.

Мария Конникова пишет публицистические и научно-популярные заметки для многих периодических американских изданий, которые специализируются на проблемах изучения мозга. Ее книга «Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс» – это международный бестселлер. Произведение было переведено на многие языки и издавалось большими тиражами в разных странах. Читать его стоит, прежде всего, тем, кто хочет узнать много полезной информации об особенностях человеческого мозга.

Речь в данном произведении писательницы идет о сложной специфике рационального мышления. Она пытается выяснить может ли обычный человек научиться мыслить так же, как это делал знаменитый сыщик из произведений классика английской литературы. Мария Конникова рассматривает разные эпизоды из книги Конан Дойла, анализируя их с точки зрения современной нейробиологии. Она подробно изучает все причины, которые могут способствовать лучшему развитию мыслительной деятельности.

Писательница в доступной форме излагает свои самые оригинальные мысли. Ей удается найти подтверждение собственной теории об уникальности человеческого мозга. В своем произведении она раскрывает многочисленные психологические стратегии, которые приводят к лучшему пониманию человеком некоторых явлений и событий.

Книга «Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс» – это уникальное произведение позволяющее человеку намного лучше понять скрытые резервы своего организма и своей психики. Писательница настаивает на том, что при желании и выполнении определенного комплекса упражнений практически каждый человек может расширить рамки своего восприятия, развить логическое мышление и повысить творческий потенциал.

Данное произведение, несмотря на научный характер и использование автором результатов многих исследований, написано очень легким и понятным языком. Читать его обязательно нужно тем, кто всегда стремится к лучшему и готов приложить необходимые усилия для достижения положительного результата в длительном процессе самосовершенствования.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс» Мария Конникова в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Скачать бесплатно книгу «Выдающийся ум. Мыслить как Шерлок Холмс» Мария Конникова

В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Шерлок Холмс, герой произведений Артура Конан Дойла, известен миру как гениальный детектив. Тем не менее, многие люди вполне могут натренировать собственный мозг и начать думать так же, как думал Холмс. Каким же образом? Всего лишь воспроизводя образ поведения Холмса. Если стать наблюдательнее и научиться лучше анализировать свои наблюдения, то проблем возникнуть не должно. Если этого вам мало, можно потренироваться в возведении собственных “чертогов разума”.

Шаги

Часть 1

Смотрите и наблюдайте

    Выучите разницу между просмотром и наблюдением. Ватсон, к примеру, смотрел. Холмс - наблюдал. У вас, вероятно, сформировалась привычка смотреть, не обрабатывая мысленно полученную информацию. Соответственно, первый шаг на пути к мышлению Холмса - это умение наблюдать и осознавать все детали происходящего.

    Будьте сфокусированы и полностью сосредоточены. Вам нужно знать собственные пределы. Увы, человеческий мозг не создан для выполнения сразу нескольких сложных задач. Если вы хотите научиться наблюдать с толком, то вряд ли вы сможете заниматься еще десятком дел, которые будут вас только отвлекать от наблюдений.

    • Сосредоточенность позволит вашему разуму дольше сохранять внимания и научит его решать проблемы эффективнее и действеннее.
    • Пожалуй, сосредоточенность является одним из простейших аспектов наблюдения. Все, что от вас требуется - сосредоточить все свое внимание на объекте наблюдения, ни на что больше не отвлекаясь.
  1. Будьте избирательны. Если наблюдать за вообще всем, что находится в поле зрения, то голова пойдет кругом, причем довольно скоро. Да, вам нужно научиться наблюдать, но вам в то же время нужно быть избирательным в том, за чем именно вы наблюдаете.

    • Качество для вас в данном случае важнее количества. Вам нужно наблюдать качественнее, а не за большим количеством предметов или явлений.
    • Соответственно, нужно научиться определять, что важно, а что - нет. Практика приведет вас к совершенству, причем только она.
    • Выявив важно, наблюдайте и анализируйте все, вплоть до малейших деталей.
    • Если из того, за чем вы наблюдаете, достаточно деталей почерпнуть нельзя, следует медленно расширять областью наблюдения за счет того, что вы ранее сочли недостойным внимания.
  2. Будьте объективны. Увы, сама людская природа этому противоречит - у всех нас есть предубеждения. Вам же, чтобы научиться наблюдать, следует преодолеть себя и оставить все предубеждения позади, дабы стать объективным наблюдателем.

    • Мозг зачастую видит лишь то, что хочет увидеть, а потом и вовсе выдает это за факт. Увы, это не факт, это лишь взгляд на объект или явление. Когда наш мозг запоминает какой-то факт, ему становится сложно принять обратное. Вам нужно научиться сосредотачиваться на собственной объективности, чтобы не получить ложные и недостоверные данные в результате наблюдений.
    • Помните, что наблюдение и дедуктивный метод - это две разные части процесса. Наблюдая, вы лишь наблюдаете. Позже, когда подключается дедуктивный метод, вы начинаете анализировать собранную информацию.
  3. Не ограничивайте свои наблюдения одним органом чувств. То, что вы видите, это лишь часть мира. Ваши наблюдения должны распространяться и на другие чувства - слух, запах, вкус и прикосновения.

    • Научитесь пользоваться зрением, слухом и обонянием. На эти три чувства мы полагаемся чаще всего, но именно они и вводят нас чаще всего в заблуждение. Лишь тогда, когда вы сможете ощущать все это объективно, учитесь пользоваться чувствами осязания и вкуса.
  4. Медитируйте. Пятнадцатиминутная ежедневная медитация - практический способ научиться наблюдать. Медитация помогает поддерживать остроту ума, а также поближе познакомит вас с тем, что значит “быть полностью сосредоточенным на окружающем мире”.

    • Медитация - это вовсе не обязательно что-то из ряда вон выходящее. Все, что вам нужно - несколько минут в день не отвлекать ни на что, учась сосредотачивать свое внимание - может, представляя мысленно какой-то образ, может, на каком-то изображении напротив вас. Суть в том, чтобы то, на что вы медитируете, занимало все ваше внимание.
  5. Испытывайте себя. Что поможет отточить ваши навыки наблюдения лучше, чем испытание?! Раз в день, в неделю и месяц ставьте перед собой загадку, которую необходимо решить - но такую, на решение которой потребуются все ваши силы и умение наблюдать.

    • Скажем, можно поставить перед собой что-то вроде задачи ежедневно наблюдать за чем-то новым - например, делать раз в день по одной фотографии с разной перспективы. Фотографии должны показывать привычные объекты с новой стороны.
    • Еще одним полезным упражнением будет наблюдение за людьми. Подмечайте мелочи - одежду, походку. Со временем вы сможете подмечать даже такие детали, как эмоции человека, раскрываемые через язык его тела.
  6. Делайте записи. Да, Холмс не носил с собой ручку и блокнот, но то - Холмс. Вы же еще только учитесь, поэтому без записей будет очень сложно. Если делаете записи, то пишите все подробно, чтобы потом можно было вспомнить вид, звуки и запахи.

    • Сам процесс запиcи наблюдений поможет вам научиться уделять внимание деталям. Со временем вы достигнете такого уровня развития, после которого записи вам уже не понадобятся. А до тех пор… пишите!

    Часть 2

    Развиваем дедуктивное мышление
    1. Задавайте вопросы. Смотрите на все с долей здорового скепсиса и продолжайте задавать вопросы о том, за чем вы наблюдаете, о чем думаете и что ощущаете. Не хватайтесь на наиболее очевидный ответ, привыкайте дробить проблему на составляющие, решайте их по отдельности - так вы и придете к верному решению.

      • Прежде чем “положить” что-то новое в память, проанализируйте это с помощью вопросов. Спросите себя, почему это настолько важно, что достойно запоминания, как это связано с тем, что вы уже знаете.
      • Чтобы задавать правильные вопросы, вам надо учиться, учиться и еще раз учиться. Умение внимательно читать и воспринимать прочитанное, не говоря уже о солидной базе знаний, здорово вам помогут. Изучайте важные темы, экспериментируйте с интересными вам явлениями, ведите записи того, как вы мыслите. Чем больше вы знаете, тем больше вероятность, что заданный вам вопрос будет правильным и важным.
    2. Не забывайте о разнице между невозможным и маловероятным. Сама природа человека будет подталкивать вас к тому, чтобы считать маловероятное - невозможным. Тем не менее, если вероятность есть, ее следует учесть. Только истинно невозможное можно не учитывать.

    3. Ваш разум должен быть открыт. Забудьте ваши предубеждения, наблюдая за ситуацией, забудьте ваши предубеждения, анализируя ситуацию! То, что вам кажется или что вы чувствуете, это одно. То, что вы знаете, это другое, причем куда более важное. Интуиция, конечно, важна, но вам надо найти баланс между логикой и интуицией.

      • Если у вас на руках нет всех свидетельств или улик, не спешите делать выводы. Если вы выступите с предположением до того, как проанализируете все факты, то ваше предположение будет, вероятнее всего, неверным, а это здорово помешает вам докопаться до истины.
      • Теории должны быть подогнаны под факты, а не факты под теории. Соберите факты и откажитесь от всех теорий, которые противоречат полученным фактам. Не предполагайте того, что реально лишь в теории, но не на фактах, особенно в том случае, если вами движет желание исказить факты в угоду прошлой теории.
    4. Общайтесь с надежными коллегами. Даже Холмс, признанный гений, не мог без Ватсона, когда дело доходило до обсуждения идей. Найдите человека, чьему интеллекту вы доверяете, и обсуждайте с ним ваши наблюдения и выводы.

      • Очень важно, чтобы вы позволили собеседнику самому выводить теории или выводы, не отказываясь от информации, которая, как вам известно, истинна.
      • Если в ходе обсуждения появились новые идеи, изменившие вашу теорию, так тому и быть - не позволяйте гордости вставать между вами и истиной!
    5. Устройте себе перерыв. Ваш мозг вряд ли выдержит работу в режиме “Шерлок Холмс” в течение долгого времени. Даже Холмс - и то брал перерывы! Ну, знаете, стрельба, игра на скрипке, морфий… Дайте вашему разуму отдохнуть, и это существенно улучшит вашу способность получать правильные ответы и приходить к правильным выводам, особенно в долгосрочной перспективе.

      • Если слишком уж сосредоточиться на проблеме, то вы устанете и уже не сможете анализировать информацию столь же тщательно. Утро, как говорится, вечера мудренее. Вернувшись к проблеме с ясной головой, вы сможете сразу же заметить прямо перед вами тот самый важный факт, который накануне ускользал от вашего внимания!

    Часть 3

    Возведите чертоги разума
    1. В чем плюсы чертогов разума? В том, что вы сможете упорядочить информацию так, как вам удобнее ее запомнить и использовать. У Холмса были чертоги разума, но, сказать по правда, эта традиция началась не на нем.

      • Строго говоря, этот метод называется “метод Лоци”. Лоци - это форма множественного числа латинского слова “место” (locus - loci). Этим методом пользовались еще древние римляне, а до них - древние же греки.
      • Суть метода в том, что факты и сведения запоминаются по принципу ассоциации с каким-то реально существующим местом.

Annotation

Можно ли научиться мыслить так же четко и рационально, как Шерлок Холмс, или его безупречная логика и кристальная ясность ума – лишь выдумка писателя?

Да, убеждена Мария Конникова, известный американский психолог и журналист. Рассматривая эпизоды из книг Конан Дойла в свете современной нейробиологии и психологии, она шаг за шагом, непринужденно и увлекательно раскрывает ментальные стратегии, которые приводят к четкому мышлению и глубокому пониманию явлений и фактов. В книге описано, как, по примеру великого сыщика, при желании и определенной тренировке мы можем обострить свое восприятие, развить логику и творческий потенциал.

Перевод: Ульяна Сапцина

Мария Конникова

Вступление

Мария Конникова

Выдающийся ум: мыслить как Шерлок Холмс

...

Забавно, но книга Марии Конниковой, увлекательная и местами провокационная, и правда заставляет задуматься о том, как мы думаем.

Book Review

...

Это на редкость полезная книга, основанная на достижениях современной психологии и полная примеров из современной жизни. Она поможет вам найти общий язык с вашим внутренним Холмсом и провести с ним вместе не один час в уютном кресле у камина, наблюдая и делая выводы.

Boston Globe

...

Новая книга Марии Конниковой отнюдь не «элементарна»: это актуальное и глубокомысленное исследование человеческого разума, дополненное примерами из жизни и профессиональной деятельности Шерлока Холмса. Сам Холмс мог бы гордиться, если бы стал автором такого замечательного труда!

Publishers Weekly

...

Яркая, талантливая новая книга Марии Конниковой – не что иное, как учебник по пробуждению сознания, руководство по избавлению от подсознательных предубеждений, от привычки отвлекаться, от неразберихи наших повседневных мыслей. Даже те читатели, которые не считают Холмса своим кумиром, обнаружат, что книга стимулирует, увлекает и самое главное – приносит пользу.

The Independent

Посвящается Джефу

Выбор объектов внимания – возможность уделять внимание одним и пренебрегать другими – занимает во внутренних проявлениях жизни такое же место, как выбор действий – во внешних. И в том и в другом случае человек несет ответственность за свой выбор и вынужден мириться с его последствиями. Как говорил Ортега-и-Гассет, «скажи мне, чему ты уделяешь внимание, и я скажу тебе, кто ты».

У. Х. Оден

Вступление

Когда я была маленькой, перед сном папа обычно читал нам рассказы о Шерлоке Холмсе. Мой брат, пользуясь случаем, немедленно засыпал в своем углу дивана, но все мы, остальные, ловили каждое слово. Помню большое кожаное кресло, в котором сидел папа, одной рукой держа книгу перед собой, помню, как пляшущее в камине пламя отражалось в стеклах его очков в черной оправе. Помню, как он то повышал, то понижал голос, нагнетая напряжение перед каждым поворотом сюжета, и вот наконец – долгожданная разгадка, когда все вдруг обретало смысл, а я качала головой, совсем как доктор Ватсон, и думала: «Ну конечно! Как же все просто теперь, когда он все объяснил!» Помню запах трубки, которую папа так часто курил, – как сладкий дым грубоватой табачной смеси оседает в складках кожаного кресла, помню ночные очертания за шторами и застекленной дверью. Трубка у папы была, разумеется, чуть-чуть изогнутая – точь-в-точь как у Холмса. Помню и финальный звук захлопнутой книги, когда страницы вновь соединялись под малиновыми крышками переплета, а папа объявлял: «На сегодня все». И мы расходились: просить, умолять и строить жалобные гримасы было бесполезно – наверх и в постель.

И еще одна деталь врезалась мне тогда в память – так глубоко, что сидела в ней, не давая мне покоя, даже спустя много лет, когда остальные истории поблекли, слились с размытым фоном и приключения Холмса и его преданного биографа забылись все до единого. Эта деталь – ступеньки.

Ступеньки дома 221В на Бейкер-стрит. Сколько их было? Холмс спросил об этом Ватсона в «Скандале в Богемии», и этот его вопрос навсегда засел у меня в голове. Холмс и Ватсон рядом в креслах, сыщик объясняет доктору, чем отличается умение просто смотреть от умения замечать. Ватсон озадачен. А потом все вдруг становится совершенно ясно.

...

«– Когда я слушаю ваши рассуждения, – заметил Ватсон, – все кажется мне до смешного простым – настолько, что я и сам догадался бы без труда, но в каждом отдельном случае я пребываю в растерянности до тех пор, пока вы не объясните ход своих мыслей. Тем не менее я убежден, что мой глаз зоркостью не уступает вашему.

– Вот именно, – ответил Холмс, закуривая папиросу и откидываясь на спинку кресла. – Вы видите, но не замечаете. Разница очевидна. К примеру, вы часто видите ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату.

– Да, часто.

– Сколько раз вы уже видели их?

– Несколько сотен.

– И сколько же там ступенек?

– Ступенек?.. Не знаю.

– Именно! Вы не заметили. Хотя видели их. О том и речь. А мне известно, что ступенек там семнадцать, потому что я и видел их, и замечал».

Меня потряс этот диалог, услышанный однажды вечером при свете камина, когда в воздухе витал трубочный дым. Я судорожно попыталась вспомнить, сколько ступенек в нашем доме (я понятия не имела), сколько их ведет к нашей входной двери (опять нет ответа), а сколько – вниз, в цокольный этаж (десять? Двадцать? Я не сумела назвать даже приблизительную цифру). Еще долго потом я старалась считать ступеньки на всех лестницах, какие мне попадались, и запоминать полученные результаты – на случай, если кто-нибудь потребует у меня отчета. Холмс гордился бы мной.

Разумеется, я почти сразу забывала каждое число, которое так прилежно старалась запомнить, – лишь много позднее я поняла: всецело сосредоточившись на запоминании, я упускала из виду истинную суть проблемы. Мои усилия с самого начала были напрасными.

В то время я не понимала, что у Холмса имелось передо мной значительное преимущество. Большую часть жизни он совершенствовал свой метод вдумчивого взаимодействия с окружающим миром. А ступеньки в доме на Бейкер-стрит – всего лишь способ продемонстрировать навык, которым он привык пользоваться естественно, не задумываясь. Одно из проявлений процесса, привычно и почти неосознанно протекающего в его вечно деятельном уме. Если угодно, фокус, не имеющий практической цели – и вместе с тем исполненный глубочайшего смысла, стоит только задуматься о том, благодаря чему он стал возможным. Фокус, который вдохновил меня написать о нем целую книгу.

Идея вдумчивости отнюдь не нова. Еще в конце XIX в. отец современной психологии Уильям Джеймс писал, что «способность сознательно сосредоточивать рассеивающееся внимание, делая это вновь и вновь, – первооснова суждения, характера и воли… Лучшее образование – такое, которое развивает эту способность». Сама по себе упомянутая способность – квинтэссенция вдумчивости. А образование, предложенное Джеймсом, – обучение вдумчивому подходу к жизни и мышлению.

В 70-х гг. ХХ в. Эллен Лангер продемонстрировала, что вдумчивость способна не только менять к лучшему «суждения, характер и волю». Практикуя вдумчивость, пожилые люди даже чувствуют себя моложе и действуют соответственно, этот подход улучшает основные показатели их жизнедеятельности, например артериальное давление, а также когнитивную функцию. Исследования последних лет показали: размышления-медитации (упражнения на полное управление вниманием, составляющее основу вдумчивости), при выполнении их всего пятнадцать минут в день, меняют показатели активности лобных долей мозга в сторону, более характерную для позитивного эмоционального состояния и установки на результат, иными словами, даже непродолжительное созерцание природы может сделать нас более проницательными, творческими и продуктивными. Кроме того, теперь мы уже с большой определенностью можем утверждать: наш мозг не создан для многозадачности, полностью исключающей вдумчивость. Когда мы вынуждены выполнять много дел одновременно, мы не только хуже справляемся со всеми этими делами: у нас ухудшается память, ощутимо страдает общее самочувствие.

Аннотация

Можно ли научиться мыслить так же четко и рационально, как Шерлок Холмс, или его безупречная логика и кристальная ясность ума – лишь выдумка писателя?

Да, убеждена Мария Конникова, известный американский психолог и журналист. Рассматривая эпизоды из книг Конан Дойла в свете современной нейробиологии и психологии, она шаг за шагом, непринужденно и увлекательно раскрывает ментальные стратегии, которые приводят к четкому мышлению и глубокому пониманию явлений и фактов. В книге описано, как, по примеру великого сыщика, при желании и определенной тренировке мы можем обострить свое восприятие, развить логику и творческий потенциал.

Мария Конникова Выдающийся ум: мыслить как Шерлок Холмс

Забавно, но книга Марии Конниковой, увлекательная и местами провокационная, и правда заставляет задуматься о том, как мы думаем.

Book Review

Это на редкость полезная книга, основанная на достижениях современной психологии и полная примеров из современной жизни. Она поможет вам найти общий язык с вашим внутренним Холмсом и провести с ним вместе не один час в уютном кресле у камина, наблюдая и делая выводы.

Boston Globe

Новая книга Марии Конниковой отнюдь не «элементарна»: это актуальное и глубокомысленное исследование человеческого разума, дополненное примерами из жизни и профессиональной деятельности Шерлока Холмса. Сам Холмс мог бы гордиться, если бы стал автором такого замечательного труда!

Publishers Weekly

Яркая, талантливая новая книга Марии Конниковой – не что иное, как учебник по пробуждению сознания, руководство по избавлению от подсознательных предубеждений, от привычки отвлекаться, от неразберихи наших повседневных мыслей. Даже те читатели, которые не считают Холмса своим кумиром, обнаружат, что книга стимулирует, увлекает и самое главное – приносит пользу.

The Independent

Посвящается Джефу

Выбор объектов внимания – возможность уделять внимание одним и пренебрегать другими – занимает во внутренних проявлениях жизни такое же место, как выбор действий – во внешних. И в том и в другом случае человек несет ответственность за свой выбор и вынужден мириться с его последствиями. Как говорил Ортега-и-Гассет, «скажи мне, чему ты уделяешь внимание, и я скажу тебе, кто ты».

У. Х. Оден

Вступление

Когда я была маленькой, перед сном папа обычно читал нам рассказы о Шерлоке Холмсе. Мой брат, пользуясь случаем, немедленно засыпал в своем углу дивана, но все мы, остальные, ловили каждое слово. Помню большое кожаное кресло, в котором сидел папа, одной рукой держа книгу перед собой, помню, как пляшущее в камине пламя отражалось в стеклах его очков в черной оправе. Помню, как он то повышал, то понижал голос, нагнетая напряжение перед каждым поворотом сюжета, и вот наконец – долгожданная разгадка, когда все вдруг обретало смысл, а я качала головой, совсем как доктор Ватсон, и думала: «Ну конечно! Как же все просто теперь, когда он все объяснил!» Помню запах трубки, которую папа так часто курил, – как сладкий дым грубоватой табачной смеси оседает в складках кожаного кресла, помню ночные очертания за шторами и застекленной дверью. Трубка у папы была, разумеется, чуть-чуть изогнутая – точь-в-точь как у Холмса. Помню и финальный звук захлопнутой книги, когда страницы вновь соединялись под малиновыми крышками переплета, а папа объявлял: «На сегодня все». И мы расходились: просить, умолять и строить жалобные гримасы было бесполезно – наверх и в постель.

И еще одна деталь врезалась мне тогда в память – так глубоко, что сидела в ней, не давая мне покоя, даже спустя много лет, когда остальные истории поблекли, слились с размытым фоном и приключения Холмса и его преданного биографа забылись все до единого. Эта деталь – ступеньки.

Ступеньки дома 221В на Бейкер-стрит. Сколько их было? Холмс спросил об этом Ватсона в «Скандале в Богемии», и этот его вопрос навсегда засел у меня в голове. Холмс и Ватсон рядом в креслах, сыщик объясняет доктору, чем отличается умение просто смотреть от умения замечать. Ватсон озадачен. А потом все вдруг становится совершенно ясно.

«– Когда я слушаю ваши рассуждения, – заметил Ватсон, – все кажется мне до смешного простым – настолько, что я и сам догадался бы без труда, но в каждом отдельном случае я пребываю в растерянности до тех пор, пока вы не объясните ход своих мыслей. Тем не менее я убежден, что мой глаз зоркостью не уступает вашему.

– Вот именно, – ответил Холмс, закуривая папиросу и откидываясь на спинку кресла. – Вы видите, но не замечаете. Разница очевидна. К примеру, вы часто видите ступеньки, ведущие из прихожей в эту комнату.

– Да, часто.

– Сколько раз вы уже видели их?

– Несколько сотен.

– И сколько же там ступенек?

– Ступенек?.. Не знаю.

– Именно! Вы не заметили. Хотя видели их. О том и речь. А мне известно, что ступенек там семнадцать, потому что я и видел их, и замечал».

Меня потряс этот диалог, услышанный однажды вечером при свете камина, когда в воздухе витал трубочный дым. Я судорожно попыталась вспомнить, сколько ступенек в нашем доме (я понятия не имела), сколько их ведет к нашей входной двери (опять нет ответа), а сколько – вниз, в цокольный этаж (десять? Двадцать? Я не сумела назвать даже приблизительную цифру). Еще долго потом я старалась считать ступеньки на всех лестницах, какие мне попадались, и запоминать полученные результаты – на случай, если кто-нибудь потребует у меня отчета. Холмс гордился бы мной.

Разумеется, я почти сразу забывала каждое число, которое так прилежно старалась запомнить, – лишь много позднее я поняла: всецело сосредоточившись на запоминании, я упускала из виду истинную суть проблемы. Мои усилия с самого начала были напрасными.

В то время я не понимала, что у Холмса имелось передо мной значительное преимущество. Большую часть жизни он совершенствовал свой метод вдумчивого взаимодействия с окружающим миром. А ступеньки в доме на Бейкер-стрит – всего лишь способ продемонстрировать навык, которым он привык пользоваться естественно, не задумываясь. Одно из проявлений процесса, привычно и почти неосознанно протекающего в его вечно деятельном уме. Если угодно, фокус, не имеющий практической цели – и вместе с тем исполненный глубочайшего смысла, стоит только задуматься о том, благодаря чему он стал возможным. Фокус, который вдохновил меня написать о нем целую книгу.

Идея вдумчивости1 Словами «вдумчивость» или «вдумчивый подход» здесь и далее переводится термин mindfulness, в русскоязычной литературе он переводится по-разному, в том числе словами «осознанность» и «психическая вовлеченность». – Прим. пер. [Закрыть] отнюдь не нова. Еще в конце XIX в. отец современной психологии Уильям Джеймс писал, что «способность сознательно сосредоточивать рассеивающееся внимание, делая это вновь и вновь, – первооснова суждения, характера и воли… Лучшее образование – такое, которое развивает эту способность». Сама по себе упомянутая способность – квинтэссенция вдумчивости. А образование, предложенное Джеймсом, – обучение вдумчивому подходу к жизни и мышлению.

В 70-х гг. ХХ в. Эллен Лангер продемонстрировала, что вдумчивость способна не только менять к лучшему «суждения, характер и волю». Практикуя вдумчивость, пожилые люди даже чувствуют себя моложе и действуют соответственно, этот подход улучшает основные показатели их жизнедеятельности, например артериальное давление, а также когнитивную функцию. Исследования последних лет показали: размышления-медитации (упражнения на полное управление вниманием, составляющее основу вдумчивости), при выполнении их всего пятнадцать минут в день, меняют показатели активности лобных долей мозга в сторону, более характерную для позитивного эмоционального состояния и установки на результат, иными словами, даже непродолжительное созерцание природы может сделать нас более проницательными, творческими и продуктивными. Кроме того, теперь мы уже с большой определенностью можем утверждать: наш мозг не создан для многозадачности, полностью исключающей вдумчивость. Когда мы вынуждены выполнять много дел одновременно, мы не только хуже справляемся со всеми этими делами: у нас ухудшается память, ощутимо страдает общее самочувствие.

Но для Шерлока Холмса вдумчивое присутствие – всего лишь первый шаг. Оно предполагает гораздо более значительную, утилитарную и благодарную цель. Холмс рекомендует то же, что предписывал Уильям Джеймс: учиться развивать наши способности к вдумчивому мышлению и применять его на практике, чтобы добиваться большего, мыслить лучше, чаще принимать оптимальные решения. Иными словами, речь идет о том, чтобы усовершенствовать нашу способность принимать решения и строить умозаключения, начиная с ее фундамента, с тех кирпичиков, из которых состоит наш разум.

Противопоставляя умение видеть умению замечать, Холмс на самом деле объясняет Ватсону, что ни в коем случае не следует принимать бездумность за вдумчивость, путать пассивный подход с активной вовлеченностью. Наше зрение работает автоматически: этот поток сенсорной информации не требует никаких усилий с нашей стороны, нам остается разве что держать глаза открытыми. И мы видим, не задумываясь, вбираем бесчисленные элементы окружающего мира, не удостаивая увиденное необходимой обработки мозгом. Порой мы даже не отдаем себе отчета в том, что оказывается у нас прямо перед глазами. Чтобы что-нибудь заметить, надо сосредоточить внимание. Для этого нужно от пассивного впитывания информации перейти к ее активному восприятию. То есть осознанно в него включиться. Это относится не только к зрению, но и ко всем чувствам, ко всей входящей информации и к каждой мысли.

Мы слишком часто относимся к собственному разуму на удивление бездумно. Мы плывем по течению, не подозревая, сколь многое упускаем в собственном мыслительном процессе, и даже не догадываемся, насколько бы выиграли, уделив некоторое время тому, чтобы понять его и осмыслить. Как Ватсон, мы шагаем по одной и той же лестнице десятки, сотни, тысячи раз, по несколько раз на дню, но не пытаемся запомнить даже простейших особенностей этой лестницы (я не удивилась бы, спроси Холмс не про количество ступенек, а про их цвет и обнаружь, что даже эта подробность осталась не замеченной Ватсоном).

Дело не в том, что мы неспособны к запоминанию: просто мы сами предпочитаем не делать этого. Вспомните детство. Если бы я попросила вас рассказать об улице, на которой вы выросли, вполне вероятно, вы припомнили бы массу деталей: цвет домов, причуды соседей. Запахи в разное время года. Как выглядела улица в разное время суток. Места, где вы играли и где проходили. И где остерегались ходить. Ручаюсь, рассказ затянулся бы на целые часы.

В детстве мы на редкость восприимчивы. Мы впитываем и обрабатываем информацию с быстротой, о которой в дальнейшем не можем и мечтать. Новые виды, новые звуки и запахи, новые люди, эмоции, впечатления: мы познаем наш мир и его возможности. Все вокруг новое, все интересное, все возбуждает любопытство. Вот как раз в силу этой новизны всего, что нас окружает, мы чутки и настороженны, мы сосредоточенны и ничего не упускаем. Более того, благодаря мотивированности и вовлеченности (двум качествам, к которым мы еще не раз вернемся) мы не просто воспринимаем мир полнее, чем будем это делать позже, но и запасаем информацию впрок. Кто знает, что и когда может пригодиться?

По мере взросления наша пресыщенность растет в геометрической прогрессии. Там мы уже были, это мы уже проходили, этому незачем уделять внимание, и разве это мне хоть когда-нибудь понадобится? Не успев опомниться, мы утрачиваем присущую нам от природы внимательность, увлеченность и любознательность и подчиняемся привычке к пассивности и бездумности. И даже когда нам хочется чем-нибудь увлечься, выясняется, что в этой роскоши, такой доступной в детстве, нам уже отказано. Остались в прошлом дни, когда нашей главной работой было учиться, впитывать, взаимодействовать; теперь у нас другие, более актуальные (как нам кажется) обязанности, наш ум должен обслуживать другие потребности. И по мере того как запрос на наше внимание растет – что не может не вызывать тревоги в условиях цифровой эпохи, когда от мозга требуется решать множество параллельных задач двадцать четыре часа в сутки, семь дней в неделю, – реально внимание у нас снижается. При этом мы постепенно утрачиваем способность обдумывать собственные мыслительные привычки или вообще замечать их и все чаще позволяем нашему разуму диктовать нам суждения и решения вместо того, чтобы поступать прямо противоположным образом. В самом этом явлении нет ничего плохого – мы еще не раз упомянем о необходимости автоматизации некоторых поначалу трудных и когнитивно затратных процессов, – однако оно опасно приближает нас к бездумности. Грань между сноровкой и бездумной машинальностью тонка, и тут надо быть предельно внимательным, чтобы ее нечаянно не пересечь.

У вас наверняка возникали ситуации, когда требуется отказаться от движения по накатанной колее, и вдруг оказывается, что вы забыли, как это делается. Допустим, по пути домой вам надо заехать в аптеку. Об этом предстоящем деле вы помнили весь день. Вы репетировали мысленно, представляя себе, где надо повернуть еще раз, чтобы подъехать куда нужно, лишь немного отклонившись от привычного пути. И вот вы обнаруживаете, что стоите возле дома, даже не вспомнив о том, что собирались заехать куда-то еще. Вы забыли сделать дополнительный поворот, проехали мимо, и ни малейшей мысли о нем не мелькнуло у вас в голове. Вмешалась бездумность, порожденная привычкой, рутина пересилила ту часть мозга, которая знала, что у вас намечено еще одно дело.

Это происходит постоянно. Мы настолько встраиваемся в колею, что проводим в бездумном оцепенении по полдня. (Вы еще думаете о работе? Беспокоитесь из-за электронного письма? Заранее планируете ужин? Забудьте!) Эта автоматическая забывчивость, эта власть рутины, эта легкость, с которой мы готовы отвлечься, – еще пустяк, хоть и заметный (поскольку нам дано осознать, что мы забыли что-то сделать), эта мелочь – лишь малая часть куда более масштабного явления. Описанное выше происходит чаще, чем нам кажется: мы крайне редко осознаем собственную бездумность. Сколько мыслей возникает у нас и рассеивается прежде, чем мы успеваем уловить их? Сколько идей и озарений ускользает от нас, потому что мы забываем уделить им внимание? Сколько решений мы принимаем, не осознавая, как и почему их приняли, движимые некими внутренними настройками «по умолчанию» – настройками, о существовании которых или смутно догадываемся, или вообще не подозреваем? Как часто у нас случаются дни, когда мы вдруг спохватываемся и гадаем, что натворили и как дошли до жизни такой?

Задача этой книги – помочь вам. На примере принципов Холмса в ней разбираются и объясняются те шаги, которые вам необходимо предпринять, чтобы выработать привычку вдумчивого контакта с самим собой и окружающим миром. Чтобы и вы могли между делом небрежно упомянуть точное количество ступенек на лестнице, к изумлению менее внимательного собеседника.

Итак, растопите камин, уютно устройтесь на диване и приготовьтесь вновь принять участие в приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона на кишащих преступниками улицах Лондона – и в самых потаенных закоулках человеческого разума.

  • 37.