04.03.2024

Род имен существительных в русском и немецком языке план-конспект урока по немецкому языку (5 класс) на тему. Род имен существительных в немецком языке Правила определения рода в немецком языке


Сегодня рассмотрим род существительных в немецком языке. Как и в русском языке – в немецком существует три рода: женский, мужской и средний. Но! То, что в русском женского рода в немецком может быть мужского и среднего и наоборот.

Распознать род можно по артиклю: die, der, das. Но как узнать – какой артикль должен стоять перед тем или иным существительным? А – никак. Лучшее, что можно сделать: учить слово сразу же вместе с артиклем. Но кое-какие подсказки всё же есть…

Вводную статью про артикли почитайте вот

Род существительных в немецком языке можно определить по тематике слов:


Некоторые слова, принадлежащие той или иной тематической группе бывают одного рода. Не всегда, конечно. Но совпадения можно наблюдать.

Так, например, дни недели, месяцы и времена года – исключительно мужского рода: der Freitag, der Mai, der Sommer. Части дня – тоже, но здесь есть маленькое исключение: die Nacht – женского рода.

Кроме того, к мужскому роду относятся профессии (изначально, если вы не добавили окончание -in – тогда оно превратится в женскую профессию), части света, погодные явления и осадки, марки автомобилей, спиртные напитки (кроме пива, которое среднего рода: das Bier).

Вот такую наглядную картинку я подготовила специально для вас:

А какие же немецкие существительные относятся к женскому роду?

Большинство растений в немецком языке женского рода: деревья, цветы и ягоды с фруктами. В-общем, растительность чаще женского рода. Потому что создала её матушка-природа (женского рода): die Rose, die Banane. Хотя вот грибы – преимущественно мужского рода.

Кстати! Как я сверху уже упоминала – марки машин в немецком языке -мужчины. Но: вам, наверняка, когда-нибудь встретится: die BMW. Не стоит хвататься за голову. Объяснение этому – наипростейшее: значит перед вами не автомобиль, а мотоцикл. Потому что марки мотоциклов в немецком – женского рода. Вот такой он – наш любимый и коварный немецкий язык)))

Среднего рода в немецком языке являются названия стран (большинство), континентов и многих островов, название детей и детенышей, языков, названия отелей (das Kempinski), цветов (das Rot) , букв (das C). А также отглагольные существительные, такие как: das Lachen – смех, das Essen – еда. И существительные, образовавшиеся от прилагательных: das Gute – благо.

Род немецких существительных можно определить по окончаниям

Окончания существительных – это тоже подсказка. Если, конечно,их все запомнить.

К женскому роду относятся существительные, которые заканчиваются на:

– e (большинство): die Lampe – лампа, die Erde – земля
– ei: die Bäckerei – пекарня, die Schneiderei – ателье
– heit: die Freiheit – свобода, die Krankheit – больница
– keit: die Wirklichkeit – реальность, die Süßigkeit – сладость
– Schaft: die Freundschaft – дружба
– ung: die Endung – окончание, die Heizung – отопление
– слова иностранного происхождения, заканчивающиеся на – ät, ik, ion, ie, ur, enz: die Universität – университет, die Kritik – критика, die Nation – нация, die Demokratie – демократия и т.д.

К мужскому роду относятся существительные, заканчивающиеся на:

– er: der Koffer – чемодан, der Spieler – игрок
– en: der Rasen – газон, der Ofen – печь
– ig: der Essig – уксус, der Honig – мед
– ling: der Zwilling – близняшка, der Frühling – весна
– слова инотстранного происхождения, заканчивающиеся на -or, – ist, – ismus: der Organisator – организатор, der Pessimist – пессимист, der Optimismus – оптимист

А вот следующие окончания дают нам сигнал, что перед нами существительное среднего рода:

– chen -lein уменьшительно-ласкательные:das Mäuschen – мышонок, das Mäuslein – мышонок

– ment: das Instrument – инструмент, das Dokument – документ
– nis: das Geheimnis – секрет, das Ergebnis – результат
– tum: das Eigentum – имущество
– um: das Museum – музей, das Zentrum – центр

Знаете, что я делаю, когда не знаю точного рода, а сказать надо в данной ситуации правильно? Только тссс, никому не говорите про этот метод. В-общем: я делаю слово уменьшительно-ласкательным. Вместо Tisch – говорю Tischchen, вместо Hase – Haschen. Хотя это сомнительный метод: не все слова могут иметь такую форму. А во-вторых, прибавление такого окончания иногда зовет за собой и изменение корня – там могут появится страшные умлауты и повлчеь за собой другу ошибку. Иногда я к этому мини-методу прибегаю 🙄

Итак: не все существительные немецкого языка попадают под приведенные правила. Поэтому совет остается неизменным: учить слово с его артиклем и почаще практиковать. Только постоянная концентрация на существительных и их роде даёт результат. Есть еще специальные онлайн-упражнения в интернете на определение рода, можете попробовать. И да: не бойтесь ошибиться в разговоре и применить неверный артикль, ведь даже немцы иногда тоже путают род немецких существительных.

Род существительных (сущ.) в немецком языке представляет особую сложность для изучающих язык, поскольку род немецких слов часто не совпадает с родом русских, а иногда даже кажется нелогичным (например, der Busen – грудь (женская), das Mädel – девушка, das Kind – ребёнок).

В немецком языке существует три рода сущ.: мужской (Maskulinum ), женский (Femininum ) и средний (Neutrum ). Им соответствуют артикли: ein и der – мужскому роду, eine и die – женскому, ein и das – среднему. На начальном этапе обучения рекомендуется учить слова сразу с артиклем, так как зачастую определить род без артикля бывает сложно. Тем же, кто относит себя к продвинутым в изучении немецкого, помогут определить род значения слов и их суффиксы и приставки. Однако определить род, следуя правилам, можно приблизительно в 50% случаев.

Как правило, к мужскому роду в немецком языке относятся сущ. со следующими суффиксами:

  • -er-: der Lehrer, der Zucker, der Computer. НО! das Messer, das Fenster, das Monster.
  • -ig-: der Honig, der Käfig, der Essig.
  • -ich-: der Teppich, der Anstrich, der Kranich.
  • -ling-: der Lehrling, der Frühling, der Zwilling. НО! Die Reling
  • -el-: der Schlüssel, der Ärmel, der Apfel.
  • -s-: der Schnaps, der Keks, der Krebs.
  • -ismus-: der Hinduismus, der Kapitalismus, der Sozialismus.
  • -ant-: der Praktikant, der Demonstrant, der Lieferant.
  • -or-: der Motor, der Konduktor, der Rektor.
  • -eur-/ör: der Friseur, der Ingenieur, der Kollaborateur, der Likör.
  • -us-: der Zirkus, der Kasus, der Numerus.
  • -ent-: der Student, der Dozent, der Produzent.
  • -ist-: der Polizist, der Kommunist, der Spezialist.
  • -är-: der Revolutionär, der Reaktionär, der Millionär.
  • -loge-: der Kardiologe, der Philologe, der Biologe.
  • -and-: der Proband, der Doktorand, der Habilitand.
  • -ast-: der Gymnasiast, der Fantast, der Kontrast.

К мужскому роду относятся также сущ.:

  • образованные от корня глагола, иногда с изменением корневой гласной: der Schluss, der Fall, der Gang.
  • Некоторые слова с суффиксом -е- (т.н. слабое склонение), обозначающие существ мужского пола (животные, люди, национальности): der Hase, der Junge, der Zeuge, der Russe, der Pole…

К женскому роду относится большая часть сущ. c суффиксами:

  • -e-: die Liebe, die Brille, die Schule. НО! Der Name, das Interesse, das Ende.
  • -ung-: die Wohnung, die Übung, die Werbung.
  • -keit-: die Geschwindigkeit, die Kleinigkeit, die Höflichkeit.
  • -heit-: die Wahrheit, die Einheit, die Krankheit.
  • -schaft-: die Freundschaft, die Liebschaft, die Verwandtschaft.
  • -ei-: die Druckerei, die Polizei, die Bücherei.
  • -ie-: die Kopie, die Geographie, die Familie.
  • -ät-: die Universität, die Qualität, die Realität.
  • -itis-: die Bronchitis, die Pankreatitis, die Cholezystitis.
  • -ik-: die Musik, die Politik, die Klinik.
  • -ur-: die Kultur, die Frisur, die Temperatur.
  • -age-: die Reportage, die Garage, die Blamage.
  • -anz-: die Ignoranz, die Toleranz, die Distanz.
  • -enz-: die Intelligenz, die Existenz, die Tendenz.
  • -ion-: die Lektion, die Station, die Explosion.
  • -a-: die Kamera, die Ballerina, die Aula.
  • -ade-: die Olympiade, die Ballade, die Marmelade.
  • -ette-: die Tablette, die Pinzette, die Toilette.
  • -ose-: die Neurose, die Sklerose, die Psychose.
  • — st- , образованные от глаголов: die Gunst, die Kunst. НО! Der Verdienst.
  • -t- , образованные от глаголов: die Fahrt, die Macht, die Schrift.

К среднему роду относятся сущ. с суффиксами:

  • -chen- , иногда с чередованием гласных в корне: das Märchen, das Mütterchen, das Hähnchen.
  • -lein- , также с чередованием в корне: das Büchlein, das Fräulein, das Kindlein.
  • -um-: das Museum, das Stadium, das Datum.
  • -ment-: das Regiment, das Dokument, das Engagement.
  • -ett-: das Ballett, das Tablett, das Büfett.
  • -ma-: das Thema, das Klima, das Schema.
  • -ing-: das Shopping, das Training, das Jogging. НО! der Browning, der Pudding.
  • -o-: das Auto, das Konto, das Büro.
  • -in-: das Benzin, das Cholesterin, das Nikotin.

К среднему роду также относятся:

  • отглагольные сущ., образованные от инфинитива: das Lesen, das Schreiben, das Hören.
  • большинство сущ. с окончанием -tum : das Christentum, das Altertum, das Eigentum. НО! der Irrtum, der Reichtum.
  • большинство сущ. с окончанием -nis : das Ergebnis, das Bekenntnis, das Verständnis. НО! die Erkenntnis, die Kenntnis, die Erlaubnis, die Finsternis.
  • большинство сущ. с приставкой ge- : das Gedicht, das Gemüse, das Gelände. НО! die Gefahr, die Geschichte.
  • субстантивированные прилагательные: das Böse, das Gute, das Schlimmste.

Род сущ. в немецком языке можно определить и по значению, хотя в этом случае ещё больше исключений.

Так, к мужскому роду относятся названия:

  • живых существ мужского пола: der Vater, der Arzt, der König;
  • дней недели, месяцев, времён года, частей света, явлений природы: der Montag, der Winter, der Süden, der Schnee;
  • марок автомобилей поездов: der Mercedes, der VW, der Express;
  • минералов, камней, в т.ч. драгоценных: der Sand, der Smaragd, der Rubin;
  • большинство названий напитков: der Wein, der Cognac, der Tee. НО! Die Milch, das Bier, das Wasser.

К женскому роду относятся названия:

  • лиц женского пола: die Frau, die Schwester, die Tochter. НО! das Weib, das Mädel, das Fräulein;
  • деревьев и цветов, некоторых фруктов: die Birke, die Eiche, die Narzisse, die Mango. НО! Der Apfel, der Pfirsich, das Vergissmeinnicht;
  • самолётов, кораблей, марок сигарет: die Boeing, die Falcon, die Titanic, die Europa, die Kamel, die Marlboro;
  • чисел: die Drei, die Zehn, die Million. НО! das Dutzend.

К среднему роду относятся названия:

  • молодых существ: das Kind, das Baby, das Ferkel;
  • металлов и химических элементов: das Kalzium, das Eisen, das Jod. НО! Der Schwefel, der Phosphor, сложные сущ. с корнем -stoff: der Wasserstoff, der Sauerstoff;
  • дробных числительных: das Viertel, das Drittel, das Zehntel;
  • стран, континентов и городов: das alte Europa, das heiße Afrika, das kalte Sibirien. НО! Die Schweiz, die Ukraine, die Niederlanden (pl), die USA (pl), die Türkei, die Slowakei, die Mongolei, der Iran, der Irak, der Jemen, der Sudan;
  • физических единиц измерения: das Volt, das Ampere, das Kilogramm.

Немецкий язык славится своими составными словами (в которых 2 или больше корня). Род таких сущ. определяется по последнему слову:

Das Blei + der Stift = der Bleistift.

Die Reihe + das Haus = das Reihenhaus.

Das Schlafzimmer + die Tür = die Schlafzimmertür.

Если вы всё же сомневаетесь и не можете точно определить род сущ. в немецком языке, то не ленитесь заглянуть в словарь – тогда точно не ошибётесь.


Der, die или das? Как определить артикли в немецком языке? Когда ставить определенный или неопределенный артикль? Как определить род существительного и как употреблять немецкие артикли? Практически перед всеми существительными в немецком языке стоит маленькое слово, которое пугает даже носителей языка, но нас не запугать, разбираем в нашем видео и статье.


Cуществительные в немецком языке, как и в русском, имеют категорию рода - мужского, женского или среднего. При этом род существительных в немецком и русском языках часто не совпадает. Например:

das Haus - среднего рода, а дом - мужского рода
die Fliese - женского рода, а кафель - мужского рода

Поэтому существительные необходимо заучивать с артиклем, который и указывает род существительного. Запоминание рода существительных часто вызывает трудности, однако многие существительные имеют некоторые признаки, которые помогают определить род этих существительных. Род существительных можно определить:

- по значению слова;
- по способу словообразования (по форме слова).

1.1. Мужской род (по значению)

Лица мужского пола — der Mann (мужчина), der Junge (мальчик)
- животные мужского пола — der Bär (медведь)
- стороны света — der Norden (север)
- времена года — der Sommer (лето), der Winter (зима)
- названия месяцев — der Januar (январь), der Mai (май), der September (сентябрь)
- дни недели — der Montag (понедельник), der Mittwoch (среда), der Sonntag (воскресенье)
- времена суток — der Morgen (утро), но die Nacht (ночь)
- осадки — der Regen (дождь), der Schnee (снег)
- минералы — der Granit (гранит)
- камни — der Rubin (рубин)
- названия гор — der Harz (Гарц)
- названия озер — der Baikal (Байкал)
- спиртные напитки — der Wodka (водка), der Sekt (игристое вино), но das Bier (пиво)
- денежные единицы — der Euro (евро), но die Kopeke (копейка), die Krone (крона), die Mark (марка)
- небесные тела — der Mond (луна), но die Venus (венера), die Sonne (солнце)
- названия автомобильных марок — der Opel, der BMW

1.2. Мужской род (по форме)


-er — der Fahrer (водитель)
-ler — der Sportler (спортмен)
-ner — der Gärtner (садовник)
-ling — der Lehrling (ученик)
-s — der Fuchs (лиса)

Примечание: не путайте суффикс <-er> в производных существительных со словами, корень которых заканчивается на <-er> : die Mutter, die Tochter, das Fenster и т.д.


Иностранные слова (в основном одушевленные) с суффиксами:
-ent — der Student (студент)
-ant — der Laborant (лаборант)
-ist — der Publizist (публицист)
-et — der Poet (поэт)
-ot — der Pilot (пилот)
-at — der Kandidat (кандидат)
-soph — der Philosoph (философ)
-nom — der Astronom (астроном)
-graph — der Photograph (фотограф)
-eur — der Ingenieur (инженер)
-ier — der Pionier (пионер)
-ar — der Jubilar (юбиляр)
-är — der Sekretär (секретарь)
-or — der Doktor (доктор)

Примечание: неодушевленные существетельные с суффиксами <-ent>, <-at>, <-et> могут быть как мужского, так и среднего рода: der Kontinent - das Patent , der Apparat - das Referat , der Planet - das Alphabet .

Существительные, образованные от корня глаголов без суффикса (часто с изменением корневой гласной)
der Ga ng — (от ge hen)
der Gru ß — (от grü ßen)
der Spru ng — (от spri ngen), но das Spiel



2.1. Женский род (по значению)

- лица женского пола — die Frau (женщина), но das Mädchen (см. средний род)
- животные женского пола — die Kuh (корова), но das Huhn (курица), das Schaf (овца)
- названия деревьев — die Birke (береза), но der Ahorn (клён)
- названия цветов — die Aster (астра), но der Mohn (мак), der Kaktus (кактус)
- названия ягод — die Himbeere (малина)
- название фруктов и овощей — die Birne (груша), но der Apfel (яблоко), der Pfirsich (персик), der Kohl (капуста), der Kürbis (тыква)
- большинство немецких рек — die Elbe, die Oder, die Spree , но der Rhein, der Main, der Neckar

2.2. Женский род (по форме)

Существительные с суффиксами:
-in die Laborantin (лаборантка)
-ung —die Übung (упражнение)
-heit —die Freiheit (свобода)
-keit —die Möglichkeit (возможность)
-schaft —die Landschaft (ландшафт)
-ei —die Malerei (живопись)

Иностранные слова с ударными суффиксами:
-ie —die Chemie (химия)
-tät —die Universität (университет)
-tion —die Station (станция)
-ur —die Kultur (культура)
-ik —die Physik (физика)
-age —die Reportage (репортаж)
-ade —die Fassade (фасад)
-anz —die Ambulanz (амбулатория)
-enz —die Existenz (существование)

Большинство существительных с суффиксом -e (в основном, двухсложные) :
die Liebe (любовь)
die Kälte (холод)
die Hilfe (помощь)
die Lampe (лампа)

Примечание: есть также ряд существительных мужского рода , оканчивающихся на -e: der Kollege, der Russe, der Junge, der Name, der Gedanke, der Käse и несколько существительных среднего рода : das Ende, das Interesse, das Auge.

Существительные, образованные от глаголов при помощи суффикса -t :
die Fahrt (езда)
die Kunst (искусство)
die Macht (мощь)

Шпаргалки по теме, чтобы сохранить себе и пользоваться:


3.2. Средний род (по форме)

Существительные с суффиксами:
-chen —das Mädchen (девочка)
-lein —das Tischlein (столик)
-(s)tel —das Fünftel (одна пятая)

Большинство существительных с суффиксами:
-tum
das Eigentum (собственность), но der Reichtum , der Irrtum -nis
das Verhältnis (отношение), но die Kenntnis , die Erlaubnis

Иностранные слова (предметы и абстрактные понятия), оканчивающиеся на:
-(i)um —das Stadium (стадион)
-ett —das Kabinett (кабинет)
-ment —das Dokument (документ)
-ma —das Drama (драма)
-o —das Kino (кинотеатр)

Существительные с приставкой Ge- :
das Ge wässer (воды)
das Ge birge (горная цепь)
das Ge mälde (картина)

Субстантивированные инфинитивы:
das Laufen (бег) — от laufen (бегать)
das Lesen (чтение) — от lesen (читать)

Интегрированный урок русского и немецкого языка.

Учитель русского языка Макарова Е.В., учитель немецкого языка Часова Н.В.

Цель: выявить различия, свойственные категории рода в русском и немецком языке, определить значение категории рода в языке, привлечь внимание к проблеме окружающей среды.

Планируемые результаты:

Личностные : проявление отношения к экологической проблеме.

Предметные : умение строить монологическое высказывание с аргументацией.

Метапредметные:

  • познавательные

Осуществлять подбор аргументов для решения учебных задач.

  • коммуникативные

Умение участвовать в общей беседе;

Умение формулировать высказывание;

Умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебных задач.

  • регулятивные

Умение выполнять действие в соответствии с планом;

Умение выполнять самооценку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского и немецкого языка.

Учитель русского языка Макарова Е.В., учитель немецкого языка Часова Н.В.

Тема: Род имен существительных в русском и немецком языке

Цель: выявить различия, свойственные категории рода в русском и немецком языке, определить значение категории рода в языке, привлечь внимание к проблеме окружающей среды.

Планируемые результаты:

Личностные : проявление отношения к экологической проблеме.

Предметные : умение строить монологическое высказывание с аргументацией.

Метапредметные:

  • познавательные

Осуществлять подбор аргументов для решения учебных задач.

  • коммуникативные

Умение участвовать в общей беседе;

Умение формулировать высказывание;

Умение осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебных задач.

  • регулятивные

Умение выполнять действие в соответствии с планом;

Умение выполнять самооценку.

Ход урока:

  1. Организационный момент

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.

Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать

  1. Постановка цели и задач

У 1: Guten Tag, liebe Kinder. Heute haben wir eine ungewöhnliche Stunde. 2 Lehrerinnen werden mit ihnen arbeiten: Deutschlehrerin und Russischlehrerin.

У 2: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке с вами будут работать 2 учителя: учитель русского и немецкого языка

У 2: Ребята, внимательно послушайте отрывок из рассказа Л.Успенского (аудиозапись)

Как-то совершенно случайно мне пришлось присутствовать при весьма забавном и вместе с тем поучительном споре.

За обеденным столом небольшого кавказского ресторана сидели три уже немолодые женщины – русская, немка и армянка. Они спокойно ели борщ. Внезапно на пол со звоном упала большая суповая ложка.

Ага! – проговорила русская женщина, вспомнив смешную старинную примету.- Какая-то дама собралась к нам в гости. Ложка упала!

Почему дама?- удивилась немка. – Ложка – «дер лëффель»! Ложка – мужского рода. Должен какой-нибудь мужчина прийти…

Русская возмутилась:

Ну вот еще! Это если бы ножик упал, тогда это значило бы мужчину. Ножик – мужского рода…

Ха-ха-ха! – засмеялась немка. – Ножик мужского рода? Да ведь если ножик упадет, это ничего не значит. Он – «дас мессер» - рода среднего.

Армянка сидела молча и с недоумением смотрела то на ту, то на другую из спорящих. Наконец она наклонилась ко мне.

Простите, - шепнула она, - но я ничего не понимаю… Я вижу тут какое-то забавное суеверие. Но на чем оно основано? Почему ножик может чем-то напоминать мужчину или ложка – женщину? Мне это непонятно. (Л.Успенский)

У 2: Попытайтесь объяснить ситуацию, которая возникла в ходе разговора трех женщин.

Ответы учеников: (… есть языки, в которых у существительных нет никакого рода – ни мужского, ни женского, ни среднего. Их называют «безродовыми» языками. Это английский, финский, турецкий, китайский и другие языки. В армянском языке у существительных тоже нет никаких родов, поэтому армянке действительно невозможно объяснить, почему русские верят, что если упала ложка – придет женщина, а если ножик – мужчина.

… есть языки, в которых существительные имеют только два рода. Это французский, испанский, итальянский, молдавский и другие языки).

У 2: Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А какую тему вы предложите для нашего урока?

Ученики: Род имен существительных

  1. Актуализация знаний

У 2: Для начала заполним таблицу ЗХУ:

  1. Какие части речи (знаменательные или служебные) имеют значение рода? (знаменательные)
  2. Все ли знаменательные части речи имеют значение рода? (не имеют числительные и наречия)
  3. Сколько родов есть в русском языке? (три)
  4. Сколько родов есть в немецком языке? (три)
  5. Как определить род имени существительного в русском языке? (Определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по окончанию имени существительного или задав вопрос)
  6. Изменяется ли существительные по родам?

У.2: Какую цель мы поставим сегодня для себя? А что нам для этого нужно будет сделать.

(Ответы учеников)

Это и будет являться задачами нашего урока.

У 1: Ребята, у вас на столах в каждой группе лежит солнышко, но оно грустное и совсем не светит, ваша задача, получить как можно больше лучей за работу на уроке.

4. Изучение нового материала

Работа в группах:

Задание 1.

У2.Перед вами в красном конверте три домика с необычными адресами. На вывесках условные обозначения рода существительных.

Ребята, «разнесите» слова и словосочетания из конверта так, чтобы все попали на свои места.

М.Р. Ж.Р Ср.р

Мир защита авто

Город планета животное лес почва живое существо

Человек река предприятие

троллейбус опасность озеро

автобус природа дерево

двор защита окружающей среды

мусор фабрика трамвай улица средство передвижения гора самолет проблема завод бутылка автомобиль деревня бумага

Назовите однокоренные существительные, которые попали в разные домики (авто – автомобиль, дерево - деревня)

Назовите слово или словосочетание, являющееся обобщающим для всех этих слов (защита окружающей среды ).

Анализ результатов работы с таблицей.

Выводы делают сами ученики, учитель русского языка помогает

У 2: в русском языке существуют существительные не только мужского, женского и среднего рода, но и существительные общего рода.

Я сейчас вам загадаю загадки, а вы мне назовете существительные общего рода (жадина, неряха, растяпа)

Задание 2

1.В доме - грязь, черна рубаха,

А зовут его….

2.Ничего на целом свете

Не поделит с вами Петя:

Ни ватрушку, ни игрушку,

Ни забавную зверушку…

И кричат мальчишке дети:

«Эх и …ты, Петя!»

3.Круглый год у нас потери:

Календарь на той неделе,

В прошлом месяце – билет,

В этом – книга и пакет.

Невиновна вся семья,

Ведь … это - я!

Работа с кроссвордом:

Задание 3

В синем конверте лежит кроссворд, вы должны посовещаться и решить его

Кроссворды

1. Сонливый, любящий много спать человек (разг.). СОНЯ

2. Ненасытный, прожорливый человек (разг.). ОБЖОРА

3. Работник пищевой промышленности. ПИЩЕВИК

4. Тот, кто затевает ссоры, драки (разг.). ЗАДИРА

5. Человек, который зазнаётся (разг.). ЗАЗНАЙКА

6. Лицо с высшим медицинским образованием, лечащее больных. ВРАЧ

7. Специалист по земледелию и сельскому хозяйству. АГРОНОМ

8. Руководитель печатного издания. РЕДАКТОР

У.2 Подводим небольшой итог: Сущ. общего рода, как к мужскому полу, так и к женскому.

У.2 На столах лежат желтые памятки для каждого:

  1. Физкультминутка

(Дети выполняют упражнения)

Задание 4

У.2 А теперь проверим свои знания, проведем тестирование

У вас на столах лежат карточки буквами м, ж, с. Проверяем, поднимая правильную карточку.

1.Определи род имени существительного: ШАМПУНЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

2. Определи род имени существительного: КАРТОФЕЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

3. Определи род имени существительного: МАШИНА

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

4.Определи род имени существительного: ТЮЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

5.Определи род имени существительного: ПОЛЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

6. Определи род имени существительного: ПЕЧЕНЬЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

7. Определи род имени существительного: КРОВАТЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

8. Определи род имени существительного: СНЕГИРЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

9) Определи род имени существительного: СОЛНЦЕ

  • а) мужской род
  • б) женский род
  • в) средний род

10) Определи род имени существительного: РОЯЛЬ

  • а) мужской род
  • б) женский род

Задание 5

У1: А теперь проделаем то же самое только с зеленым конвертом. Обращаем внимание на род русского перевода!

У 1: в немецком языке существуют существительные трех родов, определить принадлежность существительного к тому или иному роду можно по суффиксу существительного. При возникновении сложных случаев необходимо обратиться к словарю. Род слова в немецком языке очень часто не совпадает с родом слова в русском, поэтому для вас лучше при запоминании слов учить их сразу вместе с артиклем.

Maskulinum Femininum Neutrum

Umweltschutz Gefahr Problem

Planet Stadt Wasser

Wald Natur Auto

Boden Welt Dorf

Mensch Luft Verkehrsmittel

Fluss Umwelt Flugzeug

Obus Fabrik Papier

Bus Straße Kleidungstück

See Berg Tier

Betrieb Straßenbahn Lebewesen

Hof Flasche Werk

Müll

Задание 6. Работа учащихся со словарями.

У.1 В наших книжных словарях существительные стоят уже с артиклями, а в больших словарях вы не найдете артиклей. Вспомним, как можно в них определить род существительных. Обратимся к словарям.

У.1 Na gut, ihr habt gut gearbeitet.

Ребята, вы уже определили обобщающее слово для этих всех слов в русском языке, найдите его в немецком варианте. (Der Umweltschutz)

Природа дом живой!
В нем связаны - от века и до века -
Лишь тонкой ниточкой одной
Судьба земли с судьбою человека!

Природа не потерпит пустоты:
Где много взял - там мало не положишь,
А если навредил - уже не сможешь
Добиться первозданной чистоты!

Природа - храм!
Природа - не дворец,
В котором можно жить и веселиться!
К ней бережно и чутко относиться
Нам завещал ее создатель и творец.

У.1 Ich nehme dieses Gedicht nicht zufällig. Vermutet bitte wofür wird die Rede in nächstem Text?

Hört bitte zu! (Прослушивание текста)

Ответы детей о чем речь в тексте.

У.1 Nun lesen wir!

У.1 Sucht bitte im Text Antworten auf die Fragen:

  • Warum ist die Erde in Gefahr?
  • Was verschmutzt unsere Umwelt?
  • Warum müssen wir unsere Umwelt schützen?
  • Haben alle Länder auf der Erde ökologische Probleme?

6. Выводы по уроку:

У2: для чего нужно знать род имени существительного? (Чтобы правильно употреблять существительные в речи: в сочетании с прилагательными, местоимениями)

У1: Warum ist das Problem des Umweltschutz ist ein internationales Problem? Почему защита окружающей среды актуальна в наше время во всех странах?

У.2: Ребята, что вы сегодня узнали на уроке:

Ответы детей:

Важно знать род имени существительного, так как это позволяет грамматически верно использовать существительные в речи.

Род в русском и немецком языках у имен существительных не совпадает, поэтому иностранные существительные лучше запоминать по родам,

При возникновении затруднений при определении рода имени существительного лучше всего обращаться к словарю, где указан правильный род имени существительного.

7. Домашнее задание:

По русскому языку: Параграфы 91-92 выучить правила.

На «5» сочинить сказку с существительными общего рода.

По немецкому языку: im Arbeitsbuch S. 74-75 Üb. 1