03.03.2024

Арбитражная практика: Отсутствие отметки о списании денежных средств и подписи исполнителя на копии электронного платежного поручения стало причиной отказа в допуске к участию в аукционе. Синяя печать для госпошлины (Ермолинская Т.) Оригинал платежного по


2. Оформление платежных документов об уплате государственной пошлины 1. Является ли надлежащим доказательством уплаты государственной пошлины платежное поручение, в котором имеется лишь штамп банка о его принятии, но отсутствует отметка банка о дате списания денежных средств со счета плательщика? Уплата государственной пошлины в безналичной форме осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем путем перечисления денежных средств со своего расчетного банковского счета в федеральный бюджет с соблюдением правил и порядка, установленных Положением Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Единственным и надлежащим документом об исполнении банковской операции признается платежное поручение, составленное на бланке специальной формы. По своему правовому содержанию оно представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных поручений в поле «Поступ. в банк плат.» ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению (пункт 3.5 Положения). Тем самым отметка банка о принятии платежного поручения к исполнению не может оцениваться в качестве достаточного подтверждения исполнения банковской операции по перечислению денежных средств в федеральный бюджет.Достоверным доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме следует считать такое платежное поручение, в котором в поле «Списано со счета плательщика» проставлена дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле «Отметки банка» - штамп банка и подпись ответственного исполнителя (пункт 3.8 части 1 Положения ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ»). Приведенное условие признается соблюденным и при использовании банком штампа с записью «принято и оплачено» или «проведено».Таким образом, арбитражный суд оставляет исковое заявление без движения в случае, когда в платежном поручении об уплате государственной пошлины отсутствует штамп банка и подпись ответственного исполнителя о дате списания денежных средств со счета плательщика.2. Каким образом оцениваются запись на оборотной стороне платежного поручения о списании денежных средств со счета плательщика либо выписка из лицевого банковского счета о проведении банковской операции по уплате государственной пошлины в федеральный бюджет? Руководствуясь ранее действовавшим и ныне отмененным порядком, коммерческие организации, подтверждая уплату государственной пошлины, прилагают к исковым материалам расчетные документы, содержащие штамп и календарный штемпель даты проводки расчетных документов по лицевому счету или выписку из лицевого счета, в которой отражаются все проведенные операции. Отдельные коммерческие банки делают отметку о перечислении государственной пошлины на лицевой или оборотной стороне экземпляра платежного поручения.Арбитражный суд при исследовании платежного поручения и иных документов обязан установить бесспорность факта уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет. Поэтому только при недостаточном или неверном оформлении всех документов исковое заявление может быть оставлено без движения с подробным указанием в определении на подлежащие собиранию дополнительные банковские документы.Если в платежном поручении имеется лишь штамп банка о его принятии, но на оборотной стороне сделана отметка за подписью бухгалтера о списании денежных средств со счета плательщика, то уплата государственной пошлины признается произведенной и доказанной, в силу чего арбитражный суд принимает исковое заявление к рассмотрению и не вправе оставить его без движения из-за неверного оформления платежного поручения.Согласно пункту 3.9 Положением ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ» банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Следовательно, истец вправе приложить к исковым материалам в качестве дополнительного подтверждения уплаты государственной пошлины помимо платежного поручения и выписку из лицевого счета, справку или иной документ банка о проведении банковской операции по перечислению денежных средств в федеральный бюджет.Напротив, установив недостатки формы или содержания платежного поручения, арбитражный суд предлагает истцу дополнительно представить подобные документы в течение срока оставления искового заявления без движения.Так, если в платежном поручении истцом допущены ошибки в изложении отдельных реквизитов, то, исполняя указания определения об оставлении иска без движения, он может представить справку налогового органа или территориального органа федерального казначейства о том, что по представленному в арбитражный суд платежному поручению государственная пошлина поступила в федеральный бюджет.3. Принимается ли арбитражным судом в качестве надлежащего доказательства уплаты государственной пошлины платежное поручение, в котором неправильно указан код бюджетной классификации? Поскольку государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, подлежит зачислению только в федеральный бюджет, то основным подлежащим проверке реквизитом платежного поручения следует считать «код бюджетной классификации». Его неверное указание заведомо создает сомнение в надлежащем исполнении банковской операции и является безусловным основанием для оставления искового заявления без движения в связи с недоказанностью уплаты государственной пошлины.При этом в определении арбитражного суда истцу должно быть предложено представить новое платежное поручение или подтвердить зачисление государственной пошлины в федеральный бюджет дополнительными справками налогового органа, органа федерального казначейства.4. Препятствует ли принятию искового заявления платежное поручение об уплате государственной пошлины с правильным указанием кода бюджетной классификации, но с ошибками в иных реквизитах? Плательщик государственной пошлины обязан оформить платежное поручение в полном соответствии с Положением ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ» с подробным и точным изложением данных в полях обязательных реквизитов, позволяющих идентифицировать как получателя, так и сам платеж в расчетных документах. Каждый реквизит имеет самостоятельное содержание.«ИНН, КПП получателя» - указывается ИНН, КПП налогового органа, в котором арбитражный суд состоит на учете. «ОКАТО» - указывается значение кода ОКАТО муниципального образования, на территории которого находится арбитражный суд. «КБК» - указывается код бюджетной классификации. «Получатель» - указывается в сокращенном виде орган Федерального казначейства субъекта Российской Федерации и в скобках наименование в сокращенном виде налогового органа. Поля «Банк получателя», «БИК» - указываются банковские реквизиты кредитной организации, где открыты соответствующие счета по учету доходов органу Федерального казначейства.Так, при обращении в Арбитражный суд РМЭ истец (заявитель) обязан осуществить уплату государственной пошлины по следующим реквизитам.ИНН 1215024412; КПП 121501001; ОКАТО 88401000000;УФК МФ РФ по РМЭ (ИФНС России по г. Йошкар-Оле);БИК 048860001; Номер счета получателя: 40101810100000010001;Код бюджетной классификации: 18210801000011000110.Ошибочное указание юридическим лицом хотя бы одного из реквизитов платежного поручения не позволяет считать доказанным факт уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет. В таких случаях арбитражный суд оставляет иск без движения и предлагает истцу представить надлежаще оформленное платежное поручение.5. Какие процессуальные последствия влечет представление истцом в качестве доказательства уплаты государственной пошлины платежного поручения, в котором в поле «наименование платежа» не включены данные об арбитражном суде и подлежащем рассмотрению споре? Поле платежного поручения «наименование платежа» предусмотрено Положением ЦБР от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в РФ» в качестве его обязательного реквизита и нуждается в обязательном заполнении плательщиком государственной пошлины с указанием арбитражного суда и существа иска к ответчику.Если реквизит не заполнен или в платежное поручение внесена общая фраза «государственная пошлина по делам, рассматриваемым в арбитражном суде», либо в нем не назван арбитражный суд и ответчик по спору, то арбитражный суд вправе исходить из неполного оформления документа и недоказанности совершения платежа в целях уплаты государственной пошлины по конкретному делу.Подобная неопределенность платежного поручения позволяет потребовать от истца представления дополнительных данных о прямой связи этого документа с направленным в арбитражный суд исковым заявлением. Однако по этой причине исковое заявление не может быть оставлено арбитражным судом без движения, поскольку приложение подлинника подобного платежного поручения к исковым материалам означает его использование в качестве доказательства уплаты государственной пошлины только по конкретному исковому заявлению, пока не установлено обратное.6. Имеет ли силу достоверного доказательства уплаты государственной пошлины копия платежного поручения? При проверке достоверности платежного поручения об уплате государственной пошлины арбитражному суду необходимо исходить из того, что истец (заявитель) обязан представить такой документ только в подлиннике с правильным и полным заполнением всех реквизитов и с проставлением на нем отметок банка.Приложение к исковым материалам только копии платежного поручения влечет оставление искового заявления без движения в связи с нарушением требования части 8 статьи 75 АПК РФ о представлении письменного доказательства в подлиннике.7. Вправе ли арбитражный суд принять в качестве доказательства уплаты государственной пошлины платежное поручение, по которому платеж совершен истцом по месту своего нахождения (месту жительства) с использованием реквизитов местного территориального органа федерального казначейства, а не по месту расположения арбитражного суда и реквизитам соответствующего органа Федерального казначейства субъекта РФ? Согласно пункту 3 статьи 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. При предъявлении искового заявления местом совершения юридически значимого действия следует считать арбитражный суд, к подведомственности которого относится дело.Следовательно, истец (заявитель) обязан уплатить государственную пошлину с использованием реквизитов того органа федерального казначейства субъекта Российской Федерации, на территории которого находится арбитражный суд.При проверке платежного поручения необходимо исходить из того, что в нем должен быть правильно указан в поле «Получатель» в сокращенном виде УФК по РМЭ и в скобках наименование в сокращенном виде налогового органа - ИФНС России по г. Йошкар-Оле. При этом в полях «Банк получателя», «БИК» должны быть полно приведены банковские реквизиты кредитной организации, где открыты соответствующие счета по учету доходов органу Федерального казначейства. В том случае, когда истец совершил платеж по месту своего нахождения (месту жительства) с использованием реквизитов местного территориального органа федерального казначейства, арбитражный суд отражает выявленное нарушение в определении об оставлении искового заявления без движения и предлагает представить новый документ об уплате государственной пошлины с его оформлением по надлежащим реквизитам.


Платежное поручение – это документ, с помощью которого владелец расчетного счета дает распоряжение банку совершить перевод денежных средств на другой указанный счет. Таким способом можно рассчитаться за товары или услуги, выплатить аванс, вернуть заем, совершить госплатежи и взносы, то есть, фактически обеспечить любое разрешенное законом движение финансов.

Платежные поручения должны составляться в соответствии с установленным Министерством финансов порядком, так как они обрабатываются автоматизировано. При этом не имеет значение, в бумажной ли форме подана платежка в банк или отправлена по интернету.

Сложный бланк, разработанный Центробанком РФ и утвержденный федеральным законодательством, должен быть заполнен грамотно, так как цена ошибки может оказаться слишком высокой, особенно если это распоряжение на налоговые выплаты.

ФАЙЛЫ

Чтобы избежать проблем, связанных с неправильным заполнением полей платежного поручения, разберемся с особенностями каждой ячейки.

Код заполнения платежки

Реквизиты будущего платежа и информация о нем располагаются в специально отведенных для этого полях бланка платежки. Многие сведения отмечаются в закодированном виде. Код един для всех участников процесса:

  • плательщика;
  • банка;
  • получателя средств.

Это дает возможность автоматизировано учитывать платежи в электронном документообороте.

Пошаговая инструкция по заполнению платежного поручения

На образце бланка каждой ячейке присвоены условные номера, чтобы легче было разъяснить ее значение и уточнить, как именно необходимо ее заполнять.

Проверьте, используете ли вы актуальный бланк платежного поручения, обновленный в 2012 г. Новая форма утверждена Приложением 2 к Положению Банка России от 19.06.2912 г. № 383-П.

Сверьте номер, указанный вверху справа. Кому бы ни предназначались деньги, отправляемые посредством платежного поручения, будут указаны одинаковые цифры – 0401060 . Это номер формы унифицированного бланка, действительного на сегодняшний день.

Начинаем заполнять поля документа по очереди.
Поле 3 – номер. Плательщик указывает номер платежки в соответствии со своим внутренним порядком нумерации. Физлицам проставить номер может банк. В этом поле не может быть более 6 знаков.

Поле 4 – дата. Формат даты: две цифры числа, две цифры месяца, 4 цифры года. В электронной форме дата форматируется автоматически.

Поле 5 – вид платежа. Нужно выбрать, как будет произведен платеж: «срочно», «телеграфом», «почтой». При отправлении платежки через банк-клиент нужно указать закодированное значение, принятое банком.

Поле 6 – сумма прописью. С заглавной буквы словами пишется количество рублей (это слово не сокращается), копейки пишутся цифрами (слово «копейка» тоже без сокращений). Допустимо не указывать копейки, если сумма целая.

Поле 7 – сумма. Перечисляемые деньги цифрами. Рубли надо отделить от копеек знаком – . Если копеек нет, после рублей ставится =. Никаких других знаков в этом поле быть не должно. Цифра должна совпадать с прописью в поле 6, иначе платежка принята не будет.

Поле 8 – плательщик. Юрлицам надо указать сокращенное наименование и адрес, физлицам – ФИО полностью и адрес регистрации, занимающимся частной практикой, помимо этих данных, в скобках надо отметить вид деятельности, ИП – ФИО, правовой статус и адрес. Имя (название) от адреса отделяется символом //.

Поле 9 – номер счета. Имеется в виду номер р/с плательщика (20-значная комбинация).

Поле 10 – банк плательщика. Полное или сокращенное название банка и город его расположения.

Поле 11 – БИК. Идентификационный код, принадлежащий банку плательщика (по Справочнику участников расчетов через ЦБ России).

Поле 12 – номер корреспондентского счета. Если плательщика обслуживает Банк России или его подразделение, это поле не заполняется. В других случаях нужно указать номер субсчета.

Поле 13 – банк получателя. Название и город банка, куда направляются средства.

Поле 14 – БИК банка получателя. Заполняется аналогично п.11.

Поле 15 – номер субсчета получателя. Если деньги отправляются клиенту Банка России, ячейку заполнять не надо.

Поле 16 – получатель. Юрлицо обозначают полным или сокращенным наименованием (можно оба сразу), ИП – статусом и полным ФИО, частно практикующим ИП нужно дополнительно указать вид деятельности, а физлицо достаточно полностью именовать (не склоняя). Если средства перечисляются банку, то дублируется информация из поля 13.

Поле 17 – № счета получателя. 20-значный номер р/с адресата средств.

Поле 18 – вид операции. Шифр, установленный ЦБ РФ: для платежного поручения он всегда будет 01.

Поле 19 – срок платежа. Поле остается пустым.

Поле 20 – назначение платежа. См. п. 19, пока ЦБ РФ не указал другого.

Поле 21 – очередь платежа. Указывается цифра от 1 до 6: очередь в соответствии со ст.855 ГК РФ. Чаще всего используется цифра 3 (налоги, взносы, зарплата) и 6 (оплата закупок и поставок).

– код УИН. Уникальный идентификатор начисления введен в 2014 году: 20 цифр для юрлица и 25 – для физлица. Если УИН нет, ставится 0.

Поле 23 – резерв. Оставьте его пустым.

Поле 24 – назначение платежа. Напишите, за что перечисляются средства: название товара, вид услуги, номер и дату договора и т.п. НДС указывать не обязательно, но лучше перестраховаться.

Поле 43 – печать плательщика. Ставится только на бумажном варианте документа.

Поле 44 – подписи. На бумажном носителе плательщик ставит подпись, совпадающую с образцом на карточке, поданной при регистрации счета.

Поле 45 – отметки банка. На бумажном бланке банки отправителя и получателя средств ставят штампы и подписи уполномоченных лиц, а в электронном варианте – дату исполнения поручения.
Поле 60 – ИНН плательщика. 12 знаков для физического, 10 – для юридического лица. Если ИНН отсутствует (такое возможно для физлиц), пишем 0.

Поле 61 – ИНН получателя. Аналогично п.28.

Поле 62 – дата поступления в банк. Заполняет сам банк.

Поле 71 – дата списания. Проставляет банк.

ВАЖНО! Ячейки 101-110 надо заполнять, только если платеж предназначается для налоговой или таможни.

Поле 101 – статус плательщика. Код от 01 до 20, уточняющий лицо или организацию, перечисляющих средства. Если код находится в промежутке от 09 до 14, то поле 22 или поле 60 должно быть заполнено в обязательном порядке.
Поле 102 – КПП плательщика. Код причины постановки на учет (при наличии) – 9 цифр.

Поле 103 – КПП получателя. 9-значный код, если он присвоен. Первыми двумя цифрами не могут быть нули.

Поле 104 – . Новшество 2016 года. Код бюджетной классификации отражает вид дохода бюджета России: пошлина, налог, страховой взнос, торговый сбор и т.п. 20 или 25 знаков, все цифры не могут быть нулями.

Поле 105 – код . Указывается с 2014 года вместо ОКАТО. Согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований, нужно написать в этом поле 8 или 11 цифр, присвоенных вашему населенному пункту.

Поле 106 – основание платежа. Код состоит из 2 букв и обозначает различные основания уплаты, например, ОТ – погашение отсроченной задолженности, ДЕ – таможенная декларация. В 2016 г. введены несколько новых буквенных кодов для оснований платежа. Если в списке кодов не указан тот платеж, который производится в бюджет, в ячейке ставится 0.

Поле 107 – показатель налогового периода. Отмечается, как часто производится уплата налога: МС – ежемесячно, КВ – раз в квартал, ПЛ – каждое полугодие, ГД – ежегодно. После буквенного обозначения пишется дата. Если платеж не налоговый, а таможенный, в этой ячейке пишется код соответствующего органа.

Поле 108 – номер основания платежа. С 28 марта 2016 г. в этом поле нужно написать номер документа, на основании которого производится платеж. Документ выбирается в зависимости от кода, указанного в поле 107. Если в ячейке 107 стоит ТП или ЗД, то в поле 108 надо проставить 0.

Поле 109 – дата документа-основания платежа. Зависит от поля 108. При 0 в поле 108 в данной ячейке также пишется 0.

Поле 110 – тип платежа. Правила заполнения этого поля сменились в 2015 году. Эту ячейку не нужно заполнять, так как в поле 104 указан КБК (14-17 его разряды как раз отражают подвиды бюджетных доходов).

Дополнительные нюансы

Обычно платежку нужно составлять в 4 экземплярах:

  • 1-й используется при списании в банке плательщика и попадает в банковские дневные документы;
  • 2-й служит для зачисления средств на счет получателя в его банке, хранится в документах дня банка получателя;
  • 3-й подтверждает банковскую проводку, прилагаясь к выписке из счета получателя (в его банке);
  • 4-й со штампом банка возвращается плательщику как подтверждение приема платежки к исполнению.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Банк примет платежку, даже если на р/с плательщика недостаточно денег. Но поручение будет исполнено, только если средств для этого хватит.

Если плательщик обратится в банк за информацией о том, как исполняется его платежное поручение, ему должны ответить на следующий рабочий день.

В связи с поступившим в Верховный Суд Российской Федерации письмом руководителя Федерального казначейства, в котором разъясняется порядок оформления платежных поручений, представляемых в качестве документов, подтверждающих оплату государственной пошлины бюджетными учреждениями при обращении этих органов с жалобами в суды общей юрисдикции, председателям областных и других соответствующих им судов было разослано письмо от 26 марта 2007 года N 2093-5/общ. с просьбой довести до сведения судей следующее.

«В соответствии со статьей 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с иском к исковому заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. Аналогичные требования установлены статьями 322, 339, 378 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при обращении в суд с апелляционными, кассационными, надзорными жалобами на судебные акты.

Статьей 333.18 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении. В Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 91 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации» арбитражным судам Российской Федерации рекомендовано обращать внимание на то, что доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле «Списано со счета плательщика» дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя (Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Указанием Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 2-П (с последующими изменениями).

КонсультантПлюс: примечание.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Инструкция о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета утверждена Приказом Минфина РФ N 142н, изданным 31.12.2002, а не 22.01.2004.

Между тем о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной Приказом Министра финансов России от 22 января 2004 года N 142н (далее — Инструкция N 142н), не предусматривается представление органами Федерального казначейства обслуживаемым клиентам платежных поручений о перечислении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с отметкой банка об их исполнении. N 142н предусмотрено выдавать клиентам платежные документы только с отметкой органа Федерального казначейства. Результатом данного противоречия является отказ ряда судебных органов некоторых субъектов Российской Федерации принимать к рассмотрению исковые заявления, жалобы на судебные решения бюджетных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства, без наличия на платежном поручении об уплате государственной пошлины отметки банка о его исполнении.

В соответствии со статьями 215 и 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для осуществления кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации (с учетом статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации), на которых осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов, открываемых в едином учетном регистре Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета.

Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральное учреждение не вправе иметь счета в Банке России или кредитной организации (далее — банк) для учета операций со средствами в валюте Российской Федерации (за исключением тех учреждений, которые имеют разрешение Министра финансов Российской Федерации на открытие таких счетов) и ему могут быть открыты только лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. Соответственно клиентами учреждений Банка России являются не федеральные учреждения, а территориальные органы Федерального казначейства, которые ведут лицевые счета этих учреждений.

Особенности расчетно-кассового обслуживания банками счетов органов Федерального казначейства в условиях открытия в органах Федерального казначейства лицевых счетов главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств определены Банка России и Министерства финансов Российской Федерации от 20 мая 2004 года N 257-П/46н.

При этом территориальные органы Федерального казначейства осуществляют кассовые операции с бюджетными средствами и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в соответствии с нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и Банка России.

В соответствии с положениями указанных нормативных правовых актов платежные поручения по перечислению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, плательщиками по которым являются бюджетополучатели, чьи лицевые счета открыты в органах Федерального казначейства, заполняются в соответствии с правилами, установленными Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П и Министра финансов Российской Федерации от 24 ноября 2004 года N 106н.

Согласно Инструкции N 142н указанный орган Федерального казначейства уполномочен на всех платежных документах, поступивших в орган Федерального казначейства, ставить штамп органа Федерального казначейства с указанием даты дня, которым они должны быть исполнены.

В свою очередь, в соответствии с Инструкции N 142н орган Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после подтверждения учреждением банка совершения операции выдает клиенту выписки из лицевых счетов по установленной форме и необходимые приложения к ним с отметкой органа Федерального казначейства об исполнении на каждом приложенном к выписке документе.

Учитывая вышеизложенные нормы, территориальные органы Федерального казначейства, проставляя на платежных поручениях штамп органа Федерального казначейства, являются уполномоченными органами на осуществление указанных действий, при этом они не имеют возможности осуществлять проставление штампа и подписи ответственного исполнителя банка на платежном поручении бюджетного учреждения, не являющегося владельцем счета, открытого в банке.

На основании вышеизложенного в целях недопущения распространения практики отказа судебных органов принимать к рассмотрению исковые заявления, жалобы на судебные решения бюджетных учреждений просим довести до сведения судов общей юрисдикции соответствующие разъяснения, а именно, учитывая специфику обслуживания бюджетных учреждений в органах Федерального казначейства, возможность рассматривать представленные в рамках N 142н органами Федерального казначейства платежные поручения в качестве надлежащего документа, подтверждающего факт уплаты государственной пошлины».

К вопросу о принятии заказчиком платежных поручений, распечатанных при помощи системы «Клиент-банк»

01 апреля 2015 года справочной правовой системой «Консультант+» путем e-mail-рассылки была распространена информация о том, что заказчики обязаны принимать платежные поручения, распечатанные из системы «Банк-клиент», представляемые участниками в составе заявок на участие в конкурсе. Такой вывод делался из текста Решения Арбитражного суда Московской области от 17.03.2015 по делу N А41-80373/14, которое было оставлено в силе Постановлением Десятого Арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2015 года. Указанное решение не является единственным. Так, суд в Решении Арбитражного суда Челябинской области по делу А76-8244/2013 от 19 сентября 2013 года пришел к аналогичным выводам (Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2013 N 18АП-11777/2013 по делу N А76-8244/2013 данное решение оставлено в силе). Далее обратимся к доводам, которые приведены в указанных судебных актах.

В обоих делах суды в мотивировочной части решений ссылаются на Положение о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденных Банком России 19.06.2012 № 383-П (далее — Положение), которым устанавливаются правила осуществления деятельности банков по осуществлению безналичных расчетов, в том числе в форме расчетов платежными поручениями. Указанное Положение предусматривает осуществление банками такого перевода по распоряжениям клиентов как на бумажных носителях, так и в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа (пункт 1.9.). Согласно п. 1.24 Положения распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

Согласно пункту 4.6. Положения исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика также посредством направления плательщику исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения. Проставление штампа банка плательщика и подписи уполномоченного лица банка плательщика, штампа банка получателя средств и подписи уполномоченного лица банка получателя средств предусмотрено только для платежного поручения на бумажном носителе, в то время как в платежном поручении в электронном виде банк получателя средств указывает лишь дату исполнения в порядке, установленном для реквизита «Дата».

Таким образом, в оформленном в электронном виде платежном поручении в разделе «отметки банка» должна быть указана дата его исполнения, а какие-либо специальные требования к штампу банка, подписи работника банка для электронных платежных поручений не установлены.

Как отмечают суды, Закон о контрактной системе не запрещает участникам конкурса осуществлять оплату обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с помощью электронных средств платежа и представлять платежное поручение, оформленное в электронном виде и воспроизведенное на бумажном носителе, в качестве документа, подтверждающего перечисление денежных средств в обеспечение такой заявки.

Судебные акты содержат также указание на то, что законодательство о контрактной системе императивного требования о необходимости дополнительного удостоверения электронных платежных документов, воспроизведенных на бумажном носителе, не содержит.

Таким образом, в соответствии с указанными выше судебными актами, платежное поручение, распечатанное при помощи системы «Клиент-банк» имеет надлежащую отметку банка, соответствует требованиям Положения, а также положениям пункта 5 части 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, и подтверждает факт перечисления Заявителем денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.

Аналогичную точку зрения содержат и некоторые решения территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России (см., например, Решение Комиссии УФАС по Чувашской республике –Чувашии от 23 апреля 2014 г. по делу № 79-К-2014, решение Комиссии УФАС по г. Москве от 16.07.2014 по делу № 2-57-4895/77-14 и др.).

Однако существует и иная точка зрения относительно рассматриваемого вопроса. Так, из содержания приложения №2 к Письму ФАС России от 23.01.2014 N ИА/2111/14
«По вопросу применения норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при привлечении лиц к административной ответственности за нарушения, допущенные при размещении заказов» можно сделать вывод о том, что платежное поручение, сформированное системой «Банк-клиент» о перечислении соответствующего размера денежных средств на счет заказчика не является документом, имеющим отметку банка о перечислении соответствующего размера денежных средств (аналогичная точка зрения содержится и решениях некоторых территориальных органов ФАС России, см., например, Решение Омского УФАС от 18.06.2014 г. по делу № 03-10.1/291-2014).

Что касается судебной практики, то в Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда № 09АП-37985/2014 по делу № А40-78845/14, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда № 09АП-12685/2015 от 07 мая 2015 г по делу №А40-174745/14, Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1088/2015 от 7 мая 2015 г. суды также исходят из того, платежное поручение, сформированное системой «Банк-клиент», не соответствует требованиям, предъявляемым положениями законодательства о контрактной системе к документу, подтверждающему перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. В частности, в Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда № 09АП-37985/2014 по делу № А40-78845/14 отмечается: «Из содержания п.5 ч.2 ст.51 Закона о контрактной системе следует, что должен быть представлен оригинал платежного поручения, подтверждающего перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка, или заверенная банком копия этого платежного поручения.

Оформить платежное поручение с отметкой банка - как отозвать платежное поручение из банка?

Существование платежного поручения, сформированного электронной системой банк-клиент, не освобождает общество от представления оригинала платежного поручения или заверенной банком копии этого платежного поручения, предусмотренных информационной картой и Законом о контрактной системе. Такие документы обществом предприятию не представлены. Следовательно, предприятием правомерно отклонена заявка общества на участие в открытом конкурсе».

В пользу второй точки зрения говорит еще и то, что в период действия законодательства о размещении заказов Высший арбитражный суд Российской Федерации в Постановлении Президиума ВАС № 16083/11 от 22.05.2012 и Определении ВАС РФ от 16.02.2011 № ВАС-425/11 об отказе в передаче дела N А59-114/2010 исходил из того, что платежное поручение, в котором отсутствуют штамп банка и подпись ответственного исполнителя, не является надлежащим документом, подтверждающим перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки.

Автор настоящей статьи считает, что формально формируемый системой «Клиент-банк» электронный документ является надлежащим документом, подтверждающим перечисление денежных средств на участие в конкурсе, однако участники в составе заявок предоставляют не электронные документы, а их копии, в связи с чем предоставляемая копия платежного поручения не удовлетворяет требованиям законодательства о контрактной системе.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту также — Закон N 44-ФЗ) заявки на участие в открытом конкурсе подаются по форме и в порядке, которые указаны в документации о конкурсе. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе с отметкой банка или заверенную банком копию этого платежного поручения. Несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям документации является основанием для отклонения такой заявки конкурсной комиссией на основании ч. 3 ст. 53 Закона N 44-ФЗ).

Как правильно отмечается в статье, размещенной в сети «Интернет» по адресу http://www.garant.ru/consult/gpurchase/605411/, в соответствии с п. 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.10.2013 N 1185-ст) подлинник платежного поручения – это документ, изготавливаемый в единственном виде либо в форме электронного документа, либо в форме документа на бумажном носителе. Таким образом, участник, прикладывая в составе заявки документ, распечатанный из системы «Банк-клиент», формирует, по сути, заявку, которая содержит не оригинал электронного документа, а его печатную копию.

Вместе с тем, подобный вариант исключается требованиями п. 5 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с которыми копия платежного поручения должна быть заверена банком.

В заключении отметим, что широкое распространение в предпринимательской среде системы «Банк-клиент», а также наличие у заказчика возможности определить факт перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявки, создают предпосылки для рассмотрения законодателем возможности внесения в действующее законодательство о контрактной системе изменений, позволяющих предоставлять в составе заявок на участие в конкурсе копий платежных поручений, заверенных не банком, а самим участником конкурса.

При подаче в суд искового заявления или жалобы необходимо представить доказательство оплаты государственной пошлины. Для организации это обычно платежное поручение с отметкой банка. Платежи в основном совершаются в электронном виде. Однако достаточно ли приложить распечатку электронного платежного документа для подтверждения факта оплаты госпошлины? Как показывает практика, у суда общей юрисдикции и арбитражного суда подходы разные.

Электронные платежи

В соответствии с требованиями ГПК РФ и АПК РФ к исковому заявлению, апелляционной и кассационной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины. В случае отсутствия указанного документа исковое заявление или жалоба могут быть возвращены заявителю.
Оплата госпошлины может быть осуществлена посредством перевода денежных средств банком.

Для юридического лица это наиболее удобный вариант. Перевод денежных средств банками производится по распоряжению клиента в электронном виде или на бумажных носителях.
Согласно ст. 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.
Правила осуществления перевода денежных средств урегулированы Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П. В соответствии с п. 4.6 Положения N 383-П исполнение распоряжения в электронном виде в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету подтверждается банком плательщика посредством направления плательщику извещения в электронном виде о списании денежных средств с банковского счета плательщика с указанием реквизитов исполненного распоряжения или посредством направления исполненного распоряжения в электронном виде с указанием даты исполнения. При этом указанным извещением банка плательщика могут одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения в электронном виде и его исполнение.

Арбитражный суд

Основываясь на указанных нормах права, арбитражные суды принимают исковые заявления и жалобы в случае подтверждения факта уплаты госпошлины посредством распечатки электронного платежного документа, содержащего все реквизиты (дату списания денежных средств, вид платежа — «электронно», отметку о проведении платежа).
Например, в Постановлениях ФАС СЗО от 13.02.2014 по делу N А26-5598/2013, ФАС ВСО от 20.08.2012 по делу N А19-9761/2012 отменены судебные акты о возвращении исковых заявлений, так как они были основаны на разъяснениях информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.05.2005 N 91 (в настоящий момент недействующих), согласно которым в подтверждение уплаты государственной пошлины должно быть представлено платежное поручение со штампом банка и с подписью ответственного исполнителя.
Суд кассационной инстанции разъяснил, что такие требования предъявляются к оформлению платежного поручения на бумажном носителе. При переводе денежных средств в электронном виде в платежном поручении должны быть указаны: вид платежа — «электронно», дата списания денежных средств, отметка банка, подтверждающая проведение платежа. Оформленная таким образом электронная версия платежного поручения была признана судом соответствующей абз. 2 п. 3 ст. 333.18 НК РФ.

Суд общей юрисдикции

Суд общей юрисдикции при разрешении вопроса о представлении документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, исходит из того, что заявитель должен представить надлежаще заверенное платежное поручение. Иначе говоря, требуется платежное поручение с синей печатью банка, заверенное работником банка.
Например, Кассационными определениями Московского городского суда от 02.09.2015 N 4г/2-9494/15, от 26.06.2015 N 4г/2-6865/15 возвращены кассационные жалобы. Суд мотивировал возврат тем, что приложенная распечатка бланка платежного поручения из электронной системы не оформлена надлежащим образом и в установленном порядке не заверена: не содержит подписи сотрудника банка на отметке банка о принятии платежного поручения, печати банка и отметки о перечислении государственной пошлины в доход бюджета, удостоверенной надлежащим образом.
Аналогичные требования к платежному поручению при переводе госпошлины электронно предъявлялись, например, по делу N 33-2119 (Апелляционное определение Кировского областного суда от 17.06.2014).

За дополнительную плату

Как правило, банк выдает платежное поручение с синей печатью за дополнительную плату.

Новости госзакупок

Понятно, что это регулируется договором между банком и клиентом. Однако если эта услуга платная, то с банком не поспоришь, а за выдачу платежки, заверенной банком, придется заплатить.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Фактически, уплатив госпошлину, но не имея возможности оплатить услугу за получение распечатки платежного поручения с синей печатью из банка, юридическое лицо будет лишено права на судебную защиту. Ведь исковое заявление или жалоба не будут приняты к производству до представления платежного поручения с синей печатью банка.
Следовательно, требование о представлении платежного поручения с отметкой банка об уплате государственной пошлины с синей печатью может создавать препятствие к судебной защите и увеличивать судебные расходы. Особенно для организации, которая по роду своей деятельности вынуждена часто обращаться в суд за взысканием каких-либо периодических платежей (например, коммунальных платежей с населения).
Логичной представляется возможность принятия процессуальных документов при представлении распечатки электронного платежного поручения об уплате госпошлины. И лишь при наличии сомнений в их подлинности требовать дополнительные доказательства.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Подлинный платежный документ

Вопрос:

Лицо осуществило платеж государственной пошлины через систему онлайн-банка посредством личного кабинета в интернете. Юридические действия по данному платежу не были совершены и плательщик написал заявление на возврат денежных средств.

В соответствии с п.3 ст.333_40 НК РФ часть 2 к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере.

Является ли распечатанный платежный документ через систему онлайн-банка подлинным платежным документом, или плательщик обязан обратиться в банк и заверить печатью и подписью сотрудника банка данный платежный документ?

Ответ:

Платежный документ, распечатанный через систему онлайн-банк (интернет-банк, банк-клиент), является копией подлинника (оригинала) платежного документа, сформированного в электронном виде.

Образец платежного поручения в банке ВТБ

Без соответствующего заверения банком его нельзя признать подлинным платежным документом.

Обоснование:

В соответствии с пунктом 3 статьи 333_40 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.

Платежное поручение представляет собой расчетный (платежный) документ, содержащий распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке (пункт 1 статьи 863 ГК РФ, пункты 1.12, 5.1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. Банком России 19.06.2012 N 383-П). Такой документ может составляться, приниматься к исполнению и исполняться как на бумажном носителе, так и в электронном виде (пункт 5.4 Положения N 383-П).

В соответствии с приложением 1 к Положению N 383-П в поле 45 платежного поручения «Отметки банка» на бумажном носителе проставляются штамп банка плательщика и подпись уполномоченного лица банка плательщика, штамп банка получателя средств и подпись уполномоченного лица банка получателя средств. В платежном поручении в электронном виде и на бумажном носителе банк получателя средств указывает дату исполнения в порядке, установленном для реквизита «Дата», то есть цифрами в формате, установленном банком.

Согласно части 5 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

При этом на основании пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Таким образом, только электронный документ, подписанный квалифицированной электронной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Согласно пункту 3.1 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 7.0.8-2013 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (утв. приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст) подлинник документа — это первый или единственный экземпляр документа (подпункт 21). Копия документа — это экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа (подпункт 23).

Электронная копия документа — копия документа, созданная в электронной форме (подпункт 24). Заверенная копия документа — копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставлены реквизиты, обеспечивающие ее юридическую значимость (подпункт 25).

Таким образом, подлинник документа (в том числе платежного поручения) должен формироваться в единственном экземпляре либо на бумажном носителе, либо в электронном виде. Следовательно, подлинником платежного поручения, сформированного в электронном виде в системе онлайн-банк, является платежное поручение, сформированное в электронном виде, подписанное квалифицированной электронной подписью уполномоченных должностных лиц.

Распечатанный же экземпляр такого документа на бумажном носителе представляет собой копию оригинала платежного документа в электронной форме. Распечатанную копию платежного документа для целей возврата госпошлины следует заверить в банке.

Лисицкая О.С.,

эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву

Зачастую Арбитражный суд требует представить в суд подлинный экземпляр платежки об улплате госпошлины, еще и с отметкой о списании денежных средств, т.е. синей печати банка. Но в последнее время многие судьи уже этого не требуют, и им достаточно платежки исполненной банк-клиентом, т.е. черно-белая, которую я сам распечатываю. ВОПРОС: Чем руководствуется суд требуя платежку с синей печатью банка о ее исполнении? Это законно?

Ответ

Суд руководствуется тем, что факт уплаты госпошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Казначейства России (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении (). На практике отметка об исполнении представляет собой соответствующую надпись сотрудника банка (иного органа), скрепленную круглой печатью организации. Поэтому определяющее значение в данной ситуации имеет наличие отметки об исполнении платежного поручения, если самостоятельно распечатываемое платежное поручение ее содержит, этого достаточно.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Госпошлина уплачивается по месту нахождения арбитражного суда, в который подается исковое заявление в наличной или безналичной форме ().

Факт уплаты госпошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата ().

Факт уплаты госпошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Казначейства России (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении ().

На практике отметка об исполнении представляет собой соответствующую надпись сотрудника банка (иного органа), скрепленную круглой печатью организации. Отметка об исполнении может быть проставлена как на лицевой стороне платежного поручения, так и на оборотной. Однако если такой отметки на платежном поручении не будет, арбитражный суд может посчитать факт уплаты госпошлины неподтвержденным*».

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.