18.03.2024

Колодец, колодец, дай воды напиться Колодец, колодец, дай воды напиться. Конспект урока по литературному чтению тема:Н. Носов «Заплатка» Питьевая вода изделие колодец самостоятельная работа


Конспект занятия «Вода – источник жизни

Образовательная область: познание

Цель: Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека, растений и животных, о её свойствах. Показать, где в каком виде существует вода в окружающей среде. Дать представление о некоторых природных водоёмов, об источниках питьевой воды. Прививать бережное отношение к воде.

Методы : словесный, наглядный.

Приёмы: разгадывание загадок, беседа, рассматривание.

Методы и приёмы: словесный метод – разгадывание загадок, беседа, чтение стихотворения.

Наглядный : наблюдения, рассматривание иллюстраций по данной теме, опыты с водой.

Материал: ёмкости с водой, акварельные краски, ложечки или камушки, салфетки, аудиозапись звука дождя, океана, (моря) фонтана, ручья. Дидактическая игра «Кому нужна вода», загадки, презентация, глобус.

Предварительная работа:

- Беседы с детьми: «Где можно встретить воду», «Кто живёт в воде», «Почему воду нужно беречь».

Чтение рассказа «Как люди речку обидели» Н.А.Рыжовой.

Проведение опытов с водой.

Дидактическая игра «Кому нужна вода»

Познавательная игра «Где, какая вода бывает».

Знакомство с круговоротом воды в природе.

Выставка работ по теме «Вода – источник жизни»

Непосредственно образовательная деятельность

Воспитатель: За руки возьмёмся, друг другу улыбнёмся и создадим хорошее настроение и будем внимательными.

Послушайте, загадку:

Она и в озере,

Она и в лужице,

Она и в чайнике у нас кипит,

Она и в реченьке бежит.

Что это? (вода)

(отгадка на экране) правильно, вода. Вопросы к детям: Посмотрите, как много голубых пятен на глобусе – это моря, океаны, озёра, реки.

А знаете ли вы, какая вода в море? (Вода в море солёная) Её можно пить? (Её пить нельзя) Мы пьём пресную воду. Она находится в реках, родниках, озёрах. Пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей земле немного. И с каждым годом такой чистой воды становится всё меньше, так как люди загрязняют водоёмы. Значит, воду надо беречь. Как вы, можете беречь воду? (ответы детей) Посмотрите, пожалуйста на экран, подумайте, нужна ли им вода?

Дидактическая игра «Кому нужна вода», картинки: птицы, деревья, рыбы, насекомые, животные, грибы, человек…

Да, без воды всё живое на земле погибнет. Вода – это жизнь!

РЕЛАКСАЦИЯ: «Угадай, что звучит?» (дети свободно сидят на ковре с закрытыми глазами, аудиозапись: шум дождя, моря, воды, ручья, воды).

Воспитатель: У воды великая забота – напоить всех обитателей Земли. Вода добрый друг и помощник человека.

Послушайте стихотворение: аудиозапись, (презентация)

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду её найдёте,

В луже, в море, в океане,

И в сыром лесном болоте.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!

Где в природе, можно встретить воду? Всегда ли вода бывает одинаковой? (ответы детей) Может вода, как волшебница умеет превращаться? А в этом нам поможет разобраться КОРОЛЕВА ВОДЫ. (звучит спокойная музыка, воспитатель надевает корону). Я, королева Воды. Вода, ребята, не всегда бывает одинаковой, она умеет превращаться и быть разной. Отгадайте мои загадки: (отгадки на экране)

1.Всю зиму пролежит,

Весной в речку убежит. (снег)

2.Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою…(сосулька)

3.Меня ждут –не дождутся,

А, как завидят- разбегутся. (дождь)

К.В. Вот видите, ребята, вода бывает разной, а ещё она – волшебная. С ней можно играть:

Физкультминутка «Дождик»

Дождик капнул на ладошку (правая рука касается левой)

На цветы – (круговое движение правой рукой)

И на дорожку – (обе руки перед собой)

Льётся, льётся – ой, ой, ой! (покачивание головой)

Побежали мы домой (бег на месте)

Королева воды . Ещё с водой можно проводить опыты. Представьте, что группа научно- исследовательская лаборатория. Кто помнит, что такое лаборатория? (ответы детей). Дети надевают фартуки и садятся за столы.

Пальчиковая гимнастика.(из счётных палочек выложить «снежинку»

Королева воды . Давайте рассмотрим воду. Какая она?

1.ОПЫТ «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ».

Перед детьми стоят две ёмкости с водой. В оба стакана положить камушки, или другие предметы, их видно, вода прозрачная. Добавляем в одну ёмкость акварельную краску, перемешиваем. Камушек видно? (камушек стало не видно), почему? (где налита вода- камушек видно, потому что вода прозрачная, а вода с краской – непрозрачная.

Вывод: вода прозрачная, а вода окрашенная – непрозрачная.

2 .ОПЫТ «КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?»

На столах – кубики и шарики. Вопрос: Какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмём узкую ёмкость, или миску наполним их водой. Перельём эту воду в широкую ёмкость. Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.

Вывод: вода не имеет формы и принимает форму той ёмкости, в которой находится.

3.ОПЫТ «ЛЁД – ТВЁРДАЯ ВОДА»

Дети берут в руки лёд. Вопрос: Что с ним происходит? (ответы детей: «Лёд начинает таять». Почему? – «Потому что рука тёплая, а лёд холодный».

Вывод: Лёд – тоже вода.

Королева воды : Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает свойствами:

Прозрачность

Нет формы

Вода может быть твёрдой в виде льда

Вода это жидкость

Молодцы, хорошо поработали. А ещё вода может быть в виде пара, но об этом мы узнаем в следующий раз. На память о себе я дарю волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении.

Творческое задание: Аппликация из листьев.

Тема: «Вода – ты сама жизнь»

Главная мысль урока: доказать, что вода самое распространенное на Земле вещество, требующее особой охраны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, CD с презентацией урока, карта мира, проекты учащихся, учебники, фрагмент тетради на печатной основе.

Тип урока: формирование новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Традиционная форма урока: урок усвоения нового материала.

Нетрадиционная форма урока: медиа-урок.

Методы урока:

  • Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
  • Словесные: рассказ, беседа, лекция.
  • Практические: поисковые (метод проектов), исследовательские.

Цели урока:

  • Объяснить учащимся, что вода входит в состав всех живых существ на Земле
  • Рассказать ребятам, где человек использует воду
  • Используя математические данные показать, как возросла цена на воду
  • С помощью схемы ежедневного расхода воды показать учащимся, как огромна потребность в этом природном ресурсе
  • Сформировать у учащихся целостное мировоззрение о единстве всех составляющих гидросферу
  • Показать уникальность воды как вещества и важнейшего природного ресурса
  • Рассказать учащимся как происходит загрязнение Мирового океана и Волги в частности
  • как происходит загрязнение Мирового океана и Волги в частности
  • Рассказать ребятам о причинах возникновения водных войн
  • Организация начала урока. Приветствие учителя, краткое сообщение цели и задачи урока. (1 минута)
  • Формирование новых знаний. (30 минут)

План урока

  1. Значение воды для жизнедеятельности живых существ.
  2. Роль воды в жизни человека.
  3. Пресная вода – дефицитный ресурс.
  4. Экологическое состояние Волги.
  5. Как защитить нашу Волгу?
  6. Возможны ли водные войны? (Лекция, работа у доски с физической картой полушарий) (5 минут)

Конспект урока

Вступление учителя.

Тема сегодняшнего урока звучит так: «ВОДА – САМА ЖИЗНЬ». Ребята, обратите внимание, что в конце темы мы не ставим никакого знака препинания. В конце урока мы вернемся к теме и решим с вами вместе, что же нам поставить в конце предложения.

Целью нашего урока будет доказать, что вода – самая распространенное вещество на Земле, требующая особой охраны.

«Картина видимой природы определяется водой. Нет природного тела, которое могло бы сравниться с ней по влиянию на ход самых основных, самых грандиозных процессов». В. И. Вернадский.

Ребята, посмотрите на карту нашей Земли. Чего на ней больше: суши или воды? (Воды) Поэтому-то, первый космонавт Земли Ю. А. Гагарин назвал ее голубой планетой, т. к. именно такой он увидел ее из космоса. Ребята, а сейчас давайте с вами вспомним Царства живой природы и посмотрим, входит ли вода в состав представителей этих Царств.
Вода уникальна и не заменима. Наверное, многим из вас известно, что вода занимает от 80 до 99 % массы растения и около 75 % веса животного. Вы обратили внимание, что не смотря на то, что человек относится к Царству животных, мы выделили его отдельным звеном. Почему? Потому что человек – единственный из живых существ, который сознательно может воздействовать на водные ресурсы. Его организм очень остро реагирует на нарушение водного баланса: потеря 6 – 8 % влаги от веса тела вызывает тяжелые состояния, близкое к обмороку, а если потери достигли 10 – 12 %, то у человека перестает биться сердце.

Вывод: Таким образом, мы можем сделать вывод, что без воды не было бы такого многообразия живых организмов и они не могли бы долгое время существовать на Земле.

2. Ребята, а где человек использует воду? (Заслушиваются ответы учащихся)
Все ваши ответы можно обобщить в виде схемы:

Вывод: Мы видим, что в какую бы область деятельности человека мы бы не заглянули, везде ему необходима вода.
3. Возникает вопрос: человек знает, что он без воды не сможет прожить? А бережет ли он воду? А какую воду он использует больше: соленую или пресную? А знаете ли вы, что на пресную воду приходится 2, 5 % из общих запасов воды на Земле. Что же может быть источником пресной воды на Земле? (Ледники, подземная вода, льды, вода болот, рек, озер, атмосферная влага).

Менее 1 % мировых ресурсов пресной воды доступны для использования человеком. Мировые запасы пресной воды не могут быть увеличены, а число ее потребителей постоянно растет. Последние исследования показали, что во всем мире цена на воду очень возросла. За последние 50 лет цены на нефть выросли в 10 раз, а на воду для бытовых нужд – в 100 раз, а на питьевую воду – в 1000 раз.
Давайте посмотрим на схему ежедневного расхода воды:

В быту:

  • Чистка зубов под краном – 7 л,
  • Слив воды в туалете – 20 л,
  • Принятие душа в течение 6 мин. – 100 л,
  • Принятие ванны – 140 л,
  • Мытье посуды под краном – 110 л,
  • Стирка в стиральной машине – 230 л

При выращивании 1 тонны с/х растений:

  • Пшеницы – 1, 5 тыс. т,
  • Риса – 7 тыс. т,
  • Хлопка – 10 тыс. т

При производстве 1 тонны промышленной продукции:

  • Угля – 2 т,
  • Нефти – 18 т,
  • Бумаги – 200 т,
  • Никеля – 800 т,
  • Вискозного шелка – 1 500 т

Вывод: Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна, цены на воду увеличиваются в тысячи раз. Не зря 2003 год был объявлен ООН Всемирным годом пресной воды. А 22 марта каждый год отмечается Всемирный день воды.
Было подсчитано, что к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в странах, испытывающих умеренную или серьезную нехватку воды.
4. А теперь давайте немного сузим рамки нашей сегодняшней беседы. Чтобы понять, что проблема загрязнения пресной воды существует, нам достаточно с вами вспомнить, что наш город Саратов стоит на самой крупной реке в Европе Волге.
Бассейн Волги покрывает всю территорию Саратовской области. В его пределах протекает 350 притоков Волги, их общая протяженность 12 тыс. км. Сама Волга, протекая через территорию с севера на юг, представлена двумя водохранилищами:

  • Саратовским
  • Волгоградским

Их длина в границах нашего региона составляет 420 км. Итогом их строительства стали такие явления, как оползни и разрушение берегов. Причина – в колебании уровня вследствие работы системы водохранилищ (днем вода сбрасывается, ночью – накапливается).
На территории водохранилищ много участков, где ширина зеркала воды достигает 20 км и большие, постоянные ветры над этим зеркалом поднимают волны до 3 – 4 м высотой, которые силой накопленной энергии бьют в берег.
На отдельных участках левобережья ежегодно съедается до 5 – 8 метров территории в год. За 30 лет существования водохранилищ сотни млн. тонн почвы и горных пород попали в Волгу, многие пункты Левобережья потеряли целые улицы с жилыми домами. В результате загрязнения воды взвешенными частицами рыба уходит с тех пор мест, где ранее обитала и метала икру.
Готовясь к этому уроку я предложила ребятам поработать над двумя темами для проектов .

Первый проект мы назвали «Водолаз».
Для того чтобы нагляднее осветить тему нашего проекта, мы решили представить себя в роли водолазов и спуститься на дно Волги. Что же мы там увидели? В результате наших исследований, изучая дно Волги мы обнаружили, что там, наряду с водными растениями и животными, появилось огромное множество новых жителей.
К ним относятся:

  • Бытовой мусор
  • Затонувшие корабли с грузом.

В акватории Волги сейчас ржавеют в затопленном состоянии не менее 63 единиц брошенных речных судов. Некоторые экологи считают, что такое количество бесхозного железа в воде может нанести серьезный вред экологии нашего региона. Идет коррозия металла, вытекает оставшееся топливо. Вокруг таких кораблей вода отравляется продуктами распада. А подъем затонувшего судна – дело дорогостоящее. Собственнику судна подъем «утопшего имущества» влетит в копеечку.

  • Самолеты со времен ВОВ
  • Мазут, нефтепродукты

Вывод: В результате работы над данным проектом мы пришли к выводу, что в Волгу десятилетиями сбрасываются промышленные стоки, отходы жилищно-коммунального сектора, целые «букеты» таблицы Менделеева: тяжелые металлы, нитраты. В Волге много затопленных судов, свалки мусора, которые могут стать источником инфекционных заболеваний.
Но, оказывается, помимо мусора, отходов промышленных предприятий в Волге стали встречаться и новые виды животных. И это стало темой нашего второго проекта «Кто сегодня плавает в Волге?»
В газете «Комсомольская правда» мы встретили статью «Откуда краб на Волге?!» Из нее мы узнали, что в конце октября прошлого года житель Ярославля поймал необычную рыбу черного цвета длиной 20 см и плоскую как блин. Он отнес ее в Институт биологии внутренних вод РАН. Так впервые был задокументирован факт вылова в Волге речной камбалы.
Раньше считалось, что она обитает только в Крыму и на Дальнем Востоке. Несколько лет назад такой факт вызвал бы небывалое оживление у ученых. Но сейчас они отнеслись к этой истории без особого энтузиазма. Потому что рыба из дальних краев ныне идет в Волгу стройными косяками. И камбала – не самая экзотическая находка.
Но разве может она устоять против десятка крабов, выловленных в Волге учеными в прошлом году? Или против экзотической рыбы-иглы, которая заполнила реки и озера Волжского бассейна настолько, что дети ловят ее сачками на отмелях. Или Каспийской сельди – тюльки. Если бы кто-нибудь из биологов 10 лет назад заикнулся о том, что в реках северо-западной России рыбаки будут ловить селедку сетями, коллеги сочли бы его сумасшедшим. В этом году впервые на Волге стали выдавать лицензии на промышленный лов сельди.
Считалось, что крабы в пресной воде размножаться не могут. Но в ноябре прошлого года в Волге была выловлена самка с икрой.
В результате нашей работы мы составили схему, которую назвали «Кто сегодня плавает в Волге?»

Вывод: таким образом мы видим, что началось формирование новой экосистемы, в которой стали появляться новые виды животных.
5. Ребята, как вы думаете, есть ли и позитивные прогнозы?
С 1993 года, в связи с упадком производства в стране, объем сбрасываемых вод от промышленных предприятий в Саратовской области уменьшился на 15 %. Многие опасные производства стали переходить на безопасные очистные сооружения с замкнуто-оборотной системой, когда грязные отходы не сбрасываются в Волгу.
В Новоузенске и Степном строятся эффективные модульные очистные сооружения. Проводятся ремонтно-восстановительные работы и на старых системах в Балакове, Балашове, Ртищеве.

Вывод: Нужно увеличить количество очистных сооружений и уменьшить количество сточных вод в Волгу.

6. Давайте еще раз посмотрим на карту. Скажите мне, пожалуйста, равномерно ли распределена вода на Земле? (Нет). Как вы думаете, к чему это может привести? А возможны ли водные войны? А как вы считаете, начались ли уже водные войны? (Да). Давайте отметим на карте те страны, где уже идут водные войны (Учитель с помощью цветных флажков отмечает те реки, где идут водные войны)..
За последние 50 лет конфликтов на этой почве отмечалось 507, из них 37 повлекли за собой применение силы.
Треть из насчитывающихся в мире 263-х водных бассейнов принадлежат более чем двум странам, а 19 – более пяти. Многие страны Африки, Южной Америки и Ближнего Востока более чем на половину зависят от зарубежной воды.
По заключению экспертов ООН самое высокое качество воды сегодня обеспечено в Финляндии, Канаде и Новой Зеландии (Россия – седьмая), самое низкое – в Бельгии, Марокко и Индии.
По ее запасам на душу населения лидирует Дания, а Россия в этом списке не входит даже в первую десятку, так что, похоже, пора пересматривать сложившиеся в сознании россиян о наших неисчерпаемых богатствах и в этой области. Хуже всего обеспечены водой Кувейт, Палестина и ОАЭ. Среди развитых стран самая дорогая вода в Германии ($ 2 за 1 куб. м.), самая дешевая – в Канаде ($ 0, 4).

Приведем несколько примеров .

Ртищево. Здесь произошла вспышка вирусного гепатита. За несколько дней заболело более 100 человек. Ее вызвало употребление населением некачественной воды из водозабора из реки Хопер.
Серпухов. В начале 2003 года было выявлено 132 случая заболевания вирусным гепатитом А, причем в 11 случаях от инфекций пострадали дети до 14 лет. Причиной вспышки стало попадание возбудителя болезни в проржавевшую систему водоснабжения в месте со сточными водами из Оки.

Вывод: Таким образом, становится очевидным, что пренебрежительное и халатное отношение к воде привело к возникновению нового вида войн. Не надо изобретать новое оружие и ракеты, достаточно загрязнить обычную питьевую воду. Плохой водой даже можно уничтожить нацию

  • Закрепление знаний. (15 минут)

Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь».
Теперь давайте вернемся к теме нашего урока и решим с вами какой же знак препинания нужно поставить в конце предложения?
Ребята решили поставить в конце предложения восклицательный знак.
В заключении давайте проведем деловую игру . Представим себе, что каждый из вас на несколько минут стал мэром города. Что вы можете предложить для водосбережения в быту и повышения качества питьевой воды? (Заслушиваются ответы учащихся).

Вывод: Все меры, предложенные нашими мэрами, эффективны. Добавлю лишь то, что в тех случаях, когда отсутствует возможность повысить качество водопроводной питьевой воды, приходится использовать бутилированную воду, извлеченную из земных глубин. Не стоит забывать и о бытовых фильтрах для очистки водопроводной воды.

Предлагаю вам назвать пословицы и поговорки о воде и предлагаю Вам предложить правила, обеспечивающие вашу экологическую безопасность, связанную с использованием пресной воды.

  • Подведение итогов.
  • Выставление оценокэ
  • Домашнее задание. (По типу способностей)
  1. Лингвистический тип – составить интервью с Президентом РФ о насущных экологических проблемах.
  2. Логические и математический тип – проанализировать экологическую информацию из газет, решить экологическую задачу (см. учебник стр. 45)
  3. Музыкальный тип – найти и проследить тему природы в музыкальных произведения классиков.

Используемая литература

  1. Глобальная экология. Учеб. для 10 – 11 кл. профил. шк. / Н. Ф. Винокурова, В. В. Трушин – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001. – 270 с.: ил., карт.
  2. Будьков С. Т. Мы обязаны спасти Волгу. // География в школе. – 1994 – № 5 – С. 15 – 20.
  3. Елдышев Ю. И. Удастся ли избежать водных войн? // Экология и жизнь. – 2003 - № 3 – С. 56 – 59.
  4. Лаврушина Ю. А., Бахарева Н. Ю. Проблема качества питьевой воды. // Зеленый мир – 2004 – № 78 – С. 14 – 15.
  5. Иванов С. М. Корабли постоят и ложатся на дно. / АИФ – 2002 – № 12 – С. 9. [Саратов].
  6. Кирсанов А. Д. Откуда краб на Волге? / Комсомольская правда – 2002 – 23 августа – С. 14 – 15.
Урок 25
Тема : Учимся шить . РАБОТА НИТКАМИ.
ПРИШИВАНИЕ ПУГОВИЦЫ

Тип урока : ознакомление с новым материалом.

Педагогические задачи: познакомить с различными видами пуговиц с отверстиями, способами пришивания таких пуговиц, формировать умение работать с иголкой и нитками, познакомить с инструментами и приспособлениями, используемыми для пришивания пуговиц, прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают различные виды пуговиц, инструменты и приспособления, необходимые для пришивания пуговиц, правила работы с ножницами, иголкой, напёрстком, умеют пришивать пуговицы с отверстиями, работать с иголкой и нитками.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: при помощи учителя определяют учебную задачу урока, планируют собственную деятельность: составляют план работы и определяют последовательность действий; контролируют и корректируют собственную деятельность путём внесения необходимых изменений в способ действия в случае расхождения с образцом; способны к проявлению волевых усилий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного, выделяют необходимую информацию из материала учебника, учебного фильма, иллюстраций, продемонстрированных образцов, а также опираясь на свой жизненный опыт; анализируют, выделяя существенные признаки, делают выводы, самостоятельно создают алгоритм деятельности.

Коммуникативные: обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера по речевому высказыванию, умеют вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, умеют эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, оказывают поддержку друг другу.

Личностные УУД: овладевают навыками адаптации в обществе, осознают ценность приобретаемых знаний и умений; у учащихся формируется установка на бережное отношение к материальным ценностям, в том числе собственным вещам, развивается самостоятельность и личная ответственность.

Методы и формы обучения : частично-поисковый, практический; индивидуальная, фронтальная.

Образовательные ресурсы :

http://www.fizkult-ura.ru/node/113

http://www.numama.ru/blogs/0/23/post612.html

http://www.artem.chulpanov.ru/pugoviza.html

Материалы и оборудование : пуговицы, нитки; компьютер, проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийный ряд: электронное приложение к учебнику Н. И. Роговцевой, Н. В. Богдановой, И. П. Фрейтаг «Технология» (CD), тема «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями».

Основные понятия и термины: ткань, нитки, иголка, ножницы, шаблон, изнаночная сторона, лицевая сторона, вытянуть, пришить, проколоть, затянуть, закрепить.

о рганизационная структура (сценарий) урока

I. Подготовка к восприятию нового материала.

Сообщение темы и целей урока .

Учитель читает стихотворение З. Александровой.

Я в тоске. С моей рубахи

Пуговицы мчатся в страхе.

Лишь пришью, они опять

Оторвутся – и бежать.

Разрешенья не спросив,

Отправляются в отрыв.

Не пойму, какого страха

Нагнала на них рубаха?

Как вы думаете, почему у этого героя пуговицы всё время отрывались с рубашки?

Что можно сказать о человеке, у которого на одежде оторваны пуговицы?

А вы всегда ходите опрятными и аккуратными?

Что вы будете делать, если у вас оторвётся пуговица на одежде? Хотелось бы вам самим научиться пришивать пуговицы?

Сегодня на уроке мы будем учиться этому важному умению – пришиванию пуговиц. Вы, конечно, знаете, что пуговицы бывают разными. Какими?

Учитель может пригласить к доске детей, у которых на одежде пуговицы разного вида, и продемонстрировать образцы пуговиц.

А знаете ли вы, что пуговицы появились относительно недавно, примерно 600 лет назад?

Вот о том, как люди обходились без пуговиц и какими были первые пуговицы, вам расскажет фильм.

Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I от слов «А вы знаете, как люди изобрели пуговицу?..» до слов «В наше время...».

Что хотите сказать? Какие открытия сделали? Что удивило? поразило?

Мы уже говорили о том, какие пуговицы существуют в настоящее время. Давайте посмотрим, может быть, мы назвали не все виды.

Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I до слов «Их используют для скрепления и украшения одежды…».

Что нового узнали? Для чего нужны пуговицы?

Демонстрируется мультимедийный фильм «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. I до конца.

Какие же задачи стоят перед нами сегодня на уроке? (Высказывания обучающихся.)

II. Открытие новых знаний.

Работа с учебником (с. 78–79).

Рассмотрите рисунки. Всё ли вам понятно? Чтобы все неясные моменты стали понятны, посмотрим фильм.

Демонстрация мультимедийного фильма «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. II от слов «Завяжем узелок на нитке…» до конца.

Теперь вам стала понятна технология пришивания пуговицы, которая имеет два отверстия?

Чтобы работа шла успешнее, … (составим план).

III. Первичное закрепление знаний.

Составление плана .

План работы :

1. Завяжем узелок на нитке.

2. Проденем иголку с ниткой сквозь канву (ткань).

3. Наденем пуговицу.

4. Проденем иголку с ниткой во вторую дырочку.

5. Повторим операцию ещё два раза.

6. Завяжем с изнаночной стороны узелок.

7. Отрежем лишнюю нитку.

8. Оценим работу.

Учащиеся сравнивают составленный ими план с планом, данным в учебнике (с. 78) и в фильме «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями», ч. III.

Сейчас, когда вы увидели, как правильно пришить пуговицу, и составили план, можете попробовать самостоятельно пришить пуговицу. Но будьте очень аккуратны, не уколитесь иголкой сами и постарайтесь не уколоть пуговичку, потому что и пуговички могут бояться.

Учитель читает стихотворение Е. Менжинской.

Испугались пуговки, растерялись,

Раскатились по углам, разбежались.

Спрашиваю громко: «Почему сбежали?».

Шепчут: «У иголки носик словно жало!

Тонкая, колючая, испугались очень мы».

Собираю пуговки я в ладошку.

Говорю испуганным: «Ах, вы, крошки!

Успокойтесь, я тихонечко вас пришью!

Ни одну я пуговку не уколю!».

Самостоятельная работа .

Трудно ли было пришить пуговицу? Что показалось особенно трудным?

В понедельник

В понедельник я купался, Изображают плавание.

А во вторник – рисовал. Изображают рисование.

В среду долго умывался, Изображают, что умываются.

А в четверг в футбол играл. Бег на месте.

В пятницу я прыгал, бегал, Прыжки на месте.

Очень долго танцевал. Повороты на месте.

А в субботу, воскресенье Хлопки в ладоши.

Целый день я отдыхал. Садятся на корточки, руки

под щеку – «засыпают».

Работа с учебником (с. 80).

Вы пришивали пуговицы с двумя отверстиями. Хотите научиться пришивать пуговицы, которые имеют четыре отверстия?

Рассмотрите рисунки в учебнике. Что хотите сказать?

Верно, существуют разные способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями. Расскажите, пользуясь рисунками учебника, о каждом из них.

Наблюдение за выполнением работы .

Учитель демонстрирует каждый из способов пришивания пуговиц, ученики наблюдают.

Самостоятельная работа .

Примечание . Учитель может показать сразу все способы пришивания пуговиц с четырьмя отверстиями, а затем ученики самостоятельно пришивают пуговицы всеми показанными способами, но, учитывая возраст детей, целесообразнее сначала показать один способ, с тем чтобы обучающиеся его повторили, затем второй и т. д.

IV. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу. Чему он вас научил? Какие новые знания и умения приобрели? Пригодятся ли они вам в дальнейшей жизни.

Выставка работ.

Как вы сегодня работали? Всё ли получилось? Что было особенно трудным? Что показалось лёгким?

Хотели бы вы кому-нибудь рассказать о том, что узнали и чему научились сегодня на уроке?

Хотели бы кого-то научить тому, чему научились сегодня сами?

Дополнительный материал к уроку

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ИСТОРИИ ПУГОВИЦЫ *

Казалось бы, ну что пуговица – кто задумывается об этой чисто утилитарной детали, застегивая утром рубашку? Однако если посмотреть на неё немного с другой стороны, то может открыться немало интересного. Ведь у всякой вещи есть не только своя история, но и масса фантастически захватывающих особенностей...

Где и когда появились пуговицы.

Первые застежки, напоминавшие пуговицы, появились примерно в III тысячелетии до нашей эры. При раскопках в долине Инда найдена самая настоящая пуговица с двумя дырочками для пришивания.

В Европе первые пуговицы появились в IV веке до н. э., у греческих воинов. Видимо, возникла нужда в чем-то, чем можно было (кроме булавок) скреплять части одежды. Кожаные ремни на «униформе» воинов застегивались спереди на несколько металлических пуговиц на ножке. Среди найденных предметов древнегреческого искусства, датируемых с IV века до н. э. по I век н. э., попадаются пуговицы из золота.

В период Средневековья рыцари привозили пуговицы в Европу с Ближнего Востока, но широкое распространение они получили лишь в XVIII веке. Причем вначале, как ни странно, интерес к новым застежкам проявили мужчины. Женщины же встретили появление пуговиц «в штыки» и продолжали пользоваться булавками.

Мужская одежда в то время по яркости и роскоши не уступала женской. Пуговицы изготавливались из благородных металлов, часто украшались драгоценными камнями.

До русских модников пуговица, которую тогда называли «пугвицей», «докатилась» в конце XV – начале XVI века. Ещё в XIII–XIV веках пуговиц на Руси не было, а одевались примерно так: в куске материала вырезалось отверстие для головы – вот вам и исходная модель. Закреплялась же одежда поясами.

Пик увлечения пуговицами в России – XVI век, времена Ивана Грозного, когда пуговицы стали использоваться как украшение: они пришивались на рукава, от локтя до манжеты, и на грудь – от шеи до пояса. Мастерством исполнения и изысканностью пуговицы должны были демонстрировать богатство их владельца. Пуговицы из золота, серебра и слоновой кости символизировали достаток и высокое положение в обществе. До знаменитой петровской реформы костюма и приказа носить иностранное платье русские бояре и боярыни, не скупясь, платили золотых дел мастерам и иностранным купцам большие деньги за пуговицы из драгоценных металлов со вставками из бирюзы, жемчуга, кораллов, эмалей. Такие пуговицы обычно нашивались на верхнюю одежду и застегивались на петли из кожи или шнура. Кому-то нравились ажурные пуговицы, а кому-то – цельные, с узором, выполненным чернью, с гравировкой. Размеры их были различны – от горошины до яйца. Пуговицы передавали по наследству, включали в состав приданого, использовали как подвески к серьгам, в качестве бусин.

С появлением новых видов мужской одежды – фрака, сюртука, пиджаков, жакетов – пуговицы начинают делать небольшими, более строгими, сдержанными по цвету. В конце XIX века в женскую моду вошли блузки, жакеты, пальто, и женщинам обойтись без пуговиц стало невозможно. Вот когда ими широко стали пользоваться женщины!

Пуговица как опознавательный знак.

В царской России ведомственные пуговицы использовались для мундиров различных министерств, губернских и городских управ, армейских и флотских частей, учебных заведений и т. п. Они – очень важный материал для историков. По мундирной пуговице можно определить, к какому ведомству относился носивший ее чиновник, в какие годы он служил и в каких примерно чинах. При Николае I, который ввел в обиход ведомственные пуговицы, почти все должностные лица империи – от сторожа до государственного канцлера – носили мундиры с пуговицами определенного типа.

Некоторые эмблемы, которые изображались на ведомственных пуговицах дореволюционной России, используются и в настоящее время. Например, дубовые ветки у лесничих, якорь – у служащих флота и т. д.

Офицерские пуговицы отличались от солдатских тем, что должны были быть золотыми или серебряными (смотря по положению владельца), но чаще делались позолоченными и посеребренными. Солдатские изготовлялись из меди, бронзы, олова и латуни.

В гвардии и у генералитета пуговицы были гербовыми, с орлом. Кроме того, в тех полках, где шефами являлись члены императорской фамилии, на пуговицах присутствовало изображение императорской короны.

С годами материал, из которого делались пуговицы, удешевлялся. Во время Первой мировой войны Германия начала чеканить монеты вместо серебра из железа и цинка, Россия вместо медных денег стала выпускать бумажные. А пуговицы стали железными и оловянными. В начале ХХ века, с развитием химической промышленности, золото, стекло, фарфор были постепенно заменены пластмассами. Если же говорить о металле, то если в 20–30-е годы ХХ века пуговицы еще чеканились из бронзы и латуни, то после 50-х годов их стали делать только из алюминия. А сейчас можно сказать, что эпоха металлических пуговиц закончилась. Правда, некоторые страны (например, Швеция, Англия), заботящиеся о престиже своей армии, до сих пор продолжают делать пуговицы для военных из тяжелого металла. И все же большинство армий перешли на алюминий или пластмассу.

Светлана Самсонова
Конспект экскурсии к колодцу

Экскурсия к колодцу .

Цель : познакомить с русскими народными традициями, с предметом старинной утвари - коромыслом, привить уважение к колодцам , научить технике безопасности у колодца .

Предварительная работа : загадывание загадок, чтение русской народной сказки «По – щучьему велению…» , инсценировка потешек о воде, рассматривание иллюстраций, игровое упражнение – «Составь узор» , выбор и обследование подходящего для экскурсии колодца , продумывание безопасного маршрута до него.

Атрибуты : коромысло с ведрами, красные флажки, жилетки безопасности на каждого ребенка для передвижения по улицам города.

Ход мероприятия:

Рассказ воспитателя : давно, когда люди жили в деревянных домах, когда не было электричества, всем приходилось много работать. Мужчины работали в поле, женщины по дому. Самое необходимое в доме - вода, а водопровода тоже не было и приходилось за водой много раз в день ходить на реку или на колодец . Отгадайте – ка, мою загадку :

Два братца,

Пошли в реку купаться! (ведра) .

Чтобы облегчить труд использовали деревянное коромысло, с его помощью можно принести сразу два ведра воды. Воды для хозяйства нужно было много, поэтому дети во всем помогали взрослым. У детей коромысла и ведерки были детские.

Рассматривание настоящего коромысла : коромысло сделано из дерева, его форма удобна для переноса тяжестей на плечах, такие коромысла делал мастер - бондарь, коромысло должно быть прочным и легким, пружинистым.

Сегодня мы с вами пойдем на экскурсию на колодец .

Я опять хочу напиться!

Очень вкусная водица!

А откуда достается?

Из глубокого… (колодца )

Вода в колодце находится очень глубоко, поэтому колодезная вода холодная . Солнце ее там в глубине не нагревает. Колодец закрыт крышкой , чтобы никто не упал глубоко вниз, мусор тоже не попадает, поэтому вода в колодце всегда чистая .

Я открою крышку и достану воды из колодца . Детям к колодцу без взрослых подходить нельзя! Поэтому вы посмотрите как я все буду делать. В колодце на крепкой цепи висит ведро, его нужно опустить вниз и зачерпнуть в ведро воды. Теперь аккуратно поднять ведро с водой вверх при помощи специального рычага.

Вот и полное ведро водицы, хватит и напиться и умыться :

Водичка, водочка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Но мы с вами пить воду из колодца не будем , а польем колодезной водой цветы на нашей клумбе. Наберем из этого большого, колодезного ведра воды в наши ведерки и пойдем обратно, в детский сад.

Дети с большим желанием по очереди несут ведерки с водой на коромысле!

Публикации по теме:

Игра: «Буква за буквой» Цель: Закрепление навыка чтения коротких слов. Описание игры: По краям бревнышек колодца в кармашках расставлены.

Колодец делали совместно с дочерью для оформления в группе макета русской деревни. Он изготовлен из пластиковой крышки, которая облеплена.

Ещё несколько лет назад декорируя свой придомовой участок, мы задумали создать макет колодца. Место позволяло: пригорок с растущими рядом.

Участие в конкурсе «Огород на окне», вдохновил меня на изготовления колодца и журавля. Мне очень хотелось показать детям своей средней группы,.

Притча про Ослика и колодец Хозяин жил да поживал В труде, особых бед не знал. Осел в хозяйстве у него Хоть стар, но тянет… ничего… Но случай как-то приключился В колодец.

Конспект проведения экскурсии к роднику «Черный Колодец» Конспект проведения экскурсии к роднику "Черный Колодец" Задачи: воспитывать любовь к Родине, познакомить с достопримечательностью села.


Цель работы: на основе изучения научной литературы, материалов школьного музея и данных респондентов обобщить и систематизировать накопленные материалы о роли колодцев в жизни человека и особенностях их строительства. на основе изучения научной литературы, материалов школьного музея и данных респондентов обобщить и систематизировать накопленные материалы о роли колодцев в жизни человека и особенностях их строительства.


Задачи исследования: Изучить литературу по теме. Изучить литературу по теме. Побеседовать с пожилыми людьми. Побеседовать с пожилыми людьми. Проанализировать рассказы старожилов о строительстве колодцев, выборе места и структуре колодца. Проанализировать рассказы старожилов о строительстве колодцев, выборе места и структуре колодца. Рассмотреть вопрос о материалах для строительства колодцев. Рассмотреть вопрос о материалах для строительства колодцев. Описать виды колодцев. Описать виды колодцев. Сфотографировать колодцы. Сфотографировать колодцы.


Практическая значимость Полученные сведения могут быть использованы при подготовке сообщений на заседаниях школьного научного общества, рефератов учащихся. Полученные сведения могут быть использованы при подготовке сообщений на заседаниях школьного научного общества, рефератов учащихся.