25.03.2024

Спецшкола кгб ссср. Высшая школа кгб. Общие сведения про высшее учебное заведение


Стать сотрудником НКВД в советское время было не так уж и просто. Для этого требовалось пройти длительную и специальную подготовку в особых школах. Автор сайт Николай Большаков повествует о том, как раньше проходил процесс обучения будущих чекистов.

Одним из самых известных учебных заведений, которое готовило молодых людей для Наркома внутренних дел, стала школа особого назначения НКВД или, как ее между собой называли агенты, школа № 101. Она была создана в 1938 году, обучение занимало год. Тут преподавали настоящие «тяжеловесы» НКВД: Воронцов, Аскерольд, ставший вскоре жертвой чисток и репрессий, посол в Британии от СССР Майский и многие другие ветераны разведки. Эти люди рассказывали ученикам про международные отношения, экономическую географию, давали общее образование в виде литературы и русского языка, а также уделяли внимание специальным дисциплинам, необходимых для любого сотрудника НКВД.

Позже, во время Отечественной войны, заведение было переименовано в Разведывательную школу 1-го управления Народного комиссариата государственной безопасности СССР. Срок обучения увеличился еще на один год, а одним из главных кураторов стал офицер Вячеслав Гриднев, и потому не зря школу № 101 называли «деревней Гриднева». Еще это заведение окрестили «лесной школой», потому что она от посторонних глаз размещалась в лесах Подмосковья. К слову, так называемые «филиалы» школы были разбросаны по окраинам Москвы — есть здания в районе Пушкино и Барвихи.


Институт разведки КГБ СССР вырос из тайной школы НКВД № 101


Одно из главных зданий школы особого назначения НКВД

Затем школа особого назначения НКВД переросла в Краснознаменную академию внешней разведки. А эту академию в свое время закончили действующий президент Владимир Путин, председатель Думы Сергей Нарышкин и многие другие представители российской правительственной элиты. Вскоре школа № 101 стала институтом КГБ (то же самое, что и Краснознаменная академия внешней разведки) в 1968 году — настоящим высшим учебным заведением, где надо было проучиться три года. Теперь там готовили самых квалифицированных офицеров для органов государственной безопасности. Ученики изучали разведывательное искусство, информационную работу, страноведение, политические науки, основы дипломатии и иностранные языки. А зимой и летом для будущих «чекистов» устраивали практические игры против седьмого управления КГБ.

На первом курсе могло числиться до 300 человек. В марте 1984 года этот институт был назван в честь генсека Юрия Андропова. Основной комплекс располагался около Мытищ в Хлебниковском лесопарке. Конечно, у института КГБ СССР были и другие объекты на территории Московской области, но, разумеется, о них мало кто знал.


Краснознаменную академию внешней разведки закончил Путин

Вячеслав Гриднев, генерал-майор КГБ, был одним из самых влиятельных и уважаемых педагогов для разведчиков


Однако до института КГБ СССР существовала еще и центральная школа ОГПУ. 21 апреля 1921 года ВЧК распорядился, чтобы в России появились курсы подготовки для резервного и оперативного составов. Уже через несколько месяцев в центре Москвы на улице Покровка начались первые занятия. В 1922 году занятия были преобразованы в Высшие курсы, а в мае 1930-го на их базе появилась Центральная школа ОГПУ, которая верой и правдой подчинялась НКВД.

Обучение велось на десяти потоках и занимало не более полугода, насчитывалось около пятисот постоянных слушателей. Над школой начальствовали Никанор Давыдов и Леонид Баштаков — высокопоставленные работники и комиссары НКВД. Преподаватели, которые служили органам госбезопасности, начинали занятия только с лекций, ибо полноценные учебные пособия еще не успели выпустить. Однако к 1937 году были готовы такие любопытные учебники, как «Борьба с германской разведкой», «Учет, регистрация и контроль», «Наружное наблюдение», «Закордонная разведка», «Радиоразведка» и многие другие.

Курсанты помогали силам Красной армии в обороне Москвы, а также в организации партизанской войны в тылу немецких захватчиков во время Великой Отечественной войны. Их заслуги были высоко оценены: 30 августа 1945 года Президиум ВС СССР наградил школу Красным Знаменем. В целом, школа ОГПУ выпустила около пяти тысяч человек. Несколько десятилетий спустя она преобразуется в академию ФСБ России.


Центральная школа ОГПУ выпустила более 5 тыс. сотрудников


Ученики Центральной школы ОГПУ на занятиях


Особого внимания заслуживает и ВПШ — высшая пограничная школа ОГПУ. Там занятия начались 1 января 1924 года. Школа тоже располагалась на Покрове в доме № 27. Учебный план включал в себя пограничное дело, историю ВЧК и таможни, общие дисциплины в виде военной топографии, стрелкового дела, баллистики, физической и конной подготовок, а также политэкономию вместе с изучением иностранных языков. Помимо знаний слушатели получали и довольно таки сытный провиант.

В этой школе готовили будущих пограничных агентов, чей долг был охранять границы. Лекции читали чекисты со стажем, и их часто посещали не только курсанты, но и государственные и партийные деятели. Так, многим было интересно послушать товарища и профессора Опанского, читавшего курс «Погранддело и чекистская методика». У школы был жестко установленный распорядок дня: в восемь часов подъем, до четырех сплошные занятия, обед, лабораторная и самостоятельная работа и в полночь официальный отбой.

В начале 1963 года я узнал, что осенью будет большой набор в аспирантуру Высшей школы КГБ. Мысль об аспирантуре у меня была еще в студенческие годы. Однако сам я считал, а теперь в этом твердо уверен: садиться за диссертацию надо после нескольких лет практической работы. Это лучше и для будущего ученого, и для дела. И в 1953 году я предпринял попытку поступить в заочную аспирантуру МГИМО по кафедре государственного права, которой руководил мой бывший декан В.П. Радьков. Но мое начальство не склонно было потворствовать подобным желаниям, полагая, что учеба в аспирантуре будет отвлекать сотрудника от оперативной работы.

Что тут скажешь? И потребовалось десятилетие, чтобы верхи поняли, что разведку и контрразведку, как и другие линии оперативной деятельности, надо ставить на солидную научную основу, готовить не ремесленников, а специалистов высшей категории.

И тоща, в 1963-м, я подумал: «Есть ли у меня сейчас перспектива в Главке? Сомнительно. Так, может, уйти в аспирантуру, поменять характер работы?» И решил: «Пойду!»

В том году в аспирантуру ВКШ КГБ набирали оперативных работников со стажем практической работы не менее 10 лет. У меня было 13 лет, из них почти 5 - во Франции. Для аспирантуры я подходил по всем параметрам.

Экзамены сдавал в середине ноября 1963 года. Проблем с иностранным языком у меня не было. Спецдисциплины я знал, но на практике. Для экзамена этого было мало, поскольку к тому времени в учебных заведениях КГБ преподавателями и практическими работниками было написано значительное количество учебных пособий и лекций по различным аспектам разведывательной и иной подрывной деятельности спецслужб противника против СССР и других социалистических стран. Эти работы мне надлежало не только прочитать, но и оценить с точки зрения разведчика, проработавшего не один год за границей и непосредственно сталкивавшегося с разведкой и контрразведкой противника.

Экзамен по спецдисциплинам прошёл удачно, но несколько необычно. Только я начал отвечать на первый вопрос, как в аудиторию вошел начальник школы генерал-лейтенант Евгений Петрович Питовранов. В органах государственной безопасности он прошел путь от рядового сотрудника до заместителя министра. Был и начальником разведки. Послушав, Евгений Иванович спросил:

Вы читали подготовленную второй кафедрой работу по связи в разведке?

Читал, правда, в рукописи.

Что вы можете сказать о ней?

Работа хорошая. Она нужна и для учебного процесса, и для практических работников. Но не без недостатков: требуется уточнение ряда определений и доработка некоторых разделов, с учетом требований конспирации в процессе связи в современной обстановке. Недостаточно четко изложен вопрос о соотношении легальных и нелегальных форм и методов связи в оперативной работе. С одной стороны, активизация деятельности контрразведывательных служб противника вынуждает нас к отказу от личных встреч с агентурой, а с другой - мы видим, что в сложившейся политической обстановке агенты больше, чем прежде, нуждаются в личных встречах с разведчиком.

Последовали новые вопросы, касающиеся повседневной работы за рубежом. Я подробно отвечал, генерал внимательно слушал. В результате экзамен свелся к беседе с Евгением Петровичем. И по форме это был не экзамен, а разговор умудренного жизнью и опытом генерала с подполковником, который многое знает и умеет и тем не менее готов учиться. Беседа продолжалась более часа.

Минут через пять после меня из аудитории вышел и Евгений Петрович. Проходя мимо, дружески улыбнулся.

С 1 декабря 1963 года я стал аспирантом Высшей Краснознаменной школы КГБ СССР имени Ф.Э. Дзержинского.

Первые два-три месяца учебы были для меня самыми трудными. Шла глубокая перестройка в сознании, в режиме работы и отдыха, менялся полностью ритм жизни: впервые после студенческой поры появилась возможность свободою распоряжаться своим временем. Трудно было привыкнуть к тому, что утром не надо идти на службу, а сидеть дома и читать книги; что нет писем и телеграмм из Парижа, на которые следует немедленно реагировать, и не надо по два-три раза в день ходить на доклад к начальству разного уровня.

Адаптировался к новой жизни месяца через три-четыре. За это время разработал план-проспект диссертации, определил круг оперативных дел и первоочередные источники из числа «закрытой» литературы, необходимые для использования в работе. С секретными материалами работал в архиве Главка и в спецбиблиотеке Школы. С открытыми - в Библиотеке имени Ленина, Исторической библиотеке и дома.

На кафедре меня приняли по-дружески. Имели значение возраст, звание и то, что за плечами был опыт закордонной работы. Месяцев через шесть меня включили в авторский коллектив по подготовке учебного пособия по теме, близкой к теме диссертации. Это была большая удача.

Научным руководителем мне назначили кандидата юридических наук доцента Евгения Борисовича Пескова. Он был выпускником МГИМО 1948 года. Это способствовало установлению между нами, можно сказать, неформальных отношений. Он не занимался мелочной опекой, руководил по-крупному. Я приходил к нему с готовыми кусками работы. Он читал, потом мы с ним обсуждали написанное. Что-то принималось сразу, что-то переделывалось, перекраивалось. С какими-то замечаниями, особенно по «технологии» научной работы, я соглашался без возражений, а когда речь шла о практической стороне деятельности спецслужб противника и нашей разведки за рубежом, тут завязывалась дискуссия, к которой подчас привлекались и преподаватели кафедры.

Заниматься наукой он учил не на словах, а на деле. Прежде всего, он сделал меня активным участником обсуждений различных учебных материалов и диссертаций, готовившихся на кафедре. Это было и интересно, и полезно, расширяло кругозор, помогало готовиться к кандидатскому экзамену по спецдисциплинам. Одновременно приобщал и к педагогической работе. Случилось так, что на кафедре одно время не было преподавателя, который мог бы вести семинары по страноведению в группах, специализировавшихся по

Франции. Это он поручил мне. Из всех занятий со слушателями самыми интересными были, пожалуй, практические занятия по вербовке агентуры и другим разделам программы. Это была тогда новая, изобретенная на кафедре, форма занятий, получившая позже широкое распространение.

Педагогическая практика, постоянное участие в работе кафедры, а после окончания аспирантуры и в работе кафедр политэкономии и иностранных языков, мне очень пригодились в дальнейшем, когда - в 1978 году - меня назначили начальником кафедры по одной из спецдисцинлин в Институте Первого главного управления КГБ СССР (ныне - Академия внешней разведки).

А пока я продолжал учиться в аспирантуре. Через некоторое время, написав диссертацию и успешно ее защитив, я стал старшим научным сотрудником научно-издательского отдела Высшей школы.

Через год после защиты диссертации мне было присуждено ученое звание «старший научный сотрудник», а вслед за ним - присвоено воинское звание «полковник».

За время работы в Высшей школе я много писал, был ответственным секретарем «Научных трудов», занимался организацией научно-теоретических конференций, читал лекции в самой Высшей школе, в учебных заведениях КГБ в Минске и Новосибирске, в Институте разведки, в оперативных подразделениях.

За это время подросли наши дети. В 1970 году дочь окончила среднюю школу и подала документы на исторический факультет МГУ.

Высшей Краснознамённой школе КГБ СССР я многим обязан. Но пришло время менять профессию, а правильнее сказать, вернуться к прежней.

Постановлением СМ СССР №652-266 от 2 июля 1962 г. школе было присвоено имя Ф.Э.Дзержинского. В 1967 г. школа была награждена орденом Красного Знамени, 22 мая 1980 г. - орденом Октябрьской Революции.

Адрес - Ленинградский проспект, д.3. Срок обучения - 3 года, штатная численность переменного состава - 600 чел. (выпуск 1954 г. - 189 чел.). Распоряжением СМ СССР от 17 мая 1955 г. введен 4-годичный срок обучения, в 80-е годы увеличен до 5 лет.

Начальники:
1. БОРИСОГЛЕБСКИЙ Евгений Иванович (март - октябрь 1954 г.), генерал-майор;
2. (28 октября 1954 - 27 февраля 1962 г.), полковник, с 14 января 1956 г. - генерал-майор;
3. (февраль 1962 - декабрь 1965 г.), генерал-лейтенант;
4. (1965 - 1970 г.), генерал-майор танковых войск, с 1966 г. - генерал-лейтенант;
5. (июль 1970 - июль 1974 г.), генерал-полковник;
6. РОЗАНОВ Иван Сергеевич (1974 - январь 1979 г.), генерал-майор, генерал-лейтенант;
7. (январь 1979 - январь 1987 г.), генерал-лейтенант;
8. ПОСТНИКОВ Леонид Андреевич (январь 1987 - октябрь 1991 г.), генерал-лейтенант;

Заместители начальника:
(1968 - 1970 г.)
МИЧУЛИС Эдмунд Францевич (198... - 1991 г.), генерал-майор;

Заместители начальника - начальники :
(с 1989 г.)
1. ПОГОРЕЛОВ Борис Александрович (1989 - 1991 г.), генерал-майор;

Заместители начальника по науке:
РОЗАНОВ Иван Сергеевич (конец 1960-х - 1974 г.), генерал-майор;
ИППОЛИТОВ Ксенофонт Христофорович (1988 - 1991 г.), полковник;

Заместители начальника по материально-техническому снабжению:
(... - декабрь 1956 г.), полковник;

Факультеты:

    В 1960 г. были созданы: факультет иностранных языков - на базе Института иностранных языков КГБ, (технический) - на базе Высшей школы 8-го Главного управления и - на базе Военного института КГБ.

    В 1962 г. был создан факультет военной контрразведки, военный факультет преобразован в пограничный.

    24 сентября 1965 г. из состава школы был выведен пограничный факультет, на базе которого были созданы Высшие пограничные командные курсы.

    В 1969 г. было создано отделение подготовки следователей при ВКШ.

    12 июля 1971 г. был создан 6-й факультет (подготовка дипломированных специалистов и повышение квалификации оперативного и руководящего состава органов безопасности дружественных стран)

    3 сентября 1971 г. были созданы Курсы переподготовки и повышения квалификации руководящего и оперативного состава оперативно-технических подразделений.

    1 сентября 1974 г. был создан 3-й факультет (подготовка оперативных работников контрразведки, владеющих восточными языками)

    11 июня 1979 г. был создан 5-й факультет (повышения квалификации руководящего состава и специалистов КГБ)

    В 1979 г. отделение подготовки следователей при ВКШ было преобразовано в следственный факультет.

    1 сентября 1980 г. был создан 9-й факультет (подготовка оперативного состава, владеющего иностранными языками государств Ближнего Востока и Африки)

Всего к 1991 г. в состав ВКШ входили следующие факультеты:

    Следственный факультет (возможно, 7-й)

    (подготовка военных контрразведчиков)

    2-й факультет (подготовка оперативных работников контрразведки, владеющих западными и восточными языками)

    3-й факультет (подготовка оперативных работников контрразведки, владеющих восточными языками)

    (технический)

    5-й факультет (повышения квалификации руководящего состава и специалистов КГБ)

    6-й факультет (подготовка дипломированных специалистов и повышение квалификации оперативного и руководящего состава органов безопасности дружественных стран)

    8-й факультет (заочного обучения)

    9-й факультет (подготовка оперативного состава, владеющего иностранными языками государств Ближнего Востока и Африки: фула, хауса и суахили)

    Курсы переподготовки и повышения квалификации руководящего и оперативного состава оперативно-технических подразделений

История

Выпускники школы 1960-80-х годов принимали участие в противодействии иностранным спецслужбам и проведении оперативно-боевых мероприятий. Звание Героя Советского Союза за выполнение специальных заданий получили В. Белюженко, Г. Зайцев, В. Карпухин, Б. Соколов .

Структура

Как отметил в 2001 году заместитель начальника академии генерал-майор Сергей Колобашкин, научной и преподавательской работой в академии занимаются 40 академиков и членов-корреспондентов различных академий наук, более 100 докторов и 400 кандидатов наук. По его словам, «за пять лет учебы слушатели помимо фундаментальных контрразведывательных знаний получают полноценное юридическое образование, глубокую языковую и военную подготовку» .

Система дополнительного профессионального образования в академии включает повышение квалификации и переподготовку действующих сотрудников, а также специальную подготовку отобранных для службы в ФСБ людей с высшим образованием. Система дополнительного образования действует на всех факультетах, однако основным является факультет подготовки руководящих кадров (ФПРК).

В структуру Академии входит (ИКСИ), ведущий подготовку специалистов в области передачи, защиты и обработки информации. В 1949 году постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) была создана Высшая школа криптографов, а при механико-математическом факультете Московского государственного университета постановлением Совета Министров СССР - закрытое отделение. Позднее на основе их объединения был создан технический факультет Высшей школы КГБ СССР. С 1992 года технический факультет Высшей школы был преобразован в Институт криптографии, связи и информатики (ИКСИ). Основными направлениями подготовки являются: криптография , прикладная математика , информатика и вычислительная техника, электронная техника, радиотехника и связь.

Женщины могут учиться в Академии только на факультете переводчиков, однако в течение недолгого периода с 1994 года девушки учились также на следственном факультете.

Начальники

  • 1970-1974 гг. - Никитченко Виталий Федотович
  • с 2000 г.- Власов Валентин Александрович

Примечания

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "ВШ КГБ" в других словарях:

    КГБ - красный, голубой, белый последовательность цветов флага России снизу вверх РФ Источник: Ставропольская правда. 22.08.2002 (http://www.stapravda.ru/2002/08/22/2002 08 22 02.shtml) КГБ клуб главных бухгалтеров фин. Источник:… …

    Жанр политический детектив Создатель Шагал, Йосеф В главных ролях Екатерина Волкова Вилле Хаапасало Олег Фомин Михаил Ефремов Михаил Горевой … Википедия

    КГБ- - крупногабаритная батарея в маркировке пиротехники в маркировке, техн. КГБ Источник: http://allp.ru/catalog/super/s49/?id=111 КГБ Пример использования КГБ 2 … Словарь сокращений и аббревиатур

    - (Комитет государственной безопасности) (KGB (Committee for State Security)) Создан в 1953 г., отвечал за внеш. разведку, контрразведку и борьбе с внутр. преступлениями против государства. Самый известный председатель КГБ – Юрий Андропов… … Политология. Словарь.

    КГБ - (KGB) (аббр. назв. Комитет государственной безопасности). Создан в 1953 г., отвечал за внеш. разведку, контрразведку и борьбу с внутр. преступлениями против государства. Самый известный председатель КГБ Юрий Андропов (1967 82), ставший позже… … Всемирная история

    КГБ СССР - КГБ КГБ СССР Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР с 13 марта 1954 по декабрь 1991 ранее: МВД СССР МГБ СССР после: МСБ СССР гос., СССР КГБ Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков.… … Словарь сокращений и аббревиатур

    Чекушка, чека, контора Словарь русских синонимов. кгб сущ., кол во синонимов: 10 гебня (6) … Словарь синонимов

    КГБ РСФСР - КГБ КГБ РСФСР Комитет государственной безопасности РСФСР с 6 мая 1991 по ноябрь 1991 ранее: МСБ СССР после: АФБ РСФСР … Словарь сокращений и аббревиатур

    Нескл. м.; = кагэбэ Комитет государственной безопасности. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    КГБ: Комитет государственной безопасности орган государственной власти в СССР, на постсоветском пространстве и в Болгарии. Канцелярия Государственного банка (К. Г. Б.) существовала в России до 1917 года. Комиссия галактической… … Википедия

    Прил., кол во синонимов: 1 кагэбэшный (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • КГБ. История внешнеполитических операций от Ленина до Горбачева , Кристофер Эндрю , Олег Гордиевский , Эта книга по праву считается лучшим исследование о советской внешней разведке - во многом благодаря уникальной информации Олега Гордиевского, офицера КГБ, сбежавшего в свое время на Запад.… Категория:
7 июля 1971 г., впервые пройдя через КПП закрытого подмосковного объекта, я влился в число абитуриентов 2-го (контрразведывательного) факультета Высшей школы КГБ. Уже много позже нам стало известно, что ранее это была знаменитая "школа №101", где проходили подготовку советские разведчики, а еще ранее - база формирования и подготовки оперативно-чекистских отрядов, забрасывавшихся в тыл немецких войск в годы войны. Позднее здесь была создана база подготовки спецназа КГБ - Курсы усовершенствования оперативного состава (КУОС), готовившие сотрудников для подразделений "Альфа" и "Вымпел".
Собственно, сама Высшая школа (как специальное высшее учебное заведение по программе юридических вузов) была образована в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 15 июля 1952 г. И все же свою родословную "Вышка" (с августа 1992 г. - Академия Федеральной службы безопасности РФ) ведет от трехмесячных курсов подготовки сотрудников ВЧК, начавших свою работу 23 апреля 1921 г.

В ЧК ПО ОБЪЯВЛЕНИЮ

Вопрос создания курсов подготовки чекистов рассматривался коллегией ВЧК уже 5 апреля 1918 г. Газета "Известия ВЦИК" 7 июля 1918 г. писала, что "в настоящее время, как это выяснилось на Всероссийской конференции ЧК, на многих местах ощущается острый недостаток в сведущих, подготовленных работниках по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Исходя из этого, ВЧК организует инструкторские курсы, которые в скором времени начнут функционировать". А 13 августа она сообщала читателям, что с 8 августа в помещении ВЧК (Большая Лубянка, Варсонофьевский пер., 7) с 11 до 14 часов проводится запись на курсы как лиц, имеющих рекомендации РКП(б), так и представителей губернских и уездных ЧК.

В сентябре состоялось открытие трехнедельных курсов с количеством обучающихся 100-120 человек. Программа курсов предусматривала изучение истории рабочего движения, международного значения Октябрьской революции, прав и обязанностей комиссаров ВЧК, производства дознания, форм и методов борьбы с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности - такими виделись главные угрозы безопасности нового государства. Занятия вели члены коллегии и руководящие работники ВЧК И.К. Ксенофонтов, Д.Г. Евсеев, И.Н. Полукаров, Г.С. Мороз, В.В. Фомин и другие.

11 августа следующего года начали работать уже двухмесячные, а в 1921 г. - трехмесячные курсы по подготовке следователей, разведчиков и комиссаров чрезвычайных комиссий. Эти курсы располагались в старинной усадьбе на Покровке, 27. В 1922-м они были преобразованы в Высшие курсы ГПУ, ставшие предшественником как сети курсов и школ ГПУ, так и будущей Высшей школы КГБ.

Одно из первых пособий для контрразведчиков "Красная контрразведка" было написано С.С. Турло в 1920 г. В 1924-м им при помощи И.П. Залдата была подготовлена новая книга "Шпионаж", на многие годы ставшая, по сути дела, одним из лучших учебных пособий по контрразведке. Появляются также первые учебные пособия по специальным дисциплинам для курсов ВЧК-ОГПУ: "Краткие сведения из агентурной разведки" (1919), "Канва агентурной разведки" (1921). В 1925 г. издается пособие "Техника контрразведывательной службы", через три года - "Экономическая контрреволюция", "Очерки истории карательных органов", "Азбука контрразведки", "Краткие очерки антисоветских политпартий" и др. В учебном процессе активно также использовалась книга К.К. Звонарева "Агентурная разведка". В этих работах осмысливался и анализировался опыт работы как советской разведки и контрразведки, так и органов безопасности российской империи.

8 сентября 1930 г. была образована Центральная школа, преподавание в которой вели руководящие сотрудники ОГПУ - В.А. Стырне, Н.Г. Николаев-Журид, Б.И. Гудзь. Курс истории ВЧК читал Я.С. Агранов. В марте 1939 г. Центральная школа была переименована в Высшую школу НКВД СССР. Основное здание ее находилось на Ленинградском проспекте, д.3, где ныне размещается Академия Пограничных войск. А в годы Великой Отечественной войны здесь также велась подготовка спецотрядов для действий в тылу врага по линии зафронтового 4-го управления НКВД СССР. В частности, здесь учились будущие Герои Советского Союза В.А. Лягин (руководитель нелегальной резидентуры НКВД в г. Николаеве), В.А. Молодцов (руководитель опергруппы "Форт" в оккупированной Одессе), командир спецотрядов "Митя" и "Победители" Д.Н. Медведев, легендарный разведчик Н.И. Кузнецов. После непродолжительной эвакуации с 20 января 1942 г. в здании на Ленинградском проспекте была возобновлена учеба оперсостава на трехмесячных курсах. Всего в 1941-1945 гг. здесь прошли подготовку 7135 сотрудников НКВД-НКГБ.

МОЯ "ВЫШКА"

В 1971 г. на контрразведывательный факультет предпоследний раз, наряду с военнослужащими и уже прошедшими службу в армии абитуриентами, принимали выпускников средних школ. Но конкурс для нас, вчерашних десятиклассников, был отдельный и составлял 19 проходных баллов из 20.

Высшая школа КГБ давала отличное образование. Как скажут сегодня - "четыре в одном": специальное, юридическое, языковое, среднее военное. Но основу и сердцевину обучения составляли именно юридические и специальные дисциплины. Спецдисциплины представляли собой то, что ныне называется оперативно-розыскной деятельностью и регламентируется открытыми нормами права. Среди юридических дисциплин особое внимание по понятным причинам уделялось уголовному праву и процессу, а также административному и международному праву.

Главное, чему учили нас преподаватели, - это неукоснительное следование именно нормам права, строгое соблюдение законности. Немалое внимание уделялось также предупреждению и профилактике, то есть недопущению реализации преступных намерений. Существовал целый арсенал средств предупреждения преступных действий. Особо подчеркну, именно в правовых рамках, но распространяться о них не буду по вполне понятным причинам. Конечно, нам говорили и о необоснованных репрессиях 30-50-х годов, хотя тогда мы, как, впрочем, и сами преподаватели, не знали и не могли знать их подлинных масштабов. Как юрист и гражданин, я не могу не испытывать чувства стыда и глубокого сожаления по поводу этих фактов, но такова в действительности правда об истории нашей Родины. Обращаю особое внимание на все эти обстоятельства в связи с тем, что особый упор в процессе обучения слушателей Высшей школы КГБ делался именно на неукоснительное соблюдение норм права, на недопущение нарушений законности и превышения служебных полномочий.

Конечно, немалую долю времени отнимало изучение слушателями иностранных языков - как европейских, так и восточных, а с 1979 г. - и африканских (всего в "Вышке" велось обучение 34 иностранным языкам). Причем уровень языковой подготовки был настолько высок, что многие выпускники становились впоследствии не только переводчиками, но и преподавателями. В том числе столь сложных языков, как арабский, японский, китайский, урду, пушту, суахили и тому подобных. Не скрою, в то время вызывала сомнение необходимость изучения военных дисциплин, хотя это в дальнейшем пригодилось многим моим однокашникам - ведь им выпало побывать не в одном десятке "горячих точек" как за рубежом, так и на территории нашей страны. И ныне глубоко убежден, что военная подготовка необходима чекистам, сотрудникам органов безопасности, и не только военной контрразведки, хотя нам и приводят примеры якобы "демилитаризованных" зарубежных спецслужб.

Большую, лишь впоследствии осознанную помощь оказал нам преподаватель "спецдисциплины №1" А.И. Курчатов. Мы вначале не очень любили его за педантичность, скрупулезную требовательность в оформлении учебных документов, как нам казалось, многочисленные повторы. Таким образом он стремился закрепить у нас необходимые в работе знания, навыки и умения. Когда же мы собрались через несколько лет после окончания "Вышки", оказалось, что в памяти многих сохранилась признательность и благодарность именно ему, "дававшему именно то, что надо, что особенно важно", хотя его дидактические приемы и не воспринимались таковыми вначале.

Как мне кажется, в отличие от нынешнего поколения слушателей, у нас тогда царил культ учебы: большинство, в том числе и имевшие семьи и малолетних детей, училось жадно, напористо, настойчиво. Быть может, это и определило тот вполне закономерный результат, что только с одного курса вышло немало генералов, руководителей подразделений органов госбезопасности. Это, в частности, генерал-полковник А.Г. Безверхний, генерал-лейтенант С.М. Минаков, генерал-майор И.В. Ермаков. Многие из них прошли сначала Афганистан, а потом еще десятки "горячих точек" уже на территории нашей страны.

Не могу не вспомнить "однокашника" Валеру Курилова, исключительно одаренного человека, писавшего стихи как на русском, так и на английском, игравшего на гитаре, прекрасно певшего и рисовавшего. Лишь много позже я узнал, что Валера был среди тех, кто 27 декабря 1979 г. брал дворец Тадж-бек в Кабуле... Правдиво он рассказал об этом в своей книге "Операция "Шторм-333", немало страниц которой посвящено преподавателям Высшей школы и годам обучения в ней, моим однокурсникам и коллегам, которые, не щадя жизни, выполняли свой служебный и воинский долг. Из этой книги я узнал, что наш преподаватель физподготовки Александр Иванович Долматов был заместителем командира спецотряда "Зенит", возглавлявшегося бывшим преподавателем Высшей школы КГБ Героем Советского Союза Григорием Ивановичем Бояриновым (он был начальником КУОС и погиб при штурме дворца Тадж-бек).

В своей книге Валерий выражал надежду, что она, возможно, станет подспорьем не только для изучающих Афганистан, но и для других слушателей чекистских вузов. Его надежды оправдались - эту книгу преподаватели настоятельно рекомендуют для ознакомления слушателям в качестве дополнительного учебного пособия. И в ней действительно есть чему поучиться.

ЧЕГО УЖЕ НЕТ

В целом же "Вышка" в 70-е годы предоставляла слушателям массу возможностей для развития, интеллектуального и духовного роста (иностранные языки, в том числе изучение их на факультативных курсах желающими; неплохая библиотека со множеством периодических изданий, в том числе на иностранных языках, возможности межбиблиотечного обмена). В то же время, мне кажется, были и недостатки. В их числе я бы назвал прежде всего отсутствие спецкурса "Введение в специальность" (его начали читать в Высшей школе КГБ в середине 80-х годов как дань велению времени и требованиям Минвуза, но, к сожалению, в 90-е годы он вновь "выбыл" из расписания учебных занятий). Мне кажется, также очень важен курс "Гигиена умственного труда", хотя его можно было бы несколько расширить, поставив вопрос о сохранении здоровья слушателей в период обучения в целом.

Не было у нас и курса "Основы научных исследований", хотя он является, на мой взгляд, лучшим средством формирования творческой, нестандартно мыслящей личности. Такой курс как очередная своеобразная "дань моде" был введен в Высшей школе в середине 80-х годов, но, к сожалению, опять выпал из расписания учебных занятий в Академии ФСБ.
Подробнее: