16.02.2024

Коррекционный педагог. Кто такой коррекционный педагог


Многие люди считают, что коррекционная педагогика - это педагогика, направленная на коррекцию детей с трудным поведением. В народе их называют «запущенными» или детьми из неблагополучных семей. Но уже давно коррекционная педагогика в начальном образовании приобрела и другие направления. Но давайте разберемся.

Кто такой коррекционный педагог?

Специальность "Коррекционная педагогика в начальном образовании" направлена на то, чтобы помогать в обучении детям с ограниченными возможностями и нарушенным интеллектом. Это могут быть как врожденные заболевания, так и приобретенные.

Такие дети обучаются в определенном коррекционном учреждении, где как раз и работают коррекционные педагоги. Они ослабляют или замещают недостатки в развитии.

В задачи коррекционного педагога входит:

  • Осуществлять педагогический контроль.
  • Планировать цели и задачи уроков, ориентируясь на каждого ребенка.
  • Оценивать процесс и результаты деятельности.
  • Проводить педагогическую диагностику.
  • Работать с родителями детей.
  • Подбирать программу с учетом особенностей класса.
  • Создавать предметно-развивающую среду в кабинете.
  • Писать отчеты по каждому ребенку.

С кем работает коррекционный педагог?

Отвечая на этот вопрос, проще сказать, с кем коррекционный педагог не работает. Дети с аутизмом, синдромом Дауна, синдромом дефицита внимания и гиперактивности, с нарушениями опорно-двигательной системы, а также слабовидящие и слабослышащие. Поэтому идя учиться на специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании», люди нередко получают несколько дополнительных специальностей. Эта профессия позволяет постоянно находиться в процессе изучения, так как существует очень много отраслей коррекционной педагогики.

Где учиться?

На коррекционного педагога учат в техникумах, колледжах и университетах. Если у специалиста есть уже то он может пройти курсы для повышения квалификации. Выбирая такие курсы, ориентируйтесь не на цену, а на то, чтобы вас учили заниматься по ФГОС.

Коррекционная педагогика в начальном образовании - это не самая легкая профессия. Для нее необходим не только определенный характер, но еще и ощущение призвания к профессии. И хотя перед тем как пойти учиться в колледж или ВУЗ, подростки не думают о том, как будет в будущем складываться их профессиональная жизнь, есть ряд научных книг, которые могут помочь определиться с выбором профессии.

С чего начать изучение?

В ней вы сможете найти информацию:

  • Об основах педагогики и конкретной ее области - специальной (коррекционной) педагогики.
  • О школьной дезадаптации.
  • О воспитательных отношениях и организации коррекционно-развивающего образования.
  • О педагогической диагностике.
  • Об основных направлениях коррекционной педагогики.
  • О развитии и совершенствовании пространственных представлений, координации движений кистей и пальцев рук, зрительного восприятия.

Книга состоит из целого вводного курса, в котором кроме вышеперечисленного рассказывается обо всем, с чем может столкнуться специалист.

Методы в коррекционной педагогике

Коррекционная педагогика в начальном образовании основывается на нескольких определенных методах.

  1. Метод беседы или метод сбора психолого-педагогических данных посредством общения педагога с ребенком. При этом многое зависит от умения педагога создать эмоционально-психологическую атмосферу, подходящую для ребенка. Педагог в процессе беседы не только трактует слова, но и невербальные знаки. Такой метод в коррекционной педагогике подходит только для детей с развитыми речевыми функциями.
  2. Такой метод делится сразу на несколько разных способов. За ребенком можно наблюдать, включаясь в процесс его деятельности, или же наоборот, стоя в стороне. Можно делать это открыто или же напротив, закрыто, с помощью зеркала Гизелла. Обычно педагог ведет план своих наблюдений, записывает ощущения и мысли, а после анализирует полученный материал. Однако есть и минусы у такого способа - каждый человек трактует увиденное по собственным стандартам.
  3. Метод анкетирования. Самый стандартный и распространенный метод. Дети в начальной школе не всегда в состоянии заполнить анкету, поэтому он подходит не для каждого вида учреждения и не каждому ребенку.
  4. Метод педагогического эксперимента. к При таком методе используются анкетные данные, беседы, наблюдения и многое другое. Установление связей и закономерностей - главная цель такого метода.
  5. Метод и анамнестических сведений. При таком методе изучается и на основе его истории болезни выставляется диагноз. Также в исследование входит просмотр поделок, школьных тетрадей и многого другого, что сделал ребенок.
  6. Метод изучения документации. На каждого и школы ведут определенное досье. Именно по нему коррекционные педагоги могут, проанализировав, сделать выводы.

Это самые простые и многим известные способы. Однако существуют и более серьезные методы, такие как ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум), где собирается и обрабатывается абсолютно вся информация, полученная психологами, логопедами, родителями, социальными работниками, коррекционными педагогами и врачами. Целью такого метода является составление индивидуального плана развития ребенка.

Немного статистики

Несмотря на востребованность специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании», зарплата довольно низкая в регионах России. С кризисом ситуация ухудшилась. На основании статистических данных зарплата в Москве упала с 40 до 30 тысяч рублей. Но спрос на коррекционных педагогов не упал, и вакансий достаточно большое количество. Такой же спрос можно наблюдать в Ленинградской области и в Алтайском крае.

Самые высокие зарплаты в Московской области и республике Татарстан - по 32,5 тысячи рублей. Чуть ниже Ленинградская область с зарплатой в 30 тысяч рублей. И закрывает топ-5 Астраханская и Кемеровская области с оплатой труда в 18 и 16 тысяч соответственно.

Однако выбирая, поступать в вуз по специальности «Коррекционная педагогика в начальном образовании» или нет, стоит ориентироваться не только на зарплату и востребованность в вашем регионе - важнее то, хотите ли вы посвятить этому жизнь!

Что такое коррекционная педагогика

Коррекционная педагогика берет свое начало в 1929 году, когда В. П. Кащенко опубликовал свою работу «Лечебная (коррекционная) педагогика». С этого момента возникло направление в обучении детей с трудностями в обучении. Сам же термин «коррекционная педагогика» появился намного позже, в 1988 году, его ввела в обращение Г.Ф. Кумарина - доктор педагогических наук, профессор.

Замечание 1

Коррекционная педагогика или как принято еще говорить специальная педагогика – это область педагогической науки, которая ставит перед собой задачу изучить и сформировать условия обучающей и воспитательной деятельности в отношении детей с различными нарушениями в психической и физической сфере для того, чтобы эти дети могли достичь максимально возможного для их состояния развития личности, образования и самостоятельной жизни.

Коррекционная педагогика занимается обучением детей из следующих категорий:

  • с отсутствием или нарушениями слуха
  • слепые или с серьезными нарушениями зрения
  • дети с задержкой в интеллектуальном развитии
  • дети с нарушениями эмоционального развития
  • дети с нарушениями функции ОДА
  • дети с психическими нарушениями

Коррекционная педагогика изучает и разрабатывает методы которые будут эффективными в обучении этих детей и их адаптации к обычной жизни.

Объектами современной коррекционной педагогики являются разного рода ситуации, в которых есть вероятность дефективного развития ребенка, нарушения в процессе адаптации, когда ребенок не может приспособиться к социальной среде, ситуации, когда у ребенка наблюдается социальная, психическая и школьная неприспособленность.

Кто такой коррекционный педагог

Работу с детьми у которых имеются психические, физические, интеллектуальные и другие нарушения ведет такой специалист как коррекционный педагог (или иначе дефектолог). Особенность этих детей состоит в том, что им необходимо не только помощь в обучении, развитии и воспитании, им так же требуется лечение. Ребенок, с которым занимается коррекционный педагог, мог родиться с подобными нарушениями или же эти нарушения могут быть приобретенными.

Перед коррекционным педагогом стоит ряд весьма важных задач, от реализации которых во многом зависит будущее этих детей. Во-первых, коррекционный педагог должен осуществлять педагогический контроль над своими подопечными. При планировании обучающих и воспитательных целей и задач он должен учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Крайне важно, чтобы педагог мог дать оценку процессу воспитательной и образовательной деятельности, при необходимости внести коррективы.

Педагог должен уметь взаимодействовать не только с детьми, но и с их родителями, - благодаря совместной работе как в коррекционном учреждении, так и дома, удастся достичь более высоких результатов.

Для благоприятного развития детей с трудностями в обучении необходимо чтобы на занятии была создана соответствующая предметно-развивающая обстановка. Педагог должен использовать те учебные средства, которые способны повысить результативность занятий.

Подопечные коррекционного педагога – это дети с абсолютно разными нарушениями. Коррекционный педагог работает с детьми, страдающими:

  • глухотой
  • слепотой
  • аутизмом
  • синдромом Дауна
  • гиперреактивностью
  • синдромом нарушения внимания
  • ДЦП и др.

Замечание 2

Обычно коррекционный педагог специализируется в одном или нескольких направлениях, чаще всего он имеет и дополнительную специальность, которая ему помогает осуществлять свою деятельность.

Профессиональные и личностные качества коррекционного педагога

Личность педагога состоит из нескольких обязательных элементов:

  • профессиональных качеств
  • компетентности
  • личных качеств

Коррекционный педагог играет особую роль в жизни детей с трудностями обучения. Для таких детей педагог - это «окно» в мир нового, неизведанного, и увлекательного. Именно поэтому педагог, который работает с коррекционными детьми, должен в первую очередь быть для таких детей другом и помощником.

Успех педагогической деятельности в отношении таких детей, посещающих коррекционную школу, во многом зависит от личностных качеств самого педагога. Коррекционный педагог в первую очередь должен обладать следующим набором необходимых в его работе качеств:

  • доброта
  • любовь
  • уважение
  • тактичность
  • честность
  • справедливость
  • инициативность
  • деятельность
  • уверенность

Педагог должен преследовать гуманистические идеалы, для него его подопечные такие же состоявшиеся люди, как и все остальные. Важно чтобы коррекционный педагог всегда сам отслеживал свое психоэмоциональное состояние, так как оно прямым образов влияет на психическое и интеллектуальное состояние учеников.

Работать с особыми детьми крайне непросто. Поведение детей иногда может шокировать неподготовленного человека, потому коррекционный педагог должен проявлять терпение и такт в работе с детьми, должен владеть ситуацией.

Необходимо чтобы педагог поэтапно планировал свою деятельность, ставил посильные задачи, для детей, которые будут способствовать их развитию.

Ученые разработали ряд требований, которым должен соответствовать коррекционный педагог. При работе педагог должен:

  • брать во внимание всю социально-биологическую картину ребёнка
  • обладать как достаточными теоретическими знаниями, так и практическими навыками
  • любить и импонировать детям
  • организовывать внеклассные мероприятия для детей
  • распределять посильные обязанности между детьми
  • планировать совместную работу класса
  • использовать наглядный материал
  • развивать творческое и аналитическое мышление детей
  • использовать собственные системы диагностики и контроля
  • приучать детей к самостоятельной познавательной работе
  • учить детей самоконтролю и саморазвитию
  • учитывать личностные интересы детей при планировании образовательной и воспитательной деятельности
  • находить общий язык и продуктивно взаимодействовать с детьми, обладающие разными способностями
  • предъявлять адекватные требования к своим воспитанникам
  • понятным образом преподносить учебный материал

Педагог не должен быть слишком нервно-возбудимым, не должен демонстрировать негативные эмоции.

Быть детским педагогом – особая профессия, призвание и дар. Но «высшим пилотажем» педагогики во всем мире по праву считается педагогика коррекционная. Специалистов в этой сфере педагогики крайне мало! Выпускники специальности даже без опыта работы востребованы в коррекционных школах всех видов, классах коррекционно-развивающего обучения. Зарплата учителя начальных классов в государственной школе - 25-40 тысяч рублей в зависимости от учебной нагрузки, в частной - до 50 тысяч.

Это чрезвычайно деликатная сфера обучения и воспитания, стать настоящим специалистом в которой способен далеко не каждый, даже очень хороший педагог. Этим людям дано право и на них же возложена гигантская ответственность, не поранив беззащитной, хрупкой и ранимой детской души, научить «не такого как все» ребенка жить в нашем очень непростом мире.

Учитель начальных классов должен уметь многое: слушать, говорить, петь, танцевать, рисовать. Но самое главное: ему должно быть интересно с детьми. Это должен быть человек щедрой души и сердца. Шота Руставели писал: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал то – твое». Наука отдавать – сложная наука, постигают ее на протяжении всей жизни. Без этого нельзя быть учителем, а учителем начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями психофизического развития тем более, так как эти дети откликаются только на искренность, мгновенно чувствуют всякую фальшь.

Эта специальность не для всех, но специальность крайне нужная и востребованная! Специальность "Коррекционная педагогика в начальном образовании" направлена на то, чтобы помогать в обучении детям с ограниченными возможностями и нарушенным интеллектом. Это могут быть как врожденные заболевания, так и приобретенные. Такие дети обучаются в определенном коррекционном учреждении, где как раз и работают коррекционные педагоги. Здесь кроме базовых педагогических знаний понадобится индивидуальный подход к каждому ученику, с учётом всех его особенностей. Это работа с «особенными» детьми, имеющими проблемы физического или психического характера. В задачи коррекционного педагога входит: Осуществлять педагогический контроль. Планировать цели и задачи уроков, ориентируясь на каждого ребенка. Оценивать процесс и результаты деятельности. Проводить педагогическую диагностику. Работать с родителями детей. Подбирать программу с учетом особенностей класса. Создавать предметно-развивающую среду в кабинете. Писать отчеты по каждому ребенку.

Квалификация выпускника: учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования. Родственные профессии: учитель, учитель-дефектолог, тьютор, воспитатель ГПД, логопед. Сферы возможного трудоустройства: государственные и негосударственные школьные отделения общеобразовательных организаций, специальные (коррекционные) образовательные организации, школы-интернаты, детские оздоровительные лагеря, детские клубы, центры развития ребёнка, социальные центры.

Коррекционный педагог (дефектолог) - это специалист, работающий с детьми, имеющими проблемы (особенности) в физическом и психическом развитии.

Основные направления деятельности педагога-дефектолога:

  • диагностика проблемы;
  • коррекционно-развивающие занятия с учетом возрастных, индивидуальных и психологических особенностей вашего ребенка;
  • помощь в воспитании ребенка;
  • социальная адаптация (в т.ч. введение в группу).

В основе данной профессии - понимание уникальности детей с особенностями в развитии, стремление к их развитию и социализации. Обладая специальными знаниями, коррекционный педагог помогает родителям справляться с трудностями в воспитании и обучении детей.

К сожалению, в последние годы постоянно растет число детей, имеющих те или иные отклонения от нормального развития . Родители не всегда обладают достаточным запасом знаний для того, чтобы вовремя заметить проблемы у их малыша. В рамках плановых медицинских осмотров также часто остаются не выявленными многие нарушения в развитии детей.

В результате родители начинают бить тревогу, когда ребенок уже вырос и проблемы очевидны. Чаще всего это обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Вот тогда начинают усиленно заниматься с дефектологом, логопедом и психологом, но наверстать упущенное бывает очень трудно, подчас практически невозможно. Ведь именно до 3-5 лет компенсаторные возможности мозга очень велики. Если коррекционное воздействие начато в раннем возрасте, проблемы можно решить полностью, или, по крайней мере, избежать многих возможных вторичных отклонений.

Возможности государственной поддержки семей, имеющих детей с особенностями в развитии, невелики. Часто приходится долго ждать своей очереди на прием к специалисту, упуская драгоценное время.

Специалисты нашего центра занимаются с детьми уже с 8-10 месяцев. Для занятий организована специально подготовленная среда, оборудованная огромным количеством развивающих материалов.

Педагоги работают в тесном сотрудничестве с семьёй. У самых маленьких деток родители присутствуют на занятиях. Это позволяет вам задавать все интересующие вопросы и отслеживать под руководством специалиста продвижение ребёнка, его успехи. Кроме того, работа дефектолога, коррекционного педагога направлена на обучение родителей основным приёмам, необходимым для самостоятельных занятий с ребёнком дома. Только в этом случае возможно достигнуть значительных результатов.

44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании

Быть детским педагогом – особая профессия, призвание и дар. Но «высшим пилотажем» педагогики во всем мире по праву считается педагогика коррекционная. Это чрезвычайно деликатная сфера обучения и воспитания, стать настоящим специалистом в которой способен далеко не каждый, даже очень хороший педагог. Этим людям дано право и на них же возложена гигантская ответственность, не поранив беззащитной, хрупкой и ранимой детской души, научить «не такого как все» ребенка жить в нашем очень непростом мире.

Коррекционная педагогика – это сложная, комплексная специальность, которая помимо теоретических сведений о психологии и методике преподавания опирается на серьезный практический опыт взаимодействия с детьми, имеющими проблемы со здоровьем или отклонения в психическом развитии. Работа коррекционного педагога заключается не только в преподавании ученикам начальных классов ряда общеобразовательных сведений, но и в воспитании у ребенка зрительного восприятия, повышении коммуникативных способностей.

Учитель начальных классов должен уметь многое: слушать, говорить, петь, танцевать, рисовать. Но самое главное: ему должно быть интересно с детьми. Это должен быть человек щедрой души и сердца. Шота Руставели писал: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал то – твое». Наука отдавать – сложная наука, постигают ее на протяжении всей жизни. Без этого нельзя быть учителем, а учителем начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения детей с нарушениями в развитии тем более, так как эти дети откликаются только на искренность, мгновенно чувствуют фальшь.

Получив эту профессию, вы, вместе с нею получаете великое счастье дарить людям будущее на профессиональной основе.


Квалификация:
Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Уровень подготовки: углубленная

Область профессиональной деятельности выпускников: обучение и воспитание детей в процессе реализации образовательных программ общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании являются:

— документационное обеспечение образовательного процесса.

Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования готовится к следующим видам деятельности:

1. Преподавание по программам начального общего образования в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

2. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования.

3. Классное руководство.

4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

На специальности 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании работают высококвалифицированные преподаватели, большинство из которых имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Работа учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования сопряжена с рядом деликатных вопросов и зачастую осуществляется в государственных образовательных организациях. Выпускники специальности даже без опыта работы востребованы не только в коррекционных школах всех видов, классах коррекционно-развивающего обучения, но и в общеобразовательных организациях, включая детские сады, интернаты, детские дома, санатории и профилактории. Во всех этих организациях наблюдается кадровый голод, современная коррекционная педагогика нуждается в квалифицированных кадрах, способных полноценно заниматься как образовательно-воспитательной, так и административной работой.

Учителя данной специализации проводят уроки по всем дисциплинам в начальной школе, организуют развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, ведут кружки, ведут всю учебную документацию и обеспечивают охрану жизни и здоровья обучающихся в период их присутствия в образовательной организации.