12.02.2024

Материально-культурная деятельность древних египтян. Древнеегипетская культура и научные знания Научные знания древних египтян


Кафедра истории России и зарубежных стран

Контрольная работа

По дисциплине «История Древнего мира»

Развитие научных знаний древних египтян

Введение

Глава I. Специфика развития научных знаний и их особые черты

1.1Точные науки

1.2Естественные науки

3Врачебное искусство

Глава II. Значение древнеегипетской науки в развитии других цивилизаций

2.1 Влияние науки на развитие цивилизации Древнего Египта

2.2 Влияние древнеегипетской науки ни развитие других цивилизаций

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Человеческая жизнь неразрывно связана с наукой. Научные открытия облегчили жизнь человечества: с развитием медицины оно избавилось от многих ранее неизлечимых заболеваний, открытия в области физики позволили ему использовать современные технологии в бытовых целях. Активно осуществляются полеты в космос, появилась возможность передавать данные со скоростью света.

Но наукой человечество интересовалось с древнейших времен. Больших успехов в этом достигли египтяне. Они научились бальзамировать тела, что привело к возникновению медицинских знаний; были обширны познания по гигиене, диететике, акушерству, стоматологии, анатомии. Египет считался родиной косметологии (что указывает на значительные познания в области химии) и учения о кожных болезнях. Они заметили изменение положения небесных светил в определенные периоды, что привело к развитию астрономии и созданию календаря. Египтяне стали применять математические знания на практике; область применения была широкой: от подсчета урожая до таких операций, как записи сложных астрономических данных. Изучалась география.

Но, отличие древних государств состоит в том, что роль религии была огромной. И древний Египет, наука которого была тесно связана с религией и суевериями, не исключение. Поэтому, наряду с вполне реальными описаниями каких-либо явлений, мы можем встретить и упоминания различных богов или сущностей, так же как и в медицинских текстах, вместе с рецептами или указаниями, встречаются тексты заклинаний.

Стоит отметить, что знания древних египтян носили прикладной характер, т.е. были тесно связаны с жизнью. Накопление знаний было вызвано практическими нуждами. Наука Древнего Египта была призвана облегчить труд; без определенного набора научных знаний было невозможно нормальное функционирование хозяйства, строительства, военное дело, управление страной.

Письменность же позволяла фиксировать эти знания и передавать следующим поколениям.

Познания древних египтян оказали существенное влияние на развитие античной и, следовательно, европейской, а в дальнейшем и современной науки.

Объектом данной работы является культура Древнего Египта. Предмет - научные знания древних египтян. Цель работы заключается в определении специфики развития этой цивилизации. Поставленные задачи - выявить причины развития научных знаний, выявить специфику развития определенных знаний и рассмотреть особые черты, выяснить роль египетской науки в развитии других цивилизаций.

Среди работ, посвященных этой проблеме, хочется отметить работу И.М. Дьяконова, в которой он рассмотрел возникновение и начальные этапы развития раннеклассовых обществ и государств в долине Нила (IV-II тысячелетия до н. э.).

М.Э. Матье в своей работе подробно описала этапы развития различных областей науки и культуры Древнего Египта, что помогло более точно определить специфику их развития.

Так же хочется выделить работы В. В. Струве, посвященные глубокому изучению стран Древнего Востока, а в частности, Египта, что позволило подробно рассмотреть историю развития Древнеегипетской цивилизации.

В книге С.В. и В.А. Карпушиных дан обзор истории мировой культуры - от древнейших времен до наших дней. На материале памятников мировой культуры прослеживается взаимосвязь и взаимовлияние различных сфер культуры в определенный исторический период. Переходящая через всю книгу тема взаимодействия культур выявляет единство мирового культурно-исторического процесса.

Глава I. Специфика развития научных знаний и их особые черты

1 Точные науки

Математических вычислений требовали определение начала, максимума и окончания подъема воды в Ниле, сроков посевов, вызревания зерна и жатвы, необходимость в измерении земельных участков, границы которых приходилось восстанавливать после каждого разлива. Древнеегипетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной деятельности. Египтяне могли вычислить площадь поля, вместимость корзины, амбара, величину кучи зерна, раздел имущества среди наследников. Математические знания должны были облегчить работу землемеров и строителей. Так же математические вычисления использовались при организации походов и экспедиций в далекие страны.

Практические задачи применялись для учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов. Цифры были изобретены одновременно с письменностью. Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной непозиционной и выработали специальные знаки - числа для 1 (вертикальная черта), 10 (знак скобы или подковы), 100 (знак закрученной веревки), 1000 (изображение стебля лотоса), 10 000 (поднятый человеческий палец), 100 000 (изображение головастика), 1 000 000 (фигурка сидящего на корточках божества с поднятыми руками). Они умели производить сложение и вычитание, умножение и деление, имели представление о дробях, в числителе которых всегда стояла 1. Для расчетов, связанных с дробями, использовались специальные таблицы. Так же умели возводить в степень и извлекать квадратные корни.

Но на некоторую примитивность египетской математики указывает способ применения четырёх простых арифметических действий. Например, при умножении и делении пользовались способом последовательных действий. Для того чтобы умножить восемь на восемь, египтянин должен был произвести четыре последовательных умножения на два; а чтобы разделить, нужно было вычислить, на сколько нужно умножить делитель, чтобы получить делимое («5x6» выглядело как (5х2)+(5х2)+(5х2)).

Древнеегипетский математик должен был уметь быстро и точно высчитать количество кирпичей, нужных для строительства, количество людей для перемещения какого либо артефакта.

Сохранился документ, в котором писец Хори высмеивает «незадачливого невежду»:

«Вот тебе дают пруд, который ты должен выкопать. И тогда ты приходишь ко мне, чтобы узнать относительно провианта для людей, и говоришь: «высчитай мне это!»… Вот, нужно построить насыпь в 730 локтей длиной и в 55 локтей шириной… Наверху она в 70 локтей, в середине - в 30 локтей… Спрашивают, сколько нужно для нее кирпичей, - все писцы собрались, и никто из них ничего не знает. Все они полагаются на тебя и говорят: «Ты - ученый писец, друг мой, так разреши это нам поскорее! Вот, твое имя известно - пусть же не случится, чтобы о тебе сказали: «есть вещи, которых ты не знаешь!» Ответь нам, сколько нужно кирпичей?

Вот, сделан новый обелиск в 110 локтей высотой и 10 локтей в основании. Рассчитай нам, сколько нужно людей, чтобы его тащить. Не заставляй посылать дважды, ибо этот памятник лежит готовый в каменоломне. Отвечай быстро!»

Египтяне знали арифметическую прогрессию. Некоторые очень элементарные знания имели в области алгебры, умея вычислять уравнения с одним неизвестным, причём неизвестное они называли словом «куча».

Очень характерны для форм египетской математики своеобразные единицы длины и письменные знаки для их обозначения. Для этого использовались некоторые части человеческого тела: палец, ладонь, ступня и локоть, между которыми египетский математик устанавливал определенные взаимоотношения.

Наглядным примером высокой степени развитости древнеегипетской математики являются пирамиды. Точность строительных промеров, весьма совершенная разметка краской углов, глубины и уровней уступов на пирамидной кладке являются лучшим подтверждением.

О высоком уровне математических знаний можно судить по содержанию двух сохранившихся папирусов: Лондонского математического папируса Ринд, дающего решение 80 сложных задач, и Московского математического папируса из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина, содержащего ответы на 25 задач.

Высокого развития достигла в Древнем Египте геометрия. Она, так же, как и математика имела большое практическое значение. Египтяне умели определять поверхность прямоугольника, треугольника, в частности равнобедренного, полушария, трапеции. Так же древнеегипетские математики могли высчитать площадь круга, принимая величину π равной 3,16, хотя понятия числа π не существовало. В московском «Математическом папирусе» сохранились решения трудных задач на вычисление объёма усечённой пирамиды и полушария. Некоторые знания в области геометрии позволяли составлять схематические карты местности и очень примитивные чертежи.

Была развита метрология. Сложилась четкая система мер. Мерой длины был «локоть», равный 52,3 см. Локоть, в свою очередь, состоял из семи «ладоней», а каждая ладонь делилась на четыре «пальца». Основной мерой площади считался «сечат», равный 100 кв. локтям. Основная мера веса - «дебен», которая была равна 91 г.

2 Естественные науки

Астрология имела в жизни Древнего Египта огромную роль. Наблюдения за звездами египетские жрецы вели, вероятно, с момента возникновения первых поселений в долине Нила.

Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба. Положение звезд определялось при помощи простого отвеса и дощечки с расщепом. Один из наблюдавших сидел лицом на север, а напротив него помощник сидел таким образом, чтобы одна звезда была видна у его плеча, другая - у локтя, а третья - над головой. Наблюдали за звездами, глядя через расщеп дощечки так, чтобы можно было провести воображаемую линию через расщепы обоих наблюдавших к Полярной звезде. Эта линия являлась меридианом местности (египетский полуденный меридиан), пользуясь которым и определяли положения звезд. Увиденное фиксировалось в специальных разграфленных папирусах - картах. Такие карты чертились для каждого часа каждой ночи в году. Таблицы положения звезд и небесных тел помогали египетским астрономам при определении пространственного положения. Жрецы-астрономы умели предсказывать солнечные затмения и исчислять их продолжительность. Но эта сторона астрономических познаний была безраздельной тайной высшего жречества.

Сельскохозяйственный годовой цикл привел к необходимости создания календаря. В Древнем Египте их было два: лунный и солнечный.

Лунный календарь использовался как религиозный и фиксировал время проведения праздников. Лунный месяц состоял из 29 или 30 дней. За начало месяца принимался первый день невидимости старой Луны. Лунный год состоял из 12, а иногда - из 13 месяцев. Решение о вставке дополнительного (13-го) месяца принималось на основании наблюдений гелиакических восходов звезды Сириус (приблизительно совпадавших с летним солнцестоянием). Вставки всегда производились так, чтобы удержать празднование восхода Сириуса в одном и том же месяце лунного года. Год, содержавший 13 месяцев, египтяне называли "большим годом".

Гражданским календарем был солнечный. Для грамотной организации годичного сельскохозяйственного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила, делать какие-то прогнозы относительно обилия паводковых вод, поэтому он полностью ориентировался на сельскохозяйственную деятельность. Это был один из первых солнечных календарей (зародился примерно за 4 тысячи лет до н.э.). Он использовался в административной и хозяйственной жизни Египта, т.к. из-за непредсказуемости вставок в лунном календаре по нему часто было невозможно указать заранее дату какого-либо будущего события. Сначала продолжительность года была установлена в 360 дней. Год делился на 12 месяцев по 30 дней, месяц - на три большие недели по 10 дней или 6 малых недель по 5 дней. В дальнейшем продолжительность года была уточнена. В конце года стали добавляться пять дополнительных дней, которые считались праздниками богов. В текстах надписей первые четыре месяца назывались "месяцами наводнения", следующие четыре - "месяцами роста", или "зерна", и последние четыре - "месяцами зноя" или "месяцами сбора урожая" (каждый месяц посвящался определенным сельскохозяйственным работам). В связи с тем, что реальный солнечный год содержит приблизительно 365.25 суток, каждые четыре года египетский Новый год наступал на сутки раньше предыдущего. Поэтому с течением столетий начало египетского года перемещалось по всем сезонам года; за эту особенность египетский гражданский календарь получил в эпоху эллинизма название "блуждающего". Но, несмотря на это фараоны при вступлении на престол приносили клятву не изменять длину года.

Подразделение года на периоды наводнения, роста и зноя указывает на то, что в период введения он представлялся египтянам сельскохозяйственным годом, который начинался с разливом Нила (предвещавшимся утренним восходом Сириуса) и содержал три сезона. Начало года совпадало с подъемом воды в Ниле, т. е. с 19 июля, днем восхода наиболее яркой звезды, - Сириуса. Сутки делили на 24 часа, но величина часа была не постоянной, а колебалась в зависимости от времени года (летом дневные часы были длинными, ночные-короткими, зимой наоборот).

Наблюдения над звездами были тесно связаны с верой в связь земных событий, судеб отдельных людей и целых народов с движением звезд. Египтяне верили, что по звездам можно заранее предвидеть будущее, жрецы составляли особые календари, где были указаны «счастливые» и «несчастливые» дни и даже части дня. В «несчастливые» дни запрещалось начинать какое-либо дело, или даже выходить из дома, т.к. «человеку грозило несчастье».

Химия в Древнем Египте была исключительно прикладная. Основной задачей было получение веществ с необходимыми свойствами.

Она применялась в стекловарении. Фаянсовые украшения, бусы из цветного стекла - важнейшая отрасль ювелирного искусства древних египтян. Богатая цветовая гамма украшений демонстрирует умение египетских стекловаров использовать разнообразные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья. Были изобретены цветные пасты, которыми покрывали крупный бисер или делали его из цветных смальт.

Другой аспект применения химических знаний - кожевенное и ткацкое дело. Дубить кожу египтяне научились в глубочайшей древности и применяли в этих целях природный танин, которым богаты семена акации, произрастающей в Египте. Разнообразные природные красители использовались и при выделке тканей - льняных и шерстяных. Основные цвета - синий, для получения которого применялась краска индиго, и желтый.

Главная область приложения химических познаний - бальзамирование покойных в рамках культа мертвых. Необходимость сохранения тела в порядке в течение вечной загробной жизни требовала создания надежных бальзамировочных составов, не допускавших гниения и разложения тканей. В Древнем Египте были мастера-бальзамировщики, которые знали три способа бальзамировки тел.

Рассмотрим один из них: этим способом бальзамировали тела фараонов. Сначала из тела усопшего извлекали мозг, а то, что не удавалось извлечь, выводили путем впрыскивания растворяющих растворов. Затем из полости тела удалялись все внутренние органы, кроме сердца. Удаленные органы хранились в канопах - специальных сосудах. Полость тела промывалась пальмовым вином, мастера-бальзамировщики вновь прочищали ее растертыми благовониями. После полость тела наполняли чистой растертой миррой, кассией и другими благовониями и зашивали. Затем тело клали в натровый щелок на 70 дней. Насыщенность мумий бальзамами была порой настолько высока, что ткани с течением веков обугливались. По истечении этого срока тело обмывали, высушивали особым образом и обвязывали пеленами из полотна виссона и скрепляли повязки камедью (аналог клея).

Из этого следует, что древние египтяне довольно хорошо знали свойства тех или иных веществ, что позволяло успешно сохранять тела и изделия до наших дней. Так же благодаря препарации тела мастера-бальзамировщики знали, как устроено тело, т.е. обладали большими познаниями в области анатомии.

Но, нужно отметить, что химия считалась божественной наукой, и ее секреты тщательно оберегались жрецами.

3 Врачебное искусство

Благодаря культу мертвых, а в частности, мумификации, древние египтяне получили обширные знания о внутренним строением человеческого тела. Была характерна дробная специализация врачей, каждый врач лечил только одну болезнь. Лучшие доктора становились придворными медиками фараона и его семьи. Сначала врач определял симптомы болезни, а затем производил обследования и анализы, подробно записывая данные своих наблюдений и обследований. Были выделены и рекомендованы методы лечения около сотни различных болезней. Довольно точное описание некоторых болезней, их симптомов и явлений позволяет судить о наличии некоторых знаний у египтян в области диагностики.

Древнеегипетские врачи знали, что сердце обеспечивает циркуляцию крови в организме и, согласно учению, является главным органом, от которого сосуды расходятся ко всем членам тела. Располагали сведениями о нервной системе и о последствиях травм головного мозга (например, что травма правой стороны черепа вызывает паралич левой стороны тела, и наоборот).

Область применения медицинских знаний была широкой. Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и т. д., а так же различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Умели ставить точный диагноз.

Высоко была развита хирургия. Хирурги отваживались на довольно сложные операции на черепе, носе, подбородке, ушах, губах, горле, гортани, ключицах, плечах, грудной клетке и позвоночнике. Использовались хирургические инструменты, изготовленные из бронзы, которые прокаливались на огне перед операцией и соблюдались в максимальной чистоте, так же, как и больной, и все, что его окружало.

Имелись обширные познания в области гинекологии. Описывались ранние и поздние роды, а также указывались средства «распознать женщину, которая может родить, от той, которая не может».

Так же существовали учения по гигиене, диететике, акушерству и другим областям.

Специфической чертой египетской медицины является разделение болезней на три категории: 1) Болезнь, которую врач может вылечить; 2) Болезнь, с которой врач будет бороться (заболевание, исход которого не ясен.); 3) Неизлечимая болезнь. От врача требовалось сразу назвать диагноз.

Пример такого лечения: «Если ты обследуешь человека, имеющего рану в его надбровии, доходящую до кости, - ты должен ощупать его рану и стянуть затем ее края стежком.

Ты должен сказать о нем: «имеющий рану в его брови, - болезнь, которую я вылечу».

После того как ты зашьешь его рану ты должен забинтовать на ней свежее мясо. Если ты найдешь, что швы раны ослабли, ты должен стянуть ее двумя полосками полотна, и ты должен смазывать ее жиром и медом каждый день, пока она не залечится».

Древнейшей и важнейшей отраслью медицины в Древнем Египте была фармакология. Врачи знали травы и их лекарственные свойства, поэтому снадобья изготовлялись из растительных и животных ингредиентов. В качестве лекарственных средств применялись различные растения (лук, чеснок, лотос, лен, мак, финики, виноград), из которых извлекались различные соки и масла путём выпаривания, настаивания, выжимания, сбраживания, процеживания, минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко), морфий. Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве.

В Древнем Египте зародилась косметология. Там был создан первый справочник по косметике, составленный царицей Клеопатрой. Косметические средства применялись как в лечебных, так и в декоративных целях, проводились различные процедуры, направленные на удаление нежелательных волос, было популярным окрашивание волос и ногтей. Было известно и применялось мыло. А когда его не было, использовали соду и золу. Женщины в Древнем Египте не только умело красились, но и изготовляли краски, пудры, румяна и белила.

В Древнем Египте существовал обряд очищения вернувшихся со сражений полководцев. Несколько дней и ночей в уединении храма жрецы восстанавливали физическое и психическое здоровье военачальников при помощи грязей, глины, растительных бальзамов, массажных масел, фруктово-овощных смесей, кислого молока, молодого пива и водяных ванн, чередуя контрастные состояния активности и расслабления.

Техникой изготовления косметики владели жрецы. Они использовали многочисленные растения, масла и другие природные вещества. Специалист по косметологии имел право прикасаться к телу Фараона, что было невозможно для других близких приближённых и вельмож Египта.

В медицине, как ни в одной другой области науки, сказывалось огромное влияние религии. Изначально врачи были жрецами, каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались в храм, где им рекомендовали подходящего врача. Оплата за лечение выплачивался храму, который содержал врача. Все без исключения медицинские рецепты сопровождались соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. Например, отмеривая в особом сосуде точную дозу лекарства для больного, врач должен был говорить:

«Этот измерительный сосуд, в котором я отмеряю лекарство, - это измерительный сосуд, в котором Гор измерил свой глаз. Он был измерен правильно, и были найдены жизнь, здравие и благополучие.

Измерение этого лекарства в измерительном сосуде, - чтобы прогнать им всякую болезнь, которая в этом теле».

Лишь в период Нового царства, медицинские трактаты вышли из стен писцовых школ. Медицина в значительной степени секуляризовалась.

Но религия по-прежнему играла важную роль в лечении заболеваний. При лечении всегда читались молитвы, и чем серьезнее была болезнь, тем, вероятно, важнее было их произнесение. Египтяне верили, что больного может исцелить чудо. Если же чуда не случалось, больному будет послан вещий сон, на котором врач сможет основать дальнейшее его лечение. В некоторых случаях больным разрешалось провести ночь в храмовом помещении рядом со святилищем.

Древнеегипетские врачи пользовались таким высоким авторитетом на Среднем Востоке, что иногда отправлялись в соседние страны по приглашению их владык.

Достижения древнеегипетской медицины были широко заимствованы другими народами, например, авторами медицинских трактатов античного мира.

Некоторые средства и способы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине.

Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м).

Из общественных наук наиболее важным были достижения в области исторических знаний: сохранились записи последовательности царствований и главнейших событий.

Развитие научных знаний было вызвано исключительно практическими целями. Благодаря развитию хозяйства, экономические и культурные связи с соседними народами, наблюдения над природой привели к постепенному накоплению знаний, которые носили в значительной степени прикладной характер.

Глава II. Значение древнеегипетской науки в развитии других цивилизаций

1 Влияние науки на развитие цивилизации Древнего Египта

древнеегипетский наука знание

Египет - государство, находящееся на плодородном участке почвы в долине и дельте реки Нил. Благодаря сезонным разливам Нила, здесь сложилась хорошо развитая ирригационная система, требовавшая усилий огромной массы людей. Без накопления знаний была невозможна организация сельского хозяйства и жизни государства.

С развитием научных знаний в древнеегипетском языке появилось словосочетание «рех хету» (знающий вещи) для обозначения «ученого, образованного» человека. Такие люди были необходимы для жизни государства: в сельском хозяйстве - определяли время разливов Нила, вели счет урожая; при дворе фараона - штат чиновников, в основном писцов, которые вели записи; на стройке - высчитывали размер строения и количество людей, требуемых для его перемещения.

Но «знающими» в Древнем Египте были не только писцы и ученые, но и вельможи и знатные женщины, которые были изображены принимающими ведомости от управляющих. Грамотность была так же распространена и вне правящих кругов. Об этом свидетельствуют письменные указания строителям, наспех изображенные на камнях тогдашних построек.

Накопленные знания передавались будущему поколению в специальных школах. Это были по большей части либо придворные школы писцов, в которых учились дети аристократов-рабовладельцев, либо особые школы, находившиеся при центральных ведомствах, в которых готовились писцы-чиновники для определенного ведомства, например для царской сокровищницы. В этих школах царила строгая дисциплина, которая поддерживалась применением телесных наказаний и внушалась особыми «Поучениями». Так же, существовали специальные словники, собрания терминов в которых группировались по темам: небо, вода, земля, растения, животные, люди, профессии, должности, чужеземные племена и народы, пищевые продукты, напитки; а так же пособия, по которым египетские писцы учились аккадскому языку.

Обучение начиналось с пятилетнего возраста и длилось 12 лет; школьники знатных родителей в это время получали чины и звания. Занятия начинались с раннего утра и продолжались до позднего вечера. Учеников учили главным образом трудной и сложной грамоте, заставляя их списывать с особых прописей ежедневно около трёх страниц. Ученик должен был твердо усвоить не только систему правописания, но и сложную каллиграфию и стилистику. Существовали высшие писцовые школы, носившие название «пер анх» - дом жизни. В школе ученик должен был научиться сначала бегло читать, грамотно и красиво писать, затем, составлять различные деловые документы, письма, прошения, судебные протоколы. Он учился выбирать правильные обороты речи, правильно и образно выражать свои мысли. Молодые люди, готовившиеся стать послами изучали иностранные языки (например, вавилонский). В школе учили математики географии, причем, школьник должен был уметь начертить тот или иной план местности; в особых школах учили астрономии и медицине.

Таким образом, существовал определенный канон знаний, необходимых для образованного писца, и к концу обучения молодые люди уже занимали какую-либо должность.

Благодаря развитию научных знаний, Древний Египет стал первой мировой державой с богатым историческим прошлым, исчисляемым почти в 3 тыс. лет.

2.2 Влияние древнеегипетской науки на развитие других цивилизаций

Культурное наследие Египта оказало влияние не только на древнее Средиземноморье. Оно явилось «источником, из которого греки, римляне, а затем и арабы» черпали знания в различных областях науки. Влияние древнеегипетской науки достаточно заметно в области научных терминов. Египетские слова для самых разнообразных понятий через греческий, латинский, древнееврейский, арабский языки были восприняты романскими, германскими и славянскими языками и имеют широкое хождение до сих пор. Например, слово «химия» (от коптского слова «хими») - «Египет». Египетские врачи славились своим искусством на всю Переднюю Азию.

Египтяне передали народам Средиземноморья технику изготовления бумаги из папируса (Палестина и Финикия). Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной, и, следовательно, европейской науки. Великие мыслители древности - Фалес, Солон, Платон, Анаксимандр, Демокрит, Пифагор, Архимед - бывали в Египте и учились у египетских жрецов, которые и были учеными. Греческий и римский мир заимствовал у египтян не только элементы математики, астрономии и медицины, а также и ряд воззрений и приемов египтян в других сферах умственной и духовной жизни.

Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями. Древнеегипетская астрономия положила начало известной теории, которая послужившая основанием для будущего времени, о концентрических сферах, в которых звезды вращаются вокруг Земли, как вокруг центра. Учениками Египта греки являются, главным образом, в математике и астрономии. Например, теорему вроде теоремы о пропорциональности и ее применении Фалес заимствовал у них. Достижения медицины использовались авторами трактатов античного мира. Приемы греческого врача при исследовании страдающего смещением челюсти похожи на приемы египетского врача, которые были описаны в хирургическом папирусе Эдвина Смита. Нельзя не упомянуть о ряде египетских заимствований в греческой фармакопее. Египетская рецептура проникла даже в средневековую арабскую и европейскую народную медицину.

В эпоху эллинизма здесь был создан своеобразный центр науки, культуры и искусства. В этом центре работал ученый Эратосфен, который впервые измерил дугу меридиана. Здесь же Птолемей составил астрономические таблицы, которые позволили с высокой для того времени точностью определять движение планет.

Коптский язык (многие слова которого сохранились со времен фараонов, и в алфавите которого присутствуют семь демотических знаков) можно с полным правом назвать наследником древнеегипетского.

Заключение

В течение всей более чем четырехтысячелетней истории народы Древнего Египта создали высокую и многогранную культуру, имевшую большое значение для человечества. Благодаря географической изолированности, Египетская цивилизация формировалась как самобытное историческое явление. Потребности производства, социально-экономического и культурного развития привели к накоплению реальности знаний - математических, астрономических, биологических, медицинских. Достижения в области науки стали одной из важных причин в совершенствовании социально-экономических отношений и государства.

Господство религиозной идеологии не смогло полностью подавить стремление человека объективно познавать окружающую его природу. В связи с этим появляется представление о «знании» как таковом, высокой ценности «знания», выделяющего «знающего» человека над всеми остальными людьми.

Наука в Древнем Египте начала развиваться благодаря особым природным условиям и географической изолированности, которая исключала заимствование Египтом достижений соседних цивилизаций. Египтянам не у кого было учиться, они первыми познавали мир.

Наука ориентировалась на борьбу с природой и облегчение жизни населения. Специфическими чертами можно считать ее прикладной характер и тесную связь с религией. Математика использовалась для расчетов, связанных с насущными проблемами, а медицина была тесно связана с культом мертвых. Научно-естественные представления древних египтян не только успешно обслуживали древнеегипетское общество, но и оказали положительное влияние на развитие наук у европейских народов.

Список использованной литературы и источники

1.Авдиев В. История Древнего мира.

2.Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчёк Н.М. и др. Всемирная история. - Мн.: Литература, 1996.

.Лапис И.А. В глубь веков. - Ленинград, 1961.

.Лапис И.А. История древнего мира. Под ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенципкой. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Наука: Главная редакция восточной литературы издательства, 1989.

.Матье М.Э. Древний Восток. - Москва, 1953. Под редакцией Акад. В.В. Струве.

Бог Тот - древнеегипетский бог мудрости и знаний


Наука на Востоке, с древних времен оставалась областью применения знаний для решения лишь практических проблем, связанных с экономикой и техникой, с одной стороны, и административной деятельностью - с другой. Восточная наука принципиально отличалась от европейской и, с точки зрения последней, таковой вообще не являлась. Она носила, в основном, религиозно-нравственный характер, была связана с чувственным опытом человека и не нуждалась в эксперименте. Ее основная проблематика лежала в гуманитарной сфере и тесно смыкалась с религиозной идеологией, философской «мудростью», сферой эзотерического знания.

Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней опосредованно - в пересказах греческих историков и философов, заставших культуру Древнего Египта уже в поздний период, на стадии медленного угасания. Эти сведе-ния зачастую были неполными, покрытыми заве-сой тайны, как и почти все, что касалось Египта в греко-римскую эпоху. Bo многом эта таинствен-ность связана с тем, что хранителями научной традиции были жрецы, а наука тесно переплета-лась с религией. Многие знания, особенно имевшие некий сак-ральный смысл, тщательно оберегались и были доступны лишь избранным. Скудные египетские письменные источники свидетельствуют как раз о чрезвычайно сильной устной традиции — научные тексты крайне скудны, а те, что сохранились до сегодняшнего дня, зачастую почти не поддаются расшифровке, смысл их темен и, скорее всего, за-шифрован. Тем не менее, оценивая культуру Древнего Египта, можно убедиться, что египтяне сделали немало открытий во многих основопола-гающих областях науки. Система ирригации и пирамиды — свидетельство высокоразвитой инже-нерии и геометрии, искусство бальзамирования — доказательство практических достижений древне-египетских химиков и медиков.


Часть папируса Ахмеса с задачами


Математика

В области научных познаний набольшее развитие в Др. Египте получила математика как прикладная наука. Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого и началось развитие математики. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемов потребовало исчисление квадратного корня. Можно сделать вывод, что египетская математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной деятельности египтян. Египтяне пользовались десятеричной непозиционной системой счета, в которой употребляли специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 - до 1 миллиона. Оперировали простыми дробями только с числителем 1.

Египетские цифры были изобретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письменностью. Они довольно просты. Маленькие вертикальные черточки использовали для записи чисел от единицы до девяти. Знак, напоминающий скобку или подкову, применяли для обозначения 10. Изображение закругленной веревки служило для записи понятия 100. Стебель цветка лотоса обозначал 1000. Поднятый вверх человеческий палец соответствовал 10 000. Изображение головастика было символом 100 000. Фигура сидящего на корточках божества с поднятыми руками обозначала 1 000 000. Таким образом, египтяне применяли десятичную систему исчисления, при которой десять знаков низшего ряда можно было заменить одним знаком последующей ступени.


Египтяне умели умножать и делить, однако эти действия производились довольно трудоемким спо-собом. Деление было «умножением наоборот». Чтобы разделить одно число на другое, нужно было вычислить, на сколько нужно умножить де-литель, чтобы получить делимое. Умножение, ко-торым пользовались египетские математики, носи-ло последовательный характер. Так, действие «5x6» выглядело как (5х2)+(5х2)+(5х2).

При том, что определение площади фигур раз-личной конфигурации было привычной задачей для геометров, египтяне не имели в своем арсена-ле числа «пи», введенного много позднее лишь гре-ческими математиками.

Математика имела не только практическое, но и художественное применение. Некоторые из египет-ских росписей сохранили следы подготовительной работы. Тонкие линии нанесенной под рисунок сетки показали, что художник расчерчивал плос-кость на квадраты и в эти квадраты вписывал по частям фигуры. Такая методика свидетельствует, помимо остроумия технического решения и мате-матической продуманности композиции, о том, что египтяне неплохо изучили пропорции и активно пользовались ими в живописи.


Иероглифическая запись числа 35736


Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры - умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В «Московском математическом папирусе» имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды и полушария. Объем цилиндра исчисляли, умножая площадь его основания на высоту. Эта операция, связанная с цилиндрической формой меры для зерна, использовалась для учета зерна в государственных хранилищах. Египтяне периода Среднего царства используют уже число «Пи», принимая его равным 3,16, и в целом погрешности при вычислении площадей сферических поверхностей не выходят из пределов допустимых.

Видимо, уже в эпоху Древнего царства («Периодизация истории династического Египта от от полулегендарного царя Менеса до Александра Македонского, примерно с 30 в. до н.э. вплоть до конца IV в. до н.э., тесно связана с манефоновской традицией. Манефон, жрец, живший в Египте вскоре после похода А. Македонского, написал на греческом языке двухтомную «Историю Египта». К сожалению, сохранились только выдержки из его сочинений, самые ранние из которых встречаются в трудах историков I в. н.э.. Но и то, что дошло до нас, часто в искаженном виде, чрезвычайно важно, т.к. это отрывки из книги человека, описавшего историю своей страны, основываясь на хорошо доступных египетских документах. Манефон делил всюисторию династического Египта на три больших периода - Древний, Средний и Новое царства; каждое из названных царств делится на династии, по десять на каждое царство, - всего 30 династий») устанавливается и система мер длины, принятая в Египте во все время существования Египетского царства. Эта система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерений был локоть (равный 52,3 см.) - величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Семь ладоней шиной в 4 пальца каждая равнялись одному локтю. В локте также были деления (равные ширине одного пальца), которые, в свою очередь, состояли из более мелких частей. Основной мерой площади считался «сечат», равный 100кв. локтям. Основная мера веса «дебен» соответствовала примерно 91 г..

Сохранившиеся математические тексты Др. Египта (1-ая пол. 2-го тыс. до н.э.) состоят по преимуществу из примеров на решение задач и, в лучшем случае, рецептов для их решения, которые иногда удается понять, лишь анализируя числовые примеры, данные в текстах. Следует говорить именно о рецептах для решения отдельных типов задач, т.к. математическая теория в смысле доказательств общих теорем видимо вовсе не существовало. Об этом свидетельствует, например, то, что точные решения употреблялись без весомого отличия от приближенных. Тем не менее, сам запас установленных математических фактов был, в соответствии с высокой строительной техникой, сложностью земельных отношений, потребностью, а точном календаре и т.п., довольно велик.


Выработка железа в Древнем Египте


Химия

Химия в Древнем Египте — наука исклю-чительно прикладная, причем имевшая отчасти сакральный характер. Главная область приложения химических познаний — бальзамирование покойников в рамках культа мертвых. Необходимость со-хранения тела в порядке в течение вечной загроб-ной жизни требовала создания надежных бальза-мировочных составов, не допускавших гниения и разложения тканей.

Химия древних египтян-бальзамировщиков - это всевозможные смолы и соляные растворы, в которых тело сперва вымачивалось, а потом пропи-тывалось ими насквозь. Насыщенность мумий бальзамами была порой настолько высока, что тка-ни с течением веков обугливались. Так, в частно-сти, произошло с мумией фараона Тутанхамона - жирная кислота, содержавшаяся в ароматических маслах и бальзамах, вызвала полное обугливание тканей, так что облик фараона сохранил лишь зна-менитый гроб из чистого золота.


Древнегипетские горшечники


Другой аспект применения химических знаний - стекловарение. Фаянсовые украшения, бусы из цветного стекла — важнейшая отрасль ювелирного искусства древних египтян. Богатая цветовая гамма украшений, попавших в руки археологов, убедитель-но демонстрирует умение египетских стекловаров использовать разнообразные минеральные и органические добавки для окрашивания сырья.

То же самое можно сказать и о кожевенном деле, и о ткацком. Дубить кожу египтяне научи-лись в глубочайшей древности и применяли в этих целях природный танин, которым богаты семена акации, произрастающей в Египте. Разнообразные природные красители использовались и при выдел-ке тканей — льняных и шерстяных. Основные цвета — синий, для получения которого применялась краска индиго, и желтый. Богатейшей цветовой палитрой пользовались египетские художники: росписи времен Древнего, Среднего и Нового царств, сохранившиеся до ва-шего времени в сухом воздухе погребальных камер. Ничуть не утратили своего многоцветья, что как нельзя лучше характеризует качество красителей, применявшихся египтянами.


Медицина

Обширные медицинские познания египтяне полу-чили из практики бальзамирования трупов, которая привела к зна-комству с внутренним строением человеческого тела. В эпоху Древ-него царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наимено-ванию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два — большой медицинский папирус Эберса и хи-рургический папирус Эдвина Смита.

Папирус Эберса был обнаружен в одной из фиванских гроб-ниц в 1872 г. и датирован периодом правления фараона Аменхоте-па I (XVI в. до н. э.). На этом папирусе записаны более сорока текстов по медицине. В нем содержится множество рецептов и предписаний для лечения различных болезней, даются советы, как спастись от укусов насекомых и животных; в разделе косметики содержатся указания о том, как избавиться от морщин, удалить родинки, усилить рост волос и т. п. Все без исключения медицин-ские рецепты сопровождаются соответствующими магическими заклинаниями и заговорами для каждого конкретного случая. В качестве лекарственных средств упоминаются различные растения (лук, чеснок, лотос, лен, мак, финики, виноград), минеральные вещества (сурьма, сода, сера, глина, свинец, селитра), вещества органического происхождения (обработанные органы животных, кровь, молоко). Лекарства приготовлялись обычно в виде настоев на молоке, меде, пиве.

Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и т. д.

В папирусе Эдвина Смита перечисляются различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египет-ские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирурги-ческие инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свой-ства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполняли магией и колдовством, которые тоже нередко оказывались полезными (по крайней мере, психологически). Некоторые средства и способы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине.

Египетских докторов учили, прежде всего, определять симптомы болезни, а затем производить обследования и анализы. Их инструктировали подробно записывать данные своих наблюдений и обследований. Есть сведения о том, что египетские врачи должны были после обследования сказать, могут они вылечить больного или нет. Иногда они делали хирургические операции. Хирурги прокаливали свои инструменты на огне перед операцией и старались соблюдать в максимальной чистоте больного и все, что его окружает.

Древнеегипетские врачи пользовались таким высоким авторитетом на Среднем Востоке, что иногда отправлялись в соседние страны по приглашению их владык. Одна из настенных росписей в гробнице эпохи Нового царства показывает чужеземного царевича, приехавшего в Египет со всей своей семьей, чтобы проконсультироваться с египетским врачом. Врачи проходили обучение у своих старших и опытных коллег, живя какое-то время в их семьях. По всей видимости, в Египте существовали и медицинские школы. Так, есть свидетельство о существовании специальной школы для акушерок. Лучшие доктора становились придворными медиками фараона и его семьи.

Древнеегипетские врачи хорошо разбирались в том, как устроено человеческое тело. Они располагали сведениями о нервной системе и о последствиях травм головного мозга. Они знали, например, что травма правой стороны черепа вызывает паралич левой стороны тела, и наоборот. Хотя они не совсем понимали систему кровообращения. Они знали только, что сердце обеспечивает циркуляцию крови в организме. Пульс они называли «передающим сообщения сердца».

Заболевшему египтянину незачем было знать, чем именно он болен. Гораздо сильнее его интере-совало, сможет ли врач его исцелить. Такой под-ход к делу врача нашел отражение в рекомендаци-ях: «Скажи ему (т.е. больному) только: "С этой бо-лезнью я справлюсь", или "С этой болезнью я, возможно, справлюсь", или "С этой болезнью я не справлюсь", но скажи ему это сразу».

Разумеется, древнейшей и важнейшей отраслью медицины в Древнем Египте была фармакология. До наших дней дошло немало различных рецептов снадобий, изготовлявшихся из растительных и жи-вотных ингредиентов. В этой сфере наука и точное знание особенно тесно взаимодействовали с маги-ческими ритуалами, без которых вообще не мысли-лась древнеегипетская медицина, как и медицина любой другой древней цивилизации. Следует отметить здесь же, что врачи изначаль-но принадлежали к сословию жрецов. Лишь в до-вольно поздний период, не ранее Нового царства, медицинские трактаты выходят из стен писцовых школ, учреждений светских. Вероятно, вследствие упадка влияния храмов, наступившего по оконча-нии Нового царства, медицина в значительной сте-пени секуляризовалась. Но религия по-прежнему играла важную роль в лечении заболеваний, особенно если речь шла о психологических проблемах. При лечении всегда читались молитвы, и чем серьезнее была болезнь, тем, вероятно, важнее было их произнесение. Люди часто обращались в храмы этих богов, чтобы излечиться. При храмах жили доктора, которые были одновременно и жрецами. В некоторых случаях больным разрешалось провести ночь в храмовом помещении рядом со святилищем. Египтяне верили, что больного может исцелить чудо. Если же чуда не произойдет, в этом случае больному будет послан вещий сон, на котором врач сможет основать дальнейшее его лечение.


Астрономия

С глубокой древности основным ис-точником накопления научных знаний в Древнем Египте была хозяйственная деятельность. Для гра-мотной организации годичного сельскохозяйствен-ного цикла необходимо было уметь определять приход очередного времени года, предугадывать разлив Нила, делать какие-то прогнозы относи-тельно обилия паводковых вод. Наблюде-ния за звездами египетские жрецы вели, вероятно, с момента возникновения первых поселений в до-лине Нила. За века они накопили значительное количество астрономических данных, позволявших делать достаточно точные метеорологические про-гнозы — вероятно, как долговременные, так и краткосрочные. Помимо чисто прикладной стороны наблюдения за небом носили и отчасти теоретический характер. Так, известно, что еще астрономы Среднего цар-ства составляли карты звездного неба, видимого в Египте. Такие карты сохранились в росписях на потолке некоторых древнеегипетских храмов. По-мимо Сета—Сириуса, важнейшей звезды для древ-них египтян, на этих картах присутствует Гор — Венера, Вечерняя звезда. Видимо, именно от древнеегипетс-ких жрецов пошла традиция изображать на картах звездного неба созвездия в виде символических фигур. Внимательное наблюдение за небом позволило египетским жрецам довольно быстро научиться определять разницу между звездами и планетами. Таблицы положения звезд и небесных тел помога-ли египетским астрономам при определении про-странственного положения. Умели жрецы-астрономы, и предсказывать солнечные затмения, даже ис-числять их продолжительность. Однако эта сторо-на астрономических познаний была безраздельной тайной высшего жречества. Сельскохозяйственный годовой цикл привел к необходимости создания календаря. Древнееги-петский солнечный календарь — поистине ше-девр точности древних астрономов. По большо-му счету именно этот календарь лег в основу тех календарей, которыми человечество пользуется и сегодня. Год начинался в апреле — в тот день, когда на рассветном небе восходил Сириус, звезда, которую древнейшие обитатели долины Нила называли Се-том. Предрассветный восход Сета—Сириуса пред-вещал долгожданный подъем воды в Ниле и нача-ло нового жизненного цикла. Египетский год длился 365 дней. Цикл разлива Нила диктовал де-ление на три времени года — паводок, высыхание вод и ила на полях и засуха. В каждом из сезонов было по четыре месяца, и каждый месяц посвя-щался определенным сельскохозяйственным рабо-там. Месяцы были равными, по тридцать дней, и делились на три декады. Последние пять дней до-бавлялись в конце года, чтобы соотнести его с сол-нечным циклом. Недостаток этого календаря заключался лишь в том, что год календарный и год солнечный не со-впадали полностью. Древние египтяне не знали о високосном годе, поэтому с течением времени на-капливались довольно значительные расхождения между солнечным и календарным годом — один день в четыре года, почти месяц за столетие.

Египетский день состоял из 24 часов, и для из-мерения времени существовали два вида часов — солнечные и водяные. Кроме того, в ночное вре-мя суток время можно было определить и по по-ложению звезд, пользуясь теми же астрономичес-кими таблицами.

Второй древнеегипетский календарь был основан на фазах Луны. Так как лунный месяц состоит из 29,5 дней, в этот календарь постоянно необходимо вносить поправки. Однако им продолжали пользоваться для вычисления дат некоторых религиозных церемоний. Первый календарь, предусматривающий деление года на 365 дней, был введен еще в эпоху Древнего царства, возможно царем Имхотепом. Так как в году насчитывается 365,25 дня, то этот календарь стал постепенно отставать от даты наступления нового года, рассчитываемой по положению Сопдета. После посещения Египта Юлий Цезарь приказал ввести его по всей Римской империи. Вариант этого календаря, известный под названием юлианского, использовался в Европе до тех пор, пока в XVI в. не был создан грегорианский календарь — тот самый, которым мы пользуемся и сегодня.


Послесловие

Потребности производства, социально-экономического и собственно культурного развития привели к накоплению реальности знаний - математических, астрономических, биологических, медицинских. Письменность же позволила их фиксировать и передавать следующим поколениям.

Наука есть постижение мира, в котором мы живем. Соответственно этому науку принято определять как высокоорганизованную и высокоспециализированную деятельность по производству объективных знаний о мире, включающем и самого человека. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека.

Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной, и следовательно, европейской науки. Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.

Зарождение научных знаний в Египте и других древнейших государствах не привело к появлению науки в собственном смысле слова; можно говорить только о ее элементах, которые пользовались главным образом в практических, утилитарных целях. Кроме того, египетская «наука» очень тесно связана с мифологией, религией и магией.

Литература
Большая Советская Энциклопедия (том 9 и 15). А. М. Прохоров. - М.:Советская энциклопедия, 1972.
Всемирная история. М.А. Ксенова, С. Исмаилов. - М.: Аванта+, 1993.
Всемирная история. Бронзовый век. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич. - М.:АСТ, 2002.
История Востока. Том 1: Восток в древности. Р. Б. Рыбаков. - М.:Восточная литература, 1999.
История мировой культуры. С. Карпушина, В. Карпушин. - М.:NOTA BENE, 1998.
Мировая культура: Шумерское царство. Вавилон и Ассирия. Древний Египет. А. Зайцев, В. Лаптаев, А. Порьяз. -М.: Олма-Пресс, 2000.

Но и немало произведений научного характера.

Из наук особенно развита была в Египте математика. Правда, числовая система египетских математиков была довольно громоздкой. Никаких попыток придать цифрам позиционное значение не делалось.

Черточка у египтян всегда означала единицу, дужка – всегда десяток, вьющаяся веревка – сотню, цветок лотоса – тысячу. Чтобы написать, например, девять тысяч, требовалось девять раз подряд начертить цветок лотоса.

Древнеегипетский писец Маа-ни-амон. Эрмитаж

Несмотря на все эти трудности и недостатки, древнеегипетские писцы ухитрялись решать сложные задачи. В геометрии уже вычислялась площадь усеченной пирамиды и отношение окружности к диаметру (последнее с ошибкой всего на две сотых).

Египетская астрономия также достигла больших успехов. Египтяне наблюдали время появления Сириуса на небе, предвещавшее разлив Нила (конечно, это совпадение было случайным). Древнеегипетский календарь был солнечным. Год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а месяц – на три декады. Лишние пять дней считались праздничными и не включались ни в один месяц.

Дошли до нас и медицинские египетские папирусы. Многое в их рецептах кажется теперь наивным. Употребляются такие лекарства, как толченое копыто осла или «молоко женщины, родившей мальчика». Однако некоторые научные наблюдения точно выявили благотворное (или вредное) действие тех или иных трав. Делались и теоретические обобщения. Уже имелось представление о законе кровообращения. Что касается хирургии, то особенно славились египетские глазные врачи, которых в VI в. до н. э. привлекали даже ко двору персидских царей .

Имелись в Древнем Египте и зачатки географической науки, где наблюдалось стремление к известной систематике. Землю представляли себе в виде прямоугольника с приподнятыми краями (горами) и обтекаемого со всех сторон океаном («Великим кругом»). Передней стороной у египтян считался Юг, откуда течет Нил, задней стороной – Север (острова Средиземного и Эгейского морей), правой стороной – Запад (где предполагалось обиталище душ умерших), а левой стороной – Восток («Страна бога», т. е. Ра). Все это свидетельствует о тесной связи зачатков научных знаний с религиозным , мифологическим восприятием мира.

Народы, по представлениям древних египтян, делились по цвету кожи и языкам, а также на обитателей долины Нила, жизнь которых зависит от благодетельной реки, и всех остальных, которые используют воду, падающую с небес (атмосферные осадки).

Сохранились географические карты Древнего Египта (например, детальная карта района золотых рудников в Аравийской пустыне). До нас дошла древнейшая в мире летопись, охватывающая свыше пяти веков. Однако широких исторических обобщений в египетской науке не делалось, и перемены в жизни государства объяснялись волей богов и моральными качествами людей.

В период Древнего царства образование централизованного раннерабовладельческого государства и развитие ремесел (деревообделочного, металлургического, камнеобделочного, гончарного и др.) способствовали накоплению первых естественно-научных знаний. В большой мере этому способствовало развитие искусственного орошения, ирригации, которое было первым условием развития земледелия в Египте. Несмотря на безраздельное господство религии, египтяне достигли значительного уровня развития астрономических и математических знаний. Накопление астрономических знаний еще в 4 тыс. до н.э. дало возможность создать календарь. Наблюдение над разливами Нила сопровождались наблюдением за движением небесных светил. Было отмечено, что ранний утренний восход звезды Сириус совпадает с началом подъема воды в Ниле, что промежуток между этими восходами Сириуса равен 365 дням. Это определило длину года, который делился египтянами на 12 месяцев по 30 дней в каждом, а в конце каждого года, перед началом следующего, прибавлялось 5 дней Введение в культурологию под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995 г..

О математических знаниях египтян можно судить по сохранившимся математическим папирусам конца Среднего царства. Система счета в Египте была десятичная, однако запись чисел производилась более усложненным путем, то есть у египтян не было знака для нуля. Египтяне знали 4 арифметических действия. Сложение и вычитание производили обычным способом. Для умножения двух чисел одно из них представляли в виде суммы чисел ряда 1,2,4,8,16 и т.д., затем, пользуясь таблицами, находили произведение другого числа на числа этого ряда и таким образом сводили умножение данных двух чисел к сложению этих произведений. При делении старались найти число, па которое надо умножить, чтобы получить делимое. Египтяне знали арифметическую прогрессию и, возможно, геометрическую. Дробные числа выражались в виде дробей с единицей в числителе. Так, в папирусе Ринда, который составлен писцом Ахмесом (около 2000 до н. э), 2/5 изображаются посредством 1/3 и 1/15, поставленных рядом без знака сложения. Исключением были 2/3 и редко встречавшееся 3/4. C дробями также производились все арифметические действия.

Расцвет математических знаний

Период Среднего царства, когда Египет переживал экономический подъем, что сказалось на росте всей культуры. В математических папирусах видны начатки алгебры - решение уравнений с двумя неизвестными, причем для обозначения неизвестного египтяне пользовались термином “аха” (буквально “куча”). Значительными были достижения в области геометрии, теснейшим образом связанной с земледелием и строительными работами. Египтяне умели вычислять площади геометрических фигур: прямоугольника, треугольника, трапеции и даже круга. Для соотношения окружности и диаметра было найдено число 3,16. одна из задач Московского математического папируса свидетельствует об умении вычислять объем усеченной пирамиды. Однако решение этой задачи чисто практическое: никаких формул и обобщающих теорем не существовало. Таким же путем решалась задача и на вычисление поверхности шара.

Астрономические трактаты Древнего Египта до нас не дошли. Сохранились созданные жрецами Нового царства звездные карты, изображающие созвездия, известные в эпоху Среднего царства. В период Нового царства знали уже созвездия Зодиака. Для наблюдений над звездами пользовались отвесом или визировальной дощечкой. При фиксировании положения звезд необходимы были часы, которыми можно было пользоваться ночью (солнечные часы известны еще в Древнем царстве). Были созданы водяные часы клепсидра, наиболее древний тип которых, изобретенный жрецом Аменмхетом, относится ко времени царствования XVIII династии (16-14 вв. до н. э).

Развитие и накопление географических знаний связано с дальними морскими плаваниями и экспедициями вверх по течению Нила в глубь Африки. Еще в период Древнего царства египтяне плавали вдоль восточного, азиатского берега Средиземного моря, вывозили из Ливана кедровые стволы, плавали вдоль берегов Красного моря на юг в страну Пунт. В начале третьего тысячелетия до нашей эры одну из таких экспедиций возглавил египтянин Ханну. В задачи экспедиции входили поиски слоновой кости, драгоценных камней, благовонных смол и растений. Около 2000 до н.э. египтянин Синухет предпринял большое путешествие в страну Кедем, т.е. на восток. За 1500 лет до н.э. по распоряжению правительницы Египта Хатшепсут была организована экспедиция на побережье Красного моря.

Медицина, так же как и астрономия , в Египте находилась в руках жрецов. Однако сквозь туман религиозно-магических представлений пробивалась пытливая научная мысль. Бальзамирование трупов стимулировало изучение строения человеческого организма. Уже в Древнем царстве египтяне достигли значительных успехов в области медицины. До нас дошли медицинские папирусы от Среднего царства. Они представляли собой сборники с описаниями различных заболеваний, с указанием симптомов болезней, диагноза, рецептуры. В папирусе Эдвин Смит (издан в 1930) дается описание органов тела, головного мозга, деятельность которого отчасти известна: египтяне установили, что при проломе черепа кость давит на мозг и вызывает заболевание организма. Причиной заболеваний они считали изменения кровеносных сосудов - закупорку, перегревание и т.п. Была установлена связь между сосудистой системой и сердцем. При осмотре больного считалось обязательным прощупать пульс. Папирус Эберса (издан в 1875) указывает, что врач должен знать “ход сердца", от которого идут сосуды ко всем членам, что всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца, ибо от него направлены сосуды к каждому члену. В Египте применялась хирургия при ранениях, а в некоторых случаях - массаж. В папирусах имеется много рецептов различных лекарств. Эти лекарства сочетались с заговорами, но иногда они были действительно целебными, как и средства любой народной медицины. Так, при желудочных заболеваниях применяли промывание, употребляли рвотное. Египетские жрецы-врачи обучались в специальных школах при храмах, которые были известны в Новом царстве. Подбор учащихся по социальному составу в эти школы был предметом особой заботы касты жрецов Введение в культурологию под ред. В.А. Сапрыкина. М., 1995 г..

Возникновение химических знаний в Египте было связано не только с техникой изготовления лекарств, но и с искусством лить металлы. В Египте, как и вообще в древности, большую роль играл “электрон" (по-египетски “азем”), часто встречающийся в природе сплав золота с серебром. Из этого сплава можно было выделить как чистое серебро, так и чистое золото, поэтому египтяне вообще считали возможным один металл превращать в другой. Для изготовления сплавов применялись медь, олово, ртуть, свинец, латунь, мышьяковые руды, иногда чистое серебро. Составлялись рецепты получения различных сплавов и красящих веществ, которые были тайной жрецов и хранились в храмах.

Знания в области общественных явлений не получили в Египте такого развития, как математика, астрономия и медицина. Краткие летописи Древнего царства, записанные на Палермском камне, получившие дальнейшее развитие в период Нового царства, и подробное описание походов царей XVIII и XIX династий (Тутмоса I и III, Рамсеса II) являлись зародышами историографии. Именно благодаря наличию летописей в птолемеевскую эпоху мог появиться такой исторический труд, как книга Манефона, который разделил историю Египта на 3 периода: Древнее, Среднее и Новое царства Чернокозов А.И. История мировой культуры. Рост. н - Д, 1997 г. .

Наука на Востоке, с древних времен оставалась областью применения знаний для решения лишь практических проблем, связанных с экономикой и техникой, с одной стороны, и административной деятельностью – с другой.

Восточная наука принципиально отличалась от европейской и, с точки зрения последней, таковой вообще не являлась. Она носила, в основном, религиозно-нравственный характер, была связана с чувственным опытом человека и не нуждалась в эксперименте.

Многое из научного наследия древних египтян дошло до наших дней опосредованно – в пересказах греческих историков и философов, заставших культуру Древнего Египта уже в поздний период, на стадии медленного угасания. Скудные египетские письменные источники свидетельствуют как раз о чрезвычайно сильной устной традиции - научные тексты крайне скудны, а те, что сохранились до сегодняшнего дня, зачастую почти не поддаются расшифровке, смысл их темен и, скорее всего, за­шифрован. Тем не менее, оценивая культуру Древнего Египта, можно убедиться, что египтяне сделали немало открытий во многих основопола­гающих областях науки. Система ирригации и пирамиды - свидетельство высокоразвитой инже­нерии и геометрии, искусство бальзамирования - доказательство практических достижений древне­египетских химиков и медиков.

Математика

В области научных познаний набольшее развитие в Др. Египте получила математика как прикладная наука. Для строительства храмов и гробниц, измерения земельных площадей и подсчета налогов требовалась, прежде всего, система исчисления; с этого и началось развитие математики. Измерение круглых площадей и цилиндрических объемов потребовало исчисление квадратного корня. Египетские цифры были изобретены в глубокой древности, видимо, одновременно с письменностью. Они довольно просты. Маленькие вертикальные черточки использовали для записи чисел от единицы до девяти. Египтяне умели умножать и делить, однако эти действия производились довольно трудоемким спо­собом. Деление было «умножением наоборот». Чтобы разделить одно число на другое, нужно было вычислить, на сколько нужно умножить де­литель, чтобы получить делимое. Умножение, ко­торым пользовались египетские математики, носи­ло последовательный характер.

Математика имела не только практическое, но и художественное применение.

Тем не менее, запас установленных математических фактов был, в соответствии с высокой строительной техникой, сложностью земельных отношений, потребностью, а точном календаре и т.п., довольно велик.

Химия в Древнем Египте - наука исклю­чительно прикладная, причем имевшая отчасти сакральный характер. Главная область приложения химических познаний - бальзамирование покойников в рамках культа мертвых. Необходимость со­хранения тела в порядке в течение вечной загроб­ной жизни требовала создания надежных бальза­мировочных составов, не допускавших гниения и разложения тканей.

Химия древних египтян-бальзамировщиков - это всевозможные смолы и соляные растворы, в которых тело сперва вымачивалось, а потом пропи­тывалось ими насквозь. Насыщенность мумий бальзамами была порой настолько высока, что тка­ни с течением веков обугливались. Так, в частно­сти, произошло с мумией фараона Тутанхамона - жирная кислота, содержавшаяся в ароматических маслах и бальзамах, вызвала полное обугливание тканей, так что облик фараона сохранил лишь зна­менитый гроб из чистого золота.

Другой аспект применения химических знаний - стекловарение. Фаянсовые украшения, бусы из цветного стекла - важнейшая отрасль ювелирного искусства древних египтян.

Медицина

Обширные медицинские познания египтяне полу­чили из практики бальзамирования трупов, которая привела к зна­комству с внутренним строением человеческого тела.

В эпоху Древ­него царства отдельные медицинские наблюдения, полученные эмпирическим путем, были подвергнуты отбору и классификации, на основе которых появились первые медицинские трактаты. До нас дошли десять основных медицинских папирусов, получивших свое название или по имени первых владельцев, или по наимено­ванию городов, где они хранятся. Из них наибольшую ценность представляют два - большой медицинский папирус Эберса и хи­рургический папирус Эдвина Смита.

Египетские медики лечили различные лихорадки, дизентерию, водянку, ревматизм, болезни сердца, печени, дыхательных путей, диабет, большинство желудочных заболеваний, язвы и т. д.

В папирусе Эдвина Смита перечисляются различные травмы: головы, горла, ключиц, грудной клетки, позвоночника. Египет­ские хирурги отваживались на довольно сложные операции. Как свидетельствуют находки в гробницах, они использовали хирурги­ческие инструменты, изготовленные из бронзы. Во всем античном мире лучшими врачами, и в частности хирургами, справедливо считались египтяне. Они знали травы и их лекарственные свой­ства, умели во многих случаях ставить точный диагноз, применяли морфий, пользовались опробованными на практике способами лечения. Недостаток знаний восполняли магией и колдовством, которые тоже нередко оказывались полезными (по крайней мере, психологически). Некоторые средства и способы лечения, применявшиеся древнеегипетскими врачами, используются в современной медицине.

Астрономия

За века они накопили значительное количество астрономических данных, позволявших делать достаточно точные метеорологические про­гнозы - вероятно, как долговременные, так и краткосрочные. Помимо чисто прикладной стороны наблюдения за небом носили и отчасти теоретический характер. Так, известно, что еще астрономы Среднего цар­ства составляли карты звездного неба, видимого в Египте. Таблицы положения звезд и небесных тел помога­ли египетским астрономам при определении про­странственного положения. Умели жрецы-астрономы, и предсказывать солнечные затмения, даже ис­числять их продолжительность. Египетский день состоял из 24 часов, и для из­мерения времени существовали два вида часов - солнечные и водяные. Кроме того, в ночное вре­мя суток время можно было определить и по по­ложению звезд, пользуясь теми же астрономичес­кими таблицами.

Первый календарь, предусматривающий деление года на 365 дней, был введен еще в эпоху Древнего царства, возможно царем Имхотепом. Так как в году насчитывается 365,25 дня, то этот календарь стал постепенно отставать от даты наступления нового года, рассчитываемой по положению Сопдета. После посещения Египта Юлий Цезарь приказал ввести его по всей Римской империи. Вариант этого календаря, известный под названием юлианского, использовался в Европе до тех пор, пока в XVI в. не был создан грегорианский календарь - тот самый, которым мы пользуемся и сегодня.

Заключение

Познания египтян в различных областях оказали существенное влияние на развитие античной, и следовательно, европейской науки. Греки всегда смотрели на Египет как на страну древней мудрости и считали египтян своими учителями.

Зарождение научных знаний в Египте и других древнейших государствах не привело к появлению науки в собственном смысле слова; можно говорить только о ее элементах, которые пользовались главным образом в практических, утилитарных целях. Кроме того, египетская «наука» очень тесно связана с мифологией, религией и магией.