Государственный долг - обязательства, возникающие из государственных займов (заимствований), принятых на себя РФ, субъектом РФ гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ обязательства третьих лиц.
Государственный долг можно классифицировать по различным критериям :
1. По валютному критерию он делится на внутренний (рублевые) и внешний (валютные). В международной практике есть и другое определение внешнего долга: совокупный долг нерезидентам, а внутреннего долга как совокупного долга резидентам.
2. В зависимости от срока погашения государственный долг делится на основной и текущий. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течение данного периода, то есть это сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая проценты. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа, то есть это расходы по выплате доходов и погашению обязательств;
3. По срокам государственный долг может быть краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и долгосрочный (от 5 до 30 лет).
4. По уровню управления долг делится на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъектов Российской Федерации и муниципальный государственный долг. При этом Россия не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долгам друг друга и по долгам Российской Федерации, если они не были ими гарантированы.
Долговые обязательства РФ
1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
4) государственным гарантиям РФ;
5) иным долговым обязательствам.
Долговые обязательства субъекта РФ могут осуществляться в виде обязательств по:
1) государственным ценным бумагам субъекта РФ;
2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов бюджетной системы РФ;
3) кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;
4) государственным гарантиям субъекта РФ.
Долговые обязательства муниципального образования могут осуществляться в виде обязательств по:
1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);
2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы РФ;
3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;
4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).
Управление государственным долгом – это совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашении займов, по изменению условий уже выпущенных займов.
Цель управления государственным долгом – оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.
Основные принципы управления государственным долгом :
1. Принцип безусловности предполагает, что государство берет на себя безусловное выполнение всех обязательств перед инвесторами и кредиторами при заключении договора заимствования средств.
2. Принцип единства заключается в учете в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных как суверенами, так и субъектами Российской Федерации.
3. Принцип снижения рисков предусматривает размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств.
4. Принцип оптимальности структуры предполагает поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения.
5. Принцип сохранения финансовой независимости основан на поддержании оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами.
6. Принцип прозрачности предусматривает соблюдение открытости при выпуске займов, обеспечение доступа международных рейтинговых агентств к достоверной информации об экономическом положении в стране для поддержания высокой кредитной репутации и рейтинга страны-заемщика.
Формы управления :
Конверсия – одностороннее изменение доходности займов;
Увеличение срока действия и изменение условий выпуска займов;
Объединение нескольких займов в один;
Унификация - обмен облигаций по регрессивному соглашению, т.е. несколько облигаций строгого займа приравнивается к одной новой облигации;
Отсрочка погашения займов;
Аннулирование государственного долга – отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам;
Реструктуризация задолженности – изменение структуры долга.
Эти формы управления долгом относятся и к внутреннему, и к внешнему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику, поскольку чрезмерный рост внешнего долга страны ведет к банкротству страны.
Условия погашения муниципального долга устанавливаются при оформлении государственного займа, ограничиваются периодом в десять лет.
Обязательства муниципалитета представлены договорами кредитования, ценными бумагами, бюджетными кредитами, гарантийными соглашениями.
Муниципальный долг контролируется статьями Бюджетного кодекса (БК) Российской Федерации. Согласно документу, представители властных структур несут полную ответственность за своевременную оплату принятых обязательств, реализуют активы, составляющие казну муниципального образования. Например, для выплаты по бюджетному кредиту продается участок земли, промышленное здание или сооружение.
Этапы управления муниципальными обязательствами
Администрация муниципального образования (города, поселения, района) формирует доходы бюджета, своевременно обслуживает (выплачивает проценты) и погашает долг, используя профессиональные полномочия.Управление долгом муниципалитета состоит из четырех шагов.
- Расчет максимальной суммы долговых обязательств, выбор программы получения кредита и согласование сроков выплаты. Эти параметры зависят от уровня дохода бюджета, целей привлечения заемных средств, источника финансирования. Например, бюджетные кредиты выдаются на реализацию конкретных задач: ремонт инженерных коммуникаций, постройку школ и детских садов, благоустройство жилых районов.
- Выпуск и размещение долговых ценных бумаг на вторичном рынке. Работники муниципалитета рассчитывают сроки обращения облигаций государственного образца, прогнозируют уровень доходности ценных бумаг, проводят эмиссию, контролируют котировки. Стандарты выпуска контролирует ФЗ № 126, описывающий финансовые аспекты местного самоуправления в РФ. Размещением финансовых инструментов занимается уполномоченный банк, заключивший соглашение с властными структурами.
- Анализ эффективности погашения долгов муниципального образования. Согласно требованиям БК РФ, объем финансовых обязательств не должен превышать 15% всех расходов бюджета. Если возникают проблемы с погашением задолженности в срок, муниципалитет ведет переговоры о пересмотре графиков платежей или реструктуризации.
- Выплата процентов и основного долга согласно утвержденному или пересмотренному графику.
Инструменты управления муниципальным долгом
Работники местной администрации управляют финансовыми обязательствами с помощью четырех инструментов.- Рефинансирование — процедура привлечения новых займов для покрытия существующих финансовых обязательств.
- Конверсия — пересмотр процентной ставки по выпущенным ценным бумагам, размещенным на рынке.
- Консолидация — пересмотр периода действия (вплоть до аннулирования) представленных на рынке облигаций муниципального займа. Процедуру проводят с согласия кредиторов в соответствии со статьями 414 и 818 Гражданского кодекса РФ.
- Унификация — выпуск ценной бумаги нового образца вместо нескольких видов ранее предложенных займов.
Различают общегосударственный, государственный и муниципальный долг, а также внутренний и внешний.
Государственный долг - это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и другими субъектами международного права.
Он подразделяется на госдолг РФ (обеспечивается федеральной собственностью) и госдолг субъектов РФ (обеспечивается имуществом субъектов РФ).
Общегосударственный долг включает задолженность Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.
Муниципальный долг охватывает долговые обязательства муниципальных образований РФ и обеспечивается муниципальным имуществом.
Государственный долг бывает:
капитальным - это сумма всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (включая начисленные проценты);
текущим - это расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок выплаты по которым наступил.
В состав госдолга РФ входят следующие долговые обязательства:
Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
Государственные ценные бумаги, выпускаемые от имени РФ;
Договор о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
Переоформленные долговые обязательства третьих лип в госдолг РФ;
Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.
Долговые обязательства РФ подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти и более лет). Они погашаются в сроки, определяемые условиями займа, но не свыше 30 лет. Хотя известны и исключения, в частности погашение долгов царской России.
В объем государст венного в нутреннего долга РФ включаются:
Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
Основной долг по кредитам, полученным Российской Федерацией;
Основной долг по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным РФ от других бюджетов;
Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным РФ.
В государственный внешний долг РФ включаются:
Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
Основной долг по полученным РФ кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
В объем государственного долга субъектов РФвключаются:
Основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов РФ;
Основной долг по кредитам, полученным субъектом РФ;
Основной долг по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
Объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки не более 30 лет.
Вобъеммуниципального долга включаются:
Основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
Основной долг по кредитам, полученным муниципальным образованием;
Основной долг по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней.
Сроки погашения долговых обязательств муниципального образования не могут превышать 10 лет.
Общее состояние государственного долга РФ за последние пять лет отражено в табл. 10.1.
Таблица10.1
Государственный долгРоссии
Возросший в 90-е гг. государственный долг и затраты на его обслуживание стали одной из центральных экономических проблем России. В настоящее время его объем составляет около половины ВВП. В 2001 г. платежи по государственному долгу в объеме расходов федерального бюджета составили более около 35%. В этой связи особое значение имеет процесс управления государственным долгом.
Управление государственным долгом - это совокупность мероприятий государства по принятию, регулированию и погашению финансовых заимствований. Оно осуществляется на уровне РФ Правительством РФ, в субъектах _ органами исполнительной власти, в муниципальных объединениях - органами местного управления.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если указанные обязательства не были ею гарантированы. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, а также по долговым обязательствам РФ, если указанные обязательства не были гарантированы ими.
Высший орган управления госдолгом - Федеральное Собрание Оно в рамках федерального закона о федеральном бюджете устанавливает важнейшие параметры госдолга:
Предельные размеры внутреннего и внешнего государственного долга;
Предельный объем годовых внешних заимствований;
Расходы на обслуживание государственного долга в текущем году.
Так, верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2004 г. утвержден в сумме 842 млрд руб., предел внешнего долга РФ - 123,7 млрд долл. США, предельный размер государственных внешних заимствований - 1,19 млрд долл.
Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию государственного внешнего долга РФ. Предельный объем выпуска ценных бумаг устанавливается Правительством РФ. Аналогичный порядок предусмотрен бюджетными законодательствами субъектов РФ.
Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих механизмов.
Реструктуризация госдолга ~ это прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. Она может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
Конверсия госдолга - это изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Для кредиторов иногда возможно и повышение доходности государственных ценных бумаг.
Консолидация госдолга - это изменение условий займов, связанное с их сроками. При этом возможно как увеличение, так и уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Например, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.
Унификация госдолга - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. В этом случае достигается уменьшение количества видов одновременно обращающихся ценных бумаг, что сокращает расходы государства по системе государственного кредита. В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации.
Отсрочка погашения займов происходит, когда правительство выпускает слишком много займов и условия их эмиссии не были достаточно выгодны для государства. В таких случаях большая часть поступлений от реализации облигаций новых займов направляется на выплату процентов и погашений по ранее выпущенным займам. Поэтому правительство объявляет об отсрочке погашения займов. В отличие от консолидации при отсрочке не только отодвигаются сроки погашения, но и прекращаются выплаты доходов. При консолидации займов владельцы облигаций продолжают получать по ним свой доход.
Аннулирование государственного долга - это отказ государства от обязательств по выпущенным займам. Аннулирование ценных бумаг государства может проводиться по причинам:
1) финансовой несостоятельности государства (банкротство);
2) прихода к власти новых политических сил, которые по определенным причинам отказываются признать финансовые обязательства предыдущих властей.
По соглашению сторон госдолг, возникший из купли-продажи государственных ценных бумаг, может быть заменен заемным обязательством. Замена госдолга заемным обязательством осуществляется с соблюдением требований о новации и совершается в форме договора займа.
Новация предполагает, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства другим обязательством между теми же лицами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения.
Россия входит в пятерку стран с максимальной внешней задолженностью. Основная сумма долга РФ приходится на Парижский клуб, объединяющий 20 государств - крупнейших мировых кредиторов (табл. 10.2).
Межбанковские кредиты, предоставляемые Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах, представляют интересы группы кредиторов Лондонского клуба, объединяющего более 600 коммерческих банков и занимающегося вопросами задолженности перед частными коммерческими банками. В 1997 г. было подписано соглашение Внешэкономбанка с Лондонским клубом банковских кредиторов. В соответствии с Меморандумом о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга СССР клубу долг на сумму 32,3 млрд долл.. включая проценты, пролонгирован на 25 лет с семилетним льготным периодом (реструктуризация с отсрочкой платежа). Сумма
долга разбита на две части: основной долг оформляется ценными бездокументарными бумагами, а процент - бумажными процентными облигациями.
Еще одна группа долгов - коммерческая торговая задолженность. В настоящее время после выверки долгов разрешена переуступка прав требования по ним.
Показатель | 2000 | 2001 | 2002 |
Весь внешний долг | |||
В том числе | 143,4 | 137,8 | 130,1 |
Задолженность странам - | |||
участницам Парижского клуба | 47,5 | 42,9 | 42,3 |
Задолженность странам, не вошед | |||
шим в Парижский клуб | 19,5 | 19,6 | 14,8 |
Коммерческая задолженность | 6,7 | 6,5 | 6,1 |
Задолженность международным | |||
организациям | 16,1 | 15,4 | 15,2 |
МВФ | 8,8 | 8,1 | 7,7 |
Мировому банку | 7,1 | 7,1 | 7,2 |
Еврооблигационные займы | 36,4 | 36,2 | 35,3 |
ОВГВЗ и огвз | 10,8 | 10,8 | 10,0 |
Задолженность по кредитам ЦБР | 6,4 | 6,4 | 6,4 |
Источник. Сайт Министерства финансов РФ {www.minfm.ru) |
Реструктуризация внешнего долга лишь на время смягчила кризис с выплатой внешней задолженности, но положение России с точки зрения обслуживания внешнего долга остается сложным. Чтобы избежать кризисной ситуации, необходимы изменение долговой стратегии РФ и переход от курса на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга.
Эту проблему может решить конверсия внешнего долга - это все механизмы, обеспечивающие замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для государства- должника. Возможны разные формы: конверсия долга в инвестиции, погашение его товарными поставками, обратный выкуп долга самим заемщиком на особых условиях, обмен на долговые обязательства третьих стран, собственность, облигации и т.п.
Заимствование средств бюджетами различных уровней и предоставление ими гарантий приводит к формированию соответственно государственного и муниципального долга. Это накопленная задолженность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, подлежащая погашению в форме основного дал га и начисленных на него процентов.
Государственный и муниципальный долг обеспечивается соответствующей государственной и муниципальной казной.
Долг может быть оформлен ценными бумагами или определен в договоре между заемщиком в лице соответствующего исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, с одной стороны, и инвестором, с другой стороны.
Государственный долг подразделяется на внутренний, который номинирован в национальной валюте, и внешний, который номинирован в иностранной валюте. Соответственно погашение и обслуживание долга осуществляется в той валюте, в которой он изначально номинирован.
В состав государственного долга Российской Федерации входят долговые обязательства в следующих формах:
Кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
Договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы;
Договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской Федерации подразделяются на краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до 30 лет). Они погашаются в сроки, определяемые конкретными условиями займа, и не могут превышать 30 лет.
Суммарный объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включает:
Основную номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации;
Сумму основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
Сумму основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Параметры внутреннего долга приведены в табл. 11.4.
Таблица И.4 Внутренний долг Российской Федерации
Составляющие | На 1 января 2002 г. | На 1 января 2003 г. |
1 | 2 | 3 |
Целевой заем 1990 г. | 1 249.0 | 436.0 |
Нелепые оклады и чеки на автомобили | 2 410,0 | 1 6218 |
Государственный внутренний к>ем РСФСР 1991 г. | 10,0 | 0.4 |
Государственный внутренний заем 1992 г. | 0,2 | 0.16 |
Казначейские обязательны | 9,54 | 9,34 |
Заишжснносп» по агропромышленному ком!иск- су, переоформленная и вексель Минфина России | 1 680,0 | 1 120,0 |
Государственные крагкосрочиыс облипшим (ГКО) | 35 780,3 | 41 000.0 |
Задолженность но иентролитованным кредитам и начисленным процентам, переоформленная в вексель Минфина России | 12 553,8 | 9 598.2 |
Государственные гарантии | 756,6 | 6 600,0 |
Задолженность предприятий текстильной про* мышлснности» переоформленная в вексель Минфина России | 280,0 | 210,0 |
Задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, пере «кормленная в вексель Минфина России | 1 020,4 | 777,1 |
Облипшим федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) | 24 099,5 | 24 099,5 |
Государствепный сберегательный заем | 4 000,0 | 6 1ХЮ,0 |
Государственный виугреннмй пеленой заем Российской Федерации дли погашения товарных обязательств | 21 000,0 | 21 000.0 |
Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ГЩ) | 307 .806,8 | 308 621,1 |
Облипшим государственных нерыночных займов | 32 600.0 | 32 000.0 |
Задолженность предприятиям юплнмно- эиергстичсскою комплекса и другим отраслям промышленности | 46.9 | 35.2 |
Авалированные векселя »Агропромбанка* | 114,6 | - |
Облигации (федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК) | 159 326.3 | 198 $35.4 |
И того | 604 944,2 | 652 126.8 |
Суммарный объем государственного внешнего долга Российской Федерации включает:
Сумму обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
Сумму основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Параметры внешнего долга Российской Федерации приведены в табл. П.5.
Таблица П.5
Внешний долг Российской Федерации, млрд долл. США
Составляющие | На 1 января 2000 г. | На 1 января 2001 г. |
I | 2 | 3 |
Всего | 161,4 | 150,9 |
Органы государственного упрааления | 127,5 | 113,8 |
Федеральные органы управления | 126,3 | 112,8 |
Новый российский долг - всего | 60,0 | 51,0 |
Кредиты международных финансовых организа | ||
ций: | 15,8 | 14,4 |
МВФ | 8,8 | 7,4 |
МБРР | 6,8 | 6,7 |
прочие | 0,2 | 0,2 |
прочие кредиты | 8,6 | 6,4 |
ценные бумаги в иностранной валюте: | 30,7 | 27,0 |
еврооблигации (включая выпущенные для реструктуризации ГКО и задолженности перед | ||
Лондонским клубом кредиторов) | 29,9 | 26,0 |
ОВГВЗ - V] и VII транши и | ||
ОГВЗ 1999 г. | 0,7 | 1,0 |
прочие ценные бумши | 0,0 | 0,0 |
ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ) | 1,6 | 0,6 |
прочая задолженность | 3,2 | 2,6 |
долг бывшего СССР | 66,3 | 61,7 |
Парижский клуб кредиторов | 38,8 | 36,3 |
ОВГВЗ - 111, IV и V транши | 1,2 | 1.7 |
задолженность перед бывшими социалистиче | ||
скими странами | 14,3 | 11,3 |
прочая задал же и носи» | 12,0 | 12,5 |
Субъекты Российской Федерации | 1,2 | 1.0 |
кредиты | 0,6 | 0,8 |
еврооблигации | 0,6 | 0,2 |
Банк России (в части кредита МВФ) | 2,8 | 0,0 |
Окончание та&1. П. 5
|
Источник: Вестник Банки России. - 14 мая 2002. - № 26-27. - С. 75. |
Государственные ценные бумаги отражаются в части задолженности перед нерезидентами и оцениваются по номиналу. Внешняя задолженность, учитываемая Внешэкономбанком как агентом Правительства РФ, отражается в обязательствах органов государственного управления. Начиная с I октября 2000 г. задолженность перед Лондонским клубом кредиторов учитывается в составе нового российского долга в связи с переоформлением ее в III квартале 2000 г. в суверенные еврооблигации при частичном погашении.
Государственный долг субъекта Российской Федерации - это совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации.
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации существуют в формах:
Государственных займов субъекта, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта Российской Федерации;
Договоров и соглашений о получении субъектом бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы;
Договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта;
Соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов Российской Федерации прошлых лет.
Суммарный объем государственного долга субъекта Российской Федерации включает:
Основную номинальную сумму долга по государственным ценным бумагам субъектов;
Сумму основного долга по кредитам, полученным субъектом;
Сумму основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным субъектом от бюджетов других уровней;
Обязательства по государственным гарантиям, предоставленным субъектом.
Долговые обязательства субъекта Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъектов Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов.
Муниципальный долг состоит из совокупности долговых обязательств муниципального образования.
Долговые обязательства муниципального образования существуют в формах:
Кредитных соглашений и договоров;
Займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
Договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов других уровней бюджетной системы;
Договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Суммарный объем муниципального долга включает: основную
номинальную сумму долга по муниципальным ценным бумагам; сумму основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; сумму основного долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней; обязательства по муниципальным гарантиям. предоставленным муниципальным образованием.
Для проведения эффективной финансовой политики в области государственного и муниципального заимствований особое значение имеет процесс управления государственным и муниципальным долгом. Он включает определение объемов, форм и условий заимствования, обслуживания и погашения. Во многом этот процесс оп-
рсдслястся рыночными факторами, в частности состоянием макроэкономики.
Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы Российской Федерацией. Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговым обязат«му дерации, а также по долговым обязатсльа не были гарантированы ими.
В целях регулирования размера государ ливаются его предельные объемы.
Предельные объемы государственного долга на очередной финансовый год утверждаются законом о ч>сде- ральном бюджете с разбивкой долга по (|юрмам обеспечения обязательств. Законом субъекта Российской Федерации о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете устанавливается верхний предел долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга. Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации, муниципального долга не может превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Эмиссия государственных и муниципальных ценных бумаг проводится на основании федерального закона, закона субъекта Российской Федерации или решения органа местного самоуправления об утверждении следующих показателей:
Предельного размера соответствующего государственного или муниципального долга;
Предельного объема заемных средств, направляемых Российской Федерацией, се субъектом или муниципальным образованием в текущем финансовом году на финансирование дефицита бюджета соответствующего уровня (не должен превышать для субъекта 15% объема доходов бюджета субъекта РФ на текущий финансовый год без учета финансовой помощи из федерал ценных в текущем финансовом году заем! ципалыюго образования - 10% объема д без учета финансовой помощи из федерал! субъекта Российской Федерации);
Расходов на обслуживание государ«
ного долга в текущем году (предельный ооъем не должен превышать 15% объема расходов соответствующего бюджета).
Вес поступления средств в бюджет от заимствований и других долговых обязательств, включая средства, которые расходуются на обслуживание и погашение государственного или муниципального долга, отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.
Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт по дисконтным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Погашение обязательств по государственному долгу Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальному долгу, возникших из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем вычитания суммы погашаемых обязательств из суммы поступлений из источников финансирования дефицита бюджета и отражается в программах государственных и муниципальных заимствований.
Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, а также доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.
При финансовом кризисе появляется необходимость реструктуризации долга. Реструктуризация долга - это прекращение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований или принятием других долговых обязательств в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением других условий обслуживания и сроков погашения. Реструктуризация долга может осуществляться с частичным списанием или сокращением суммы основного долга.
По соглашению сторон государственный или муниципальный долг, возникший вследствие купли-продажи государственных или муниципальных ценных бумаг, может быть заменен заемным обязательством с соблюдением требований о новации. Такая замена совершается в форме договора займа. Новация связана с тем, что обязательство прекращается соглашением сторон о замене первоначального обязательства, существовавшего между сторонами, другим обязательством между теми же сторонами, предусматривающим другой предмет или способ исполнения. Новацией прекращаются дополнительные обязательства, связанные с первоначальным обязательством.
Государственный долг РФ – это долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
Государственный долг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Федеральные органы государственной власти используют все полномочия по формированию доходов федерального бюджета для погашения долговых обязательств РФ и обслуживания государственного долга РФ.
Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
2) государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
3) договоров и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (свыше одного года до 5 лет) и долгосрочными (свыше 5 до 30 лет).
Долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.
Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.
В объем государственного внутреннего долга РФ включаются:
1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам РФ;
2) объем основного долга по кредитам, полученным Российской Федерацией;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией.
В объем государственного внешнего долга РФ включаются:
1) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией;
2) объем основного долга по полученным Российской Федерацией кредитам правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и международных финансовых организаций.
Государственный долг субъекта РФ – совокупность долговых обязательств субъекта РФ; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, составляющим казну субъекта РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в форме:
2) государственных займов субъекта РФ, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;
3) договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении государственных гарантий субъекта РФ;
5) соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств субъектов РФ прошлых лет. Долговые обязательства субъекта РФ не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
В объем государственного долга субъектов РФ включаются:
1) основная номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов РФ;
2) объем основного долга по кредитам, полученным субъектом РФ;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным субъектом РФ от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом РФ.
Долговые обязательства субъекта РФ погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 30 лет.
Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта РФ, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с Бюджетным кодексом и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
Законодательные органы субъекта РФ и органы исполнительной власти субъекта РФ используют все полномочия по формированию доходов бюджета субъекта РФ для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, которые полностью и без условий обеспечиваются всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме:
1) кредитных соглашений и договоров;
2) займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг;
3) договоров и соглашений о получении муниципальным образованием бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
4) договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных формах, за исключением предусмотренных настоящим пунктом.
В объем муниципального долга включаются:
1) основная номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;
2) объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием;
3) объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней;
4) объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга.
Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет.
Управление государственным долгом РФ осуществляется Правительством РФ. Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ. Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Законом субъекта РФ о бюджете, правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год должен быть установлен верхний предел долга субъекта РФ, муниципального долга с указанием в том числе предельного объема обязательств по государственным или муниципальным гарантиям.
Предельный объем государственного долга субъекта РФ, муниципального долга не должен превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательств РФ осуществляются за счет средств федерального бюджета. Обслуживание государственного внутреннего долга РФ производится Банком России и его учреждениями путем осуществления операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России функций генерального агента Правительства РФ по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.
Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на обслуживание государственного долга.
Обслуживание государственного внутреннего долга субъекта РФ, муниципального долга производится в соответствии с федеральными законами, законами субъекта РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
Информация о долговых обязательствах вносится уполномоченными органами в Государственную долговую книгу РФ, государственную долговую книгу субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в срок, не превышающий 3 дня с момента возникновения обязательства.
Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, подлежит обязательной передаче органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ, в порядке и в сроки, которые установлены этим органом. В Государственную долговую книгу РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично и другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством РФ.
В государственную долговую книгу субъекта РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств субъекта РФ по всем государственным заимствованиям субъекта РФ, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом исполнительной власти субъекта РФ.
В муниципальную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств муниципальных образований, о дате осуществления заимствований, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается представительным органом местного самоуправления.
2. Внешние и внутренние заимствования
Государственные внешние заимствования РФ используются для покрытия дефицита федерального бюджета и для погашения государственных долговых обязательств РФ.
Право осуществления государственных внешних заимствований РФ и заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов принадлежит РФ. От имени РФ осуществлять внешние заимствования может Правительство РФ либо уполномоченный Правительством РФ ответственный федеральный орган исполнительной власти.
Государственные и муниципальные внутренние заимствования используются для покрытия дефицитов соответствующих бюджетов, а также для финансирования расходов соответствующих бюджетов в пределах расходов на погашение государственных и муниципальных долговых обязательств. От имени РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит Правительству РФ либо уполномоченному Правительством РФ ответственному федеральному органу исполнительной власти. От имени субъекта РФ право осуществления государственных внутренних заимствований и выдачи государственных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов (займов) принадлежит единственному уполномоченному органу исполнительной власти субъекта РФ.
От имени муниципального образования право осуществления муниципальных внутренних заимствований и выдачи муниципальных гарантий другим заемщикам для привлечения кредитов принадлежит уполномоченному органу местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования.
Реструктуризация долга – это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием суммы основного долга.
Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Предельный объем государственных внешних заимствований РФ не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ.
В РФ действует единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Министерстве финансов РФ.
Министерство финансов РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ – это Государственная долговая книга РФ.
Программа государственных внешних заимствований РФ – это перечень внешних заимствований РФ на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них:
1) для несвязанных (финансовых) заимствований:
а) источника привлечения;
б) суммы заимствования;
в) срока погашения;
2) для целевых иностранных заимствований:
а) конечного получателя;
б) цели заимствования и направления использования;
в) источника заимствования;
г) суммы заимствования;
д) срока погашения;
е) гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации, предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;
ж) оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;
з) прогноза объема использования средств в очередном финансовом году.
Согласно Программе государственных внешних заимствований РФ, объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять свыше 85 % общего объема внешних заимствований, в нее (программу) включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы.
Программа государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
Программа государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований – это перечень внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований на очередной финансовый год по видам заимствований, общий объем заимствований, направляемых на покрытие дефицита бюджета и погашение государственных, муниципальных долговых обязательств.
В случае выпуска долговых обязательств РФ, субъектов РФ, муниципальных образований с обеспечением исполнения обязательств в виде обособленного имущества, программа государственных внутренних заимствований РФ, субъектов РФ, муниципальных образований должна содержать количественные данные об эмиссии указанных обязательств, выраженные в валюте РФ, а также перечень имущества, которое может служить обеспечением исполнения этих обязательств в течение срока заимствования.
Данная программа представляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ соответствующему законодательному органу в виде приложения к проекту закона о бюджете на очередной финансовый год, в которую в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенные в предыдущие годы.
Осуществление государственных или муниципальных заимствований, предоставление государственных или муниципальных гарантий иным заемщикам допускаются в случае утверждения федеральным законом, законом субъекта РФ или решением органа местного самоуправления о бюджете соответствующего уровня на текущий финансовый год следующих параметров:
1) привлечения средств из источников финансирования дефицита бюджета;
2) предельного размера государственного или муниципального долга;
3) расходов на обслуживание соответствующего государственного или муниципального долга в текущем финансовом году. При этом предельный объем расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или муниципального долга, утвержденный законом о бюджете соответствующего уровня, не должен превышать 15 % объема расходов бюджета соответствующего уровня.
Поступления в бюджет средств от заимствований и других долговых обязательств отражаются в бюджете как источники финансирования дефицита бюджета.
Все расходы на обслуживание долговых обязательств, включая дисконт, или разницу между ценой размещения и ценой погашения (выкупа) по государственным или муниципальным ценным бумагам, отражаются в бюджете как расходы на обслуживание государственного или муниципального долга.
Доходы, полученные от размещения государственных или муниципальных ценных бумаг в сумме, превышающей номинальную стоимость, доходы, полученные в качестве накопленного купонного дохода, доходы, полученные в случае выкупа ценных бумаг по цене ниже цены размещения, относятся на уменьшение фактических расходов на обслуживание государственного или муниципального долга в текущем году.
Погашение основной суммы долга РФ, долга субъекта РФ, муниципального долга, возникшего из государственных или муниципальных заимствований, учитывается в источниках финансирования дефицита соответствующего бюджета путем уменьшения объема источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
В случае выпуска государственных или муниципальных ценных бумаг, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с условиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих государственных или муниципальных ценных бумаг, имущества, явившегося обеспечением выпуска указанных государственных или муниципальных ценных бумаг.
При исполнении обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам, гарантией исполнения обязательств по которым является обособленное имущество, путем передачи кредиторам указанного имущества размер государственного или муниципального долга уменьшается на величину основного долга по погашаемым таким образом обязательствам.
3. Государственные и муниципальные гарантии
Государственной или муниципальной гарантией является способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование – гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.
Письменная форма государственной или муниципальной гарантии обязательна.
Несоблюдение письменной формы государственной или муниципальной гарантии влечет ее ничтожность.
В государственной или муниципальной гарантии указываются:
1) сведения о гаранте, включающие его наименование (РФ, субъект РФ, муниципальное образование) и наименование органа, выдавшего гарантию от имени указанного гаранта;
2) определение объема обязательств по гарантии.
Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым предоставлена гарантия.
Гарантии в основном предоставляются на конкурсной основе.
Гарант по государственной или муниципальной гарантии несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству, а обязательство гаранта перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей объему обязательств по гарантии.
Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной или муниципальной гарантии, в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.
Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний долг РФ, могут предусматривать солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных и муниципальных гарантий подлежит отражению в составе расходов бюджетов как предоставление кредитов.
Предоставление государственных гарантий РФ
Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в валюте РФ включается в состав государственного внутреннего долга РФ как вид долгового обязательства. Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии РФ, выдаваемые отдельному субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн минимальных размеров оплаты труда.
Общая сумма предоставленных государственных гарантий РФ для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга РФ как вид долгового обязательства. Отдельно должны утверждаться государственные гарантии РФ на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн долларов США.
При исполнении получателем государственной гарантии РФ своих обязательств перед третьим лицом, на соответствующую сумму сокращается внешний или внутренний государственный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов РФ либо другой орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных государственными гарантиями РФ, а также случаев осуществления государством платежей по выданным гарантиям.
Государственной Думе, на основе данных этого отчета, представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.
Государственные гарантии РФ предоставляются Правительством РФ. Министерство финансов РФ на всех переговорах о предоставлении государственных гарантий РФ заключает соответствующие соглашения от имени Правительства РФ.
В случае предоставления государственной гарантии РФ Министерство финансов РФ обязано провести проверку финансового состояния получателя государственной гарантии РФ.
Предоставление государственных гарантий субъектов РФ, муниципальных гарантий
Государственные гарантии субъектов РФ и муниципальные гарантии предоставляются субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами. В договоре о предоставлении государственной или муниципальной гарантии должно быть указано обязательство, которое ею обеспечивается.
Законом о бюджете на очередной финансовый год устанавливается перечень предоставляемых отдельным субъектам РФ, муниципальным образованиям и юридическим лицам гарантий на сумму, превышающую 0,01 % расходов соответствующего бюджета.
Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав долга субъекта РФ, муниципального долга как вид долгового обязательства.
При исполнении получателем гарантии своих обязательств перед третьим лицом на соответствующую сумму сокращается долг субъекта РФ, муниципальный долг, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Соответствующий финансовый орган ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, а также учет осуществления платежей по выданным гарантиям.
На основании данных этого учета представительному органу власти представляется подробный отчет о выданных гарантиях по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении платежей по выданным гарантиям. Государственные гарантии предоставляются соответствующим органом исполнительной власти.
Муниципальные гарантии предоставляются уполномоченным органом местного самоуправления.
В случае предоставления государственной или муниципальной гарантии соответствующий финансовый орган обязан провести проверку финансового состояния получателя указанной гарантии. Представительный орган поручает контрольному органу субъекта РФ, муниципального образования провести проверку финансового состояния получателя государственной или муниципальной гарантии.